Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.
О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.
1. Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)
Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы.
Цитата М.И.Глинки: “Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.”
Цитата о М.И.Глинке: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии “Камаринская”.
Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
М.И.Глинка увертюра к опере “Руслан и Людмила”
2. Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)
Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Цитата о А.П.Бородине: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой”. В.В.Стасов
Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
А.П.Бородин. Симфония № 2 “Богатырская”
3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)
Модест Петрович Мусоргский – один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член “Могучей кучки”. Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.
В жизни Мусоргского было все – и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми – жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.
Цитата М.П.Мусоргского: “Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.”
Цитата о М.П.Мусоргском: “Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский” Н.К.Рерих
Интересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением “друзей” Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.
М.П.Мусоргский “Картинки с выставки”
4. Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)
Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский – один из первых русских композиторов-“профессионалов” – теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали “западным” композитором, в противопоставлении народным деятелям “Могучей кучки”, с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Цитата композитора:
“Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.”
“Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом – из разнообразия в единстве.”
“Большой талант требует большого трудолюбия.”
Цитата о композиторе: “Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, – до такой степени я уважаю его” А.П.Чехов
Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.
П.И.Чайковский. “Славянский марш”
5. Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков – талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору “Могучей кучки”, который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы – 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк – при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое – русская история, второе – мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище “сказочник”.
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей – Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.
Цитата о композиторе: “Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима”. Мстислав Ростропович
Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита “Шахерезада” youtube.com/v/kT3ILorqLL4?fs=1&hl=ru_RU&rel=0″>
Романс (от испанского romance) – камерно-вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин “романс” возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском (“романском”, отсюда название – “романс”) языке, а не на латинском, принятом в ту эпоху в церковных песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название “романсеро”. Распространившись в других странах, термин “романс” стал обозначать с одной стороны поэтичный жанр: особо напевное лирическое стихотворение, а также стихотворение, предназначенное для музыки, а с другой стороны – жанр вокальной музыки. Эта вокальная форма включала в себя песни любовно-лирического или элегического характера, в основе которых лежала не церковная, а “мирская”, бытовая тематика. Романсы сочинялись как анонимными, так и известными авторами; в последнем случае вокальная мелодия сопровождалась обычно различными музыкальными инструментами: скрипкой, флейтой, арфой, клавесином, гитарой и, наконец, роялем.
В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.
Возникновение и становление такого понятия, как “русский романс”, произошло гораздо позже, когда подлинно народные мелодии начали проникать в сознание образованных художников-демократов. Вообще песенное наследие, оставленное XVIII веком, сыграло в истории русского романса особую роль. Именно в народных русских песнях скрыты истоки нового вокального жанра в России. Песенное творчество середины XVIII—XIX века в России, дошедшее до наших дней, представлено главным образом анонимными авторами. Передаваясь изустно, песенно-романсовое наследие не было застывшим: менялись слова, варьировалась мелодия.
К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для некоторых эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям.
Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский. Гибкая форма романса вбирает в себя и лирическое озарение, и публицистический монолог, и сатирическую зарисовку, и элегическую исповедь. Достаточно вспомнить такие романсы, как “Я помню чудное мгновенье” (М. Глинка — А. Пушкин), “Голос из хора” (Г. Свиридов—А. Блок), “Титулярный советник” (А. Даргомыжский—В. Курочкин), “Для берегов отчизны дальней” (А. Бородин—А. Пушкин).
Новой ступенью в развитии русского романса является сентиментальная песня “Стонет сизый голубочек” Ф. Дубянского на стихи И. Дмитриева. Здесь музыка удивительно сливается со стихом и дышит искренностью. “Голубок” объединил интонации, ладовое своеобразие, приёмы сопровождения многих лирических песен, подняв всё это на значительную художественную высоту.
К концу XVIII века Россия узнала имя ещё одного талантливого создателя российских песен – Ю. Козловского. Выходец из Польши, он внёс в мягкие очертания своих песен стройную поступь полонезных ритмов, наполнил мелодику присущей польской музыке элегичностью и драматизмом. Одним из его шедевров стал романс “Прежестокая судьбина”.
С конца XVIII века в России процветает любительство как одна из форм художественной жизни. Одним из композиторов-любителей был генерал-майор А.Титов. Генерал был автором нескольких бытовых опер, песен и романсов. Его романс “Кукла” звучит нередко в концертах и в наше время. А.Титов избирает для своих произведений преимущественно декламационный характер мелодии, развивающейся последовательно от безмятежных начальных образов к драматической кульминации в конце. Возрастает в его романсах и роль фортепианного сопровождения. Создавая родственное сюжету настроение, оно как бы “окутывает” мелодию голоса. Позже этот приём особенно ярко прослеживается в романсе “Зимний вечер” М.Яковлева на слова А.Пушкина. М.Яковлев тоже относится к музыкантам-любителям. Работая в департаменте юстиции чиновником, он часто бывал на музыкальных вечерах в доме А.Дельвига, на стихи которого написал свою “Элегию”. Искренняя, исповедальная поэзия А. Дельвига обогатила романс, и его русские песни обрели в народе широкую известность.
На смену “российской песне” приходит жанр “русской песни” – своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. Основателем этого направления был А. Мерзляков. Многие из его песен навеяны народными песнями, а некоторые фольклоризовались. Самая знаменитая песня А. Мерзлякова – “Среди долины ровныя…” вышла в народ, как и многие другие “русские песни”.
Высшего расцвета жанр “русской песни” достиг в творчестве двух поэтов: А. Кольцова (“На заре туманной юности…”, “Ах ты, степь моя…”) и Н. Цыганова (“Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…”, “Что это за сердце…”).
В начале XIX века складывается русский бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей, стилистически близкий песне. Творчество А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурилёва, П.Булахова, А.Дюбюка стало значительным явлением в русской музыке. Огромная популярность песен и романсов этих композиторов была связана с чутким воспроизведением чувств и мыслей “среднего” человека. Отзвуки “последекабристских” настроений и острое чувство социального неравенства, образ страдающей женщины в конфликте с окружающей средой и стихийная сила народа в символе “доброго молодца” – все эти темы властно вторгаются в городской романс, определив на десятилетия его тематику.
Основными интонационными истоками городского фольклора являются: крестьянская песня, популярные арии итальянских и французских опер, цыганская таборная песня. Талантливые композиторы, авторы бытовых романсов отбирают в этом пёстром сплаве наиболее ценное, создавая демократический песенный стиль, на котором в дальнейшем выросло творчество П.Чайковского и С.Рахманинова. Характерной чертой их творчества было умение чутко раскрывать “волновавшие людей чувства” простым песенным языком.
Позднее в вокальную лирику проникает социально-обличительная тема, в отдельных произведениях появляются образы “маленьких” людей (романс “Нищая” А.Алябьева на стихи Беранже в переводе Д.Ленского).
Развитие бытовой романсовой лирики сыграло важную роль в формировании русского национального музыкального стиля. Интонации бытового романса широко проникали и в оперу, и в инструментальную музыку первой половины XIX века.
В XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему миру человека и к сокровищам народного искусства.
Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории русского искусства тесно связаны имена М.Глинки и А.Пушкина, П.Чайковского и А.Толстого, Н.Римского-Корсакова и А.Майкова, С.Рахманинова и Е.Бекетовой. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказало творчество А.Пушкина. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. В творчестве М. Глинки поэзия А. Пушкина впервые получила совершенное выражение в форме таких романсовых шедевров композитора, как “Адель”, “Мери”, “Я помню чудное мгновенье”.
Русские композиторы XIX века уделяли особое внимание проблеме декламационности (А.Даргомыжский, М.Мусоргский). Романс в их творчестве иногда приобретает черты театрально сценки, исполняемой конкретным персонажем (А.Даргомыжский: “Червяк”, “Титулярный советник”, М.Мусоргский: “Семинарист”, “Светик Савишна”, “Озорник”).
Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяют романсы в вокальные циклы, создавая относительно крупные и тематически богатые “сюитного” типа произведения, в которых, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое невозможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами само развитие поэтических образов и сюжета.
В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. В творчестве П.Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием (“День ли царит”). Этот тип романса характерен и для С.Рахманинова (“Весенние воды”).
Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению, изредка романс представлен только музыкальной пьесой (“Вокализ” С.Рахманинова). Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие.
Развитие романса в XX веке, уже в первые его десятилетия, представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции XIX века композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, например, проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произведении индивидуальное её решение вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вокального произведения – “стихотворение с музыкой”. Подобного рода сочинения есть у С.Танеева, С.Рахманинова, С.Прокофьева.
На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в романсе проблема музыкально-речевой интонации. Чтобы максимально приблизиться к интонациям естественной речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой (С.Прокофьев: “Гадкий утёнок”, А.Даргомыжский: “Каюсь, дядя, чёрт попутал”).
С другой стороны, в романсе XX века интенсивно развивается инструментальное начало. Фортепианная партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре “романса-прелюдии” (“Сирень”, “Маргаритки” С.Рахманинова). Следует отметить также проникновение в романс элементов фольклора, главным образом народных музыкально-речевых жанров (И.Стравинский: “Прибаутки”, “Весна (монастырская)”).
Большое количество стилистических находок в романсе XX века не могло, однако, компенсировать некоторой потери общительности, доступности, свойственной классике этого жанра. В советском романсе осуществляется и творческое развитие классических камерно-вокальных жанров (Ан.Александров, H.Мясковский, Ю.Шапорин, Ю.Кочуров) и обновление их путём усиления песенного начала (Г.Свиридов) или начала интонационно- характеристического (С.Прокофьев, Д.Шостакович). В 60-70-е гг. очень расширяется круг исполнительских средств романса, появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов, что приближает вокальные циклы к кантатным и даже вокально-симфоническим произведениям.
Когда люди решают посетить Россию, они терпят головную боль, связанную с получением визы и долгим и утомительным перелетом. (Если вы не с Антиподов или около того, вы не имеете права жаловаться на полет – прим. ред.) Но объединяет всех этих туристов то, что они ценят искусство, архитектуру и историю России и хотят узнать больше. об этом. Классическая музыка – одно из самых почитаемых искусств в России. Русская классическая музыка имеет самобытную историю, отдельную от Западной Европы и в то же время сильно подверженную влиянию западных стран. Некоторые из самых всемирно известных композиторов приехали из Санкт-Петербурга и Москвы, а также из небольших городов. Композиторы балетной музыки, оперные композиторы и даже джазовые музыканты оставили свой след в истории России. Чайковский, Рахманинов и Шостакович — это лишь некоторые из громких имен, которые узнает каждый меломан, но есть и другие имена, уходящие своими корнями в Россию. В следующей статье кратко объясняется место классической музыки в истории России, ее эволюция и нынешнее положение.
Россия состоит из десятков различных этнических групп, каждая из которых имеет свои формы традиций и народной музыки. В советское время музыку тщательно изучали и держали в определенных границах содержания и новаторства. После распада СССР рок и поп-музыка в западном стиле стали самыми популярными формами в России, возможно, потому, что они символизировали демократию, свободу и культурный разрыв с репрессивным коммунистическим правлением. Но до советской эпохи российские композиторы и музыканты были новаторами и влиятельными людьми.
До 18 века русская музыка состояла в основном из церковной музыки, народных песен и танцев. В 1700-х годах в России появились итальянские, французские и немецкие оперы, что сделало оперу популярной формой искусства среди буржуазии.
В XIX веке Россия начала вносить самобытный вклад в мировую музыку, почти столь же значительный, как и ее вклад в литературу. В первой половине века Михаил Глинка (1804-57) инициировал применение чисто русской народной и религиозной музыки к классическим произведениям. Его оперы «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» считаются новаторскими произведениями в становлении русской национальной музыки, хотя они в общих чертах основаны на итальянской опере и созданы по образцу.
В 1859 году было основано Русское музыкальное общество для поощрения музыкальных представлений и признания классической музыки Западной Европы. Самыми влиятельными фигурами в обществе были композитор Антон Рубинштейн и его брат Николай, основавшие влиятельные консерватории в Москве и Санкт-Петербурге (Антон Рубинштейн также был одним из лучших пианистов 19 века).
Во второй половине XIX века группа композиторов, получившая название «Могучая кучка» или «Могучая кучка» – Милий Балакирев, Александр Бородин, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский -Корсаков – продолжил движение Глинки от подражания европейской классической музыке, добавив элементы русской народной музыки и сказок. Хотя большинство из них написали музыку под влиянием Запада, эта группа бросила вызов консерватизму Русского музыкального общества, создав большой объем работ, тематически основанных на истории и легендах России, а музыкально основанных на ее народной и религиозной музыке; неудивительно, что эти две группы были более или менее соперниками. Среди наиболее заметных произведений «Могучей кучки» — симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шахерезада» и оперы «Снегурочка» и «Садко», оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», опера Бородина «Князь Игорь». Балакирев, протеже Глинки, был основателем и руководителем этой группы.
Вне этой группы стоял Петр Ильич Чайковский. Хотя он и не принимал ничьей стороны в вышеописанной идеологической битве (он был слишком занят сочинением музыки), его музыка действительно во многом напоминала западноевропейскую музыку. Он написал ряд выдающихся симфоний, опер и балетов и даже при жизни считался одним из ведущих композиторов мира.
Поколение, которое последовало за «Могучей кучей» и Чайковским в конце девятнадцатого века, включало в себя талантливых и новаторских деятелей, таких как Сергей Рахманинов, гениальный пианист и композитор, иммигрировавший в Германию в 1906, ученик Римского-Корсакова Александр Глазунов, эмигрировавший из России в 1928 году, и Александр Скрябин, внесший элементы мистики и литературного символизма в свои фортепианные и оркестровые произведения. Среди выдающихся русских (и, по времени, когда они сочиняли, советских) композиторов 20-го века Стравинский, Прокофьев и Шостакович.
Традиционная музыка не угасла среди всего этого интернационализма. В конце девятнадцатого века граф Увавров возглавил кампанию националистического возрождения, которая породила первые профессиональные оркестры с традиционными инструментами, начиная с Василия Андреева, который в конце века использовал балалайку в оркестре. На заре 20 века Митрофан Пятницкий основал Хор сельских крестьянских певцов имени Пятницкого.
В 1910-е годы в России стали популярны романсы в экзотическом русском, кавказском, цыганском и итальянском стилях. Величайшие и самые популярные исполнители романсов — главный из них Федор Шаляпин — обычно пели в операх одновременно с этим новым жанром популярной музыки. Певцы, например Александр Вертинский, Константин Сокольский и Петр Лещенко, обычно сами сочиняли музыку и писали тексты. Однако с наступлением советской власти и гнета эксперименты не процветали.
В 20-м веке Россия продолжала производить некоторых из выдающихся композиторов и музыкантов мира, несмотря на подавление советскими властями музыки и других художественных мыслей, идей и исполнений. Ограничения на то, что музыканты играли и где они выступали, заставили многих артистов покинуть Советский Союз либо добровольно, либо в результате принудительного изгнания, но произведения эмигрантов продолжали привлекать большую аудиторию всякий раз, когда они исполнялись. В 1960-е годы Вячеслав Щуров организовывал концерты с участием народных певцов со всей России. Таким образом, Щуров привлек волну этномузыковедов, записывавших сельских народных музыкантов. Возможно, самой важной группой, последовавшей за Щуровым, был Ансамбль Дмитрия Покровского. Более того, в то же время возникла группа музыкантов, называемых бардами. Государство обычно игнорировало их, но такие барды, как Владимир Высоцкий, помогли народу вернуться к традиционной музыке.
В этот же период зародился русский рок, все началось с группы Поющие Гитары. Они создали стиль под названием ВИА, а позже выпустили первую русскую рок-оперу «Орфей и Эвридика». Среди других рок-групп той эпохи были «Цветы», «Синяя птица» и «Голубые гитары».
К 1980-м годам возникли популярные фолк-группы. Самыми популярными стали Казачий Казачий Круг и Песенские Земли. Также возникло музыкальное подполье (магнитиздат), где поэтические и сатирические музыканты, такие как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, приобрели известность на черном рынке, играя джаз и рок-музыку. Они также положили свои стихи на музыку и стали популярными артистами с сатирическим посылом. Магнитизидат также записывал и распространял небольшими партиями запрещенные произведения в стиле фолк, рок и джаз.
Джазовые представления были разрешены всеми советскими режимами, и джаз стал одним из самых популярных музыкальных жанров в России. В 1980-е Трио Ганелина было самым известным российским джазовым коллективом, выступавшим в Европе и США. Джазовые музыканты с Запада начали регулярно играть в Советском Союзе в 1980-х годах.
Рок-музыка, с другой стороны, строго контролировалась советскими властями, и записи были строго ограничены. Тем не менее, российская молодежь была очарована рок-музыкой Запада. Позже, в 80-х, когда коммунистический режим начал ослабевать, в России царила более либеральная атмосфера в отношении музыки. Возникло несколько известных советских рок-групп, которые считались новаторскими, и такие группы множились на протяжении 80-х годов. Ленинградский рок-клуб, один из национальных клубов перфоманса в 1986, был самым важным выходом для санкционированной рок-музыки.
После падения коммунизма и восстановления демократии в бывшем Советском Союзе эпоха Горбачева ослабила многие ограничения, наложенные на творческую мысль и искусство, и многие художники вернулись на родину, чтобы продолжить работу и исполняют свою музыку. Пианист Владимир Горовиц, покинувший Советский Союз в 1925 году, с успехом вернулся в Москву в 1919 году.86, а виолончелист Мстислав Ростропович вернулся в Россию в качестве дирижера на гастролях с Национальным симфоническим оркестром Вашингтона, округ Колумбия. Однако рок-музыка, казалось, утратила тот новаторский, сатирический и своеобразный оттенок магнитиздатского периода, и эксперты отмечают тенденцию рок-групп, чтобы просто подражать западным группам в стиле.
«Romance» — это старинная пьеса для акустической гитары, также известная как «Romance d’Amour», «Romance de Amor», «Romance de España», «Spanish Romance». », «Romanza», «Romance of the Guitar», «Anonymous Romance» или «Romance Anónimo».
Авторство и происхождение этого знаменитого произведения всегда были предметом многочисленных спекуляций. Тем не менее, эта сольная гитарная пьеса была приписана множеству музыкантов, среди которых Нарцисо Йепес, Висенте Гомес, Мигель Льобет, Франсиско Таррега, Давид дель Кастильо и Антонио Рубира.
Эта устойчивая неопределенность относительно его происхождения привела к включению в его название слова «anonymous/anónimo». Загадка авторства вызвана тремя основными причинами: отсутствием каких-либо конкретных требований, настойчивым желанием обойти сборы за авторские права и неотъемлемым стремлением издательских компаний заявить о выгодных авторских правах на это известное гитарное произведение.
Антонио РубираОдно из первых опубликований произведения приписывается Антонио Рубира, испанскому гитаристу. Эта версия под названием «Estudio para Guitarra» была опубликована в Аргентине издательством J.A. Medina e Hijo где-то между 1913 и 1925 годами. Исайяс Савио, другой композитор и гитарист, также цитирует Антонио Рубиру как автора в своей работе «Romance de Amor». Савио также упомянул, как эта работа стала известна в Буэнос-Айресе и привлекла дополнительное внимание местных издателей. Ricordi, аргентинское издательство, в настоящее время приписывает Антонио Рубира автором статьи.
РукописиСамые ранние задокументированные рукописи «Романса» относятся к концу 19 века. Один из них приписывает Антонио Рубира, а другой является «неподписанным» документом. Вторая рукопись имеет отчетливое примечание внизу, в котором говорится «Melodia de Sor» или «мелодия Сора». Это, возможно, приписывает это Фернандо Сору. Однако преобладающий стиль сильно отличается от работ Сора. Наиболее заметным отличием является использование «инвертированного арпеджио». Также обе рукописи не датированы, а почерк не соответствует указанным авторам. Предполагается, что это простые копии, сделанные музыкантами и студентами. Кроме того, Сор скончался в 1839 году., что еще больше вызывает сомнения при сравнении с происхождением конца 19 века.
«Нич яка місячна», украинская народная песня, также считается предшественником «Романса». Также существует определенная корреляция между «Романсом» и «Нич яка мiсячна», а также «Лунной сонатой» Бетховена. Однако между ними есть заметные различия. Кроме того, поскольку европейская музыка в значительной степени основана на гармонических принципах, сходство между неродственными композициями весьма вездесуще и, по сути, неизбежно.
Опровержение утвержденийНарцисо Йепес, известный испанский гитарист, также указан как автор «Романтики» в фильме «Запретные игры». Yepes также владеет авторскими правами на композицию в Испании. Однако в недавних публикациях Йепес указан как аранжировщик произведения, а автор остается неизвестным. Йепес и его наследники утверждают, что Нарцисо сочинил эту пьесу маленьким мальчиком для своей матери в 1934 году. Однако год рождения Нарцисо — 1927, поэтому остается сомнение, является ли он автором пьесы, которая уже была записана и опубликована в начале 19 века.00с. В 1941 году Висенте Гомес, другой испанский гитарист, исполнил и опубликовал ее в фильме «Кровь и песок», приписав себя автору.
В самой ранней известной записи этого произведения представлены Саймон и Луис Рамирес. Запись была сделана на цилиндре в Мадриде между 1897 и 1901 годами. Она называется «Sort-Estudio para Guitarra». Название «Сорт», изображенное на цилиндре, также считается отсылкой к Фернандо Сору, что крайне маловероятно.
«Романтика» является продолжением музыкального стиля «Гостиная», преобладавшего в Южной Америке и Испании в конце 19 века. Он имеет закрытую трехчастную форму – за минорной тональностью следует мажорная тональность, а минорная тональность восстанавливается в третьей части.
Кроме того, западная классическая музыка обычно организована в виде «группы битов», называемых тактами. «Испанский романс» или «Романс» состоит из 16 тактов в каждой части, по три доли в каждом такте. Каждая из этих долей представляет собой «четвертную ноту». Тактовый размер ¾. Также делается акцент на вступительной доле каждого такта. Этот мир обычно состоит из 2 разделов и использует структуру AABBA, где раздел «A» означает «ми минор», а раздел «B» означает «ми мажор».
Основа всех классических гитар основана на нейлоновых струнах, что сильно отличается от современных электрогитар.