Для первой части урока нам понадобится:
– лист бумаги или блокнот для зарисовок;
– простой карандаш;
– ластик;
– натюрморт из 2-3 предметов, или мой референс.
Как ставить натюрморт?!
Мы так привыкли рисовать с фото. Много красивых натюрмортов в интернете, снятых профессиональными фотохудожниками. Эти натюрморты сняты на профессиональном оборудовании, с профессиональным освещением, с профессиональным светом, оборудованием, да еще всякие красивые вещички там… ммм…
Но вы будучи художниками, тоже становитесь такими плюшкиными и коллекционерами… Только женщина-художница может притащив с рынка авоську овощей, перед тем, как безжалостно покромсать их в кастрюлю, красиво их расставить, сесть и порисовать 🙂


Только художник может на последние деньги купить живописный (по его мнению) сервиз или ржавый старинный утюг. В ход идет все, от поломанных топоров и шуруповертов, до покупки дорогих алкогольных напитков, которые никто не пьет, но бутылка хороша…
На начальном этапе нам нужны простые постановки — фрукты, овощи, кухонная утварь, какие-то не совсем нужные куски ткани… рисовать можно все! Баночки для специй и флакончики от духов, цветы, как комнатные горшечные, так и срезанные садовые. Старайтесь копить копилку, того, что долго хранится — шишки, керосиновые лампы, лейки, все что нравится, все что хочется порисовать.
Из скоропортящихся продуктов можно формировать натюрморты и фотографировать! Это будет уже ваша авторская работа, которую при желании можно отправить на выставку или конкурс, в отличии от работы, которая сделал по фото из интернета, которую в самом лучшем случае вы сможете продать, если это не запрещает правообладатель. На персональную выставку или конкурс такая работа не пойдет.
Так вернемся к натюрморту, что же это за зверь?!
“Натюрмо́рт — “Французский язык” — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики”.
Любой преподаватель художественной школы или даже фотограф, который профессионально занимается такими фото, расскажут вам целую историю, о том, что натюрморт должен тоже рассказывать историю 🙂 Предметы в натюрморте должны быть созвучны — овощи с овощами и/или посудой, фрукты с фруктами, цветами… Наверное, не будут сочетаться, например, современный мобильный телефон и керосиновая лампа или медный старинный фужер. Хотя опять же все зависит от вашего замысла. В целом, я думаю, понятно, что я имею в виду.
Первый тип — это классическая постановка. Состоит она из 1-2-3 крупных предметов, которые ставятся обязательно на разные уровни, плюс несколько второстепенных предметов и маленькие акценты. Если ставим простой натюрморт из двух-трех предметов, то их не нужно располагать лесенкой, в натюрморте должен быть ритм. Часто используется драпировка. Натюрморт должен быть гармоничен не только размером, но и цветом, и тональными соотношениями предметов, особенно если мы будем делать монохромный натюрморт (о чем позже).
Примеры классических натюрмортов простых, без драпировки. В начале пути лучше драпировки, складки ткани порисовать отдельно, потом попробовать ставить на них несколько предметов. Один предмет у нас основной, большой и главный, может быть второй, чуть меньше но схожий с первым, и акцент, не большой, контрастный, может быть по цвету или форме.
А вот примеры более сложных натюрмортов без драпировки.
Отдельно нужно сказать об освещении, обычно, в классическом варианте оно спереди-сбоку, слева. Но опять же, если получился красивый, но необычный свет, не стоит от него отказываться. Это будет оригинально, может вас вдохновят причудливые тени 🙂
Много мелких предметов, например ягоды, цветы, могут быть объединены в одну крупную форму (вазу, корзину, миску).
Хорошо, если небольшие предметы перекликаются, например цветок, такой же как в букете, лежит рядом, на горизонтальной поверхности, желательно расположить его по диагонали, как бы ведя зрителя по картине.
В натюрморте не органично смотрится, когда предметы касаются друг друга краями, нужно или немного отступить или наоборот “наложить” друг на друга.
В классическом (академическом рисовании) не принято ставить предметы в ряд на одном уровне. Считается это скучным и безвкусным. Но современные художники используют подобные приемы вполне успешно.
Главное не ставить эти предметы одинаково, пусть что то лежит, что то стоит, или будет разной формы, пусть их хвостики смотрят в разные стороны.


А можно немного похулиганить и разбавить скучный ряд фруктов — “лежит груша, нельзя скушать!”. Хорошо разбавят такой ряд фрукты с живописными листиками или выложенные на красивую ткань со складками.
Так же можно применить необычные ракурсы, сверху или наоборот немного снизу. В общем дать волю фантазии. Любой ракурс можно составить по вышеизложенным принципам.

Можно использовать случайно, самой “жизнью” созданную композицию. Будьте наблюдательны, банальный сбор урожая или подготовка к варке борща, станет вдохновляющей… и бегом за фотоаппаратом!

А можно и “срежиссировать” такую, типа случайную, композицию. В общем, дерзайте, замечайте красоту вокруг себя, собирайте свою коллекцию неповторимых идей для рисования!

Построение натюрморта
Начинать, конечно принято с шариков и кубиков, гипсовых, но мы-то ребята смелые! Начинаем сразу со стекла. Это будет небольшая серия уроков. Такой мини-курс, доступен он абсолютно всем, даже детям, лет с 9-11.
Вот такой натюрморт сама поставила и сама нарисовала моя 4-х летняя дочь 🙂 В процессе рисования яблоки пропадали из постановки, но это не смущало юного художника. Так что все будет доступно и понятно) : Готовим все материалы для мастер-классов мы вместе!

Я расскажу (и покажу), как построить натюрморт и немного поговорим о светотени и о тональных отношениях внутри натюрморта. Так исторически сложилось, что мои читатели, на данный момент, в основном рисуют сухой пастелью и начать учиться именно с этого материала нам проще всего. Поэтому этот натюрморт и несколько не больших других мы выполним в сухой пастели. Но сначала нам придется вооружиться обычной бумагой (например, ватманом) небольшого размера (я взяла блокнот для эскизов Canson 18,5×18,5 см. и простым карандашом. Возьмите среднюю твердость Н или НВ. Подготовьте также ластик, любую стерку, которая вам нравится.
Будем создавать вот такой натюрморт, он не сложный на первый взгляд. Но в нем есть сложный элемент бокал. Он и формы сложной и материал у него — стекло, который вызывает страх у начинающих.
Во второй части мы перенесем изображение на нажданую бумагу и выполним натюрморт сухой пастелью. Но вы сможете использовать данные этого урока для дальнейшей работы в любой технике.

Чтобы уметь перенести любое изображение (любой размер фото, натуру или предмет сложной формы, даже животное, анатомии которого мы не знаем) без сетки и без обводки с экрана компьютера или фото, нужно воспользоваться методом “Визирования”. Что же представляет из себя сей магический термин?
Во-первых, нужно понимать, что абсолютно любой предмет (и живой, и не живой) состоит одного, нескольких или множества простых геометрических тел. Именно поэтому в учебных заведениях так старательно и много рисуют гипсовые фигуры. Приглядитесь внимательно к бокалу, яблоку, ягодам… мы увидим цилиндры, шары и круги, квадраты и кубы, призмы, конусы и т.д.


Это, что касается самих предметов по отдельности. Но если нам нужно нарисовать с натуры или со слишком большой фотографии или наоборот со слишком маленькой. Нам нужно идти от целого к частному и в этом нам помогут снова геометрические фигуры.
Из этого вытекает наш второй пункт. Переключим наше воображение с трехмерного на двухмерное. И начнем видеть нашу объемную натуру как картинку. Нам нужно заключить ее в квадрат или прямоугольник!
Для простоты восприятия у нас квадрат. Но может быть и прямоугольник, как вертикальный, так и горизонтальный. В случае с прямоугольником нам необходимо будет определить на сколько длинная его сторона больше короткой. Компануем на листе наш квадрат. Смотрим, что у нас есть еще и тень у яблока (кстати, можно заключать в квадратик все и вместе с тенью) ее тоже нужно учитывать в композиции, иначе рисунок будет выглядеть смещенным. Поэтому в данном случае распределяем квадрат на листе чуть влево от центра, что бы справа осталось место для тени.

Затем выделяем контуры наших основных предметов, но тоже не торопимся. Сегодня мы работаем с простыми и двухмерными формами.
Согласитесь, понять пропорции, уже когда мы выделили целое, намного проще! Сначала заключаем в прямоугольник фужер вместе с ягодами, они у нас составляют единый объект.


Буду рисовать с вами вместе, для наглядности процесса.

Затем уже выделяем яблоко, веточку и прямоугольник фужера. Конечно, это скучный урок. Но если вы построите таким образом несколько натюрмортов, например, 2-3 простых и 3-4 сложных, то все будет уже строится в голове, все пропорции будут складываться сами по себе.
Намечаем веточку и ягоды. Веточку можно тоже представить в виде геометрической фигуры, описав ее общий контур.


Теперь уже можно приступать к интересному! Построению самой формы наших предметов. Мы уже видели выше, что наше яблочко ни что иное, как шарик (круг) слегка приплюснутый с краев, а бокал состоит из ряда цилиндров, шариков и усеченный конусов. Конусы и шарики мы пока не трогаем, чертим круги, трапеции и прямоугольники.



Выявляем пропорции нашей ножки, она состоит из ряда мелких геометрических фигур — их нужно распознать и определить их высоту.
Нам нужно поделить остаток от верхней части почти пополам (нижняя часть немного меньше), потом разделить верхнюю часть делим пополам — получаем подставку основной части и высоту шарика на ножке. А нижнюю часть нужно поделить примерно на три части и отделить верхнюю. Это будет ножка под шариком. Сильно мельчить и выделять нижнюю трапецию я не стала, будем считать ее целым с подставкой.
Начинаем работать с верхней частью бокала.
Чертим центральную ось. Ровно посередине нашего “бокального” прямоугольника. Бокал симметричный и каждую направляющую мы рисуем на равном от центра расстоянии (см рисунок ниже).
При помощи визирования переносим направляющие наклонные линии и такими вот жесткими линиями, без закруглений переносим все на рисунок.



Визирование — вытягиваем руку вперед держа карандаш, не сгибая в локте и с нашей позиции, как бы прикладываем к бокалу, не сгибая локтя переносим угол наклона на лист и фиксируем. Способ не очень удобен когда рисуем на горизонтальной поверхности.
Все средства хороши, можете померить угол транспортиром 🙂 Это для фанатов перфекционизма 🙂
Приступаем к ножке. Пока мы не задумываемся на тему, что подставка у бокала, это круг и он уже в трехмерной плоскости.
Далее, мы нарисуем яблоко, достроим бокал. И разберемся с трехмерной плоскостью и линейной перспективой.
Мы уже нашли места для наших предметов, определили их пропорции и почти построили форму бокала. Продолжим мы работать уже в трехмерном пространстве.
Помните, как рисовали в школе кубик. Прозрачный? Вот и нам сейчас нужно нарисовать наши предметы прозрачными, трехмерными, чтобы они у нас не висели, а стояли на поверхности.
Чтобы помесить на плоский лист, трехмерную картинку недостаточно просто срисовать цветовые пятна в стиле фотореализма. Картинка может остаться лишь фотографией, не качественным принтом, кривой пародией… а сделанный крупными мазками стакан в стиле АллаПрима может обскакать любой фотореалистичный рисунок с миллионом подробностей.
Чтобы научиться изображать объемную картинку, нужно изучить не только законы света и тени, но и законы перспективы. Перспектива бывает воздушная и линейная.
С воздушной перспективой все просто. То, что к нам ближе ярче и контрастней, по мере удаления бледнеет и тускнеет, расплывается в контурах, становится как бы не в фокусе.
С линейной перспективой все немного сложнее. Часто ее описывают по типу воздушной, что ближе больше, что дальше меньше. В пейзаже все наиболее понятно, есть линия горизонта. Ряд одинаковых по размеру домов на картине будет выглядеть, как уменьшающийся.

А что же происходит с натюрмортом или портретом? Где там линия горизонта, таинственная точка схода и перспектива? Ведь все стоит на столике, тут рядом, на одном уровне…
Давайте разбираться.
Главное понять и прочувствовать это. Смотрим на рисунок.
1. Линией горизонта в натюрморте, где ее казалось бы нет, будет уровень ваших глаз! От того сидите вы или стоите, будет она выше или ниже. Меняется и ракурс натюрморта, но об этом позже.
Мифические точки схода тоже находятся на линии горизонта. Точка схода просто объясняется, если вы посмотрите на железнодорожные пути, которые на линии горизонта сходятся в единую точку. Хотя мы с вами знаем, что на самом деле они параллельны. Просто удаляясь от нас мы видим их меньше и меньше, расстояние между ними тоже уменьшается и в итоге превращается в одну точку.
Точки схода любого предмета на натюрморте тоже будут находиться на линии горизонта.
2. Мы видим под номером два на рисунке, что точки схода могут находиться далеко за пределами листа. Их не нужно строить, их часто построить и невозможно, не хватит и комнаты 🙂 Просто нужно знать, что любые параллельные линии, находящиеся к нам под определенным углом, на рисунке будут сходиться в точку схода, на линии горизонты. Как видим на рисунке, точек схода может быть несколько. Линия горизонта, служит лишь вспомогательным инструментом.
3. Посмотрим, как ведут себя плоскости под разным углом. Возьмите в руки лист плотной бумаги или книжку, держите его строго горизонтально примерно чуть ниже уровня груди и медленно поднимайте вверх. Вы видите, что лист становится уже и на уровне глаз (на линии горизонта) превращается в прямую линию. Совместились его передняя сторона и задняя. Продолжая поднимать лист, мы увидим уже другую его сторону, она снова будет раскрываться все шире и шире.
4. Ближние грани предмета, будут длиннее и шире, а боковые меньше, так как они дальше, а задние еще меньше, так как они еще дальше.
5. Если для все же представляет сложность, как же все это увидеть и нарисовать. Можно пойти от обратного. Строим предмет, как на черчении, без учета перспективы. Главное правильно определить ближний к нам угол. А потом слегка уменьшить, сначала боковые, а потом уже и задние грани. Совсем немного, что бы не потерялась форма предмета.
Вернемся к нашему натюрморту. Мы сделали контур основы. Наметили немного ножку, и остановились на том месте, где наша ножка стоит на горизонтальной поверхности. Горизонтальную поверхность нашего рисунка называют ПРЕДМЕТНОЙ ПЛОСКОСТЬЮ, а вертикальную КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ.
Наша основа ножки выглядит как овал, который, если разделить на 2 части по вертикали будет выглядеть как одинаковые половинки слева и справа и, если поделить по горизонтали, то передняя чуть шире (она ближе к нам), и задняя чуть уже (она от нас чуть дальше).

Таким же образом рисуем овалы, в нескольких ключевых местах, там, где наш предмет меняет форму. Обратите внимание на форму овала — у него нет острых углов, даже у самого узкого.
Теперь наш бокал обрел форму. Лишние места, которые мы с вами «додумывали» можно немного стереть. Наметим веточку и ягоды. Ягоды имеют овальную форму. Обязательно смотрим на пропорции и на место, где находятся наши ягоды. Какой их размер относительно бокала.



Рассмотрим яблоко. На первый взгляд, все кажется проще простого. Но наше яблочко лежит слегка бочком, и у него явно видно, что его основная ось наклонена. Мы можем нарисовать прямую ось и обозначить овалом, место соприкосновения со столом. Но чтобы нарисовать форму яблока, мы его должны построить относительно своей оси. И как видите, все почти симметрично.




С моего ракурса получилось не очень красивое соприкосновение бокала и натюрморта и я решаю немного изменить пропорции яблока, чтобы оно красиво воспринималась, об этом я писала выше.
Прежде, чем приступить к выполнению нашего рисунка в технике сухая пастель, я хочу немного уделить внимание свету и тени в натюрморте. Очень часто замечаю, что новички «раскрашивая» в яркие краски натюрморт, просто не видят этих нюансов, проставляя лишь блики и тень под предметами.
Посмотрим на наш натюрморт — у него нейтральный серо-бежевый фон, яркие ягоды и яблоко и кажется, что желтые ягоды и красно-розовое яблочко гораздо ярче и светлее фона. И нам кажется, что именно и они и делают наш натюрморт объемными. А стекло? Стекло обычное бесцветное часто сложно изобразить именно потому, что оно не имеет цвета, оно прозрачное. Оно имеет форму за счет преломления в нем свет. Игры света и тени. Посмотрим на наш натюрморт, если сделать с него черно-белое фото.

Стоило исчезнуть ярким цветам и… мы видим, что все наши предметы одинаковые. Все серое, причем, одинаково серое 🙂 Но наш натюрморт не стал плоским. Мы по-прежнему видим игру света и объем ягод и яблока. Теперь присмотримся внимательно. Стекло понятно, оно прозрачное. Листики у алычи тоже явно темные. А вот алыча и яблоко, как оказалось, одинакового цвета (именно цвета, а не тона) с фоном! Но, если присмотреться — ягодка слева светлее фона, а справа темнее фона. И яблоко тоже сверху и слева оно явно светлее, а справа оно темнее фона. Там еще есть тень! Но и там яблоко не сливается. Такое наблюдение очень полезно для создания объема. Очень полезно в процессе работы смотреть на черно-белое фото нашей натуры и свой натюрморт будет не лишним сфотографировать и посмотреть, где нам нужно высветлить или прибавить теней.



Я на своем рисунке лишь слегка обыграла эти светотени, он так и остался эскизом, но все равно стал объемным.
Ну вот на сегодня все. В следующем нашем уроке я предлагаю нарисовать наш натюрморт в технике сухой пастели. Предлагаю сделать его на наждачной бумаге, вы не против? Пишите в комментариях ваши пожелания.
До встречи!
www.livemaster.ru
Рисование – дело тонкое, требующее внимательности и терпения, потому, если вы осилили предыдущие уроки и готовы снова приступить к работе, тогда милости просим: начинаем трудиться над воплощением натюрморта с произвольными предметами на плоскости листа.
Содержание:
Первый этап
Второй этап
Тональный натюрморт
Что для этого понадобится? Да, впрочем, всё, что вашей душеньке угодно и на что раскошелится ваша фантазия: начиная от банальных чашечек с чайничками и заканчивая совершенно небанальным оружием (надеюсь, у вас есть на него разрешение?)
То есть, если обобщить, то для натюрморта подойдет абсолютно все, что есть у вас под рукой. Но, не стоит брать для начала предметы с чрезмерно заковыристой формой – сразу отставьте в сторону раритетные турецкие сервизы с неравномерными изгибами. Нет, если вам хочется его нарисовать – то помните, что рисование карандашом требует терпения, а значит, отставьте эту идею на потом, когда она послужит вам еще одной ступенькой для совершенствования.
С чего начать, чтобы нарисовать натюрморт из простых предметов? Итак, после долгих и мучительных раздумий, желанные предметы выбраны и сделана маленькая композиция, планшет, ластик и карандашик средней мягкости уже под рукой, а хорошее, бодрое настроение подталкивает вас к действию…
Надеюсь, вы ознакомились с такими темами, как освещение для натюрморта и композиция рисунка? Если же нет – не страшно, вы можете сделать это прямо сейчас, мы подождем. А если пробелы в понимании заполнены, то включаем один из важнейших рабочих инструментов художника – глазомер, и берем на вооружение толику терпения.
Прежде чем переносить наш натюрморт на планшет или бумагу, нужно найти тот угол обзора нашей композиции, который покажет ее в эстетически более выгодном свете.
Да, безусловно, вам придется покрутиться возле композиции, чтоб оценить ее вид со всех ракурсов. Если, обежав ее со всех сторон, посмотрев на нее со всех углов, вы понимаете, что вам это не нравится, очевидно что-то в композиции натюрморта мешает гармонии. Значит, присмотритесь внимательней и подправьте, наклоните, поверните – ну, на крайний случай, уберите мешающий предмет.
Лучше всего брать от двух до пяти предметов и уже ими манипулировать. Но, повторюсь, не стоит брать то, что имеет слишком уж изгибисто-заковыристую форму. Осмотрели? Поправили? Чудненько. Приступаем к настоящей «грязной» работе.
Давайте перенесем нашу композицию на плоскость бумаги (или планшета) с учетом отступов по бокам (как сверху-снизу, так и слева-справа). Размеры композиции определяются с помощью глазомера.
Ну вот мы и нашли общие размеры нашей композиции на листе, теперь разделим ее на размеры отдельных предметов. Да-да, именно так, нам нужно разделить место, выделенное для всей композиции, на места для предметов, из которых она состоит. Здесь снова-таки работает наш неутомимый глазомер.
Чтобы передать точность и правдоподобность внешнего вида определенного предмета, нужно определить его форму, то есть сам его принцип действия. Но, важно также помнить и о законах, которые нам рассказывает линейная перспектива.
Ну, вот к примеру, если бы мы захотели взять в качестве одного из предметов композиции свою любимую, зачитанную до дыр книгу, то стоит обратить внимание и на то, что она лежит на столе, то есть на предметной плоскости. В связи с этим она удаляется в перспективу и, соответственно, несколько видоизменяет свою форму. В любом случае, при рисовании предметов натюрморта нужно ощущать то, что каждый элемент композиции расположен на предметной плоскости, а не зависает где-нибудь в воздухе.
Все изгибы, наклоны, повороты и уголочки подчиняются закону, который гласит, что чем они ближе к нам, тем активнее, то есть, выделены более сильно. Если вы рисуете линию, то пусть это будет легко, без излишней строгости, присущей солидным деловым чертежам. Ваша линия не обязана быть ровной по тональности, ведь по краям обычно она выглядит более яркой, а ближе к центру – слабее.
Наметили композицию на вашем листе? Тогда, можем создавать пространство для вашего натюрморта. Собственно говоря, мы уже его создали, осталось только усовершенствовать его с помощью игры светотени и здесь штрих нам в помощь.
Для начала нам нужно еще раз новеньким взглядом окинуть нашу композицию и четко подметить, с какой стороны и как именно ложится свет.
Рассмотрели? Вот теперь тяжко выдохнули накопившееся волнение и взяли остро заструганный карандашик — приступаем к штриховке всего, что прячется в тени или полутени, фиксируем таким образом все падающие тени. Иными словами, отделяем зону света и тени (звучит как-то… глобально, претенциозно и грандиозно, нет? Свет и тень – извечное противостояние сил добра и зла… но, вернемся к нашим баранам, к нашей штриховке). Для этого нам нужно легко налаживать штрихи в легкой тональности.
В случае, если у вас не выходят длинные штрихи, то можно заменить их короткими – рисуйте их в разные стороны, но желательно либо параллельно, либо группами. Не давите сильно на карандашик (силу вашего надавливания может показать штриховка – то, на сколько жирной она выглядит).
С первым этапом, можно сказать более легким этапом, вы справились, с чем вас и поздравляю – хоть и маленький, но все же успех. Следующий этап дает возможность вникнуть в сам процесс работы над натюрмортом – растолковывает и вникает в суть хода работы, объясняет, как же все-таки сделать так, чтобы все взаимодействовало, и процесс рисования становился очевидным и предопределенным.
На самом деле, это все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Это – как принцип домино, помните? Стоит задеть нечто одно, как изменяется и все остальное. Так и здесь: стоит только задеть какой-то один элемент, как за ним сдвинется и следующий.
Давайте глянем на нашу предметную плоскость (напоминаю: это то, на чем лежит наша композиция – стол, стул, табуретка, полочка, подоконник, пол, потолок (и такое бывает)… в общем, вы поняли) – она находится в горизонтальном положении, а ее грани удаляются в перспективе.
Мы помним, что при удалении свет становится более слабым, гаснет, теперь же давайте попробуем применить это на практике, а именно – еще раз присмотримся к предметной плоскости (возьмем к примеру, самое простое – стол). Давайте мысленно разделим его на две части – более близкую и более отдаленную — и заштрихуем ту, что уходит в пространство. Таким образом, мы покажем, что эта часть плавно скрывается в тени.
Ну как? Вышло? Ура, товарищи: вам удалось показать то, что плоскость именно горизонтальная.
Сейчас важно задействовать логику – да-да, мы же не хотим, чтобы наше рисование сводилось всего лишь к слепому копированию, верно? Тогда давайте подумаем. Дальнейшая сторона нашего стола, которая темнее только за счет отдаления, по сути, ну никак не может быть равна по тональности вертикальной стене, которая в свою очередь, прячется в полутени. Из этого следует, что стена будет темнее, чем стол и, чтобы это показать, нужно проложить штрих по стене, но в противоположную сторону уже лежащему (то есть, под противоположенным углом). Есть? Замечаете, как изменился имеющийся рисунок? Чудненько.
Смотрим дальше – причем смотрим и просчитываем, дорогие Шерлоки Холмсы. Давайте посмотрим на изломы нашей горизонтальной плоскости и сравним их с тоном стены. Изломы расположены в тени – полностью в тени, в отличие от стенки, которая, соответственно, прячется всего лишь в полутени. Тень не может быть светлее полутени, следовательно, нужно проложить парочку слоев штриховки на изломы стола. Есть? Идем дальше.
Еще раз осматриваем рисунок и акцентируем свое внимание на дальней стороне нашего стола. Выходит, что его тональность равна тональности теней предметов, которые на нем расположены. Разве так должно быть? Отнюдь. Посему, отделяем их, рисуя еще один слой штриховки по всем теням, полутеням и падающим предметам. Теперь все выглядит более гармонично – тени предметов темнее тени самой предметной плоскости.
Но снова что-то не так, ведь теперь тональность теней предметов соответствует тональности стены – а этого не может быть, ведь, по сути, эти тени, как и сами предметы ближе к нам, а значит, активнее. Следовательно, рисуем еще один слой штриховки по всем теням предметов – и не важно какие, хоть собственные, хоть падающие, а хоть тебе даже и полутени. Вот.
Теперь выходит все правильно: тени на столе темнее стены. Ну что, вырисовывается пространство на бумаге? Уже можно определить, где передний план, а где задний? Если так, то вы просто молодцы.
Но! Не расслабляемся, продолжаем трудиться. Теперь обратите внимание на тени предметов.
Действуем по той же схеме логических умозаключений: разве могут быть полутени равны по тону падающим либо собственным теням? Нет, конечно! Как же тогда мы их будем различать? Поэтому, опять-таки рисуем слой штриха на все виды теней (то есть на падающие и собственные), чтобы показать разницу между ними и полутенями. Выходит нечто вот такое (см. рисунок слева).
Ну как, улавливаете суть действия этих умозаключений? Знаете, какой вопрос возникнет следующим? Правильно: а почему же тогда собственные тени ничем не отличаются от падающих теней?
Накладываем штриховку еще и на падающие тени. Следом за тем, осматриваем тень самой предметной плоскости (нашего стола): она наиболее активная, то есть ближе всего к нам расположена, тогда почему же по тону она гораздо светлее теней предметов? Нет, так дело не пойдет. Затемняем и акцентируем нужные изломы, углы и тени с помощью уже знакомого нам слоя штриховки.

Ну вот. Пора приступать к финалу – к окончанию нашего натюрморта из предметов. Думаете, что это так просто, мол, хлопнул в ладоши, отбросил карандашик, глянул на рисунок и пошел чаёк на кухню пить? Для успешного завершения нашего рисунка нужно учитывать парочку закономерностей.
Активнее будет то, что ближе к нам находится. Так что, внимательно изучите свое творение и попробуйте доработать выделение, ну, скажем, теней падающих.
Далее, мы отлично помним, что при удалении свет гаснет, становится темным, а вот тень в той же ситуации теряет свою активность, то есть, тоже выглядит бледней.
Еще раз осмотрите все предметы вашей композиции и определите их конструктивную основу, базовые признаки геометрических фигур: ну вот, например, яблоко – это шар, стакан – цилиндр.
А теперь объем фигуры выписываем с помощью штриха, причем нужно не забывать о том, как именно ложится светотень на ту или иную фигуру. Свет, тень, полутень, всякие блики и рефлексы – все вырисовывается с помощью именно светотени.
Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени – зависаем и пытаемся понять это правило. Тени распределяются по мере отдаления от света, вернее от источника света – это правило неукоснительно действует как для общей картинки, так и для каждого элемента на рисунке в отдельности.
Если все предыдущие уроки, немножко подумав, успешно уложились у вас в голове, то окончательный рисунок — натюрморт у вас должен выйти весьма неплохой (см. рисунок справа).

Ну а если не вышло – не расстраивайтесь, будьте упрямы. Вы можете вернуться на предыдущие уроки (как рисовать натюрморт из фигур) –ничего страшного в этом нет, ваш натюрморт абсолютно никуда не сбежит.
Лучше выполнять рисунок одним карандашом – это очень полезно для вас, ведь тогда вы учитесь осознавать, на что способен этот карандашик, а затем, при случае, уже знаете, чем и как он может вам пригодиться в рисунке.
А теперь о тональном натюрморте. В нем некоторые законы и правила рисунка попросту не учитываются. Здесь, к примеру, имеет очень большое значение выделение материала, из которого сделан тот или иной предмет. Любая вещь, вроде бликов и рефлексов является важной для тонального натюрморта.
Если, к примеру, ваш пистолет из металла – то нужно вырисовывать так, чтобы было видно, что это именно металл, а если ваша конфета завернута в фольгу – то и это должно быть видно.
Любой материал, будь то дерево, пластик, фарфор или глянец должен узнаваться на вашем рисунке. Вы можете сказать, что и в обычном натюрморте это играет важную роль, но в тональном – это приобретает эффект документализации.
Также тональный натюрморт очень трепетно относится к основе самой композиции. То есть, по сути, тонально могут выделяться не все предметы, а лишь те, которые являются смыслом всей композиции, ее суть, ее рассказ.
Обычно это всего один предмет, но бывает и два, и три. Но, по-моему, если делать тональный рисунок, то лучше пусть это будет портрет – и пользы больше, и труда не жалко.
Следующий урок: Композиция в рисунке
Прошу тебя, проголосуй!
Загрузка…risunci.com
Натюрмортом называется жанр изобразительного искусства, в котором художник запечатлевает предметы неживой природы. В переводе с французского языка это так и звучит: «мертвая натура». Более точным, однако, считается английское словосочетание still life, что переводится как «неподвижная жизнь».
Искусство натюрморта возникло как жанр в 17-м веке в Голландии. Изображая обычные предметы, художники стремились выразить их пластику, и даже поэзию. На протяжении всей истории живописи мастера свободно экспериментируют с формой, цветом, фактурой вещей, композиционными решениями в исполнении рисунка.
Выполнить натюрморт карандашом поэтапно – для начинающих художников задача не такая уж и сложная. Главное – подобрать нужную композицию и увидеть ее в пространственной перспективе. Этот небольшой урок поможет реализовать означенную попытку.

Поэтапно рассмотрим, с чего начать работу, как не ошибиться с расположением предметов в пространстве рисунка и правильно изобразить свет и тень. Самое первое, что необходимо сделать, это подобрать объекты для натюрморта. Не стоит приниматься за рисование слишком сложных предметов, лучше взять для рисунка самые обычные вещи с геометрически понятными формами: чашку, фрукт, коробку. Можно воспользоваться фотографиями, но предпочтительней обратить внимание на натуру, поскольку только с нею у вас будет больше возможности подробно рассмотреть объекты и уточнить детали. По мере овладения искусством натюрморта вы сможете усложнять формы и композиции.
Перед тем как нарисовать натюрморт карандашом, поэтапно разместим предметы друг возле друга, не забывая об источнике света. Объекты могут располагаться на некотором расстоянии, но интересней будет, если они слегка перекрывают края друг друга. Поток света от лампы позволит выразительней акцентировать контраст оттенков и бликов. Лучше, если он падает сбоку. Полагаясь не на искусственный, а на солнечный свет, необходимо помнить о том, что светило не стоит на месте, поэтому ракурсы света и тени будут меняться.

Перед тем как нарисовать натюрморт, карандашом поэтапно разметим места расположения предметов, как их края и линии взаимно пересекаются. Уточним плоскость, на которой лежат предметы, горизонтальной линией позади композиции, разграничивающей стол и стену. Наметим перспективу: чтобы изобразить предметы в трехмерном пространстве, будем помнить о том, что их нельзя рисовать на одной линии. Размеры объектов, которые находятся ближе к нам, изобразим больше, чем у тех, что располагаются дальше.
Набросок делаем легкими скользящими линиями. Чтобы не ошибиться с пропорциями предметов, мысленно представим центральную ось для каждого из них. Можно изобразить ее на листе, на котором мы рисуем натюрморт карандашом. Поэтапно зарисуем геометрическую форму, лежащую в основе каждого объекта, и из нее создадим сам объект. В основе яблока и чашки будут окружности, коробки получаются из параллелепипедов, сахарница основывается на квадрате, а ее крышка – овал.
После того как формы будут определены, начнем уточнять объекты аккуратными и уверенными линиями. При помощи ластика избавимся от первоначальных штрихов.

Как нарисовать натюрморт карандашом, поэтапно создавая объем предметов? Здесь главную роль играют тени и световые блики. Скопируем их с натуры, плотнее заштриховывая более темные части предметов. Также важно обратить внимание на то, в какой части композиции затемнения больше сгущены, как и где предметы отбрасывают тени на другой объект и на плоскость.
Готовый эскиз доведем до совершенства, корректируя детали рисунка, уплотняя штрихами тени и фактуру предметов.
fb.ru
Этой осенью мы уже учились с вами и вашими детьми рисовать осенние листья акварельными красками с помощью поэтапного мастер-класса. Надеемся, у вас получились замечательные рисунки!
Сегодня мы научимся рисовать осенний натюрморт. Почему осенний? Да потому что именно осень богата урожаем овощей и фруктов!
Уверенны, наши поэтапные фото помогут нарисовать замечательный натюрморт любому начинающему и юнному художнику.

Сначала, для этого, вам необходимо определиться с натурой, которую собираетесь рисовать. Желательно выбрать различные по цвету, форме и размеру овощи и фрукты.
В нашем случае, выбраны овощи: морковь, огурец и баклажан. Здесь присутвует различие формы и цветовой гаммы.
Для создания нашего осеннего натюрморта понадобяться следующие материалы: бумага для акварели, акверельные краски, простой карандаш, кисточки, палитра, вода.

Прежде, чем приступить к рисованию карандашом, увлажняем необходимые цвета акварельных красок, каплей воды.
1. Простым карандашом намечаем контуры нашего натюрморта. Определяем с какой стороны у нас будет источник света. Для наглядности мы нарисовали солнышко. Намечаем контур будущей тени.
2. Приступаем к рисованию акварелью. С помощью кисточки увлажняем один из элементов натюрморта (в нашем случае, огурец). Покрываем огурец очень светлой зеленой краской.

Не используем чистые цвета акварельных красок! Все необходимые нам оттенки нужно получать путем смешивания красок на палитре.
По мокрому притемняем наш огурец, оставляя на верхней его части блик от солнца.
3. Пока сохнет первый элемент, прорисовываем следующий (в нашем случае, морковка). Действуем по предыдущему примеру.

Весь рисунок идет от светлых тонов к более темным. В акварельных красках тон ложится на тон.

4. Прорисовываем баклажан. Принцип остается тот же. Не забываем про блики!

Чем более блестящий предмет, тем сильнее блик (более светлый). Величина блика зависит от формы предмета, а цвет — от гладкости. Морковь, например, блика не дает. По-скольку баклажан имеет глянцевую шкурку, у него самый сильный и самый светлый блик.
6. Возвращаемся к первому нарисованному нами элементу. Добавляем нашему огурцу следующий более темный тон, соответствующий натуре и подчеркивающий форму предмета.

7. Баклажану и морковке добавляем более темные тона, стараясь лучше показать их форму — гладкость баклажана и все неровности моркови. Чем глубже впадина, тем темнее тон.

Глядя на натуру, подчеркиваем фактуру каждого элемента.
8. Для того, чтобы наш рисунок не “висел в воздухе”, прорисовываем тень от наших овощей. При этом, они как бы сразу ложатся на поверхность. Самый темный участок тени находится ближе предмету (непосредственно под ним).
В баклажане добавляем зелень .

9. В нашем рисунке морковка получилась очень светлая, чем-то похожа на петрушку.
Чтобы исправить эту ошибку, мы берем более оранжевую краску и перекрываем всю поверхность моркови. Не следует бояться, что у вас не получился желаемый тон. Всегда можно готовый рисунок перекрыть более интенсивным оттенком.

Добавляем бороздки более интенсивным зеленым цветом пупырышки на огурце и делаем более темными трещинки на моркови.
Ту часть баклажана, которая в тени стараемся сильнее притемнить (добавляем более насыщенный тон краски).
В вашей палитре должно быть не менне трех оттенков каждого тона.
Даем рисунку высохнуть и “свежим взглядом” оцениваем свою работу. При необходимости добавляем более темные оттенки.

В данном случае, основной принцип рисования — работать по мокрому. И обязательное смешивание красок. Нельзя работать чистыми красками. С цветом не бойтесь экспериментировать!
Ну вот и готов наш осенний натюрморт, нарисованный акварелью. Мы старались сделать этот пошаговый мастер-класс доступным и понятным как для ребенка, так и для взрослого.
Рисуйте в свое удовольствие, и у вас получатся настоящие шедевры!
А для тех, кто хотел бы сделать подарок для своей мамы, можно нарисовать вот такой замечательный букет в вазе 🙂
Драпировка акварелью поэтапно c фото
Рисуем с детьми осенние листья акварельными красками (поэтапные фото)
Поэтапный рисунок акварелью. Как нарисовать стеклянный бокал.
Как нарисовать собаку акварелью поэтапно?
Как нарисовать пейзаж с птицами акварелью (для начинающих)
www.detsko.com
Натюрморт — это изображение художником неодушевленных предметов, но в настоящее время чаще всего имеется ввиду рисунки фруктов с цветами. Еще очень часто принято рисовать вазы или бокалы. Так как же научиться рисовать натюрморт карандашом поэтапно?
Как нарисовать натюрморт с фруктами, вазой или цветами – все это вы поймете, прочитав несколько из уроков, представленных ниже.
На нашем сайте вы найдете немало полезных уроков по рисованию натюрморта. Одним из главных элементов этой картины можно назвать фрукты, ягоды или даже овощи. В нашем уроке по рисованию ягод и фруктов вы сможете научиться рисовать карандашом поэтапно яблоко, груша, апельсин, лимон, клубника и арбуз. В этом же уроке по рисованию мы показали как нарисовать дольки апельсина, яблока и арбуза. Чтобы научиться рисовать любой из этих объектов — просто перейдите по ссылке или нажмите на изображение ниже.
![]() |
Очень часто при рисовании натюрморта, нам приходится нарисовать вазу на заднем фоне. Специально на этот случай мы подготовили для вас 2 рисунка ваз карандашом поэтапно. Оба они представлены ниже.


Обе вазы достаточно симпатичные. Они имеют разную форму и окраску. В каждой из них вы можете дорисовать любые цветы, а первая ваза может быть нарисована и без цветов, ведь она так же напоминает простой кувшин с водой или вином.
Еще одним из важных элементов натюрморта считаются цветы, рисовать которые мы так же научим вас. У нас есть несколько вариантов цветов, а вы выбирайте тот, который по душе именно вам!




| В общем, чтобы нарисовать натюрморт, вам нужно всего лишь объединить несколько картинок, предложенных нами в одну и натюрморт готов! Кстати из предложенных изображений можно нарисовать около 50 разных натюрмортов. Не бойтесь фантазировать и добавлять свои элементы к натюрморту, который вы нарисуете. Все, то предлагаем нарисовать мы – это всего лишь пример – база для вашего натюрморта, нарисованного карандашом или любыми красками. Удачи вам в творчестве! |
ПОХОЖИЕ УРОКИ
vserisunki.ru