Цель: Создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
– Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл).
– Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
– Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
– Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
– В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
– Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
– Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
– Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Средства реализации: обручи, листва деревьев мелкая и крупная, лупы, камешки-галька, кусочки белой ткани.
Организационная структура прогулки
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе с приходом осени.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по территории нашего детского сада и будем искать следы осени. Сначала, давайте вспомним, какие меры безопасности мы должны соблюдать на прогулке.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать нашу осеннюю прогулку замечательными стихами:
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Воспитатель: О каком времени говорится в стихотворении Ивана Бунина? (Об осени.)
– Какая бывает осень? (Ранняя, золотая, и поздняя.)
– Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их. (Ответы детей.)
– Какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей:
– солнце светит, но греет слабо;
– день короче, а ночь длиннее;
– на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
– небо серое, хмурое;
– часто идут дожди;
– перелетные птицы улетают на юг;
– дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
– люди надевают демисезонную одежду;
– собирают урожай овощей, фруктов и зерна.
Воспитатель: Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень.
А теперь проверим, умеете ли вы осенние загадки отгадывать:
1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья….. (осень).
2) Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин……(журавлиная стая).
3) Весной вырастают, сенью опадают………(листья).
Воспитатель: Молодцы, ребята, легко справились с загадками. А сейчас я вам немножко расскажу о народных приметах. Все они подмечены были народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.
Народный календарь на 10 октября:
Сухая погода в этот день указывает на то, что холода наступят нескоро.
Если первый снег в этот день выпал, то через 40 дней наступит настоящая зима.
Дождь со снегом сулят в январе сильные оттепели, а также дождливый и холодный июнь.
Облака с юга на север плывут – к ненастью, с севера на юг – к хорошей погоде.
Воспитатель: Ребята‚ скажите, пожалуйста, какая у нас сегодня погода?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно сегодня прекрасная осенняя погода. По народному календарю нескоро наступят холода.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами продолжаем прогулку. На площадке разложены обручи – «домики». Я предлагаю вам сыграть в игру “Ветер-ветерок”.
Я буду проговаривать слова, а вы свободно бегаете по площадке, но только я скажу «Скоро дождь, надо нам разбегаться по домам». Вы занимаете «домики». Кто из вас не успел занять домик выбывает из игры.
Осень, осень у ворот
Кружит листьев хоровод.
Раз, два, три – летят листочки,
Раз, два, три – кружат листочки.
Скоро дождь, надо нам
Разбегаться по домам.
Воспитатель:
Хорошо. Молодцы.
2. Исследовательская деятельность.
Воспитатель:
Листья легкие, вот поэтому они летят на землю медленно, летят и кружатся в воздухе.
Ребята, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер)
– Что такое ветер?
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли. .
– С помощью чего мы можем узнать, есть ли сегодня ветер? И какой он?
Определить есть ли ветер на улице, и какой он силы можно, если понаблюдать раскачиваются ли на деревьях ветви, шевелятся ли на них листочки, за движением облаков в небе
Ответы детей (При помощи флюгера. Если флюгер сильно раздувается, то ветер сильный, слабо ветер слабый.)
Воспитатель: А вы хотите превратиться в ветерок? (Да.)
Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
Воспитатель: Я предлагаю вам взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся. Скажите, какой можно сделать вывод. Лист летит, он легкий
Ребята, прежде чем приступить к следующему опыту я предлагаю приготовить наши пальчики
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба,
Мы соберем
Маме осенний букет отнесем.
Исследование строения листа с помощью лупы
Воспитатель: – А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит и питается
Воспитатель:
– А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно.)
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором – лупой.
Воспитатель:
Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование «Почему лист зеленый?»
Воспитатель:
– Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна.)
– Это зеленое вещество из листочка называется – хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …
Воспитатель: Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: оранжевые, красные, коричневые).
3. Игровая деятельность
Воспитатель: Как красиво во владениях Золотой Осени. Ребята давайте поиграем в игру со словами «Да и нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери в норки залезают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
– Молодцы!
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в подвижную игру «У медведя во бору»
В конце нашей прогулки предлагаю поиграть с выносным материалом по выбору.
4. Элементарная трудовая деятельность.
Сбор сухих листьев, веток на участке и возле него.
Сбор выносного материала в контейнер.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н.
2019 г.
Осень.
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы
(гуси, утки, журавли) улетают в тёплые края).
№ 1. Наблюдение: сентябрь – вересень, желтень, хмурень.
Познакомить с поэтическими народными названиями сентября. Воспитывать экологическое сознание, любовь к природе.
В старину сентябрь называли вересень, желтень, хмурень.
Вересень – потому, что в эту пору цветёт невысокий вечнозелёный кустарник вереск.
Желтень – так как основной цвет сентября жёлтый. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.
А ещё сентябрь величают хмурень за то, что утро хмурое и рано начинает темнеть.
Сентябрь переменчив и капризен: то порадует ясными, погожими днями, то засвистит ветром, то прольётся дождём.
№ 2. Наблюдение: сентябрь-рябинник.
Познакомить с одним из поэтичных названий сентября, с целебными свойствами ягод рябин, использованием её древесины, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
– Как называются плоды рябины? (Ответы детей: ягоды)
Ягоды рябины на вкус горькие и терпкие, но именно в сентябре рябина становится вкусной и сладкой. Я сорву гроздь ягод и дам вам попробовать.
– Какими на вкус показались вам ягоды рябины? (Ответы детей: не понравились, горькие на вкус).
Запомните, что по урожаю рябины можно предсказывать погоду. Если рябины много, то осень будет дождливая, а зима – холодная. Если рябины мало, то осенью будет мало дождей.
– Давайте и мы попробуем определить, какими будут осень и зима. (Ответы детей: ягод много, осень будет дождливой, а зима холодной).
Пройдёт время, и мы убедимся, правильный ли прогноз мы составили на осень и зиму.
На Руси рябину особо почитали. Этому замечательному дереву наши предки посвятили особенный день, который в народе называют днём «Петра-Павла-Рябинника», и приходится он на 23 сентября, когда созревают яркие ягоды рябины. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов.
Ягоды рябины помогают людям от многих болезней. Ими лечат печень, почки, мочевой пузырь, давление.
Из рябины получаются вкусный квас, варенье, повидло.
Древесина рябины ценится в столярном деле, хорошо блестит и полируется, из неё изготавливают мебель, поделки, паркет.
Можно сказать, что дерево рябины с красными гроздьями зимой становится природной столовой для зимующих птиц.
№ 3. Наблюдение: бабье лето.
Формировать правильное представление об окружающем мире, желание изучать природу и основные законы её развития; помочь выявить закономерную связь явлений в природе; использовать природное окружение как средство экологического окружения.
В середине сентября к нам ненадолго возвратилось почти летнее тепло. Пригревает ласковое солнце, небо опять стало светло-голубым, а воздух прозрачным. Но утром, когда вы шли в детский сад, было довольно свежо. Посмотрите, какими нарядными и праздничными стоят деревья! Вот такие тихие, тёплые, солнечные дни, как сегодня, называют бабьим летом. С давних времён бабье лето считается лучшей порой осени, ведь все ждут и любят его тепло, хотя оно и прощальное.
Бабье лето, бабье лето
Словно соткано из цвета
Ярко-красного ранета
Жёлто-голубой поры.
Бабье лето, бабье лето
Дождь холодный скрылся где-то,
Все опять дают советы,
Как укрыться от жары. (Ю. Карпов)
Бабье лето – период до трех недель с теплой погодой, который наступает осенью. В это время года погода стоит сухая с высокой температурой воздуха. Бабье лето приходит в основном после холодного периода и продолжается 1-2 недели. В древней Руси в календарях того времени бабье лето разделялось на 2 части. Молодое бабье лето приходилось на пору с 28 августа по 11 сентября. А также старое бабье лето, которое начинается 14 и заканчивается 24 сентября. Люди подмечали, что если сохраняется теплая погода на молодое, тогда на старое бабье лето – испортится и наоборот. Позднее название бабье лето осталось и привязалось к осеннему теплому времени, к такому, как сейчас.
№ 4. Наблюдение: изменения в растительном мире.
Наблюдение за изменениями в неживой природе осенью и связанными с ними изменениями в состоянии деревьев, кустарников и травянистых растений; наблюдать за осенними событиями в окружающей среде, обратить внимание на красоту осенней природы, необходимость бережного отношения к ней.
В сентябре стало заметно прохладнее.
Ветер с дождём прибивает пожелтевшую траву.
Дети обращают внимание на берёзы и липы: именно у этих деревьев уже появились жёлтые листья.
На деревьях и кустарниках появились плоды: красная рябина, калина, бузина.
№ 5. Наблюдение за солнцем.
Обратить внимание на солнце, которое ещё ярко светит. Видны кучевые облака. Пронаблюдав за солнцем, сделать вывод о существенном изменении пути солнца: солнце уже не поднимается так высоко, как поднималось летом и уже не греет так, как грело летом. Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.
№ 6. Наблюдение за семенами и плодами.
Предложить рассмотреть плоды и семена клёна, дуба, берёзы, вяза, лиственницы.
Рассмотреть плод клёна, состоящий из двух частей. Каждая имеет крупное крыло, поэтому плод называют двукрылаткой. Пронаблюдать, как двукрылатка падает с дерева. Когда созревает, она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая её, далеко относит от дерева. Взять плод, вынуть семя, вскрыть и показать детям, что внутри его находится зародыш дерева (там видны миниатюрные зелёные листики).
Большие, тяжёлые плоды дуба – жёлуди падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» их перенесут. Белки, птицы, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и разнесут их норам и дуплам.
Мелкие орешки берёзы имеют два прозрачных крылышка по бокам.
Орешек вяза лежит в середине небольшого круглого опущенного крыла.
А светло-коричневое семечко лиственницы расположилось с краю похожего на парус крылышка.
Сравнить семена деревьев и кустарников.
№ 7. Наблюдение за паучками.
Познакомить детей с жизнью паучков осенью. Дать знания, что паучки полезны.
В тёплый погожий день ранней осени трава как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фоне ярко-голубого неба видны тончайшие нити.
Предложить присмотреться, откуда берётся паутина? Это расселяются молодые паучки. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Поток тёплого воздуха подхватывает довольно длинную нить, и уносит паучка. Приземлившись, он спрячется под листья или засохшую траву, и спит там до весны.
Предложить рассмотреть паучка через лупу: как он выпускает нить, подбегает к месту её прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь-дорогу.
Напомнить детям, что паучки полезные, не надо им мешать: пусть летят на новое место.
№ 8. Наблюдение за воробьями
Рассказать, что воробьи питаются разнообразной пищей. Своих птенцов кормят насекомыми. Осенью они переходят на другой корм – зерно, крошки.
Обратить внимание на расцветку перьев у воробьёв (она разная). Воробьи с полоской на крыле живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям.
Познакомить детей с народной приметой:
Воробей в песке купался,
Чистил перышки с утра,
А народ все удивлялся:
«Быть дождю? Так ведь жара!»
Ведь примета есть такая:
«Воробей в пыли купается»,
Каждый житель точно знает:
Дождь сегодня намечается!
Предложить проверить эту примету.
№ 9. Наблюдения за деревьями.
Продолжать знакомить детей с изменениями в растительном мире ранней осенью.
Становится мало солнечного света и тепла для растений, и зелёная окраска листьев сменяется жёлтой, оранжевой, красной.
Обратить внимание на деревья на участке. Что изменилось?
Скажите, на каких деревьях листья только красные? (Рябина, осина, клён).
У каких деревьев листья желтеют? (Берёза, вяз, липа, дуб).
Какие деревья стоят зелёными? (Ель, сосна).
Обратить внимание детей на красоту отдельных деревьев.
№ 10. Наблюдение за птицами.
Обратить внимание детей, что в начале осени птицы собираются в стаи и улетают на юг.
В начале осени, когда становится мало насекомых, улетают ласточки и стрижи. Другие птицы меняют корм, охотно поедая ягоды, плоды и зерно.
Каждый вид птиц кормится на своих излюбленных местах: чечётки кочуют по берёзам; щеглы любят клевать репейник по пустырям и огородам. Синичьи стаи можно встретить повсюду.
Вспомнить, чем питались птицы летом, чем кормили птенцов.
№ 11. Наблюдение за отлётом журавлей.
Дать детям знания, что во время полёта перелётные птицы придерживаются определённого порядка.
Самый красивый и строгий порядок у журавлей. Они летят клином (углом), двумя расходящимися назад рядами с длинными вытянутыми шеями. Впереди – вожак. Иногда людям удаётся увидеть, как вожак меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.
Предложить разучить стихотворение М.А. Познанской «Журавли».
Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «прощай»,
За собою лето кличут,
Забирают в тёплый край.
Жалко мне цветных полянок
И журавликов моих!
Только я тужить не стану,
А весною встречу их.
№ 12. Наблюдение за туманом.
Познакомить с причинами появления тумана; показать различные способы образования тумана.
В сентябре часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе.
– Как вы думаете, что такое туман? (Это облако у поверхности земли)
– Когда образуется туман? ( По ночам и рано утром)
– Где можно наблюдать туман? ( Над водоёмом: рекой, озером, морем, в низинах).
– В какое время года чаще всего образуется туман? ( Осенью и зимой, так как воздух в это время года охлаждается быстрее, чем земля и вода).
– Какой вред туман приносит людям? (Ухудшается видимость, увеличивается количество аварий на дорогах).
– Можно ли получить туман самим? (Да. С помощью опыта).
№ 13. Наблюдение: воздух.
Организовать экспериментальное подтверждение интуитивных представлений детей о том, что можно ли воздух увидеть, услышать и потрогать.
Предложить детям опустить камешек в воду и посмотреть, как вокруг появятся пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.
Предложить детям подставить руку под струю выходящего воздуха из надувного шара. Его можно почувствовать.
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Солнце нагревает воздух.
№ 14. Наблюдение за небом и облаками.
Учить детей наблюдать за облаками, вспомнить, от чего зависит движение облаков. Предложить рассмотреть облака и представить, на что они похожи. Напомнить, что в пасмурные дни облака называют тучами, из них обычно идёт дождь.
Облака состоят из маленьких капелек воды или кристалликов льда.
Облака бывают разные. В солнечный день ранней осенью, как сегодня, высоко в небе видны перистые облака. Они похожи на кружево и кажутся лёгкими, как пёрышки.
Ниже проплывают кучевые облака, которые напоминают снежные горы или башни.
А в пасмурный день покрывают всё небо серые слоистые облака. Они висят низко над землёй. Иногда облака темнеют и становятся грозовой тучей.
Плыл по небу пароход,
Превращаясь в самолет,
А потом в медведя,
На маленьком мопеде.
Через несколько минут –
Это был уже салют.
Таял в небе он пока,
Я смотрела на облака. ( Буданова Л.)
№ 15. Наблюдения за домашними животными.
Продолжать знакомить детей, как животные готовятся к зиме.
На прогулке могут встретиться домашние животные (кошки, собаки). Обратить внимание на то, что шерсть у них стала гуще (произошла линька). Вспомнить, что у диких животных тоже произошла линька, но поменялась не только густота, а ещё и цвет (заяц, белка).
№ 16. Наблюдение за листопадом.
Дать знания, что листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы. Помочь детям сделать вывод, почему облетают листья.
Предложить понаблюдать, как опадают листья, прислушаться, как они шелестят. Вдохнуть запах вянущей листвы. Вспомнить, какие были листья на берёзе и других деревьях летом.
Жёлтые листья на деревьях – сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?
Воды – то много, да взять её дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому и начинается листопад.
Подвести детей к ели или сосне и рассказать, почему эти деревья всегда зелёные. Хвоя – это те же листья, но видоизменённые.
Рассмотреть деревья, которые остаются долго зелёными (дуб, сирень).
Предложить собрать различные листья для украшения группы
№ 17. Наблюдение за дождём.
Продолжать знакомить детей с причинами образования дождей.
Я хочу вам напомнить, почему идёт дождь.
Это очень сложный и длинный процесс. Сначала солнце согревает землю, и вода с поверхности рек, озёр и океанов испаряется и превращается в водяной пар (как в кипящем чайнике). Этот пар поднимается вверх и остывает, так как температура там ниже, чем на Земле.
Туча полностью состоит из маленьких капелек воды. Капельки внутри тучи собирают всё больше и больше влаги. Наконец, капли становятся такими большими и тяжёлыми, что не могут удержаться в воздухе и падают на землю в виде дождя.
– Подумайте, как мы догадываемся, что скоро пойдёт дождь? (Ответы детей: скрылось солнце, появились серые дождевые облака, поднялся ветер.)
Обратить внимание детей, что теперь после дождя холодно и неприятно. По лужам босиком не побежишь, как летом.
№ 18. Наблюдение за ветром.
Закрепить знания детей, что движение воздуха – это ветер.
В пасмурную погоду дуют ветры, становится холодно. Отметить, какой сегодня ветер: сильный или слабый. Обратить внимание, как качаются ветки деревьев на ветру. Определить направление ветра с помощью ленточки или ветряных игрушек.
№ 19. Наблюдение: насекомые осенью.
Расширять и систематизировать знания детей о жизни насекомых осенью.
Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.
Идёт осень. Вы уже знаете, как деревья и травянистые растения готовятся осенью к наступлению зимы: сбрасывают листья и заканчивают жизненный цикл. У вас есть знания о жизни диких животных осенью, которые меняют шубки и запасают еду, чтобы пережить суровую зиму. Настало время поговорить о насекомых, о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.
Конечно, каждый из вас уже знает, что многие бабочки, жуки, мухи, кузнечики и другие насекомые откладывают яички. Их можно увидеть в щелях коры деревьев, на внутренней стороне листьев, под старыми досками. Взрослое насекомое, отложив яйца, само погибает.
Некоторые бабочки, жуки забиваются в норки, щели, под кору деревьев и там зимуют. Другие насекомые превращаются к зиме в куколки, чтобы пережить зиму.
№ 20. Наблюдение за вороной.
Продолжать закреплять знания о зимующих у нас птицах.
Рассмотреть ворону, обратить внимание, что крупная птица с чёрными перьями, с длинным крупным клювом. Сравнить ворону с воробьём, чем похожи и чем отличаются.
№ 21.Наблюдение: лужа.
С помощью экспериментальной деятельности познакомить с процессом очистки воды.
Следы осеннего дождя заметны всюду: доверху налитые дождевой водой выбоины и канавы далеко виднеются в траве и на дороге.
– Почему на улице лужи? (Ответы детей: недавно прошёл дождь).
– Какой водой наполнены лужи? (Ответы детей: дождевой).
– Можно ли лужу назвать водоёмом? (Ответы детей: нет, нельзя).
– Почему лужа не является водоёмом? (Ответы детей: водоём – это хранилище воды, а лужа высохнет, от неё не останется никакого следа).
– Давайте выберем лужу, за которой будем вести наблюдение. (Дети выбирают лужу).
– Давайте мелом очертим её по контуру для дальнейшего наблюдения, чтобы узнать, как и когда она высохнет.
– Какая вода в луже – прозрачная, мутная? (Ответы детей: прозрачная).
– Как можно определить прозрачность воды? (Ответы детей: надо бросить в лужу любой предмет, в прозрачной воде предмет будет хорошо виден).
– Возьми каждый в руку маленький камешек и бросьте в лужу.
– Виден ли вам ваш камешек? (Ответы детей: виден).
– Чистая ли вода в луже? (Ответы детей: вода грязная).
– Можно ли её использовать для питья? (Ответы детей: нельзя)
Я познакомлю вас со способом очистки воды из лужи с помощью простейшего очистительного устройства – фильтра из бумажной воронки и тряпочки. Запомните, что тряпочку можно заменить бумажной салфеткой.
При помощи маленькой ёмкости дети переливают воду из лужи в другую прозрачную ёмкость через фильтр.
– Теперь можно сравнить воду из лужи и отфильтрованную воду из этой же лужи. Сравните.
– Как вы считаете, есть ли различие? (Ответы детей: различие в воде есть, потому что фильтрованная вода чище, чем вода из лужи, которую не фильтровали).
Внутри: Прогулки на природе — отличный способ для детей лично увидеть изменения, которые приносит каждое время года. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать до, во время и после осенней прогулки на природе, чтобы помочь детям заметить и оценить признаки времени года.
Начните с демонстрации детям признаков осени, таких как листья, тыквы, желуди, яблоки, тыквы или стебли кукурузы. Попросите детей рассказать, почему они думают, что это признак падения, и позвольте им исследовать объект в вашем научном центре.
Подготовьтесь к прогулке, выбрав любимую осеннюю книгу, чтобы поделиться ею, например « Желтое время», «Здравствуй, осень!», «Посреди осени», «Полная осень», «Прощай, лето», «Здравствуй, осень» или «Откуда ты знаешь, что сейчас осень». ? .
Предложите своим детям найти и назвать «признаки падения», которые они видят на иллюстрациях.
Придумайте вместе с детьми, что они могут увидеть во время осенней прогулки на природе. Помогите детям организовать свое мышление на вашей якорной диаграмме, создав категории, включающие растения, животных, погоду и людей. Принять все ответы!
Подготовьте детей к прогулке, объяснив им, что они будут «детективами природы», ищущими признаки падения и упаковывающими такие предметы, как лупы, пинцеты, карандаши, полевые заметки и планшеты.
Во время прогулки на природе выберите определенные точки остановки по пути, чтобы дети могли «остановиться и записать» свои признаки сезонных наблюдений.
Делайте фотографии во время прогулки, чтобы использовать их в качестве ресурса, когда вы вернетесь в класс. Обязательно сохраните их и сравните с фотографиями, которые вы сделаете во время зимних и весенних прогулок, чтобы дети могли наблюдать сезонные изменения во времени.
Попросите детей рассказать о «признаках падения», которые они обнаружили, и обсудите фотографии, сделанные вами или детьми. В моем районе, где каждый сезон отличается, дети могут легко заметить изменения, глядя на цвета на фотографиях каждого сезона и сравнивая их.
Вернитесь к якорной схеме, которую вы составили перед прогулкой, и позвольте детям документировать то, что они на самом деле видели, словами и/или картинками.
Позвольте детям создать книгу «Осенняя прогулка», чтобы они могли рисовать и писать о признаках осени, которые они видели во время вашей прогулки.
Отправьте домой семейную записку и предложите детям продолжать искать признаки времени года после прогулки и приносить осенние «чудеса», чтобы наблюдать, рисовать и исследовать.
Поместите один знак падения, например подсолнух, в ванночку или лоток для разборки, чтобы дети могли его препарировать.
Выберите другой предмет, например, тыкву, чтобы дети внимательно наблюдали за ней и делали наброски в вашем художественном центре.
Работайте с детьми, чтобы определить цвета осени и предложите им краски, бумагу и отдельные детали для творчества.
Создайте иллюстрацию «признаков падения», которые дети наблюдали во время прогулки, и используйте их для создания росписи осени. Используйте интерактивное письмо, чтобы пометить фреску осенними словами.
Чтобы извлечь уроки из осенней прогулки на природе, запланируйте прогулку на все 4 сезона, повторяя описанные выше действия. Это даст детям возможность наблюдать и замечать закономерности сезонных изменений с течением времени.
В этом наборе «Чудесные прогулки: четыре сезона» вы найдете все четыре прогулки на природе.
А если вам нравится осенняя прогулка на природе, попробуйте прогулку по листьям, во время которой дети ищут 4 разных вида листьев и используют их, чтобы определить деревья, найденные на территории их школы.
Чтобы узнать больше о науке и идеях для исследований, посетите страницу Growing with STEAM в библиотеке ресурсов Roots & Wings.
Этот пост содержит партнерские ссылки. Roots & Wings является участником партнерской программы Amazon Services LLC, партнерской рекламной программы, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения платы за рекламу за счет рекламы и ссылок на Amazon.com.
Передвижение — это способность перемещаться из одного места в другое. У людей хождение прямо или на двух ногах является наиболее распространенным методом передвижения.
Ходьба включает все суставы нижней конечности и характеризуется « перевернутым маятником » движением, при котором тело перепрыгивает через неподвижную конечность.
В этой статье мы опишем различные этапы ходьбы и участие мышц на каждом этапе. В заключение мы рассмотрим некоторые ненормальные походки и обсудим патологии, которые они демонстрируют.
Типичная ходьба состоит из повторяющегося цикла ходьбы. Сам цикл состоит из двух фаз — фазы опоры и фазы переноса:
Теперь мы рассмотрим каждый этап по очереди, обсуждая их более подробно.
На этапе удара пяткой ступня первой касается земли пяткой. Задействованы три группы мышц/мышечных групп, каждая из которых действует на отдельный сустав:
После этапа удара пяткой остальная часть ведущей стопы касается земли, и мышцы работают, чтобы справиться с силой, проходящей через ногу. Это называется этапом поддержки.
В фазе отталкивания стопа готовится оторваться от земли – сначала пятка, потом пальцы.
После отрыва стопы от земли нижняя конечность поднимается для подготовки к этапу маха.
В фазе маха поднятая нога продвигается вперед. Здесь происходит поступательное движение ходьбы.
Затем пятка касается земли, и весь цикл повторяется.
Rlawson9 [CC BY-SA 3.0], через Wikimedia Commons
Рис. 1.0. Пять стадий ходьбы вес переносится на одну конечность. Ключ похититель мышцы (средняя и малая ягодичные мышцы) сокращаются, чтобы остановить опускание таза в сторону поднятой ноги, как в противном случае диктовала бы сила тяжести.
У пациента с неисправностью отводящих мышц бедра будет положительный симптом Тренделенбурга: его таз опускается в сторону поднятой конечности . Положительный знак означает, что отводящие мышцы стоячей конечности ослаблены или парализованы. Например, если левая нога была приподнята и с этой стороны наблюдалось опущение таза, то причиной являются отводящие мышцы правой ноги. Повреждение может быть либо нейрогенным (при котором повреждается верхний ягодичный нерв), либо миогенным (при котором мышечные волокна растягиваются или ослабевают, но нерв остается функциональным). Миогенную причину можно устранить с помощью упражнений для укрепления мышц и физиотерапии; нейрогенная причина более сложна, а иногда и не поддается лечению.
Во время ходьбы слабость отводящих мышц приводит к характерной походке. Когда таз опускается на одну сторону, туловище наклоняется в противоположную сторону, пытаясь сохранить равновесие.
Во время следующего шага туловище отводится назад через таз к центру. Часто инерция этого слишком велика для брюшного пресса, в результате чего туловище чрезмерно компенсируется и немного уходит за центр в противоположную сторону. Эта легко узнаваемая шатающаяся походка называется походкой Тренделенбурга.
Свисающая стопа — еще одна характерная походка, вызванная повреждением общего или глубокого малоберцового нерва.
Глубокий малоберцовый нерв иннервирует мышцы переднего отдела голени. Эти мышцы сгибают стопу дорсально, что требуется во время фазы переноса, чтобы оторвать пальцы ног от земли.
При повреждении глубокого малоберцового нерва стопа не может быть согнута в тыльном направлении и волочится по земле в фазе переноса. Чтобы компенсировать отсутствие тыльного сгибания в фазе переноса, пациент может вывернуть стопу внезапным движением, называемым «9».0085 выворотный щелчок».
Другим распространенным компенсаторным движением является чрезмерное сгибание бедра в тазобедренном суставе, чтобы помочь опущенной стопе оторваться от пола, известное как «походка с высоким шагом».
Мохамед Али Халифа, TeachMeSeries
Рис. 3 — Левая подножка. Это может произойти после обычного паралича малоберцового или глубокого малоберцового нерва.