КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в определении оптимального времени для начала обучения. Почему сначала звуки, а потом буквы?
Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.
Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом).
Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким
речевым характеристикам, как:
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).
Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.
В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.
В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).
На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.
Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.
Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.
Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения:
согласный – синий гласные звуки – красный цвет
Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.
Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.
Игры на
развитие правильной
артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха
Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т. д.)
Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове – хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
Информация для родителей
“Материалы по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности”
Материалы по пропаганде в области обеспечения пожарной безопасности. Ознакомиться с данными материалами можно по ссылке: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan
“Организация рационального питания в ДОО” 18.11.2020г.
Организация разионального питания в детском саду (просмотреть материал)
Презентация “Организация деятельности пищеблока” (просмотреть материал)
Анкета по питанию (просмотреть материал)
«День питания в детском саду» 22.09.2020г.
План проведения «Дня питания в детском саду» (просмотреть материал)
Доклад “Организация питания в детском саду” (просмотреть материал)
Презентация “Организация питания в детском саду” (просмотреть материал)
Презентация “Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий” (просмотреть материал)
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий (просмотреть материал)
Памятка для родителей “Роль здорового питания” (просмотреть материал)
Самый интересный рецепт блюд из полезных продуктов (просмотреть материал)
Акция “Ярмарка каш” (просмотреть материал)
Видеоролик “Организация питания в ДОО” (просмотреть материал)
Уважаемые родители!
По всем вопросам функционирования детского сада в условиях распространения COVID-19 обращайтесь по номеру телефона «Горячей линии» 8(47533)4-89-63
Памятка для родителей “О режиме функционирования МБДОУ № 6 «Рябинка» в условиях распространения COVID-19” (просмотреть материал)
Памятка по коронавирусу (просмотреть материал)
Профилактика коронавируса (просмотреть материал)
Памятка “Использование маски” (просмотреть материал)
Информационная кампания «Об обеспечении безопасности»
Пакет методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (просмотреть материал)
«Профилактика травматизма и гибели детей в летний период»
Пакет методических материалов по профилактике травматизма и гибели детей в летний период (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Режим дня. Нужен ли он?”, Беляева Л. П., воспитатель (просмотреть материал)
Всероссийская познавательная викторина для дошкольников «Занимательные задачки в стихах” (до 10), Тишина Н.М., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Что и как рассказать детям о Великой Отечественной войне», Немцева А.Н., воспитатель,1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры», Немцева А.Н., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Математика в повседневной жизни», Немцева А. Н., воспитатель,1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Танграм», Немцева А.Н., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Занимательная математика дома”, Пухальская Л. В., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно держать карандаш?», Кулюкина Н.Е., воспитатель (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Развивающие игры для детей шестого года жизни дома», Гулина Л.М., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Учим детей рассказывать», Заболотникова К.В., учитель-логопед, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова», Заболотникова К.В., учитель-логопед 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Развиваем детский словарь», Заболотникова К.В., учитель-логопед 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребенка в семье», Заболотникова К. В., учитель-логопед 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу детей старшего дошкольного возраста», Заболотникова К.В., учитель-логопед 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Взрослый мир в детских мультфильмах», Тишина Н.М., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе”, Яковлева С.А., педагог дополнительного образования, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Рекомендации для родителей «Исправление недостатков произношения звуков [л] – [л’]», Заболотникова К.В., учитель-логопед (просмотреть материал)
Консультации для родителей «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет», Слепужникова Г.М., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Кто такой безречевой ребенок?», М.А. Жаркова, учитель-дефектолог (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Готовим руку к письму – развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Пухальская Л. В., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Пищевая избирательность у ребенка. Что делать?» Решетникова Т.П., тьютор (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Играем дома», Серина Е.А., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Пример взрослых в воспитании детей» Индыченко А.И., воспитатель (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста», Митрофанова Виктория Андреевна, воспитатель (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Развитие речи наших детей», Индыченко А.И., воспитатель (просмотреть материал)
Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», Митрофанова Виктория Андреевна, воспитатель (просмотреть материал)
Памятка для родителей «Коронавирус! Как не заразиться!?» Митрофанова Виктория Андреевна, воспитатель (просмотреть материал)
«Рекомендации родителям по проведению дыхательной гимнастики» Митрофанова Виктория Андреевна, воспитатель (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Создаем условия для музыкального развития детей дома» Какоткина Галина Борисовна, музыкальный руководитель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Конструируем со вкусом или дизайнеры в белых колпачках» Хорольская С.В., педагог дополнительного образования 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Как научить ребенка пользоваться ножницами» Пухальская Л. В., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей» Хорольская С.В., педагог дополнительного образования 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Физическое развитие детей с нарушением зрения» Новикова Г.В., тьютор (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки у детей с РАС» Решетникова Т.П., тьютор (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Индыченко А.И., воспитатель (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Дети на дорогах», Голубцова Т. А., воспитатель, 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Зарядка без забот», Попова М.М., воспитатель (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Как организовать игры с водой дома», Попова М.М., воспитатель (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Игры со спичками», Пахомова Н.В., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Опыты для родителей с детьми дома», Кулюкина Н.Е., воспитатель (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста», Немцева А.Н., воспитатель,1 кв. категория (просмотреть материал)
Мастер-класс «Тряпичная кукла-Пасха», Пахомова Н.В., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Развиваем внимание «Четверочки», Тишина Н. М., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Рекомендации для родителей «Как учить запоминать стихотворение», Тишина Н.М., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
«Творим дома» Аппликация на тему «Скворечник», Голубцова Т.А., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Досуг в условиях карантина”, Нагаева О.Н., педагог – психолог, 1кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Занимательные картики: готовимся к школе дома”, Нагаева О.Н., педагог – психолог, 1кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Играя развиваем речь детей”, Гулина Л.М., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Игры в домашних условиях для подготовки ребенка к школе”, Нагаева О.Н., педагог – психолог, 1кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Игры и игрушки для детей с нарушение зрения”, Новикова Г. В., тьютор (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Игры на развитие мышления”, Нагаева О.Н., педагог – психолог, 1кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Кубик Рубика – гимнастика для ума”, Нагаева О.Н., педагог – психолог, 1кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Рекомендации родителям по развитию речи детей”, Гулина Л.М., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей “Чем занять ребенка дома. Умеете ли вы интересно проводить с детьми свободное время”, Гулина Л.М., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Советы для родителей по проведению пальчиковых игр, Нагаева О.Н., педагог- психолог, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста», Слепужникова Г. М., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей», Слепужникова Г.М., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Графические диктанты» (рисование по клеточкам), Пахомова Н.В., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Чудесные поделки из бумаги», Пахомова Н.В., воспитатель, 1 кв. категория (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Мудрость родительской любви», Кулюкина Н.Е., воспитатель (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Отец как воспитатель», Серина Е.А., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Профилактика детского травматизма в ДОО», Серина Е.А., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация «Родителям о туберкулезе», Серина Е. А., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Учим детей беречь природу», Серина Е.А., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Мастер-класс «Георгиевская ленточка к 9 Мая своими руками», Хорольская С.В., педагог дополнительного образования, 1 кв. категория (просмотреть материал)
«Информация для родителей группы «Пчелки» по проекту «Такие разные слова», Тишина Н.М., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Словесные игры для развития грамматического строя речи детей», Тишина Н.М., воспитатель 1 кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Играйте с пальчиками – развивайте речь и мышление», Жаркова М.А., учитель-дефектолог (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Дидактические игры на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ», Жаркова М. А., учитель-дефектолог (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование во второй младшей группе», Голубцова Т.А., воспитатель первой кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет» Голубцова Т.А., воспитатель первой кв. категории (просмотреть материал)
Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома», Немцева А.Н., воспитатель 1кв. категории (просмотреть материал)
Игра «Четвертый лишний, звук «Р» (просмотреть материал)
Игра «Найди слова на букву…» (просмотреть материал)
«Развивающие задания «Играйка»(для детей 5-6 лет) (просмотреть материал)
“Графические диктанты – Рисуем по клеточкам” (просмотреть материал)
Ознакомьтесь с нашими советами по раннему обучению грамоте, чтобы узнать, как помочь ребенку выработать привычку читать.
28 августа 2020 г.
Всего одним этим простым действием вы сблизитесь со своим ребенком, вдохновите его на любовь к чтению и поможете ему в раннем развитии прочных языковых навыков и навыков грамотности, которые станут основой для его будущего обучения и успеха. На самом деле, исследования показывают, что чтение вслух является основным фактором раннего развития речи у маленьких детей.
Чтобы помочь вам и вашему ребенку получить максимальную отдачу от вашего рассказа, вот 12 советов по раннему обучению грамоте от наших экспертов по раннему обучению из школы
Независимо от того, сколько лет вашему ребенку — от младенцев до малышей и дошкольников — эти советы помогут вам извлечь выгоду из этого драгоценного времени с вашим ребенком, сделав чтение веселым, познавательным и запоминающимся для вас обоих.
кругквадраткругиквадратформа-сеткауголАвтор: Reading Rockets
Читайте рано и читайте часто. Ранние годы имеют решающее значение для развития любви к чтению на всю жизнь. Никогда не рано начать читать своему ребенку! Советы ниже предлагают несколько забавных способов помочь вашему ребенку стать счастливым и уверенным читателем. Пробуйте новый совет каждую неделю. Посмотрите, что лучше всего подходит для вашего ребенка.
Эти советы для родителей дошкольников также доступны в виде одностраничного раздаточного материала, который можно загрузить и распечатать.
Читайте своему ребенку каждый день. Сделайте это теплым и любящим временем, когда вы двое можете обниматься.
Расширьте словарный запас вашего ребенка, говоря об интересных словах и предметах. Например: «Посмотрите на этот самолет! Это крылья самолета. Как вы думаете, почему они называются крыльями?»
Расскажите своему ребенку, как вам нравится читать вместе с ним. Говорите о «времени рассказов» как о любимой части вашего дня.
Читайте ребенку с юмором и выражением. Используйте разные голоса. Ветчина это!
Отложите книгу на некоторое время, если ваш ребенок теряет интерес или ему трудно концентрировать внимание.
Обсуждайте, что происходит в книге, указывайте на элементы на странице и задавайте вопросы.
Читайте любимую книгу вашего ребенка в сотый раз!
Расскажите ребенку, как мы читаем слева направо и как слова разделяются пробелами.
Расскажите о письменных словах, которые вы видите в окружающем вас мире. Попросите ребенка найти новое слово на каждой прогулке.
Обязательно обратитесь к педиатру или учителю вашего ребенка как можно скорее, если у вас есть опасения по поводу развития речи, слуха или зрения вашего ребенка.
Загружаемый раздаточный материал для родителей младенцев, малышей и детей дошкольного возраста до 3 класса доступен на следующих языках:
Reading Rockets (2021)
Вы можете распечатывать копии или переиздавать материалы для некоммерческого использования при условии указания авторства Reading Rockets и автора(ов).