Музыкальные дидактические игры для старшей группы: Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы. | Картотека по музыке (старшая группа) на тему:

Содержание

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы. | Картотека по музыке (старшая группа) на тему:

Картотека игр на определение высоты звуков. развитие тембрового слуха, определение жанра и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы (5-6 лет)

Дидактические игры на определение высоты звуков.

Ступеньки.

Цель: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик),  детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок – ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

Найди нужный колокольчик.

Цель: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Дидактические игры на развитие ритмического слуха.

Определи по ритму.

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др. ). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

Веселые подружки.

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

 

Дидактические игры на развитие тембрового слуха.

На чем играю?

Цель игры: развивать тембровое чувство детей.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры: детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой    карточкой    соответствующее    изображение    на    большой.

Музыкальные загадки.

Цель игры: развивать тембровое чувство детей.

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Дидактические игры на развитие диатонического слуха.

Громко-тихо запоем.

Цель: развивать диатонический слух детей.

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку

Колобок.

Цель: развивать диатонический слух детей.

Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок,

 Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Дидактическая игра на определение жанра.

Песня, танец, марш.

Цель игры:

1. Дать представления о первичных жанрах музыки

(песня, танец, марш), их характерных особенностях.

2. Познакомить с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой.

3.Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

4. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.

Ход игры:

1-вариант.  Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик»,  «лицо» – спящее, плачущее, весёлое).

2-вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет  произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.

Дидактическая игра на развитие музыкальной памяти.

Слушаем музыку.

Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Игровой материал:  4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы).

Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Дидактическая игра на развитие восприятия музыки.

Какая музыка?

Цель: развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Игровой материал: проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры: детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку

Картотека музыкально-дидактических игр( старшая группа). | Картотека по музыке:

Музыкально-дидактическая игра «Весёлый почтальон»

(на развитие музыкальной памяти, песенного творчества, знакомство с новым музыкальным материалом, закрепление знакомого музыкального материала)

Цель: формирование умения придумывать простейшие мелодии на рифмованные строчки в разных ритмах.

Материал и оборудование: фланелеграф, конверт с письмом, разрезанная на части карточка.

Дети заранее в группе разучивают стихотворные строчки для исполнения роли почтальона:

Я — веселый почтальон, приношу я письма в дом!

Саше я письмо отдам, прочитай скорее нам!

Во время проведения игры выбирается почтальон. Он должен на стихотворные строчки придумать мелодию и спеть песенкой. После этого отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел.


Музыкальный руководитель говорит, что письмо необычное, музыкальное.

В конверте находится карточка, разрезанная на части. Ребёнок, которому отдали письмо, складывает её на фланелеграфе. Дети по сюжету карточки вспоминают, какому музыкальному материалу она предназначается. После этого исполняют знакомый музыкальный материал (песню, танец или музыкальную игру) или знакомятся с новым музыкальным материалом.

(дидактическая игра на закрепление знаний детей о количественном составе исполнителей-вокалистов: солист, дуэт, трио, ансамбль, хор)

Цель: закрепление с детьми музыкальных терминов, используемых в исполнительской музыкальной деятельности.

Материал: кубик, на сторонах которого — карточки с изображением певцов с разным количественным составом.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик, на сторонах которого — карточки с изображением певцов с разным количественным составом. Затем вместе с детьми повторяет музыкальные термины: «солист», «дуэт», «хор», «ансамбль», «трио». После предлагает детям спеть знакомую песню, но перед этим прокатить кубик и уточнить, каким певческим коллективом будет исполняться песня.

Предлагает кому-нибудь из детей прокатить кубик. Как только кубик остановится, посмотреть, какая карточка будет наверху, таким составом и необходимо исполнить знакомую песню по выбору детей.

Музыкально-дидактическая игра «Музыка и движении»

(на развитие ритмического слуха, музыкальной памяти, закрепление музыкальных жанров)

Цель: развитие у детей умения узнавать и определять на слух музыкальный жанр произведения, передавая его характерным движением: марш, полька, вальс, колыбельная.

Материал: кубик с характерными карточками.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик с характерными карточками. Дети рассматривают их и называют действие: танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.

Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение и найти на кубике карточку, соответствующую звучанию музыки, например: «Военный марш» (муз. Г. Свиридова), «Колыбельная» (муз. Н. Римского-Корсакова), «Полька» (муз. С. Рахманинова), «Попрыгаем» (муз. А. Сатулина) и т.д. Дети находят карточку и выполняют соответствующее движение.

Эту игру можно применить для знакомства с новым музыкальным материалом по всем видам музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактическая игра «Кто как гудит?»

(на развитие чувства ритма, ритмического и звуковысотного слуха)

Цель: развитие умения правильно пропевать долгие и короткие звуки разными словами в конкретной игровой ситуации, используя также звуки разной высоты: высокие и низкие.

Материал и оборудование: фланелеграф, карточки с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход), значки, обозначающие длительности звуков.

Музыкальный руководитель показывает детям карточки для фланелеграфа с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход) и говорит: «С этим транспортом вы все хорошо знакомы и, конечно, слышали, как он подаёт сигнал».

Дети вспоминают, как гудит каждый транспорт.

Педагог-водитель говорит: «Транспорт не просто сигнал подаёт. Это у него песенка такая. Давайте попробуем спеть эти песенки». Затем предлагает ребятам выбрать себе карточку транспорта, установить её на фланелеграфе, а рядом из значков, обозначающих длительности звуков, выложить ритмический рисунок. Музыкальный руководитель напоминает детям, что петь песенку можно не только долгими и короткими звуками, но и высокими и низкими звуками, выложив их по высоте на фланелеграфе. Дети выполняют игровое задание.

Для этой игры с детьми нужно закрепить знания о высоком и низком, о долгом и коротком звуках.

Музыкальные сказки

(на закрепление знакомого музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: развитие умения детей сопоставлять, характеризовать, анализировать звучание музыкального произведения со сказочным образом.

Музыкальный руководитель показывает детям большую красочную книгу и говорит: « Это книга сказок! Но сказки в ней все музыкальные! Одни герои сказок любят танцевать, другие — песни петь, а третьи — играть на музыкальных инструментах. Сейчас мы откроем книгу и всё увидим! На первой страничке живёт сказка про Золушку». Показывает страничку с изображением Золушки.

Музыкальный руководитель: «Послушайте и скажите, какую песню поёт Золушка: весёлую или грустную? Какое у неё сегодня настроение?».

Дети слушают музыкальную пьесу П. Чайковского «Старинная французская песенка», а затем анализируют звучание пьесы.

Аналогично можно использовать эту игру по всем видам музыкальной деятельности.

Телевичок

(дидактическая игра на закрепление выученного музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: развитие музыкальной памяти детей для запоминания выученного музыкального материала, творческих способностей детей для артистичного исполнения музыкального номера.

Материал и оборудование: маленький телевизор, карточка с изображением музыкального материала.

Музыкальный руководитель показывает детям маленький телевизор и говорит: «Это телевизор для маленьких детей, поэтому он называется телевичок. Сегодня по нашему телевичку мы посмотрим детские музыкальные передачи. Мы не только будем смотреть, но и сами поучаствуем в этих передачах».

Педагог вставляет в телевизор заставку-карточку с изображением нужного музыкального материала. Дети рассматривают карточку (например, дети танцуют). Музыкальный руководитель говорит: « По телевизору идёт передача «Будем танцевать!» Мы, ребята, будем не просто зрители, мы тоже потанцуем!» Дети исполняют знакомый танец.

Эта игра может быть использована по всем видам музыкальной деятельности как со знакомым музыкальным материалом, так и во время знакомства с новым музыкальным материалом.

Сороконожка


Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.

1.Шла сороконожка 
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают) 
3. Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом 
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?

 

Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ).

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

 

Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

Игровая цель: Угадать первым.

     

      

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый слух.

Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.

Ход игры.

1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)

Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.

2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента.

Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.

идей для музыкальных игр | Музыка вместе

Ищете новые, легкие занятия для своей семьи? Музыкальные мероприятия идеально подходят для того, чтобы поднять настроение всем! Попробуйте один из них от учителей музыки вместе, когда в следующий раз захотите добавить немного музыки в свой день. (А когда вы присоединитесь к ближайшему классу «Музыка вместе», вы будете изучать десятки новых музыкальных занятий каждый семестр, а также 25 песен, которыми вы сможете поделиться! Найдите класс в вашем районе в поиске классов.)

Игра «Freeze Dance»

Наслаждайтесь игрой “Freeze Dance” с одной из песен из вашей коллекции. Предложите детям потанцевать под музыку. Вы можете нажать кнопку паузы в любой момент, и как только музыка остановится, дети застынут в танцевальных позах! Песни в быстром темпе представляют собой другие проблемы, чем плавные и медленные песни, поэтому используйте разные песни, когда играете!

Совет: “Замораживание” также развивает сдерживающий контроль, один из важных навыков, известных как исполнительные функции, которые быстро развиваются в раннем детстве. (Узнайте больше о том, как музыка поддерживает исполнительную функцию.)

Зеркальная игра

Партнеры смотрят друг на друга на расстоянии вытянутой руки. Решите, кто будет «лидером», а кто «зеркалом». Когда вы поете песню «призыв и ответ», например «Stick Tune», лидер выполняет простые движения, которые имитирует зеркало. Например: «Эй, эй, что скажешь? Давайте все покачаем бедрами сегодня!» Когда стих закончится, поменяйтесь ролями! С детьми старшего возраста переходите от простых движений к сложным (например, движение одной части тела к нескольким движениям одновременно).

Совет: Игра с зеркалом приносит пользу вашему ребенку несколькими способами. В социальном плане ваш ребенок научится по очереди принимать идеи других. Познавательно, они будут развивать фокус, внимание и концентрацию. Физически ваш ребенок разовьет пространственное восприятие, относительную дистанцию ​​и почувствует личное пространство.

Игра с передачей реквизита

Для этой игры используйте шарфы или яйца-шейкеры, если они у вас есть, или мячи, салфетки, маленькие мягкие игрушки или фигурки. Сядьте в круг, включите музыку (или начните петь!), и передайте предмет по кругу в такт. Начните с «большого бита» (макробита) песни, затем попробуйте разделить его на «малый бит» (микробит) и повторите в два раза больше за такт песни. Смена направлений — это веселое развитие!

Вариант, специально для детей старшего возраста: Попробуйте бросить и поймать мяч в такт! Если музыка, которую вы играете, ускоряется, это очень весело, так что выбирайте с умом.

Музыкальный рисунок

Составьте свой любимый плейлист и раздайте каждому ребенку лист бумаги. Возьмите цветные карандаши, наклейки, клей с блестками и т. д. и попросите детей создать картинку на основе того, что они слышат. Предложите детям проявить творческий подход к своему выбору, предоставив им полную свободу действий для художественного самовыражения!

Попробуйте выполнить упражнение с песнями с И без слов. Когда в песне нет слов, дети могут сосредоточиться на музыкальных аспектах песни (например, темпе, размере, динамике и т. д.), поскольку им также не нужно обрабатывать язык. Когда они рисуют в ответ, дети могут переводить свое слуховое восприятие в визуальное выражение, что позволяет им воспринимать музыку совершенно по-новому!

Музыкальный Hot Potato

Играйте в «Music Hot Potato», чтобы помочь детям рассказать что-нибудь о себе и узнать друг друга! Сидя в кругу, сыграйте любую песню, пока дети передают по кругу шейкер, мяч или другой реквизит в такт. Ставьте музыку на паузу в любой момент во время песни; ребенок, держащий реквизит, должен ответить на ваш вопрос дня (например, какое ваше любимое животное? Любимый цвет? Любимая еда?). Продолжайте игру, чтобы дать каждому ребенку возможность поделиться.

Играть на самодельных барабанах

Детям понравится играть на собственном барабане! Соберите контейнеры для кофе, большие емкости для молочных продуктов (йогурт, сметана и т. д.) и контейнеры для овсяных хлопьев. Тщательно очистите их и приклейте крышки (если это возможно). Вырежьте плотную бумагу по размеру каждого контейнера и украсьте пряжей, блестками, наклейками, маркерами и другими предметами для рукоделия. После украшения взрослые могут прикрепить для них бумагу к барабану. Используйте свои недавно сделанные барабаны, чтобы подыгрывать любой барабанной песне или подыгрывать!

Линия Conga Follow-the-Leader

Танцуйте в линии Conga под любимую песню. Попробуйте песню «Музыка вместе» (попробуйте приложение «Hello Everyone»). После каждого припева выберите нового ведущего и попросите его показать новый способ танцевать во время куплета.

15 Мероприятия и инструменты музыкальной терапии

Иногда хороший кофе и хорошая музыка — это все, что нам нужно, чтобы расслабиться. Музыка затрагивает все аспекты нашей жизни – физические, эмоциональные, психологические и поведенческие.

В качестве терапии музыка — проверенный способ уменьшить стресс и войти в осознанное состояние сознания.

Музыкальная терапия включает в себя слушание, общение и понимание. Это популярный метод, используемый в больницах, учебных заведениях и других клинических учреждениях, чтобы облегчить клиентам и создать им комфортные условия.

Психологи считают, что музыкальная терапия улучшает качество жизни (Scott, 2018). От боли до личных потерь, от расстройств внимания до проблем в отношениях, музыкальная терапия — это одно решение, которое подходит всем.

Профессор Сюзанна Хансер из Музыкального колледжа Беркли сказала, что музыкальная терапия служит пяти важным целям:

  1. Переключение внимания с проблем на решения.
  2. Ритмичная структура для расслабления и дыхания.
  3. Помощь клиентам в визуализации положительных образов, вызывающих удовольствие и счастье.
  4. Помогая им достичь состояния глубокого расслабления.
  5. Изменение настроения.

Музыкальная терапия является бесспорным средством лечения негативного стресса и бремени. В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее полезных ресурсов по музыкальной терапии для детей и взрослых. Инструменты, упомянутые в следующих разделах, с рядом упражнений, занятий и видов музыки могут стать отличным началом для раскрытия реальных преимуществ музыкальной терапии на всех уровнях.

Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши 3 упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое занятия и инструменты музыкальной терапии?
  • 3 техники музыкальной терапии
  • Взгляд на музыкальную терапию
  • 3 примера музыкальной терапии в действии
  • Общие вопросы о применении музыкальной терапии
  • 3 занятия и упражнения по музыкальной терапии
  • Идеи приложений для детей
  • 2 рабочих листа по музыкальной терапии
  • 2 анкеты (включая PDF)
  • 2 книги по музыкальной терапии
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое занятия и инструменты музыкальной терапии?

Музыкальная терапия – это экспрессивная арт-терапия. Пишете ли вы песню, слушаете ее или поете вместе — музыкальная терапия в любой форме требует некоторой формы общения и выражения.

Музыкальная терапия в основном проводится под наблюдением, когда терапевт использует специальные инструменты или другие механизмы для успешной реализации программы.

Например, музыкальные инструменты, такие как гитара или фортепиано, являются популярными средствами музыкальной терапии. Некоторые формы музыкальной терапии также включают образы, когда терапевт мягко направляет клиента, чтобы представить себя в приятной ситуации, и играет успокаивающую музыку, чтобы создать для нее подходящую атмосферу.

Музыкальные терапевты используют множество инструментов и упражнений.

Некоторые из них:

Музыкальный инструмент

Клиенты любят слушать, как их терапевт играет и подпевает. Наличие гитары, укулеле, клавишных или арфы отлично подходит для того, чтобы скрасить сеанс. Он приносит немедленное чувство радости и блестяще работает с молодежью в музыкальной терапии.

Динамик

Воспроизведение музыки на хорошем динамике идеально подходит для групповой терапии. Это создает ощущение средств к существованию и побуждает клиентов участвовать в процессе. Кроме того, это также помогает терапевту убедиться, что его слышно всем.

Экран для визуальной деятельности

При использовании визуальных образов для сопровождения музыки терапевты часто держат планшет или другие устройства для проецирования изображения на экран. Помимо вовлечения клиентов на протяжении всего сеанса, визуальные инструменты служат катализатором усиления положительного воздействия музыки на наш разум.

Бумага и ручка

Многие музыкальные терапевты хранят ручку и бумагу для записи обратной связи и управления ею. Он также используется при написании песен или играх с завершением предложений, когда клиенты выражают себя словами.

Основной целью музыкальной терапии является укрепление эмоциональных способностей человека и призыв к позитивному изменению мышления. Для достижения этих целей профессионалы используют различные методы или занятия музыкальной терапией (Кимберли, 2012).

Например, некоторые виды музыкальной терапии включают:

  • Написание и пение песен.
  • Импровизация песен и музыкальных произведений.
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Использование музыкальных устройств и технологий.
  • Прослушивание музыки (с визуальными образами и без них).
  • Обмен информацией через музыку.

3 Методы музыкальной терапии

Какие методы музыкальной терапии вы знаете? Мы размышляем о трех техниках.

1. Игра на барабанах

Игра на барабанах — отличный музыкальный инструмент, вызывающий беззаботное веселье, позитивную зависимость и беспрепятственное вовлечение. Ученые считают, что игра на барабанах увеличивает клеточную активность, которая помогает организму бороться с неврологическими и эндокринологическими расстройствами.

Помимо улучшения функций организма, игра на барабанах также имеет положительный социальный оттенок и объединяет людей в группу.

Нет правил игры на барабанах. Клиенты вольны выбирать свой путь и играть на инструменте так, как им нравится.

Рик Аллен, известный барабанщик и основатель Raven Drum Foundation, предположил, что игра на барабанах дает следующие непосредственные преимущества:

  • Снижение стресса, травм и беспокойства.
  • Контроль симптомов хронической боли.
  • Восстановление иммунной системы.
  • Создание чувства социальной связи.
  • Эмоциональный катарсис или высвобождение сдерживаемого гнева и агрессии.
  • Предоставление простора для самореализации и самоанализа.

2. Пение

Пение – это универсальная техника музыкальной терапии, подходящая для клиентов любого возраста и происхождения. Он был включен в различные формы и виды деятельности и сегодня является широко используемым инструментом музыкальной терапии. Многие психологи называют пение «мега-витамином» для мозга.

Исследования показали, что прослушивание песен или пение вместе с ними помогает восстановить поврежденные ткани мозга. По этой причине пение является важной частью лечения болезни Паркинсона, деменции или болезни Альцгеймера (Gerdner and Swanson, 1993).

3. Виброакустическая терапия

Виброакустическая терапия или ВАТ – это научный подход к сочетанию низкочастотных вибраций с резонаторами медленной музыки. Международное общество НДС отметило, что «звуковые волны помогают распространять положительную энергию по всему телу». Они активируют тело и позволяют ему использовать встроенные механизмы восстановления для успокоения ума и тела.

Взгляд на вмешательства в области музыкальной терапии

Вмешательства в области музыкальной терапии можно разделить на активные и рецептивные вмешательства. В общем, все формы музыкальной терапии используют силу мелодий и звуковых волн, чтобы проникнуть в человеческий разум и помочь ему достичь умиротворенного состояния. Независимо от того, создает ли человек музыку, играет или слушает ее, мгновенные эмоции, которые вызывает этот процесс, помогают сместить фокус в положительную сторону.

Активное музыкальное вмешательство — это вмешательство, при котором клиенты и терапевты в равной степени вовлечены в терапевтический процесс. Такие занятия, как танцы, групповое пение, сольные выступления или музыкальные игры, являются идеальными примерами активных вмешательств музыкальной терапии.

При рецептивном или пассивном вмешательстве клиенты чаще слушают, чем исполняют. Эти вмешательства включают в себя музыкальную релаксационную терапию, осознанную музыкальную медитацию и тому подобное.

Популярным музыкальным вмешательством, на которое полагаются многие нейробиологи, является нейрологическая музыкальная терапия или НМТ. Это научная техника, которая записывает функции мозга до и после воздействия расслабляющей музыки, чтобы вызвать у клиента желаемые изменения. НМТ — это терапия выбора для помощи клиентам с нейролингвистическими проблемами, а также она помогает в развитии двигательных навыков у детей и молодых людей. (Кельш, 2009 г.).

3 примера музыкальной терапии в действии

Самым ранним свидетельством существования музыкального инструмента была костяная флейта, возраст которой предположительно составляет около 40 000 лет. Неотъемлемое воздействие музыкальной терапии, которое более или менее ощущается всеми нами, частично связано с этими древними связями музыки и человеческой жизни (Rolvsjord, 2010).

Музыкальная терапия существует с каменного века. Древние цивилизации и местные культуры, такие как аборигены Австралии и некоторые африканские племена, использовали пение и музыкальные коллективы, чтобы молиться, праздновать или преодолевать трудные времена (например, засуху, наводнение или экстремальные погодные условия).

Древнегреческая цивилизация также оставила следы того, как они включили музыку в свою жизнь и верили, что это единственный способ восстановить душевное и физическое спокойствие.

В размышлениях о Платоне и Пифагоре есть несколько указаний на то, как греки пытались поддерживать друг друга с помощью музыки и поощряли музыкальное образование и осведомленность в своих общинах (Pavlicevic and Ansdell, 2004; Stige, 2002; 2003; Stige, Ansdell, and Pavlicevic, 2010; Стиге и Аароэ, 2012).

Другим ярким примером применения музыкальной терапии в реальной жизни является лечение аутизма. Аутичные дети, у которых нарушены социальные и когнитивные способности, заметно лучше реагируют на музыкальные стимулы, чем на другие способы общения. Это захватывает их внимание и поддерживает его в течение более длительного времени.

Исследования также показали, что обучение детей с ограниченными возможностями повседневным обязанностям с помощью музыкальных действий помогает надолго запечатлеть информацию и быстрее ее усвоить.

Общие вопросы о применении музыкальной терапии

Джефф Петерсон, президент детской больницы UCSF Benioff, сказал, что большинство клиентов и опекунов, прежде чем участвовать в сеансах музыкальной терапии, задают несколько вопросов о пользе музыкальной терапии.

Некоторые общие вопросы, которые задают люди, включают:

  • Что такое музыкальная терапия?
  • Как это помогает улучшить здоровье?
  • Как часто нам нужно это практиковать?
  • Как это влияет на настроение и эмоции?
  • Где мы можем потренироваться?
  • Кто может дать нам больше информации о музыкальной терапии?
  • Музыкальная терапия и музыкальная релаксация — одно и то же?

Многие интернет-ресурсы и блоги дают нам представление о том, что мы должны знать, прежде чем записаться на музыкальную терапию, и с кем нам следует поговорить.

Вы можете ознакомиться с этими статьями наших авторов, которые прекрасно объясняют музыкальную терапию, ее предысторию и значение в реальной жизни.

  • Что такое музыкальная терапия и как она работает?
  • Каковы преимущества музыкальной терапии?

3 Мероприятия и упражнения в области музыкальной терапии

Исследования в области музыкальной терапии находятся на пике своего развития, и многие эффективные музыкальные вмешательства и стратегии специально разработаны для наших целей. Ниже приведен список популярных групповых занятий музыкальной терапией и других вмешательств, о которых вы, возможно, захотите узнать.

1. Музыкальное бинго

Музыкальное бинго — это познавательное музыкальное занятие, которое улучшает память и ориентацию в реальности. Это предпочтительный метод вмешательства для взрослых, который часто используется в сочетании с другими формами терапии для улучшения психического здоровья.

Упражнение включает в себя изготовление карточек, на которых каждый участник рисует песню, а другие поют ее, угадав название. В нее можно играть вдвоем или в группе, и она отлично подходит для людей с плохой памятью.

2. Музыкальная релаксация

Музыкальная релаксация — известная музыкальная терапия для осознанности и медитации. Основная цель музыкальной релаксации — вызвать спокойное состояние, в котором разум может расслабиться, а мышцы — расслабиться, чтобы избавиться от сдерживаемого стресса.

Музыкальная релаксация является жизненно важным компонентом многих ретритов по йоге, когда инструкторы регулируют свет в комнате и минимизируют любое внешнее отвлечение перед тем, как включить мелодию. Это также отличный способ расслабиться каждый день и помогает со временем повысить эмоциональную устойчивость.

3. Музыкальная подборка

Музыкальная подборка используется для подростков или клиентов с нарушениями эмоциональной сферы и саморегуляции. Процесс включает в себя предоставление клиентам возможности выбрать музыкальное произведение, с которым они знакомы. Самостоятельно выбранные музыкальные произведения вызывают эмоции и вызывают воспоминания, которые могут быть связаны с ними.

Выбор музыки часто сопровождает управляемые визуальные образы, когда терапевт побуждает клиента представить себя в приятной обстановке, в то время как фоновая музыка продолжает играть. Это медитативная практика, которая вызывает окончательное самоосознание и принятие.

Идеи применения для детей

Музыка стимулирует сенсорное восприятие у детей. Они учатся общаться, выражать и понимать, слушая и играя музыку.

Музыкальная терапия мотивирует детей всех возрастов и является отличным методом лечения детской депрессии, проблем с контролем импульсов и нарушений внимания (Gold, Voracek, and Wigram, 2004).

Музыкальные вмешательства для детей используются в школах, частных консультациях, медицинских учреждениях и детских домах. Общая цель состоит в том, чтобы поднять их настроение и помочь им эффективно справляться со стрессом.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что музыкальная терапия для детей лучше всего работает в группе.

Работа в команде помогает им наладить связи со сверстниками и преодолеть одиночество, с которым они столкнулись.

Независимо от того, проводятся ли вмешательства в школах или других учреждениях, групповые занятия помогают:

  • Знание других людей, имеющих схожие проблемы, и развитие сочувствия.
  • Общение и мотивация друг друга в группе.
  • Спонтанное выражение и реакция на раздражители.
  • Налаживание связей и помощь друг другу в преодолении одиночества.
  • Улучшение навыков слушания, готовности и времени реакции.
  • Создание надежных механизмов выживания и уверенности в себе.

Вовлечение семьи и учителей в музыкальную терапию для детей также является отличным вариантом для восстановления отношений, которые они разделяют со своими старшими. Музыкальные упражнения помогают им стать ближе друг к другу и познать счастье, проводя время друг с другом, не отвлекаясь.

2 Рабочие листы по музыкальной терапии

В нашем наборе инструментов есть несколько интересных рабочих листов по музыкальной терапии, и мы кратко опишем их ниже.

Использование музыки для выражения чувств

Как упоминалось ранее, музыкальная терапия требует эмоционального катарсиса и самовыражения. Рабочий лист « Использование музыки для выражения чувств » помогает клиентам раскрыть свои самые сокровенные чувства с помощью некоторых музыкальных выражений.

Упражнение простое и состоит из следующих шагов. Он субъективен и самосохраняем, поэтому здесь нет правильных или неправильных ответов. Ниже приведено краткое описание рабочего листа, и вы можете узнать больше о нем из Инструментов позитивной психологии©.

Инструкции – Выберите три песни, которые, по вашему мнению, описывают вашу ситуацию и чувства прямо сейчас. Для каждой из выбранных вами песен ответьте на следующие вопросы и будьте верны себе. Помните, что здесь нет правильных или неправильных ответов.

1. Как называются песни?
____________________________________________________________
2. Что приходит вам на ум, когда вы слышите песни?
____________________________________________________________
3. Какие чувства они у вас вызывают?
____________________________________________________________
4. Какая часть каждой песни для вас наиболее важна и почему?
____________________________________________________________

Рабочий лист «Нарисуй то, что слышишь»

Этот рабочий лист используется в нескольких условиях как для индивидуальных, так и для групповых целей. Задача проста и состоит из следующих шагов:

  1. Клиенты оценивают свои навыки слушания в начале сеанса.
  2. Затем терапевт показывает им несколько музыкальных произведений и просит внимательно относиться к каждому из них.
  3. На следующем этапе каждый участник получает рабочий лист (показан ниже), где они пишут, рисуют или записывают свои ощущения после прослушивания музыкальных произведений.

Образец рабочего листа
Песня 1
————————————
—————————————
————————————
Песня 2
—————————————
—————————————
—————————————
Песня 3
—————————————
—————————————
—————————————
Песня 4
—————————————
—————————————
————————————
Песня 5
—————————————
—————————————
—————————————
Песня 6
—————————————
—————————————
—————————————

2 анкеты (включая PDF)

Используйте следующие опросы для оценки ваших клиентов.

1. Анкета по музыкальной терапии

Опросник по музыкальной терапии — это оценка, которая обычно используется в начале или в конце каждого сеанса. Анкета объективна; краткий обзор этого ниже.

Выписки ответов
Выбор музыки зависит от настроения? Да/Нет
Считаете ли вы музыку альтернативной терапией депрессии или беспокойства? Да/Нет
Как часто вы ежедневно слушаете музыку? Никогда/Редко/Иногда/Часто/Очень часто
Верите ли вы в эффективность музыки как терапии? Да/Нет

2. Опросник по музыкальной терапии для детей

Опросник по музыкальной терапии для детей представляет собой адаптацию взрослой версии. Рабочий лист представлен яркими изображениями и графическими изображениями, которые детям должно быть легко и весело выполнять. Анкета кратко проиллюстрирована ниже, и вы также можете скачать полную версию.

Опросник детской музыкальной терапии
Какие из следующих инструментов вы использовали на сеансах музыкальной терапии? 1. Гитара
2. Фортепиано
3. Флейта
4. Арфа
5. Барабаны
6. CD и DVD
Какие ощущения у вас вызывают сеансы музыкальной терапии? 1. Счастливый
2. Грустный
3. Нейтральный
4. Что-то еще
Как вы думаете, может ли музыкальная терапия помочь вам в школе? 1. Да
2. Нет
Хотели бы вы что-нибудь изменить в сеансах музыкальной терапии? 1. Да
2. Нет

2 Книги по музыкальной терапии

Эти книги по музыкальной терапии — отличный инструмент для улучшения ваших знаний и навыков.

1.

Справочник по музыкальной терапии – Лесли Бант, Лесли Хоскинс и Сангита Свами

Автор Лесли Бант проводит читателей через поучительное путешествие, чтобы понять клинические последствия музыкальной терапии и то, как она восстанавливает разум и тело.

Книга разделена на четыре части, каждая из которых посвящена важнейшим аспектам музыкальной терапии, таким как ее эволюция, историческое значение, клинический вклад, практическое применение и профессиональное использование.

Он содержит примеры из реальной жизни и тематические исследования и подходит для профессионалов, терапевтов или всех, кто хочет больше узнать об основах музыкальных вмешательств в психотерапии.

Найдите книгу на Amazon.


2.

Ритм к выздоровлению: Практическое руководство по использованию ритмичной музыки, голоса и движений для социального и эмоционального развития – Саймон Фолкнер и Джеймс Ошински

Программа «Ритм к выздоровлению» представляет собой выдающуюся подборку упражнений, занятий и групповых вмешательств, сочетающих музыку с когнитивным осознанием и внимательностью.

Книга содержит более 100 упражнений, подходящих для разных возрастных групп, и, несомненно, является отличным справочником для профессионального использования. Он предлагает осмысленное понимание проблем детства и юности и раскрывает уникальные способы использования музыки для решения этих проблем.

Найдите книгу на Amazon.


Послание на память

Музыка уменьшает боль и приближает нас к себе. Это одно из лучших средств для преодоления стресса и одиночества, а также оно дает нам силы противостоять и выражать сильные эмоции, которые определяют большинство наших действий.

Использование музыки в качестве метода релаксации, индивидуальное или групповое вмешательство может привести к желаемым изменениям с точки зрения работы сердца, уровня артериального давления и общих функций организма. Являетесь ли вы активным слушателем или активным исполнителем, музыка в любом виде изменит вашу жизнь к лучшему.

Как сказал Жан Рихтер, и все мы на каком-то уровне согласны с этим:

Музыка – это лунный свет в мрачные ночи нашей жизни.

Продолжить чтение: 17 лучших драматических техник, мероприятий и упражнений

Надеемся, вам понравилась эта статья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *