Мастер класс русская изба – – . , – .

Содержание

Методическая разработка: Мастер – класс для педагогов. Знакомство с мини – музеем “Русская изба”

Мастер – класс предметно-развивающей среды “Русская изба”.

Цель которой: Показать педагогам преимущества условий музея при проведении занятий по патриотическому воспитанию детей. Помочь увидеть, как обстановка музея, средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, вводит детей в мир народного быта, где ребёнок может максимально самореализоваться. Побудить воспитателей чаще проводить занятия в «Русской избе».

Ход мероприятия:

 Почему мы создали мини-музей. Специфика жизни современного села не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческом музее, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа. По этой причине мы решили создать в свободном помещении детского сада мини-музей. Многие родители поддержали наше начинание и до сих пор помогают в приобретении различных предметов-экспонатов. Многие мамы и папы не раз бывали в нашем музее и с большим интересом наблюдали оформление помещения под русскую избу.

    

  Что такое мини-музей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых  он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.     

 Описание мини-музея «Русская изба»

Мини-музей «Русская изба» создан коллективом сотрудников  детского сада при активном участии родителей и общественности села под руководством заведующей детским садом .

                                                       Расположение.

«Русская изба» занимает свободное помещение группы. Состоит из одной комнаты.

                                                      Содержание и экспонаты.

     Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Радом  со столом стоят деревянные лавки, покрытые плетёными покрывалами. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: сарафаны, рубахи и прочие вещи. На сундуке сидит внучка (изготовлена сотрудницей детского сада). В другом углу избы стоит русская печь, на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова. Рядом с печкой расположен лежак, где можно в тепле отдохнуть после трудовых дел, детям играть в разные игры в тепле и уюте. В уголочке лежака примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.

Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Возле тёплого места в избе  висит люлька. В люльке лежит младенец (кукла), люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы. В  избе часто предлагают детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывают загадки, общаются с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Интересные рассказы хозяйки избы об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: соломенные и деревянные куклы. Много чего есть в русской избе: на полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

     Все экспонаты русской избы собраны в селе, у жителей, которые сохранили кое что из домашней утвари.

     Размещение мини-музея.

В любом детском саду существует проблема свободных помещение. Но даже если таковых нет, можно в каждой группе разместить уголок русской избы, где есть одежда в русском стиле, предметы быта.

     Возраст детей.

Содержание и оформление уголков должно отражать возраст данной группы. В младшей – только уголок ряжения: сарафаны, кокошники, передники, фуражки. В средней группе добавили одежду для мальчиков. В старшей группе уголок с домашней утварью. Если детям интересно играть в таком уголке и есть возможность, можно добавить и печь и лавку, горшки-чугунки.

     Результат.

Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора.  Например тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

     Главное – мы достигли цели: создали обще развивающее пространство – мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.

Кто с педагогов знаете много….

Кто в лугах пасет корову?   (Пастух)

  Кто на прялочке прядёт? ( Пряха)

Кто прочистит дымоход? ( трубочист)

Во что ягоды берут (Кузовок)

Что игрушками зовут? (бирюльки)

Чугунки чем вынимают) ( Ухват)

Чем дрова в печке мешают? (кочерга)

На чем играют, с чем поют? (ложки, трещотки)

А закончим вот такими милыми словами….

Здесь вот крынка молока

 Чугунок картошки

 Будем с вами щи хлебать

 Деревянной ложкой.

               Сей музей мы покидаем,

                Русская изба так хороша,

               В каждом стареньком предмете

                Живёт  русская душа!

Наше мероприятие мы заканчиваем, ждём вас на экскурсии и занятия в наш музей!

nsportal.ru

Обустройство русской избы. – Ярмарка Мастеров

Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства.

По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство.

Пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники – полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название “чулан” или “прилуб”. Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще “святым”. Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, – две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла “сутки” (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название “красный” означает “красивый”, “хороший”, “светлый”. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.
Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь – под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное – на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за

столом.

Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын – по левую, третий – рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать – топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.
В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц.Долгая лавка – лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье.
Короткая лавка – лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
Лавка судная – лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней
стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами. Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Он считался “мужской” лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью.

Необходимым элементом убранства жилья являлся

стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте – в красном углу, в котором находились иконы. В некоторых местах, например в Верхнем Поволжье, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком на полавочник под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места. Стол осмыслялся в народном сознании как “Божья ладонь”, дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью.
Покрывался стол скатертью. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

Источник:http://www.perunica.ru/etnos/739-vnutrennee-ubranstvo-russkoj-izby.html

www.livemaster.ru

Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме: Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля “Мастера” на тему: “Жили-были… Путешествие по русской избе”

МБУ ДО «ЦЕНТР СОЗВЕЗДИЕ»

        

« Конспект мастер-класса на тему: «Жили – были… Путешествие по русской избе» (в рамках фестиваля «Город Мастеров»)»

Разработала педагог

дополнительного образования

Зайцева Мария Николаевна

                                                                                                   

Шатура

 2015

Цель занятия: познакомить детей с жизнью и творчеством русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям

 Задачи:

  • познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, с народными приданьями;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, закличками;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;
  • развивать художественно-творческие способности детей;
  • познакомить с техникой выполнения русского оберега

Принципы построения занятия:

  • Учёт возрастных особенностей
  • Наглядность –  обстановка и оборудование горницы.
  • Познавательная активность – практическое исследование старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
  • Комплексность в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также  интегрированности специфически дошкольных  видов  деятельности и областей знаний (особенно в непосредственно образовательной деятельности  как организованной форме обучения с  включением произведений фольклора, русских народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной  информации по проблеме и др.).

Занятие «Жили-были.. Путешествие по русской избе» ориентировано на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  

Большое внимание уделяется русскому  фольклору, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, но и познавательному развитию. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей.

При отборе фольклорных произведений мы опирались на следующие принципы.

  • Доступность содержания детям дошкольного возраста.
  • Познавательная и нравственная значимость.
  • Возможность формирования на их основе умения «чувствовать»  окружающий мир.

     Для организации деятельности по приобщению дошкольников к русской народной культуре  в  кабинете МБУ ДО «Центр «Созвездие» была создана «Русская изба». В ней собраны предметы русского  народного быта, одежды, мебели, посуды. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу русского народного быта, но и талант  предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода и т.д. А главное – попробовать себя в роли  носителей  русской народной культуры.

Ожидаемый результат:

  • сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
  • применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству;
  • творческая активность и самостоятельность воспитанников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.

Основная часть

Оборудование:

Для создания обстановки «Русской избы»  – бутафорская модель русской печи, дрова, кухонная утварь (сито, ухват, чугунок, глиняные горшки, деревянные ложки, глиняная посуда, самовар), коромысло, ведра, утюг, гребень, прялка, керосиновая лампа, бублики, стол, лавки, иконы, свечи, рушники, скатерть.

Для основной деятельности – мука, сито (на каждого), столы песок-вода, маски героев сказки «Репка», костюм для педагога, кокошники, картузики (для детей), проектор.

Для создания куклы «Крупенички»   – материал белый, материал цветной, ленточки, носочки эластичные, нитки, пшеница.

Ход занятия

Педагог (в русском народном костюме) встречает детей у входа.

Педагог: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! (кланяется, прижав руку к сердцу). Добро пожаловать! Хоть не богата, а гостям рада!. Прошу в избу, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком! (дети рассаживаются на стульчики).

В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

  (Ответы детей)

Педагог: Почему говорят: В гостях хорошо, а дома лучше?

 (Ответы детей)

Педагог: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей. Мы приходим домой, чтобы набраться сил. Как вы думаете, из чего раньше люди могли построить себе дом?

(Ответы детей)

Педагог: Конечно, из дерева. На Руси такой деревянный дом назывался избой. В избах жили крестьяне, это люди, которые обрабатывали землю, выращивали хлеб, разводили домашний скот. Сегодня мы с вами отправимся в прошлое и посмотрим, как же жили наши предки в своих избах. Готовы? Но сначала вам нужно надеть специальные головные уборы – для девочек – кокошники, для мальчиков – картузики. В таких головных уборах ходили наши древние предки – славяне на Руси. А теперь: раз, два, три, покружись – в прошлом окажись.

(На стену проектором высвечивается русская изба).

Педагог: Посмотрите, как выглядела русская изба. Вы правильно сказали, что ее рубили из дерева. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Но поклон при входе означал не только знак приветствия, это было необходимо. Посмотрите, какой невысокий вход в избу. Взрослый человек не мог войти в нее в полный рост, поэтому наклонялся, кланялся. Вход делали небольшим для того, чтобы из жилища не выходил теплый воздух.

А теперь давайте посмотрим, что же было внутри избы. Давайте пройдем внутрь.

 (Дети проходят через низкую дверь (макет), кланяясь,  педагог подводит детей в угол с печкой).

 Педагог: Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки о предметах быта русской избы, а вы постарайтесь найти отгадку в нашей избе. Вы можете не знать названия этих предметов, но можете найти отгадку по описанию в загадке. Слушайте и смотрите внимательно.

1. Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает.

Дети: Печь

Педагог: Посмотрите, чем топили печь на Руси. Это дрова. Русская печь –сердце дома. Она кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, на ней же сушили одежду, ягоды, грибы, рыбу. Как встанет поутру хозяюшка, так первым делом начинает печь растапливать. Печь – деревенская кормилица.

2. Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребятки, знает?

Книзу узок, верх широк

Не кастрюля …

Дети: Чугунок (дети могут не знать названия предмета, но легко найдут его среди кухонной утвари)

Педагог: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А как же могла хозяйка достать его из печи? Здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку.

3. Не бык, а бодает,

Не есть, а хватает,

Что схватит – отдает,

А сам в угол идет.

Дети: Ухват

Педагог: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки и чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

 (Дети пробуют достать чугунок с помощью ухвата)

4. Новая посудина,

А вся в дырках.

Дети: Сито

Педагог: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.

(Дети подходят к столам песок-вода, берут сита и пробуют просеять муку)

Педагог: А теперь давайте перейдем в другую часть нашей избы. По диагонали от печи располагался красный угол. Как вы думаете, для чего он нужен был в доме? Красный – значит красивый и светлый. Это было святое место – в нем помещались иконы. Красный угол – самое почетное место в избе. Гость мог пройти в красный угол только по приглашению хозяина. Здесь же находился и стол. Все события в семье отмечались в красном углу, вдоль стола стояли деревянные лавки и скамьи. А теперь давайте отгадаем, что же могло находиться здесь из предметов быта.

5. Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит

Дети: Самовар

Педагог: За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пряниками, бубликами и пирогами. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.

6. Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Дети: Ложка

Педагог: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложил русский народ: Запасливый гость, без ложки не придет. Ложкой не только ели, но играли на них. Таких музыкантов называли ложечниками (можно задать вопросы по образованию слов: тот, кто играет на балалайке; на гитаре; на барабане; на пианино).

А теперь давайте немного отдохнем. Русские люди очень любили сказки. Вы знаете, что есть народные сказки, которые переходили из уст в уста, из поколения в поколение. А дети очень любили вечерами слушать сказки, ведь у них не было ни компьютеров, ни телевизора, ни книг.

Физкультминутка

Проводится подвижная игра «Репка» с проговариванием. (Приложение № 1)

Педагог: На Руси любили не только сказки, но волшебные предания. На Руси верили во многих волшебных существ. Говорили, сто ни один дом не стоит без домового. Домовой – это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Он живет в избе, предпочитая место, где тепло и сытно. Как вы думаете, что это за место? Конечно, у печки. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Ленивым хозяевам дедушка, как называли домового, устраивал мелкие неприятности: стучал по ночам, прятал вещи, ломал предметы. Если домовой в дружбе с хозяином, то дом под надежной охраной. Во время праздников наши предки обязательно ставили домовому угощенья и приговаривали .

Педагог ставит за печку горшок с кашей и с детьми встает в круг, приговаривая закличку для домового: «Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да храни избу нашу!»

Практическая часть – создание куклы – оберега «Крупеничка».

 Педагог: Это главная кукла в доме. Она – оберег на достаток и сытость в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куклы. После уборки урожая куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что это каша передает силы матери земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.

И сегодня люди верят, что эта куколка помогает оберегать достаток в доме. Давайте изготовим ее вместе.

Звучат русские народные песни, педагог показывает детям порядок изготовления куклы-оберега. (Приложение № 2)

Заключение

Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.

Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми : это и введение образа Русской красавицы, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, ситом, самоваром), и возможность примерить народный костюм, и своими руками изготовить куклу-оберег . Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы, рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями . У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.

Список использованной литературы

  1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
  2.  Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
  3.  Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
  4.  Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
  5.  «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
  6.  Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
  7. http://maminsite.ru/early.files/krupenichka.html

Приложение № 1

Подвижная игра «Репка»

Дети делятся на 2 команды. Надевают маски с героями сказки «Репка». На стулья садятся «репки». Рядом стоит «дед». Остальные герои стоят напротив «деда» и «репки», в 6-7 шагах (если позволяет площадь комнаты). Желательно, чтобы дети проговаривали сказку одновременно с действиями.

Задача: Обежав «репку», «дед» каждый раз, согласно словам сказки,  бежит за помощником, за «деда» должен зацепляться только один помощник, соблюдая очередность. Постепенно число прицепившихся увеличивается, пока все герои сказки не прибегут к «репке». Дети не должны отцепляться друг от друга в процессе игры.

Побеждает та команда, которая первой вытянет «репку».

Приложение № 2

Изготовление куклы-оберега «Крупеничка»

  1. Берем пшеницу (можно гречку) 
  2.  Ненужный детский носочек. ( в моем случае – эластичный носочек)

Засыпаем в носочек крупу, завязываем носочек, чтобы крупа не рассыпалась. 

Перевязываем носочек примерно так, чтобы получилась голова и туловище.

3. Теперь берем прямоугольный кусочек белой материи, размером таким, чтобы покрывало нашу куколку. 
Складываем его пополам по диагонали. 
На уголках завязываем кончики, формируем ручки.

4. Накрываем нашу куколку, и в районе шеи перевязываем ленточкой или кусочком ткани.

Выбираем для куколки юбочку.
Для этого нужен просто небольшой кусочек ткани.

Чуть ниже груди обматываем куколку юбочкой и перевязываем ленточкой или полоской ткани.

Последний штрих- повязываем куколке платочек:-)

И вот, наша куколка готова!
Играйтесь на здоровье!

nsportal.ru

Мастер-класс для воспитателей в условиях музея “Русская изба” на тему “Птица счастья” (старший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение


Цель мастер-класса: показать педагогам преимущества условий музея при проведении занятий по патриотическому воспитанию детей. Помочь увидеть, как обстановка музея, средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, вводит детей в мир русского народного быта, где ребенок может максимально самореализоваться. Побудить воспитателей чаще проводить занятия в “Русской избе”.

Цель занятия: познакомить детей со щепной игрушкой-птицей, как украшением русской избы и оберегом от злых сил.

Задачи:

  • Учить детей делать “птицу счастья” из современного, доступного им материала.
  • Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
  • Продолжать формировать интерес детей к быту, традициям русского народа, уважение к его истории и культуре.
  • Воспитывать любовь к членам своей семьи, желание сделать для них приятное.

Материалы и оборудование. Ватные диски, белые нитки, ножницы; новый экспонат в музее – “щепная птица”; полено сосны, лучины , щепки, топор, нож. Записи р.н. песен “В горнице моей светло”, “Летела гагара”, “Белым снегом”.

Ход занятия

Дети под звучание р.н. песни “В горнице моей светло” входят в музей, рассаживаются.

– Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть вас в нашем музее. Какой новый экспонат появился у нас в музее? (Дети замечают щепную птицу.)

Любой предмет в музее может подсказать тему для интересного разговора с детьми.

– Привезла мне птицу в подарок для музея девочка из нашего д/с, которая вместе с родителями ездила в гости к бабушке на север нашей огромной страны России: в город Архангельск.

Экспонаты помогают собирать, не только сотрудники, но и родители.

– Красивая, верно? Из какого материала она сделана, как вы думаете?

(Из дерева). На какую птицу она больше похожа? (На голубя). Какой предмет неживой природы напоминает она? ( Солнце).

При помощи экспонатов музея можно показать, всегда существовавшую, неразрывную связь между человеком и природой.

– Ребята, хотите послушать сказку – легенду про эту птицу? (Да.)

Задача музея состоит в том, чтобы не только собрать и сохранить экспонаты, но и заставить их говорить с дошкольниками на понятном им языке.

– Ну, слушайте. На далеком севере жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная, то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жилье, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику, жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “ Что же ты хочешь, сынок?” Тихо – тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко…” А где его возьмешь на севере зимой? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо. И понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена сосны птицу: наколол лучинок, настрогал из лучинок щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу рядом с колыбелькой сына и птица, вдруг, ожила: закрутилась в струях горячего воздуха, что шел от печи. Малыш проснулся, заулыбался и воскликнул: “ Ну, вот и солнышко!” С этого дня ребенок стал быстро поправляться. И все решили, что произошло это благодаря птице, ее чудодейственной силе и стали называть ее святым духом, хранительницей детей и символом семейного счастья: птицей счастья.

И парит эта хранительница дома на тонкой нити, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе, у всех ли все хорошо, ладно ли в семье?

Музей – это своего рода “машина времени”, позволяющая совершить путешествие в прошлое, вернуться в день сегодняшний, а порой и заглянуть в будущее. Сопоставить, сравнить события разных времен.

– Ребята, а вы бы хотели, чтоб и у вас в доме появилась “птица счастья”? (Да). А как вы думаете, может быть можно самим сделать птицу, не из дерева, а из другого какого-нибудь материала? Из какого, например? (Из бумаги, соломы,глины, ткани и т. д.) Да, из этих материалов делали тоже в старину игрушки. Но я вам сегодня хочу предложить другой современный материал. Давайте посмотрим, что здесь лежит в корзинке? (Ватные диски, нитки, ножницы). Из этого материала у нас получиться “Снежная птица счастья”.

– Ребята, а для кого из своих родных вы бы хотели сделать “птицу счастья”? Кому ты хочешь подарить? Кому ты хочешь, чтобы она принесла счастье? Кого будет хранить от неприятностей твоя птичка? (Ответы детей).

– Но, прежде чем, я научу делать вас птиц, давайте немного разомнемся, а то засиделись мы тут. Выходите на “дворик”.

(Проводится физминутка под р. н. песню “Летела гагара”).

В музее очень полезно иметь “зоны детской активности”. Хоть и не большие, но они у нас есть.

– Садитесь за столы, приступаем к работе. (Звучит фоном запись песни “Белым снегом”. Воспитатель садится возле детей и работает вместе с ними.)

– Берем ватный диск, перевязываем ниткой небольшую часть, фиксируя клюв. Затем отделяем таким же образом голову; фиксируем крылья. Затем приматываем хвостик из второго диска. Привязываем к птице нить посередине туловища, чтобы потом подвесить.

– Ребята, посмотрите, какое мы сотворили чудо: делали птиц одинаковых, а они получились все разные.

– Давайте сейчас положим своих птичек бережно на ладони, постоим тихо, чтобы они услышали биение наших сердец. Представьте, что вы держите настоящую “птицу счастья”. Загадайте желание. Поверьте, что оно сбудется, а птичка вам в этом поможет. А я скажу вслух свое, для всех вас: желаю, чтобы вы выросли, чтобы у вас расправились крылья, как у этих птиц и все вы стали бы хорошими людьми, надежной опорой для своих родителей.

Комментарий для взрослых.

У вас сегодня получились, действительно, настоящие птицы счастья. Да потому, что когда вы занимаетесь саморазвитием, вы трудитесь и от этого выделяется “эндорфин”- гормон счастья. И еще из данного занятия вы можете извлечь пользу в виде терпения. В нынешнее время торопиться не стоит, потому что, чтобы чего-нибудь добиться нужно терпение. И такие тренировки увеличения терпения помогут в дальнейшем действовать правильно. Ведь успех складывается из усидчивости, терпения и спокойствия. Даже такое занятие, как поделка птицы увеличивает успех!

Уважаемые коллеги, и еще хочу сказать о некоторых преимуществах обстановки музея, которые я не могла продемонстрировать в рамках данного занятия.

– Экспозиции в нашем музее интерактивные: это значит, что дети могут брать экспонаты в руки, действовать с ними (померить лапти, походить с коромыслом, надеть короб за плечи, достать ухватом чугунок из печи и т.д.).

– Выполняя посильную работу в “избе” (смотать клубки, перебрать крупу, толочь зерно, сеять муку через сито и т. д.), ребенок может осознать себя в роли необходимого помощника в семье, потренировать свою усидчивость, развить мелкую моторику.

– Музей хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, потешек, пословиц, считалок и т.д. многие реалии которых ушли из жизни детей, да и их родителей. (Кудель, сусеки, лопата у печи, сеновал, голичок, помело, ступа, пест и т.д.) Даже сказки К.И.Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют непонятными детям словами: ушат, лохань, корыто. Для того чтобы объяснить детям значение этих слов, экспонаты в музее собираем не только настоящие, но и, по возможности, при помощи родителей изготавливаем подобие старинных предметов быта ( короб, лопата, помело и т.д.).

– В условиях нашего поселка не так много музеев и не все они ориентированы на дошкольников. Есть проблема коллективного посещения близлежащих музеев. А многие родители вообще не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Поэтому музей, находящийся в стенах ДОУ, является оптимальным средством передачи информации о богатом культурном наследии русского народа. И, что не маловажно, способствует повышению статуса ДОУ.

– После каждого занятия детям дается возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты и задать вопросы педагогу. Какие есть у вас вопросы?

17.08.2016

urok.1sept.ru

Мастер-класс Посиделки в русской избе «Кукла из бабушкиного сундука» (изготовление «Куклы добрых вестей»)

«Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры»

Мастер-класс

Посиделки в русской избе

«Кукла из бабушкиного сундука»

(изготовление «Куклы добрых вестей»)

Подготовила: Воспитатель Н.А. Колычева

Программное содержание:

1. Обогатить и расширить представление о быте и ремёслах наших предков – славян, об игрушках славянских детей.

2. Познакомить родителей с технологией изготовления тряпичной куклы.

3.Воспитывать любовь к народной игрушке. Создать доброе, благодатное настроение.

Ход открытого мероприятия.

Воспитатель: Дорогие родители, я очень рада видеть вас. А собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах. Что для вас значат слова: «Русь», «Россия»? Должен ли человек любить свою родину? Знать её историю? Культуру? Владеть своей речью? Хотим ли мы знать о своей стране всё? Для этого надо обратиться к её истории, давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа – к фольклору.

А чтобы нам легче было общаться, давайте напишем на солнышках свои имена. Но одно условие имена должны быть ласковыми. (Вспомните, как вас называли в детстве, как сейчас называют ваши близкие и родные люди).

Родители пишут ласковые имена.

– Мне кажется, что от этих маленьких солнышек в зале стало светлее и теплее.(Звучит русская народная музыка.)

Мы начинаем посиделки,

Живы традиции Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции нам надо соблюдать.

Воспитатель: Для вас, конечно не секрет, что дети очень любят фантазировать. В детском саду мы вместе с ребятишками очень часто отправляемся в воображаемые путешествия – в сказочные страны, на другие планеты. И сейчас наш путь лежит в сказочную страну, где нас ждут неожиданные встречи и волшебные превращения.

(Звучит музыка «В гостях у сказки».)

Занятие «Путешествие в сказку».

Воспитатель: А сейчас нас ждёт ещё одно путешествие. Но оно будет особенное. Нам не придется фантазировать и заглядывать в будущее. Мы с вами отправимся в далёкое прошлое, к нашим предкам, которые жили около двух тысяч лет тому назад.(Звучит русская народная музыка.)

Давайте, попытаемся представить себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, радио, телевизора, не было электричества и даже свечей.

В деревянных избах горели лучины. А избы были большими и просторными. Вечерами в таких избах за большим столом собирались всей семьёй. Итак, у нас все в сборе! Путешествие в прошлое начинается.

(Воспитатель приглашает родителей пройти в избу.)

«Путешествие в мини – музей «Русская изба» – экскурсия по «избе». Родители проходят в музей. Их встречает Домовой.

Домовой. Здравствуйте, гости дорогие, заждался я вас.

– А вы узнали меня?

Гости. Домовёнок Кузя.

Домовой. А кто такой Домовой?

Гости: Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник.

Кого полюбит, тому и служит. А уж кого невзлюбит, того из дома выживает.

Воспитатель: Домовёнок Кузя, а мы пришли к тебе в гости – в Русскую избу.

Домовой. Хорошо, но прежде отгадайте загадку.

Сто гостей, сто постелей, у каждого гостя своя постель.

Гости: Гости – это бревна избы, а постель -это мох. Так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами. Воспитатель: В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, это чтоб зимой теплее было. А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтоб богатыми стать, шерсть для тепла, а ладон для святости.

Домовой. Молодцы, справились с загадкой. Приглашаю вас в Русскую избу.

Гости заходят в избу.

– А Вы знаете приметы про избу?

Сухое дерево в срубе – к счастью.

Солнце в доме играет – к радости.

Без печи изба – не изба.

Воспитатель: Войдя в избу, на печь сразу внимание обратишь. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.

Печь не только обогревала избу, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи. Когда в печи жарко – тогда и варко. Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу. На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.

А в каких сказках упоминается печь?

(«Жихарка», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Баба Яга»…).

Воспитатель: Угол у печки назывался закутком. Здесь командовала хозяйка дома. А чтобы дела её спорились и ладились, ей помогала берегиня Спорынья. Здесь вы видите знакомые предметы.

Возле печки в русской избе всегда стояли большие и маленькие чугуны и глиняные горшки. В чугунках щи да картошку варили, а в горшках молоко, масло хранили, да кашу варили. В печи жарко и голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей взять нельзя. И делали это с помощью ухвата.

Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, Сам в угол идёт.(Ухват)

А кочерга нужна, чтобы угли в печи ворошить.

Железный конь, Скачет в огонь.(Кочерга)

Воспитатель: Хозяйка была не только умелой поварихой, но и мастерицей. Она пряла пряжу, ткала холст. Для этого использовала веретено да прялку.

Прежде чем ткать нужно нитки приготовить. Когда нить была готова, её заправляли в станок ткацкий – кросна и ткали полотно из которого шили рубахи, полотенца – рушники, которые вышивали и украшали ими избу.

Уж ты, прялица,

Ты прялица, моя,

Пойду, вынесу на улицу тебя,

Буду прясть и попрядывать,

На подружек поглядывать.

Домовой. Вот и подошло к концу наше путешествие по Русской избе. Мне пора с вами прощаться и свои обязанности по дому исполнять.

(Гости прощаются с домовым и возвращаются в зал.)

Воспитатель: Дорогие родители, Вы знаете, что славяне занимались разными ремёслами и были они большими мастерами. А сегодня я хочу Вам рассказать о том, в какие игры играли славянские дети, какие у них были игрушки. Хотите узнать?

Воспитатель бращает внимание на стоящий в углу сундучок.

Посмотрите, сундучок стоит. Какой он красивый, расписной – старинный.

Что за странный сундучок?

И закрыт он на замок.

Если ключик подберём,

В прошлый век мы попадём!

А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки.

Слушайте внимательно.

1-я.- Маленькая собачка, свернувшись, лежит,

Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)

2-я. – Хвост на дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернёт, тот в дом войдёт. (Ключ)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали загадки.

(Открывает крышку сундука).

Посмотрите-ка, что это там, в углу сундука?

Воспитатель: Самой любимой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла (достаёт из сундука). Она жила в каждой семье. Дети делали их сами, начинали «вертеть» куклу лет с пяти. Кукол этих очень берегли: вырастит девочка, станет мамой, а куколку своей дочке передаст.

Давайте доставим себе маленькую радость, попробуем сделать тряпичную куклу – оберег. Дорогие родители, пройдите, пожалуйста, к столам.

Просим в гости к нам. Красному гостю – красное место.

(Родители рассаживаются.)

Воспитатель: Садитесь, не стесняйтесь. Поудобней располагайтесь.

Сейчас мы выполним работу на первый взгляд простую, но очень интересную. Мы будем делать куклу – закрутку. Традиционно существовали народные куклы трёх видов: обереговая, обрядовая и игровая.

– Чем отличаются обереговые и обрядовые куклы от игровой?

Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило душу куклы. Кукла с искажённой душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.

Такую куклу можно было повесить над колыбелькой малыша, чтобы она его оберегала. Можно было дарить детям на именины, новоселье, ко дню рождения. Куклу делали без использования иглы.

– Но, как говорят, делу время, потехе час. Пора и нам ручки наши потешить да поразмять.

Изготовление куклы. (Обратить внимание на стол).

Посмотрите, как много заготовлено разноцветных тканей.

– Какой они формы? (Круглые, прямоугольные и треугольные).

А в мешочках лежат обрезки от этих тканей.

Такую куклу делали девочки, когда сидели рядом со своими мамами на посиделках. Мамы шили, вышивали, а чтобы не пропал ни один кусочек ткани, девочки делали себе на забаву – игрушку.

1. Берём несколько мелких лоскутков, скатываем из них шарик диаметром приблизительно от 1 до 1,5 см и выкладываем его с изнаночной стороны в центр круга из ткани самого большого диаметра, формируем головку куклы и перевязываем ниткой.

2. Второй круг из ткани среднего диаметра накладываем сверху по центру, также перевязываем ниткой.

3. Третий самый маленький круг накладываем сверху по центру, также перевязываем ниткой.

4. Берём прямоугольник из белой ткани и складываем его по длине втрое, чтобы получилась полоска шириной 6,3 см.

5. Белую ткань накладываем на голове куклы, завязываем ниткой вокруг головы, а концы этой ткани распределяем по обе стороны куклы.

6. Отступив 1 см от края, завязываем концы белой ткани. Расправляем белую ткань – получились пышные рукава.

Берём треугольный лоску ткани и повязываем его на голову куклы, подгибая платок с двух сторон, как носили наши прабабушки. Концы платка завязываем сзади на узел.

Гости делают куклу.

Воспитатель: Гости дорогие, чтобы наша работа спорилась да ладилась, давайте вспомним пословицы о труде и мастерстве.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Труд человека кормит, а лень портит.

Смотри дерево в плодах, а человек в трудах.

Кто не работает, тот не ест.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Глаза страшатся, а руки делают.

Пашню пашут – руками не машут.

Пахать не в дуду играть.

Где хотенье, там и уменье.

Куй железо, пока горячо.

Мала пчела, да и та работает.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ремесло есть – пить не просит, а само кормит.

Терпение и труд все перетрут

Делу время – потехе час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Землю пашут, руками не машут.

Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет.

Умелые руки голодными не останутся.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Не бравшись за топор избы, не построишь.

Воспитатель: Поработали мы на славу, молодцы.

Наша «кукла добрых вестей» готова. Какие замечательные, яркие, нарядные куклы получились!

– В старину такие куклы можно было подарить, обменять на ярмарке на другие нужные товары. А мы с Вами возьмём их с собой и подарим своим детям, родным или друзьям.

Воспитатель: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

Выходи честной народ

Затевайте хоровод.

Хоровод. Воспитатель приглашает гостей на хоровод.( Звучит музыка)

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень умный, талантливый, терпеливый и добрый.

Дорогие родители, воспитывайте, пожалуйста, в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Поощряйте любознательность и интерес. Я очень рада была сегодня вас видеть, надеюсь, что сегодняшнее путешествие принесет благотворные плоды и окажет позитивное влияние на развитие наших детей. А еще, хочу закончить словами В.А.Сухомлинского

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы

в которых воплощается Родина»

Всего Вам доброго! Удачи!

infourok.ru

Методическая разработка на тему: Мастер-класс для педагогов по изготовлению русской избы

МБДОУ « Елань-Коленовский детскй сад №1»

                                                                                            МАСТЕР – КЛАСС

ДЛЯ ПЕЛАГОГОВ

ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ МАКЕТА РУССКОЙ ИЗБЫ.

        ПОДГОТОВИЛА :

                                                                                                                                                                                 ВОСПИТАТЕЛЬ : ВАВИЛИНА Н.А

Цели: развитие игровой и познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

Задачи:

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

3. Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.

4. Формировать совместное со взрослыми вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.

5. Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; общей и мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат:

1. Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.

2.100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.

3. У 50% детей группы сформированы умения сюжетосложения.

Актуальность

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития

является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:

-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;

– создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Использование макетов в своей работе позволило мне в корне изменить отношение детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (как реалистического, так и фантастического).

Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

Своеобразие.

Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макетрешаются задачи из различных областей. Например, макет «Дерево Времена года»предполагает интеграцию следующих областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.

Форма работы:

-игровая;

– коммуникативная;

– трудовая;

– продуктивная;

– познавательно-исследовательская;

– чтение художественной литературы.

Формы контроля:

– совместные игры со взрослыми;

– беседы;

– наблюдения.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.

Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используютсядетьми в самостоятельной деятельности.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Выводы:

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы «Прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные. Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

УТВАРЬ РУССКОЙ ИЗБЫ

Всю посуду и утварь нашей русской избы мы можем  сделать из полимерной глины.

Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горницу, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.

Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные,солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

Чай пили из самовара. 

Сито использовалось и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия, уподоблялось небесному своду (загадка «Сито вито, решетом покрыто», отгадка – небо и земля).

Соль  — это не только еда, но и оберег. Поэтому и  подавали гостям хлеб с солью как приветствие, символ гостеприимства.

Самой распространенной была глиняная посуда- горшок. В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Да и сейчас, если мы сравним по вкусу суп и кашу из русской печи и с плиты – то сразу же почувствуем разницу во вкусе! Из печки – вкуснее!

Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.

У хороших хозяев сразу же после приема пищи вся посуда мылась дочиста, вытиралась и ставилась опрокинутой на полках.

Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты. Если у Вас будет возможность попробовать поставить наполненный едой полный горшок в печь или достать  его из печи – Вы поймете, насколько это физически трудная работа и какими сильными раньше были женщины даже без занятий фитнесом  :). Для них каждое движение было зарядкой и физкультурой. Это я серьезно  — я попробовала и оценила как это непросто достать большой котел с едой на большую семью с помощью ухвата!

Для загребания углей использовалась кочерга.

В 19 веке на смену глиняным горшкам пришли металлические. Они называются чугунки (от слова «чугун»).

Для жарки и запекания использовались глиняные и металлическиесковородки, латки, жаровни, плошки.

Мебели в нашем понимании этого слова в  русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь и другие вещи хранили не в избе.

Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках.  Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.

ДЕКОР РУССКОЙ ИЗБЫ

Расписать дом (раньше говорили «расцвести») мог мастер по росписи. Расписывали на светлом фоне диковинные узоры. Это и символы солнца – круги и полукружия, и крестики, и удивительные растения и животные. Также избу украшали резьбой по дереву. Женщины ткали и вышивали, вязали и украшали свой дом своим рукоделием.

Угадайте, каким инструментом делалась резьба в русской избе? Топором! А роспись домов делали «маляры» — так называли художников. Они расписывали фасады домов – фронтоны, наличники, крыльцо, причелины. Когда появились белые печи, то стали расписывать и в избах опечья и перегородки, шкафчики.

Декор фронтона крыши северного русского дома – это фактически изображение космоса. Знаки солнца на причелинах и на полотенце – изображение пути солнца – восход, солнце в зените, закат.

Очень интересен орнамент, украшающий причелины. Ниже солярного знака на причелинах можно увидеть несколько трапециевидных выступов – лапки водоплавающих птиц. Для северян солнце вставало из воды, и садилось тоже в воду, ведь вокруг было много озер и рек, поэтому и изображались водоплавающие птицы  — подводно- подземный мир. Орнамент на причелинах олицетворял семислойное небо (помните старинное выражение – «быть на седьмом небе от счастья»?).

В первом ряду орнамента причелин – кружки, иногда соединенные с трапециями. Это символы небесной воды – дождя и снега. Другой ряд изображений  из треугольников – слой земли с семенами, которые проснутся и дадут урожай. Получается, что солнце поднимается и  движется по семислойному небу, один из слоев которого содержит запасы влаги, а другой – семена растений. Солнце сначала светит не в полную силу, потом находится в зените и в конце закатывается вниз чтобы в следующее утро снова начать свой путь по небу.  Один ряд орнамента не повторяет другой.

Такой же орнамент по символике можно встретить на наличниках русского дома и на декоре окон средней полосы России. Но в декоре окон есть и свои особенности. На нижней доске наличника – неровный рельеф избы (вспаханное поле). На нижних концах боковых досок наличника – сердцевидные изображения с отверстием в середине – символ погруженного в землю семени. То есть мы видим в орнаменте проекцию мира  с самыми важными для земледельца атрибутами – засеянной семенами землей и солнцем.

Ход мастер – класса .

Для основания мы берем любую  картонную  коробку.

Оклеиваем стены избы  обоями под дерево или самоклеящейся бумагой.

        

В середине избы  всегда стояла  русская печь. Ее мы делаем также из коробочки  .

Предварительно  наносим рисунок и раскашиваем гуашью , изображая огонь в печи.

Больной деревянный стол  делаем из картона  накрываем его скатертью белой раскрашенной тесьмой.

Лавки длинные   по двум сторонам стола .

Посуду делаем из  пластилина.

На полу коврики из фетра или цветной ткани, постель  также можно сшить из цветной ткани .

 

nsportal.ru

Мастер-класс для школьников «Русская изба». Выезд в школу сотрудника издательства — Детское издательство «Настя и Никита»

Наш новый мастер-класс «Русская изба: от печки до лавочки» — это увлекательное путешествие на 200 лет назад, в русскую деревню XIX века: на гигантской раскраске каждый сможет и дом выбрать себе по нраву и оформить его по своему желанию! Занятия проводятся по книге «Русская изба. От печки до лавочки». Педагог «Насти и Никиты» — Мария Борисова — приедет в школу и проведет занятие на вашей территории.

Как это выглядит:

Мария проводит интерактивную беседу о русской избе. Затем начинается игровая часть. Каждый ряд (дети делятся на ряды по схеме расстановки парт в классе, обычно в классе бывает три ряда) получает раскраску — свою деревню, на которой изображена деревенская улица с русскими избами — чёрная изба, белая изба, двухэтажная изба, деревянная церквушка, колодец. Раскраска представляет собой листы А3 (на каждом изображена по избе, все детали избы подписаны — например, резные наличники, конёк). Дети по двое – раскрашивают страничку раскраски за своей партой, затем страницы скрепляются в одну большую ленту — деревенскую улицу. Ребята придумают для своих деревенек названия, заодно мы порассуждаем о том, как и отчего деревня может получить свое имя, как будут с связи с этим звать её жителей. Раскраску можно повесить на стену, как результат коллективного труда, выглядит она весьма живописно. В конце встречи познавательная викторина.  

 

Условия участия для школ:

  • Для 1-5 классов.
  • Необходимо согласовать дату мастер-класса. Позвоните нам: +7 (495) 540-58-02.
  • Стоимость мастер-класса — 9000 рублей. Оплата в течение 7 дней после согласования даты.
  • Для школ за пределами МКАД обязательна организация доставки педагога от метро (электрички) до школы и обратно. Спасибо за понимание!
  • Перенос даты мастер-класса возможен только в случае серьёзных непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств более одного раза. Условия публичного договора-оферты.   

 

Как получить скидку 15%?

  • Если в вашей школе в один и тот же день мы проводим два мастер-класса, каждый из заказчиков получает скидку 15%. Стоимость мастер-класса со скидкой 7650 руб.

 

Хотите подарить детям книги после занятия?

  • При заказе мастер-класса дарим скидку 25% на покупку книг (выбрать книги). Скидка действует один раз до момента проведения мастер-класса. 
  • Скидка распространяется на книги издательства «Настя и Никита» и на весь ассортимент нашего магазинчика «Я люблю читать».
  • Книги можно забрать бесплатно самовывозом из издательства или заказать и оформить доставку через наш интернет-магазинчик. Стоимость доставки по Москве в пределах МКАД — 290 руб., за МКАД (до 10 км) 370 руб. 
  • Возврат оплаты за книги при отказе от проведения мастер-класса по вине покупателя не осуществляется согласно Закону о защите прав потребителей (книги обмену и возврату не подлежат).

 

 

 

Занятия ведёт книжный педагог
Мария Борисова

 

 

 

 

Как записаться в Петербурге

Позвоните по тел.:
+7 (953) 141-32-00 или напишите [email protected]. Главное и единственное условие акции для Петербурга — покупка книг «Насти и Никиты» в «Чудетстве» на сумму 7000 рублей.  

Занятия ведёт директор магазина Чудетство Мария Зимина

 

 

 

 

Отзывы:

От всего нашего 2-го Ан класса шк.1231 им. В.Д.Поленова, хочу выразить огромную благодарность книжному педагогу издательства «Настя и Никита» за очередное мероприятие, которое она провела для наших второклашек. В этот раз у нас прошёл мастер-класс «Русская изба: от печки до лавочки». Дети рисовали и создавали собственные деревни. В прошлом году, будучи первоклашками, мы приглашали вас к нам с мастер-классом «Экспедиция в Антарктиду». В сопровождении ведущей дети отправились в прошлое и прошли путь вместе с морской экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева, отметив при этом все важные события данного путешествия на собственных карта.

Еще раз огромное спасибо всем сотрудникам издательства «Настя и Никита», за то что благодаря вашим книгам и вашему педагогу у нас есть возможность развивать и поощрять интерес к чтению у наших деток.

Елена Кузина (родительский комитет). 6 апреля 2017 года.

www.nastyainikita.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *