Музей часов в детском саду подготовительная группа – – . , – .

Содержание

Презентация урока для интерактивной доски (старшая, подготовительная группа) на тему: Проект “мини-музей часы”

Конспект НОД по познавательно-  речевому развитию для детей 5-7 лет

Джаватова М.А.

Тема: история возникновения  часов

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения часов.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Ход занятия

– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

СОЛНЦЕ (слайд 2 )

Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).

Солнечные часы придумали древние египтяне.

Послушайте стихотворение:

Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про живые часы?

ЧАСЫ-ПЕТУХ

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Послушайте стихотворение «Петушок»

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

– Слышали ли вы о цветочных часах?

ЧАСЫ-ЦВЕТЫ

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
“На часах ровно пять,
Можете еще поспать!”

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют “часами туристов”. В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

– А как узнать время ночью?

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

– Как вы думаете, удобны ли эти часы?

– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)

– А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

А еще есть часы – малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.
(Эльмира Котляр)

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы?

– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ  

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

– Какие часы “умеют куковать”? 

– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется “кукушка”. Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: “Ку-ку, ку-ку”, напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение “Часы с кукушкой”.

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
“Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!”
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны!
(Эльмира Котляр) 

ЧАСЫ-СКАЗКА

Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: “Ку-ка-ре-ку-у!” – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. “Во саду ли, в огороде”, – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

“Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени” (Л. Колодный)

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Кто не слышал,
как бьют
на Спасской башне гиганты – куранты
Они часы главные –
Державные!

Литература:

  1. Сошественская Н.М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»
  2. Сафонова Л.А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»
  3. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
  4. Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.
  5. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
  6. Юбелакер Эрик «Время». «Слово», 1990.

nsportal.ru

«Музей часов» Визитная карточка мини-музея. ГБОУ детский сад PDF

МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Матрёшка-русская красавица В нарядах чудных хороша! Хранит секрет и улыбается В её разгадке-русская душа! Воспитатель:

Подробнее

ПАСПОРТ мини – музея «ЧУДО ДЕРЕВО»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «Берёзка» ПАСПОРТ мини – музея «ЧУДО ДЕРЕВО» Г. Переславль Залесский Воспитатели группы «Мальвина»: Уварова М.Ю, Тараканова Г.П Содержание

Подробнее

Руководители: воспитатели

МКДОУ «Детский сад 14 «Рябинушка» Руководители: Харламова С.Е. Храмутичева Е.А. Г.Людиново Паспортные данные Профиль музея направление Адресованность музея цель задачи Сведения об авторском коллективе

Подробнее

ПРОЕКТ: «Необыкновенные секреты

ГБОУ ШКОЛА 2000 Дошкольное отделение, здание 4 ПРОЕКТ: «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» воспитатель Оганесян Анна Варанцовна воспитатель Шулятьева Людмила Ивановна старший воспитатель Завязкина

Подробнее

МИНИ-МУЗЕЙ «Русская обрядовая кукла»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 12 «Березка» МИНИ-МУЗЕЙ «Русская обрядовая кукла» Воспитатель: Рузанова С.А. Содержание проекта: 1. Сведения

Подробнее

Паспорт мини-музея «Тряпичные куклы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «Березка» Паспорт мини-музея «Тряпичные куклы» Воспитатель О.Г. Стоналова г. Переславль-Залесский г. Содержание Паспортные данные мини-музея.3

Подробнее

Паспорт мини- музея «Матрешки»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «Берёзка» Паспорт мини- музея «Матрешки» Переславль- Залесский 2014 г Содержание 1. Сведения об авторском коллективе…3 2. Паспортные

Подробнее

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Экологический проект «Цветы вокруг нас» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории в старшей группе Ястребова Н.Н. Актуальность проекта Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра

Подробнее

ГБОУ СОШ 2035 г. Москвы

ГБОУ СОШ 2035 г. Москвы Дошкольное отделение 2 ( ул. Лухмановская, 18а) Информационно-творческий проект в средней группе детского сада «Москва- мой город» Авторы проекта: Расейкина Галина Николаевна, Стырку

Подробнее

Долгосрочный проект «Народные промыслы»

Долгосрочный проект «Народные промыслы» (для детей старшей группы) Составил: воспитатель по изобразительной деятельности Гаврилюк Н. И. В рамках этого проекта дошкольники познакомились с городецкой, гжельской

Подробнее

Проект: «В гости к мастерам Гжели»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 6 г. Комсомольска на – Амуре Проект: «В гости к мастерам Гжели» Авторы проекта: Береснева А.В. Жихарева С.В. Воспитатели

Подробнее

«Богатыри – защитники земли русской»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка» город Белоярский» Проект на тему: «Богатыри – защитники земли русской» Срок

Подробнее

Проект «Наши любимые сказки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Проект «Наши любимые сказки» Подготовили воспитатели группы 10 «Ромашка» Хорошилова Любовь

Подробнее

Экологический проект

ДОУ 96 Экологический проект Подготовительная группа Подготовила: Моисеенко А.А. Липецк – 2016 г. Экологический проект по теме «Лекарственные растения» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность

Подробнее

МИНИ ПРОЕКТ. Тема: «Волшебная бумага».

МБДОУ д/с 21 МИНИ ПРОЕКТ Тема: «Волшебная бумага». Воспитатели Заковряшина С.В. Кривцова Е.А. Старшая групп, 2015г. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только

Подробнее

Проект «Комнатные растения»

Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки

Подробнее

Паспорт мини-музея «Народная игрушка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «Березка» Паспорт мини-музея «Народная игрушка» гр. «Теремок» (группа раннего возраста) Воспитатели: Артёмова Л.Н. г. Переславль-Залесский

Подробнее

Паспорт мини-музея «Русский платок»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 «Рябинушка» Паспорт мини-музея «Русский платок» г. Людиново 2016г. Паспортные данные Профиль музея направление Адресованность

Подробнее

П Р О Е К Т «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 167» П Р О Е К Т «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ» Учитель- Савинская М.И. ическая группа для детей с речевым диагнозом Заикание Нижний Новгород,

Подробнее

«Цветы на подоконнике»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 35»ЭМР Саратовской области Утверждаю: Заведующая МАДОУ «Детский сад 35» Введенская С.А. ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

Подробнее

Воспитатель:Мостова Е.В.

Воспитатель:Мостова Е.В. Тип проекта: исследовательский, групповой. Особенности проекта: по составу участников: детско-взрослый; по виду: творческий; по типу: исследовательский; по сроку реализации: долгосрочный

Подробнее

Педагогический проект «Матрешка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Педагогический проект «Матрешка» Воспитатель:

Подробнее

Тема: «Знай и люби свой город». Любовь к Родине начинается у ребенка с семьи, любовь к самым близким людям – к матери, отцу, их родителям. Это корни, связывающие малыша с родным домом, ближайшем окружением.

Подробнее

«Речь в союзе с природой»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 86» «Речь в союзе с природой» Консультация для родителей Подготовила: воспитатель I кв. категории Меньшакова А.В. Саранск 2015 Речь важнейшее

Подробнее

Проект для детей 5-7 лет

МАДОУ «ДС 62 г. Челябинска» Проект для детей 5-7 лет Тема: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» Автор проекта: Шешукова Н.М., воспитатель высшей квалификационной категории 2015-2016 учебный год Тип

Подробнее

ПРОЕКТ: «Обитатели фермы»

ПРОЕКТ: «Обитатели фермы» Участники проекта Дети младшего дошкольного возраста Педагоги: Педагог -психолог Кудряшова Жанна Викторовна Старший воспитатель Новикова Наталья Аркадьевна Воспитатели Баронина

Подробнее

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.

. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Данный проект позволяет в условиях образовательного

Подробнее

«Сказка в жизни ребёнка»

Проект «Сказка в жизни ребёнка» Воспитатель МДОУ «Детский сад 4» Комарова Н.А. Михайлов 2013 Детская сказка необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит,

Подробнее

Выступление на семинаре

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад 14 «Рябинушка» Выступление на семинаре Тема «Мини-музей в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников» Не

Подробнее

Мини-музей в детском саду «Ложка!»

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» Мини-музей в детском саду «Ложка!» Исполнитель: Воспитатель ЖумадиловаАйнураАмангельдыевна Воспитанники и родители группы 5 ОМСК 2015-2016 ВВЕДЕНИЕ

Подробнее

Проект. на тему: «В мире часов»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка детский сад 118 г. Сочи 354200, г. Сочи, ул. Партизанская, 16, тел./факс 8(862) 2702507 ИНН 2318020034, ОГРН 1022302795130,

Подробнее

Выполнила: Воспитатель Василенко О. С.

Выполнила: Воспитатель Василенко О. С. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ 655 от 23 ноября 2009г.) в основной общеобразовательной

Подробнее

«Обитатели аквариума»

Структурное подразделение детский сад муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 1 г.чулыма Проект по экологическому воспитанию в подготовительной к школе

Подробнее

«Профессии детского сада»

Педагогический проект МДОУ «Детский сад 227» г. Ярославля в первой младшей группе «Теремок» «Профессии детского сада» Авторы проекта: Воспитатели: Алиева Елена Станиславовна Кармакова Валентина Александровна

Подробнее

ПРОЕКТ «ПУГОВИЧНЫЙ МИР»

Гаврилова Лариса Михайловна воспитатель Чепурная Валентина Ивановна воспитатель Дошкольное отделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2077» структурного

Подробнее

Тема проекта: «Откуда к нам хлеб пришел?»

МБДОУ «Детский сад «Радужный» п. Зональная Станция Томского района Тема проекта: «Откуда к нам хлеб пришел?» 2016 г. Продолжительность проекта: 2 недели Тип проекта: исследовательско творческий Участники

Подробнее

docplayer.ru

План-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Экскурсия в музей часов (занятие)

Цель: познакомить детей с разными видами часов, с историей их возникновения. Учить детей изготавливать часы своими руками.

Задачи:

1. Образовательные:

-формирование представлений о часах и истории их создания;

-формирование умения изготавливать часы своими руками.

2. Развивающие:

-развитие памяти, мышления, внимания;

-развитие словарного запаса детей.

 Словарная работа: музей, часы (солнечные, водяные, песочные, механические, карманные, настольные, настенные, наручные, будильник, часовщик.

3. Воспитательные:

-воспитание интереса к технике и бережного отношения к приборам;

-воспитание целеустремленности, взаимопомощи и умения взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование: презентация, визитная карточка музея, различные виды часов (макет солнечных часов, песочные, водяные, настольные, настенные, будильник, карманные, наручные,(пластиковые бутылки,4 кувшина с водой, маркер черного цвета),

Ход совместной образовательной деятельности:

Педагог – Здравствуйте ребята! Меня зовут Любовь Игоревна, я воспитатель.. Сегодня пришла провести экскурсию в музей.

-Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей) .

Делаем вывод: «Музей-это место, где хранятся различные предметы.

-Кто был в музее? (ответы детей) .

-Сегодня я хочу пригласить вас в музей. «А чтобы нам в музей попасть, загадку нужно отгадать».

Мы днем не спим,

Мы ночью не спим.

И днем и ночью, стучим, стучим. (Часы) .

Музей находится в волшебной стране, пешком идти далеко. На каком транспорте мы можем добраться до него? (Ответы детей) .

Я предлагаю поехать на поезде. Цепляйтесь друг за друга и в путь! Повторяйте за мной: «Чу-чу, чу-чу-чу я в музей попасть хочу. Чача, ча-ча-ча поезд мчится как стрела.

Дети и педагог подходят к музею (оборудованной под музей площадке). Вход в музей закрыт, рядом стоит касса, в которой сидит ребенок (или взрослый) .

Педагог обращает внимание детей на большой домик (кассу)

-Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы зайти в музей? Делаем вывод: «В кассе можно приобрести билеты».

Кассир: «Чтоб билетик вам купить, слово на звук «ч» нужно произнести! »

Приобретаем билеты, кассир убирает ленточку, и дети проходят в музей.

-Что такое часы? (Ответы детей)

Делаем вывод: «Часы – это прибор, который необходим человеку для измерения времени».

-Чем похожи часы? Чем они отличаются? (Ответы детей) .

Делаем вывод: «У всех часов есть стрелки, цифры. Отличаются часы формой, размером, цветом».

-Часы, которые вы держите в руках, называются «механические». Как вы думаете почему? (внутри механизм). Приложите свои часики к ушку и послушайте, как работает механизм. Что вы услышали? (ответы детей) .

-Механические часы человек использует по-разному. Игра: «Угадай часы» (приложение №2) .

Педагог:

-А сейчас я вам предлагаю пройти в следующий зал волшебного музея. Здесь тоже находятся часы – необычные. Вы знаете, как они называются? (ответы детей). Это – солнечные часы. Человек вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Педагог предлагает детям провести эксперимент. (Приложение №3)

-Как вы думаете, удобны ли такие часы? (ответы детей) .

Делаем вывод: «Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.

И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время».

Педагог – Да, такими часами люди пользовались недолго. Предлагаю вам пройти в следующий зал.

Дети проходят к столу и берут песочные часы. – Как называются такие часы? (ответы детей)

– У песочных часов есть стрелки и цифры? (ответы детей)

-Из какого материала сделаны песочные часы? (ответы детей)

Делаем вывод: «У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька, сыплется в нижний пузырек. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени».

– Где мы можем увидеть песочные часы? (ответы детей) .

Педагог – Вместе с песочными часами, человек придумал водяные часы. И сейчас мы с вами отправляемся в самое интересное место нашего волшебного музея «Часовую лабораторию».

Дети надевают фартуки, и садятся на стульчики.

-Как вы думаете, как работают эти часы? (ответы детей) .

Педагог предлагает изготовить водяные часы. (Приложение №4) .

-Удобны ли такие часы? (ответы детей) .

Делаем вывод: «Нет, так как в них надо подливать воду».

Дети снимают фартуки, вытирают руки и проходят в следующий зал.

-Ребятки, посмотрите на эти красивые часы. – По ним можно узнать время? Почему? (На часах нет цифр). – Что с ними случилось? (они сломались). Педагог обращает внимание на цифры, которые сильным ветром унесло с циферблата.

-Кто ремонтирует часы? (ответы детей) .

Делаем вывод: «Часы ремонтирует специально обученный человек, его профессия называется часовщик».

Педагог- Музей находится в волшебной стране и здесь все возможно. Сейчас мы превратимся в часовщиков (волшебная палочка) .

-Что нужно сделать для того, чтобы починить часы? (ответы детей) .

Делаем вывод: «Каждому необходимо взять по одной цифре, правильно расположить их на циферблате, и приклеить их».

Дети приступают к выполнению задания. После того как они расположили правильно цифры, педагог случайно переворачивают часы, цифры остаются на своих местах (на обратной стороне находятся липучки) .

Педагог – Ребята, мы с вами находимся в волшебной стране, и произошло настоящее чудо, цифры сами приклеились к циферблату.

Педагог превращает всех из часовщиков в девочек и мальчиков.

Педагог – Ребята, пора отправляться в детский сад.

-На чем вы сюда приехали? (на поезде) .

Дети цепляются друг за друга и едут в детский сад.

Итоги:

– Где мы сегодня были?

– Что мы там видели?

– Для чего нужны нам часы?

– Какие часы вы знаете?

– Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

«Берегите свое время, и помните делу время, а потехе час».

Приложение к занятию:

1. Загадка:

2. Д/и «Угадай часы».

Педагог называет виды механических часов (настенные, настольные, будильник, наручные, карманные, а дети показывают их.

3. Эксперимент «Солнечные часы»:

Один ребенок будет светить фонариком на макет солнечных часов, и двигаться по кругу, другой время от времени, с помощью тучки, будет закрывать свет, падающий на макет солнечных часов (остальные стоят вокруг стола и наблюдают за происходящим) .

4. Практическая работа – изготовление водяных часов.

Один ребенок наливает воду, другой следить за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.

nsportal.ru

Мини-музей “Мир часов” в старшей группе

МБДОУ № 22 «Гамма»

Исследовательский проект – Создание мини музея в группе

«Мир часов»

Выполнили:

Воспитатели, дети и родители

Старшей группы № 9

Невинномысск 2016 г

Тема: Создание мини-музея «Мир часов», как средство развития у дошкольников исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения.

Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.

Объект: Развитие организации и навыков исследовательской деятельности детей старшей группы.

Предмет: Создание психолого-педагогических условий для развития у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности.

Задачи для педагога:

1.Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

2.Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

3.Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

4. Побуждать к совместной работе детей и их родителей при изготовлении музейных экспонатов.

Задачи, поставленные перед детьми:

1.Самоутверждение личности ребенка: снятие скованности

и зажима у детей.

2. Развитие у ребенка связной речи, посредством пересказа сообщений по заданной теме.

3. Формирование навыков исследовательской деятельности.

4. Побуждение желания к совместной работе с родителями.

Формы работы

с детьми

Чтение худ. Литературы (сказки, загадки, стихи)

Просмотр мультфильмов по теме.

Продуктивная деятельность

с родителями

Сбор материала.

Изготовление экспонатов

Подготовка выступлений детей.

Консультации.

Мастер-класс

Перспективный план проекта «Мир часов»

Сентябрь

1.Беседа на тему «Часики-часы»

2. Ситуативный разговор на тему: «Какие часы ты знаешь?»

2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Какие бывают часы»

Октябрь

1. Рисование «Часы на кремлевской башне».

2. Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами».

3. Просмотр мультфильмов «Фиксики-часы» и «Сказка о потерянном времени». «Крот часовщик».

Ноябрь

1. Подборка энциклопедий «Часы».

2.Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик-так». Берестов «Без четверти шесть», «Песочные часы». Мирошникова «Стихи про часы и о времени».

3. Создание коллекции современных часов.

4. Оформление выставки часов.

5. Презентация мини-музея.

Вед: Ребята, сегодня мы открываем музей, а что мы там увидим если вы отгадаете загадку:

И днем не спят,

И ночью не спят.

А все стучат-стучат-стучат.

Вед: Правильно это часы. О каких часах мы сегодня узнаем из стихотворения Э. Котияра, которое называется «Часы-часики

Катя С

Каких часов на свете нет!

И в каждых свой секрет.

Есть часы на полу стоящие,

Басом говорящие: Бом, бом, Бом.

На весь дом.

Это уличные часы на столбе

Знакомые тебе?

Они здесь очень нужны:

Стрелки великаны

Издали видны.

А ходики в избушке!

В них живут кукушки.

Окошко распахнётся

Кукушка «встрепенётся «ку-ку», «ку-ку»

Как в лесу на суку.

А будильник с вечера заведёшь и спокойно спать пойдёшь.

Будильник разбудить не забудет.

Вед: Ребята, представьте, пожалуйста: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

Это были первые Солнечные часы.

Влад с мамой: Давным-давно, пока человек не изобрел часы, он ориентировался по солнцу, даже договаривался о каком-нибудь деле, смотря на солнце. Например, в старину мама говорила детям приходить домой, когда солнце коснется верхушки деревьев. Солнце в течении дня перемещалось по

небу, и люди воспользовались этим. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть – 1 час. Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час.

Вед: Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца. – Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про Живые часы?

Богдан: Когда человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник-петух. Человек заметил, что по утрам и вечерам петух кричит в одно и тоже время, да не один раз, а целых три. Первый раз он кричал, когда солнышко выпускало первый луч. Вот говорили два соседа: – Пойдем в лес за грибами после первых петухов.

Вед: Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест, а еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Они поют утром.

Вика: Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик.

Вед: Знали люди и др. Живых часахэто растения. Об этих часах расскажет Максим: Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Вед: Как вы думаете, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны? 

Каких только часов не изобрел человек на протяжении своего существования: водяные, песочные.

Водяные часы-Алиса: в высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

П/И «Часы»

Вед: Очень похожие на водяные часы- Песочные

Игнат: Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

Вед: Где используют такие часы расскажет:

Санна: Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

Вед: Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

Механические часы

Полина с мамой: Часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а, чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его.

Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо.

Вед: На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок.

Электронные часы

София: В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные

заведешь – и год ходи!

Только раз заведи,

часы неугомонные!

Вед: У нас есть еще одни часы, которые люди одевают на руку и называются они: Наручные часы

Вера: Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

А еще есть часы – малютки! Как сердечко бьется в грудке! «Тики-таки, тики-таки» – 
Круглые сутки.

Вед: Ребята, а вы знаете кто делает часы?

Ева: Часовщик- Мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных и прочих часов.

Вед: Давайте по играем.

П/И «Мышь и часы»

Вед: Есть часы, которые стоят на полу Напольные часы

Назар А.: Всю-то ночь часы стучат.

Ни минуты не молчат!

Я прошу: «Часы, постойте,

Вы меня не беспокойте,

Дайте мне еще поспать,

Так не хочется вставать!»

А часы в ответ: «Тик-так,

Просыпайся же, чудак!

Ночка где-то далеко,

Солнце в небе высоко,

Славный ждет тебя денечек,

Открывай глаза, дружочек!»

Вед: Ребята, а какие часы умеют куковать? В нашем музее есть такие часы .

Часы с кукушкой

Аня: В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется “кукушка”. Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: “Ку-ку, ку-ку”, напоминая нам о том, который сейчас час.

Вед: На городских улицах и площадях тоже есть часы и называются они

Уличные часы.

Еся: Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные. Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию

Вед: Самые главные часы нашей стран, которые находятся они на Красной площади в Москве.

Соня: Самые старые башенные часы находятся в Москве. Это Кремлевские Куранты на Спасской башне.

Кто не слышал,

как бьют

на Спасской башне гиганты – куранты

Они часы главные –

Державные!

Вед: Спасибо всем. Вот мы и попутешествовали во времени, в прошлое часов. Узнали какие были первые часы. И мама Меланы испекла нам пряник Часы. Давайте пить чай.

intolimp.org

Проект (подготовительная группа) по теме: Детско- родительский творческий проект “История часов”

Детско-родительский творческий проект «История часов»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«История часов»

Человек, который понапрасну

теряет время замечает, как стареет.

Е. Шварц

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Актуальность темы.

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.

  Тема: «История часов» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» – блок: ориентировка во времени.

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов.

  Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

  Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим: он обязательно должен вписываться в интерьер помещения. И мы попытались органично «вписать» музей в интерьер нашей группы. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной (подготовительной) группы.

Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В процессе создания нашего музея нам пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  В начале работы мы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения. Мини-музеи получился индивидуальный, и по оформлению и по содержанию.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

   Следуя своей модели, мы создали мини-музей в группе. Большую роль в этом процессе сыграли родители, сотрудники которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа мы вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  Участие в смотре-конкурсе мини-музеев детского сада.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ

   Мини-музеи в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

   Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музея, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада.

  Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

   Благодаря проекту, мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.)

Цели проекта:

• сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

• расширить представления о содержании музейной культуры;

• создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

• познакомить дошкольников с историей возникновения часов, календарей.

Задачи проекта.

• Формирование у детей интереса к коллекционированию.

• Развитие представлений о времени у дошкольников.

• Воспитание бережного отношения к экспонатам.

• Пополнение экспонатов.

Предварительная работа.

1. Рассматривание рисунков и фотографий с разными часами.

2. Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

3. Использование дидактических игр: «Всё о времени», «Учим часики»,

4. «Узнай время», «Времена года», «Время суток».

5. Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

6. Игры – драматизации для малышей о времени.

Роль родителей в реализации проекта.

– Участие в сборе экспонатов.

– Развлечение «История часов, или какие бывают часы? ».

– Консультация «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде».

Участие специалистов в осуществлении проекта:

– сбор экспонатов музея

– подбор методического материала

Продукт проектной деятельности.

Создание мини – музея «История часов»

Раздел “Природные часы”.

В данном разделе имеется следующее:

 

 

 

Солнце

  (аппликация). Изначально, пока человек еще не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа. Солнце можно назвать первыми часами. Многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. В давние времена даже договаривались о каком – нибудь деле, ориентируясь на положение солнца. Например, в старину мама могла наказывать детям: “Гуляйте, но как только солнце окажется в самом зените (в самой верхней точке, приходите обедать. А когда солнышко коснется верхушки леса, пригоните корову с пастбища”.

петушок

  (игрушка). Когда древний человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке во времени – петух. Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: “Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов”.

Раздел “Часы древних времен”.

В данном разделе имеются

песочные часы.   Первые песочные часы появились, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло (Западная Европа, XII в.) . в такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю, часы переворачивались.

модель водяных часов.   Такие часы использовались в Древней Греции в судах эти часы измеряли время, за которое участник спора мог произнести речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду (“заводил часы”) и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза “ваше время истекло” означает конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.

Изготовление водяных часов.

   Модель водяных часов можно изготовить из пластиковой бутылки (1, 5 л). отрезать верхнюю часть бутылки и сделать в пробке отверстие – проткнуть шилом. В верхний сосуд с небольшим отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-чёрточки: сколько воды вылилось. Столько и времени прошло.

модель огненных часов

 Особую свечу придумали в Испании. По всей ее длине 24 деления (количество часов в сутках). Сгорая, свеча уменьшалась за 1 час на одно деление. Слуга, следившей за часами – свечой, докладывая королю: “Ваше величество, один час прошел! “

 

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Тематическая экскурсия в групповой мини-музей “Часы” на тему: “Путешествие в прошлое часов”

Программное содержание:

 Познакомить детей с действием солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

Цель:

Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников. Развитие интереса к понятию “время” через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Знакомство детей с историей возникновения часов, разными видами часов.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека (познание).

Научить определять время с  помощью часов.

Формировать представления о единицах измерения времени-секундах, минутах, часах (познание).

Развивающие:

Расширять кругозор детей  через знакомство с разными видами часов и назначением часов (познание).

Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека (социализация).

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (коммуникация).

Развивать поисковую деятельность, творческую активность (художественное творчество).

Воспитательные:

Воспитывать желание « беречь время» (социализация).

Приемы:

Игровой: включение в ход экскурсии сказочного персонажа.

Словесный: рассказ, беседа, знакомство с экспонатами.

Наглядный: показ экспонатов.

        Виды детской деятельности: (познавательно-исследовательская, коммуникативная).

Средства ИКТ: показ презентации.

Предварительная работа: создание мини-музея «Часы», изготовление экспонатов, подбор стихотворений и загадок, раскрасок и книг.

Место проведения: групповая комната.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Ребята, мы пригласили вас к нам в гости, потому что Знайка прислал для вас письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Ой, да здесь загадка написана. Когда мы с вами  отгадаем, загадку, тогда увидим отгадку.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

Дети отвечают.

– Правильно, это часы. Посмотрите. Знайка изобразил свои часы и прислал нам. Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие. Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто вам говорят: «Заканчивайте, осталось 5 минут» – и смотрят на часы. Или: «В десять часов идем на физкультурное занятие». А если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу?

Ответы детей.

 Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:

Петя, Петя, петушок, –

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает!

Ответы детей.

– Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух?

Ответы детей: (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть. Он может закричать раньше времени.)

– Правильно, по пению петуха трудно определить точное время. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придумал человек?

Ответы детей.

Первые часы – это солнечные часы. Человек заметил, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую.  Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.Встало солнце – все проснулись, за работу принялись.   Над головой оказалось – обедать пора.  А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. Их очень легко сделать: начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры и  будет падатьтень. (Показывает картинку с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?

Ответы детей.(Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь.  Ночью и вечером они не работают.)

-Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду. (Показывает опыт). Затем человек создал песочные часы.Их недостатком был сравнительно короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая прибора.

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом.  Внутрь их поставил пружину, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико.  Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки.

Есть часы без пружины. Это кварцевые часы. Внутри них находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работаютони на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали детские часы.

Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек.

Посмотрите, какие красивые часы находятся в нашем мини-музее!

Ребята, посмотрите, а в конверте для вас подарок от Знайки: раскраски с часами.

nsportal.ru

Проект (подготовительная группа) на тему: Проект в подготовительной группе “Сколько времени скажи – посмотрите на часы”

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга»

Проект в подготовительной группе «Сколько времени скажи? Посмотрите на часы!»

Выполнили:

Трубицына Н.С.

Дьячкова Н.В.

ЗАТО пос. Солнечный

2018 г.

Актуальность проекта:

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять тип своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентировка во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем, детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Ко всем требованиям, которым приучает ребенка школа, его надо готовить в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. у детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навыки регуляции деятельности во времени.

Цель: Формирование знаний детей о временных рамках при использовании различных моделей часов.

Задачи: 

– познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

– закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

– систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).

– учить устанавливать время на макете часов.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: среднесрочный (9.01 – 26.01)

Вид проекта:  групповой, познавательный.

Предполагаемый результат проекта:

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (час, минута, секунда, части суток), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. У детей повысится уровень знаний, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

– Беседа с детьми

– изучение познавательной и методической литературы

– подготовка оборудования: макеты часов, песочные часы, разные виды часов

– подбор художественной литературы для детей о часах

– приобретение дидактических игр

– беседа с родителями о проекте

2. Практический

Дата

Мероприятия

Образовательная область

9.01

Беседа: «Что я знаю о часах», «Что мы знаем о времени?», «Для чего нужны часы»

Знакомство со строением циферблата.

Чтение стихотворения О. Анофриева «Тик- Так»

Коммуникация        

Познание

Худож. лит-ра

10.01

Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Д/и  «Когда это бывает»

Рассматривание иллюстраций часов.

Коммуникация        

Познание

Познание

11.01

Беседы «История часов или какие бывают часы?»

Просмотр слайд-шоу «Как возникли часы?»

Цикл рассказов: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»;

Коммуникация        

Познание

Худож. лит-ра

12.01

Чтение сказки Б. Грешникова «Сказка о волшебных часах» 

Рисование «Настенные часы с кукушкой»

Цикл рассказов: «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»

Д/и «Успей вовремя»

Худож. лит-ра

Худож. творч-во

Худож. лит-ра

Познание

15.01

Беседа: «Часы у меня дома»

Цикл рассказов: «Механические часы»; «Электронные часы»

Чтение стихотворения Т. Вишняковой «Часы-будильник»

Лепка «Весёлые будильнички»

Коммуникация

Худож. лит-ра

Худож. лит-ра

Худож. творч-во

16.01

Беседа: «Что случится, если часы будут идти по-разному?»

Просмотр мультфильма «Изготовление часов»

Разучивание физминутки «Утро-день-вечер-ночь»

Коммуникация        

Познание

Здоровье

Коммуникация

17.01

Чтение стихотворения Ю. Мориц «Шли часы через дорогу»

С/р игра «Часовая мастерская»

Прослушивание звуков различных часов, звуков будильника. 

Разучивание физминутки «А часы идут, идут…». 

Худож. лит-ра

Социализация

Музыка

Здоровье

18.01

Беседа: «Часы моей бабушки»

Рисование «Такие разные часы»

Чтение рассказа М. Манаковой «Мой день».

Просмотр сказки «Сказка о потерянном времени»

Коммуникация        

Худож. творч-во

Худож. лит-ра

Социализация

19.01

Чтение О. Подтуркина «Часы»

Д/и «Учим время»

Конструирование «Циферблат»

Худож. лит-ра

Познание

Труд

22.01

Чтение стихотворения В. Берестова «Без четверти шесть»

Аппликация «Наручные часы»

Д/и «Определи который час»

Подвижная игра «Стрелки»

Худож. лит-ра

Труд

Познание

Здоровье

23.01

Беседа: «Что мы делаем в разное время?»

Проблемно-игровая ситуация: «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

Сложи картинку «Часы» 

Изготовление макета огненных часов

Коммуникация

Коммуникация        

Социализация

Познание

Труд

24.01

Д/и «Какие часы сломались»

Прослушивание аудио сказки «Песочные часы» 

Чтение стихотворения С. Маршака «Мы в часы мячом попали»

Эксперимент «Солнечные часы»

Изготовление макета солнечных часов

Познание

Худож. лит-ра

Познание

Познание

25.01

Чтение стихотворения И. Фомичёвой «Солнечные часы»

Рисование «Часы будущего»

Д/и «Поставь стрелку на часах»

Изготовление макета водяных часов

Худож. лит-ра

Худож. творч-во

Познание

Труд

26.01

Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время)

Подвижная игра «Часы пробили ровно час»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Часы»

Познание

Здоровье

Коммуникация

Работа с родителями:

Привлечение родителей к созданию мини – музея «Такие разные часы».

Консультация «Ребёнок и время», «Зачем ребёнку знать время», «Как научить ребёнка определять время»

 

Папки передвижки «Необычные часы», «Время – часть нашей жизни»

3. Заключительный

– Создание мини – музея «Такие разные часы»

– Выставка рисунков «Мы рисуем часы», «Часы будущего»

– Создание альбома «Путешествие в прошлое часов»

Литература:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятия – МУЦ Перспектива, 2008 – 248 с.

2. Голубина. Чему научит клеточка… методическое пособие для подготовки дошкольников к письму. Мозаика – синтез. 2006 -64 с.

3. Минкевич Л. В. Математика в детском саду подготовительная к школе группа. Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – 192 с.

4. Котляр Э. П. «Часы-часики», малыш, 1984 г.

5. Прокофьева С. Л. «Часы с кукушкой» Малыш 1984 г.

6. Помораева И. В., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада – М. Мозаика – синтез. 2013 -176 с.

7. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада – 2-е изд. дороб. – М: просвещение, 1991 – 47 с.

8. Сорокина А. В. «Дидактические игры в детском саду».

9. Соболева А. В. «Загадки – смекалки» Гном – пресс,2006 г.

10. Сапгир Г. В. «Часы» Лабиринт Пресс, 2009 г.

11. Шварц Е. П. «Сказки о потерянном времени», Оникс, 2009 г.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *