Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства.
Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения. Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством.
Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготовить ребёнка к школе.
Лепка в детском саду используется в качестве эстетического воспитания детей. Дошкольники способны на многое, их умения зависят от знаний и навыков, а также от возрастных особенностей. Учитывая детский возраст, формы предметов и образов в их творческих решениях, значительно упрощены. Например, человек или животное имеют круглую форму головы, цилиндрические формы конечностей и туловища. В основном больше уделяется внимания мелким, второстепенным деталям: плавники, уши, хвост, нос и т.д. Основная цель ребёнка создать не точный образ, а похожий, с которым можно поиграть. Чаще всего дети выбирают для лепки образы из знакомых животных, окружающих их или образы сказочных животных из книжных картинок.
В старшем дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать, что можно красиво слепить, а что лучше получится нарисовать или сделать из других материалов. В ходе занятий дети осваивают и другую форму лепки, когда для создания творческих работ используют природные материалы и другие подручные материалы, как для создания дополнительных аксессуаров для своих фигур, так и заменяя или дополняя основные их составляющие.
Существует три вида лепки, используемые в детских садах:
В лепке фигуры имеют более реалистичные размеры и не зависят от плоскости. В основном дошкольники изображают пару предметных образов, находящихся в статичном состоянии. Дети ещё пока не умеют передавать в своих творениях другие состояния образов и не любят разворачивать сюжеты. Детям для игры достаточно двух персонажей, с которыми они будут играть и даже общаться. В общении двух персонажей наблюдается сюжетный эпизод, который придумывает сам ребёнок по ходу действия. Уже в ходе развития событий и приобретения большего интереса, ребёнок начинает разворачивать сюжет и обогащать его при помощи новых персонажей и предметов.
Наряду с игрой и увлечением сюжетная лепка это очень трудоёмкий процесс для ребёнка. Ребёнку предстоит слепить несколько персонажей, разместить их согласно замыслу и дополнить сюжет окружающими предметами. Это полноценная композиция, представленная на определённой платформе.
В представлении ребёнка, на начальном этапе, платформа для них обычная плоскость, на которой ставятся предметы, их не озадачивает то, как должен выглядеть низ, внимание концентрируется только на самих образах.
Эта задача стоит именно перед воспитателем любой группы детского сада. Он должен научить детей оформлять композицию целиком: и делать объёмную подставку с декоративными элементами, и логически правильно размещать предметы на подставке.
Например, на подставке вылеплен грунт, трава, цветы, норка, где живёт лиса или мышка, дерево с белкой. Композиция должна быть похожа на сюжет из сказки или окружающей реалии. Композиция это не только отдельно взятые образы, но взаимосвязь их действий между собой. Сюжетная лепка посильна только дошкольникам средних и старших групп, в связи с её многосторонним разнообразием, а для этого нужен необходимый багаж знаний и представлений.
3. Декоративная лепка – напрямую связана с эстетическим воспитанием дошкольников, так как воспитатель знакомит и учит их с творчество народных мастеров различных культур. Лепка сопровождается росписью по изделиям. Детям это не только нравится, но и расширяет их культурные знания и мир фантазий. Дошкольникам нравятся замысловатые сосуды, предметы быта, посуда с яркой краской и неповторимым внешним видом.
Старшие дошкольники, после тренировок с воспитателем способны сами создавать декоративные изделия, с которыми можно и играть и даже использовать как предметы дизайнерской мысли для украшения комнаты, или просто как сувениры.
Дети при помощи декоративной лепки учатся мыслить, планировать и создавать эскизы своих замыслов. Дошкольников надо учить видеть красоту своими глазами. Обычная солонка, кружка или ваза в руках ребёнка по замыслу и воплощению его в жизнь, могут превратиться в лебедя, растение, может стать просто декоративным произведением искусства. Обычный пластилин, глина и дополнительные аксессуары дошкольники используют для того, чтобы незаурядную вещь, превратить в нечто прекрасное. В ходе своих работ дети не только учатся лепить, но и правильно держать и использовать различные инструменты.
Помимо всех перечисленных достоинств, лепка из пластилина развивает гибкость, чувствительность и моторику пальцев ребёнка.
Обычно в группе детского сада используют пластилин, но возможности работы с ним ограничены. Наиболее эффективно получится использовать в творческой работе глину. Жирная глина подойдёт лучше всего. Из неё можно лепить несколько крупных объектов, создавать предметы с последующей термической обработкой, для увековечения и расписывать их красками. Пластичность глины можно регулировать водой, что облегчает детям сам труд.
В образовании практичнее использовать глину, так как пластилин предназначен для мелких изделий, а мелкие формы не способны передать полноту и чёткость линий деталей фигуры. Использование пластилина осложняет занятия с детьми младшего возраста, так как он достаточно твёрдый и для мягкости его надо постоянно разминать, а маленьким детям это не всегда под силу. Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.
Если у детского сада достаточно бюджетных средств, то глину можно приобрести в магазине, но в сельской местности проще её накопать. Слой глины находится прямо под плодородным слоем земли, поэтому это сделать не составит особой трудности. Приготовить смесь для лепки тоже не составит никакого труда. В глину просто нужно добавить воды и размять её, а затем сложить в плотный целлофановый кулёк, и тогда рабочий материал можно хранить целый год.
Для обжига глины потребуется потратиться только на муфельную печь. Потребуются и краски. Таким образом, после обработки, детские поделки превратятся в настоящие керамические изделия и сувениры. Глина сама по себе в сыром виде не является несущим материалом и для изготовления изделий потребуется запастись каркасами.
В роли каркасов могут сгодиться обыкновенные палочки или куски проволоки. Каркас необходимо делать так, чтобы была возможность его изъять из изделия после того, как подсохнет глина, иначе глина на каркасе может потрескаться при высыхании. Для вырисовывания отдельных элементов, выемок можно использовать пластмассовые ножи как в пластилине, лопатки и гвоздики. Чем лучше и удобнее организовано место для творческой деятельности ребёнка, тем качественнее получаются его работы. Обычно для рабочей поверхности используют досочки, но лучше иметь поворотный станок для удобства работы, с любой стороны, над изделием.
В конце хочется добавить, что лепка в детском саду важна дошкольникам для развития сенсорного восприятия. Дети не только должны видеть, но и осязать предметы.
podrastu.ru
«Лепка из пластилина или глины в детском саду»
Лепка является одной из разновидностей изобразительного искусства. Она играет важную роль в процессе воспитания и обучения дошкольников. С ее помощью ребенок учится придавать форму предмету, передавая его характерные и наиболее выраженные признаки. Лепка из пластилина или глины является одним из обязательных занятий в детском саду.
Создание даже самой простой фигуры из глины или пластилина – это творческий процесс, развивающий детское воображение.
Так, например, небольшой глиняный шарик представляется ребенку яблоком, мячиком либо апельсином, а сомкнутая колбаска из глины может быть колечком, обручем или бубликом.
В процессе занятий ребенок учится создавать предмет, опираясь на имеющиеся у него представления о форме и размере. Пытаясь реализовать свой замысел, он нередко акцентирует внимание на второстепенных деталях, опуская главное.
Одной из задач лепки является научить маленького человечка правильно расставлять приоритеты – сортировать детали по степени их важности.
Таким образом, лепка:
– знакомит со строением и пропорциями всевозможных предметов;
– способствует развитию мелкой моторики, поскольку требует точных движений пальцев рук;
– развивает наблюдательность;
– учит воплощать замысел, правильно расставляя приоритеты.
В детском саду знакомство с лепкой происходит в трехлетнем возрасте, когда дети хорошо понимают инструкции воспитателя, умеют различать форму основных геометрических фигур и находить сходства и различия между ними.
Оба материала, как пластилин, так и глина гибкие и пластичные, с их помощью можно создавать бесконечное множество объемных форм.
В освоении навыков лепки можно выделить 5 этапов:
1. Знакомство с материалом – нужно рассказать ребенку о свойствах глины и пластилина и показать, что можно из них сделать. Некоторые дети поначалу отказываются брать в руки материал из-за его непривлекательного внешнего вида, но большинство проявляет неподдельный интерес – начинает мять его или размазывать по поверхности стола, получая при этом немалое удовольствие.
2. Приемы лепки. Изготовление палочки или колбаски. Воспитатель демонстрирует порядок действий, а дети в свою очередь пытаются повторить. Таким образом, они обучаются основному навыку, необходимому для лепки, – раскатыванию материала и преобразованию его в определенную форму. Это может быть шарик, кубик, блинчик, колбаска. На этом этапе ребенок учится работать двумя руками одновременно и координировать свои движения.
4. Базовые навыки лепки успешно приобретены, а значит, пора переходить к более сложным фигурам – пирамидам и конусам. Дети учатся раскатывать материал под определенным углом, держа руки в вертикальном положении, осваивают навыки свертывания и сплющивания.
5. Завершающий этап обучения дошкольников – создание фигурок людей и животных. Приступать к этому этапу можно тогда, когда ребенок научится контролировать силу нажима на материал. Обратите внимание, что форма в детской работе упрощена: голова человека либо животного выполняется в виде небольшого шара, а конечности представляют собой цилиндры.
Таким образом, занятия лепкой являются неотъемлемой составляющей всестороннего развития ребенка. Усидчивость, четкая работа пальцев рук, представление о форме и размерах разных предметов – эти качества и навыки, приобретаемые на занятиях лепкой, пригодятся в школе. Именно поэтому в детском саду на изучение этой дисциплины должно отводиться немало времени.
Лепка в детском саду делится на предметную, сюжетную и декоративную.
Предметная лепка появляется на занятиях в детском саду самой первой. Дети учатся лепить простые объекты и предметы: животных, людей, мебель, посуду. Наряду с освоением мастерства лепки, малыш познает что-то новое о живой и неживой природе.
Например, изображая животных и людей, ребенок уясняет для себя, какие части тела у них есть. Кроме того, ребенок обогащает свой словарный запас, а также усваивает обобщающие понятия: мебель, посуда, животные.
Сюжетная лепка появляется немного позже. Это достаточно сложный вид изобразительной деятельности, так как требует от малыша серьезных интеллектуальных усилий. Во-первых, необходимо продумать сюжет, составить план действий (какие детали и фигуры необходимо слепить), расставить все элементы в нужной композиции, а еще соблюсти пропорции предметов. Дети лепят по сюжетам сказок и небольших рассказов, затем учатся связно рассказывать о своем сюжетном изображении. Это развивает плавную, развернутую речь, творческие способности.
Декоративная лепка связана с выполнением заданий на изготовление и украшение различных предметов. Она формирует эстетический вкус малыша, творческие способности, знакомит с народными промыслами. Так как в декоративной лепке много мелких деталей (в орнаментах, узорах), то она активно развивает тонкие и точные движения пальцев малыша. Это стимулирует речевые центры мозга, подготавливает руку к письму. Дети лепят и украшают посуду, изготавливают сувениры, украшения.
kopilkaurokov.ru
Развитее индивидуальных особенностей детей средствами творческой деятельности (лепка полимерной глиной)
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане развития индивидуальных особенностей ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений, помогает проявить себя в творческой деятельности.
Актуальность данной темы исходит из индивидуальных особенностей детей в моей группе, в результате наблюдений было замечено, что у многих детей лепка является любимым творческим занятиям, знакомство с новыми материалами вдохновила детей на интересные проявления, результативность творческой деятельности увеличилась.
Сегодня полимерная глина становится все более популярным материалом, успешно конкурируя с природной глиной, пластикой,
пластилином и другими материалами для лепки.
Для своей работы выбрала полимерную глину не случайно. Всегда с интересом наблюдала за тем, как дети лепят из пластилина и много раз слышала просьбы поиграть поделками .
Мной были выбраны дети, которые сами изъявили желание заниматься лепкой, в последствии дети которые были не заинтересованы активно принимали участие в лепке.
Полимерная глина представляет для творчества большие возможности, именно это привлекает при работе с ней, к тому же большим плюсом в ней является возможность применять свои творческие «продукты» в игровой деятельности. Полимерная глина менее прихотлива в работе чем природная глина и соленое тесто, пластилин. Она имеет плотную, но легко разменающуюсь текстуру.
Различают два вида пластики: термопластика и самозатвердевающая пластика. Из термопластика можно вылепить все, что пожелаешь, от мелких «ювелирных» изделий до больших размеров скульптур. Данный вид пластики требует термическую обработку.
Название «самозатвердевающая пластика» отвечает само за себя. В отличие от обычной глины, полимерная глина имеет огромное количеством цветов. А это накладывает отпечаток на различные виды техник, которые применяют при лепке из глины. Каждая из них интересна и сложна. Изучение мы начали с самых элементарных техник, постепенно совершенствуясь и переходя к более сложным.
Дети с интересом осваивали новый материал и технику работы, вдохновлялись работами других мастеров и с удовольствием использовали свои поделки в игровой деятельности. Например, перед нами встала задача накормить кукол сезонными фруктами. Но, так как в игровой комнате фруктов не нашлось, то дети с радостью и энтузиазмом принялись создать их своими руками. Таким образом, на свет появился арбуз, виноград банан и другие фрукты, которые теперь хранятся в игровом уголке и дети каждый день ими играют.
В своей работе я так же использовала полимерную глину собственного производства, изготавливается она из доступных ингредиентов простым способом:
Нам понадобится:
Кастрюля, клей ПВА, крахмал, любое детское или косметическое масло, например «Джонсонс бэйби», лимонная кислота, растворенная в воде.
Кастрюлю использовать можно любую, но желательно ту, которую затем не жалко будет выбросить. Вылить клей ПВА, добавила по 2 чайной ложки глицерина, косметического масла, 1 ч. ложку лимонной кислоты, растворенной в воде. Размешать и добавить крахмал в пропорции с клеем 1*1.
Полученный продукт должен быть консистенции густой сметаны, для того, чтобы поставить варить. Но если получится гуще, можно размять полученную глину руками и сразу, без варки начать использовать. Материал к рукам не прилипает, пластичный. Можно руки смазать кремом.
nsportal.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯНАУЛА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН Мастер-класс «Вводное занятие по лепке из глины» Объединение «Художественная керамика» (7-12лет) Составила: педагог дополнительного образования Бигильдина Т.Е. 17.04.2013г. г. Нефтекамск |
Тема: Вводное занятие по лепке из глины.
Цель занятия: Познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного творчества – керамикой; научить приёмам лепки из глины изделия малой формы – ежа.
Основные задачи:
Обучающие:
– изучение произведений пластических видов искусства;
– формирование чувства пропорции, ритма и объёма;
– формирование навыков работы с глиной.
Развивающие:
-развитие мелкой моторики рук;
– развитие глазомера;
-развитие творческих способностей;
Воспитательные:
-воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
-развитие коммуникативных качеств: умение трудиться в коллективе;
-формирование целеустремлённости, настойчивости, трудолюбия;
– воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
-формирование понятий о безопасности жизнедеятельности.
Зрительный ряд:
а). Изображения предметов народных промыслов из глины;
б). Изображения произведений известных художников из керамики;
в). Изображения изделий объединения «Художественная керамика» МБОУДОД ДПШ.
Инструменты и материалы:
1.Глина;
2.Стеки;
3.Подставки для лепки фигурок;
4.Мокрые тряпочки и сухие полотенца.
План занятия:
1. Приветствие. Введение в тему занятия ……………………………….2мин.
2. Теоретическая часть……………..…………………………………….8 мин.
3. Практическая работа по лепке ……………. …………………………14мин.
4. Завершение занятия ……………………………………………………1мин.
Ход занятия:
1.
Здравствуйте ребята!
«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».
О чём эта старинная загадка?
(о глиняном горшке)
2.
– Гончарное ремесло существует с давних пор. Из глины делают посуду, предметы обихода, игрушки для детей и даже украшения. В России большое разнообразие малых форм представляют народные промыслы: «Дымковская», «Каргопольская», «Филимоновскя» игрушка.
– Скажите, кто из вас лепил из глины?
– Насколько прочными были ваши изделия?
– Перед вами предметы, изготовленные в нашем Доме Пионеров.
– Кто скажет, что с ними делали, чтобы они стали прочными? (Изделия из глины обжигают в муфельной печи при температуре 900 градусов. При этом глина, потеряв воду, меняет свою структуру и превращается в силикат, а изделие приобретает красивый терракотовый цвет. Обожжённую глину называют керамикой).
Многие известные художники увлекались керамикой и создавали свои произведения искусства: М.А. Врубель «Волхова»; И. Барковская «Лев»; В. Малолетков «Двое»; Д. Конелл «Красный чайник»; Ю. Бугуева «Рождение единорога».
Дети тоже очень любят лепить из глины. Глина, как материал, объединяет конструкцию, форму, цвет и может сохранять свои свойства в течение очень длительного времени. Объединение «Художественная керамика» нашего дома пионеров создаёт свои творческие работы и участвует в различных конкурсах городского, республиканского и всероссийского масштаба:
3.
Сегодня мы с вами будем лепить из глины, и пользоваться острыми инструментами.
Во время работы нужно соблюдать:
Правила безопасного обращения с ними:
1. Работать с глиной нужно чистыми и сухими руками. Для этого у вас есть мокрые тряпочки и сухие салфетки.
2. Острыми предметами нужно пользоваться осторожно: не размахивать ими, не направлять остриё в сторону соседа или к себе, передавать их друг другу только тупым концом.
3. В муфельной печи изделие обжигает только педагог. После обжига нельзя открывать печь до полного её остывания.
4. Ни в коем случае не пытайтесь обжигать поделки из глины в домашних условиях в печи, духовке или костре. Это может привести к тяжелейшим травмам лица и глаз во время взрыва изделия!
В траве живой Колючий мяч
Щетинится и ёжится.
-Ну, покажись, дружок, Не прячь
Свою смешную рожицу!
Как вы уже догадались, мы будем лепить ежа.
Практическая работа
Ёжик лепится из небольшого, цельного куска глины.
Поэтическая минутка:
– Если Ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
(автор – Ю.Щербаков)
-Скажите, а нужно ли брать ежа из леса домой? (Нет)
– Почему?
– Потому, что у ежа в лесу могут быть детки. Кроме того, они являются переносчиками таких опасных паразитов как клещи. Поэтому ежей не только нельзя приносить домой, но и даже брать в руки!
4.
– Скажите, вам понравилось лепить из глины?
Если не понравилось, то почему?
Завершение занятия.
Уборка рабочих мест.
nsportal.ru
Задачи:
Материал: глина; влажные и сухие салфетки; стеки; таз с водой; инструмент для декорирования изделий.
Руководитель (Р.). Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём наше занятие, я хочу вам показать, что можно сделать из глины. (Показывает и рассказывает о керамике, выполненной разными способами.) Вы заметили, как отличаются эти работы друг от друга? (Ответы детей.) Сегодня мы закрепим наши навыки в декоративной лепке. (Показывает мелкую декоративную пластику.) Одной из самых
Р. Итак, сейчас мы будем лепить птицу гусочку. (Показывает образец и акцентирует внимание детей на пропорциях, деталях декора, движениях.) А теперь приступим к делу. Вначале разомнём и разогреем наши ручки, подготовим их для работы.
(Гимнастика на сгибание и разгибание пальцев рук.)
Р. Готовы? (Ответы детей.) Берём в руки глину и разминаем. Почувствовали её? Какая она? (Влажная, податливая.) Правильно, ребята, глина очень пластичная, и поэтому лепка гусочки называется мелкой пластикой.
Внимательно смотрите за тем, как я работаю с глиной. Постарайтесь и вы правильно всё делать. Делим наш кусочек глины на две части, один откладываем в сторону, а из другого лепим тело нашей птицы. Для этого скатаем глину в шарик. Все скатали? (Ответы детей.)
Кладём шарики на стол, напрягаем ладошки и раскатываем шарики в «морковки». У всех получилось? (Ответы детей.)
Широкий конец «морковки» — это основание нашей птицы, а тонкий — шея и голова. Слегка пристукиваем широкую часть, делаем устойчивым основание. Затем изгибаем шею заготовки, вытягиваем клюв. Видите, наша птица почти готова. Чего не хватает у гусочки? (Ответы детей.)
Правильно — крыльев и хвоста. Берём оставшуюся глину, делим её на три части, скатываем их в шарики. Два шарика снова раскатываем в «морковки», кладём на тряпочки, нажимаем ладошкой руки и получаем крылья. Откладываем наши заготовки в сторону. Берём третий шарик, раскатываем его в валик, делаем его плоским. Вот и готов хвост.
Руководитель акцентирует внимание детей на уже сделанные заготовки.
Р. Теперь осталось их соединить. Сначала прикрепляем хвост, затем крылья тщательно примазываем. У всех получилось? (Ответы детей.) Осталось нашу птицу украсить или декорировать, ведь наше изделие называется декоративной пластикой.
Для декора берём наш инструмент и продавливаем узоры по краю хвоста и крыльев. Видите, узор получается очень выразительным. Наша красавица гусочка готова.
Руководитель подходит к каждому ребёнку, сравнивает работы детей, подсказывает, что ещё необходимо сделать, чтобы фигурка гусочки была совершеннее, выразительнее.
Итак, наше изделие — это и есть мелкая декоративная пластика.
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Всем спасибо и до свидания.
Е. Моргачёва
vscolu.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 комбинированного вида
Районное методическое объединение воспитателей
Тема:
“Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через интеграцию познавательного и художественно – эстетического воспитания”
Мастер – класс для воспитателей
“Лепка из полимерной глины.
Крошка – брошка ,,Снегирь,,
Подготовила и провела:
Карлова Елена Александровна
воспитатель гр.6
“Семицветик”
Одинцово
2016 г.
Вид занятия: мастер-класс
Цель занятия: познакомить с техникой лепки из полимерной глины.
Задачи:
Образовательная: научить воспитателей определенным методам, принципам и техническим приемам работы с глиной.
Углубить эстетические познания о декоративно-прикладном искусстве;
Развивающая:
Привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства. Способствовать творческому подходу в работе;
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, индивидуальные творческие способности.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к искусству.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимание.
Оборудование:
Полимерная глина,
Стеки,
Доски для лепки,
Масляные краски (или акриловые),
Жирный крем для рук,
Канцелярский нож,
Зубочистки.
Вступление.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания.
Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота.
Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.
Поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.
Лепка в детском саду
Творческие занятия в детских садах, к которым относится и детская лепка, очень важны для гармоничного развития личности. С помощью изобразительных искусств ребенок познает мир и учится выражать собственные чувства и эмоции. Кроме того, такие уроки способствуют развитию мелкой моторики, конструктивных способностей, воображения и логики. Дети ощущают вес, текстуру, объем и могут соотносить их с готовой поделкой.
По сравнению с рисованием ребенку проще представить себе объем предмета или передать движение объекта. К примеру, если он лепит бегущего человечка, сначала делает ноги неподвижными, а уже потом сгибает их в нужных положениях. Лепка в детских садах упрощает пространственное восприятие: легче объяснить, что такое центр, ближе или дальше расположить предметы.
Дети младшей группы не столько воссоздают предмет, сколько лепят себе игрушку, причем ее образ хорошо знаком (это могут быть животные, герои книг и так далее). Дошкольники постарше уже осознают и эстетическую сторону, прорабатывают мелкие детали более тщательно.
Виды лепки в детском саду:
Способы работы с пластилином (глиной, тестом):
По статистике, 75% детей впервые берут в руки пластилин только в трехлетнем возрасте. На самом деле, детская лепка — занятие полезное, и вполне по силам даже годовалым малышам. Важно выбрать правильный пластилин (мягкий, нетоксичный и не липкий) или тесто. Иногда работают с жирной глиной (ее пластичность можно регулировать водой), единственный ее недостаток — необходимость термической обработки.
Основные этапы занятия:
Уважаемые коллеги !
Сегодня я хочу предложить вам сделать поделку из полимерной глины ,,Крошка-брошка ,,Снегирь,,
Что такое полимерная глина и как с ней работать?
Полимерная глина очень приятна в работе,мягкая на ощупь,быстро сохнет,классическая глина белого цвета,можно добавлять для окрашивания масляные или акриловые краски.Воду для лепки не используют,а пользуются очень жирным клеем,что бы глина стала более пластичной.
Полимерную глину можно приготовить самим,в домашних условиях,для этого используется клей ПВА( белый),крахмал кукурузный,можно заменить кукурузной мукой,жидкий вазелин,лимонный сок,жирный крем без содержания силикона( детский прекрасно подойдет), керамическая или стеклянная посуда,после смешивания помещают в микроволновую печь на 60 секунд на максимальной мощности. И глина готова ,после остывания массу выкладывают на смазанный жирным кремом коврик и хорошо вымешивают. Что бы окрасить глину в нужный цвет используют масляные или акриловые краски.
Изделия из полимерной глины после высыхания не бьются,что не мало важно при работе с детьми,можно мочить водой,
Поделки из глины отличаются своей яркостью неповторимостью,потому что лепить можно все что подсказывает вам ваша фантазия.При лепки важно укрывать глину в несколько слоев полиэтилена,чтобы она не высохла преждевременно.
Для своей работы я выбрала лепку крошки – брошки ,,Снегирь”
Снегирей всегда считали олицетворением русской зимы,их рисовали русские художники,упоминали в своих поизведениях русские писатели и поэты. По этому можно сказать что эта птица является символом русской зимней сказки.Спроси любого человека ,,Какие у вас возникают ассоциации при разговоре о ,,Русской зиме”? ,многие ответят что со ,,Снегирем,,
Для работы нам понадобится:
– полимерная глина;
– стека;
– канцелярский нож;
-зубочистки;
– жирный крем для рук;
– масляные краски;
– коврик для лепки;
– крепление для брошки;
Этапы лепки:
1. Подготовить глину 4 цветов: черная,красная,серая,белая.
2. Из глины красного цвета делаем делаем элемент в виде капли,затем пальцами расплющиваем до плоского состояния. Это будет грудка снегиря.
3. Из черной глины делаем тонкую пластину и с помощью канцелярского ножа выражаем прямоугольную форму,это будет хвост птички.Прикрепляет его к красной части и с помощью стеки вливаем цвет в цвет;
4. Из черной глины делаем голову и клюв,затем тоже прикрепляем к красной части и вливаем цвет в цвет.
5. После того как прикрепили голову делаем крыло в виде плоской капли из черной глины и накладываем сверху на заготовку.
После того как прикрепили крыло,с помощью белой и серой глины выкладываем рисунок на крыльях и спинке.
6. Заключительным этапом является формирование пёрышек с помощью зубочистки.
После того как птичка слеплена,поднимаем ее с коврика и с обратной стороны закрепляем крепёж для броши с помощью примазывания глиной, что бы в последствии он не выпал.
Наша работа окончена.Думаю что такая работа принесет радость и новогоднее настроение не только детям,с которыми вы будете лепить крошку – брошку ,,Снегирь,,, но и вам!
Спасибо за внимание!
Рефлексия.
nsportal.ru
ГБОУ СОШ № 1996 СП «Пчелка»
Конспект
Открытого занятия по лепке из глины
На тему «Нарядные лошадки по мотивам
дымковской игрушки»
( для детей старшей группы)
Кочадзе И.В.
Воспитатель
Москва
2014 г.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделии; учить видеть выразительность формы игрушки; учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом вытягивания глины от общего куска; учить декоративному оформлению вылепленных лошадок: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.
Развивающие задачи:
Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек; развивать эстетический вкус; развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к быту и обычаям России.
Материал: дымковские игрушки, лошадка-образец, альбом для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; глина, доски для лепки, стеки, вода в стаканчике, салфетки.
План.
Первый этап занятия:
1. Рассказ воспитателя о дымковской игрушке. Презентация.
2. Чтение стихотворения К. Д. Ушинского «Лошадка».
3. Показ лошадки-образца и схемы способа лепки.
4. Работа детей с глиной.
5. Физкультминутка.
6. Окончательный этап лепки.
7. Сушка готовых изделий (неделя)
Второй этап занятия через неделю:
8. Декоративное оформление вылепленных лошадок.
9. Составление коллективной композиции «Веселая карусель».
Ход первого этапа занятия:
– С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…
Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».
В ходе занятия появляется Скоморох с коробом в котором находятся глиняные игрушки, вылепленные и расписанные в разной технике.
Скоморох: « Здравствуйте добрые люди! Я хожу по свету ,продаю игрушки…А куда это я попал?»
Ответы детей: ( в детский сад).
Скоморох: « А что вы здесь делаете?»
Дети: « Лепим дымковскую игрушку-лошадку».
Скоморох: « Ребята, а вы знаете, чем отличается дымковская игрушка от других игрушек?»
Ответы детей.
Скоморох: « Ребятушки, помогите мне, выберите дымковские игрушки из моего короба ».
Дети выполняют просьбу Скомороха.
Скоморох: « Да, мало у меня осталось дымковских игрушек. А вы мне сможете помочь, вылепить еще игрушки? Я на обратном пути к вам зайду и посмотрю на ваше творчество.»
Дети обещают Скомороху помочь.
Скоморох уходит.
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку—лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.
— Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой- ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.
Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.
-А теперь немного отдохнем.
Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.
Раз- сюда, два- туда, повернись вокруг себя.
Раз- присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка. Дети оформляют вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой. Рассматривают со всех сторон и сглаживают. Гриву и хвост слегка оттягивают и прищипывают. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.
Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и выставить на поднос для сушки на неделю.
Материал для второго этапа занятия:
Баночки со смесью молока и мела, кисти, краски Гуашь разных цветов, баночки с чистой водой , салфетки.
Ход второго этапа занятия:
-Ребята, сегодня мы с вами будем украшать наших лошадок. Но для этого нам сначала нужно покрыть их грунтом, который состоит из мела и молока.
Дети выполняют действия под руководством воспитателя.
Отставив на некоторое время лошадок в сторону, дети выходят водить хоровод под хороводную песню « Во поле береза стояла».
Воспитатель напоминает детям узоры дымковской росписи: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки.
Подсохшую фигурку лошадки начинаем расписывать в дымковском стиле, используя малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие краски – пестро и весело, как в хороводе! По ходу занятия воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.
По окончании работы все игрушки выставляются на обозрение детей на красивое большое блюдо, изображая карусель.
В группу вновь приходит Скоморох.
Скоморох: « Ох, долго я бродил по свету, все игрушки продал и вот вновь к вам ребята пришел. Сдержал свое обещание навестить вас, посмотреть какие вы умельцы».
Дети вместе со Скоморохом рассматривают лепные игрушки. Скоморох хвалит детей и угощает их сладостями.
После окрашивания воспитатель покрывает фигурки фиксативом, чтобы краска лучше держалась на изделии.
nsportal.ru