Тема: Гласный звук «У». Буква У.
Цели: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха;
познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением – квадрат красного цвета;
развивать логическое мышление;
познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У»,
воспитывать интерес к звуковой стороне речи.
Оборудование: предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик), красные квадратики, карточка с буквой У, счетные палочки, коробка, игрушки (утка, удочка, улитка, утюг).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Перед началом занятия кладу на стулья предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик).
– Ребята, рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А», потом – те, у кого названия начинаются со звука «О».
(Дети называют картинки – «арбуз», «автобус», «аист», «облако», «осы», «ослик» и садятся).
II. Актуализация знаний.
– Как называются звуки, которые можно пропеть, прокричать? (гласные звуки).
Гласные звуки умеют
Громко кричать и стонать,
Петь, завывать и баюкать,
Но не шипеть и журчать.
– Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным).
III. Изучение нового материала.
– Ребята, сегодня утром я сходила на почту и получила посылку для вас (Показываю коробку). Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадки.
По полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
Утюг
Две антенны на макушке
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
Улитка.
Пестрая крякушка,
Ловит лягушек,
Ходит в развалочку,
Спотыкалочкой.
Утка.
Что это у Галочки:
Ниточка на палочке
Палочка в руке,
Ниточка в реке.
Удочка.
Когда все предметы вынуты из коробки, я говорю детям:
– У – у – утюг, у – у- улитка, у – у – утка, у – у – удочка – назовите первый звук в этих словах (звук «У»).
– Давайте вместе произнесем этот звук. Как вы считаете, какой он – гласный или согласный? Почему вы так думаете? (звук «У» гласный, он произносится плавно, протяжно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград).
– Каким цветом мы будем обозначать звук «У» на схеме? (красным)
– Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)
– У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).
Звук «У» обозначается буквой У (показываю).
– Посмотрите на букву У. Из скольких палочек она состоит? (из двух).
Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая.
– С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны).
– Давайте пропишем букву У в «воздухе».
– А теперь достаньте из контейнера по две палочке и сложите букву У у себя на столе (дети выполняют задание).
– Проведите указательным пальчиком по этой букве.
– Какую букву вы сложили?
А сейчас немного отдохнем.
IV. Физкультминутка.
Ути – ути – утки (вперевалочку идут по кругу друг за другом),
Уточки-малютки (приседают).
На волнах качались,
Брызгались, плескались (встают, машут руками как крыльями).
V. Закрепление материала.
– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Эхо». Я буду громко говорить звук «У», а вы отвечайте как эхо – тихо.
Игра «Внимательные ушки» поможет мне проверить, умеете ли вы внимательно слушать меня. Сейчас я буду петь гласные звуки. Вы помните, что мы обозначаем их квадратиками… какого цвета? (красного). Ваша задача – выкладывать перед собой столько квадратиков, сколько звуков я спою. Слушайте внимательно:
«А», «У», «АУ», «АОУ», «АОА», «УА», «АУА»
(дети выкладывают перед собой каждый раз столько квадратиков, сколько гласных звуков я спела).
VI. Выполнение заданий на листах (см. ниже) или в рабочей тетради.
VII. Итог занятия.
– С каким звуком познакомились на занятии? Расскажите, что вы о нем узнали?
– Сейчас встанет тот, кто вспомнит слово на звук «У».
– Молодцы! Наше занятие подошло к концу.
nsportal.ru
Тема: Звук и буква У (знакомство)
Цели:
Познакомить со звуком и буквой У.
Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».
Учить ориентироваться в схеме своего тела.
Развивать внимание, память, общую и артикуляторную моторику, просодическую сторону речи.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, изображения фей Фонетики и Графики, красные кружочки (символы звука «У»), карточки с изображением буквы У, сделанной из наждачной бумаги или другого шершавого материала, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Садится на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.).
2.Игра «Фея в гости к нам пришла».
Сегодня к нам на занятие пришла фея Фонетика. Она очень любит слушать и произносить разные звуки. Звуки — это то, что мы слышим и произносим. Фея будет и нам помогать учиться хорошо слышать и произносить звуки.
Однажды гуляла фея Фонетика в лесу и услышала, как где-то далеко гудит поезд: «У-у-у-у-у!»
Что услышала фея Фонетика? (Фея услышала звук «У».)
Уточнить артикуляцию звука «У». Попросить произнести его перед зеркалом обычным голосом, громко, тихо, коротко, долго. Спеть звук.
Познакомить детей с понятием «гласный звук» и его символом.
Звуки, которые можно петь, называются гласными. Звук «У» можно петь, значит, звук «У» — гласный.
Гласные звуки мы будем обозначать красным кружочком (показать символ детям).
3.Упражнение «Подними символ, когда услышишь звук „У”».
Логопед произносит различные звуки. Услышав звук «У», дети поднимают красный кружочек.
4. Физкультминутка. Игра «Ветер».
Ветер дует нам в лицо: «У-у-у-у»Дети обмахивают руками лицо и коротко произносят звук «У».
Закачалось деревцо.
Поднимают руки вверх, наклоны влево- вправо.
Ветер дует тише, тише: «У-у-у-у…»
Вытягивают руки от груди вперед, тихо и длительно произносят звук «У».
Деревце растет все выше, выше.
Поднимают руки вверх и потягиваются.
Ветер сильный набежал: «У-у-у-у!»
Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны и громко произносят звук «У».
И все листья оборвал.
Бросают руки вниз, расслабляются.
5. Игра «Какой звук?».
Выставлять на наборное полотно предметные картинки и называть их, выделяя голосом звук «У».
У-у-у-утка (улица, умница, улей, удочка, Уля, утенок, улыбка).
Какой звук вы услышали в начале слова? (Звук «У».)
6.Упражнение «Буква У».
Познакомить детей с графическим изображением печатной буквы У и правилом, что такое буква. (Буквы мы видим и пишем.)
Обвести указательным пальцем букву У, написанную мелом на доске, на карточках (раздать карточки каждому ребенку).
Сделать вывод: буква — это то, что мы пишем и видим.
7.Игра «Отгадай-ка».
Предложить детям отгадать загадки, выделить первый звук в сло ве-отгадке.
В воде купалась, а сухой осталась.
Кто на себе свой домик носит?
infourok.ru
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
Скачать конспект
Скачать презентацию
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, подборка слайдов, символ звука «У» — красный круг, карточка с буквой «У», счетные палочки, рабочая тетрадь, простой карандаш.
Ход занятия.
I. Организационный момент
– Дети, кто назовет какое сейчас время года?
– А кто скажет название птиц, которые улетают осенью?
– Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой.
II. Основная часть.
1. — Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. (Слайд №2)
На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?
– Уля приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:
уши, улитка, утюг, утка, улица. (Слайд №3)
– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.
2. Артикуляция звука.
– Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ». (Слайд №4)
Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой:
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
– Повторите за мной стихотворение:
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?
3. – Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».
4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:
а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.
5. Игра «Третий лишний».
– Я буду называть изображенные предмет, а вы назовите лишний предмет, который не начинается на звук «У».
– Уши, удочка, стол. (Слайд №6)
– Улица, учительница, арка. (Слайд №7)
– Утюг, усы, забор. (Слайд №8)
6. Знакомство с буквой «У». (Слайд №9)
– Послушайте стихотворение:
«У»
– сучок.В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
– Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).
– Найдите букву «У» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
7. — Давайте отдохнем: (упражнение на развитие общей моторики)
Гуси серые летели Выполняют движения по тексту.
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро убежали.
Гуси серые летели
На лужайку тихо сели.
8. – Нарисуйте в воздухе букву «У». (Слайд №10)
– Выложите букву «У»
– Сколько вам понадобилось палочек?
9. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
МАДОУ «Детский сад №16»
Занятие по обучению грамоте
«Знакомство со звуком и буквой «У»
(старший возраст)
Составила: учитель-логопед Бурова О.А.
2017г.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
– познакомить с буквой «а».
Коррекционно-развивающие:
– развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, подборка слайдов, символ звука «А» — красный круг, карточка с буквой «А», счетные палочки, рабочая тетрадь, простой карандаш.
Ход занятия.
I. Организационный момент
– Дети, кто назовет какое сейчас время года?
– А кто скажет название птиц, которые улетают осенью?
– Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой.
II. Основная часть.
2. — Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня, она горько плачет: а-а-а-а (Слайд №2)
На какой звук начинается ее имя? Кто скажет? Какой звук она произносит, когда плачет?
– Аня приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:
Астра, арка, аист. (Слайд №3)
– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.
2. Артикуляция звука.
– Посмотрите на картинку: Аня плачет и слышим звук «ААААА». (Слайд №4)
Давайте вместе произнесем звук «А», нужно открыть широко рот и произнести: «аааааа»
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
3. Символ звука.
– Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А».
4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.
5. Игра «Третий лишний».
– Я буду называть изображенные предмет, а вы назовите лишний предмет, который не начинается на звук «А».
– Автобус, антенна, дом. (Слайд №5)
– Аист, зонт, альбом. (Слайд №6)
– Автомат, слон, арка. (Слайд №7)
6. Знакомство с буквой «А». (Слайд №8)
– Посмотрите, вот буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).
– Найдите букву «А» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
7. — Давайте отдохнем: (упражнение на развитие общей моторики)
Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Осенние листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. Дети сидят на полу и не двигаются.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели Дети тихо бегают друг за другом.
И на землю тихо сели, Дети садятся на пол.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил Дети крутятся вокруг себя
И на землю опустил. Дети тихо садятся на пол.
8. Место звука в слове.
– Как вы думаете, в словах: аист, автобус, арка, где стоит звук «А»? Обозначьте его. (Слайд №9)
9. – Нарисуйте в воздухе букву «А». (Слайд №10)
– Выложите букву «А» из палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек?
10. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
doshkolnik.ru
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «О».
2. Развивать слуховое внимание.
3. Познакомить с буквой «О».
4. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
5. Формировать умение образовывать множественное число существительных от единственного.
6.Учить выделять звук «О» в начале, середине и конце слова.
Материалы:
красный круг, карточка с буквой «О» (из азбуки), картинки на звук «О».
– Сядет тот, кто назовет слова на звук «А», «У», «И».
1. – Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их:
Окна, осы, облако, овощи.
– Какой звук слышится в этих словах в начале слова?
– Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «О».
II. Основная часть
2. Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук «О», губы вытянуты вперед и округлены.
Это какой звук?
– Почему?
– А какие еще звуки вы уже знаете?
– Какие они?
– Почему их называют гласными?
Звук «О» гласный и, обозначать мы его будем (каким?) красным цветом.
3. «Хлопни, если услышишь «О»
1)А У О И Э О У У И О А О
2) АН, ОМ, АМ, ОН, УН, ИН, УМ, ЫН
4. «Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «О»:
дом, овощи, кошка, облако, перо, зонт, гном, слон, ножницы.
5. Игра с движением «На кухне» (выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения) .
Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты
Мясорубку мы возьмем,
Быстро мясо провернем.
Миксером набиваем дружно
Все, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы — это чудо!
Жить без них нам было б худо. (Е. Игнатьева)
5. Игра «Запомни и назови»
Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки с изображением птиц: утка, лебедь, аист, ласточка.
– Ребята, посмотрите на картинки. Кто это? Давайте назовем каждую картинку. А теперь я убираю картинки, а вы мне скажете какие картинки мы только что рассматривали и называли.
Знакомство с буквой «О»
– Посмотрите, вот буква «О». (Выставляется карточка с изображением буквы «О»).
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
– На какую геометрическую фигуру она похожа?
Нарисуйте в воздухе букву «О».
7. Упражнение «Сосчитай и назови»
– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
ОМ МО МУ МА АМ ИМ
– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.
9. Игра «Много — один»
Холодильники – холодильник
Телевизоры – …
Компьютеры – …
Утюги – …
Лампы – …
Телефоны – …
Люстры – …
Пылесосы – …
Электромясорубки – …
Соковыжималки – …
Миксеры – …
Магнитофоны – …
11. Игра «Четвертый лишний»
– Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.
Телевизор, фен, автобус, утюг.
Холодильник, тарелка, телефон, лампа.
III. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?
-Какой это звук?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
nsportal.ru
Автор:
Змановская Роза Джумаевна,
учитель-логопед
МКДОУ “Детский сад к/в
“Золотой ключик”
Пуровский район, г.Тарко-Сале
Цели:
Коррекционно-образовательные:
– дать понятие о механизме образования звука И;
– познакомить ребят с многозначными словами.
Коррекционно-развивающие:
– учить детей образовывать слова с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
– развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
– развитие умения составлять из частей целостное
изображение предмета;
– учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
Коррекционно-воспитательная:
– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, фланелеграф, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).
Словарная работа:
Глас (древнерусское слово) – голос.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Логопед: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
(Берёт зажжённую свечу).
Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Логопед:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Логопед:
– Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
– Вы повторяли несколько раз слово «иголки».
Логопед:
– Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок:
– Иголки разные.
Логопед:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
– И- и- и- иголка.
– Какой звук я выделяла голосом?
Дети:
Звук [и].
Логопед:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Логопед:
– Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
– И.
Логопед:
– Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Дети произносят звук.
Вопросы:
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Дети:
– При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.
Логопед:
– Этот звук поётся?
Дети:
– Этот звук можно петь.
Логопед:
– Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».
Звук [И] – гласный звук.
Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.
4. Упражнение с чётками.
Логопед:
– Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки.
Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.
«И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать»
Дети:
Это имя.
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
Логопед:
– Я называла имена детей.
Есть имена и у пальчиков.
Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
– Здравствуй, большак! – говорят.
Здорово, Васька-указка,
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Мишка-серёдка,
Гриша сиротка
Да крошка Тимошка!
( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).
5. Игровое упражнение «Не ошибись!»
Установка:
– Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.
Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
Логопед:
– Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызывает одного из ребят).
– Молодец! Ты внимательно слушал меня.
Теперь я попрошу вас соединить части картинки.
Кого вы видите перед собой?
Дети:
– Да это же лошадки!
Логопед:
А как они подают голос?
Дети: И-и-го-го!
Логопед:
Какой звук вы услышали в этой песенке?
Дети:
-Звук [и].
Логопед:
– А как зовут детёныша лошади?
– Жеребёнок.
Логопед:
Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.
6. Киргизская народная игра «Скачка»
Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.
В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.
7. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т.д.
А что же Ищ?
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
Дети:
–Это звук [и].
Логопед:
– Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
Ребёнок:
– Звуки мы не видим.
Логопед:
– Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).
Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).
Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»
8. Итог занятия.
Логопед:
– С каким звуком вы сегодня познакомились?
– Можно ли этот звук петь?
– Как называются звуки, которые поются?
– Какой буквой обозначается звук [И]?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Литература
1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.
3. Г.А.Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»
Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.
4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»
Санкт-Петербург, 2003г.
5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»
Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000971 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111170
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
tmndetsady.ru
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Тема: Звук [А]. Буква А.
Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.
Оборудование
Демонстрационный материал: картинки-аист, ананасы, абрикосы, арбуз, апельсины, антенна, альбом, буква А., картинка произнесения звука [А] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», «Длинно-коротко» ширма, 4-5 музыкальных инструмента, цифры 1,2,5
Раздаточный материал: тетради по обучению грамоте, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Незнайке, он давно уже нас ждет. Посмотрите какой волшебный сундучок приготовил для нас Незнайка. Хотите узнать, что в нем спрятано?
Дети: -да.
Воспитатель: А лежат в сундучке музыкальные инструменты. Незнайка приготовил их, чтобы поиграть с вами в игру «Угадай, на чем играю». Но прежде чем начать игру, давайте вспомним как называются инструменты и послушаем, как они звучат. (дети слушают звучание, называют инструменты, и педагог убирает их за ширму). Закройте глаза, послушайте и скажите, на каком инструменте играл Незнайка.
Дети – Незнайка играл на маракасе… на бубне… на рубеле…и т.д.
Воспитатель: Сегодня я вам и Незнайке хочу рассказать сказку о звуках. Мы слышим много разных звуков – шум проезжающей машины, шелест листьев, пение птиц, звуки музыки – это все неречевые звуки, а еще есть звуки речи. Я говорю, а вы меня слышите. Это звуки речи. Сегодня вы узнаете о первом звуке речи. А вот о каком, вы догадаетесь, послушав стихотворение.
Аист вез из магазина
На своей тележке груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз
Воспитатель выставляет на доске картинки по ходу стихотворения.
Воспитатель: Что привез аист из магазина?
Дети: Аааананасы, Аааапелисины, Аааабрикосы, Ааарбуз
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааананасы?
Дети: [А]
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааапельсины?
Дети: [А];
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааабрикосы?
Дети: [А];
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааарбуз
Дети: [А]
Воспитатель: Что общего у всех этих слов?
Дети: Все они начинаются со звука [А]
Воспитатель: Давайте все вместе произнесем звук [А] (воспитатель выставляет картинку произнесения звука) рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно. Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный. Звук [А] гласный. Повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. (Выставляется кружок) Звук [А] обозначается буквой А. (Выставляется буква А)
Запомните!!! Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
Посмотрите, как напишу ее я. (Воспитатель пишет на доске букву) и произносит: полка, палка и черта- получилась буква А.
Я вам и Незнайке предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук [А] – хлопните в ладоши. (воспитатель закрывает рот экраном)
Воспитатель: О, У, И, А, О, А, И, У, Ы, И, А, О.
Что я сейчас произносила?
Дети: звуки
Воспитатель: Звуки можно произносить по – разному. Можно звук [А] произнести громко ААА
А можно тихо. Аааа
Работа по карточкам:
Воспитатель: я буду показывать вам на кружки, а вы будете произносить звук [А]. покажу на большой кружок- произнесете громко, покажу на маленький – произнесете тихо.
Карточки:
А А А А
___________________________ _________
Воспитатель: А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук долго) а можно произносить коротко. А. (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук коротко)
– Полина, спой песенку
А теперь послушаем Сашу,
А какая песенка у Матвея? (воспитатель проводит по дорожке, дети произносят звук)
Физкультминутка
Руки вверх и в кулачок,
Руки вниз и на бочок
Мы присядем, скажем у-у-у
Мы привстанем, скажем, а-а-а
Нам пора уж за дела. (повторить 2 раза)
Воспитатель: Незнайка решил поиграть в игру «Подбери картинку». Я называю вам предложения, а вы попробуйте продолжить предложения.
На крыше дома стоит …
Незнайка Альбом
Воспитатель: Правильно?
Дети: Нет. На крыше дома стоит антенна
Воспитатель:
Аня рисует красками в ….(альбоме)
На дереве поселился ……(аист)
Мама купила вкусные ….(апельсины)
На бахче вырос круглый ….(арбуз)
Воспитатель: Оказывается, незнайка не умеет считать, поможем ему посчитать предметы.
1 – антенна, 2 – антенны, 5 – антенн
1 – альбом, 2 – альбома, 5 – альбомов
1 – аист, 2 – аиста, 5 – аистов
1 – апельсин, 2 – апельсина, 5 – апельсинов
1 – арбуз, 2 – арбуза, 5 – арбузов
Молодцы! А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [А]?
Дети: красным
Почему?
Гласные звуки обозначаем красным цветом.
Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ!
Работа в тетради.
Итог занятия.
С каким звуком познакомились?
Почему раскрашивали букву красным цветом?
Какое правило узнали?
nsportal.ru
Конспект фронтального занятия (ЗКР)
«Звуки и буквы. Звук У»
Задачи
Коррекционно – образовательные: – продолжать знакомить с понятиями «звук», «буква»; – познакомить детей со звуком [У] и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам; развивать словарный запас по теме «Животные севера».
Коррекционно – развивающие:
– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику у детей;
– развивать фонематические процессы;
– продолжать учить навыкам звукового анализа и синтеза слов;
– закреплять правильное произношение звука [У] изолированно, в слогах, в словах, во фразах.
Коррекционно – воспитательные:
– воспитание самостоятельности, активности, инициативности;
– воспитание самоконтроля за правильным произношением звука [У].
Оборудование: мяч, аудиозапись звуков, «домики» с красной крышей для букв и звуков с изображением буквы У и кружочком возле буквы, красные карандаши; видеопрезентация; иллюстрации с изображением предметов на букву У , таблица из трех колонок; буква У силуэт.
Ход занятия.
Организационный момент.
– Ребята, мы с вами снова отправляемся в интересный город Звукоград. Как называются его жители (звуки). Вспомните, что такое звук? (то, что мы слышим), буква? (то, что мы пишем или видим). Но нам опять, что бы туда попасть, нужно выполнить задание «Один – много» (с мячом) – морж (моржи), олень (олени), белый медведь (медведи), тюлень (тюлени), песец (песцы).
Вот теперь, мы можем пройти в город Звукоград. Дети проходят и садятся за столы.
1. – Ребята, вспомните, как зовут главного в городе Звукоград профессора?
( Говорунчик). Он все-все знает, умеет выговаривать самые сложные слова. (презентация)
– Здравствуйте, ребята. Угадайте по артикуляции (положению губ) какой звук я назову (А, О). покажите мне беззвучно звук А, О. Какие это звуки (гласные)
2. – А сегодня я вас приглашаю в домик к следующей жительнице нашего города. Какая это буква, догадайтесь.
Жила-была уточка. У уточки были утята. Утята дружили с улитками. Утята часто брали удочку и ходили на речку ловить рыбу, а мама утка дома гладила одежду утюгом (презентация). Посмотрите на картинки и послушайте внимательно, какой звук вы слышите в начале этих слов? (У).
– Правильно, звук У.
Уточнение артикуляции. Характеристика звука.
Что губки делают, когда мы говорим этот звук? (вытягиваются в трубочку)
Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный)?
Можем мы его пропеть голосом? (да, значит он – гласный)
Он летит на самолете. Когда мы говорим –У-, нам не мешают не губы, не язык, не зубы.
3. Акустико – артикуляционный образ звука.
Показать презентацию волка, который воет.
-Посмотрите, волк зимой воет: «У-У-У». Какой звук он произносит? (У).Рот открыт, губы вытягиваются в трубочку, язычок спокойно лежит во рту. Покатаем на самолете звук У – произнести звук громче, тише.
4. Наша буква У очень любит гулять по лесу.
Однажды буква У пошла прогуляться по лесу.
Ах, как там красиво! И сколько разных лесных животных и птиц. Сова кричит (-У-У-У- отрывисто), волк завывает (-УУУУУУ- протяжно). Гуляла, гуляла наша буква У и заблудилась. Заплакала она (-УУУУУ- горестно). И кричит –АУ-.
– Какой первый звук ? –А. Второй? – У.
5. Игра «Эхо». –АУ- громко, тихо, протяжно, отрывисто. Дети повторяют.
Вылетела сова и помогла.
Введение понятия ударный звук.
Обрадовалась буква У и запела песенку – УУУточка, УУУшко, мУУУУУзыка.
Какой звук громче произносим? По какому звуку «ударяю» голосом? Как называется звук по которому «ударяем»? (ударный). Так с песенкой У вернулась домой.
Физкультминутка.
Мы в лес пойдем, Детей позовем: Ау, ау, ау! Никто не отзывается, Ау, ау, ау! Как это называется? | шагаем на месте (тихо) руки рупором корпус поворачиваем вправо – влево, рука «козырек» (громко) руки рупором пожимать плечами |
6. Звук и буква У живет в доме с красной крышей, потому что все гласные звуки обозначают красным цветом. А звук У какой звук? (гласный). Давайте раскрасим окошко в доме буквы красным цветом.
7. Игра «Где стоит звук?» – работа с таблицами.
Давайте вспомним, что звук может стоять в начале слова, в середине и в конце.
Выходит ребенок и определяет место звука У в словах (утка, булочка, мяу).
8. Игра «Найди картинку». Выбрать из предложенных картинок слова, которые начинаются с У.
9. – Каким цветом раскрасим домик буквы У? Почему красным? (звук гласный).
– Ребята, нам пора возвращаться. Прощаемся с Говорунчиком. К какому звуку и к какой букве мы ходили в гости?
Выход – назови слова со звука У.
Домашнее задание – раскрасить красным цветом букву и домик.
А О У Задание: 1.Соединить рисунок с нужной буквой, раскрасить картинки. 2. Нарисовать рисунок на звук У | А О У Задание: 1.Соединить рисунок с нужной буквой, раскрасить картинки. 2. Нарисовать рисунок на звук У. |
А О У Задание: 1.Соединить рисунок с нужной буквой, раскрасить картинки. 2. Нарисовать рисунок на звук У. | А О У Задание: 1.Соединить рисунок с нужной буквой, раскрасить картинки. 2. Нарисовать рисунок на звук У. |
nsportal.ru