Л.В.Орлова, “Хохломская роспись”
Для начала работы надо иметь:
1) краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов;
2) кисти беличьи №2 и №3;
3) банку с водой;
4) мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;
5) листок белой плотной бумаги или белую мелкую тарелку без узоров, которая будет служить палитрой.
Учимся рисовать простейшие элементы травяного орамента. Выполняйте упражнения на повтор главных отличительных элементов узора “травка”.
В хохломской росписи “травкой” называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
В упражнение включены главные элементы “травки”:
“Осочки”- самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
“Травинки”- Это мазки с небольшим плавным утолщением.
“Капельки”- рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.
“Усики”- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
“Завитки”- выполняются с легким нажимом в середине элемента.
“Кустик”- это наиболее сложный элемент “травки”. Он состоит из симметрично расположенных более простых элементов- осочек, травинок, капелек, усиков и завитков.
Во всех заданиях на импровизацию сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите чашку с травяным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи придается сочетанием золотого, красного и
черного цветов. Самостоятельно придумайте и украсьте ложку элементами травного орнамента, используя два цвета- черный и красный.
Цель упражнения- постепенно, методом от простого к сложному, научиться рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов.
Сначала упражняйтесь в наведении ведущего стебля “криуля”. Главный элемент “криуля”- “завиток”, имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных “кустиков”.
Рассматривая солонку с травным узором, обращайте внимание на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии- “криуля” подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
Украсьте чашку травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель и используя ранее изученные элементы травного орнамента.
В хохломском узоре “листочки”, кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый.
Рассматривая работу мастера, обращайте внимание на расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору.
Импровизируйте, создайте свою композицию, примените хохломскую палитру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.
Учитесь рисовать узоры кистью и печаткой- тычком. Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачиваетсяв тугую трубочку.
Ягоды брусничка, смородинка и рябинка рисуются печаткой- тычком.
Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды “разживляются” желтым цветом.
Распишите изделие кистью и печаткой- тычком, используя “разживку” и другие приемы росписи.
Упражняйтесь в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.
Рассматривая вазочку, расписанную мастуром, обратите внимание на соответствие узора и формы предмета. Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.
Самостоятельно придумайте и распишите вазочку, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.
Это итоговое упражнение начального уровня. В этом упражнении используйте все ранее изученное. Самостоятельно украсьте красные и желтые лепестки и цветки раснообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета. Букет будет более красивым и пышным, если дети дополнят его легкими веточками травки.
При желании сделать большой букет, можно вырезать аналогичные заготовки из цветной, желтой или красной, бумаги и затем украсьте их по своему вкусу.
В качестве итогового задания можно создать коллективную работу при участии нескольких человек. Для этого каждый участник заготавливает несколько лепестков из цветной бумаги желтого или красного цвета и расписывает их. Затем на большом листе ватмана выклеивается красочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого участника. Букет можно украсить усиками и кустиками. Такая коллективная работа будет служить хорошим украшением.
Из таких заготовок можно выклеить не только букет, но и гирлянду, оргамент, орнаментальную рамку и т.д.
paintmaster.ru
Работы, созданные своими руками, ценились ещё с давних времён. А расписная посуда всегда была главным украшением стола. Визитной карточкой русского народного творчества считают хохломскую роспись. Это сложная технология, которая состоит из нескольких этапов. Не всем получается её освоить. Но если постараться, можно добиться впечатляющих результатов.
Содержание материала
Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:
Существуют простые элементы, придуманные специально для творчества детей. Их рисуют при помощи подготовленных штампов. Для создания штампа используют трубочку и бумагу, которые просто макают в краску. В конце работы тонкой кисточкой дорабатывают узоры.
Трафареты и шаблоны хохломской росписи:
Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:
После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.
Поэтапный мастер-класс:
Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.
Современные мастера уже давно используют хохломскую роспись для разных целей. Ею чаще всего украшают следующие деревянные изделия:
Не стоит забывать, что назначение предмета особой роли не играет. На любом деревянном изделии можно нарисовать орнаменты:
Любое творчество — целое искусство, но раскраска хохломской росписью по дереву имеет своё особое очарование. Освоить технику может каждый, нужно только иметь достаточно желания, усидчивости и аккуратности. Сейчас есть множество вспомогательных материалов для облегчения рисования орнамента, но это совсем не влияет на качество результата.
natrukodel.ru
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят – втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком – золотистой. Расписывают посуду “под хохлому” масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый – цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» – на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» – сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота 🙂
Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там – берите в руки кисть и краски и вперёд!
Травный орнамент.
Узор листочки – стебельки и листики.
Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.
Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.
В росписи “под фон” чаще используется элемент “кудрИна”. Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
7gy.ru
Конспект занятия
Воспитатель Макурова Г.Я.
Тема: «Золотая хохлома» (Декоративное рисование по хохломской росписи)
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование).
Возрастная группа: подготовительная.
Тип: итоговая, интегрированная.
Цель: развитие умений создавать узоры по мотивам народных росписей.
Задачи:
-Продолжать учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением.
-Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.
-Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе.
– Развивать чувство цвета, ритма, умение пере давать колорит хохломы.
Интеграция образовательных областей: «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
-Познавательные беседы о НДП искусстве.
-Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
-Цикл НОД в области «Художественно- эстетическое развитие» (декоративное рисование).
-Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
-Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
-Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
-Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
-Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Предполагаемый результат: дети умеют выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства хохломской росписи.
Материалы и оборудование:
Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.
Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.
Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход занятия:
1.Вводная часть: (2 мин.)
Организационный момент.
Мотивация.
Целевые установки.
Воспитатель: в условиях реальной жизни, где человеку приходится сталкиваться с системой знаний, образованному человеку необходимо знать историю своего народа, основные русские промыслы, которые составляют часть нашей истории. «В сегодняшней реалии люди, способные размышлять о многих темах, знать отличия хохломы от гжели и дымки заслуживают общего внимания.
2. Основная часть: (24 мин)
Беседы о хохломской росписи, задания со вспомогательными вопросами.
– Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
– И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
Актуализация опорных знаний:
– Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). – Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
– Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
– Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
– А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
– Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
– Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
– А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
– Молодцы, ребята!
– А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!)
Использование заданий с алгоритмическими предписаниями.
Упражнение на отдельном листе бумаги, затем выполнить бордюр на полосе бумаги по инструкции или самостоятельно.
Повторение последовательности работы.
Прием проговаривания с неуспевающими дошкольниками.
Дидактическая игра «Угадай – ка!»
Составление описательных рассказов о хохломской посуде.
– Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома. (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке).
– Кто хочет выбрать и рассказать о какой – нибудь посуде? Расскажите о ней: какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре.
По желанию 2-3 ребёнка описывают изделия.
– Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе!
Открытие новых знаний.
– А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Мотивация деятельности.
– Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором.
На стенде выставлены силуэты различной посуды.
– Вы согласны? (Да!).
– Посмотрите, здесь и миски, и ложки, и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую.
Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся.
Закрепление опорных знаний.
– Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
– С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме, если она круглая). Что будете рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
– Что будете изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).
– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
– Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
– Молодцы, ребята, всё знаете!
– А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность детей.
– Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»).
Проводится индивидуальная работа.
– Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Приемы контроля подвижных детей: приемы кодирования.
3.Заключительная часть: (4 мин.)
Анализ работ. Самопроверка. Самооценка.
– Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
– Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
– А что больше всего понравилось вам, и почему?
Объединения дошкольников в диады для взаимоанализа
– Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям.
Рефлексия.
– А дети наши довольны? (Да). А что больше всего вам понравилось и почему? (Дети высказываются).
– Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания!
infourok.ru
План – конспект НОД по теме: Хохломская роспись. Золотая Хохлома.
Образовательная область: Художественное творчество (изобразительная деятельность), социально – коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание), познавательное развитие (приобщение к социокультурным ценностям), речевое развитие (обогащение словарного запаса).
Цель занятия:
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Задачи:
· Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
· Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам Хохломской росписи.
· Воспитывать интерес к искусству Хохломской росписи, уважение к творческому наследию.
· Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
модель для раскрашивания «Блюдце»
гуашь
кисти
баночка для воды
печатка-тычок (ватные палочки 2 шт.)
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
Демонстрационный материал:
изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции
плакат «Хохломская роспись»
презентации «Хохломская роспись»
Организационный момент. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход НОД:
Воспитатель:
Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)
Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Хохломы)
– Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
– Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
– Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.
В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины “вапы”. Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап – лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы – веточки, листки, травка.
Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.
Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри – завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
«Кудрина» – это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек – это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
«Мир волшебной хохломы»
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
(Б. Дубровский)
И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор. Искусство Хохломы – это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
Вопрос: Согласны ли вы с этим?
Ответ: Да!
Воспитатель: А если согласны, то за работу.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить то, что лучше всего удалось.
infourok.ru
Ну и после того, когда рисунок вазы будет полностью закончен, вы можете нарисовать цветок, розу например. Сама пробовала выполнить роспись в стиле хохломы, понимаю как это непросто. Как правило, роспись хохлома в этой технике использует узор «пряник» — крупный рисунок в центре, который опоясывают круги из более мелких орнаментов.
Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Основная технология создания изделий, к которым применяется роспись хохлома, состоит из нескольких этапов.
Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой. Еще одну простую технику росписи изделий хохломой в домашних условиях вы можете узнать из следующего видеоурока.
Упражнение 5. Узор «листочки» В хохломском узоре «листочки», кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый. В росписи главное различные лепестки и завиточки. Но рисунок сложный для школьников, если они не живут в Семенове и не использован метод тычка для ускорения и упрощения росписи. Давайте попробуем поэтапно нарисовать вазу и научиться рисовать предметы объемными.
Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи. Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи. Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. Эта технология подготавливает предмет к следующему этапу — лужению, который заключается во втирании в изделие алюминиевого порошка.
Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки. Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки.
Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом. На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Таким же способом выполняется роспись хохлома сувенирной тарелки, ложек или любого другого изделия.
Изучение народных промыслов России, с историей промысла и произведениями декоративно – прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.Шаблоны для росписи. Здесь даны основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор, до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.
Упражнение 2. «Подарок для мишутки» Во всех заданиях на импровизацию сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, затем самостоятельно расписывают рисунок изделия. Праздничный и торжественный колорит росписи придается сочетанием золотого, красного и черного цветов. Самостоятельно придумайте и украсьте ложку элементами травного орнамента, используя два цвета- черный и красный. Упражнение 4. Роспись чашки Рассматривая солонку с травным узором, обращайте внимание на ритмичное чередование элементов орнамента.
Упражнение 9. Орнамент с «ягодками» и «листочками» Упражняйтесь в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу. Упражнение 10. Вазочка для цветов Рассматривая вазочку, расписанную мастуром, обратите внимание на соответствие узора и формы предмета. В этом упражнении используйте все ранее изученное. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Вот и мы сегодня попробуем расписать тарелку и ложку хохломскими узорами. Роспись не сложная, а с возможностями интернета проблем с композицией не возникнет, вместо пластиковой тарелки можно взять бумажную или расписать фарфоровую (специальными красками).
А в вашей работе очень хорошо показан и рассказан весь процесс. Я восхищаюсь мастерами — художниками , которые владеют навыками хохломской росписи! В детстве рассматривала посуду расписанную хохломской росписью и удивлялась как так можно красиво и натурально передать листочки, завитушки, ягодки.
К примеру, у многих дизайнеров в коллекциях встречается роспись хохлома, которая привлекает своим ярким, почти сказочным рисунком. Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картинки в цветочном или животном орнаменте. На этом уроке мы научимся рисовать цветы в букете поэтапно простым карандашом.
amanfertul.ru
Золотая хохлома (векторные орнаменты)
Посмотреть полностью
Золотая хохлома (векторные орнаменты)
6 eps + jpg (превью) | 14 Mb | zip-архив
Хохлома в векторе
Посмотреть полностью
Хохлома в векторе
формат Ai | 100 files | 64.0 Mb zip
Цветочные узоры в векторе (хохлома)
Посмотреть полностью
Цветочные узоры в векторе (хохлома)
формат eps | 2 files | 2.6 Mb zip-архив
Русский орнамент (жостово, хохлома)
Посмотреть полностью
Русский орнамент
формат eps | 6 files | 9,1 Mb rar-архив
Русская роспись (хохлома, гжель, жостово в векторе)
Посмотреть полностью
Русская роспись в векторе
формат cmx | 24 вектора + jpg | 12,46 Mb zip-архив
Фотоклипарт “Золотая хохлома”.
Посмотреть полностью
Фотоклипарт “Золотая хохлома”.
формат jpg | 110 файлов | 6,4 Mb Zip-архив
Хохломская роспись. Раскраска.
Посмотреть полностью
“Хохломская роспись”. Раскраска.
формат jpg | 12 стр. | 2,07 Mb Zip-архив
Хохломская роспись. Альбом иллюстраций
Посмотреть полностью
Хохломская роспись. Альбом иллюстраций.
формат pdf | 168 стр.| 60,1 Mb
Хохломская роспись. Искусство детям.
Посмотреть полностью
Хохломская роспись. Искусство детям.
формат pdf | 16 стр. | 5.9 Mb
“Золотая хохлома”. Учебное пособие.
Посмотреть полностью
Учебное пособие “Золотая хохлома”
формат djvu | 17 стр. | 2,0 Mb
Игра-лото “Русский сувенир” (городец, дымково, хохлома, гжель)
Посмотреть полностью
Игра-лото “Русский сувенир”
формат jpg | 12 карточек | 5,64 Mb Zip-архив
Хохлома. Презентация к уроку ИЗО.
Посмотреть полностью
“Хохлома”. Презентация к уроку ИЗО.
формат ppt | 32 слайда | 7,7 Mb
“Золотая хохлома”. Презентация к уроку ИЗО.
Посмотреть полностью
“Золотая хохлома”. Презентация к уроку ИЗО.
формат ppt | 64 слайда | 9,7 Mb
Декоративное рисование (конспекты занятий по хохломской росписи и дымковской игрушке)
Посмотреть полностью
“Декоративное рисование” (хохлома, дымка)
формат pdf | 144 стр. | 8,9 Mb
Игра-лото “Народное творчество” (городец, гжель, дымка, хохлома, жостово, филимоново)
Посмотреть полностью
Игра-лото “Народное творчество”.
формат doc | 6 карточек | 966,0 Kb
Раскраска “Народное творчество” (хохлома, гжель, дымка, городец, жостово)
Посмотреть полностью
Раскраска “Народное творчество”.
формат jpg, 150 dpi | 18 стр. | 3,7 Mb
Раскраска по народной росписи (хохлома, гжель, дымка, городец, филимоново и др.)
Посмотреть полностью
Раскраска по народной росписи
формат pdf | 20 стр. | 4,25 Mb
| 1 | 2 | Следующая
cliparti.jimdo.com