Народная игрушка: Русская народная игрушка — волшебство, искусство, ремесло — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Русская народная игрушка — волшебство, искусство, ремесло — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Русская народная игрушка — больше, чем просто игрушка. Прежде всего это символ самобытной культуры того или иного российского региона. Не зря из безыскусного предмета детской игры народная игрушка превратилась в музейный экспонат и в объект пристального внимания этнографов, историков и искусствоведов.

Игрушечных промыслов на территории России насчитывается очень много — в основном в тех районах, где были богатые ресурсы древесины и глины. И много умелых резчиков или гончаров. Такие умельцы делали нужные в хозяйстве вещи для своей семьи и на продажу, а из остатков мастерили игрушки для детей. Например, вытесал ремесленник из деревянной заготовки корыто, а из оставшегося не у дел бруска вырезал игрушечную лошадку для сына. Порой эти поделки пользовались даже бóльшим успехом, чем предметы основного производства, — их стали делать специально для продажи на ярмарках. Так постепенно производство игрушек сложилось как отдельный промысел.

Живая глина

Игрушки из глины пользовались в России огромной популярностью. Особенно глиняные свистульки. Ученые считают, что изначально такие свистульки делались не как игрушки, а как защитный оберег — свист отгонял злых духов. Со временем простая свистулька превратилась в полноценный музыкальный инструмент — мастера стали делать игрушки объемными и добавлять отверстия на боках. Поочередно прикрывая пальцами отверстия, можно было исполнять настоящие, хоть и простые, мелодии. Чаще всего свистульки имели узнаваемую форму барашка, журавля, утки, петуха. А иногда — всех сразу. Например, игрушки из Хлуднево — большие притворщики: посмотришь с одного ракурса — птичка, с другого — голова оленя, а с третьего — вообще цветок!

В каждом районе игрушечного глиняного промысла была своя манера лепки и росписи. Оно и понятно, ведь в разных районах глины различались по цвету и текстуре. Например, синяя глина в знаменитой своими игрушками деревне Филимоново трескается при работе. Эти трещины мастера заглаживали влажными пальцами — поэтому даже привычные коровки и лошадки имеют тонкое вытянутое тело с длинной шеей. После обжига синяя глина становится розовато-белой — ее удобно расписывать яркими красками. А в деревне Плешково Орловской области залегает необычная глина с включениями слюды, поэтому традиционная плешковская игрушка после обжига красиво блестит. Чтобы не портить эффект, мастера использовали краски по минимуму. А вот дымковская игрушка, напротив, очень яркая. Ее лепят из красной глины, перемешанной с речным песком, а после обжига белят — сейчас темперными белилами, а раньше — смесью мела и молока. По белому фону игрушку расписывают насыщенным красным, желтым, синим, зеленым. Жизнерадостный дымковский орнамент — часть культурного кода России, не зря его мотивы использовались на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.

Дымковская игрушка

Современная игрушка по-прежнему выполняется мастером от начала до конца. Исследователи замечают, что игрушки того или иного художника даже чем-то напоминают своего творца. Дымковскую игрушку принято делить на массовую и выставочную. Массовая близка к формам XIX века — простые фигурки, расписанные традиционными узорами. Выставочная отражает фантазии автора и допускает эксперименты с формой и цветом.


Деревянная сказка

Россия всегда славилась своими плотниками и резчиками по дереву. Порой их мастерство было настолько поразительно, что сторонние наблюдатели подозревали тут какую-то магию. Например, в Городце говорили: «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться». Каталка — лошадка на колесах. Для ее изготовления городецкие мастера вытачивали больше 30 деталей и просверливали под них отверстия с ювелирной точностью — игрушка делалась без единого гвоздя и клея! Делали в Городце и другие игрушки — барышень, солдат и животных, причем часто все на тех же колесах. Особенность городецкой игрушки — яркая многоцветная роспись с пышными розанами.

Коллеги городецких мастеров из села Богородское, напротив, свои игрушки не раскрашивали. Зато они умели при помощи специального ножа и напильника придавать мягкой липовой древесине сходство с фарфором, а при необходимости передавать в дереве текстуру меха, травы или перьев. Самая знаменитая богородская игрушка — «Кузнецы». Она механическая: дернешь за специальный рычаг-планку — мужик и медведь по очереди колотят по наковальне. Она настолько популярна, что даже украшает собой современный герб поселка Богородское. А игрушкой «Курочки» с балансиром играли еще во времена А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова: одно движение руки — и птички начинают клевать зерна.

Городецкая и богородская игрушка — это «парадный» вариант деревянной игрушки. Они всегда делались на продажу. Но красивые интересные игрушки можно было встретить не только на ярмарках. И не только в Центральной России. Например, во многих домах Архангельской губернии в XIX веке ютились птицы счастья, или, как их еще называли, поморские голубки. Так, М.М.Пришвин в книге «За волшебным колобком» пишет: «Я в “чистой” комнате зажиточного помора. Посреди нее свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». Есть легенда, что первым такого голубка из дерева сделал крестьянин, у которого тяжело болел сын. Отец плел корзину и рассказывал мальчику, что скоро наступит лето, расцветут цветы и запоют птицы. За этим рассказом ловкие пальцы мастера сами собой сложили из щепы птицу. Он повесил ее над кроватью сына — и с этого дня ребенок начал выздоравливать. Кстати, не зря персонаж легенды — корзинщик. Именно корзинщики умели мастерски расщеплять древесину на тонкие пластины, из которых потом складывали корпус и крылья птицы, аккуратно расправляя каждое перо. Чем пластины тоньше, тем ажурнее работа.

Матрешка

Первая кукла была сделана художником С.В.Малютиным в 90-х годах XIX века по образцу фигурок японских семи богов счастья, которые вкладывались друг в друга. Малютин тут же загорелся идеей сделать подобную вещь в русском стиле. Первая матрешка была «восьмиместной». А вот в 1970-м году на фабрике «Семеновская роспись» изготовили набор из 72 кукол, каждая со своим уникальным узором. Эта матрешка попала в Книгу рекордов Гиннесса.


Лоскутная подружка

Русскую тряпичную куклу игрушкой можно назвать лишь условно, настолько серьезно к ней относились в российских деревнях. Таких кукол мастерили из лоскутков, набивали соломой, крупой или смесью золы с водой. У традиционных русских кукол белые лица — им не рисовали ни глаз, ни рта. Вдруг линия пойдет криво, и у куклы окажется скверный характер? Никогда лоскутные куклы не делались на продажу — только для своих. Дело в том, что для изготовления кукол брали старую одежду — тут отрез отцовской рубахи, там кусок бабушкиной юбки. И кукла воспринималась как часть рода — как же ее отдашь в чужие руки? Наоборот, выходя замуж, девушка забирала своих кукол с собой. Если вспомнить сюжет русской сказки «Василиса Прекрасная», становится ясно почему. Там кукла — помощник и защитник главной героини против козней злой мачехи. Даже когда все закончилось хорошо, и Василиса вышла замуж за царя она «помощницу-­куколку до конца своих дней носила в кармане». Правда, иногда кукол можно было дарить. Например, в Калужской области парень, который безуспешно ухаживал за девушкой, мог на посиделках вручить ей специально сшитую для этого случая тряпочную куклу-перевертыш: сверху красавица, а если вывернуть наизнанку — старуха! Вот такой тонкий намек на то, что нечего женихами бросаться.

Конечно, в эпоху лего и куклы Барби, никто не играет деревянными лошадками и не свистит в глиняные свистульки. Русская народная игрушка потеряла свой практический смысл, но зато превратилась в артефакт, который связывает настоящее с прошлым. Не зря игрушки сегодня экспонируются в этнографических и исторических музеях, причем во многих из них можно попробовать себя в роли мастера: взять в руки глину или кусок дерева и сделать свою игрушку, точно как сто лет назад.

Куклы-неразлучники

Они символизируют единство молодой семьи — не зря одна рука у кукол общая. По традиции неразлучников делают без каких-либо режущих инструментов — мало ли, вдруг семейное счастье отрежешь? Лоскутки ткани от полотна отрывают, а не отрезают, а для связывания используют цельную нить жизнеутверждающего красного цвета. Оберег хранят всю жизнь. Правда, если куколка сломалась, можно изготовить новую. Например, на годовщину свадьбы.


Т.Ю.Борисова

Народная игрушка

Выставка из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» демонстрирует лучшие образцы народной игрушки последней трети XX века. В экспозицию вошли авторские произведения художников, представителей различных народных промыслов, выполненные для всесоюзных и республиканских выставок, откуда они потом поступали в коллекции Министерств культуры СССР и России.

Игрушка – самый яркий и выразительный вид декоративно-прикладного искусства, первое, с чем сталкивается ребенок на пути познания окружающего мира и себя в нем. Она помогает моделировать бытовую среду, формировать навыки, необходимые для жизни в семье и обществе. Но игрушка решает не только познавательные и педагогические задачи – миниатюрные скульптуры, вылепленные из глины или вырезанные из дерева, удовлетворяют эстетические потребности маленького человека в период его душевного запечатления.
Однако этот атрибут детских игр имеет еще и научное значение. В игрушке отразились архаические религиозные представления народа: подобные фигурки активно использовалась в обрядовой практике, сохраняя для нас через древнейшие формы и символы комплекс языческих верований.

Наиболее показательны и выразительны свистульки в виде «коников» и «пташек». Конь и птица в древности являлись животными, олицетворявшими бога солнца Хорса. В праздничные дни весеннего равноденствия свистулькой разгоняли силы тьмы и зла, призывали тепло солнечного света, воспринимавшееся как божественное благо.

Современная народная игрушка – это еще и произведение искусства, выведенное на высокий исполнительский уровень и ставшее предметом музейных и частных коллекций благодаря стараниям профессиональных художников
Самая известная в наше время – дымковская игрушка, которую издавна лепили в Дымковской слободе города Вятки для продажи на весенней вятской ярмарке. Со временем сложился типологический ряд наиболее излюбленных дымковских «персонажей»: всадники, петухи, женские фигурки в широких колоколообразных юбках и высоких кокошниках или капорах по моде XIX века. Каждая вятская игрушка создавалась и по сей день создается одной мастерицей от начала до конца – от лепки до раскраски.

Каргопольская игрушка более проста и архаична. Издревле в деревнях Каргопольского уезда Олонецкой губернии крестьяне специализировались на гончарном деле. Среди каргопольских игрушек распространенными доныне архаичными типами остаются: медведь – символ плодородия, «хозяюшко леса»; женские фигурки – символ «матери-сырой земли»; удивительные полузвери-полулюди – «Полканы» – символ Солнца. Орнаментика каргопольской игрушки из тонких красных, черных, желтых черточек, крестов, кругов и полос по белому фону воспроизводит древнюю символику солнца, земли, огня, воды, плодородия. В изготовлении каргопольской керамики традиционно участвовали целые семьи и династии.

Со второй половины 70-х годов ХХ века возродилась и приобрела большую популярность ранее забытая пензенская абашевская игрушка. Абашевскую игрушку отличают нарочито искаженные пропорции фигур: удлиненные массивные шеи, крупные гипертрофированные головы, короткие ноги. После сплошного окрашивания в один локальный цвет и последующей глазировки эти игрушки становятся блестящими, радуя детей своей яркостью.

Фольклорное начало живо по сей день в искусстве филимоновских мастеров. Чтобы получить тягучую пластичную массу глину растирали очень тонко, что позволяло придать филимоновской игрушке вытянутую, изящную форму. Фигурки расписывали яркими анилиновыми красками, широко доступными с середины ХХ в., чередуя орнаменты из разноцветных полос, «в елочку» и «в цветочек».

И по сей день в городе Скопине Рязанской области изготавливается поливная керамика: причудливые сосуды и лепные свистульки в виде хищной птицы скопы, медведей, львов и других образов. Отличительной особенностью этих изделий является блестящая цветная полива – коричневая, желтая, зеленая глазурь, натеки которой придают простым формам определенную живописность.
Не так хорошо известны, но не менее интересны и любопытны российские центры глиняной игрушки: жбанниковской (в деревнях Городецкого района Нижегородской области), романовской (около села Романово Липецкой области), хлудневской (из деревни Хлуднево Думиничского района Калужской области), костромской, орловской, мордовской, череповецкой. Здесь фигурки просты и архаичны по форме, но экспрессивны и выразительны.

Деревянная игрушка существовала на территории России так же, как и глиняная, испокон веков. Будучи самым доступным в России сырьем, дерево легко поддается резцу мастера и «восприимчиво» к краскам. Образный ряд деревянной игрушки сродни глиняной. Это всевозможные свистульки, фигурки коней, птиц, зверей, людей.

Наиболее прославленный в России и за рубежом промысел деревянной игрушки – богородский, появившийся в XVII веке под Сергиевым Посадом вблизи Троице-Сергиевской Лавры, в селе Богородском. Еще один старинный игрушечный промысел находится в Нижегородской области около Городца. Местная игрушка известна под названием «городецкая топорщина», ее сразу можно узнать по нарядному, выразительному стилю росписи. На нижегородских землях вырос относительно молодой промысел расписной деревянной игрушки – в Полхов-Майдане. Производимые токарным способом игрушки – матрешки, копилки, каталки – расписаны очень ярко.


На севере Архангельской области делают игрушки из дерева и бересты. Береста (берёста) – обработанная кора березы, пластичная и прочная, издавна служила в качестве писчего материала и для изготовления бытовых предметов: корзиночек и лукошек, туесов, коробов, обуви, а также игрушек. В экспозиции демонстрируется три вида берестяных игрушек – уточки, лошадка, сложные по форме погремушки-шаркунки.

Фоном для экспонирования игрушек служит текстиль: тонко вышитые полотенца, рушники, набойная ткань с имитацией традиционной среднеазиатской вышивки «сюзане». Они символизируют бытовую среду. Текстиль выступает здесь и как атрибут матери, хозяйки дома, приобщающей детей к живой традиции через игрушки и узоры вышивок.
Выставка не ограничивается демонстрацией лишь исконно русского народного творчества. Небольшой раздел экспозиции можно условно назвать «наши соседи», он посвящен украинской, белорусской, среднеазиатской игрушке – миру детства наших недавних соотечественников.

Эта коллекция сформировалась на рубеже 60-70-х годов, когда в СССР были проведены выставки, способствовавшие выявлению в союзных республиках народных мастеров и вовлечению их в творческую работу.
Народная игрушка, которую издревле и до наших дней изготавливают в традиционных центрах – это не только символ детской игровой культуры, но и важная составляющая духовной жизни народа.

Folk Toys – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.

Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Traditional American Folk Toys

    1

    American Folk Toys

    Made in USA

              В ранней Америке детство часто было серьезным временем,

              подготовкой к взрослому миру, и большинству игрушек, книг

            и игры предназначены для ознакомления детей с повседневными

             домашними делами или обучения их нравственным урокам.

                 Хотя некоторые богатые семьи покупали дорогие,

          импортные европейские игрушки, большинство американских детей

                         верно зависели от членов семьи, которые делали деревянные народные игрушки для своих

    6 игр. Большинство этих американских народных игрушек ручной работы в

        в ранней Америке используются до сих пор.

            Хотите узнать больше о том, как дети играли в прошлом? Check our new book offerings…

                              Toys & Games from Times Past

    #301 ЛЕСТНИЦА ИАКОВА~ Историческая народная игрушка, популярная со времен колониальной Америки. Лестница Иакова, также известная как «кубики», была также известна как «воскресная игрушка», поскольку это была одна из немногих игрушек, с которыми детям разрешалось играть по воскресеньям. #301-C ~ Меньшая цветная версия.

    #303 ЦВЕТНАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ПОДБОРКИ ЧАШКОЙ И МЯЧОМ~ Классическая игрушка для подбрасывания, созданная в Древней Греции. Эта историческая игрушка была популярна во времена заселения колоний Нового Света и упоминается во многих периодических изданиях того времени.

    #304 NATURAL CUP & BALL~  Версия этой классической игрушки с естественной отделкой. Большинство исторических обществ и музеев предпочитают натуральную версию этого развлечения, так как она более исторически достоверна. Всегда фаворит в сувенирных магазинах.

    #305 SLINGSHOT~ Любимая американская народная игрушка-катапульта, которая была любима на протяжении веков и, безусловно, была очень популярна в горных районах США. Упаковано с мишенью для безопасной игры.

    #307 ДЕТСКИЙ НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ РАННЕЙ АМЕРИКИ~ Популярный набор игрушек для мальчиков. Включает в себя деревянный молоток, долото, пилу, 6-дюймовую линейку, карандаш из кедрового дерева и тканевую сумку для переноски. Оживите те времена первопроходцев-строителей с этим привлекательным набором инструментов!

    #306 ЛАЗАЮЩИЙ МЕДВЕДЬ~ Одна из самых ярких американских народных игрушек. Помимо увлечения детей на протяжении более двух столетий, лазающий медведь также использовался для обучения детей тому, как

    доить корову. Изготавливается из твердых пород дерева коренных американцев.

    #311 BULL ROARER~ Традиционный вихревой свист. Делайте круговые движения веслом над головой и слушайте, как он издает звук разъяренного быка или ветра. Включает историю и инструкции.

    #312 YO-YO~ Колониальные и викторианские дети одинаково любили это популярное американское времяпрепровождение. Доступен в натуральной отделке. Включает основные инструкции и указания по выполнению нескольких трюков с йо-йо.

    #313 МАЛЕНЬКАЯ ИГРУШКА ДЛЯ БРОСАНИЯ РЫБОК~ Традиционная раннеамериканская игрушка для подбрасывания, которая была распространена как среди коренных американцев, так и среди первых жителей Аляски. Попробуйте раскачать рыбу в воздухе и поймать ее на удочку!

    #314 РАННИЙ АМЕРИКАНСКИЙ ТОПОРИК~ Детский топорик из цельного дерева с закругленными краями для безопасной игры. Упаковано с исторической карточкой, рассказывающей об истории топора в ранней американской жизни.

    #315  WHIP TOP~ Традиционная раннеамериканская игрушка. Вращайте волчок и продолжайте движение с помощью кнута! История и инструкция прилагаются. Whip Top широко использовался в колониальной Америке.

    #317-B ЦВЕТНЫЕ волчки~ Индивидуально упакованные красочные волчки, обработанные на токарном станке и сбалансированные. Каждая карта истории включает в себя высшую историю и несколько игр с волчком.

    #320 ВЕРХНЯЯ ВЕРШИНА HARDWOOD~ Популярная ранняя американская волчка. Просто обмотайте шнур вокруг верхней части и бросьте его на землю, отпустите веревку и наблюдайте, как она вращается. Эта модель имеет рустикальную отделку натурального цвета. Включает инструкции для нескольких игр с волчком.

    #321 ТАУМАТРОП~ Оптическое устройство девятнадцатого века. Перевернутые изображения печатаются на обеих сторонах диска. Вращайтесь вперед и назад, и изображения будут казаться «движущимися картинками».

    #322 SPOOL TRACTOR~ Самоходная американская народная игрушка начала 20-го века, приводимая в движение резиновой лентой. Просто заведите игрушку, положите ее на пол и наблюдайте, как она движется! Увлекательно для детей всех возрастов.

    #324 SMOKEGRINDER~ Наша коптильня, также известная как индейская помповая дрель, представляет собой традиционную народную игрушку Аппалачей  и используется для демонстрации принципа движения маховика примитивных насосных дрелей. Включает полные инструкции по использованию и истории.

    #320-B ЦВЕТНАЯ ВЕРШИНА ИЗ ТВЕРДОЙ ДЕРЕВА ~ Играйте в историческую игру «Камни», а также в другие традиционные лучшие игры с нашим ассортиментом красных и синих столешниц из твердой древесины. Включает полные инструкции.

    #325 PADDLEBALL~ Paddleball был прямым потомком колониальной игры Hornbook, Battledore & Shuttlecock. Наша новейшая модель старого фаворита с прочной деревянной лопаткой и прочным эластичным шнуром, прикрепленным к красочному резиновому мячу.

    #330 #331  Волчки с волчками~ Волчки с натуральной отделкой, продаются отдельно с карточкой истории и инструкциями для игр с двумя волчками. Доступны в двух количествах:

                #330 — 1 шт. по 24 шт. и #331 — 1 шт. по 72 шт.

                           

    #319-B СИГНАЛЬНЫЙ СВИСТОК ДЛЯ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ВОЙНЫ~ Во время Войны за независимость сигнальные свистки играли важную роль в передаче команд снайперам Континентальной армии. Наш пакет сигнальных свистков включает в себя типичные свистки поля боя и историю.

    #332 ЧЕТЫРЕХНОТНЫЙ СВИСТОК ДЛЯ ПОЕЗДА~ Традиционный американский свисток всех времен. Включает известные короткие и длинные образцы свистков поезда. Приблизительно 7 1/2 дюйма в длину. Удивительная чистота звука.

    #336 ИГРУШКА ДЛЯ БРОСАНИЯ КОЛЬЦО ЛЕДИ АННЫ~ Восхитительная игрушка для бросания колец, восходящая к раннему Возрождению! Подбросьте кольцо с лентой в воздух и попытайтесь поймать его.

    #338 МАЧКА ДЛЯ КАТУШКИ «ДЖИМ ТАНЦЕР»~ Одна из самых известных первых американских пальчиковых насадок, сделанная вручную из деревянных катушек для шитья.  В индивидуальной упаковке с историей и карточкой с игрой. Доступен в деревенском, натуральном исполнении

    Американская история Пионерские народные игрушки, игры, ремесла и музыка из Homestead Folk Toys в исторической деревне Нэшвилл, штат Индиана

    Усадьба. Сайт разработан и размещен компанией Homestead Folk Toys.

    Изображения и дизайн продуктов    Домашние народные игрушки и их владельцы. Все права защищены.

    #339 “ВЕСЕННИЙ” СВИСТОК~ Небольшой однотонный свист, который слышен на довольно большом расстоянии. «Лесную» трель также можно освоить, открывая и закрывая отверстие в конце свиста. Упаковано с картой истории и направления.

    # 304 Cup & Ball

    Return Home

    Previous Page

    Return To Top

    Next Page

    Parlor Games

    Education

    Бестселлеры

    Гражданская война

    Упаковка

    Рекомендуемые 0003

    Catalog

    Scrapbook

    Contact

    Outdoor

    Parlor Games

    Folk Toys

    Education

    Puzzles

    Рукоделие

    Наборы для кукол

    Этикет

    Коренные американцы

    Карта сайта

    #340 НАБОР ДЛЯ ИГРУШЕЧНЫХ ПАРУСНЫХ ЛОДОК~ Самодельные игрушечные парусники были одной из самых популярных игрушек в ранней Америке. Теперь вы можете воссоздать эту ностальгическую игрушку с помощью этого простого в сборке набора. Готовый размер:

    7 футов 3/4 дюйма на 5 футов 1/2 дюйма.

    Снято с производства

    #328~ JIMMY STICKS (SKYHOOK)~ Легендарное балансировочное устройство. Эта оригинальная деревянная игрушка будет балансировать на кончике пальца (или на краю стола), когда кожаный ремень помещается в канавку. Кажется, что он бросает вызов гравитации. 1 шт. из 25 штук с информационными карточками и демонстрационными карточками.

    #345~ КЛАССИЧЕСКИЙ АМЕРИКАНСКИЙ БУМЕРАНГ~ Традиционный деревянный бумеранг ручной работы. Включает в себя карту истории и направления метания. Дерево и дизайн могут различаться.

                    #341 ЛЕСНЫЕ ВЕРШИНЫ~

           Топы в деревенском стиле, вырезанные и изготовленные из веток местных деревьев.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *