Фотография: Unsplash / Иллюстрации: Юлия Замжицкая.
Первоклассникам бывает сложно различать хвостики и закорючки у похожих букв, даже если с физическим зрением у них все в порядке. И если не выявить предпосылки к оптическим ошибкам чтения и письма до начала учебы, они очень быстро войдут в привычку и закрепятся моторной памятью руки. Детский логопед Наталья Самсонова рассказывает, как скорректировать подобные нарушения с помощью игровых техник, дома и на занятиях.
Эта игра не только помогает выучить буквы, но и развивает у детей координацию и пространственное восприятие.
Взрослый строит из подручных материалов лабиринт, похожий на какую-либо букву. Задача ребенка — пройти по ней с закрытыми глазами и догадаться, какая буква загадана. После этого ребенок открывает глаза и проверяет, правильно ли угадал. Если он ошибся, нужно предложить ему пройти лабиринт с открытыми глазами.
Более сложный вариант игры: один ребенок строит лабиринт, а другой — проходит его.
Эта игра помогает избавиться от «зеркальных» ошибок на письме, которые свойственны многим детям в начале обучения письму (некоторые умудряются писать справа налево целые слова!). Эта проблема хорошо корректируется при помощи игр с зеркалом.
У взрослого есть карточки с буквами и «волшебное зеркало»: стоит поднести к нему карточку, дети увидят в отражении совсем другую букву. Ребенок должен называть буквы (произнося их как звук). Потом можно дать более сложные задания: например, подставить зеркало слева или справа от буквы «Г» и попросить назвать букву, которая получилась («Т» и «П» соответственно).
Запишитесь на бесплатное занятие-диагностику в логопедический онлайн-центр «Мой логопед». Специалисты центра подготовят для вас:
— результаты анализа речи ребенка, произношения звуков, артикуляционного аппарата;
— анализ текущих навыков и возможностей ребенка;
— индивидуальные рекомендации и упражнения для работы дома.
Родители, которые запишутся на онлайн-занятие до 1 сентября получат бесплатную дополнительную неделю занятий с логопедом.
Записаться
Эта игра не только развивает глазомер и зрительно-пространственное восприятие у детей, но и очень азартна — дети получают от нее большое удовольствие.
Дети делятся на две команды. У каждой — своя дорожка, которая сделана, например, из рулона обоев. У одной команды в начале дорожки написана очень маленькая буква, а у второй — очень большая. Группы одновременно начинают «строить» свои дорожки из букв так, чтобы вырастить/уменьшить свою букву к концу. Выигрывают те, кто выполнят задание первыми и при этом используют большее количество букв.
Эта игра помогает выучить буквы алфавита с помощью мышечной памяти, запоминая движения своего тела.
Игроки делятся на пары. «Художник» берет влажную кисточку и пишет любую букву на ладони своего напарника (он в это время сидит с закрытыми глазами). Напарник должен угадать, что было написано, после чего игроки меняются ролями.
Эта игра развивает у детей пространственное и образное мышление и, в частности, помогает избежать пространственных ошибок в написании букв.
Ведущий берет лист бумаги и складывает его вчетверо. Потом рисует на нем любую букву так, чтобы она занимала всё пространство и боками «упиралась» в края четвертинки. Линии обязательно толстые, не меньше одного сантиметра. После этого ведущий вырезает букву, а затем — разворачивает лист. Задача остальных игроков — отгадать, из какой буквы получился узор. Чтобы проверить свое предположение, тот, кто отгадывает, должен сложить узор вчетверо и убедиться, что дал верный ответ.
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
ПодписатьсяШелест Елена Геннадьевна
учитель-логопед
Центра психолого-медико-социального сопровождения «Открытый Мир»
Оригинал статьи в формате MS Word (64,5 КБ) скачать
Работая с детьми не первый год, я все чаще отмечаю, что «все новое – это хорошо забытое старое». Когда я работала в дошкольных учреждениях «советского» периода, меня всегда не нравилось, что занятия в детском саду проводятся за партами или столами в статичной позе с поднимание руки, чтобы ответить, как в школе. А ведь все мы хорошо знаем, что основным видом деятельности ребенка является игровая. Почему же мы забываем об этом, когда начинаем работать с детьми? Да потому, что так проще. Чтобы организовать игру и увлечь ею детей надо самому стать ребенком, но ведь мы уже «взрослые и умные», и пусть они тянутся до нашего уровня, а не мы опускаемся до них. Вот тут и начинается непонимание.
Уже несколько десятилетий существует «Программа воспитания в детском саду». При выборе игр от воспитателя требуется учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру драматизацию.
И не надо «изобретать велосипед» надо только стать самому ребенком и заразить игрой своих воспитанников. А если вы логопед, игры ваши должны быть особенно продуманы. Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. С другой стороны,они отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, нарушение координации и слабости движений, двигательной расторможенности.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере: появлению повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, депрессивных состояний, негативизма, заторможенности, апатичности, психической истощаемости пр.
В своих наблюдениях мы все больше убеждаемся, что степень болезненной фиксации насвоем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива. В конечном итоге вся эта совокупность отношений и обуславливает его поступки и поведение. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх.
По наблюдениям логопедов, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняютвключениев коллективную игру. Например, у заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией некритичностью к своему поведению.
Все игры, используемые логопедом в работе, можно условно разделить на 4 группы.
Нравится статья? Расскажи друзьям!
I. Подготовительные игры, предназначенные для подготовки органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, т.е. игры на развитие дыхания и голоса.
На первом месте стоят игры по развитию слуха. Слух бывает биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.
Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба.
Очень полезны на данном этапе игры «драматизация». Когда детям предлагается исполнить роли различных персонажей сказки («Три медведя», «Машенька и медведь», «Теремок»). Ребенок должен изобразить героя, меняя голосовую окраску речи, так чтобы его поняли остальные участники игры. Хороший результат дают игры «Угадай голос…..». быть голоса животных, а так же голоса детей, принимающих участие в игре. Можно угадывать, какой из предметов издает данный звук (стеклянный, железный, деревянный и т.д.). Используя различные музыкальные инструменты, можно организовать подвижные игры, когда при изменении темпа звучания инструмента меняется темп движения.
II. Игры для формирования правильного звукопроизношения проводятся зачастую с детьми, когда механическая постановка звука по каким – то причинам затруднена (у ребенка возникает рвотный рефлекс при проникновении в ротовую полость, или просто неприятие проникновения). Данный вид игры построен на методе подражания. Здесь ребенку предлагается «путешествие» в мир, где много разных звуков. Заканчивается это путешествие только тогда, когда ребенок повторит все эти звуки. Пример такой игры приводится ниже.
«В небе летают комары, они пищат: «З-з-з-з» (папа Комар), «Зь-зь-зь-зь» (Комар сынок). Мимо проехала машина, ее шины прошуршали: «Ш-ш-ш-ш». Так же шипит змея под кустом. А майский жук жужжит: «Ж-ж-ж» и дарит детям шарики. Шарики сдулись и засвистели: «С-с-с-с» (большой), «Сь-сь-сь-сь» (маленький). Шарики необходимо надуть насосом, который тоже издает данный звук».
Такие «путешествия» дают огромный простор для фантазии логопеда. Да, постановка звуков при данном виде работы затягивается на более длительный срок, нежели при механической постановке, но ведь нам важнее результат. Некоторые дети настолько не приемлют механическую постановку, что у них надолго закрепляется страх перед логопедом и затруднения при работе над развитием речи.
III. Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков. В настоящее время многие специалисты, работающие в специальных детских садах, школах и стационарах, сочетают общеобразовательные занятия с коррекционными. Изучая какую-либо тему, они подбирают текст с учетом одновременного закрепления правильного звука в речи ребенка, а на прогулках включают игры-хороводы. В хороводах дети, вместе повторяя слова игры, должны одновременно с правильным произношением соблюдать ритм и темп движения, задействовав одновременно органы артикуляции и крупную моторику.Примерами таких игр является сюжетно-ролевая игра «Автобус», которая моделирует езду в автобусе.
Посредине комнаты в длину выстраивают несколько стульчиков. Между ними проход для кондуктора. Дети садятся лицом вперед по ходу автобуса. Впереди водитель. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет. Вся игра соответственно оформляется и заранее подготавливается. В зависимости от логопедических целей для автоматизации разных звуков в словах и фразах подбирают названия остановок: «Грибное», «Рынок», «Лодочная станция», «Луг», «Зоопарк», «Центр» и т. д.
Пассажиры едут каждый до своей остановки. В дороге кондуктор интересуется, с какой целью каждый из них едет. (Водитель негромко имитирует звук мотора — ррр). На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Возвращаются. Происходит обмен впечатлениями. Помимо логопедических задач решаются попутно задачи интеллектуального и нравственного воспитания, а также развитие представлений о простейших явлениях природы и о нормах и правилах поведения в общественных местах.
В заключение отметим, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.
Огромных положительных результатов можно добиться при тесной связи логопеда и музыкального руководителя. При правильной подборке речевого материала, наложенного на музыку с добавлением движения у ребенка, на фоне эмоционального подъема, включаются все механизмы, развивающие у него высшие психические функции.
Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным.
IV. Игры как помощник социализации ребенка в обществе.
Зачастую успешность ребенка зависит от того, насколько грамотно педагог построит общение логопата со сверстниками. Диме Д. 4,5 года. Он недавно был прооперирован (расщелина губы и неба «волчья пасть»). Работа логопеда только началась (стали появляться первые слоги), а он ходит в обычный детский садик. Но группа, которую он посещает – один большой «монолит», где все за одного и один за всех. Воспитатель смогла организовать «своеобразную» игру. Поначалу дети шли к ней за объяснением, чего хочет Дима, а затем им самим стало интересно угадывать, что он говорит. Педагог всячески поощряла положительный результат, так что к концу года ребенок приобрел авторитет среди детей, а в речь его стала фразовой. И как плачевно могли бы развиться события, если бы педагог упустила момент «принятия ребенка в коллектив». Ведь дети могли организовать совсем другую игру, где Дима стал бы посмешищем. Именно такие случаи помогают понять важность нашей профессии, и огромную ответственность, которую на нас возлагают родители, доверяя нам детей.
Гера С. (тяжелая форма дизартрии). После каждого удачного занятия логопед дарит мальчику наклейку, как приз за хорошую работу. Ребенку тяжело даются занятия, он устает. В один из дней в кабинет педагога заглядывает папа мальчика и смущенно просит рассказать, в каком магазине та покупает наклейки. Логопед видит за спиной родителя Геру и «включается в игру». «А вы знаете?, – говорит она – что это не простые наклейки? Их выдают только логопедам для поощрения детей? И у меня уже спрашивали, как Гера занимается и нужны ли еще наклейки». Папа делает «широкие глаза» и не понимает что происходит. Подмигивания педагога не производят на него никакого впечатления, он озадачен. Дома «игру» не поддерживают, и у ребенка скоро пропадает интерес к занятиям. А чего бы стоило родителям поддержать педагога? Ведь какими хорошими бы мы не были, для ребенка самым главным авторитетом остается родитель. И вот тут очень важно организовать тесную связь «педагог-ребенок-родитель», если выпадает одно из звеньев цепи, работа не даст желаемого результата.
И приведу другой пример. У Маши К. (5лет) к началу занятий отсутствует тринадцать звуков. Мама конспектирует каждое занятие. С интересом включается в действие игры. Рассказывает, какие игры они придумывают дома вместе с папой. К концу учебного года у ребенка встали и автоматизировались десять звуков и три остались на стадии автоматизации в речи. Но в данном случае работа будет завершена успешно, поскольку родитель и ребенок заинтересованы в положительном результате, а от логопеда требуется лишь показать им, «какой дорогой идти».
Обучение для ее ребенка – лишь игра, правила которой соблюдаются лишь на занятиях. И если правила ее не перенести в каждодневную жизнь, результата не будет. Вот и получается, что, не научившись играть, нельзя научить «маленького человека» тому, что умеешь сам. Наверное, можно бросить все на «самотек». «С нами то никто не играл, и ничего, выросли!» Но мы забываем, что нам было позволено «пропадать» на улице в компании соседских детей по несколько часов, где первоклассница Света играла с нами в школу и учила нас «читать». Где взрослые ребята смеялись, если мы говорили что – то неправильно, по-детски. А дома, почти у всех были бабушки и дедушки, которые в силу возраста говорили сами с собой, давая нам пример правильного произношения. Современные дети обделены этим. Бабушки и дедушки вынуждены работать, чтобы помочь детям, да и живут отдельно. Родители постоянно на работе, а вечерами, забирая ребенка из детского сада, развлекают его просмотром мультфильмов по телевизору, и «в лучшем случае» прочтением сказки перед сном. Во дворе одного оставить опасно, а дома скопилось столько дел. Вот и общаются наши дети с «телевизором». А если вспомнить, какой процент детей сейчас рождается с патологией в развитии, то совсем грустно становится.
Я не призываю всех бросить работу, съехаться с родителями и оставлять детей одних во дворе – время не то. Но давайте любить и уважать «маленьких людей» общаясь с ними на их языке по средствам игры, постепенно вводя их во взрослую жизнь!
Список литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.:Лабиринт, 1996
2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.- М., 1992
3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Спб., 2001
4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – , 1983
Social commentary Cackle
Попробуйте прямо сейчас
Полностью интерактивные игры и материалы для достижения целей каждого учащегося!
Полностью интерактивные и анимированные игры с более чем 500 встроенными карточными колодами. Вы можете играть с 6 игроками и нацеливаться на одну или несколько целей, выбирая цели своей колоды карт.
Целевая артикуляция любого звука речи в любом словесном положении, языке (вопросы, рассказы, логические выводы, идиомы и многое другое!), а также социальная коммуникация (решение социальных проблем, очередность в разговоре и многое другое).
Мы предлагаем вам 14-дневную бесплатную пробную версию, чтобы вы могли ознакомиться со всеми нашими материалами и поиграть в игры со своими учениками. Вы можете отменить в любое время.
Начните 14-дневную бесплатную пробную версию
Начните с нашей бесплатной 14-дневной пробной версии! После этого всего 12,95 долларов в месяц за полный доступ ко всем нашим материалам.
Покупка
Покупка
Наши настольные интерактивные онлайн-игры не похожи ни на что! Вы можете достичь 150 различных целей в области артикуляции, языка и социального общения с помощью этих веселых настольных игр для всех возрастов.
Этот сайт абсолютно необходим для телетерапии! Когда я перешла на телетерапию после рождения сына, я быстро поняла, что самое сложное в работе — отсутствие онлайн-материалов! Мои ученики любят эти игры и просят играть в них каждое занятие.
Я ЛЮБЛЮ ВАШИ МАТЕРИАЛЫ! У меня есть один студент в спектре аутизма, который несколько раз плакал перед речью, потому что «ему языку больно делать /r/», и он волшебным образом вылечился и продвинулся больше за последние 3 недели с помощью Абсолютного СЛП, чем за последние 3 недели. последние 3 месяца.
UltimateSLP спасает жизнь каждому занятому SLP! Я не могу поверить, сколько голов я могу забить. Я могу ориентироваться на социальное общение и артикуляцию в одной и той же игре. Графика в игре тоже красивая. Я использую эти игры со своими учениками начальной, средней и старшей школы.
Мы предлагаем 14-дневную бесплатную пробную версию. Зарегистрируйтесь сейчас и начните использовать все наши материалы и игры прямо сейчас!
Начните 14-дневную бесплатную пробную версию
Как и многие SLP сейчас, я новоиспеченный телетерапевт из-за закрытия школ во время COVID 19пандемия. После трех месяцев погружения в телепрактику логопеда этой весной я быстро понял, что мне нужно больше хитростей в рукаве, чтобы мои ученики занимались со мной онлайн! Тридцать минут чистого времени на тренировку не хватило. Вскоре они начали смотреть на меня глазами, говорящими: «Что еще у тебя есть?»
И… как и многие из вас, я вернусь в школу, чтобы увидеть своих учеников онлайн, по крайней мере, сейчас. Так что пришло время собрать отличные ресурсы, чтобы поддерживать участие и интерес на высоком уровне!
Особенно самые молодые. В этом отношении это мало чем отличается от личных встреч, не так ли?
Во время сеанса у меня может быть 2-3 разных занятия. включая книги, настоящие игры (я принимаю их «очередь» перед камерой), куклы, игрушки для младших школьников, загадки и рабочие листы, на которых мы могли рисовать или писать с помощью инструментов для аннотаций. Я также люблю Boom Cards и цифровые ресурсы, такие как интерактивные PDF-файлы. Мне нравится иногда поднимать своих детей и двигаться. Нам всем это нужно!
Вам не нужно готовиться, им весело. Если вы используете платформу, такую как Zoom, где вы можете дать своим ученикам контроль, любая из этих игр великолепна. Если вы не можете дать ученикам контроль, посмотрите на настольные онлайн-игры, которые автоматически продвигаются вперед. Вы можете щелкнуть кубиком за своих учеников.
Я держу документ со ссылками на своем рабочем столе, чтобы во время сеанса я мог быстро перейти к отличной онлайн-игре. Готовы получить список, который облегчит планирование телетерапии? Ну вот!
Я играл во многие игры, и я перечислил игры с этих сайтов, которые легко загружаются, в них можно быстро играть, они мотивируют и не отнимут у вас слишком много времени на терапию! Вы можете просмотреть основные сайты и посмотреть, есть ли еще игры, которые вам нравятся.
В Pink Cat Studio есть 3 отличные бесплатные игры, а также подписка. |
Студия Pink Cat 3 забавные игры, в которых можно использовать слова, рифмы и многое другое
Fun Brain Множество увлекательных и быстрых игр, которые понравятся детям
Театр игрушек Fun игры , а также множество дополнений, таких как игральные кости и спиннеры
Для самых маленьких вы также можете попробовать: ABCya Множество игр «Собери» и праздничные игры для самых маленьких… Для некоторых игр требуется Flash Игрок.
PBS Kids Простые игры с такими детскими персонажами, как Клиффорд, Улица Сезам или Артур.
Happy Clicks Мне нравится этот сайт очень простых занятий для самых маленьких учащихся
В Happy Clicks есть простые игры для самых маленьких: просто коснитесь или коснитесь, чтобы увидеть, что происходит! |
Игра с цыплятами Щелкни мышкой, и разноцветные цыплята будут кричать, откладывать яйца и высиживать цыплят
Сделай мороженое сделай свое мороженое
Фруктопад Помогите фермеру поймать фрукты в корзину.
Лопнуть воздушные шары Используйте рогатку, чтобы лопнуть воздушные шары.
Игра «Собери Фредди» Покорми Фредди фигурами или узорами совпадающих цветов и наблюдай, как он растет!
Simon Sees: Сопоставьте отражение монстра в зеркале, изменив рисунок его трех глаз.
Вертолет Монстр летит в шляпе вертолета. Лопайте шарики, соответствующие цвету его шляпы. Требуется обратить внимание на изменение цвета шляпы.
В студии Pink Cat есть три бесплатные игры, в которые можно играть с открытым концом (просто быстро нажмите на ответ) или для различных навыков, включая вопросы Wh, слова CVC, антонимы, артикуляцию диграфов, l-бленды
Play Build бесплатно играйте в Monster, Smarty Pants Animal Race или Quiz Wheel Game. Открытые онлайн-игры для всех классовFrost Bite Высуньте язык и ешьте снежинки
Погружение в пустыню: Большой Синий и его друг катаются на качелях, подтащите Большого Синего и бросьте его, чтобы его друг плескался в бассейне.
Лабиринт космического корабля Проведите свой космический корабль через лабиринт. Начинается легко, и каждый лабиринт становится немного сложнее.
Воск черепахи Поднимите и опустите горку, затем дайте черепахе соскользнуть вниз. Сможете ли вы заставить его поразить цель?
Баскетбольный мяч Направляйте мяч точно в корзину!Играть в крестики-нолики играть на компьютере или другом игроке
Connect4 Играть на компьютере или другом игроке
Найдите игры, скрытые картинки, головоломки и многое другое в Театре игрушек |
Змеи и лестницы Бросьте кости, и ваша игровая фигура автоматически переместится. Играйте с 1-2 игроками или объединяйтесь в группы.
Игра «Гусь»: бросайте кубики, чтобы продвигаться вперед. Некоторым местам повезло, некоторым нет! До 6 игроков
Шашки для 1-2 игроков или команд
Стратегическая игра “Нарды” для детей постарше
Реверси Еще одна стратегическая игра для детей постарше. 1-2 игрока.
Погружение за сокровищами: ныряльщик должен избегать морских существ, собирая золото из сундука с сокровищами.
Word Turtle Создайте свой собственный поиск слов. Два уровня сложности. Отлично подходит для артикуляции, генерирующей синонимы, антонимы или члены категории
Головоломка для зрительной памяти Изучите цветные круги на сетке, прежде чем они исчезнут. Можете ли вы воссоздать шаблон? Постепенно становится сложнее.
В Театре игрушек также есть отличные инструменты для учителей, которые можно адаптировать для логопедии |
Игрушечный театр отлично подходит для этих целей. Они могут быть игрой сами по себе. Кто наберет больше всего очков? Бросайте кости или вращайте спиннер.
Игральные кости: красочные онлайн-игральные кости различных форм и размеров
Спиннеры; Выбирайте спиннеры по цветам или номерам. Вы также можете выбрать, сколько мест на спиннере!
Воспроизведите их на планшете, компьютере или спроецируйте на доску для мгновенного вовлечения. Огромный бонус – вам не нужно таскать их с собой, когда вы путешествуете из школы в школу или на природу!
Не забудьте закрепить этот пост, чтобы сохранить его на потом 902:30, когда вам нужно новое, мотивирующее занятие для ваших детей.
Бесплатные онлайн игры для потрясающей логопедии. |
Вы можете найти множество из них в этом посте: 50+ потрясающих БЕСПЛАТНЫХ занятий по логопедии, которые вы можете отправить домой в спешке.