1. Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь: Тук-тук!
(Красная шапочка; Шарль Перро)
2. Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый.
3. Узнали люди, что он зверей любит, и стали ему разных зверюшекприносить.
(Дядя Фёдор, пёс и кот; Эдуард Успенский)
4. Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку.
5. А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в однопрекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил?
(Маленький принц; Антуан деСэнт-Экзюпери, перевод Норы Галь)
6. “Ой, кaк здорово! – скaзaли Анютины Глaзки (они первыми увидели её). – Тогдa мы сaми тебе придумaем имя! Хочешь, мы будем звaть тебя… будем звaть тебя Анютой?”
(Серая звёздочка; Борис Заходер)
7. — А все из-за того, — признался он наконец, когда перекувырнулся еще три раза, пожелал всего хорошего самым нижним веткам и плавно приземлился в колючий-преколючий терновый куст, — все из-за того, что я слишком люблю мед!
Мама!..
8. Они очень осторожно шли по берегу, пробираясь между скал и камней, и вскоре дошли до места, где берег был пошире и незаметнопревращался в ровную лужайку, поросшую зеленой травой, на которой так и хотелось посидеть и отдохнуть.
(Винни Пух и Все-Все-Все; Алан Александр Милн, пересказ Бориса Заходера)
9. Немного прошло времени после ее ухода, как уж кто-то постучался в дверь их домика и крикнул: “Отомкнитеся, милые детушки, ваша матьпришла и каждому из вас по гостинцу принесла”.
10. Накушавшись досыта, он преспокойно убрался из дома, растянулся на большом лугу под деревом и начал засыпать.
(Волк и семеро козлят; русская народная сказка)
reshimne.ru
Сказка – это основной жанр фольклора. С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок – воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.
История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.
Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:
1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо человеческого качества. Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц – трусливость и т. д.
2. Волшебная сказка. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это непременное условие, которое выражает мораль, основную мысль и идею.
3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных сказках герою помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.
4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.
Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.
Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии – действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент – кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии – развязка.
Такова структура обыкновенной истории.
Зачин в сказке – это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например “жил да был крестьянин”.
Зачин в сказке – это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:
1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.
2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку “Премудрый пескарь” начинает со слов: “Жил-был пескарь”.
Таким образом, зачин – это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.
Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.
Большинство сказок начинаются со слов “жили-были…”, “жил-был…”. Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.
Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов “в некотором царстве, в некотором государстве…”. Похожий зачин – “в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…”. Такие вступления свойственны волшебным сказкам.
Иногда сказки открываются поговорками со словом “зачин”, например “зачин дело красит” или “каждое дело имеет начало, каждый сказ – зачин”. После такого вступления непосредственно начинается сама история.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин – это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как элемент композиции сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.
fb.ru
Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.
В каком смысле употребляется прилагательное глубокий в отрывке:
С этими словами старик испустил глубокий вздох, на глазах у него показались слёзы.
В прямом
смысле
Это устойчивое
выражение
Это другое
прилагательное
kartaslov.ru