Моя малая родина классный час – Классный час на тему: Классный час “Моя малая родина”

Классный час на тему: Классный час “Моя малая родина”

Тема:  «Моя малая родина»    

 Цель:

раскрытие содержания понятий «Родина», «малая родина»

 развития у детей стремления быть сознательными гражданами России;

побуждение детей к пониманию своей значимости в стране, воспитывать чувства товарищеских отношений, уважение к родным.

 Задачи :

формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины;

содействовать развитию познавательных интересов;

 развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

Формируемые УУД :

Регулятивные :

– умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные :

– формировать эстетические чувства;

 Познавательные :

– умение перерабатывать полученную информацию, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность;

 Коммуникативные:

– контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог.

 Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,

парная, групповая, фронтальная

Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-

поисковый, проблемное изложение

Оборудование: проектор, компьютер, схема и таблички «Что значит быть гражданином»

  Ход занятия:

1.Организционный момент.

 – Ребята, покажите с каким настроением вы пришли сегодня на занятие.

Давайте улыбнемся друг другу и гостям. Пусть этот классный час принесет нам радость общения.

2.Вступительная беседа.        

– Ребята, прочитайте слова, написанные на доске.

Слайд 1.

На слайде слова: родина , Россия, родители , родной поселок.

– Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова?

Ответы детей.        

  -У каждого человека на земле есть Родина. По родной земле человек делает свои первые шаги, познает окружающий мир.

  3. Проблемная ситуация.

– Обсудите в группе, что же такое Родина? С чего она начинается?

Ответы детей.        

– А для меня Родина начинается с моей мамы, с моей семьи, с моей родной деревни.

– Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на классном часе?         

Ответы детей.        

4. Открытие новых знаний.  

– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама.

– Человек рождается на свет, растёт, задумывается: «Кто я? 

– Обсудите в группе, а кем же мы с вами являемся? (Гражданами)

Ответы детей.

– Каждый из нас, живущих в обществе, играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т.д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны.

  -Как вы думаете, когда становятся гражданами страны? (С рождения) Слайд 2. Показ документа: свидетельство о рождении

– Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый

документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является

гражданином страны. Мы с вами – граждане великой России!

– Какой документ подтверждает гражданство ваших родителей? (паспорт)

Слайд 3. Показ документа: паспорт

– Ребята, а как вы думаете, чтобы стать настоящими, истинными гражданами своей страны нам достаточно иметь только паспорт и свидетельство о рождении? (Нет)

-Конечно же, ребята, иметь просто документ, мало.

-А что значит быть настоящими гражданами своей родины, страны?

5.Работа со схемой «Я гражданин!»              

– А чтобы ответить на этот вопрос мы с вами проделаем одну работу.

–  Перед вами схема,  вместо точек должны подобрать нужное слово из правой колонки. Сначала обсудите в группе.

– Давайте проверим. Вам нужно по одному выйти к доске и поставить вместо точек  нужное слово, чтобы получилась фраза.

– Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!

На свете всё не бесконечно –

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это Родина моя…

6.Рефлексия

– Что значит «моя малая родина»?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди

– Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где-бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

nsportal.ru

Классный час “Моя малая Родина”

Классный час –

«Моя малая Родина!».

Разработала : учитель начальных классов

Ахмадуллина Роза Фаритовна

2014 г.

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:

Рисунки (фотографии) учащихся.

Ход занятия.

Эпиграф:

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

  1. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.

Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

II. Родная улица моя.

Ученик читает стихотворение:

Наверно, климат в этом виноват
И голубое ласковое море,
А может, тополя на косогоре –
Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц нашего села, улиц, на которых они живут.

Выступление учащихся .

 Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

 Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

 Поляна детства.

 Поляна детства! Как ты далеко…

 Лишь в памяти моей ты сохранилась:

 С извилистой заросшею рекой,

 С плакучей ивой, что над ней склонилась.

 С высоким шелковистым колоском

 С невинным взглядом белой маргаритки,

 С пичуги малой чистым голоском,

 С уютным домом-теремом улитки.

 Поляна детства есть у нас у всех.

 На ней резвятся беззаботно крохи,

 Над ней витает радость, льётся смех.

 В ней нашей жизни светлые истоки!

 Вопросы:

 1. Расскажите о вашей «поляне детства».

 2. Какие цветы на ней растут?

 3. Какие деревья и кусты её окружают?

 4. В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

 Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

 Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

 «Золотое детство»

 Почему мы называем

 Наше детство золотым?

 Потому что мы играем,

 Веселимся и шалим.

 Потому что окружает

 Нас заботою семья,

 Потому что обожают

 Нас родные и друзья!

 Вопросы:

 1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

 2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

 3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

 Работа с картинками:

 Физминутка: (все движения дети показывают руками)

 «На пеньке лежит комок

 Что за маленький зверёк?

 Он колючки раскрывает,

 Очень широко зевает,

 Умывает мордочку,

 И ерошит чёлочку!»

Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»

 Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.

 • Чистый воздух

 • Прозрачные реки

 • Цветущие поляны

 • Колосящиеся луга

 • Вековые леса

 • Птиц и зверей

 • Родники и озёра

 Сегодня у нас очень важная встреча с вами, дорогие ребята! Мы должны будем с вами обсудить и принять «Правила настоящего гражданина», который не будет

 • Людям досаждать;

 • Дом и село обижать;

 • В квартире прыгать и скакать;

 • Громким голосом кричать;

 • Дверь ногою открывать

 • В лифте кнопками играть;

 • И на стенах рисовать;

 • Сор на улице бросать;

 • Правила движенья выполнять.

 Путешествие – игра: «По всему свету» (Упражнение по карте мира)

 К стенке сдвинув табуретку,

 На неё проворно влез,

 К карте мира в пёстрых клетках

 Проявляю интерес.

 Я пройдусь по Антарктиде,

 Полюс Южный покорю.

 – А зачем? – меня спросите.

 – Там пингвинов покормлю!

 До свиданья, чудо – страны,

 Бирма, Индия, гуд-бай!

 Африканская саванна,

 Ты теперь меня встречай!

 Атлантические воды

 Наблюдаю чуть дыша,

 Мимо статуи Свободы

 Прибываю скоро в США.

 По дороге, между прочим,

 Парк с названьем «Диснейленд».

 Побывать хочу я очень

 В мире сказок и легенд.

 Н.Григорьева.

 Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

 Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

 Все вместе поём выученную ранее песню: «Шире круг»

 «Дружат солнце и весна,

 Дружат звёзды и луна,

 Дружат в море корабли,

 Дружат дети всей Земли…»

. Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.

6. (Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
– Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
– Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

– Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?


– Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

– Знаете ли вы знаменитых земляков?
– Что из истории своего края вы можете рассказать?

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»


Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
o Особенности речи
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

.Викторина для учащихся. (Составляется группами учащихся по исследованным вопросам).

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

infourok.ru

Конспект классного часа “Моя малая Родина”

Классный час на тему: «Моя малая родина»

Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи: 
образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход классного часа

СЛАЙД № 1

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

– Ребята, сегодня у вас пройдет первый урок в этом учебном году. Мы все долго не виделись, некоторые долго не общались. Я предлагаю вам сначала поиграть. Давайте улыбнемся и скажем друг другу приятные слова

(Игра на сплочение. Обучающиеся  встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. (Затем можно сделать то же по отношению к соседу слева).

СЛАЙД № 2

  1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будем говорить?

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

ЩЕЛЧОК

– Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворение.

Ученик 1: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Ученик 2: Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

– А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?

(Игра с мячом. Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые нас окружают.

СЛАЙД № 3

3. Основная часть:

А сейчас посмотрите на карту, сравните нашу страну по размеру с другими странами.

Какая страна занимает самую большую площадь? 
В какой стране мы с вами живем? 
Гражданином какой страны вы являетесь? 
Как называется столица нашей Родины? 

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.

СЛАЙД № 4

– Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них.

 У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.

Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.

Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.). Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.

  • Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

  • Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.

  • Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.

Но Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

СЛАЙД № 5


МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 
Родина – это земля, государство, где человек рождается. 
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Проводится конкурс «Родня»

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

СЛАЙД № 6

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. 
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

СЛАЙД № 7

(Игра составь пословицу)

Родина – мать, Родине служить. 
Жить – , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.

СЛАЙД № 8

– Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
– Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие? 

СЛАЙД № 9

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

– Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

СЛАЙД № 10

СЛАЙД № 11

Ставропольский край — наша малая родина. Он находится на Юге России (показывает на карте) и занимает площадь более 66,2 тыс. кв. км. В состав края входят 26 районов, 19 городов, 742 села. В Ставропольском крае проживает около 2 млн. 700 тыс. чел. Ставропо́льский край был образован 13 февраля 1924 под названием Юго-Восточная область. С 16 октября 1924 носит название Северо-Кавказский край, с 17 марта 1937Орджоникидзевский край, с 12 января 1943Ставропольский край.

-А как называется главный город края?

Ребята, а кто дал название «Ставрополь» городу?

  • Императрица Екатерина II.

  • Когда это произошло?

  • В 1777 году.

  • Ставрополь — это греческое слово. В то время модно было давать городам греческие названия. Что оно означает в переводе на русский язык?

  • Город Креста.

СЛАЙД № 12

Кроссворд

Какие ещё крупные города края вы знаете?

Н

Ж

К

Г

Б

П

Е

СЛАЙД № 13

( Невинномысск, Железноводск, Кисловодск, Георгиевск, Будённовск, Пятигорск, Ессентуки)

И хоть наш главный город района не является крупным городом края, мы его очень любим (презентация о Новоалександровске)

А частичкой нашей малой родины Ставропольского края, Новоалександровского района является наш поселок Присадовый.

Наш посёлок родился в 1932 году как одно из отделений совхоза Расшеватский. Из станицы Кармалиновской были привезены 8 амбаров (хранилищ хлеба), из которых были построены 8 первых домов. Они сохранились до наших дней по ул. Школьной. В одном из домов была открыта начальная школа. Многие люди жили в землянках. Первыми жителями посёлка были семьи Лысенко, Кулабуховых, Кондратовых и другие. Основным занятием населения было выращивание зерновых. На подсобном хозяйстве был посажен большой сад, виноградники. В1936 году на подсобное хозяйство с совхоза «Изобильный» приехала семья Акиньшиных Григория Фёдоровича и Надежды Стефановны. Они пригнали 100 голов крупнорогатого скота. С тех пор жители посёлка стали заниматься ещё и животноводством. С каждым годом жителей посёлка становилось всё больше. Здесь поселились переселенцы с Донского и среди жителей запестрели фамилии Умрихины, Акиньшины, Малаховы, Лазаревы, Мирошниченко, Байгушевы. В годы Великой Отечественной войны многие наши земляки ушли на фронт. Вернулись не все. Сейчас в посёлке проживает около 900 человек. Строятся новые дома, целые улицы, Отвоёвывая у степи новое пространство.

А для того, чтобы лучше узнать историю своей малой родины ,я предлагаю вам дома вместе с родителями заполнить анкету.

Подведение итогов.

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

– Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»

1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?

o Знаю все о своих родителях

o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках

o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках

o Затрудняюсь ответить

o Владею информацией частично

2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом поселке)?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

3..Скакого года ваша семья проживает в поселке?

4.Знаете ли Вы знаменитых земляков?

o Не знаю

o Знаю (укажите)_______________________________________________

5.Знаете ли Вы историю своего края? (отметьте)

o Особенности речи

o Традиции праздников

o Особенности местного костюма

o Легенды, сказки, предания

oДругое

infourok.ru

Классный час (7 класс) на тему: Классный час на тему : “Моя малая Родина”

Классный час на тему: «Моя малая Родина»

Составитель Забавина Е.А.

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека, школьника и взрослого. Как Родина связана с темой патриотизма и ВОВ. Определить, что для каждого ученика является малой родиной.

Задачи:  Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина

 Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

 Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

 Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном городе, своей малой Родины.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

 Ход занятия.

1.Организационный момент.  Слайд 1

 учитель здоровается с учениками,  приглашает занять свои места.

 2. Сообщение темы. Целевая установка.

Побудительные вопросы учителя по теме:

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на классном часе?

( О Родине в целом и нашей малой родины)

Что такое Родина?

(Родина – это земля, государство, где человек рождается. 
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня))

Как вы понимаете, что такое малая Родина?

( Для каждого это что-то свое родное. Это семья; любимые люди; город, в котором ты живешь; деревня, в которой прошло все детство; школа, где так много знакомых и уже родных друзей, одноклассников и многое другое. )

Учитель: посмотрите на название темы. Как бы вы написали слово «Родина», с заглавной или прописной буквы?  Слайд 2

(После того, как ученики высказали свои предположения, открываем слайд 3)

Учитель: Хорошо, а как же тогда вы понимаете все это высказывание целиком:« Моя малая Родина»? Слайд 4 ( обсуждение)

А что для вас малая родина? Слайд 5 (ответы учащихся и обсуждения)

Мы уже знаем, что слово «Родина» произошло от  древнего слова «Род». А сможете подобрать однокоренные слова? Слайд 6

(на слайде представлены  однокоренные слова)

А теперь давайте поиграем в игру «Составь пословицу». На слайде 7 представлены слова и словосочетания из разных пословиц. Дети соединяют эти слова и в итоге получают пословицы, которые представлены на слайде 8

Учитель: Молодцы, с этим заданием все справились. А теперь давайте посмотрим следующий слайд и его под тему. Слайд 9

Когда ты готов постоять за честь своей Родины….

Когда ты поможешь своим одноклассникам во всем…

Когда ты отдашь без сомнения жизнь за своих близких ….

Как это чувство называется? (патриотизм)  И на слайде мы видим  цитату знаменитого писателя Ф.М.Достоевского

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество, или даже просто отстаивая интересы своего отечества…

И не зря мы заговорили о патриотизме, ведь в этом году мы будем отмечать  годовщину ВОВ. 70 лет со дня великого события нашей страны, нашей Родины. Но к этой теме более подробно мы вернемся уже  ближе к 9 маю.

Итог: Наш классный час подошёл к концу. 
Россия, Родина, малая родина, патриотизм – все это неотъемлемая часть нашей жизни.


Нас, людей, разбрасывает во многие уголки Земли, но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. 
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России! 


Далее учитель оценивает активность ребят на уроке, спасибо за внимание.

Рефлексия может быть разной: карточки с вопросами, рисунки учеников, смайлы или просто цветные карточки, которые дети поднимают в конце урока, чтобы показать свое настроение и т.д.

nsportal.ru

Классный час на тему: «Моя малая Родина»

1 сентября 2014 г.

Классный час на тему: «Моя малая Родина»

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление: Рисунки (фотографии) учащихся.

Ход занятия.

Эпиграф:

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

  1. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

II. Родная улица моя.

Ученик читает стихотворение:

Наверно, климат в этом виноват
И голубое ласковое море,
А может, тополя на косогоре –
Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц нашего села, улиц, на которых они живут.

Выступление учащихся .

 Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

 Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

 Поляна детства.

 Поляна детства! Как ты далеко…

 Лишь в памяти моей ты сохранилась:

 С извилистой заросшею рекой,

 С плакучей ивой, что над ней склонилась.

 С высоким шелковистым колоском

 С невинным взглядом белой маргаритки,

 С пичуги малой чистым голоском,

 С уютным домом-теремом улитки.

 Поляна детства есть у нас у всех.

 На ней резвятся беззаботно крохи,

 Над ней витает радость, льётся смех.

 В ней нашей жизни светлые истоки!

 Вопросы:

 1. Расскажите о вашей «поляне детства».

 2. Какие цветы на ней растут?

 3. Какие деревья и кусты её окружают?

 4. В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

 Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

 Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

 «Золотое детство»

 Почему мы называем

 Наше детство золотым?

 Потому что мы играем,

 Веселимся и шалим.

 Потому что окружает

 Нас заботою семья,

 Потому что обожают

 Нас родные и друзья!

 Вопросы:

 1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

 2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

 3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

 Работа с картинками:

 Физминутка: (все движения дети показывают руками)

 «На пеньке лежит комок

 Что за маленький зверёк?

 Он колючки раскрывает,

 Очень широко зевает,

 Умывает мордочку,

 И ерошит чёлочку!»

Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»

 Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.

 • Чистый воздух

 • Прозрачные реки

 • Цветущие поляны

 • Колосящиеся луга

 • Вековые леса

 • Птиц и зверей

 • Родники и озёра

 Сегодня у нас очень важная встреча с вами, дорогие ребята! Мы должны будем с вами обсудить и принять «Правила настоящего гражданина», который не будет

 • Людям досаждать;

 • Дом и село обижать;

 • В квартире прыгать и скакать;

 • Громким голосом кричать;

 • Дверь ногою открывать

 • В лифте кнопками играть;

 • И на стенах рисовать;

 • Сор на улице бросать;

 • Правила движенья выполнять.

 Путешествие – игра: «По всему свету» (Упражнение по карте мира)

 К стенке сдвинув табуретку,

 На неё проворно влез,

 К карте мира в пёстрых клетках

 Проявляю интерес.

 Я пройдусь по Антарктиде,

 Полюс Южный покорю.

 – А зачем? – меня спросите.

 – Там пингвинов покормлю!

 До свиданья, чудо – страны,

 Бирма, Индия, гуд-бай!

 Африканская саванна,

 Ты теперь меня встречай!

 Атлантические воды

 Наблюдаю чуть дыша,

 Мимо статуи Свободы

 Прибываю скоро в США.

 По дороге, между прочим,

 Парк с названьем «Диснейленд».

 Побывать хочу я очень

 В мире сказок и легенд.

 Н.Григорьева.

 Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

 Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.

6. (Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
– Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
– Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

– Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
– Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

– Знаете ли вы знаменитых земляков?
– Что из истории своего края вы можете рассказать?

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
o Особенности речи
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

.Викторина для учащихся. (Составляется группами учащихся по исследованным вопросам).

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

infourok.ru

Классный час (3 класс) на тему: Классный час “Моя малая Родина”

                               

Классный час в 3-м классе

«Моя малая Родина»

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

ЦЕЛИ:

Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном посёлке.

Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

ЗАДАЧИ:

Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного посёлка.

Обогащать и систематизировать знания детей о посёлке.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям посёлка.

способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине, стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово учителя.

Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. Я рада встрече с вами. Рада видеть вас повзрослевшими, уже в 3 классе. Поздравляю вас с началом учебного года и желаю, чтобы в этом году сбылись все ваши мечты, а также успехов в учёбе, чтобы вы получали только “4” и “5”.

День Знаний – праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний.

Осень нежно нам всем сообщает,

Что пора школьных дней наступает.

С летом солнечным надо проститься,

Хочешь, нет ли, а надо учиться!

– По доброй традиции первый в учебном году звонок зовёт на урок Знаний.

– Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда составите слово из букв. (РОДИНА)

3. Работа по теме классного часа.

– Какое слово получилось? Прочитайте тему классного часа на доске. О чем будем говорить?

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

– Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворение.

Ученик 1: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Ученик 2: Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

– А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?

Родина родина

-Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)

– Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)

– Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем посёлке, о том месте где мы родились и живём.)

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.

Ученик 1:

Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка – скромница И ромашковый бугор… В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног Или степь: от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна.

Ученик 2:

Слышишь песенку ручья? Это Родина моя! Слышишь голос соловья? Это Родина моя. Видишь звёздочки Кремля? Это Родина моя! Школа, где мои друзья, Это Родина моя! Руки матери моей, Звон дождей, И шум ветвей, И в лесу смородина Это тоже – Родина.

– А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете значение слов « МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»?

n МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

n МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

n РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Различие слов «Родина, родина».

– О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

– О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

Работа в парах.

– Составление пословиц о любви к Родине.

-Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

7)Где родился, там и пригодился.

– Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.

-Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (Да)

– С какой буквы мы напишем слово Родина в этом случае? (С заглавной) .

– Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг)

-Объясните, что символизируют цвета российского флага.

• Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

• Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;

• Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

– Россия – это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

– Ребята, если мы скажем, что живем в России в Липецкой  области, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес:

Мы проживаем в России,Липецкой области,Долгоруковском  районе, дселе Долгоруково.

И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это село, в котором мы живём.

Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.

Каждый город, село и деревня Липецкой области интересны и самобытны по-своему. У каждого своя история. Но всех нас объединяет чувство гордости за родной край. Чувство родины – самое естественное из всех человеческих чувств. Невозможно жить и не любить всем сердцем то, что близко и дорого. Мы любим свой край за рассветы и закаты, белоствольные березки и русские песни, словно чистые родники.

– Что вы знаете о своем селе?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

      В юго-западной части Липецкой области, на восточных отрогах Среднерусской возвышенности расположена Долгоруковская земля, уникальная по своей исторической и культурной значимости.

Первые поселения на территории края относятся к XI веку, что подтверждено академиком А.Д.Пряхиным и профессором А.Т.Сенюком по результатам археологических находок и раскопок. По берегам Быстрой Сосны и Олыма (Лобовка, Лутовка, Русская и Войсковая Казинка) обнаружены глиняный кувшин, керамические осколки, наконечники стрел. Здесь проходила Кальмиусская сакма (дорога) Золотоордынских и других нашествий вплоть до 16 века

Род князя Юрия Владимировича Долгорукова (1740 – 1830) идет от Рюриковичей через Оболенских. Отсюда на родовом гербе «говорящий» символ – рука со стрелой, выходящая из облака (ныне аналогичный символ изображен на гербе Долгоруковского района).

Князь свозил сюда крестьян из своих Московских, Владимирских и других имений. Поселение назвали «братством», отсюда и название – сельце Братовщина, превратившееся в село после открытия здесь Свято-Троицкого храма с престольным праздником Введение Девы Марии во Храм (4 декабря)

     В середине 90-х годов 19 века началось строительство железнодорожной линии Елец – Касторная – Валуйки. Одна из станций разместилась на бывших землях князя Долгорукова в непосредственной близости к усадьбе Быхановых, недалеко от села Братовщина. Начавшую действовать в 1897 году станцию назвали Долгоруково.

В последующие годы административные преобразования были довольно частыми. Упраздняются губернии, уезды и волости, возникают новые округа, районы, меняются границы областей. Так в 1928 году образована Центрально-Черноземная область, поделенная на 11 округов. И в составе Елецкого округа образован Долгоруковский район.

На фронтах сражений погибло около 5 тысяч долгоруковцев. Пятеро из них стали Героями Советского Союза, это – Иван Дудченко, Егор Лазарев, Иван Дешин, Андрей Дешин, Виктор Севрин. Адам Герасимович Ловчий и Петр Тимофеевич Жданов – стали полными кавалерами Ордена Славы. Имя дивизионного комиссара Дмитрия Лестева увековечено в названии улицы в Москве.

Продолжается связь поколений: именем поэта А.М.Жемчужникова названа Центральная районная библиотека, именем композитора Василенко -Детская школа искусств, именем художника Космина- картинная галерея музея-усадьбы «Край Долгоруковский». Традиционными стали Василенковские музыкальные вечера, которые проводит в музее Детская школа искусств. Ежегодно, 24 мая, в День славянской письменности и культуры на месте усадьбы Жемчужниковых проводятся Козьма-Прутковские чтения.

Наряду с привычными, появляются и новые традиции. Празднование на площади райцентра Дня села, крупных государственных и православных праздников собирает жителей всего района. А детские праздники отличаются особой яркостью и эмоциональностью.

Село Слепуха- родина известного художника Космина.Многие его работы находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее.

В деревне Царевка жил и работал композитор, дирижер Сергей Никифорович Василенко.Близ села Вязовое расположена деревня Павловка- имение братьев Жемчужниковых, создавших литературный образ Козьмы Пруткова.

Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.

4. Подведение итогов.

– А закончим мы наше занятие эпиграфом:

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

– Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

Песня «Россия — ты моя звезда»

Текст песни:

Хохлома, волжский плес,

Ширь полей, плач берез.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Купола, неба высь.

Для тебя наша жизнь.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Россия, Россия – ты моя звезда

Россия, Россия – ты моя судьба

Россия, Россия – повторю я вновь

Россия, Россия – ты моя любовь

Журавли, тополя

Хлеб, да соль, лик Кремля

Это ты, Родина моя

Это ты, Россия

Детский смех, перепляс.

Доброта синих глаз.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Россия, Россия – ты моя звезда

Россия, Россия – ты моя судьба

Россия, Россия – повторю я вновь

Россия, Россия – ты моя любовь

nsportal.ru

Классный час по теме: классный час “Моя малая Родина”

         Классный час по теме «Моя малая Родина»

Основные принципы работы:

1.     Принцип вариативности.

2.     Принцип сотворчества.

3.     Принцип созидательной творческой деятельности.

4.     Принцип гуманизма.

Цели:

1.     Расширение и углубление знания учащихся об истории родного села.

2.     Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

1.     Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2.     Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.     Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

4.     Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5.     Содействовать моральному развитию детей.

Оформление:

Мультимедийная презентация; (фотографии) учащихся.

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I. Вступление

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордится нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

II. Образование села

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина?”

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях – наши,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Учитель : Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя! В нашей школе учатся дети из трех населенных пунктов, в названиях которых одно слово общее – Барханчак.

– Ребята, а кто знает, почему наши села так называются? Что означает слово Барханчак?

– В переводе с татарского языка « барган чак» – по пути.

– В каком году образовался  аул Малый Барханчак? (  в 1778 году)

– А кто были первыми поселенцами нашего аула?

  (26 семей из Казанской и Пензенской губерний были переселены указом Екатерины 2 для заселения пустующих земель и были эти семьи освобождены от налогов в государственную казну на 20 лет) Ученик читает отрывок из книги «Мой аул» Люции Хабибуллаевой.

– А вот аулы Верхний и Нижний Барханчак образовались гораздо позже. Кто может сказать когда?

Дети отвечают на вопросы.

III. Аул в наши дни

Учитель: Сегодня в Мало-Барханчакское  сельское поселение входит 4 населенных пункта, общая численность населения 2000 человек. На территории поселения кроме администрации, работают ООО «Барханчакское», основная общеобразовательная школа № 16, детский сад «Ручеёк», Врачебная амбулатория, Дом культуры, газовый участок, почтовое отделение, магазины. А глава нашей администрации кто? (Ромаев Ильдар Мухаремович)

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

IV. Наши улицы

Учитель:

– Ребята перечислите , пожалуйста, названия улиц  наших аулов.  (Набережная, Школьная, Центральная, Ленина, Мусы Джалила, Молодежная, Заречная, Степная, Западная, Гагарина, Буденного)

– А почему они так называются?

Выступление учащихся и показ слайдов

V. Знаменитые люди аула

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И с необъятными полями!

Привет тебе, народ родимый

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

Учитель: Барханчак – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной, пруды,степи,. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди.

Учитель: Ну конечно нельзя не отметить и тех кто вложил в это дело все свои силы, это конечно же наши родные и близкие. Среди них есть победители трудового соперничества среди механизаторов: Мустафаев Искандер Рашитович, Ибраев Ращит Ибраевич, Оразов Равшан Рамазанович, Кастандян Гагик и многие другие.

Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

Выступление учащихся о наших знаменитых земляках, показ слайдов.

Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наше село.

Ученик: Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, По-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

И порой невозможно вернуться

Нам туда, где пол жизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло.

VI. Заключение.

Спасибо всем ребятам, участвовавшим в подготовке классного часа по теме «Моя малая родина» С заданием вы справились достойно.

Ученик:  О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

 1.     Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина?”

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях – наши,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела.

 3.Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

4.Ученик:

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И с необъятными полями!

Привет тебе, народ родимый

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

6.Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

 7.Ученик:

Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, по-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

И порой невозможно вернуться

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

Нам туда, где пол жизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло.

 

8.Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

 

 

 

 

 

 

 

 Самоанализ классного часа « Моя малая родина»

Основные принципы работы:

Принцип вариативности.

Принцип сотворчества.

Принцип созидательной творческой деятельности.

Принцип гуманизма.

Цели:

Расширение и углубление знания учащихся об истории родного села.

Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

Содействовать моральному развитию детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация  с фото, которые сделали сами дети, книга Л.Хабибуллаевой «Мой аул».

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной темы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.

Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживалась на протяжении всего внеклассного занятия.

На занятии я использовала разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», Ребята рассуждали о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.

Дети были организованны, дисциплинированны и активны. В ходе классного часа работала над развитием речи учащихся, добивалась распространенных ответов в высказываниях детей. Классный час был эмоционально насыщенный. Удалось полностью реализовать поставленные задачи.

Завершая беседу, учащиеся согласились с мнением учителя в том, что изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый может гордиться своей малой родиной.

 

 

 

 

 

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *