Л.В.Орлова, “Хохломская роспись”
Для начала работы надо иметь:
1) краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов;
2) кисти беличьи №2 и №3;
3) банку с водой;
4) мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;
5) листок белой плотной бумаги или белую мелкую тарелку без узоров, которая будет служить палитрой.
Учимся рисовать простейшие элементы травяного орамента. Выполняйте упражнения на повтор главных отличительных элементов узора “травка”.
В хохломской росписи “травкой” называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
В упражнение включены главные элементы “травки”:
“Осочки”- самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
“Травинки”- Это мазки с небольшим плавным утолщением.
“Капельки”- рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.
“Усики”- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
“Завитки”- выполняются с легким нажимом в середине элемента.
“Кустик”- это наиболее сложный элемент “травки”. Он состоит из симметрично расположенных более простых элементов- осочек, травинок, капелек, усиков и завитков.
Во всех заданиях на импровизацию сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите чашку с травяным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи придается сочетанием золотого, красного и
черного цветов. Самостоятельно придумайте и украсьте ложку элементами травного орнамента, используя два цвета- черный и красный.
Цель упражнения- постепенно, методом от простого к сложному, научиться рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов.
Сначала упражняйтесь в наведении ведущего стебля “криуля”. Главный элемент “криуля”- “завиток”, имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных “кустиков”.
Рассматривая солонку с травным узором, обращайте внимание на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии- “криуля” подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
Украсьте чашку травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель и используя ранее изученные элементы травного орнамента.
В хохломском узоре “листочки”, кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый.
Рассматривая работу мастера, обращайте внимание на расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору.
Импровизируйте, создайте свою композицию, примените хохломскую палитру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.
Учитесь рисовать узоры кистью и печаткой- тычком. Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачиваетсяв тугую трубочку.
Ягоды брусничка, смородинка и рябинка рисуются печаткой- тычком.
Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды “разживляются” желтым цветом.
Распишите изделие кистью и печаткой- тычком, используя “разживку” и другие приемы росписи.
Упражняйтесь в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.
Рассматривая вазочку, расписанную мастуром, обратите внимание на соответствие узора и формы предмета. Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.
Самостоятельно придумайте и распишите вазочку, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.
Это итоговое упражнение начального уровня. В этом упражнении используйте все ранее изученное. Самостоятельно украсьте красные и желтые лепестки и цветки раснообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета. Букет будет более красивым и пышным, если дети дополнят его легкими веточками травки.
При желании сделать большой букет, можно вырезать аналогичные заготовки из цветной, желтой или красной, бумаги и затем украсьте их по своему вкусу.
В качестве итогового задания можно создать коллективную работу при участии нескольких человек. Для этого каждый участник заготавливает несколько лепестков из цветной бумаги желтого или красного цвета и расписывает их. Затем на большом листе ватмана выклеивается красочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого участника. Букет можно украсить усиками и кустиками. Такая коллективная работа будет служить хорошим украшением.
Из таких заготовок можно выклеить не только букет, но и гирлянду, оргамент, орнаментальную рамку и т.д.
paintmaster.ru
Работы, созданные своими руками, ценились ещё с давних времён. А расписная посуда всегда была главным украшением стола. Визитной карточкой русского народного творчества считают хохломскую роспись. Это сложная технология, которая состоит из нескольких этапов. Не всем получается её освоить. Но если постараться, можно добиться впечатляющих результатов.
Содержание материала
Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:
Существуют простые элементы, придуманные специально для творчества детей. Их рисуют при помощи подготовленных штампов. Для создания штампа используют трубочку и бумагу, которые просто макают в краску. В конце работы тонкой кисточкой дорабатывают узоры.
Трафареты и шаблоны хохломской росписи:
Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:
После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.
Поэтапный мастер-класс:
Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.
Современные мастера уже давно используют хохломскую роспись для разных целей. Ею чаще всего украшают следующие деревянные изделия:
Не стоит забывать, что назначение предмета особой роли не играет. На любом деревянном изделии можно нарисовать орнаменты:
Любое творчество — целое искусство, но раскраска хохломской росписью по дереву имеет своё особое очарование. Освоить технику может каждый, нужно только иметь достаточно желания, усидчивости и аккуратности. Сейчас есть множество вспомогательных материалов для облегчения рисования орнамента, но это совсем не влияет на качество результата.
natrukodel.ru
Конспект занятия
Воспитатель Макурова Г.Я.
МДОАУ № 105 г.Орск
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование).
Возрастная группа: подготовительная.
Тип: итоговая, интегрированная.
Цель: развитие умений создавать узоры по мотивам народных росписей.
Задачи:
-Продолжать учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением.
-Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.
-Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе.
– Развивать чувство цвета, ритма, умение пере давать колорит хохломы.
Интеграция образовательных областей: «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
-Познавательные беседы о НДП искусстве.
-Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
-Цикл НОД в области «Художественно- эстетическое развитие» (декоративное рисование).
-Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
-Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
-Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
-Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
-Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Предполагаемый результат: дети умеют выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства хохломской росписи.
Материалы и оборудование:
Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.
Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.
Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход занятия:
1.Вводная часть: (2 мин.)
Организационный момент.
Мотивация.
Целевые установки.
Воспитатель: в условиях реальной жизни, где человеку приходится сталкиваться с системой знаний, образованному человеку необходимо знать историю своего народа, основные русские промыслы, которые составляют часть нашей истории. «В сегодняшней реалии люди, способные размышлять о многих темах, знать отличия хохломы от гжели и дымки заслуживают общего внимания.
2. Основная часть: (24 мин)
Беседы о хохломской росписи, задания со вспомогательными вопросами.
– Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
– И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
Актуализация опорных знаний:
– Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). – Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
– Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
– Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
– А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
– Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
– Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
– А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
– Молодцы, ребята!
– А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!)
Использование заданий с алгоритмическими предписаниями.
Упражнение на отдельном листе бумаги, затем выполнить бордюр на полосе бумаги по инструкции или самостоятельно.
Повторение последовательности работы.
Прием проговаривания с неуспевающими дошкольниками.
Дидактическая игра «Угадай – ка!»
Составление описательных рассказов о хохломской посуде.
– Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома. (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке).
– Кто хочет выбрать и рассказать о какой – нибудь посуде? Расскажите о ней: какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре.
По желанию 2-3 ребёнка описывают изделия.
– Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе!
Открытие новых знаний.
– А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Мотивация деятельности.
– Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором.
На стенде выставлены силуэты различной посуды.
– Вы согласны? (Да!).
– Посмотрите, здесь и миски, и ложки, и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую.
Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся.
Закрепление опорных знаний.
– Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
– С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме, если она круглая). Что будете рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
– Что будете изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).
– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
– Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
– Молодцы, ребята, всё знаете!
– А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность детей.
– Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»).
Проводится индивидуальная работа.
– Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Приемы контроля подвижных детей: приемы кодирования.
3.Заключительная часть: (4 мин.)
Анализ работ. Самопроверка. Самооценка.
– Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
– Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
– А что больше всего понравилось вам, и почему?
Объединения дошкольников в диады для взаимоанализа
– Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям.
Рефлексия.
– А дети наши довольны? (Да). А что больше всего вам понравилось и почему? (Дети высказываются).
– Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания!
infourok.ru
Ну и после того, когда рисунок вазы будет полностью закончен, вы можете нарисовать цветок, розу например. Сама пробовала выполнить роспись в стиле хохломы, понимаю как это непросто. Как правило, роспись хохлома в этой технике использует узор «пряник» — крупный рисунок в центре, который опоясывают круги из более мелких орнаментов.
Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Основная технология создания изделий, к которым применяется роспись хохлома, состоит из нескольких этапов.
Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой. Еще одну простую технику росписи изделий хохломой в домашних условиях вы можете узнать из следующего видеоурока.
Упражнение 5. Узор «листочки» В хохломском узоре «листочки», кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый. В росписи главное различные лепестки и завиточки. Но рисунок сложный для школьников, если они не живут в Семенове и не использован метод тычка для ускорения и упрощения росписи. Давайте попробуем поэтапно нарисовать вазу и научиться рисовать предметы объемными.
Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи. Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи. Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. Эта технология подготавливает предмет к следующему этапу — лужению, который заключается во втирании в изделие алюминиевого порошка.
Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки. Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки.
Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом. На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Таким же способом выполняется роспись хохлома сувенирной тарелки, ложек или любого другого изделия.
Изучение народных промыслов России, с историей промысла и произведениями декоративно – прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.Шаблоны для росписи. Здесь даны основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор, до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.
Упражнение 2. «Подарок для мишутки» Во всех заданиях на импровизацию сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, затем самостоятельно расписывают рисунок изделия. Праздничный и торжественный колорит росписи придается сочетанием золотого, красного и черного цветов. Самостоятельно придумайте и украсьте ложку элементами травного орнамента, используя два цвета- черный и красный. Упражнение 4. Роспись чашки Рассматривая солонку с травным узором, обращайте внимание на ритмичное чередование элементов орнамента.
Упражнение 9. Орнамент с «ягодками» и «листочками» Упражняйтесь в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу. Упражнение 10. Вазочка для цветов Рассматривая вазочку, расписанную мастуром, обратите внимание на соответствие узора и формы предмета. В этом упражнении используйте все ранее изученное. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Вот и мы сегодня попробуем расписать тарелку и ложку хохломскими узорами. Роспись не сложная, а с возможностями интернета проблем с композицией не возникнет, вместо пластиковой тарелки можно взять бумажную или расписать фарфоровую (специальными красками).
А в вашей работе очень хорошо показан и рассказан весь процесс. Я восхищаюсь мастерами — художниками , которые владеют навыками хохломской росписи! В детстве рассматривала посуду расписанную хохломской росписью и удивлялась как так можно красиво и натурально передать листочки, завитушки, ягодки.
К примеру, у многих дизайнеров в коллекциях встречается роспись хохлома, которая привлекает своим ярким, почти сказочным рисунком. Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картинки в цветочном или животном орнаменте. На этом уроке мы научимся рисовать цветы в букете поэтапно простым карандашом.
amanfertul.ru
План – конспект НОД по теме: Хохломская роспись. Золотая Хохлома.
Образовательная область: Художественное творчество (изобразительная деятельность), социально – коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание), познавательное развитие (приобщение к социокультурным ценностям), речевое развитие (обогащение словарного запаса).
Цель занятия:
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Задачи:
· Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
· Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам Хохломской росписи.
· Воспитывать интерес к искусству Хохломской росписи, уважение к творческому наследию.
· Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
модель для раскрашивания «Блюдце»
гуашь
кисти
баночка для воды
печатка-тычок (ватные палочки 2 шт.)
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
Демонстрационный материал:
изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции
плакат «Хохломская роспись»
презентации «Хохломская роспись»
Организационный момент. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход НОД:
Воспитатель:
Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)
Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Хохломы)
– Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
– Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
– Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.
В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины “вапы”. Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап – лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы – веточки, листки, травка.
Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.
Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри – завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
«Кудрина» – это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек – это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
«Мир волшебной хохломы»
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
(Б. Дубровский)
И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор. Искусство Хохломы – это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
Вопрос: Согласны ли вы с этим?
Ответ: Да!
Воспитатель: А если согласны, то за работу.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить то, что лучше всего удалось.
infourok.ru
Золотая хохлома (векторные орнаменты)
Посмотреть полностью
Золотая хохлома (векторные орнаменты)
6 eps + jpg (превью) | 14 Mb | zip-архив
Хохлома в векторе
Посмотреть полностью
Хохлома в векторе
формат Ai | 100 files | 64.0 Mb zip
Цветочные узоры в векторе (хохлома)
Посмотреть полностью
Цветочные узоры в векторе (хохлома)
формат eps | 2 files | 2.6 Mb zip-архив
Русский орнамент (жостово, хохлома)
Посмотреть полностью
Русский орнамент
формат eps | 6 files | 9,1 Mb rar-архив
Русская роспись (хохлома, гжель, жостово в векторе)
Посмотреть полностью
Русская роспись в векторе
формат cmx | 24 вектора + jpg | 12,46 Mb zip-архив
Фотоклипарт “Золотая хохлома”.
Посмотреть полностью
Фотоклипарт “Золотая хохлома”.
формат jpg | 110 файлов | 6,4 Mb Zip-архив
Хохломская роспись. Раскраска.
Посмотреть полностью
“Хохломская роспись”. Раскраска.
формат jpg | 12 стр. | 2,07 Mb Zip-архив
Хохломская роспись. Альбом иллюстраций
Посмотреть полностью
Хохломская роспись. Альбом иллюстраций.
формат pdf | 168 стр.| 60,1 Mb
Хохломская роспись. Искусство детям.
Посмотреть полностью
Хохломская роспись. Искусство детям.
формат pdf | 16 стр. | 5.9 Mb
“Золотая хохлома”. Учебное пособие.
Посмотреть полностью
Учебное пособие “Золотая хохлома”
формат djvu | 17 стр. | 2,0 Mb
Игра-лото “Русский сувенир” (городец, дымково, хохлома, гжель)
Посмотреть полностью
Игра-лото “Русский сувенир”
формат jpg | 12 карточек | 5,64 Mb Zip-архив
Хохлома. Презентация к уроку ИЗО.
Посмотреть полностью
“Хохлома”. Презентация к уроку ИЗО.
формат ppt | 32 слайда | 7,7 Mb
“Золотая хохлома”. Презентация к уроку ИЗО.
Посмотреть полностью
“Золотая хохлома”. Презентация к уроку ИЗО.
формат ppt | 64 слайда | 9,7 Mb
Декоративное рисование (конспекты занятий по хохломской росписи и дымковской игрушке)
Посмотреть полностью
“Декоративное рисование” (хохлома, дымка)
формат pdf | 144 стр. | 8,9 Mb
Игра-лото “Народное творчество” (городец, гжель, дымка, хохлома, жостово, филимоново)
Посмотреть полностью
Игра-лото “Народное творчество”.
формат doc | 6 карточек | 966,0 Kb
Раскраска “Народное творчество” (хохлома, гжель, дымка, городец, жостово)
Посмотреть полностью
Раскраска “Народное творчество”.
формат jpg, 150 dpi | 18 стр. | 3,7 Mb
Раскраска по народной росписи (хохлома, гжель, дымка, городец, филимоново и др.)
Посмотреть полностью
Раскраска по народной росписи
формат pdf | 20 стр. | 4,25 Mb
| 1 | 2 | Следующая
cliparti.jimdo.com
Хохлома – что это такое? Прежде всего это старинный русский народный промысел. Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле “хохлома” является огненная Жар-птица, сказочный персонаж. Столица промысла – город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один “куст”, хохлома была сосредоточена в одном месте. Поэтому ее развитие продолжалось достаточно долго. Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было.
Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства. Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон. Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла. Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото. Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации. Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи. Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало.
Так на Волге появилась золотая роспись хохломы. От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками. Серебра не хватало, и его заменили оловом. Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись “под хохлому” приобрела широкую известность далеко за пределами нижегородской губернии. Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами.
Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки. Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке. Доходила посуда и до Москвы. В столице России в то время постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, франзузы, англичане. Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары.
В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком. Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.
Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы. Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины – огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества. Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям. А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них – это вся Россия. Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.
Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала. К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось. Появились растительные орнаменты, которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.
Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере “кудрины”, с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение. Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было “травное письмо”, а в первой половине 20 века художники создали “хохломской орнамент”. Так появилась классика стиля. Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности. Художественный стиль под названием “хохлома”, картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие. Тогда же в средней полосе России стали появились виды искусства, похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино – это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.
Искусство хохломы – это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие – его форма и параметры также должны быть совершенными. Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с “лебединым” изгибом, какой мы наблюдаем в природе.
Хохлома – что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО “Хохломская роспись” вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий. Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей.
Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы – это сложнейшая технологическая цепочка. Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу. Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев. После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках. Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей. Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается.
Выточенные и вырезанные заготовки называются “бельем”, перед покраской это “белье” просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов. После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов. Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно. Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки – хохломской художественной росписи.
После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов. При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке.
В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества. Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы – “верховой” и “фоновый”.
Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере “верховой” росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей :
В отличие от “верховой”, хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась “фоновой”. Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является “кудрина”, которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные. Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.
С середины 20 века хохломскую роспись стали систематизировать, печатались каталоги с наиболее интересными экземплярами, а самые лучшие удостаивались сертификата. Работы мастеров-художников в стиле “хохлома”, фото и зарисовки которых печатались в прессе, становились участниками всевозможных конкурсов и выставок. Авторы художественных изделий получали призы и премии за свое творчество. На таких выставках каждый желающий мог приобрести изделие, выполненное в художественной манере под названием “хохлома”. Фотография на память с мастером-изготовителем делалась тут же. Долго еще потом красивая лакированная вещица радовала своего хозяина.
Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи. И хоть этот художественный стиль всегда считался “взрослым”, дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником. Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати. Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало. Вместе с малышами радовались их родители. Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже “взрослой”.
Программы обучения разнообразны. Хохлома – что это такое, с точки зрения преподавателя? В школах Москвы и Московской области, а также в других российских городах в обучающие программы включена тема русских народных художественных промыслов, где на первом месте находится искусство хохломской росписи. Ее многовековая история и всемирная известность дают возможность ученикам выразить свое личное мнение, изложить его на бумаге и получить оценку. Это может быть целое сочинение на тему или короткий рассказ. Хохлома как искусство продолжает успешно развиваться, она вполне достойна внимания школьников-старшеклассников. Впрочем, младшие классы тоже могут поучаствовать в дебатах.
Изобразительное искусство нередко совмещается с другими категориями творчества. Искусство хохломской росписи не является исключением. Песня “Хохлома” давно завоевала популярность. Ее исполняют певицы и певцы, хор и отдельные солисты. Мелодия красивая, стихи тоже проникновенные, написанные от души. На конкурсах песня “Хохлома” не раз занимала почетные места.
fb.ru