Музыка дружит не только с поэзией презентация: Презентация “Музыка “дружит” не только с поэзией” 5 класс

Презентация и конспект урока музыки «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс) | План-конспект урока по музыке (5 класс):

Слайд 1

Музыка «дружит» не только с поэзией 7 урок Подготовила учитель музыки МАОУ «СОШ № 65 г. Улан-Удэ им. Г.С. Асеева» Часовникова Оксана Аркадьевна

Слайд 3

«Музыка – это искусство, выражающее невыразимое…» Ш. Мюнш

Слайд 4

Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Он был одним из тех композиторов, которые учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

Слайд 5

Мусоргский М.П. Модест Петрович Мусоргский 1839 – 1881 русский композитор

Слайд 6

М. П. Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей — потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на Русь из варягов.

Слайд 7

С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался изучением французского и немецкого языков, а также музыкой, проявив большие успехи.. В 9 лет он уже играл концерт Фильда, но о профессиональных занятиях музыкой речи не было.

Слайд 8

Затем он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков». Обучаясь он продолжал учиться музыкеу одного из лучших педагогов столицы А. Герке. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенского полка. Где во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя, известным композитором.

Слайд 9

Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там творческой музыкальной обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», который и был очень удачным. Александр Сергеевич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург)

Слайд 10

В цикл (ну это что то вроде музыкального альбома), вошло 7 пьес, одна из которых называется «Кот Матрос», и написана на стихи самого композитора. Эти пьесы (пьеса маленькое музыкальное произведение), заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ.

Слайд 11

Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нем нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. На что он похож текст? Давайте послушаем произведение и ответьте на вопрос: -Что вносит музыка в это произведение, что она выражает? Какие интонации музыка внесла в возбуждённый детский рассказ? Что мы можем услышать в аккомпанементе? Кто является главным героем в произведении? А какая роль отводиться остальным участникам?

Слайд 12

«Кот Матрос» из цикла «Детская»

Слайд 14

Средства музыкальной выразительности Мелодия – основа музыки. Ритм- чередование длинных и коротких нот. Темп – скорость движения в музыке. Динамика- сила звучания музыки. Тембр- окраска музыки. Регистр – высокий, средний, низкий. Лад – мажор и минор.

Слайд 15

Изобразительный аккомпанемент раскрывает нам характер произведения и сюжет истории.

Слайд 16

Появление интонаций негодования. Торопливый рассказ девочки

Слайд 17

Появление жалобных интонаций в конце произведения

Слайд 18

Что вносит музыка в это произведение, что она выражает? Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа: – восклицания – вопросы – торопливую скороговорку

Слайд 19

Ответы: Произведение похоже на рассказ ребёнка Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа – восклицания – вопросы торопливую скороговорку Мелодия точно передает все ее обороты – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку А в аккомпанементе (музыкальном сопровождении) слышно, как кот скребёт клетку, как пищит снегирь. Таким образом, из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передает и волнение ребенка, и его оживленную речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. Главным героем является Кот Матрос, остальным героем отводится место второстепенное девочка – очевидец, снегирь – жертва проделки кота. Даже у зонтика была своя роль: Зонтик – это причина появление девочки в доме.

Слайд 20

Слово «речитатив» происходит от итальянского «recitare», что значит «декламировать». Речитатив – это род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи.

Слайд 21

На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на….. (что?) выразительное воплощение самого необычного текста, например рассказа ребёнка. В музыке раскрыт мир детских чувств, радостей и огорчений через оттенки детской речи.

Слайд 22

скороговорки Как на горке , на пригорке Стоят 33 Егорки Раз Егорка, два Егорка… ………… .. до 33 Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.

Слайд 23

А.Н.Пахмутова — народная артистка СССР (1984 г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1967 г.), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982 гг.), Герой Социалистического Труда (1990 г.). В 1976 г. её именем названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в г. Цинциннати (США) малая планета № 1889, открытая крымскими астрономами. Живёт и работает в г. Москве. Почётный гражданин г. Волгограда (1993), г. Братска (1994), г. Москвы (2000). 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом.

Слайд 26

Рефлексия (Вопросы): Велико ли воздействие литературы на музыку? Объясните свой ответ на примере любого из пройденных вокальных произведений. Назовите жанры музыки, возникшие под влиянием литературы. С каким произведением М. Мусоргского познакомились? Как оно называется? Что такое цикл?

Слайд 27

ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ Песня Романс Кантата Оратория; ЖАНРЫ ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКИ Жанры представляющие собой инструментальные произведения с литературным описанием содержания

Слайд 28

Сценические жанры: Опера Балет Оперетта

Слайд 29

Домашнее задание В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение, которое вы могли бы предложить композитору для создания песни. Попробуйте объяснить ваш выбор.

Слайд 30

Спасибо за творчество на уроке музыки!

Презентация “Музыка дружит не только с поэзией”

Музыка «дружит» не только с поэзией

Махмудова Шола Гадир кызы,

Учитель музыки,

ГБОУ Гимназия №1583 им.К.А.Керимова

г.Москва,

2015 г.

Мусоргский (1839 – 1881)

М. Мусоргский. Цикл «Детская»

«Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее… Вот идеал, к которому я стремлюсь». Семь пьес заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений напоказ.

«Кот Матрос»

Ай, ай, ай, ай, мама, Милая мама! Побежала я за зонтиком, мама, Очень ведь жарко, Шарила в комоде и в столе Искала – нет, как нарочно! Я второпях к окну подбежала, Может быть, зонтик там позабыла…

Вдруг вижу: на окне-то кот наш матрос, Забравшись на клетку, скребет! Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.

Зло меня взяло! Э, брат, до птичек ты лаком! Нет! Постой, попался! Вишь ты, кот! Как ни в чем не бывало, стою я, Смотрю в сторонку,

Только глазом одним подмечаю – Странно что-то Кот спокойно в глаза мне смотрит, А сам уж лапу в клетку заносит, Только что подумал схватить снегиря… А я его хлоп! Мам, какая твердая клетка, Пальцам так больно, мама, мама! Вот в самых кончиках, вот тут, Так ноет, ноет так… Нет! Каков кот-то, мама, а?

И. Е. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского

  • Музыка передает и волнение ребенка, и его оживленную речь, и страх за снегиря, и гнев, и наблюдательность.
  • Мелодия точно передает все ее обороты – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку.

Музыкальные жанры:

Сценические жанры:

  • Опера
  • Балет
  • Оперетта

Литературные жанры

  • Рассказ
  • Былина
  • Гимн
  • Ода
  • Баллада
  • Сказка

Музыкальные жанры:

  • Песни
  • Романсы
  • Оперы

Они были подлинной школой композиторского мастерства для музыкантов на протяжении многих веков.

Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»

Н. А. Римский-Корсаков

(1844-1908)

М. Таривердиев «Маленький принц»

Кто тебя выдумал, звёздная страна,

Снится мне издавна, снится мне она.

Выйду я из дому, выйду я из дому,

Прямо за пристанью бьётся волна.

 

Ветреным вечером смолкнут крики птиц,

Звёздный замечу я свет из-под ресниц.

Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне

Выйдет доверчивый маленький принц.

 

Самое главное сказку не спугнуть, Миру бескрайнему окна распахнуть. Мчится мой парусник, мчится мой парусник, Мчится мой парусник в сказочный путь.   Где же вы, где же вы, счастья острова, Где побережие света и добра. Там, где с надеждами, там, где с надеждами Самые нежные бродят слова. Кто тебя выдумал, звёздная страна, Снится мне издавна, снится мне она. Выйду я из дому, выйду я из дому, Прямо за пристанью бьётся волна.  

Спасибо за творчество на уроке музыки!

Данбар и Стилл

Данбар и Стилл С этой целью Уильям Грант Стилл предварял каждую часть своей Афро-американской симфонии отрывками из стихов Пола Лоуренса Данбара. Поэт Пол Лоуренс Данбар родился 27 июня 1872 года в Дейтоне, штат Огайо. Хотя Данбар не был первым афроамериканским поэтом и писателем, он был первым, кто добился национальной репутации и был принят как белой, так и черной аудиторией.

Выросший в Дейтоне, Данбар часто посещал преимущественно белые школы. Следовательно, многие из его друзей были белыми, и большинство из них продолжали дружить с Данбаром до конца его короткой жизни. До своей успешной попытки полета на Китти-Хок братья Райт были среди друзей Данбара. У них был не только велосипедный магазин, но и успешный типографский бизнес. Орвилл помогал Полу печатать газету для чернокожих читателей, известную как «9». 0002 Dayton Tattler,

ближе к концу 1890 года. Они смогли напечатать только три выпуска, прежде чем проект пришлось отказаться, поскольку он был экономически невыгоден. Без сомнения, Данбар извлек важный урок из этого раннего опыта: было бы трудно реализовать свои писательские амбиции, ориентируясь только на чернокожих читателей.

Данбар был плодовитым писателем стихов (как на диалекте, так и на литературном английском языке), рассказов и пьес. Он также сотрудничал с афроамериканским композитором Уиллом Марионом Куком в написании мюзиклов. Из-за экономики того времени он ориентировался в основном на белую аудиторию и имел среди них большую читательскую аудиторию. Он также был популярен и уважаем среди чернокожих читателей. Хотя Данбар подвергался критике за увековечение стереотипов среди своих белых читателей, тщательное изучение его работ покажет, что он не был тем «предателем», в чем его часто обвиняли. Что нужно искать в творчестве Данбара, так это то, как Данбар мог обратиться к своей более широкой белой аудитории, одновременно предлагая более точное изображение афроамериканской жизни, чем белые писатели, которые писали стихи, используя диалектные стихи.

Данбара Довоенная проповедь является предшественником изображения Джеймсом Велдоном Джонсоном афроамериканского проповедника в Тромбоны Бога, с его использованием риторики и идиоматического использования в проповеди, основанной на устных традициях.

Он столкнулся с личной дилеммой, о которой мы должны знать. Данбар писал стихи как на диалекте, так и на стандартном английском языке. Тем не менее публика предпочитала его стихи на диалекте, и это то, что продавалось; поэтому это то, что издатели хотели опубликовать. Эту дилемму можно увидеть в его автобиографическом стихотворении 9.0002 Поэт. [1]

Он пел о жизни, безмятежно сладко,
Иногда с более глубокой нотой.

С какой-то высокой вершины, близкой, но далекой,
Он озвучил захватывающий ритм мира.

Он пел о любви, когда земля была молода,
И сама Любовь была в его песнях.
Но, ах, мир превратился в похвалу
Звонок на сломанном языке.

Композитор не имел в виду отрывки Данбара во время сочинения. Однако, чтобы придать своей музыке некоторые внемузыкальные идеи, он добавил их в произведение после его завершения. Еще потом пожалел, что включил эти стихи. Он чувствовал, что стихи стали отвлекать от музыки.

История музыки полна примеров, когда внемузыкальные идеи или прозвища для сочинений возникали уже после того, как сочинение было закончено, и навсегда оставались связанными с этим произведением. В случае Стилла в каждом движении все еще может быть некий тип поэтического изображения, потому что музыка, кажется, соответствует стихам, которые выбрал Стилл, или можно сказать, что стихи кажутся подходящими к музыке, которую сочинил Стилл.

Афроамериканская симфония Стилла — не единственное его произведение, связанное с внемузыкальными идеями. Симфоническая поэма Стилла Darker America, , который, по словам композитора, «предназначен для того, чтобы предложить торжество людей над своими горестями через горячую молитву». Стилл также написал «Маленькая песня, которая хотела стать симфонией » в 1954 году, которая включает в себя повествование его жены Верны Арви, которая сотрудничала с ним во многих музыкальных проектах. Это детское произведение следует за мелодией из четырех нот, поскольку оно совершает музыкальное путешествие по разным культурам и ситуациям. Он хорошо продуман и написан, и его с пользой могут слушать дети всех возрастов и профессий. Это вполне может быть параллелью 9 Бенджамина Бриттена.0002 Путеводитель по оркестру для молодых людей,

, за исключением того, что работа Стилла делает акцент на мелодии и ее преобразованиях, а не на инструментах оркестра, как это делает Бриттен. Также внемузыкальной является симфоническая поэма В память: цветные солдаты, погибшие за демократию в 1943 году.

Эти стихотворения были включены в это руководство для вас и ваших учеников, чтобы вы могли их изучить и увидеть, как они соотносятся с поэтическим представлением в творчестве Стилла. Прочитайте каждое стихотворение несколько раз и обсудите его значение, прежде чем слушать движение, которое представляет это стихотворение.


                                
Возврат к началу

Я воспеваю электрическое тело Уолта Уитмена

1

Я воспеваю электрическое тело,

Армии тех, кого я люблю, обнимают меня, и я обнимаю их,

Они не отпустят меня иди с ними, ответь им,

И разврати их, и наполни их зарядом души.

Разве сомневались, что те, кто разлагает свои тела, скрывают себя?

А если те, кто оскверняет живых, так же плохи, как те, кто оскверняет мертвых?

А если тело делает не так полно, как душа?

А если тело не было душой, то что такое душа?

2

Любовь тела мужчины или женщины не учитывается, само тело не учитывается,

Любовь мужчины совершенна, а любовь женщины совершенна.

Выражение лица балансирует счет,

Но выражение хорошо сложенного мужчины появляется не только в его лице,

Оно также в его конечностях и суставах, оно любопытно в суставах его бедер и запястий,

Оно в его походка, осанка, изгиб талии и коленей, платье не скрывает его,

Его сильное сладкое качество пробивается сквозь хлопок и сукно,

Видеть, как он проходит, передает столько же, лучшее стихотворение, а может и больше,

Вы задерживаетесь, чтобы увидеть его спину, шею сзади и плечо.

Растяжение и полнота младенцев, груди и головы женщин, складки их платьев, их стиль, когда мы проходим по улице, контур их формы вниз,

Обнаженный пловец в плавательной ванне , видно, как он плывет в прозрачном зеленом сиянии, или лежит лицом вверх и молча перекатывается взад и вперед в пучине воды,

Наклоны вперед и назад гребцов в гребных лодках, всадник седло,

Девочки, матери, домработницы во всех их представлениях,

Группа рабочих, сидящих в полдень с открытыми обеденными котлами, и их жёны, ожидающие,

Женщина, успокаивающая ребёнка, дочь фермера в саду или на скотном дворе,

Юноша, мотыгающий кукурузу, кучер, гоняющий на своих шести лошадях сквозь толпу,

Борьба борцов, два подмастерья, вполне взрослые, крепкие, хорошие -натуральный, коренной, на пустыре на закате после работы,

Сброшенные пальто и шапки, объятия любви и сопротивления,

Верхняя и нижняя фиксация, взлохмаченные волосы, ослепляющие глаза;

Марш пожарных в их собственных костюмах, игра мужских мускулов в опрятных брюках и поясных ремнях,

Медленное возвращение из огня, пауза, когда снова внезапно бьет колокол, и прослушивание настороженность,

Естественные, совершенные, разнообразные позы, наклоненная голова, изогнутая шея и счет;

Такого я люблю — раскрепощаюсь, свободно прохожу, сижу у груди матери с ребёнком,

Плаваю с пловцами, борюсь с борцами, марширую в строю с пожарными, и останавливаюсь, слушаю, считать.

3

Я знал человека, простого крестьянина, отца пятерых сыновей,

И в них отцы сыновей, и в них отцы сыновей.

Этот человек был удивительной силы, спокойствия, красоты лица,

Форма его головы, бледно-желтый и белый цвет его волос и бороды, неизмеримое значение его черных глаз, богатство и широта его манер,

Все это я ходил к нему, чтобы увидеть, он был еще и мудр,

Он был шести футов ростом, ему было за восемьдесят лет, его сыновья были массивными, чистыми, бородатыми, загорелыми, красивыми,

Любили его и дочери, все, кто его видел любили его,

Любили не по дозволению, любили личной любовью,

Он пил только воду, кровь казалась алой на светло-коричневой коже его лица,

Он был частым стрелком и рыбаком, сам плавал на своей лодке, ему подарили прекрасную ему корабельный столяр, у него были охотничьи ружья, подаренные ему людьми, которые любили его,

Когда он отправился со своими пятью сыновьями и многими внуками на охоту или рыбалку, вы бы выбрали его как наиболее красивая и энергичная банда,

Вы бы хотели долго-долго быть с ним, вы хотели бы сидеть рядом с ним в лодке, чтобы вы и он могли прикоснуться друг к другу.

4

Я понял, что достаточно быть с теми, кто мне нравится,

Достаточно остановиться вечером в компании с остальными, достаточно дыхания, смеющейся плоти,

Пройти среди них или прикоснуться к кому-нибудь, или хоть на мгновение легко обвить рукой его или ее шею, что это тогда?

Я больше не прошу восторга, я плаваю в нем как в море.

Есть что-то в том, чтобы оставаться рядом с мужчинами и женщинами и смотреть на них, в контакте с ними и в их запахе, что хорошо радует душу,

Все вещи радуют душу, но это приятно душе.

5

Это женский образ,

Божественный нимб выдыхается из него с головы до ног,

Он влечет яростным неоспоримым влечением,99 9 Я был не более чем беспомощным паром, все рушилось, кроме меня и этого,

Книги, искусство, религия, время, зримая и твердая земля и то, что ожидалось от рая или боялось ада, теперь поглощены,

Безумные нити, неуправляемые побеги выходят из него, реакция также неуправляемый,

Волосы, грудь, бедра, изгиб ног, небрежно падающие руки – все рассеяно, моя слишком рассеяна,

Прилив, ужаленный отливом, и отлив, ужаленный отливом, любовная плоть, набухшая и восхитительно ноющая,

Безграничные прозрачные струи любви, горячие и огромные, трепетное желе любви, бело-дуновение и бредовый сок,

Ночь жениха любви, уверенно и мягко работающая в распростертой заре,

Колышущаяся в готовом и уступчивом дне,

Затерянный в расщелине обнимающего и сладостно-плотного дня.

Это ядро ​​— после рождения ребенка от женщины, мужчина рождается от женщины,

Это ванна рождения, это слияние малого и большого, и снова выход.

Не стыдитесь, женщины, ваша привилегия заключает в себе все остальное и является выходом из остальных,

Вы – врата тела, и вы – врата души.

Женщина содержит в себе все качества и смягчает их,

Она на своем месте и движется с совершенным балансом,

Она все должным образом завуалирована, она одновременно пассивна и активна,

Она чтобы зачать дочерей, а также сыновей, и сыновей, а также дочерей.

Как я вижу свою душу, отраженную в Природе,

Как я вижу сквозь туман, Единого с невыразимой полнотой, здравомыслием, красотой,

Вижу склоненную голову и скрещенные на груди руки, Женщину вижу.

6

Мужчина не меньше души и не больше, он тоже на своем месте,

Он тоже все качества, он действие и сила,

Румянец известной вселенной в нем,

Презрение идет ему на пользу, и аппетит и неповиновение идут ему на пользу,

Самые дикие страсти, величайшее блаженство, крайняя печаль идут ему хорошо, гордость для него,

Полная гордость человека успокаивает и благотворно действует на душу,

Знание идет ему, оно ему всегда нравится, он все подвергает испытанию на себе,

Каким бы ни был обзор, каким бы ни было море а парус он нащупывает, наконец, только здесь,

(Где еще он нащупывает, как не здесь?)

Мужское тело священно и женское тело священно,

Кто бы это ни был, он свята — разве она самая подлая в шайке рабочих?

Это один из иммигрантов с тупым лицом, только что высадившихся на пристани?

Каждый принадлежит здесь или где угодно так же, как состоятельный, так же, как и вы,

У каждого есть свое место в процессии.

(Все есть шествие,

Вселенная есть шествие с размеренным и совершенным движением.)

Вы сами так много знаете, что самого подлого невежду называете?

Вы полагаете, что у вас есть право на вид, а у него нет?

Вы думаете, материя слиплась из своего диффузного плавания, и почва на поверхности, и вода течет, и прорастает растительность,

Только для вас, а не для него и для нее?

7

Тело мужчины на аукционе,

(Ибо перед войной я часто хожу на рынок рабов и наблюдаю за продажей,) знает свое дело.

Господа посмотрите на это чудо,

Какими бы ни были ставки претендентов, они не могут быть достаточно высокими для него,

Для него земной шар готовил квинтиллионы лет без единого животного или растения,

Для него вращающиеся циклы верно и неуклонно вращались.

В этой голове всезапутанный мозг,

В ней и под ней задатки героев.

Осмотрите эти конечности, красные, черные или белые, они хитрые в сухожилиях и нервах,

Они должны быть раздеты, чтобы вы могли их увидеть.

Изысканные чувства, живые глаза, отвага, воля,

Чешуйки грудных мышц, податливый позвоночник и шея, плоть не дряблая, руки и ноги хорошего размера,

И чудес внутри еще нет.

Внутри течет кровь,

Та же старая кровь! такая же красная кровь!

Там бьется и струится сердце, там все страсти, желания, стремления, стремления,

(Вы думаете, их там нет, потому что они не произносятся в гостиных и аудиториях?)

Это не только один человек, это отец тех, кто в свою очередь станет отцом,

В нем начало густонаселенных государств и богатых республик,

Из него бесчисленные бессмертные жизни с бесчисленными воплощениями и наслаждениями.

Откуда вы знаете, кто придет из потомства его потомства через века?

(Кого бы вы нашли своим потомком, если бы могли проследить сквозь века?)

8

Женское тело на аукционе,

Она тоже не только она сама, она изобилующая мать матерей,

Она носительница тех, кто вырастет и станет парой матерей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *