Модель центра познавательной активности в старшем дошкольном возрасте Развитию познавательной активности дошкольников старшего возраста в полной мере способствует создание центров науки и природы, которые развивают интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формируют представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.) Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой ( печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами), а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
infourok.ru
Модель центра познавательной активности в старшем дошкольном возрасте Развитию познавательной активности дошкольников старшего возраста в полной мере способствует создание центров науки и природы, которые развивают интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формируют представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.) Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой ( печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами), а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
infourok.ru
Новикова Л.М.
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Солнышко» г. Тамбов
Активизация деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО.
– Улучшить условия по организации РППС, способствующей созданию у детей дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития.
– Повысить уровень и качество работы с детьми по речевому развитию.
– Выявить творческих талантливых педагогов, создающих условия для развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО при организации центров по речевому развитию.
– Привлечение родителей воспитанников к созданию условий для становления и развития речевой деятельности детей.
Наличие условий для речевого развития детей обеспечивается комплексом:
Наполняемость центра речевого развития (младший дошкольный возраст по разделам)
Наполняемость центра «Театральный уголок»
(младший дошкольный возраст)
Играем в театр
– Пальчиковый театр
– Настольный
– Би-ба-бо
– Теневой
– Кукольный
– Театр для фланелеграфа
– Игры-драматизации
– Уголок ряженья
Наполняемость центра художественного слова
(младший дошкольный возраст)
Наша библиотека
– сказки и рассказы по лексическим темам;
– иллюстративный материал;
– фото детских писателей;
– кроссворды, ребусы;
– пословицы и поговорки;
– загадки;
– стихи;
– книжки-малышки.
Наполняемость центра речевого развития
(старший дошкольный возраст)
12. Наличие индивидуальных акриловых зеркал.
13. Трафареты, шаблоны штриховок, дорисовываем фигуру для подготовки руки к письму.
14. Видеоматериалы, фонотека.
15. Картотека нетрадиционных методов обучения (биоэнергопластика, кинеозиологические упражнения и т.п.)
16. Атрибут речевого уголка (игрушка (картинка)-«одушевленный персонаж»).
Наполняемость центра «Театральный уголок»
(старший дошкольный возраст)
Играем в театр
– Пальчиковый театр
– Настольный
– Би-ба-бо
– Теневой
– Кукольный
– Театр для фланелеграфа
– Игры-драматизации
– Уголок ряженья
Наполняемость центра художественного слова
(старший дошкольный возраст)
Наша библиотека
наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов.
nsportal.ru
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса….
Моделирование педагогического процесса и организация речевых центров, основные факторы усвоения многообразия функций речи.презентация с теоритическим материалом по теме и фотографиями…
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работыМетодическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По …
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работыМетодическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По …
Интегративный подход и к организации развивающих центров активности детейРассматривается построение развивающей среды ДОУ в условиях интегративного подхода….
Доклад «Виды детской деятельности в центрах активности» к педсовету «Создание центров активности и организация свободной деятельности дошкольников»Цель педагога – способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного…
Принципы создания центров активности и организация свободной деятельности дошкольника.Актуальность создания ценров активности,принципы создания ценров активности …
nsportal.ru
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)»
«Скажи микробам «нет»
Выполнила
Дудина Надежда Александровна
Воспитатель
ГБОУ ООШ №9
Структурное подразделение
«Детский сад «Родничок»
г. Новокуйбышевск
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольноговозраста (старшая группа)
Тема: «СКАЖИ МИКРОБАМ «НЕТ»
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально – Коммуникативная», «Двигательная», «Игровая».
Задачи:
1)Познакомить детей с понятием “микробы”, рассказать об их влиянии на здоровье.
2)Расширять представления детей о лекарственных растениях.
3)Развивать мыслительную деятельность, память, речь, зрительно-двигательную координацию, внимание.
4)Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, товарищества, культуру речевого общения воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.
Методы и приемы:
– практические: просмотр видео, прослушивание аудиозаписи (о здоровье)
– наглядные: рассматривание картинок с изображением лекарственных растений
– словесные: беседа «Будь здоров», ответы на вопросы воспитателя
Материалы и оборудование: презентация «Микробы», письмо, зеркала, марлевые повязки, киндер – сюрпризы с киндером и чесноком, медали, схема «ёлка, палочки, изображения лекарственных растений.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика «Начинаем колдовать, двери в космос открывать», логоритмическая гимнастика «Мы стоим, вот так стоим», массаж «Неболейка» |
Игровая | Дидактическая игра «Правила здоровья», дидактическая игра «Лекарственные растения». |
Познавательно-исследовательская | Опыты «Как расселяются микробы» |
Коммуникативная | Рассказ воспитателя «Кто такие микробы?» |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель задает детям вопрос: – Ребята, при встрече люди, что друг другу говорят? – Да. Совершенно верно! Они приветствуют друг друга, говорят важное слова: «Здравствуйте!» -Ребята, а хотите знать, что означает слово, здравствуйте? – В умной книге (энциклопедии) говорится, что слово «здравствуй» означает, будь здоров. Я знаю одну такую планету «Здоровейка». – Как вы думаете, кто в этой стране живёт? (Люди крепкие, здоровые, сильные). – На ней живут цветные человечки, они всегда были здоровые. | Дети отвечают на вопросы воспитателя | Активизирован и расширен словарь детей |
www.prodlenka.org
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 66»
Проект
«Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской деятельности в ДОУ»
Автор: старший воспитатель
Чухнина Анастасия Яковлевна
Иваново 2016
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Русская пословица советует: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Педагоги-практики утверждают: «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками».
Актуальность:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Концептуальное обоснование проекта:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда, или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки помыть, а вот исчезнувший интерес к окружающему и с годами восстановить практически невозможно.
Стратегическая цель:
Повысить уровень педагогического мастерства воспитателей ДОУ.
Конкретная цель:
Формировать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, изобретательность.
Задачи:
1.Формировать у детей способности видеть многообразие мира.
2.Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
3.Развивать мышление, речь, воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, видеть её красоту, следовать доступным экологическим правилам.
4.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при поведении опытов.
Проблемно-ориентированный анализ:
В процессе наблюдения за работой педагогов с детьми по познавательному развитию было выявлено следующее:
Педагоги организуют с детьми традиционные виды деятельности (НОД, утренники, редко досуги). Недостаточно в ДОУ проводится тематических развлечений, экспериментально-исследовательской деятельности, проектной деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. И, нельзя не отметить, что исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и т.д.
Дети мало задают вопросы, речь детей недостаточно развита, у них снижена познавательная активность.
В отдельных группах отсутствуют центры экспериментирования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Ожидаемые результаты:
Этапы и сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на два года (2015-2016 учебный год)
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: итоговый
I ЭТАП (август – сентябрь 2015)
Проводится анализ кадрового обеспечения ДОУ; анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников по поводу удовлетворённости качеством образовательных услуг, работой воспитателей по познавательному развитию дошкольников. Разработка системы мероприятий по развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ.
II ЭТАП (октябрь 2015 – апрель 2016)
Проводится реализация системы мероприятий по развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ.
III ЭТАП (май 2016)
Подводятся итоги результативности разработанной системы мероприятий по
развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ.
План мероприятий по реализации проекта
Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | ||
Анализ кадрового обеспечения ДОУ (анкетирование педагогов ДОУ, наблюдение за работой педагогов ДОУ). | Август – сентябрь 2015 | Заведующий Ст. воспитатель |
Анализ педагогической работы ДОУ за 2014-2015 учебный год. | Август 2015 | Ст. воспитатель |
Просмотр образовательной деятельности по познавательному развитию с целью мониторинга уровня исследовательской деятельности в группах. | Сентябрь – октябрь 2015 | Ст. воспитатель |
Изучение предпочтений, интересов детей каждой возрастной группы. | Сентябрь – октябрь 2015 | Ст. воспитатель |
Включение в годовой план работы ДОУ задачи по развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ | Август 2015 | Ст. воспитатель |
«Взгляд со стороны» (анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников об удовлетворённости качеством образовательной работы ДОУ по познавательному развитию) | Сентябрь 2015 |
Ст. воспитатель Воспитатели |
Разработка проекта «Развитие познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ» | Сентябрь – Октябрь 2015 | Заведующий Ст. воспитатель |
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ | ||
Теоретический семинар «Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности» (где воспитатели ознакомились с видами экспериментирования, его организацией в разных возрастных группах) | Октябрь 2015 | Ст. воспитатель |
Мастер-класс «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» | Октябрь 2015 | Ст. воспитатель Воспитатель подготовительной группы |
Мастер-класс «Опыты в детском саду» (прежде, чем показывать опыт детям и проводить его с детьми, воспитатель сам должен научиться это делать, чтобы в последствии опыт удался и дети сделали правильные выводы.) | Ноябрь 2015 | Ст. воспитатель |
Открытые просмотры НОД с использованием детского экспериментирования с последующим самоанализом и анализом коллег по работе. | Ноябрь 2015 Февраль2016 Март 2016 | Педагогический коллектив |
Знакомство педагогов с новинками методической литературы по вопросам детского экспериментирования. | В течение срока реализации проекта | Ст. воспитатель |
Проверка планов воспитательно-образовательной работы педагогов. | В течение срока реализации проекта | Ст. воспитатель |
Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам педагогов. | В течение срока реализации проекта | Ст. воспитатель |
Создание в группах центров исследовательской деятельности. | В течение срока реализации проекта | Ст. воспитатель Воспитатели |
Круглый стол, на котором рассматриваются следующие темы: «Опыт работы по исследовательской деятельности в каждой возрастной группе», «Презентации центров исследовательской деятельности», «Анализ открытых просмотров исследовательской деятельности». | Март – апрель 2016 | Ст. воспитатель Воспитатели |
Фотовыставка в ДОУ «Юные исследователи» | Апрель 2016 | Ст. воспитатель |
Презентация «Опыт работы воспитателей» по теме проекта | Апрель 2016 | Воспитатели Ст. воспитатель |
III ЭТАП – ИТОГОВЫЙ | ||
Обобщенный анализ работы педагогического коллектива за данный срок реализации проекта | Май 2016 | Заведующий Ст. воспитатель |
Анкетирование педагогов ДОУ (сравнительный анализ) | Май 2016 | Ст. воспитатель |
Вручение благодарностей активным и проявившим себя педагогам от заведующего ДОУ за плодотворную, творческую работу в течение срока реализации проекта | Май 2016 | Заведующий Ст. воспитатель |
Оглашение благодарностей от родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ | Май 2016 | Заведующий Ст. воспитатель |
Оформление фотоальбома «Развитие познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ» | Апрель-май 2016 | Ст. воспитатель |
Участники проекта:
Ресурсы:
Риски:
Эффекты проекта:
1. Повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ.
2. Повышение качества образовательной работы ДОУ.
3. Удовлетворённость родителями (законными представителями) воспитанников качеством образовательных услуг.
4. Успешная психолого-педагогическая готовность и адаптация к школе выпускников ДОУ.
5. Повышение престижа ДОУ.
Продукт проекта:
nsportal.ru