Музыкальная гостиная кружок – Кружок “Музыкальная гостиная” – внеурочная работа, планирование

Содержание

Кружок “Музыкальная гостиная” – внеурочная работа, планирование

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании примерных программ внеурочной деятельности (М.: «Просвещение», 2011).

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства должны определять процесс его изучения в школе, однако творческая функция искусства оказывается наименее доступной для учащихся. Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведения искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах.

2. Общая характеристика учебного предмета

Мир музыки огромен и неповторим. Не хватит и жизни, чтобы познакомиться с этим наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда.

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. Одна из важных задач, стоящих перед обществом, – это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо

с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображения. Расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Язык слов и язык музыки. На первый взгляд, они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.

Занятия в «Музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки.

В программе «Музыкальная гостиная» школьники приобщаются к музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность детей.

Цели и задачи программы:

Дать верное направление музыкально-эстетическим запросам детей.

Непосредственно общаться с музыкальным искусством, постигая закономерности его развития.

Индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности.

Удовлетворение ребенка в пении.

Формирование коллектива единомышленников, объединение вокруг общей идеи.

3. Описание места курса в учебном плане

Содержание программы рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Основной задачей является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

5. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

– уважительное отношение к культуре;

– реализация творческого потенциала;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятель-ности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления и музыкальной картине мира;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

6. Содержание учебного материала:

1. Введение.– 1 час. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.

2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма: Занятие – знакомство.

3. Детские песни в нашей жизни. -5 часов.

Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.

Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.

4. Песенки из мультфильмов. – 7 часов. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.

Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)

5.Колыбельные песни. – 3 часа. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.

6. В гостях у сказки.-5 часов. Прослушивание песен из сказок.

Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)

7. Добрым быть совсем не просто…-5 часов. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.

8. Новогодний карнавал.-5 часов. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.

Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)

9. Веселей встречай друзей.— 5 часов. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма. Тематическое занятие.

10. Озорные песенки из мультфильмов.- 5 часов. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).

11. Песни детских кинофильмов.-5 часов. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».
Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).

12. Вокальный портрет сказочных героев.- 5 часов

. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев.
Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».

13. Картины природы в песнях и сказках.- 5 часов. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.

14. Россия – Родина моя.- 5 часов. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.

15. Маленькая страна – школа моя.-3 часа. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
Форма. Комплексное занятие.

16. Лето: поэт, художник, композитор.– 3 часа. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года – лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.

Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

17. Сколько песен мы с вами вместе…-2 часа. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма. Игровая и концертная деятельность.

7. Календарно-тематическое планирование

заня

тия

Тема занятия

Примечание

Дата

1

Введение.

2

Знакомство с голосовым аппаратом.

3

4

5

6

7

Детские песни в нашей жизни.

Топ-топ, топает малыш

Песня царевны

На улице дождик, на улице слякоть

Бабушка рядышком с дедушкой

33 коровы

8

9

10

11

12

13

14

Песенки из мультфильмов.

Чунга-Чанга

Голубой вагон

Буратино

Пусть бегут неуклюже

Облака, белогривые лошадки

Песенка кота Леопольда

Улыбка

15

16

17

Колыбельные песни.

Колыбельная медведицы

Спи, моя радость, усни

Колыбельная

18

19

20

21

22

В гостях у сказки.

Песня мамонтенка

В мире много сказок

Сказки гуляют по свету

Ты мне веришь или нет

Привидение

23

24

25

26

27

Добрым быть совсем не просто…

А дельфины добрые

Спешите делать добрые дела

Всегда иди дорогою добра

Луч солнца золотого

Кабы не было зимы

28

29

30

31

32

Новогодний карнавал.

Елочка, Елка, лесной аромат

Пока часы 12 бьют

Песня Деда Мороза

Потолок ледяной, дверь скрипучая

Зимняя сказка

33

34

35

36

37

Веселей встречай друзей.

Настоящий друг

Хорошо бродить по свету

Солнечные зайчики

Когда мои друзья со мной

Песня про дружбу

38

39

40

41

42

Озорные песенки из мультфильмов.

В каждом маленьком ребенке

Большой секрет для маленькой компании

Песенка львенка и черепахи

Антошка

Он не лает не кусается

43

44

45

46

47

Песни детских кинофильмов.

Прекрасное далеко

Песня красной шапочки

Приходите в гости к нам

Мы маленькие дети

Крылатые качели

48

49

50

51

52

Вокальный портрет сказочных героев.

Песня Пьеро

Хоть поверьте

Говорят, мы бяки-буки

Песня водяного

Песня Винни-Пуха

53

54

55

56

57

Картины природы в песнях и сказках.

Осень

Весна

Листопад

Чайка

Зонтик

58

59

60

61

62

Россия – Родина моя.

С чего начинается Родина

Наша Родина сильна

Это ты – Родина моя

Я ангелом летал

Служить России

63

64

65

Маленькая страна – школа моя.

Учат в школе

Подари улыбку миру

Школьные годы чудесные

66

67

68

Лето: поэт, художник, композитор.

Песня о лете

Паровозик из Ромашково

Думай о лете

69

70

Сколько песен мы с вами вместе…

Мы желаем счастья вам

Урок-игра

8. Методическое обеспечение программы:

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка / Методическое пособие. – М: Просвещение, 2006.

Т.Лидина. Я умею петь. –ИЗД.: СФЕРА, 2010.

З.И.Бугаева Весёлые уроки музыки в школе и дома. – М.: Просвещение, 2000.

О.Радынова Беседы о музыкальных инструментах. – М.: Просвещение, 2003.

Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 2005.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2007.

Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 2004.

Образовательные Интернет – ресурсы.

8

kopilkaurokov.ru

Рабочая программа кружка “Музыкальная гостиная”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №___»

Директор МБОУ СШ №___

________________________

Приказ №

от ____________________

Согласовано

от _______________

Зам.директора по УР

____________________

Рассмотрено на МО учителей

начальных классов

Протокол №

от _____________

Руководитель МО

__________________________

Рабочая учебная программа

кружка «Музыкальная гостиная»

для 4 класса

на 2016-2017 уч. год

Составлена в соответствии основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ №___

Согласно учебному плану в 4 классе на изучение выделено 34 ч

(1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Программу составила учитель _______________________________________

г. Красноярск

2016 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯКУРСА

Личностные результаты:

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

– уважительное отношение к культуре;

– реализация творческого потенциала;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированностиуниверсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно нравственном развитии;

– формирование общего представления и музыкальной картине мира;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 класс (34 часа)

Музыка в жизни человека. (14ч)

Музыка в жизни ребенка. Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.

Музыкальные инструменты. (90 ч)

Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.

Великие композиторы мира.(32 ч)

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Музыка вокруг тебя.

1

02.09

Язык музыки понятен всем!

1

09.09

Нам весело. Музыка радости.

1

16.09

Нам грустно. Музыка грусти.

1

23.09

Разнообразие музыкальных инструментов.

1

30.09

Разнообразие музыкальных инструментов.

1

07.10

Древние музыкальные инструменты. Барабан.

1

14.10

На параде и в бою.

1

21.10

Деревянные музыкальные инструменты.

1

28.10

Дудочка и флейта.

1

11.11

Медные музыкальные инструменты.

1

18.11

Раковина и рог.

1

25.11

Струнные музыкальные инструменты.

1

02.12

Гусли.

1

09.12

Балалайка и гармонь

1

16.12

Гитара.

1

23.16

Ложки. Скоморохи-потешники.

1

13.01

Новогодняя сказка. Бубенцы Деда Мороза.

1

20.01

Народный танец.

1

27.01

Бал в средневековом замке.

1

03.02

Скрипка.

1

10.02

Ноты-крюки.

1

17.02

Бродячие музыканты-трубадуры.

1

24.02

Оркестр.

1

03.03

Зачем нужен дирижер?

1

10.03

Сюиты и менуэты.

1

17.03

Музыка И.С. Баха.

1

24.03

Музыка В.А. Моцарта.

1

07.04

Музыка Л. Бетховена.

1

14.04

Музыка И. Штрауса.

1

21.04

Музыка великих русских композиторов.

1

28.04

«Могучая кучка».

1

05.05

Опера-сказка.

1

12.05

П.И. Чайковский «Времена года».

1

19.05

 

 

infourok.ru

Музыкально-эстетическое развитие на занятиях кружка “Музыкальная гостиная”

Разделы: Внеклассная работа


Вот уже более 5 лет в нашей гимназии на базе музыкально-эстетического отделения работает “Детская музыкальная филармония”. Особенность и ценность ее заключается в следующем: роли ведущих и участников лекций-концертов исполняют наши дети – учащиеся музыкального, хореографического и художественного отделений (с 1 по 9-й классы).

Материал программы факультатива “Музыкальная гостиная”, а также один из сценариев лекции-концерта “Рождественская музыка” предлагаю Вашему вниманию.

Программа факультатива “Музыкальная гостиная”

Пояснительная записка

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства должны определять процесс его изучения в школе, однако творческая функция искусства оказывается наименее доступной для учащихся. Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведения искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах.

Цель музыкально-эстетического развития на занятиях кружка “Музыкальная гостиная” – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись–мир искусства в трех видах – охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Отображая окружающую действительность, композитор, художник или писатель мыслят образами. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла, т.е. между музыкой, изобразительным искусством и литературой.

Стержневым видом искусства в предлагаемой программе является музыка.

Среди других видов искусства музыка выделяется своей ассоциативной интегративнастью: именно она способна наиболее отчетливо вызывать представления иного, не звукового материала (зрительные, литературные), создавать иллюзию драматического движения и тем как бы сближать, объединять разные виды искусства. Наконец, музыке присуще бесценное с точки зрения массового эстетического воспитания качество – демократизм.

Рассматривая музыку в совокупности с другими видами искусства как мощный стимул выявления и кристаллизации творческого потенциала личности, можно добиться значительных результатов и качественно повысить уровень образования.

Лекция-концерт является одной из форм изучения музыкального искусства.

Интегративное музыкально-эстетическое воспитание учащихся на лекциях-концертах происходит через вовлечение в процесс собственного художественного созидания, социально значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.

Задачи лекций-концертов заключаются в следующем:

  1. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.
  2. Оптимизация образного мышления и познавательной деятельности.
  3. Формирование нравственных идеалов в общении с искусством.
  4. Приобщить учащихся средних способностей к выступлениям, раскрепостить их психологически, выработать тем самым уверенность держать себя на сцене.
  5. Воспитание культуры слушания серьезной музыки.

Содержание курса

Содержательные принципы построения лекций-концертов:

  1. Создание у детей целостного представления об искусстве.
  2. Целостность теоретической и практической творческой деятельности детей.
  3. Построение лекции на основе ассоциативного сопоставления художественного материала.
  4. Тематическое построение занятий.

Художественно-творческие лекции-концерты в системе внеклассной работы являются комплексной системной формой реализации межпредметных связей, ориентированной на целенаправленное применение ряда эстетических структур, условно названных сквозными и этапными темами, а также ключевых понятий и предметной информации (в качестве примера- названия некоторых тем: “Музыкальные инструменты”, “Рождественская музыка”, “Карнавал животных”, “Музыка эпохи барокко”, “Композиторы – детям”, “Природа в музыке”, “Путешествие по сказкам”, “Детский альбом”, “Музыканты шутят”, “Времена года”).

В тематическом содержании программы выражен принцип диалектической взаимосвязи жизни и искусства. Предлагаемые для изучения темы органично взаимодействуют между собой, развивают, дополняют и обогащают друг друга. Тематическая цельность программы помогает формированию многосторонней культуры школьников, вводит их в мир искусства, способствует раскрытию созидательного потенциала.

Тематика лекций-концертов предусматривает:

  • поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении непреходящих ценностей искусства, этико-эстетичеких богатств его художественных образов;
  • постепенное накопление опыта творческого осмысления искусства на основе личных экспериментов;
  • формирование навыков самостоятельного высказывания в процессе сравнений различных по стилю и жанрам художественных произведений.
  • воспитание внутреннего слуха, понимаемого как развитие отзывчивости, умения увидеть глубинные связи искусства и жизни, услышать интонацию автора.

Специфика художественно-творческих лекций-концертов музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловлена психологическим, интеллектуальными, художественными параметрами данной возрастной группы.

Уникальные психофизиологические возможности позволяют считать начальные классы самыми благоприятным периодом для формирования у учащихся с помощью искусства творческих способностей и вместе с тем предложить адекватные им методические принципы обучения:

  • целостное восприятие мира, нерасчлененность обыденного и художественного сознания детей обосновывают комплексный характер эстетического воспитания;
  • особая одаренность младших школьников, иссякающая без целенаправленного развития, заставляет именно начальный период обучения считать важнейшим в приобщении к прекрасному;
  • наконец, уникальный творческий потенциал личности, особенно активно проявляющийся в данном возрасте в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления, позволяет считать наиболее эффектными занятиями творческого типа.

Лекции-концерты проводятся 2 раза в полугодии для младших школьников. Текст (сценарий) лекций-концертов готовится руководителем кружка “Музыкальная гостиная” и учащимися средних и старших классов, которые непосредственно будут вести лекцию-концерт (занятия проводятся 1 раз в неделю). В самом концерте принимают участие учащиеся младших и средних классов музыкального, хореографического отделений. Репертуар концертов подбирается в соответствии с темой лекции руководителя кружка и согласовывается с преподавателями музыкального, хореографического отделений, которые готовят детей к выступлению. Оформление зала к концерту выполняются учащимися художественного отделения.

Лекция-концерт “Рождественская музыка”.

Зал украшен иллюстрациями, посвященных праздникам Новый год и Рождество Христово.
Учащиеся входят в зал, фоном звучит “Танец снежных хлопьев”
П. Чайковского из балета Щелкунчик”.

1: Здравствуйте, ребята!.. Мы очень рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. В начале нашего концерта мы хотим поздравить вас с великим праздником Рождеством Христовым. Наш концерт посвящён этому христианскому празднику, его истории, традициям и музыке…

2: Рождество и Новый год-это не один и тот же праздник. Новый год, 1 января – это государственный праздник встречи Нового года, а Рождество, 7 января – церковный праздник. Зимние праздники – одни из самых любимых. Поэтому и празднуется Рождество как в церкви, так и в народе.

3: Рождество отмечают люди всех континентов. В нашей стране долгое время Рождество всенародно не отмечалось. И только совсем недавно, этот день признан официальным праздником, является выходным днем, 7 января. Мы приглашаем вас, вместе с нами, совершить путешествие по разным странам и временам, окунуться в историю, чтобы лучше понять смысл этого праздника и, конечно же, музыку, которая сопровождала его на протяжении веков…

Чтец:

Помню я, как в детстве в первый раз
Слушала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слёз:
Ведь родился маленький Христос
Не в богатом, именитом доме,
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе
Ангелы над ним склонившись пели.
И пришли в пещеру пастухи
Поклониться истинному Богу.
Мудрецы Востока – старики
По звезде нашли к нему дорогу.

Было всё чудесное сурово,
И напомнило мне сердце чувством новым
Мудрое евангельское слово.

Т. Шорыгина.

1: Более 2000 лет назад римский император Август, желая узнать, сколько у него подданных, повелел произвести перепись населения. Всех отправили записываться – каждого в свой родной город. Дева Мария и Иосиф отправились из Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда родом был Иосиф… В городе Иосифу и Марии, прибывшим поздно вечером, не нашлось места в гостинице, и они остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот…

2: Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала его и положила в ясли на душистую солому. Так исполнилось предсказание пророка, который говорил, что Христос родится в Вифлееме. В тот час, когда родился Младенец, зажглась в небе большая яркая звезда…

Чтец:

Много было в небе звёзд
Тёплой ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.
Дева-мать, склонясь над Ним,
Нежно напевала.
Ночь мерцала золотым
Звёздным покрывалом.

Пели ангелы Христу,
Славили рожденье,
В мир принёс он красоту,
Веру во спасение!

Т. Шорыгина.

3: Тем временем в Иерусалим прибыли из далёкой восточной страны волхвы-мудрецы, занимавшиеся наблюдением и изучением звёзд. Они увидели, как на небе засияла новая необычная звезда. Звезда указала им путь, и остановилась над тем местом, где родился младенец Иисус. Волхвы принесли дары младенцу Христу: как царю – золото, как Богу – ладан, как человеку – смирну.

Чтец:

Принесли Младенцу мудрецы
С дивными подарками ларцы.
Слиток золота в одном ларце лежал,
И сиял он ярче, чем заря.
Этот дар волшебный означал,
Что Христа встречают как царя.
Ладан ароматный был в другом,
Этот дар всем возвещал о том,
Что Всевышний указал волхвам дорогу,
И они в Младенце видят Бога.
В третьем же ларце лежала смирна.
Было ведь предсказано от века,
Что Господь придёт на землю с миром
В образе земного человека.

Т. Шорыгина.

1: Звезда стала символом Рождества: именно ей украшают дома, она сияет на рождественских ёлках. Отсюда пошла традиция считать началом праздника Рождество первую звезду, появившуюся на небе в Рождественскую ночь… Рождество Христово, как и вся христианская вера в целом, имело очень важное значение для развития всей мировой культуры. Сюжеты из библии послужили источником вдохновения для многих художников. Сюжет Рождества Христова многократно воспроизводился во всех видах искусства: в живописи, в музыке.

2: Празднуется Рождество Христово в разных странах не одинаково, оно несёт на себе отпечаток обычаев и традиций определённого народа. В Англии существует поверье, что в ночь рождения Христа весь скот становится на колени. В других европейских странах полагают, что в Рождество все пчёлы поют в ульях. Люди всех стран накануне рождественского праздника озабочены приятными хлопотами, приготовлением подарков для родных и близких, украшением ёлок (звучит “Танец гномов”, фортепиано).

3: В западноевропейских странах вера в Бога называется католической. Она отличается от восточной или православной по некоторым признакам, среди которых, например, ведение службы на латинском языке, звучание в храме органов. Рождественское богослужение в европейских странах начинается ровно в полночь. В Ватикане – это самая главная церковь для католиков, в Италии, городе Рим, мессу служит сам Папа Римский…

Давайте представим, что мы оказались в Риме, в Ватикане, на праздничной Рождественской мессе: звучит орган, выступает хор и поёт песню “ О, маленький город Вифлеем, во славу Иисуса Христа” (звучит аудиозапись).

1: В западных странах особенно популярны рождественские гимны. По своему происхождению рождественские гимны относятся к XIII веку. Тогда во Франции были популярны весёлые танцевальные песни, которые исполнялись, танцуя в кругу. Они были мелодичными и легко запоминались по сравнению с духовными песнопениями и приобрели большую любовь в народе. Эти песни со временем стали исполняться даже в церкви во время службы. К тому же люди начинали танцевать под эту музыку прямо в церквях, в проходах между рядами. Естественно, что священнослужители оказались недовольны подобным положением дел и ввели запрет на исполнение гимнов в храмах. Но гимны оставались также популярны и любимы, и их продолжали петь в народе часто под аккомпанемент небольших уличных оркестров. Подобные ансамбли людей, исполнявших рождественские гимны, на улицах стали называть “христославами”.

2: В XIX веке интерес к рождественскому гимну вновь возобновился. Англичанин Джон Стейнер, живший в конце XIX века, был знатоком древней музыки и восстановил несколько очень старых рождественских гимнов, среди которых “Я видел три корабля…” В нём рассказывается о легендарном путешествии волхвов (звучит аудиозапись).

3: В течение столетий у каждого народа сложились свои традиционные песни, которые люди поют на этом празднике. Но есть произведения, перешагнувшие границы территориальные и временные. Среди них произведение, написанное в 1818 году органистом Францем Грубером “Тихая ночь” (исполняет вокальный ансамбль девочек старших классов).

1: Христианство пришло на Русь в X веке из Византии и тесно переплелось, слилось с язычеством. Суровые христианские праздники смешались с весёлыми, массовыми языческими. Благодаря этому поразительному сочетанию родился новый календарь. Рождество соединяет в себе и христианские, и языческие традиции, ведь он совпадает с 25 декабря – днём зимнего солнцестояния, который с самых древних времён считался особым днём – переломным, когда зима идёт на убыль, когда заканчивается старый и начинается новый год. К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя 40 – дневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, сочельник, отличается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зёрна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды…

2: День зимнего солнцестояния – “Коляда”. “Коляда” как бы открывала череду Рождественских праздников, которые назывались “Святки” или “Святые вечера” и продолжались вплоть до праздника Крещения Господня (Богоявления). Это было время весёлых народных гуляний. Устраивались весёлые посиделки, колядование, ходили ряженые, гадали, катались на снежных горках, на расписных санях, пели и плясали (танцевальный ансамбль исполняет композицию “Скоморохи”).

3: А уж ребятне-то раздолье – идут они колядовать. Это значит, идут с песнями по всем дворам и сладости выпрашивают, а если на каком дворе и сладкого не дадут – то тогда можно ребятам на том дворе озорничать, хулиганить, и никто их в этот день за озорство не накажет. Под Рождество на дворах жгли костры, полагая, что духи умерших приходят обогреваться и от этого огня народится хорошая пшеница. На Рождество обязательно надевали новую рубаху, чтобы был хороший урожай…

Молодёжь ждала вечера. Темнело. Одна за другой открывались двери хат, и шумная толпа ряженых в звериные шкуры и меха с песнями, хохотом собирались на улице. Кого тут только не было: и невиданные чудовища, и дьячок с льняной бородой, и непременные фигуры Святок – Медведь и Коза. Парни и девушки ходили от избы к избе и славили Христа. “С рождеством вас, люди” (исполняет вокальный ансамбль девочек старших классов).

1: Любимый среди сельской молодёжи обряд колядования возник в языческой древности в связи с чествованием бога пиршеств и мира Коляды. Этот обряд заключался в хождении по домам группы ребят под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком.

Смысл колядок заключается в пожелании хозяину дома и его семье добра, здоровья и всякого благополучия: “С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем”, за что колядующих награждали подарками. В разных областях Руси эти песни назывались “авсеньками”, “виноградьями”, в их припевках были традиционные слова “авсень”, “таусень”. “Колядка – поздравленье” (исполняет вокальный ансамбль девочек старших классов).

2: Интересно, а почему на Рождество ёлочку наряжают?.. Существует немало легенд о рождественской ёлке. Она – символ райского древа жизни. Верхушку ее обычно венчает звезда – в память о вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к пещере, где родился Иисус. А прообразами нынешних горящих свечей и фонариков были огни костров и яркие звёзды, светившие для Вифлеемских пастухов в Святую ночь…

3: Есть ещё такая старинная легенда: у входа в пещеру, где в яслях лежал Младенец Христос, росли три дерева: пальма, маслина и ель. Пальма осенила младенца своей земной кроной, а с ветвей серебристой маслины закапал душистый елей. Ель опечалилась: ведь у неё нет даров для Новорожденного. И тогда Господь сказал ей: “Скромна ты, и за свою скромность, за то, что не ропщешь в печалях, ты получишь награду от Господа Бога”. И скатилась небесные звёздочки, и засияли на ветвях у ёлки, ёлка затмила красотой пальму и маслину…

Чтец:

С той поры, доныне, дети,
Есть обычай у людей
Убирать роскошно елку
В звезды яркие свечей.
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества.

Д. Мережковский

(Ансамбль домр исполняет пьесу М. Красева “Елочка”).

1: Первая елка в честь Нового года появилась в России в канун 1700 года. По указу Петра Великого всю неделю на главных площадях по ночам пылал огонь в смоляных бочках, устраивались фейерверки, а в домах пахло смолой и еловыми ветками…

2: Дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, любила устраивать во дворце роскошные ёлки. Пышные новогодние торжества обожала и другая великая императрица Екатерина 2-я… А в 20-м веке, после войны, а точнее с 1947 года, день 1 января стал “красным днём календаря”, то есть нерабочим…

3: Рождество – день рождения Иисуса Христа, а на день рождения принято дарить подарки имениннику. Отсюда обычай – в этот день все дарят друг другу подарки. Но даже если у вас нет подарка, вы можете помочь тем, кто нуждается в вашей заботе, будьте отзывчивыми, когда у кого-то случилась беда. Не проходите мимо человека, у которого горе, скажите

urok.1sept.ru

Программа внеурочной деятельности “Музыкальная гостиная”

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании примерных программ внеурочной деятельности (М.: «Просвещение», 2011).

Содержание программы рассчитано на 33 часа (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Мир музыки огромен и неповторим. Не хватит и жизни, чтобы познакомиться с этим наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда.

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. Одна из важных задач, стоящих перед обществом, – это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображения. Расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Язык слов и язык музыки. На первый взгляд, они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.

Занятия в «Музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки.

В программе «Музыкальная гостиная» школьники приобщаются к музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность детей.

Цели и задачи программы:

Дать верное направление музыкально-эстетическим запросам детей.

Непосредственно общаться с музыкальным искусством, постигая закономерности его развития.

Индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности.

Удовлетворение ребенка в пении.

Формирование коллектива единомышленников, объединение вокруг общей идеи.

2. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты :

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

– уважительное отношение к культуре;

– реализация творческого потенциала;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятель-ности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления и музыкальной картине мира;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

3. Содержание учебного материала:

Музыка в жизни человека. (4ч) Музыка в жизни ребенка. Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.

Музыкальные инструменты. (18 ч) Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.

Великие композиторы мира.(11 ч) Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке.

Разделы программы:

Музыкально-теоретические знания (формирование элементарных основ музыкальной грамотности).

Вокал и хоровое пение ( освоение навыков вокального и хорового пения).

Классическая музыка (формирование сознательной слушательской установки при прослушивании классической музыки, развивать эмоционально-образное мышление школьников в процессе восприятия классической музыки).

Движения под музыку (учить двигаться соответственно музыке и силе ее звучания (громко, тихо). Улучшать качество исполнения танцевальных движе­ний. Развивать умение двигаться под музы­ку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения.

4. Календарно-тематическое планирование

заня

тия

Тема занятия

Примечание

Дата

1

Музыка в жизни человека. (4ч)

Музыка вокруг тебя.

2

Язык музыки понятен всем!

3

Нам весело. Музыка радости.

4

Нам грустно. Музыка грусти.

5

Музыкальные инструменты. (18 ч)

Разнообразие музыкальных инструментов.

6

Древние музыкальные инструменты. Барабан.

7

На параде и в бою.

8

Деревянные музыкальные инструменты. Дудочка и флейта.

9

Раковина и рог. Медные музыкальные инструменты.

10

Струнные музыкальные инструменты. Гусли.

11

Балалайка и гармонь.

12

Гитара.

13

Ложки. Скоморохи – потешники.

14

Новогодняя сказка. Бубенцы Деда мороза.

15

Народный танец.

16

Бал в средневековом замке.

17

Скрипка.

18

Ноты – крюки.

19

Бродячие музыканты – трубадуры.

20

Оркестр.

21

Зачем нужен дирижёр?

22

Сюиты и менуэты.

23

Великие композиторы мира.(11 ч)

Мир чудных звуков.

24

Музыка И. Баха.

25

Музыка В. Моцарта.

26

Музыка Л. Бетховена.

27

Музыка И. Штрауса.

28

Музыка великих русских композиторов. «Могучая кучка»

29

Музыка М. Глинки.

30

Римский – Корсаков.

31

Музыка П. Чайковского. «Времена года»

32

Отчётный концерт.

33

Урок – воспоминание «Музыка и я»

Методическое обеспечение программы:

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка / Методическое пособие. – М: Просвещение, 2006.

Т.Лидина. Я умею петь. –ИЗД.: СФЕРА, 2010.

З.И.Бугаева Весёлые уроки музыки в школе и дома. – М.: Просвещение, 2000.

О.Радынова Беседы о музыкальных инструментах. – М.: Просвещение, 2003.

Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 2005.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2007.

Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 2004.

Образовательные Интернет – ресурсы.

6

kopilkaurokov.ru

Кружок Музыкальная гостиная «Гармония» « Детский сад № 374 комбинированного вида

Цель проекта: формировать основы музыкальной культуры детей.

 Задачи:

  1. Научить детей слушать классическую музыку, понимать и любить её.
  2. Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной).
  3. Развивать музыкальное мышление, творческое воображение.
  4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности.

Формы и методы работы в кружке:

  1. Встречи в музыкальной гостиной
  2. Экскурсии в музыкальную школу
  3. Концерты
  4. Музыкальные развлечения и праздники.

 Встречи дошкольников с классической музыкой проходят 1 раз в неделю в кружке «Музыкальный салон». Занятия в кружке строятся по таким факторам:

  • Систематическая и планомерная работа по слушанию музыки;
  • Ознакомление детей на занятиях с классическими музыкальными произведениями разных эпох и стилей, высокохудожественными и доступными дошкольникам;
  • Использование адекватных возрасту детей методов работы с музыкальным репертуаром;
  • Подготовка детей к встрече с профессиональными исполнителями классической музыки (занятия, беседы, литературно-музыкальные композиции, предваряющие восприятие концерта в детском саду).
  • Беседы с детьми о прослушанном концерте в последующие дни;
  • Создание условий для отражения, услышанного и увиденного на концерте в различных видах детского творчества.

Основной принцип распределения материала – тематический.

Первая тема: «Природа и музыка»

Вторая тема: «Настроения, чувства в музыке»

Третья тема: «Песня, танец, марш»

Четвёртая тема: «Сказка в музыке»

 Четыре темы, которые изучаются 1-2 месяца и повторяются в течение года. Реализация этого принципа позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью, система анализировать полученные знания способствует поддержанию интереса к музыке.

Работа в проекте «Гармония» проводиться в несколько этапов:

1 этап – подготовительный.

Включает в себя следующие мероприятия:

  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Создание фонотеки классической музыки.
  • Создание презентаций «Классика детям».
  • Разработка планов, конспектов занятий, вечеров досуга.
  • Заключение договора сотрудничества с музыкальной школой; составление совместного плана работы.

2 этап – творческий.

  Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор предлагаемой детям музыки, её соответствие возрастным возможностям.

 Особо следует отметить, что произведения классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических произведений, в выхолощенном звучании синтезатора и убогой оркестровке. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном эстрадном исполнении.

Исходя из вышесказанного был разработан перспективный план на год

с перспективным планом можно ознакомиться здесь

ds-374.nios.ru

Рабочая программа по музыке (1 класс) по теме: Музыкальная гостиная

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании примерных программ внеурочной деятельности (М.: «Просвещение», 2011).

         

Содержание программы рассчитано на 33 часа (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Мир  музыки  огромен  и  неповторим.  Не  хватит  и  жизни,  чтобы  познакомиться  с этим  наследием, которое  оставило  нам  прошлое,  и  узнать то,  что  окружает  в  настоящем.  Влияние    музыки  очень  велико,  оно  неповторимо  и  незаменимо.  Какое бы  образование не  получил  человек,   музыка  в  его  жизни  присутствует  всегда.

Музыкальное  воспитание –  это  не  воспитание  музыканта, а,  прежде всего  воспитание  человека. Одна  из  важных  задач,  стоящих  перед  обществом,  –  это  воспитание  гармонической  личности.  Это,  прежде  всего,  формирование  духовной  культуры,  частью  которой  является  музыкальная  культура.  Необходимо  с  раннего  возраста  создавать  условия  для  общения  детей  с  музыкой,  развивать  их  потребности,  интересы,  эмоции,  чувства,  вкусы,  воображения.  Расширять  кругозор,  побуждать  детей  к  творчеству.  Приобретая  в  процессе  музыкальной  деятельности  определенные  знания  о  музыке,  умения  и  навыки,  дети  приобщаются  к  музыкальному  искусству.  А  это  способствует  развитию  музыкальных  и  общих  способностей,  формированию  основ  музыкальной  и  общей  духовной  культуры.

Язык слов и язык музыки. На первый взгляд, они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.

Занятия в «Музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки.

В программе «Музыкальная гостиная» школьники приобщаются  к музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность детей.

Цели и задачи программы:

Дать верное направление музыкально-эстетическим запросам детей.

Непосредственно общаться с музыкальным искусством, постигая закономерности его развития.

Индивидуально-личностное развитие детей, их  интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности.

Удовлетворение ребенка в пении.

Формирование коллектива единомышленников, объединение вокруг общей идеи.

2. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты :

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

 – уважительное отношение к культуре;

– реализация творческого потенциала;

 – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

 – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи  деятель-ности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

 – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;

 – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

 – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

 – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

 – формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:

 – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

 – формирование общего представления и музыкальной картине мира;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

 – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

3. Содержание учебного материала:

Музыка в жизни человека. (4ч) Музыка в жизни ребенка.  Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.

Музыкальные инструменты. (18 ч) Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.  

Великие композиторы мира.(11 ч) Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке.

Разделы программы:

Музыкально-теоретические знания (формирование элементарных основ музыкальной грамотности).

Вокал и хоровое пение ( освоение навыков вокального и хорового пения).

Классическая музыка (формирование сознательной слушательской установки при прослушивании классической музыки, развивать эмоционально-образное мышление школьников в процессе восприятия классической музыки).

Движения под музыку (учить двигаться соответственно  музыке и силе ее звучания (громко, тихо). Улучшать качество исполнения танцевальных движений. Развивать умение двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения.

4. Календарно-тематическое планирование


заня

тия

Тема занятия

Примечание

Дата

1

Музыка в жизни человека. (4ч)

Музыка вокруг тебя.

2

Язык музыки понятен всем!

3

 Нам весело. Музыка радости.

4

Нам грустно. Музыка грусти.

5

Музыкальные инструменты. (18 ч)

Разнообразие музыкальных инструментов.

6

Древние  музыкальные инструменты. Барабан.

7

На параде и в бою.

8

Деревянные музыкальные инструменты. Дудочка и флейта.

9

Раковина и рог. Медные музыкальные инструменты.

10

Струнные музыкальные инструменты. Гусли.

11

Балалайка и гармонь.

13

Ложки. Скоморохи – потешники.

14

Новогодняя сказка. Бубенцы Деда мороза.

15

Народный танец.

16

Бал в средневековом замке.

18

Ноты – крюки.

19

Бродячие музыканты – трубадуры.

21

Зачем нужен дирижёр?

22

Сюиты и менуэты.

23

Великие композиторы мира.(11 ч)

Мир чудных звуков.

24

Музыка И. Баха.

25

Музыка В. Моцарта.

26

Музыка Л. Бетховена.

27

Музыка И. Штрауса.

28

Музыка великих русских композиторов. «Могучая кучка»

29

Музыка М. Глинки.

30

Римский – Корсаков.

31

Музыка П. Чайковского. «Времена года»

32

Отчётный концерт.

33

Урок – воспоминание «Музыка и я»

Методическое обеспечение программы:

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка / Методическое пособие. – М: Просвещение, 2006.

Т.Лидина. Я умею петь. –ИЗД.: СФЕРА, 2010.

З.И.Бугаева Весёлые уроки музыки в школе и дома. – М.: Просвещение, 2000.

О.Радынова  Беседы о музыкальных инструментах. – М.: Просвещение, 2003.

Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 2005.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2007.

Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 2004.

Образовательные Интернет – ресурсы.

        

nsportal.ru

Кружок Музыкальная гостинная (8 класс.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ХАТУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Приказом директора

МБОУ «Хатунская СОШ»

от «__»_______ 20__г. №___

_______________Потёмкин В.Н.

МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МУЗАКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ»

(8 класс)

(общекультурное направление)

Составитель

Гриценко Алексей Сергеевич

учитель истории и обществознания

с. Хатунь, 2017г.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерными программами по учебным предметам в области искусств, разработанными Министерством культуры Российской федерации, планируемых результатов основного общего образования.

Программа кружка «Музыкальная гостиная» относится к общекультурному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Общая характеристика

Мир музыки огромен и неповторим. Не хватит и жизни, чтобы познакомиться с этим наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда.

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. Одна из важных задач, стоящих перед обществом, – это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображения. Расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Язык слов и язык музыки. На первый взгляд, они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.

Занятия в «Музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки.

В программе «Музыкальная гостиная» школьники приобщаются к музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность детей.

2. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

– уважительное отношение к культуре;

– реализация творческого потенциала;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метопредметные результаты:

– характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления и музыкальной картине мира;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

3. Содержание учебного материала:

Вводное занятие. Мир музыки.

Музыка в жизни человека (4 ч.)

Музыка в жизни ребенка. Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.

Музыкальные инструменты (18 ч.) Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

Великие композиторы мира (11 ч.) Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке.

Разделы программы:

Музыкально-теоретические знания (формирование элементарных основ музыкальной грамотности).

Вокал и хоровое пение (освоение навыков вокального и хорового пения).

Классическая музыка (формирование сознательной слушательской установки при прослушивании классической музыки, развивать эмоционально-образное мышление школьников в процессе восприятия классической музыки).

Движения под музыку (учить двигаться соответственно музыке и силе ее звучания (громко, тихо). Улучшать качество исполнения танцевальных движений. Развивать умение двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Музыка в жизни человека.

4

3.

Музыкальные инструменты.

18

4.

Великие композиторы мира.

11

ВСЕГО

34

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раза в неделю (34 ч. в год) по 45 минут. Форма обучения -групповая. Для формирования интереса к музыкальному искусству можно использовать разные методы и приёмы обучения:

  • Беседа.

  • Прослушание музыки.

  • Пение.

  • Игра на детских музыкальных инструментах.

  • Музыкально-дидактические игры.

  • Творческие задания.

  • Решение кроссвордов, ребусов.

  • Рассматривание картин, иллюстраций.

  • Танцевальные, ритмические движения.

  • Пантомима.

  • Игры-импровизации.

  • Инсценировки.

  • Музыкальные и звуковые опыты.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить музыкальный слух учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать любовь к различным жанрам музыки. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по формированию интереса к музыке.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

аудиторные

внеаудиторные

Дата

По

плану

По факту

1.

Вводное занятие. Мир музыки.

Музыка в жизни человека. (4 ч.)

2.

Музыка вокруг тебя.

3.

Язык музыки понятен всем!

4.

Нам весело. Музыка радости.

5.

Нам грустно. Музыка грусти.

Музыкальные инструменты. (18 ч.)

6.

Разнообразие музыкальных инструментов.

7.

Древние музыкальные инструменты. Барабан.

8.

На параде и в бою.

9.

Деревянные музыкальные инструменты. Дудочка и флейта.

10.

Раковина и рог. Медные музыкальные инструменты.

11.

Струнные музыкальные инструменты. Гусли.

12.

Балалайка и гармонь.

13.

Гитара.

14.

Ложки. Скоморохи – потешники.

15.

Новогодняя сказка. Бубенцы Деда мороза.

16.

Народный танец.

17.

Бал в средневековом замке.

18.

Скрипка.

19.

Ноты – крюки.

20.

Бродячие музыканты – трубадуры.

21.

Оркестр.

22.

Зачем нужен дирижёр?

23.

Сюиты и менуэты.

Великие композиторы мира. (11 ч.)

24.

Музыка И. Баха.

25.

Музыка В. Моцарта.

26.

Музыка Л. Бетховена.

27.

Музыка И. Штрауса.

28.

Музыка великих русских композиторов. «Могучая кучка»

29.

Музыка М. Глинки.

30.

Римский – Корсаков.

31.

Музыка П. Чайковского. «Времена года»

32.

Музыка П. Чайковского. «Времена года»

33.

Обобщающее занятие. Музыка в жизни человека.

34.

Музыкальный калейдоскоп.

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

МБОУ «Хатунская СОШ»

Протокол №___ от _______ 2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МБОУ «Хатунская СОШ»

________________ Рубан Е.Г.

«____»_____________2017 г.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *