Нод по обучению грамоте в подготовительной группе – . , – .

Содержание

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе “Путешествие в страну Звукляндию”

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе

Образовательная область – речевое развитие

ТЕМА : «Путешествие в страну Звукляндию».

 Продолжительность занятия 30 мин.

ЦЕЛЬ: закрепление  знаний  детей по основам первоначальной грамоты

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение :

-в звуковом анализе слов, в образовании новых слов,

 -в составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,  

-в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,

-в подборе родственных слов,

-по составлению слов по начальному слогу.

-Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

Развивающие: Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

 Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты,  способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Образовательная среда:

Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.

Ход занятия

1.Вводно-мотивационная часть:

Вступительное слово воспитателя:

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

Будем четко говорить и писать старательно.

-О чем говорится в стихотворении? ответы детей ( о звуках)

Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? ( ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.

-Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)

Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках.

 -Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые  во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? ( твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».

2. Основная часть.

Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт.  Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.

-А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).

№ 1 задание.  Дидактическая игра “Подбери слова к предложенному начальному слогу”

Детям предлагается начальный слог,  по которому придумываются слова.

“МА”: мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

“ЛИ”: лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

“КУ”: курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)

№ 2 задание “Родственные слова”

Предлагается слово, к которому  подбираются однокоренные слова:

Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

Дом( домовой, придомовая, домашний, домработница)  

Задание №3 Дидактическая игра “Образуем новое слово”

Читается стихотворение,  детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова “Дом”

Гном и Дом 
 Жил да был  весёлый гном. 
Он в лесу построил … Дом. 
Рядом жил поменьше гномик. 
Под кустом он сделал … Домик. 
Самый маленький гномишко 
Под грибом сложил… Домишко. 
Старый, мудрый гном-гномище 
Выстроил большой … Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был…Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома… Домовой.
 Всех встречал  радушный гном, 
   Все любили этот … Дом.

Задание №4

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?( ответы детей).  Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит  провести  звуковой анализ слова  КНИГА.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок  у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)

Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),

кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),

книига- 3-й звук – «И», гласный  (ставит красную фишку),

книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)

книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),

книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).

Какие гласные в слове книга? (и,а)

Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет  звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й  твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Под грибом шалашик-домик (руки сложить “крышей”над головой),

Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),

Мы тихонько постучим (“дождик” по голове),

В колокольчик позвоним ( прищелкивание пальцами).

Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),

Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).

В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),

На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),

Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),

На столе тарелка с вилкой.

 И блины горой стоят(хлопки руками),

Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).

Задание № 5

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.

Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?

Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.

Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Маша – словом  «НАРЯДНАЯ».

 Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова ( НИНА,  НАРЯДНАЯ).

Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).

Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная.

Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же  у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.

Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная»  проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.

В. А теперь поиграем: Игра-  задание детям –словам.  Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с использованием других детей-слов.

№ 6 задание. Игра “Четвертое лишнее”

Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

 слон – стол – сумка – карандаш 

книга – кошка – портфель – компас

обруч – тетрадь – ослик – облако.

На доску помещается изображения отгаданных слов.

-Карандаш, портфель, тетрадь это все…(назвать обобщающим словом – школьные принадлежности)

№ 7 задание. “Составление предложений по схемам”

Выполнив предыдущее задание, Звуколюб убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их  в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.

(Вспоминают, что вертикальной чертой в  схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).

        

                       .

Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : “Скоро наступит теплое лето”.

3.Рефлексивный этап:

– Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.

Последующая работа:

  1. Рисование на тему: «Рисуем домики для жителей страны Звукляндии»
  2. Выставка рисунков
  3. Чтение художественной литературы

nsportal.ru

Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно-речевому

направлению развития детей №69 «Радуга»

Конспект итоговой

непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе №5

на тему: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»

Воспитатель гр. №5

Тюрина О.В.

г. Набережные Челны

октябрь, 2015 год

Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, физкультура.

Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

  • Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов, различать гласные и согласные ;

  • Упражнять в делении слов на слоги;

  • Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы;

  • Упражнять в определении места звука в словах, в определении

  • количества слогов в слове;

  • Закрепить умение читать слова;

  • Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;

  • Закрепить знания о многозначных словах.

  • Закрепить умение подбирать родственные слова.

  • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;

  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к образовательной деятельности;

  • Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;

Наглядные: игра «Лишняя буква», игра «Найди слог, получится слово», слайды с заданиями;

Игровые: дидактическая игра «Что из чего сделано?»,

Материал (оборудование):

Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, сундучок с монетками, письмо от пирата, игрушка – попугай, мяч.

Раздаточный: карточки со слогами, карточки с буквами, карандаши.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове.

Организация детей на НОД:

  1. Дети стоят на ковре полукругом;

  2. Дети сидят на стульях;

  3. Дети сидят за столами;

  4. Дети стоят в кругу на ковре возле экрана;

  5. Дети возле воспитателя на ковре, в кругу.

Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, звуковой анализ слова, алгоритм действий.

Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей: Софья М., Мария М., Вера Г., Влада Х.

Ход НОД:

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

– Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие.

(Дети заходят в группу и садятся на стулья, поставленные полукругом.)

– На адрес нашего детского сада пришла посылка – вот такой таинственный сундук и письмо от Старого Пирата. (на экране картинка пирата).

Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята!

Я рад познакомиться с вами, и хочу поделиться своими сокровищами. Но открыть секретный замок на сундуке не так-то просто. Чтобы заполучить ключ от замка, который я спрятал в секретном месте, вы должны пройти мои хитрые и коварные испытания.

Желаю удачи. Старый Пират Весельчак».

– Ну что, ребята, хотите узнать какие же сокровища прислал вам пират Весельчак? Я думаю всем интересно, будем проходить его испытания?

– Здесь в письме указаны все задания, которые вы должны пройти, итак приступим. Давайте сядем на стульчики. Задания здесь о буквах и звуках, словах, слоге, и предложении. Сначала пират хочет проверить знаете ли вы звуки и буквы.

-Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.

– Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

– Почему они называются «гласные»? (их можно петь)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)

– Давайте назовем гласные звуки.

– Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)

– Давайте назовем согласные звуки.

– А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).

– Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

1 задание.

Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».

Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).

(Слова: жук, сок, лев, ваза, облако, маска, зебра, хлеб, апельсин и т.д.)

2 задание.

Игра «Лишняя буква» (дети садятся за столы и выполняют задание в карточках)

Каждому ребенку предлагается карточка с буквами. Его задача найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласную или согласную).

Например: АОИКУ, БТЛА

К, МВАГШ, УЫИЖЮ и т.д.

3 задание.

«Какой звук повторяется во всех словах?»(на экране картинки в виде группы)

  1. Рак, рыба, тигр, радуга. (Звук «р»)

  2. Заяц, зуб, зонт, арбуз. (звук «з»)

  3. Жираф, баклажан, ёж, пожар. (звук «ж»)

  4. Фонарь, флаг, светофор, шарф. (звук «ф»)

4 задание. (Физминутка)

Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (игра в кругу, с мячом)

(воспитатель кидает мяч ребенку и называет предмет и из чего он сделан, а ребенок в ответ говорит прилагательное)

Стул из дерева – деревянный,

Шапка из меха – меховая.

Компот из вишни – вишневый,

Суп из капусты – капустный,

Мяч из резины – резиновый,

Стакан из стекла – стеклянный,

Конструктор из пластмассы – пластмассовый,

Самолетик из бумаги – бумажный,

Дровосек из железа – железный,

Салат из огурца – огуречный,

Мороженое из молока – молочное,

Варенье из яблока – яблочное,

Сок из тыквы – тыквенный.

Дом из кирпича – кирпичный,

Носки из шерсти – шерстяные,

Флаг России – российский,

Конфета из шоколада – шоколадная.

5 задание. (дети садятся на стулья)

«Чтение слов с пропущенными буквами».

(на экране картинки и слова, в которых пропущена гласная буква)

Например: д..м, рядом картинка «дом»

Лук, сыр, рак, кот, гриб, лес, и т.д.

6 задание.

«Звуковой анализ слова» (на экране картинка и слово ЛИМОН)

ЛИМОН – 5 букв, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, ударение на второй слог,

составьте предложение со словом «лимон».

7 задание.

Настольная игра «Найди слог, получится слово»

(на столе лежат карточки, на которых написана первая половина слова, нужно найти вторую половину слова, найти второй слог.)

Ар-буз зеб-ра мас-ка

Ба-нан руч-ка ёл-ка

Ли-са са-хар зи-ма

Ва-за ры-ба зу-бы

(дети делятся на две команды, первая команда ищут карточки с первыми слогами, а вторая команда – карточки со вторыми слогами, затем проверяют слова).

8 задание.

«Назови одним словом»

(на экране картинки, дети должны назвать эти картинки одним словом)

Например: мебель, профессии, времена года, транспорт, музыкальные инструменты, ягоды, цветы, посуда, насекомые, инструменты и т.д.

9 задание.

«В мире сказок».

( воспитатель читает загадки про сказки, а дети угадывают, на экране появляются картинки из сказок).

  1. Не послушал он сестрицу,

Грязную попил водицу.

Из нормального ребёнка

Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

  1. Помог он сыну мельника

Маркизом стать богатым.

Есть у него усы и хвост,

Есть сапоги и шляпа. (Кот в сапогах)

  1. Мальчишка деревянный,

Непоседа и проказник,

Карабаса наказал

И устроил куклам праздник. (Буратино)

  1. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)

  1. Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже свою потеряла. (Золушка)

  1. Удивляется народ:

Едет печь и дым идёт.

Едет парень на печи,

Ест большие калачи. (По щучьему велению)

  1. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)

  1. Покупала самовар,

А спасал ее комар.. (Муха – цокотуха)

  1. И зайчонок, и волчица –
    Все бегут к нему лечиться… (Айболит)

  1. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовет

И в дороге слёзы льет… (Федорино горе)

  1. Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нем.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк. (Три поросенка)

Гимнастика для глаз. (На экране)

10 задание.

– А теперь осталось последнее задание. Пират пишет в письме, что у нас в группе спрятался его верный друг, у которого ключ от сундука, а чтобы его найти нужно выполнить в такое задание: нужно следовать алгоритму. 3 шага вперед, 2 шага вправо, поворот направо, выстроится в линию, кругом, 4 шага вперед…. И тут сидит попугай Боцман, лучший друг нашего пирата.

– Ребята, посмотрите что же у него в лапках, какая то коробочка….(дети открывают), что же там? Это ключик от нашего сундучка.

– Давайте откроем сундучок. А в нем – монетки – шоколадки для вас, вот оказывается какое сокровище прятал от нас пират Весельчак.

– Давайте скажем ему спасибо!(на экране пират).

Итог НОД:

– Скажите, пожалуйста, где вы побывали?

– Чем вы там занимались?

– Трудно ли было вам получить ключик?

– Какие трудности были у вас на пути?

– Как вы оцениваете свои старания?

– Справились ли вы с заданиями?

На этом наше путешествие закончилось. Что было интересного сегодня?

Что вам больше всех понравилось?

infourok.ru

НОД в подготовительной группе по обучению грамоте

НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

«Путешествие в страну звуков и букв ».

Цель:

Обобщение пройденного материала о гласных и согласных звуках и буквах.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках и буквах.

Продолжать учить определять количество частей в слове.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Закреплять графические образы гласных и согласных букв.

Упражнять в чтении по слоговой таблице.

Учить составлять предложение.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (ворота, королева Знаний, солнце).

Игровой.

Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка , ворота в страну Звукобуквия, картинка Королева Знаний, буквы на ключиках, слоговая таблица, ребусы( прилагаются в конце конспекта).

Раздаточный материал: карандаши, карточки с кружками.

Интеграция с другими образовательными областями.

1.Физ. культура: физкультминутка.

2. Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами.

3.Социализация : воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить приходить друг другу на помощь.

4.Труд: помощь в раздаче раздаточного материала для занятия, уборка своего места.

5.Познание: (образовательные задачи).

6.Коммуникация: развивать речь, желание говорить красиво, правильно,

внимательно слушать друг друга и не перебивать.

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся .

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, как мы готовимся стать школьниками. Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости , (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да кости . (втянули щеки )

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись. (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы , (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы . (язычок двигается – между верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи ,

С нижними зубками тоже мы дружим.

II. Введение в тему занятия.

– Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Звукобуквию к королеве Знаний. Нас ждут тайны, загадки и чудесные превращения. Но попасть туда не так просто: нужно пройти трудные испытания.

– Как вы думаете, мы справимся?

1. Игра «Угадай букву»

– Вот мы и у ворот королевства.

Чтобы открыть ворота, надо найти ключик. Для этого отгадаем загадки.

– Готовы?

-Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

-Посмотри на колесо –

И увидишь букву … (О)

-Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква …(Ю)

-Что за буква – завитушка?

Наша давняя подружка:

Слово «зайка» начинает,

Цифру «три» напоминает. (З)

( дети ищут ключики с написанными на них буквами и выставляются на доску)

А О Ю З

– Вот сколько ключиков мы отыскали!

Но только один сможет открыть ворота. Чтобы узнать какой, найдите «лишнюю» букву.

2. Игра «Буква заблудилась».

А О Ю З

– Почему вы думаете, что она лишняя? (З – согласная, остальные гласные)

– Споем песенку гласных.

Дети поют песенки: А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

-Как произносятся гласные звуки? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

-Каким цветом обозначаются гласные?(красным)

-Как произносятся согласные звуки?

-Каким цветом они обозначаются?(синим – твердые, зеленим – мягкие)

– Дети, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

– Вот и открылись ворота королевства.

Нас встречает королева Знаний.

Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Попробуем?

3. Игра «Волшебные бусы»

– Давайте сделаем подарок королеве.

Что же мы ей подарим?

– Подарим ей волшебные бусы .

Каждая бусинка – это звук.

Звуковой разбор слова.

-Королеве очень понравились бусы, и она в ответ разрешает открыть слово.

4. Игра « Раздели слова на части»

-Разделите слово на части. Сколько частей?

Сколько гласных в этом слове?

Деление на слоги этих слов.(трава, солнце, небо, лист, цветок, зеленый)

Показ картинок . Дети называют и делят на слоги.

– Ребята, как узнать сколько частей в слове?

С заданием справились, можно еще открыть слово.

IV. Физкультминутка «Солнышко».

Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше

(поднять руки вверх, подтянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже

(присесть на корточки, руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо солнышко смеётся

А под солнышком нам весело живётся.

(хлопать в ладоши, улыбаться)

5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

   Я буду говорить короткое слово, а вы превращать это слово в длинное. (Например: кот – котик). Можно открыть следующее слово.

6. Игра «Нарисуй букву»

– У вас на карточке нарисован круг, превратите его в букву.

(спросить, кто какую букву нарисовал, гласную или согласную). Справились с заданием, открываем еще слово.

7 . Игра « Поищи слово»

Придумать родственные слова к слову снег.

8.Разгадывание ребусов.

– Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла.

А у Миши корзина с грибами.)

-Из чего состоит наша речь?( Из предложений).

– Предложение — это одно или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

-А предложения…(из слов)

-Из чего состоят слова? ( из звуков и букв) Какую пословицу мы узнали ?А какие еще знаете ?

V. Итог занятия.

– Дети, вам понравилось наше путешествие в страну Звукобуквию?

-Чем мы сегодня занимались?

-Королева Знаний рада, что вы старались, многому научились и дарит вам по ключику, чтобы вы смогли открыть дверь в Стану Знаний. Вы же будущие первоклассники.

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

infourok.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Итоговое НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)

в подготовительной группе

Тема: Итоговое НОД по обучению грамоте.

Цель: Создание условий для обобщения и закрепления полученных знаний о звуках, буквах, словах, предложениях.

Задачи: Закреплять понятия «звук», «буква».

Упражнять выделять первый звук в слове.

Закреплять умение составлять слова и читать их.

Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

Закреплять умение составлять предложение, схему предложения.

Развивать фонематический и речевой слух, артикуляционную и общую моторику.

Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Активизировать речемыслительную деятельность.

Формировать навыки сотрудничества, активность, инициативность.

Оборудование: Ноутбук, мультимедийная установка; цветы для определения первого звука в слове; картинки с изображением предметов; лепестки цветов с буквами; карточки для игры «Зашифрованное слово»; шарики со слогами для игры «Найди пару»; цветные кружочки для составления звуковой схемы; картинки для составления предложений; полоски для составления схемы предложения; книги.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети входят в зал, становятся полукругом.

– Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня гостей пришло. Поздоровайтесь с ними.

Дети встают вместе с  воспитателем в круг, берутся за руки и хором проговаривают слова «Сегодня всем с утра желаем мы добра! Подарим друг другу улыбку.»

  1. Вводная часть.

– Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное сообщение. Давайте его послушаем.

Сообщение: «Я царица Грамоты, хозяйка Звукового царства Буквенного государства, прошу вас о помощи. Злой волшебник Буквоед пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит беспорядок. Помочь может волшебный цветок. Лепестки этого цветка вы найдёте, если выполните задания. На лепестках вы узнаете волшебное слово, которое расколдует мою страну и жителей.»

 – Ребята, вы готовы помочь Царице и её жителям? Как вы думаете, как мы можем помочь им? (Ответы детей)

– Пойдёмте и узнаем, что нас ждёт впереди.

  1. Основная часть.

Звучит волшебная музыка.

– Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Нас ждут сложные задания, поэтому мы должны подготовиться к ним. Давайте сделаем специальную зарядку.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался (улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать)).
  2. Потом посмотрел язычок налево, посмотрел направо, гуляют ли дети на улице (улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому).
  3. После этого посмотрел язычок из окошка вниз, нет ли луж, а потом вверх, светит ли солнышко? (улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз к подбородку, затем поднять язык к носу).
  4. Увидел язычок, что погода хорошая и побежал гулять во двор. Присмотрелся язычок повнимательнее, из травы иголки торчат, это был …ежик. Он бегал по траве по кругу, то в одну сторону, то в другую (совершать круговые движения языком, между губами и зубами то в одну сторону, то в другую, рот при этом закрыт).
  5. Убежал ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет» (вдох через нос – «нюхать цветок», на выдохе произнести: «Ах, как пахнет»).

– Теперь мы готовы отправиться на поиски лепестков.

Задание 1. «Собери цветок».

Воспитатель произносит разные звуки ([а],[т], [у], [л’], [о], [м], [и], [б’]).

– Что я сейчас произнесла? (Звуки) 

– Можно ли увидеть звуки речи? (Нет. Звуки мы слышим и произносим)

– Что можно увидеть и написать? (Буквы) 

– Какие бывают звуки? (Гласные и согласные) 

– Как мы узнаём, что звук гласный? (При произнесении воздух не встречает преград)

– Как мы узнаём, что звук согласный? (При произнесении воздух встречает преграды в виде языка и зубов)

– В этом задании вам необходимо расположить на цветах картинки с изображением предметов: на лепестках красного цветка – картинки, названия которых начинаются на гласный звук, на лепестках синего цветка – картинки, названия которых начинаются на согласный звук.

Дети выполняют задание и получают серединку от цветка.

Задание 2. «Зашифрованное слово».

– В этом задании необходимо расшифровать слова.

1 команда: Расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами и прочитать слово.

2 команда: прочитать слово по первым звукам в названиях предметов, изображённых на картинках.

Дети выполняют задания в командах. Каждая команда проверяет задание друг у друга. Дети получают лепесток с буквой.

Задание 3. «Скажи по-другому».

– В этом задании необходимо изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? Например: дом из кирпича (какой?) – кирпичный дом. 

заяц из пластмассы (пластмассовый заяц)

кукла из бумаги (бумажная кукла)

хвост лисы  (лисий хвост)

ведро из железа (железное ведро)

ложка из дерева (деревянная ложка)

стакан из стекла (стеклянный стакан)

коробка из картона (картонная коробка)

игрушка на ёлке (ёлочная игрушка)

уши волка (волчьи уши)

ваза из глины  (глиняная ваза)

Дети выполняют задание и получают лепесток с буквой.

Задание 4. Динамическая пауза «Покажи букву».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

В старом дереве дупло –

Это домик буквы О.

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

Прибежала буква Ха.

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

Буквы стали веселиться,

И смеяться, и кружиться,

То похлопают в ладоши,

То присядут, отдохнут

И опять шагать пойдут.

Дети получают лепесток с буквой.

Задание 5. Звуковой анализ слова.

– Ребята, отгадайте загадку:

Фрукт, конечно, всем известный –

И красивый, и полезный.

Апельсину брат родной,

И душистый-то какой!

Жаль, что кислый очень он –

Витаминный фрукт … (Лимон)

– В этом задании необходимо сделать звуковой анализ слова «лимон».

Дети выполняют звуковой анализ слова самостоятельно за столами, один ребёнок у доски. Самопроверка. Дети получают лепесток с буквой.

Задание 6. «Найди пару».

– В этом задании необходимо найти одинаковые по форме шарики и составить из слогов слова.

Дети выполняют задание в командах. Каждая команда проверяет задание друг у друга. Дети получают лепесток с буквой.

Задание 7. «Составь предложение».

– В этом задании необходимо составить предложение по картинке и составить схему к нему.

Дети выполняют задание и получают лепесток с буквой.

– Вот и собрали мы все лепестки от цветка. Пора узнать волшебное слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? (Надо расставить буквы по порядку)

Дети собирают цветок и читают волшебное слово «дружба».

  1. Рефлексия.

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы: «Спасибо вам, ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.

Я желаю вам друзья делать добрые дела,

И дружить и дорожить,

И добро друзьям дарить.»

– Ребята, как вы думаете, почему именно слово дружба помогло расколдовать страну? (Ответы детей)

– Какие задания вы выполняли?

– Какое из заданий вам показалось трудным?

– Какое задание лёгким?

– Какое из заданий вам больше понравилось?

– За то, что вы помогли Царице Грамоты и её жителям, они на память дарят вам книги, которые вы сможете прочитать сами.

Дети получают книги.

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Конспект НОД по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: Создание условий для закрепления и формирования звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о буквах и звуках.
  • Закрепить умение различать гласные и согласные звуки.
  • Закреплять умения детей определять наличие и место заданного звука в слове.
  • Закрепить умение проводить слоговой анализ слов.
  • Продолжать учить составлять предложение по схеме.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, внимание, мышление.
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
  • Развивать умения выстраивать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Материалы к занятию:

Письмо. Карта.

Буквы. Две коробочки: красная и синяя.

Зеркала. Схемы предложений.

Предметные картинки.

Картинки для определения места звука в слове, цветные карандаши.

Буквы (для составления итогового слова).

Карточки: синие, зеленые, красные.

Ход НОД: Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо.

Сейчас мы его прочитаем и узнаем от кого же оно. (письмо от Королевы Знаний)

«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в

гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы

научились. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я надеюсь, что вы обязательно справитесь. За каждое выполненное правильно задание вы получите букву, а потом из этих букв составите волшебное слово. Желаю вам удачи!!!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?

Вокруг себя повернись, в стране знаний очутись.

 Вот мы и оказались в Стране Знаний, у меня есть карта на которой указан путь, где нам искать буквы.

Первое задание.

– смотрите на столе лежат разные буквы которые мы уже с вами изучили. Вам нужно разложить буквы в две коробочки, для этого возьмите по одной букве назовите ее и положите в нужную коробочку.  Какие группы получатся?(Гласные и согласные)

Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)

-Молодцы!

После выполнения задания воспитатель дает детям букву –Ш.

Воспитатель: Идем дальше, следующее задание.

Давайте сначала сделаем с вами артикуляционную гимнастику.(часики, заборчик, вкусное варенье).

Ребята, вам нужно составить предложения по схемам. Из чего состоит предложение? (На плакате нарисованы схемы предложений).

1. _______ ______.

2. _______ ______ ______.

3. _______ ______ ______ ______.

Воспитатель: Скажите, первое предложение будет состоять из скольких

слов? (2,3,4).

Молодцы! И с этим задание мы с вами справились! И получаем  вторую букву – К.

-Давайте посмотрим по карте куда же нам идти дальше.

Следующее задание .

 Игра «Найди пару»

– Перед вами картинки.

– Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

– Вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

– Держите картинки так, чтобы их было видно. (пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облака и т. д.)

– Какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Воспитатель: И снова вы все сделали правильно, и получаем третью букву

– О.

А сейчас идем выполнять следующее задание. (за столами)

Пальчиковая гимнастика с карандашом:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

Игра «Найди звук»

– На ваших карточках  изображены предмет и буква.

– Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий участок прямоугольника.

– Каким цветом вы закрасите гласные? А согласные?

(Следить за осанкой детей.)

– давайте проверим с вами как вы справились с заданием.

Молодцы! Получаете следующую букву -Л

– Нам осталось получить последнюю букву, а для этого вы должны поделить свои слова на слоги.

Как мы это будем делать?

 (дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, так как вы и на этот раз справились с заданием, то получайте последнюю букву- А.

Воспитатель: Мы собрали все букв, давайте из этих букв составим слов.

(дети составляют на доске слово ШКОЛА)

Следующее задание.

Воспитатель: Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова которое у нас получилось.(все дети делаю за столами, один ребенок возле доски)

 Воспитатель:  Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний. Я думаю, что мы еще ни раз посетим Страну Знаний и в следующий раз Королева приготовит для нас другие, увлекательные задания. А теперь вернемся в группу!!!!

Вокруг себя повернись, в группе очутись!

Рефлексия.

-Где мы с вами побывали? Что делали?

– Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

– Что вызвало трудности?

– Какие звуки мы вспомнили?

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

– Чем звуки отличаются от букв?

А в память о нашем путешествии, я подарю вам смайлики.

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие в страну знаний»

Конспект НОД по обучению грамоте

(в подготовительной группе)

 «Путешествие в страну знаний»

Цель:

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

Закрепить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.

Закрепить умение по дифференциации звуков Р и Л.

Развивать мышление и речь детей.

Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация.

Словарь: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука в слове, ударный звук, слоги, схема предложения.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Ход НОД

1. Организационный момент: приветствие.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его.

Звучит запись «письма» от Королевы Знаний: «Мои дорогие юные друзья! Я – Королева Знаний. Сегодня я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили.

Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют эти буквы и звуки, дают характеристику звукам.

– Стрелки указывают путь, движемся к первому пункту.

1. Дидактическая игра «Что такое звук?»

Воспитатель: Куда мы попали?

Дети: В рощу.

Подходят к дереву. Здесь стоит доска с плакатом. Раздается пение птиц (аудиозапись).

Воспитатель: Дети, вы узнали этот звук?

Дети: Это пение птиц.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вы сейчас увидели птиц?

Дети: Нет.

Воспитатель зачеркивает на плакате изображение глаза.

Воспитатель: А мы потрогали птиц?

Дети: Нет.

Воспитатель зачеркивает изображение руки.

Воспитатель: Для того чтобы понять, что это поет птица, нам нужно её понюхать?

Дети: Нет.

Воспитатель зачеркивает изображение носа.

Воспитатель: Что же надо сделать, чтобы понять, что это поет птица?

Дети: Услышать.

Воспитатель: Правильно, поэтому на плакате остается изображение уха. Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой – либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук?

Дети: Его надо произнести.

Воспитатель рисует губы.

Воспитатель: Значит, что такое звук?

Дети: Это то, что мы можем услышать и произнести.

Воспитатель: А чем буква отличается от звука?

Дети: Букву мы видим и можем написать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрим, куда нам нужно двигаться дальше.

2. Дидактическая игра: «Необычные цветы».

Воспитатель: Я вам предлагаю загадочный цветок (задание выполняется на ковре). Буквы в серединках цветов, а лепестки от этих цветов разбросаны и перемешаны. Как вы думаете, как правильно собрать эти цветы?

– Лепестки, в названии которых есть звук Р, нужно выложить вокруг серединки буквы Р (эр).

– А лепестки, в названии которых есть звук Л, выложить вокруг серединки буквы Л (эль).

Дети выполнят задание.

Проверка правильного выполнения задания.

Задание у буквы Р.

– Найдите слова, где звук Р стоит в начале слова (ромашка, рак).

Задание у буквы Л.

– Найдите слова, где звук Л стоит в середине слова (фиалка, белка, клубника, яблоко). А где слово, в котором звук Л стоит в конце слова? (осел).

Давайте отдохнем на этой полянке.

Дыхательная гимнастика: Наступила весна, скоро повсюду появятся красивые ярко-желтые цветы, правильно, это одуванчики. А кто знает, почему они так называются? Давайте представим одуванчик в руках, и попробуем сдуть с них пушинки, только сдувать нужно правильно, воздух вдыхаем через нос и выдыхаем через рот, щеки не надуваем (дети выполняют упражнение).

3.Дидактическая игра «Бабушкина игра». (Игра с мячом).

– На праздники все наряжались. Я предлагаю вам поиграть в «Бабушкину игру». Поиграем?

Вам бабушка прислала

На наряды сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но наряды выбирайте

Лишь со звуком Р (Л) в названье…

Приготовились. Внимание!

(отвечать нужно полными предложениями)

Вы наденете платье или сарафан?

Вы выберете куртку или пальто?

На голове будет шляпа или берет?

На юбочке будет бахрома или петельки?

Что вы выберете брошь или клипсы?

А из обуви наденете кроссовки или туфли?

Молодцы!

4. Подвижная игра «Перебежки».

– Ребята, а в чьем имени есть звук Р? (Рома)

– А звук Л? (Оля)

– Я научу вас играть в игру «Перебежки»: Если вы услышите в слове звук Р, то бежите к Роману. А если вы услышите в слове звук Л, то бежите к Лене. Приготовились!

Ручей, льдина, сосулька, греет, капель, журчит, лейка, кошка, Мурка, крокодил, луна, собака, Егор, Полина.

5. «Раздели слова на слоги» (корзина с игрушками).

– Слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова? (на части, на слоги) Как мы измеряем слово? (хлопками). Подставляем ладонь под подбородок. Сколько раз открывался рот, столько и слогов.

– Поделим слова на слоги, используя игрушки. (5-6 игрушек выборочно)

– Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных… (столько и слогов)»

Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Воспитатель: Правильно, игрушки.

6. Буквы Р и Л.

Дети садятся за столы.

Проверяем осанку:

Руки на месте,

Ноги на месте,

Локти у края,

Спина прямая.

Воспитатель: А попробуйте сейчас выложить букву «Р» и «Л» из фасоли.

Дети выкладывают на столах букву Р и Л.

6. Звуковой анализ слова «Роза».

Показываю детям розу. Предлагаю детям разделить слово на слоги. Повторить первый слог и второй слог. Определить ударный звук. Что такое – ударение? (Это когда голосом мы выделяем звук в слове, как бы «ударяем» его).

– Скажите, ребята, сколько слогов в этом слове? (2). А сколько букв? (4). А что мы обозначаем синими, красными, зелеными карточками? (Звуки. Синяя карточка – твердый согласный звук, красная карточка – гласный звук, зеленая карточка – мягкий согласный звук).

– Как мы можем определить, гласный или согласный звук? (Гласные звуки можно пропеть, воздух свободно выходит изо рта, не встречает преграду, при произнесении согласного звука воздух встречает преграду из языка, зубов, губ).

Выкладывание звуковой схемы слова из карточек.

– А теперь разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Сороконожки».

Две сороконожки

Бежали по дорожке,

Бежали, бежали,

Друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Еле-еле их разжали.

7. «Выложи схему».

– Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Воспитатель: Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).

_ _ _!

_ _ _.

_ _ _?

Часто в предложении встречаются маленькие слова – помощники (выставляются схемы предлогов, дети называют их).

– А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).

– Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).

– Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?

Дети составляют предложения со словом «игрушки» по схемам.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

– Предлагаю, прежде чем отправиться дальше, немного размяться.

Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? – Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

10. «Постройте мост»

– Вот мы вышли к реке. Чтобы вернуться в группу, нужно перейти через нее, для этого нам нужно построить мост. Но как это сделать?

– У вас на столах лежат полоски – это «бревна». Возьмите их. На них написаны слова. Вам нужно прочитать их и только тогда вы сможете преодолеть реку.

(На бревнах написаны следующие слова: знания, дружба, линейка, букварь, книга, ручка, карандаш, альбом, азбука, тетрадь. Дети выкладывают из карточек-бревен мост). Переходим через речку и оказываемся в группе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились!

Звучит голос Королевы Знаний.

«Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас снова в стране Знаний. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»

– Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).

nsportal.ru

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик-семицветик»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №4

г.Нелидово Тверской обл.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной группе

Путешествие цветика семицветика

Разработала и провела:

воспитатель

1 квалификационной категории

Сухарева Н.Ю.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)

Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову

Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове

Совершенствовать навык составления предложений по схеме

Развивать речь детей

Учить отвечать на вопрос полным предложением

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память

Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:

презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Дети, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются)

А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг

(Дети становятся в круг)

-Собрались все дети в круг:

Ты мой друг. И я твой друг,

Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Слайд1.

Воспитатель:

-Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?

Дети:

– Да

Воспитатель:

-А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик»

-Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Дети:

-Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.

 

Воспитатель:

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.

Слайд 2.

Воспитатель:

Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания цветика – семицветика?

Дети:

-Да

Воспитатель:

– Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

(Отрывается первый лепесток)

Слайд 3.

Воспитатель:

Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»

( Детям предлагается угадать звуки по их изображению)

Воспитатель:

-Какие они?

Дети:

Гласные

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

Дети:

– Красным

Воспитатель:

-Какие звуки вы еще знаете?

Дети:

– Согласные

Воспитатель:

-Какие они бывают?

Дети:

-Твердые и мягкие

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

Дети:

-Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим

Слайд 4.

– Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось у цветика-семицветика?

Дети: 6 лепестков

Слайд 5.

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:


 

– Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Дети: Лиса

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

 Дети: Кошка

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети: Волк

Воспитатель:

-Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к каждой отгадке.

( на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)


Слайд 6.

Воспитатель:

– Сколько лепестков осталось у цветика – семицветика?

Дети: 5

Воспитатель:

– Скажем: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 7.

– Следующий лепесток – предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».

( детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:

1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)

Слайд 8.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы!

– Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 4

Воспитатель:

Продолжаем дальше путешествие.

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 9. (схемы предложений)

– Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?

Дети:

-Составить предложение по схеме

Дети составляют предложения:

-Мальчик читает книгу.

Коля играет с Васей

Оля играет в песочнице.

Машина едет на пожар.

Слайд 10.

Воспитатель:

– Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 3

Воспитатель:

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 11.

Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».

-Становитесь в круг и будьте очень внимательны!

Собаку укусила пчела. Кто кусался?

Дети: Пчела

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Дети: Ваня

Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?

Дети: мальчик

Света старше Кати. Кто младше?

Дети: Катя

На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?

Дети: сын

Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?

Дети: волк

Слайд 12.

Воспитатель:

-Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка

Дети: 2

Воспитатель:

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 13.

Следующий лепесток предлагает более сложное задание:

– Прочитайте слово, которое здесь написано:

М А

Ш И

Н

Дети читают:

МАШИНА

Слайд 14.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 1

Воспитатель:

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 15.

Последний лепесток предлагает машины.

-Какие вы видите машины?

Дети:

-грузовые, легковые

Воспитатель:

(каждому ребенку предлагается листок с заданием)

-Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а легковую – горизонтальными.

(дети выполняют задания за столами)

Слайд16.

Воспитатель:

– Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось

Дети:

-ни одного

Воспитатель:

.Это значит, что мы выполнили все задания.

– А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?

Дети:

-все понравилось

-отгадывать загадки

-рисовать машины

Слайд 17.

Воспитатель:

– А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.

Дети:

-появился подарок.

Сюрпризный момент:

(коробка с конфетами)

каждому ребенку конфетка с буквой.

Воспитатель:

-А теперь пора возвращаться в детский сад.

Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.

-Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.

Список литературы:

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. –Волгоград: Учитель, 2004

Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. – Москва: Просвещение, 1991

Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. – Москва; Просвещение, 2016

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия Развития, 1998

Катаев В. Цветик – семицветик. Москва: Детская литература, 2016

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *