Загадки для уроков географии в 5-6 классах.
План и карта
1. Виден край, да не дойдёшь.
Туда дойти мы не смогли,
Где неба край и край земли. (горизонт)
2. Дробью пишусь, поверхность земную на карте уменьшаю. (масштаб)
3. По горочке линией гуляю, ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,
Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю. (горизонталь)
4. Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог. (карта)
5. Дорога имеется – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, в морях воды нет. (карта)
6. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь – дорогу обратно легко найдёшь. (компас)
7. Я ходил по разным странам, плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном. (карта)
8. Он стоит на тонкой ножке в кабинете на окошке,
А на нём-то, веришь нет, уместился целый свет! (глобус)
9. Сверху полюс, снизу полюс.
Посредине жаркий пояс. (экватор)
10. Глобус делит ровная линия условная.
Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг. (экватор)
11. Смотри: они все длинные – предлинные
И словно режут шар земной
На дольки апельсиновые. (меридианы)
12. Старший среди них – экватор.
И от севера до юга эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели, что же это? (параллели)
Литосфера
1. Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (гранит)
2. В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте….(руда)
3. Окаменевшая смола доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений. (янтарь)
4. Это топливо, сырьё из земли качают.
«Чёрным золотом» его люди величают. (нефть)
5. Росли на болотах растения.
Теперь – это топливо и удобрения. (торф)
6. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. ( природный газ)
7. Он чёрный и блестящий, помощник настоящий:
Он несёт в дома тепло, от него в домах светло,
Помогает плавить стали, делать краски и эмали. (уголь)
8. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (глина)
9. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, он и в стекло расплавлен даже. (песок)
10. Для лёгкости в сплавы даётся, мощь самолёта создал.
Тягуч и пластичен, отлично куётся серебряный этот металл. (алюминий)
11. В таёжных и диких лесах, в Сибири, в Якутии дальней
Найдены россыпи ценных камней, по твёрдости нет им равных. (алмазы)
12. Взлетают пыль и кучи пепла, в земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла? – такой вопрос вам от меня. (вулканы)
13. Горный огненный фонтан называется…. (вулкан)
14. Магма по жерлу рвётся наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный…. (вулкан)
15.Земля задрожала, вулкан задымился,
Огонь из-под пепла и камня пробился.
И вот уж из жерла вулкана потёк
Расплавленной горной породы поток! (лава)
16. Я плююсь огнём и лавой, я – опасный великан,
Славен я недоброй славой как зовут меня? (вулкан)
17. Ждут туристы за оградой, что вот-вот забьёт фонтан,
Но желанную прохладу нам не даст сей чудо кран. (гейзер)
18. Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен? (гейзер)
19. Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (гора)
20. Альпинистов всех с утра на свиданье ждёт…. (гора)
21. Стала группа гор в цепочку,
Есть для перевалов точки.
И конца цепочке нет – это тянется…. (хребет)
22. Если горы в беспорядке, много гор, а не одна,
То запомните, ребятки, это горная…. (страна)
23. Есть равнина, право слово, выше уровня морского.
От лесов – полей она склонами отделена. (плато)
24. От дождей, текущих вод он растёт из года в год.
Он полей равнинных враг. Как зовут его? (овраг)
Гидросфера
1. В морях и реках обитает и часто по небу летает.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять. (вода)
2. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
3. Плещут волны на просторе, берегов не видно в …. (море)
4.Вот раздолье теплоходу! Можно здесь прибавить ходу.
Ни плотин, ни огоньков, водоём без берегов. (море)
5. В сто морей тот великан, он зовётся…. (океан)
6. Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна – и горька, и солона. (море)
7. Кругом вода, а с питьём беда. (море)
8. Он ведёт из моря в море, он не широк – всего верста,
И в нём, как в школьном коридоре, и шум, и звон, и теснота. (пролив)
9. Суши маленький кусочек, – но бывает иногда
Он большим, и даже очень, а вокруг всегда вода. (остров)
10. Рядом, рядом острова,
Не один да и не два, а десятки, сотни сотен.
Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как-никак. Значит, здесь…. (архипелаг)
11. Ветер в море бушевал, превращая волны в вал.
Натворил немало дел. И куда Нептун смотрел! (шторм)
12. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (волна)
13. За сто вёрст я чую запах, в море день и ночь верчусь
И, как гончая собака, по следам добычи мчусь. (акула)
14. И на дне морском глубоком, и у самых берегов
Кто из рыб электротоком отгоняет всех врагов? (электрический скат)
15. Никогда мне страх не ведом, смело дам отпор врагу.
16. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (родник)
17. С горы пришла, в море ушла. (река)
18. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в роднике, а широкий – в море. (река)
19. Речка тихо нам журчала, чтоб нашли её начало –
Тихий, слабый ручеёк под названием…. (исток)
20. Наткнувшись на камни горных преград,
Река превратилась в лихой…. (водопад)
21. Посреди поля зеркало лежит, стекло голубое, оправа зелёная. (озеро)
22. Много дней в горах подряд снег идёт и сыплет град,
Слой осадков тех велик, и зовут его…. (ледник)
23. Он плывёт, блестя на солнце, этот остров ледяной,
Он большой, и не качнётся даже сильною волной.
(айсберг)24. Этот крошка водоём весь затянут ряскою,
И живут лягушки в нём, а ещё карасики. (пруд)
25. Море, озеро и пруд словом как одним зовут? (водоём)
Атмосфера
1. Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило, да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет, есть, а вроде бы и нет?! (атмосфера)
2. Слой снегов, дождей и ветров – атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров этот самый нижний слой.
Есть здесь всё, но в большей мере – кислород, азот, озон,
В малых долях – йод и гелий, водород, неон, радон. (тропосфера)
3.Зимой – минус двадцать, весною – плюс пять.
В жару раздеваться, а в холод дрожать
Нас заставляет эта микстура
Её называем мы…. (температура)
4. Без голоса кричит, без зубов кусает,
5. Без рук, без ног – по полю скачет,
Под окном стучится, в избу просится. (ветер)
6. Что за слабый ветерок паруса надуть не смог? (штиль)
7. Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился и столбом до неба взвился. (смерч)
8. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (ветер)
9. Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (вихрь)
10. По синему небу белые гуси плывут. (облака)
11. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
12. Как по небу с севера плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая, вниз кидала – сыпала на поля – озёрушки
Белый пух да пёрышки. (туча)
13. Подходила – грохотала, стрелы на землю метала;
Нам казалось, шла с бедой, оказалась, шла с водой,
Подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась. (туча)
14. Я расскажу наверняка, какие знаю облака.
Если с кружевом схожи да на пёрышки похожи,
В небе высоко плывут, как, ребята, их зовут? (перистые облака)
15. А эти облака, как горы снега,
В них поваляться и попрыгать мне бы.
Облака такие зовутся….. (кучевые)
16. Если небо хмурое, у нас над головою
Облака понурые повисли над землёю.
Серые и низкие, облака…. (слоистые)
17. Ватные хлопья по небу плывут.
Это вот башня, а то вон верблюд.
Прыгнуть бы в вату, она высока.
Над нами по небу плывут…… (облака)
18. Выше леса, тоньше колоса. (дождь)
19. Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса. (дождь)
20. Меня ждут не дождутся, а как увидят – разбегутся. (дождь)
21. Я как песчинка мал, а землю покрываю,
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух, лежу на полях, как алмаз, блещу при солнечных лучах. (снег)
22. В холоде – горой, в избе – водой. (снег)
23. Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно всё сошло. (снег)
24. С неба – звездой, в ладошку – водой. (снег)
25. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (снег)
26. Рассыпала Лукерья серебряные перья, закрутила, замела, стала улица бела. (метель)
27. Вечером на землю слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (роса)
28. Заря – Зарница по полю ходила, ключи обронила.
Месяц видел, солнце скрыло, а земля схоронила. (роса)
29. Серое сукно тянется в окно. (туман)
30. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)
31. Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит,
Другого все слышат, да не видят. (молния и гром)
32. Летит огневая стрела, никто её не поймает,
Ни царь, ни царица, ни красна девица. (молния)
33. Поднялись ворота всему миру красота. (радуга)
34. Осенью идут дожди, осенью тепла не жди.
Летом жуткая жара, душ спасёт тебя едва.
В декабре снега идут, а весною ливни льют.
У любого время года характерная …. (погода)
35. Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет. (времена года)
Биосфера
1. Самый верхний слой земельный.
В нём растут трава, деревья,
Плодородием обладает, как её все называют? (почва)
2. Чем больше в неё вложишь, тем больше она отдаст. (почва)
3. Меня бьют, колотят, режут – я всё терплю, всем добром плачу. (почва)
4. Семя в землю ты сажай, и поспеет….. (урожай)
5. Могут исчезнуть цветы и зверята,
Люди в их гибели виноваты.
Редкие виды не следует рвать,
Животных и птиц ни к чему убивать.
Чтобы погибло всё, хватит и мига…
Читайте, ребята,….. (Красную книгу)
6. На этой территории животные живут,
Они здесь не боятся, что люди их убьют.
Пространство охраняется, и безопасно тут.
Скажите же, ребята, как те места зовут? (заповедник)
Человечество
1. Его разумней в мире нет.
Он Homo sapiens – ….. (человек)
2. С городом этим другим не сравниться,
Главный в стране он, зовётся…. (столица)
Литература
1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., Просвещение, 1990.
2. Завьялова Загадки на уроках русского языка. www.referat.ru. 2008.
3. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. М., Сфера, 2005.
4. Морозова Л.П. Занимательные материалы по географии 6 класс. Волгоград, Корифей, 2007.
5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. Волгоград, Учитель, 2003.
6. Ресурсы Интернета.
– А кто-то знает, что же такое «горные породы»?
– А для того, чтобы узнать понятие «горные породы», вам необходимо, в парах, взять файл №1, внутри которого находятся листы со словами. Нужно собрать слова в правильном порядке, в одно целое. Так мы получим определение.
Горные породы – это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов
– Кто сложит определение, поднимает глазки на меня, чтоб я поняла окончание вашей работы.
– Итак, проверяем.
– Пришло время самого интересного! Сегодня мы с вами отправимся на «Экологическую тропу», проходя которые мы будем всё больше и больше узнавать нового о горных породах.
– А теперь внимательно послушайте правила «Экологической тропы», правила ни в коем случае нельзя нарушать!
Правила «Экологической тропы»:
Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума! ( Т.е., при выполнении заданий ведём себя тихо, отвечаем по поднятой руке.)
Шум не помощник в познании природы. (Как только закончили выполнять задание, откладываем всё на край парты и поднимаем глазки на меня, чтоб я увидела, кто уже завершил выполнение задания)
И конечно, на тропе разрешается рассматривать и наслаждаться природой! (Т. е., внимательно смотреть на картинки)
Собирайте прекрасные воспоминания, они хранятся больше, чем сорванные цветы. (Запоминайте, о чём идёт речь на каждом задании)
– Правила запомнили, все поняли?
– Начинаем!
Станция 1. «Загадки»
– Я знаю, что многие любят загадки, поэтому давайте скорее отгадывать их!
Ваша задача: отгадать загадки (по поднятой руке), после отгадки, я буду показывать вам картинку, как же выглядит данная горная порода.
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
– Молодцы! Вы и с загадками справились!
– Переходим ко 2 станции.
– Внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
– На одном острове жили дружной семьей горные породы. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель горных пород. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и вот что он там прочитал: “солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину“. И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.
– Итак, о каких горных породах говорится в сказке?
– Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?
– Правильно.
«Станция 3»
– А сейчас мы будем решать ребусы.
– Ребята, все помнят правила тропы? (ответы не выкрикиваем, отвечаем по поднятой руке)
– После каждого ребуса вам будет показана картинка и его описание.
1.
– Мрамор – самый твёрдый и прочный камень из известняков. В природе встречается мрамор разной окраски – красной, жёлтой, белой, серой и даже чёрной.
2.
– Известняк – плотный камень, используется в строительстве, в качестве удобрения. Во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато-серый камень.
3.
– Кварцит – самый распространённый и в то же время самый необычный минерал, который представлен неимоверным множеством самых разнообразных разновидностей, форм и расцветок.
4.
– Базальт – очень прочная горная порода, может иметь тёмно-серые, черные или зеленовато-чёрные цвета. Образуется при застывании вулканической лавы на поверхности Земли.
5.
– Нефть – маслянистая жидкость от светло-бурого до чёрного цвета с характерным запахом. Она немного легче воды и практически в ней не растворяется.
6.
– Песчаник – природный камень осадочного происхождения, состоящий в основном из частиц кварца. Цветовая гамма: жёлтые, жёлто-коричневые, серые, серо-зелёные природные оттенки.
– Через отгадывание ребусов, мы развивали с вами логику, мышление, а также освоили понятия «Базальт, кварцит, песчаник, нефть, известняк, мрамор».
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали!
– Станция 4. Она очень интересная и увлекательная!
– Данная станция будет проходить в парах.
Ваша задача: Переставьте буквы в словах так, чтобы получились – названия горных пород.
1. КАЛЬ + ГА = ГАЛЬКА
2. ТИГР + НА = ГРАНИТ
3. СТЕНКИ + ВЯЗ = ИЗВЕСТНЯК
4. ТЕНЬ + Ф = НЕФТЬ
5. ГОЛЬ + Ь + У = УГОЛЬ
6. ЛИН + ГА = ГЛИНА
7. СОК + ПЕ = ПЕСОК
8. ЛЬ + О + С= СОЛЬ
– Ну что ж, какие горные породы у вас получились?
– Как здорово, что вы умеете выполнять самые разные задание!
– А теперь, попробуйте пройти эту станцию!
Станция 5. «Кроссворд»
Ваша задача: отвечать на загадку, с помощью которой мы решим кроссворд.
По горизонтали:
Цвет мой бывает серый и красный.
Тяжёлый и прочный я не напрасно.
Могу под землёю я обитать
Или могучей скалою стать. ( гранит)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделаешь миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина)
2. Покрывают им дороги.
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он удобрение. (известняк)
Пишут им ученики, отвечая у доски. (мел)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
5. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? ( нефть)
Я на болоте образовался,
Стать людям полезным очень старался:
Подстилкою быть для животных могу,
В морозы согрею, тепло подарю.
Чтобы был урожай в огороде прекрасный,
В почву добавят меня не напрасно.
Но, если меня не беречь от огня,
То может случиться большая беда. (торф)
7. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (уголь)
– Молодцы! У вас и это задание получилось выполнить!
С запоздавшим на один день Славным 25 мая! Давайте все посидим на ступеньках с чашками какао в память. (Возможно, я уже сделал это.)
Ваймс начинает делиться мудростью с самим собой, в том числе о том, что он никогда не может брать взятки и что он должен чаще держать свои мысли при себе. Он встревожен, обнаружив, что моложе его считает, что Winder следует заменить на Snapcase, который, как он знает, не пойдет хорошо. По пути в ту ночь офицеры последовали его указанию задерживать нарушителей комендантского часа, чтобы буквально возиться с ним. Он и молодой Сэм отвозят заключенных на Кейбл-стрит, но Ваймс отказывается передать их Хомяку Генри без подписи, что приводит к появлению капитана Свинга, который вместо этого рекомендует отпустить заключенных. Молодой Сэм потрясен этим, хотя Рози и ее настоящая подруга-швея Сандра (которые были задержаны) начинают подозревать Киля. Ваймс врывается в офис Тилдена, правильно подозревая, что что-то было украдено, и находит большую серебряную чернильницу капитана, спрятанную в его собственном шкафчике. Он кладет его в другое место и отправляется в патруль, но на него нападают Неназываемые. Он побеждает их и ведет Генри к доктору Лоуну, чтобы тот починился, затем оставляет Генри в переулке с его именем на гипсе и спит все утро.
Он вспоминает о капитане Свинге, бывшем убийце, которому удалось наладить отношения с Уиндером и стать главой Неназываемых. Когда Ваймс просыпается, он сталкивается с очень молодым Дибблером и непреднамеренно учит его своей фирменной фразе, съедая целый один из его загадочных пирогов и находя внутри записку с указаниями на встречу той ночью. Затем он понимает, что за ним следует Нобби, который в настоящее время является мальчишкой, которого Рози посадила ему на хвост; женщина по имени леди Мезероль; Коутс; Капрал Снаббс; и еще один-два человека. Ваймс предлагает заплатить Нобби, если он будет работать на него с этого момента, и сообщить ему, что все говорят о нем. Затем он направляется в Дом стражи, чтобы узнать, что чернильница Тилдена была украдена. Нок рекомендует проверить шкафчики, начиная с обоих сержантов, и шокирован, когда шкафчик Киля пуст. Они обыскивают остальные шкафчики и ничего не находят; Ваймс положил его в домашний сейф, зная, что это жестоко поступить с капитаном, но не в силах подставить Коутса, как он намеревался, после того, как увидел, что было в его шкафчике. У него есть Нокаут для чата, он получает больше информации о Коутсе (люди думают, что Кил – шпион Уиндера с такой скоростью), и снова берет молодого Сэма в патрулирование.
В Гильдии Убийц ученики наблюдают, как директор разговаривает с той же мадам Робертой Мезероле, за которой следует Ваймс. Дауни пристает к однокурснику, которого называет «собачьим бродягой», и сжигает книгу, которую читает мальчик — конечно же, Ветинари спокойно относится к этому и отправляется спать. Во время патрулирования Ваймс загоняет в угол и арестовывает Неназываемого, который осматривает Морфическую улицу, но когда он и молодой Сэм идут, чтобы привести его, они окружены Неназываемыми… и Карсера назначили ответственным за них. Молодой Сэм звонил в колокольчик, как ему было приказано, привлекая нескольких офицеров, заставляя группу стоять в тупике. Ваймс знает, что изменил историю; был заговор Morphic Street, на который совершили набег Unmentionables. Карсер также теперь знает, что молодой человек, преследующий его, уже прошел мимо Сэма Ваймса, что дает убийце преимущество. После того, как группы расходятся, подъезжает женщина в пурпурной карете и впускает две призрачные фигуры. Вернувшись в Дом стражи, мужчины забаррикадируют двери, и Ваймс узнает от Тилдена, что после акции протеста в Долли Сестерс произошел бунт. Ему разрешают делать «то, что он считает необходимым» — и, к их шоку, мужчины отпирают ворота и складывают оружие.
Ваймс идет поговорить со своим Неупоминаемым пленником после того, как расставил несколько ловушек для своей когорты, когда они неизбежно попытаются вырвать его (они это делают, и ловушки работают на славу). Затем он выходит на улицу и видит, как мирные жители рвутся в драку у их дверей, но спокойно пьет какао. Один мужчина требует, чтобы его арестовали, и разбивает стеклянную бутылку, но делает это плохо и в итоге только режет себя в клочья. Ваймс рвет рубашку, чтобы сделать жгут, и заставляет кого-то бежать за доктором Лоуном. Они должны привести его внутрь, чтобы привести в порядок, и Ваймс приглашает любого из зрителей присоединиться, чтобы они могли видеть, что они не собираются причинить боль или исчезнуть мужчине. Затем с крыши падает мертвый лучник, и его тоже приходится заносить внутрь. Ваймс просит Лоуна записать все условия раненых и подписать их. Он отправляет Колона за имбирным пивом, а когда Фред возвращается, он сообщает им, что большинство других домов стражи находятся в осаде гражданских лиц. Убийца, убивший лучника, собиравшегося убить Ваймса, оказывается Хэвлоком Ветинари, который встречается с мадам Мезероле… своей тетей. Он задается вопросом, захочет ли она в конечном итоге убить человека по имени Джон Кил, но она считает, что его можно использовать. Ваймс использует «трюк с имбирным пивом», чтобы заставить Неназываемого под их опекой отказаться от всего, что он знает, высадить двух других, которые вломились, а затем Дотси бьет его по голове, потому что «Мадам» хочет его видеть.
Удивительно (конечно, за комплименты), как хорошо эти книги показывают, как полицейские процедуры предназначены для повышения общественного доверия и обеспечения отсутствия коррупции, и как легко эти методы можно использовать в противоположных целях. Мы видели, как это произошло в Пятый слон с убийством Ваймсом Вольфганга; тот факт, что он очень многозначительно объявляет, что он безоружен, что он показывает свой значок, ясно дает понять свои намерения и использует правила «преследования по горячим следам», чтобы позволить себе преследовать Волка через Бонк. Мы видим, как Тантони отмечает для себя, что Ваймс абсолютно точно совершает убийство, но переворачивает это в пользу Ваймса, предполагая, что он не мог знать, что Вольфганг поймает сигнальную ракету, взорвавшуюся у него во рту. И в этой книге мы должны согласиться, потому что знаем, что Вольфганг — абсолютное чудовище, единственное желание которого на данный момент — причинить вред своей сестре, убив человека, которого она любит.
С точки зрения персонажа, мы на стороне Ваймса, потому что он что-то делает для Ангуа, помогая другу и избавляя ее от дальнейшей боли, защищая Кэррот. Он также помогает многим другим людям в Убервальде, не давая им стать будущими жертвами Вольфганга. Это делает его героем истории, точка, отказывающийся позволить людям с небольшой властью пострадать от человека с метрическими тоннами власти, действующий из заботы о людях, которых он любит. Но важно, чтобы у него не было последствий к этим действиям потому что он полицейский. Всегда есть какая-то махающая рукой причина, по которой главные герои в художественной литературе избегают последствий хаоса, который они неизбежно вызывают, но в Watchbook не нужны махающие рукой причины, потому что в них заложена очень реальная причина. Мы видим, что эта причина работает в реальной жизни. мир каждый день, к совершенно неблагородным целям.
Сэм Ваймс всегда говорит о том, что его работа — «сохранять мир», но мир и справедливость — не одно и то же, и он полностью это осознает. Закон тоже не справедливость, и он это тоже знает. Он также знает, что полицейские процедуры в конечном итоге применяются для защиты его и его людей — нам просто повезло в рамках этих книг, что он чаще использует эти правила, чтобы защитить как можно больше людей.
Эпизод перед зданием стражи — прекрасный пример того, как он использует эти правила в своих интересах и меняет общественное мнение. Он ставит безоружных офицеров у дверей, оставляет включенным свет, берет перерыв на кофе, отказывается арестовывать разгневанных гражданских, рвущихся на драку, следит за тем, чтобы доктор Лоун отмечал каждое ранение и расписывался под ним. Потому что нам повезло, что в большинстве случаев Сэм Ваймс является относительно порядочным человеком, который не хочет, чтобы люди без нужды пострадали или были убиты, и считает, что Хранители также являются гражданскими лицами, а не какой-то «высшей силой».
Большинство дней.
И важно, что Ваймс также использует указанные процедуры как метод борьбы с авторитаризмом в своем городе; у Unmentionables аллергия на бумажную работу, и настойчивость Ваймса в том, чтобы они ее придерживались, мгновенно их пугает. Иногда оскорбительные системы можно противопоставить откровенно фашистским с положительным эффектом… Это не делает их праведными, но об этом следует помнить.
Представление маленького Ветинари слишком хорошо, как и знание того, что он спасает жизнь Ваймсу задолго до того, как узнает, насколько они будут важны друг для друга. Но я вынужден задаться вопросом, как Дауни отреагировал, когда Ветинари стал Патрицием, и/или позволил ли Хэвлок ему попотеть изначально, и очень надеюсь, что он это сделал. Невыносимое отношение к школе-интернату заслуживает этого, а возмездие Ветинари против Дауни за сожжение его книги странно… восхитительно? Мне, по крайней мере. Я имею в виду, он мог бы сделать что-то гораздо более отвратительное.
Мы, конечно, подробнее поговорим о Леди Мезероле, когда продолжим, но я думаю, что интересно то, что и Ветинари, и Ваймс были воспитаны одинокими женщинами, и это явно повлияло на них обоих весьма специфическими способами.
Будущее было. Должен был быть. Он вспомнил это. Но оно существовало только как это воспоминание, и оно было хрупким, как отражение на мыльном пузыре, и, может быть, так же легко лопнуло.
Его седые усы могли быть украдены у моржа или у ищейки, которой только что сообщили очень плохие новости.
Ваймс вытащил шестипенсовик. Он сиял на ладони Шнобби, как бриллиант в ухе трубочиста.
Ночь была черной, и ты тоже.
С этими словами, висящими в комнате, большими и розовыми, Ваймс вышел на вечерний воздух.
Из кармана мужчины торчала бутылка. Он выпил свое неповиновение.
Девяносто процентов большей части магии состоит просто из знания одного дополнительного факта.
За стенами двора сомкнулась настоящая ночь, старая ночь с усами тумана и ползучими тенями. Он расслабился и носил его как пальто.
На следующей неделе мы прочитаем до:
Медленно, с шумом улицы в ушах, Ваймс погрузился в сон.
Пропустите день, пропустите многое. Ваша неделя в заголовках: