“Беларусь от А до Я”
Цель:воспитывать гражданско-патриотическое чувство у младших школьников.
Задачи:
· воспитывать у детей чувство патриотизма ,
· любовь к родным местам,
· интерес к национальной культуре,
· обогащать лексический запас у учащихся;
· развивать сообразительность, заинтересованность историей родного края.
Оборудование:
· выставка фотографий “Мой родной край”;
· выстава книг “Беларусь – наша Родина”
· геаграфический контур Беларуси;
· звукозаписи песен
· компьютерная презентация “Беларусь от А до Я.”
· мультимедиапроектор
· интерактивная доска
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина? Да, наверное, “с той песни”, а еще — с того знакомого с самого детства места, где мы родились, с того города, деревни, где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу…
У каждого из нас родина – это та страна, где мы родились и выросли. А вы знаете как называется наша Родина? Как называется народ, который проживает на территории Беларуси? (белорусы)
Как же появились белорусы
ЛЕГЕНДА как произошел мир.(слайд 1,2)
Когда-то давно, когда мир еще только зарождался, ещё нигде ничего не было. Всюду стояла мёртвая вода, а посреди воды торчал будто бы камень, будто бы что-то иное…
ЛЕГЕНДА о Беларуси. (слайд 3,4,5)
Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, в чудесное княжество. А называется это княжество – Беларусь. Во время путешествия у нас будут остановки на станциях, где вам нужно выполнить различные задания. Я думаю, что вы будете выполнять быстро и правильно. Пусть наш путь будет радостным, весёлым, интересным.
(Ребята делятся на две команды.
Итак в путь и первая станция “Букварная”(слайд 6)
1. Комната для занятий в школе.
2. Кто пишет книги? (Писатель)
3. Хранилище для книг. (Библиотека)
Игра «Переводчики»
Следующая станция “Лесная”(слайд 7,8,9)
(Загадки о животных).
Физкультминутка «Бульба, драники, колбаса»
Станция “Белокрылая”(слайд 10)
1. Птица — символ Беларуси. (Аист)
2. Птица, лесной доктор. (Дятел)
3. Какая птица ведёт активный образ жизни ? (Сов)
4. Какая птица подбрасывает птенцов другим ? (Кукушки)
5. Птичий дом. (Гнездо)
6. Птичья одежда. (Перья)
Аист — символ Беларуси. Развернув крылья-паруса, кружат аисты над лугами, полями, холмами нашей Родины. Согласно поверью, семья, во дворе которой поселится аист, будет счастлива.
Станция “Васильковая”(слайд 11)
1. Королева цветов. (Роза)
2. Цветы, собранные в пучок. (Букет)
3. Дом садовых цветов. (Клумба)
4. Звенит и цветет. (Колокольчик)
5. Цветок, исполняющий желания. (Цветик-семицветик)
6. В какой сказке цветы собирали зимой? (“Двенадцать месяцев”)
7. Девочка из цветка. (Дюймовочка)
8. Колосится в поле рожь…
Там, во ржи, цветок найдешь,
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Сообщение информационного центра:
Василек — один из самых любимых в народе цветов. В одной легенде рассказывается, что однажды небо упрекнуло поле в неблагодарности:
– Все, что населяет землю, благодарит меня. Цветы посылают мне свое благоухание, леса — свой таинственный шепот, птицы — пение. Только хлебные колосья не выражают мне своей признательности. А ведь я наполняю их корни освежающим дождем и заставляю зреть колосья.
– Наоборот, мы благодарны, — возразили колосья, — мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени и золота, но у нас нет возможности вознестись к небу и поблагодарить тебя. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя знаками любви.
– Хорошо, — ответило небо, — если вы не можете подняться ко мне, тогда я сойду к вам. И оно приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы — частицы самого неба. С тех пор стебли хлебных злаков при каждом дуновении ветерка кланяются посланцам синего неба и шепчут им ласковые слова.
Назовите символы Беларуси?
1. Цветы каких растений изображены на Государственном гербе Республики Беларусь? (Клевера и льна) ( слайд 12)
Составить слово из букв
Б — самая первая книга ученика.
(Букварь)Е — новогоднее дерево. (Ель)
Л — первый президент Республики Беларусь. (Лукашенко А. Г.)
А — самая крупная птица Беларуси. (Аист)
Р — самый большой по территории сосед нашей страны. (Россия)
У — самая “желтоглазая” змея наших лесов — символ удачи наших предков. (Уж)
С — знаменитый белорус-первопечатник. (Скорина)
Ь — самый близкий и родной человек (это слово заканчивается на ь). (Мать)
Вот и подошло к завершению наше путешествие. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги.
И напоследок я хочу сказать
Что Родина – это вторая мать
Ее не выбирают и не губят
А просто берегут и любят.
Литература
1. Александровіч Р., Нескаромная Т. Зямля з блакітнымі вачыма. Мн., 2001.
2. Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. Директоров шк. По воспитательной работе, Кл. рук., педагогов. – Минск: НИО, 2007.
3. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: пособие для рук. Учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов. – Минск: НИО, 2007
4. Осипова М.П. Воспитание. Второй класс: пособие для учителей начальных классов, воспитателей ГПД. Мн.: “Интерпрессервис”; “Экоперспектива”, 2003.
5. Шаблоўская М.Ф. Беларуская дзіцячая літаратура. Хрэстаматыя. Мн.: ТАА “Юніпрэс”, 2003.
6. Шаблоўская Т.А. Наш край беларускі. Мазыр: ТАА ВД “Белы вецер”, 2006.
7. Храмцова, Ф.И. Детские и молодёжные организации и объединения: Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов – организаторов.
Тема: “Моя Беларусь”
Цель: формирование гражданственности и патриотизма, национального самосознания.
Задачи: дать понятие «большая и малая Родина»; развивать чувство патриотизма и гражданственности у учащихся, стремление быть полезным для своей страны; воспитание патриотических чувств, любви, уважения к своей Родине, своему городу, семье и школе.
Ход урока
1.Организационный этап
– Дорогие ребята, я очень рада приветствовать сегодня вас на нашем занятии. Хочу вам пожелать хорошего настроения, терпения, внимательности.
2. Основной этап.
-Прослушайте внимательно стихотворение, которое написал наш белорусский поэт П. Бровка и подумайте, о чем мы с вами будем говорить на уроке:
Змалку звалi цябе
Мы прыгожай Радзiмаю,
Беларусь, Беларусь,
Як ты сэрцу любiмая!
Беларусь, над табой
Неба з яснымi зорамi,
Паглядаеш на iх
Ты вачамi-азерамi.
(ответы детей)
– Верно, сегодня мы будем говорить о нашей Родине, вы познакомитесь с новыми словами, узнаете много нового и интересного, а тема нашего урока такая :” Моя Беларусь ”.
(читают хором тему)
– Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
-Давайте разберемся что же такое Родина?
(Родина – это та страна, в которой человек родился, взрослел и к судьбе которой
он небезразличен. Родина – это то место, в котором каждый человек ощущает себя
маленькой частицей целого народа.)
Ученик:
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Ученик:
На карце вялікага свету
Яна, як зялёны лісток,
Песня гарачага лета,
Крынічнай вады глыток,
Адвечная калыханка,
Душы запаветны куток,
Трапеча гарачым ранкам
На дрэве нястомны лісток.
А ў навальніцу б’ецца,
Небачны паміж лісця,
Як роднае матчына сэрца,
Ш’то мне даражэй жыцця.
Ученик:
Я нарадзіўся беларусам,
Беларусам буду жыць!
Мову родную вучуся
Шанаваць, цаніць, любіць.
Сваю родную старонку
Я люблю, як і бацькоў,
Што вучылі песні звонкай,
Прывівалі мне любоў.
I да мовы, да дубровы,
Да палеў і да лугоў
I заўсёды да народа,
Што жыве тут ад вякоў.
Я клянуся: не зракуся
Свае роднае любіць.
Быў і буду беларусам,
Покуль толькі буду жыць.
-А малая Родина?
” Моя малая Родина” – так человек может назвать край или город, в котором вырос, часть земли, которая связана с его друзьями, с улицей, на которой в детстве он играли с ними в прятки. Для малая родина- это Могилев. Место, где мы родились, живем, где наши родные и близкие. В Могилеве много исторических мест, связанных с историческим прошлым нашей страны. Вспомните и назовите имена героев, которые прославили наш город и чьими именами названы улицы города.
(ответы детей: Т. Карпинская- связная, Л.Лорченко)
-Как называют человека, который любит свою страну, беспокоится о её будущем? (Патриот.)
ПАТРИОТ -любитель Отечества.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
-Проверим, как вы владеете своим родным языком.
Игра «Переводчик».
Ваша задача – представленные слова перевести на белорусский язык.
Родина – Радзіма,
язык- мова,
государство- дзяржава,
флаг – сцяг,
друзья – сябры
Отечество – Айчына,
Аист – бусел,
Родители – бацькі,
Цветы – кветкі
Деревья – дрэвы
Учитель – настаўнік
-Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.
Игра «Пословица»
Родная сторона-мать, чужая-…
Где мать родила, там и Р…
Везде хорошо, а дома…
На чужой сторонушке рад своей…
Чужбина-калина, Родина-…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…
Родина-мать, умей за нее…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Работа с картой Беларуси.
– Рассмотрим территорию нашей страны на карте. Сколько областных центров? (Показать на карте.) Как называется столица Беларуси?
Город-герой Минск – один из самых крупных и красивых городов нашей страны. Многие города имеют свой герб. Посмотрите, как выглядит герб города Минска и других городов.
-На что похожа территория нашей страны?
Давайте посмотрим на карту и скажем, какие достопримечательности есть в каждом городе?
Игра «Города Беларуси»
Г — Гродно Б — Борисов У — Ушачи
О — Орша Е — Ельск С – Слоним
Р — Рогочев Л – — Лепель И — Івацэвічы
О – Осиповичи А — Ашмяны
Д — Добруш Р — Речица
Физминутка
Игра « Кто лучше знает животный и растительный мир Беларуси?» (дети отгадывают загадки о растениях и животных Беларуси)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка,
сердечко золотое. (Ромашка)
Ты его узнаешь сразу:
Летом на зиму припасы
Он копит день за днем.
Весь запас всегда при нем.
Сладко спит зимой
Без храпа,
А во рту, как соска, —
Лапа.
Лишь начнет капель звенеть,
Просыпается… (медведь).
На дне, где тихо и темно.
Лежит усатое бревно. (сом)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый.
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист.)
“Кроссворд реки и озера Беларуси”
1. От какой реки получил название город Витебск? (Витьба)
2. В нашей стране очень много рек и озёр и поэтому она называется …(Синеокая)
3. Маленькая речушка, протекающая в г. Могилёве? (Дубравенка)
4. Река, на которой стоит г. Могилев? (Днепр)
5. Самое красивое озеро в Беларуси? (Нарочь)
Игра «Собери словечко»
(с, м, в, л, и, и, к, а, о)
Государственными символами РБ являются герб и флаг. (обсуждение герба и флага РБ). Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. Белый цвет-цвет свободы, зеленый цвет – это цвет природы, красный цвет с древнейших времен служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство борьбу за независимость нашей Родины. Герб: земной шар-РБ воспринимает все народы как равноправных друзей и партнеров, клевер, лен. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи.
Подведение итогов. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу. Я хочу вам пожелать, чтобы вы старательно учились и работали, любили и защищали свою страну, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг. Ведь Вы – наше будущее.
«Свободный микрофон».
а) Моя Родина – это…
б) Я благодарен(а) своей стране за то, что…
в) Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой… (5-10 прилагательных).
г) Когда вырасту, я …
В августе 2020 года Беларусь оказалась на грани революции, когда вспыхнули массовые протесты общенациональной оппозиции, чтобы бросить вызов лидеру-лидеру Александру Лукашенко. Белорусы отказались признать официальные результаты выборов, которые, по мнению миллионов, были украдены.
Тысячи были задержаны, и многие сообщили о пытках или жестоком обращении со стороны властей. Во время репрессий погибло несколько человек
В явном стремлении предотвратить повторение подобного сценария в будущем и превратить белорусских детей в «патриотов» власти стали серьезно относиться к «военно-патриотическому» воспитанию. Летние лагеря организуются под наблюдением сил безопасности. С начала учебного года для школьников создано почти 20 «военно-патриотических» кружков, в школах введена должность специального «военно-патриотического» воспитателя.
«Любой диктаторский режим планирует существовать вечно. В любом случае он стремится гарантировать свой статус на десятилетия вперед», — говорит Валерий Карбалевич, политический обозреватель белорусской службы РСЕ/РС. «Вот почему власти уделяют такое внимание воспитанию подрастающего поколения».
Клубы Карпянкова
Такие «военно-патриотические» клубы существовали и раньше, но после протестов 2020 года власти решили еще более основательно сосредоточиться на воспитании молодых белорусов. В мае Лукашенко подписал закон о развитии этих клубов и их финансировании из бюджета.
В законе указано, что клубы созданы по решению заместителя министра внутренних дел Николая Карпянкова. Это тот самый Карпянков, который стал широко известным после того, как 6 сентября 2020 года разбил дубинкой стеклянную дверь минского кафе, чтобы задержать протестующих с близлежащего митинга оппозиции.
Позже Карпянков публично назвал оппозицию за рубежом «бешеными псами, заслуживающими только одного — смерти».
Николай Карпянков (в военной форме) и Игорь Карпенко (третий справа) на презентации военно-патриотического клуба в Минске в 2021 году.Детские и юношеские клубы по замыслу Карпянкова создаются на базе воинских частей, МВД, МО, Погранкомитета и «сохраняют лучший опыт военно-патриотического воспитания времен СССР». Власти хвастаются тем, что желающих вступить в клубы так много, что родители даже жалуются на то, что их дети не могут попасть. военно-патриотические клубы.
«Что посеешь, то и пожнешь»
Их создатели утверждают, что целью клубов является привитие позитивного мышления, идеи гражданственности, чувства патриотизма, верности Родине, готовности к выполнению задач в защита Родины у детей и молодежи.
Также часто упоминается и другая цель: подготовка будущих солдат.
В октябре в военно-патриотические классы средней школы № 93 г. Минска поступило 90 детей. Они приняли торжественную присягу и получили сертификаты курсантов и офицеров Военной академии.В апреле представители министерств внутренних дел и министерств обороны провели пресс-конференцию, на которой подробно рассказали о работе клубов. Заместитель командира отряда по идеологии МВД подполковник Александр Бражицкий тогда озвучил цель:
“Прививать любовь к флагу, к гимну. Что посеешь, то и пожнешь. У нас лучшая молодежь. Чисто, светло, это наше будущее. А они так все впитывают, и говорят, что ничего не хотят…. Мы, взрослые, не хотим с ними иметь дело. Мол, улица их воспитает. Да , их поднимет улица. Мы помним 2020 год, и они пойдут совсем в другом направлении, в отличие от нас».
Бывший министр образования Игорь Карпенко, активно поддержавший создание этих клубов в 2021 году, заявил, что они помогают «отвязать» молодежь от гаджетов и защитить от деструктивных влияний.
Дети выступают на открытии военно-патриотического клуба в Минске.Подготовка молодых солдат
Военно-патриотические клубы действуют на базе воинских частей. Например, в воинской части 3214 (той самой, военнослужащие которой принимали активное участие в насилии над мирными демонстрантами) действует клуб «Рысь», в котором занимается более 100 детей.
Другой пример – клуб «Гранит», который проводится на базе в/ч 5448. Там дети занимаются гимнастикой и рукопашным боем – допризывной подготовкой.
Детей учат обращаться с оружием. Их берут на зачистку «линии Сталина» — укреплений вдоль западной границы Советского Союза, построенных в 1920-х годах. 9 мая они отмечают День Победы и проводят встречи с православными священниками.
Студент получает сертификат на открытии Клуба Доблести в Минске. Дети из Стаупецкого и Нясвинского районов посещают воинскую часть.Ежегодно в преддверии Дня спецназа 5-я отдельная бригада специального назначения проводит конкурс «Юный спецназовец». Детей знакомят с различными видами огнестрельного оружия, а также разрешают потренироваться в стрельбе из пневматической винтовки.
Лето на военной базе
Такой подход к воспитанию применяется и в детских спортивно-патриотических лагерях. В 2021 году таких лагерей было 46, в этом году — 60. Дети могли часами бывать в воинских частях и даже оставаться на ночь.
В 2021 году военные базы посетили 2000 детей. Например, витебские курсанты летом побывали в 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде. Почти 300 школьников посетили занятия в десантном комплексе, ознакомились с основными образцами стрелкового оружия бригады, историей десантной части, произвели стрельбу из пулемета на электронном тренажере, посмотрели концерт военного оркестра и фильм о боевой путь воинской части.
Дети посещают Витебскую отдельную гвардейскую воздушно-десантную бригаду.Детей также возят на различные экскурсии. В июле воспитанники военно-патриотического клуба «Великан» вместе с представителями организации «Патриоты Беларуси» посетили 38-ю Брестскую отдельную гвардейскую десантно-штурмовую бригаду.
Всего за две недели июня блок якобы посетило более 10 000 детей.
На таких соревнованиях школьники соревнуются в военной подготовке: разборка и сборка автомата, упаковка вещмешка и снаряжения, разрядка магазина, метание учебной гранаты, оказание первой медицинской помощи, меткая стрельба.
Дети присутствуют на открытии спортивно-патриотического лагеря на базе 38-й Брестской отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады.Во время летних лагерей воинские части организуют выставки военной техники для детей. Одно из них состоялось в 6-й отдельной гвардейской механизированной бригаде, где в городе Жабинка была организована выставка вооружения и военной техники.
Дети принимают участие в военно-патриотической акции «Дорогая Победа».Военные учителя в школе
К «правильному патриотизму» теперь нужно относиться более серьезно и в школах. В прошлом году была введена должность начальника военно-патриотического воспитания. Единого подхода в работе таких педагогов пока нет; они только недавно начали готовить руководство. Пока учебника нет, Минобороны рекомендует использовать вспомогательные материалы на своем сайте.
Владимир МакаровУрок первый: «Фальсификация исторической памяти: кому и почему выгоден неофашизм». Его подготовил бывший пресс-секретарь управления идеологии Минобороны Владимир Макаров. Он известен тем, что называл противников военных парадов «потомками Вильгельма Кубе» (фашистский полководец во время оккупации Минска во время войны), противников правительства — членов «либероидной секты», а Лукашенко — «деятелем нового века».
Урок состоит из 24 слайдов и начинается со слов советского лидера Иосифа Сталина в 1943 году о роспуске Коммунистического Интернационала. В презентации также представлена скандальная картина Михаила Савицкого «Летний театр», на которой изображены жертвы Холокоста и узник с желтой звездой на халате, везущий тела в крематорий.
В советское время живописца обвинили в антисемитизме за то, что он показал евреев пособниками преступлений нацистов.
Минобороны также рекомендует показывать на уроках фотографии убитых младенцев, предположительно ставших жертвами американских бомбардировок Югославии.
Есть слайд , на котором утверждается, что во время Второй мировой войны польские националисты играли в футбол головами расстрелянных евреев и цитата о том, что “сущность белоруса – русскость”.
Практически все предложения по военно-патриотическому воспитанию посвящены истории Великой Отечественной войны. Но есть, например, видеообращение белорусских ветеранов, которые цитируют заявления Лукашенко, ругают Европу, которую обвиняют в желании отобрать белорусскую землю, и призывают детей быть верными руководству страны.
Попытки властей повлиять на образование детей на этом не заканчиваются. Сегодня в Беларуси около 1500 музеев при школах, из них более 200 военно-исторических. В 2022-23 учебном году властями поставлена задача перед каждым общеобразовательным учебным заведением создать музейную комнату и тематические экспозиции, «приуроченные к Году исторической памяти, Геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».
Военнослужащие сами посещают школы, поездки по которым описаны в Telegram-канале Минобороны. В сентябре военнослужащие 6-й отдельной гвардейской механизированной бригады приняли участие в классном занятии «Я гражданин Республики Беларусь» в средней школе №1 поселка Малорита. Они прочитали лекцию и ознакомили студентов с военной формой и стрелковым оружием.
По рекомендации Минобразования всем учителям в этом году предложено активно организовывать конкурсы на военную тематику, читать книги о Великой Отечественной войне, смотреть фильмы о войне, посещать памятные места, связанные с войной, проводить открытые уроки посвященный «геноциду белорусского народа».
«Система образования находится под жестким контролем, — говорит политолог Валерий Карбалевич. «Теперь нельзя будет поступить в вуз без характеристики, свидетельствующей о лояльности существующему режиму»9.0019
“Культ милитаризма – один из важных элементов воспитания молодежи при диктатурах. Это подтверждает история всех таких режимов. Поэтому не случайно должности руководителей “военно-патриотического” воспитания были ввели в школах в прошлом году», — говорит он. «Недавно Лукашенко поручил министру внутренних дел Ивану Кубракову создать по всей стране лицеи для подготовки сотрудников МВД.
являются явными признаками формирования в Беларуси тоталитарного режима»9.0019
Полиция часто участвовала в школьных праздниках и до 2020 года. Сотрудники поздравляли детей с праздниками и напоминали им о безопасном поведении на дорогах, дома и в сельской местности. Однако в этом году лукашенковские силовики предприняли дополнительные меры, чтобы, по их словам, обеспечить безопасность во время последнего звонка: в каждой школе дежурили , на всех школьных территориях дежурили аварийно-спасательные формирования. Кроме того, усилен пропускной режим в школах. Силовики патрулировали улицы, парки и скверы – все популярные места сбора студентов, желающих отметить начало летних каникул.
Многие выпускники пришли на праздник в коричневых школьных платьях советских времен с белыми фартуками. Наряд не обязателен – некоторые школы отдают предпочтение обычным парадным платьям, а некоторые – собственной форме. Кстати, такую же одежду часто выбирают российские одиннадцатиклассники для своего последнего звонка. Если в Украине уже несколько лет ученики по всей стране выбирают блузки и рубашки с традиционной вышивкой, то в Беларуси такие национальные орнаменты могут считаться несанкционированным пикетированием или экстремизмом, а носящие их могут быть наказаны. В 2021 году Владимира Гундара из Барановичей осудили за фото в вышиванке в социальных сетях. Полиция увидела в орнаменте свастику.
Праздничная часть праздника традиционно прошла в школах. Директора школ, представители городской и районной администрации, почетные гости напомнили ребятам о войне и привили любовь к нелегитимному режиму. Например, в средней школе №1 г. Горки ведущие мероприятия заявили, что Год исторической памяти сплотил белорусское общество, укрепил единство народа, и молодежь должна помнить цену, заплаченную за сегодняшнее счастье, и быть благодарной тем, кто дал им мирное небо.
В Минске последний звонок не ограничивался только очередью. Церемония возложения цветов состоялась у стелы «Минск — город-герой». Заместитель председателя Мингорисполкома Артем Цуран выступил перед воспитанниками: «По большому счету все начинается здесь, с памятных мест, посвященных героям, не только освободителям нашего города, но и людям, которые его отстраивали. Думаю, было бы неправильно не отдать дань уважения их памяти и не сказать спасибо в тот день, когда для молодых начинается новая история. Хотя наших освободителей в большинстве своем нет с нами, мы должны еще раз поблагодарить их, тем более в знаменательный год, который Президент объявил Годом исторической памяти».
Праздничный день в столице завершился шоу на «Минск-Арене», которое не обошлось без лекций городской администрации. Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев вспоминал свой последний звонок: «Каждый выпускник сегодня мечтает о том, как построить свою дальнейшую жизнь. Их мечты должны сбыться. Хочу пожелать им успехов и удачи, чтобы в жизни все происходило так, как они себе сегодня желают».
Вместо праздника детей ждал череда рассказов об исторической памяти. По рекомендации Министерства образования часть мероприятия была посвящена победе над немецко-фашистскими захватчиками. Выпускникам рассказали о первых школах, появившихся в Минске, и героях-пионерах, а юные и взрослые артисты выступили с номерами в военных костюмах. Только после этого партия сменилась на более современную.
Напоминаем, что сотни мальчишек и девчонок празднуют свой последний звонок за решеткой. Некоторые из них стали политзаключенными за участие в протестах, а некоторые стали жертвами наркоторговцев и попали в тюрьму на долгие годы. Их последние звоночки прошли в клетках, под решетчатым небом и в казенных мундирах с цветными бляхами с цифрами*, дифференцирующими и делящими их на категории заключенных. Вместо праздничных поздравлений и беззаботных трех месяцев их ждет бесконечный рабский труд каждый летний день. Мечты этих детей, безусловно, не сбываются очень долго, если вообще когда-либо.
С теми, кто еще на свободе, нелегитимная власть продолжает играть в память о войне, что особенно абсурдно, учитывая их поддержку российской агрессии в Украине, убивающей сотни детей и взрослых. Но белорусским подросткам об этом не говорят, а заставляют гордиться общим с Россией прошлым, петь песни страны-агрессора и носить российскую одежду.