Я уже неоднократно писала о том, как важно развивать мелкую моторику малыша. Да, думаю, вы и без меня это отлично знаете. Поэтому сегодня без лишних предисловий хочу рассказать еще об одном увлекательном и очень полезном занятии – о лепке с малышами и о том, как можно поиграть, если у вас под рукой есть кусочек теста. Все эти игры полезны не только для развития мелкой моторики, но и для развития воображения, мышления, усидчивости малыша.
Нередко мамы задаются вопросом: «Что лучше выбрать для занятий с малышом: тесто или пластилин?» По моему мнению, лучше будет если вы предоставите ребенку возможность познакомиться с разными веществами и ощущениями, будете проводить занятия как с тестом, так и с пластилином. Но вот для самых маленьких (от 1 года) на занятиях по лепке лучше использовать тесто и вот почему:
Тесто намного мягче и податливее, чем пластилин, а для малышей, которым еще сложно разминать пластилин, это важно.
Тесто можно приготовить самостоятельно, а можно приобрести в магазине (например, «Play Doh»). Но если вы хоть однажды замесите тесто в домашних условиях, то, наверняка, с покупным вам больше не захочется иметь дело. Домашнее тесто пластичнее, мягче, приятнее, а еще его много! К тому же процесс приготовления теста довольно простой и не занимает много времени.
Итак, как сделать тесто для лепки? Приведу два рецепта теста, которые неоднократно мною проверены и мне очень нравятся. Первый рецепт можно назвать классическим рецептом соленого теста. Тесто по нему готовится очень быстро и просто, часто его используют для создания долговечных поделок, после высушивания его можно покрасить.
1 стакан муки
½ стакана соли (желательно «экстра»)
½ стакана воды
1 ст.л. растительного масла
Все ингредиенты смешиваем и хорошенько вымешиваем до однородности.
И еще один рецепт очень-очень мягкого, пластичного, однородного и, я бы даже сказала, идеального теста!:) Для высушивания и покраски оно не годится, но для веселых игр с тестом подходит как нельзя лучше.
1 стакан муки
1 стакан воды
¼ стакана соли
1 ст.л. растительного масла
2 ч.л. лимонной кислоты
Соединяем все ингредиенты в кастрюльке, перемешиваем, затем ставим на средний огонь. После этого начинаем активно мешать тесто ложкой до тех пор, пока оно не образует шар и перестанет прилипать к рукам. Мешать нужно будет не больше 3 минут. После того, как тесто остынет, с ним можно начинать играть.
Не пренебрегайте таким, казалось бы, незначительным ингредиентом, как лимонная кислота! Если ее не добавить, то после хранения в холодильнике тесто начнет прилипать к рукам.
В любой вариант теста можно добавить пищевой краситель. Если у вас нет красителя, чтобы подкрасить тесто, можно использовать свекольный или морковный сок, куркуму, зеленку, гуашь. Ну а если разделить тесто на несколько частей и окрасить их в разные цвета, то будет еще интереснее!
И то и другое тесто хранится в холодильнике в закрытом контейнере довольно долго (несколько недель).
Итак, тесто у вас есть, что делать с ним дальше? В первую очередь, конечно, нужно познакомить малыша с тестом. Дать ему возможность потрогать, помять его. Можно слепить какого-нибудь колобка или зайчика, дабы показать на что тесто способно. Если знакомство прошло удачно, можно и к играм переходить.
Помните, что все занятие не должно затягиваться дольше 5-10 минут. Не стремитесь включить все игры в одно занятие, наблюдайте за малышом и прекращайте всегда прежде, чем он устанет от занятия. Если малыш теряет интерес к какой-то конкретной игре, возможно, она слишком простая или слишком сложная для него. Постарайтесь упростить или облегчить задание.
Малыш, скорее всего, с удовольствием примется раскатывать тесто, ведь он не раз видел, как это делает мама. Если у крохи плохо получается орудовать скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими.
Для игры подойдет как игрушечная, так и настоящая кухонная скалка. Моей дочке катать большой скалкой нравится даже больше.
Далее можно объявить, что получившаяся лепешка – это не просто лепешка, а пицца или торт, который теперь нужно украсить. И для этой цели можно использовать самые разные предметы: спички, макароны, фасоль, счетные палочки, небольшие игрушки, крышки и т.п. Старайтесь использовать предметы разные по форме и по величине, чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка.
Приведу несколько примеров:
Для самых маленьких зубочистки можно заменить спичками или счетными палочками.
Обязательно привлекайте ребенка к раскатыванию туловища и головы. Если у малыша пока плохо получается, возьмите его ладошки в свои и вместе совершайте вращательные движения.
Это занятие очень полезно для развития мелкой моторики, так как тренирует «щипковый» захват. Обыграть занятие довольно просто: предложите малышу накормить любимого мишку конфетками. Игра, скорее всего, понравится самым маленьким – деткам около года. В этом возрасте малышам очень нравится возиться с мелкими предметами, складывать и перекладывать их.
Эти же самые конфетки, которые вы сделали для мишки, попробуйте еще и натыкать на вилку. Можно сказать малышу, что мишка предпочитает есть только с вилки, а по-другому отказывается. Так в игре мы незаметно будем отрабатывать очень полезное умение.
В этом занятии главное – научить ребенка правильно держать нож и, что немаловажно, самостоятельно придерживать тесто левой рукой (если малыш – правша). Для игры хорошо подойдет игрушечный пластиковый ножик, специальный пластиковый нож для теста или нож для масла. Занятие будет интересно малыша примерно с 1 года 3 месяцев.
Вдавливаем игрушку в тесто, аккуратно убираем и але-оп, на тесте получается красивый узор! Таисия была просто в восторге от этого занятия, и могла надолго увлечься, отпечатывая макароны на тесте.
Для отпечатывания хорошо подойдут фигурки от сортера, макароны-трубочки, маленькие игрушки, детали конструктора, вилка, расческа. Ну а если по тесту, оставляя следы, проедется машина (желательно, с большими колесами и протекторами на них), то малыш, скорее всего, это оценит.
И, конечно же, отдельно стоит упомянуть о формочках для печенья. При помощи них можно не только делать красивые отпечатки. С малышами постарше можно попробовать убирать «лишнее» тесто вокруг формочек так, чтобы получились «печеньки».
Отпечатки можно делать и просто пальчиком. После чего в получившиеся дырочки очень интересно будет «посеять» семена. Получится еще одно замечательное упражнение для развития «пинцетного» захвата.
Для этой игры можно использовать как формочки для кексов, так и чистые формочки из песочного набора. Накладывая тесто в формочку, стараемся хорошенько утрамбовать каждый кусочек. Доставать пироженку из формы, скорее всего, придется с маминой помощью, т.к. это занятие не из легких.
У нас эта игра самая любимая. Думаю, все дети любят, когда в игре присутствует сюрпризный момент. Они готовы открывать замысловатые замочки, откручивать неподдающиеся крышки, лишь бы только увидеть, что же за ними спрятано. Дети с удовольствием находят сюрпризы, даже если сами их спрятали!
Поэтому в этом занятии сначала вместе с малышом мы прячем игрушку в тесте, положив ее на одну половину лепешки и закрыв второй. Малышам постарше можно предложить защипать края, как при лепке пирожка. За деток помладше это может сделать мама. Ну а затем задаемся вопросом «Где же наш ежик?» или «Ой, кто же тут спрятался?». Возможно, при первых играх малышу придется показать, как «докопаться» до игрушки. Скорее всего, кроха все очень быстро уловит и впоследствии будет с нетерпением сам расковыривать тесто.
Даже такое, казалось бы незамысловатое занятие, невероятно полезно для детских пальчиков.
На этом у меня все, я желаю вам приятных совместных игр и побольше счастливых улыбок на лице вашего малыша! Буду вам очень благодарна, если вы поделитесь этой статьей со своими друзьями в социальных сетях (для этого внизу статьи есть специальные кнопки). Ну а чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на обновления в Инстаграм, Вконтакте, Facebook.
Думаю, вам также будут интересны статьи
ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
jili-blog.ru
Рецепт солёного теста:
200 гр. = ( 1 стакан ) = муки
200 гр. = (0,5 стакана) = соли
125 мл. воды
Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
Крепкое тесто для крупных изделий:
200 гр. муки
400 гр. соли
125 мл воды
Тесто для тонких работ:
300 гр. муки
200 гр. соли
4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке)
2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать
Для замеса лучше использовать миксер – это упростит задачу, да и тесто получится качественнее.
Цветное тесто:
Подкрашивать можно пищевыми красителями, акварелью, гуашью, но надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком – снова станет ярче.
При добавлении какао получается отличный шоколадный цвет.
СОВЕТЫ:
* Муку блинную – НЕЛЬЗЯ (фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются)
* Соль Йодированную – НЕЛЬЗЯ (крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное – в крупинку)
* ВОДА- лучше всего ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ , добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем что для разной муки, может понадобиться разное количество
воды).
* Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.
* Солёное тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. И лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при
раскатывании или лепке (эти сухие корочки портят вид).
Инструменты:
Что же пригодится для творчества?
Всё, что есть на кухне или незаметно валяется по дому!
* Для начала самое необходимое:
Скалка, ножик или стек, расческа (делать корзинки). Незаменимый предмет обычная шариковая ручка и особенно стержень! Замечательно разным концом стержня делать точки и дырочки различные узоры,
дырки в сыре, глазки и многое другое…
* Для оформления поделок и для увлекательной игры с детьми пригодятся фигурные ножи для печенья или уже готовые фигурные наборы для пластилина.
* Теперь ищем по дому всё, чем можно сделать отпечатки, например:
фигурные пуговки, заколки, мешковина, кружево, бусинки, колечки, детские игрушки, подставки от свечек на торт, ручки, вилки, у ручек ложек и вилок – бывают ажурные узоры, детские колготки –
интересно печатаются, подошва обуви даёт интересный узор, детали от миксера или кремницы, и многое другое …
Как сушить?
Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.
1. Духовка должна быть на минимальной температуре
2. Хорошо если сушка идёт с приотрытой дверью духовки
3. Не желательно класть изделия в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же и как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместе с
духовкой
4. Лучше производить сушку в несколько этапов, то есть час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Или делать перерывы между сушками, час сохнет в духовке – сутки сохнет
само – потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.
5. Время сушки изделия зависит от толщины самого изделия
Расписываем, покрываем лаком:
И так наше изделие высохло! Что дальше?
1. Можно подрумянить в духовке, для естественного цвета.
2. Можно расписать красками.
* Какие краски использовать?
Любые (гуашь, акрил, акварель – те которые больше нравятся)
* Какой лак использовать?
Акриловый художественный можно. Или обычный строительный на водной основе для дышащих поверхностей, т.е. для паркета или дерева.
Вспучивание или потрескивание поделки происходит в двух случаях:
1. Не правильно подобранная мука. Чем она проще – тем лучше (без добавок каких-либо). Можно добавить в тесто ржаной муки (цвет будет более тёплый и потрескиваний быть не должно) (например, стакан
обычной + стакан ржаной 1:1), 50 гр. крахмала – тоже придают тесту эластичность и не дают потрескаться. Я добавляю в тесто ложку клея ПВА (он тоже придаёт пластичность и не даёт
подняться)
2. Второй вариант почему трескаются изделия – не правильная сушка.
Конечно лучше всего сохнет само и долго, а хочется побыстрее
Лучше сушить в три – четыре этапа, в духовке на самом минимуме и обязательно с открытой дверью духовки примерно по часу – полтора, потом перерыв часа на два – на три, или на всю ночь, поделка
сохнет сама, а потом опять включить духовку на минимум с открытой дверью духовки.
* При сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки, т.е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на след. этапе перевернули и сохнет уже обратной стороной.
* Всё что отваливается не заметно приклеивается клеем ПВА (строительным).
www.detiam.com
Помогать детям развиваться – вот первоочередная задача каждого современного родителя! К счастью, сегодня к вашим услугам огромное разнообразие разных материалов, методических приемов и средств, способствующих гармоничному и полноценному развитию ребенка. Лепка – это занятие, заниматься которым с малышом можно чуть ли не с самого рождения!
Тесто – это невероятно пластичный, мягкий и нежный материал, из которого можно вылепить совершенно разные фигуры и целые композиции. Тесто не испачкает руки, как обычный пластилин. Если его правильно приготовить, оно не будет крошиться, не растрескается и его можно будет сохранить на протяжении длительного времени.
При работе с этим материалом вам не понадобятся особые инструменты или материалы. Соленое тесто любит, когда его готовят собственными руками. Если по какой-то причине вам не удалось приготовить тесто самостоятельно, сегодня в магазинах можно легко найти готовое соленое тесто, окрашенное в многочисленные оттенки.
Конечно, ребенок до 1,5-2 лет не сможет самостоятельно вылепить полноценную фигурку, однако тут важен не результат, а сам процесс. Сядьте вместе с малышом, позвольте ему быть вашим персональным помощником, ведь для него совместное творчество с вами – это наивысшее счастье!
Лепка из соленого теста – лучший тренажер для развития мелкой моторики!
originalnie-podarki.com
Тесное сотрудничество с тестом для лепки позволяет малышу развивать мелкую моторику, которая, в свою очередь, способствует быстрому и качественному развитию речи. Кроме того, лепка благотворно сказывается на нервной системе в общем.
Для занятий с малышом младшего возраста рекомендуется использовать именно соленое тесто, а не пластилин или тесто промышленного производства.
Во-первых, соленое тесто, приготовленное самостоятельно, полностью лишено каких бы то ни было химических добавок и консервантов, вредных для здоровья малыша.
Во-вторых, оно гораздо более мягкое и пластичное, не пристает к рукам так, как пластилин, не пачкает одежду и при правильном приготовлении не будет крошиться.
Для самых первых шедевров маленького скульптора вполне хватит небольшого количества муки и соли грубого помола, чтобы при добавлении горячей воды получилась крутая масса. Хотите разнообразить творчество и произвести на ребенка еще больше впечатления? Добавляйте в массу натуральные красители (сок свеклы, кофе, морковный сок или гуашь), и тогда радости маленького мастера не будет предела!
Есть определенный комплекс упражнений, которые будут под силу даже самым маленьким художникам 1,5-2-х лет. В этом возрасте можно предложить ребенку потыкать пальчиком в кусок теста, похлопать по нему всей ладошкой, пропустить тесто сквозь пальчики, расплющить кулаком или ладошкой, размазывать пальцами по бумаге или по руке родителя, отщипывать маленькими кусочками, а потом опять прикреплять к общему кому.
Если моторика малыша уже немного развита, можете предложить ребенку катать из теста колбаски и колобки (можно катать как одним пальчиком, так и всей ладошкой), а получившийся колобок или колбаску порезать тупым ножиком для лепки. Кроме того, готовые колобки и колбаски можно плющить пальцем или всей ладошкой.
Чтобы ребенку было более интересно выполнять эти простые задания, сам процесс лепки можно обыграть по следующим сценариям (так процесс приобретет форму игры, инсценировки сказки):
Обыгрываем лепку «колобков». Мама может слепить лисичку, а на нос посадить ей созданного ребенком колобка. При помощи зубочистки можно дополнить его глазками и ротиком. В процессе можно рассказывать сказку. Если малыш не любит эту сказку, слепите корзинку, а ребенок пусть катает для нее колобки-яблочки, апельсины, помидоры, ведь всем этим можно угостить папу или любимую игрушку. Также можно слепить колобки-снеговики, мячики, составить из нескольких шариков гусеницу, повесить слепленные новогодние шарики на елочку. Кстати, елочку можно как слепить из теста, так и нарисовать на бумаге, а прикреплением шариков пусть займется малыш.
Обыгрываем лепку «колбасок». Колбаска может стать веревочкой, сосиской для кошки, любопытным червячком или змейкой. А если соединить оба конца колбаски, получим колечко, бублик. Избубликом можно соорудить целую связку угощений для гостей. Если скатать колбаску спиралькой, у нас получится розочка или улитка.
Печем «блины» из колобков. Расплющивая маленькие колобки, можно показать ребенку, как получается блинчик. Также из колобков прекрасно получается тарелка, шляпка для гриба, пицца. Положив несколько блинов друг на друга, можно сделать торт, украшением для которого может стать фасоль, горох, а спички станут праздничными свечками.
Вы с малышом уже накатали целую «кучу» колобков и колбасок? Прекрасно! Самое время соорудить что-нибудь эдакое…
Нарисуем или приклеим на лист бумаги птицу, дорисуем к ней кормушку. Птичка голодная, не хочет ли малыш ее накормить? Здесь можно катать колобки (как зерно), отщипывать кусочки теста от основного кома (как от хлебушка) и прикреплять к кормушке.
Нарисуем на листе полосатую рыбку. Объясним ребенку, что рисунок будет еще более красивым, если на место полосок он приклеит на рыбку колбаски.
Пласт теста раскатаем в блин толщиной 5-7 мм. Пробуем вырезать из него формочками для печенья разные фигурки. Катаем второй пласт, вырезаем из него квадрат или круг. Простой водой приклеиваем фигурки на квадратный или круглый пласт, а ребенок помогает вам делать орнамент. Когда тесто полностью высохнет, разукрашиваем поделку гуашью.
Рисуем на листе бумаги простую фигуру (квадрат, треугольник). Предлагаем ребенку вместе с вами прикрепить по контуру колобки или колбаски. А можно попросить его просто замазать внутреннее пространство фигуры тестом.
Берем разные мелкие предметы, кладем раскатанный пласт теста перед ребенком и предлагаем ему сделать на нем отпечатки. Для этого можно брать ключи, листочки, монетки, мелкие игрушки, вилку и пр.
Уважаемые читатели! Поделитесь с нами своими рецептами соленого теста и расскажите, что лепят из теста ваши малыши.
rastishka.by
Перед вами подборка мини-уроков по лепке для самых маленьких детей (от 1 до 1,5 лет).
Малыши в этом возрасте только начинают лепить, поэтому и все приведенные в этой статье уроки будут самыми простыми и незамысловатыми.
Лепка с малышами от 1 до 1,5 лет – это один из самых лучших способов их развития. В процессе работы с тестом у детей очень хорошо развивается мелкая моторика пальцев (ученые давно доказали, что степень развития мелкой моторики напрямую связана с уровнем развития речи и умственных способностей ребенка), развиваются навыки конструирования и концентрация внимания.
Из чего лепить?
Начинать лепить лучше из соленого теста – покупного или домашнего.
Рецепт домашнего теста для лепки:
– 1 стакан муки,
– 1/3 стакана соли,
– 2 столовые ложки растительного масла;
– горячая вода (температура воды очень важна! Чем теплее вода – тем лучше набухнет клейковина в муке и тем мягче и эластичнее будет тесто).
Для того, чтобы подкрасить тесто подойдут пищевые красители. В принципе лепить с малышами можно и из неокрашенного теста.
Конечно в этом возрасте никто не лепит котиков и колобков – такие задания ребенку еще не под силу. Обычно в процессе лепки с малышами стараются сделать так, чтобы ребенок совершал как можно более разнообразные и полезные движения пальцев рук (втыкал в тесто мелкие предметы, мял его пальцами и т.п.).
Не забывайте золотые правила обучения малышей от 1 до 2 лет:
1. Лучше один раз показать, сделав это самой, чем 10 раз объяснить. Малыши до 2 лет лучше всего учатся просто подражая маме, которая весело и дружелюбно играет рядом.
2. “Все может пойти не по – плану” – да это так! Занятия с малышами непредсказуемы. Поэтому не бойтесь отклоняться от намеченной цели и не ругайте малыша, если он решил не следовать вашему плану “обучения”.
3. “Рука в руке” – золотой прием обучения малышей от 1 до 2 лет. Если у малыша не получается воткнуть макаронинку в тесто – просто вложите ее в руку ребенку, а затем взяв его руку в свою – “рука в руке” – выполните вместе нужное движение. 5-7 повторов – и малыш начнет делать все сам (если захочет ).
4. Радуйтесь достижениям малыша и не скрывайте от него свою радость. Ваши счастливые глаза и добрые слова подскажут ему, что то что он делает – правильно. Такое поведение мамы развивает уверенность малыша в своих силах и побуждает его к успешному развитию.
Прежде чем начать играть с тестом, ребенку обязательно нужно с ним познакомиться. Знакомство просто необходимо потому что:
1. Малыш не будет выполнять никаких ваших заданий, пока вволю не наиграется с тестом.
2. Не все дети, увидев тесто, тут же бросаются мять его в руках. Некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к новому материалу.
Самый простой способ познакомить ребенка с тестом – это просто сесть рядом и начать из теста лепить. Слепите для малыша колобка и подкатите его к нему, спев песенку из сказки. Слепите кренделек, баранку или булочку и покормите ими маленькую зверушку. Вылепите мячик или тарелочку.
Когда малыш увидит, что мама увлеченно мнет в руках новый материал и так «интересно» с ним играет – он обязательно заинтересуется и попробует взять тесто в руки. А дальше все получится само собой.
Маленькие дети очень любят что-то втыкать в тесто, и это – полезное занятие, в процессе этой игры малыши отлично развивают мелкую моторику.
Слепите из теста пирожок и предложите его украсить. Начните это делать сами и пригласите в игру малыша.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания – возьмите его руку в свою и первые несколько движений сделайте вместе – когда его рука «запомнит» новое движение – он начнет втыкать в тесто предметы самостоятельно.
Втыкать в тесто можно самые разные предметы (использовать небольшие предметы разной формы очень полезно – ребенок захватывает такие предметы тоже по-разному, т.е. движения пальцев, которые малыш производит в игре, будут наиболее разнообразными – и это очень полезно).
Макароны, орехи, фасоль (если вы уверены, что ребенок ее не съест), небольшие игрушки, крышечки от бутылок, любую мелочь, которая найдется вашем доме (просто пройдитесь по квартире и соберите горстку небольших вещей) – чем более разнообразные предметы для игры вы подберете – тем лучше!
Более крупными предметами можно оставлять отпечатки на тесте – это занятие хорошо развивает детские пальчики. Ну а малышей обычно такая “игра” очень нравится. Отпечатки можно оставлять:
– крышечками от фломастеров или карандашами – получаются милые “дырочки”:
– вилкой:
– фигурками от сортера (заодно можно изучать названия фигур – проговаривать “квадрат”, “круг” и т.п.):
– любыми игрушками:
– можно оставлять на тесте узоры массажными предметами (шишка, бигуди, расческа, массажный мяч) – ребенок будет не только развивать моторику, но и массировать пальчики:
– очень забавные отпечатки получаются, если использовать детали Лего:
– отпечатки можно оставлять и “волшебными” скалочками.
Их можно купить в магазине:
Или сделать самим!
Наша скалочка из свечки – (массирует пальчики и оставляет красивые отпечатки):
Еще одна “скалка” – рулончик от пищевой пленки + толстая веревка и ядра гороха, приклеенные к скалке суперклеем (держатся очень крепко, но конечно лучше не разрешать ребенку их грызть):
Предложите ребенку сделать дырочки пальчиком в лепешке из теста (для начала просто возьмите в руку пальчик ребенка, сделайте несколько дырочек его пальчиками и “радостно удивитесь” полученными результатами, сделайте пару дырочек своей рукой и пригласите в игру малыша):
Это увлекательное занятие нравится детям и к тому же отлично развивает моторику.
В полученные «дырочки» можно что-то прятать или «сажать» (прятать зернышки фасоли или маленькие кусочки макарон в дырочки – “сажать семена в огороде”).
Возможно ваш ребенок заинтересуется таким занятием как оставление отпечатков ладоней и кулачков на тесте. На первых порах можно выполнять игру “рука в руке” вместе с ребенком, проговаривая стишки:
Шлеп – шлеп ладошечка,
Стучу я по лепешечке (стучим ладошкой по мягкому тесту, приминаем его).
Тук – тук я стучу,
Тесто сплющить я хочу! (стучим кулачком по тесту).
С помощью вилки и ножа (игрушечных конечно, пластмассовых) малыш может выполнять с тестом самые немыслимые вещи.
Просто покажите ему как можно вилкой протыкать тесто и оставлять на нем «дырочки» (обычно на самых маленьких детей это действует магически – им нравится втыкать вилку в тесто), накалывать на вилку кусочки, разрезать ножиком «колбаску» (в возрасте от 1 до 1,5 лет ребенок будет «имитировать» работу ножом, отрезать кусочки ножиком от теста он научится чуть позже).
После показа передайте нож и вилку в руку ребенка и предложите ему поиграть с тестом самостоятельно.
Эта простая «возня» с тестом, ножом и вилкой также замечательно развивает моторику и навыки конструирования.
Разорвите тесто на небольшие кусочки, предложите малышу сложить все эти кусочки в небольшую баночку или коробочку (чем уже будет отверстие этой баночки/коробочки, тем более “развивающей” будет игра).
Обыграть задание можно так – пусть в гости к малышу придет игрушечная киска и попросит сложить для нее в стаканчик вкусные конфетки, чтобы она смогла их съесть.
Это упражнение хорошо развивает моторику, а также важный навык для этого возраста – пинцетный захват пальцами небольших предметов.
Все вышеописанные “занятия” просты и незамысловаты только на первый взгляд. Для крохи от 1 до 1,5 лет такие “игры” – это отличный способ развития мелкой моторики (а развивать детские пальчики – очень важно).
Следующие игры и упражнения будут чуть более сложными, чем предыдущее (но все же они вполне по силам малышам ближе к 1,5 годам). К выполнению этих заданий стоит приступать тогда, когда малыш уже знаком с тестом и хорошо справляется с простыми играми, которые были описаны в первой части статьи.
Покажите малышу небольшую игрушку, поиграйте с ней на его глазах (пусть она попрыгает и потанцует перед малышом), затем спрячьте ее в тесто (сделав «пирожок» с игрушкой внутри) и удивленно воскликните «Ой! Спряталась наша игрушка (котенок, петушок и т.п.)! Ой! Где же она?».
Если малыш не торопится выковыривать игрушку из теста – вытащите игрушку из теста сами («Да вот же она! Спряталась от нас!») – таким образом вы “покажете” ребенку как выполнять это задание. После этого снова спрячьте игрушку в тесто и снова предложите ее «поискать» (“Ой! Опять спряталась! Давай ее достанем оттуда! Где она? Ну-ка доставай ее!”)
Кто-то начнет искать игрушку сразу, кому-то потребуется несколько раз посмотреть на то, как это делает мама (возможно ребенок решится на извлечение игрушки спустя еще несколько занятий).
Чтобы помочь малышу справиться с заданием первое время можно выполнять упражнение “рука в руке”.
По моему мнению – это одно из самых сложных для малышей 1,5 лет заданий и несомненно – оно очень полезно и отлично развивает пальчики.
Положите на круглый пирожок небольшую игрушку.
Взяв руки ребенка в свои, вместе “спрячьте” игрушку в тесте. “Ой! А где же наш …..? Давай его достанем обратно!” Проделайте упражнение несколько раз – постепенно все меньше и меньше участвуя в этом процессе и передавая инициативу ребенку.
В конце-концов малыш научится прятать игрушки в тесто самостоятельно.
На первый взгляд – это очень примитивное задание. Но на самом деле достать тесто из баночки не просто даже взрослым. Эта несложная “игра” очень хорошо развивает детские пальчики.
Покажите ребенку лепешку из теста и сложите ее в баночку:
“Ой! Тесто в баночке! Как же его достать? Давай достанем его из баночки, вот так!” (первые насколько раз доставайте тесто из баночки сами, затем предложите это сделать ребенку).
Кстати если малыш уже знаком с тестом – можно вообще ничего не показывать – просто оставить на видном месте баночку с тестом… ну а любопытство вашего ребенка само подскажет ему что делать .
Один из основных приемов работы с тестом, которому обучают деток от 1 до 2 лет – «надавливание». Учите ребенка надавливать на комочки теста – это очень хорошо развивает пальчики, также с помощью этого приема малыши смогут делать свои первые поделки.
Для выполнения этого упражнения «заготовьте» для малышей комочки из теста (если есть предположение, что малыш из 10 разложенных перед ним комочков тут же сделает один большой ком – то выдавайте ему комочки по одному).
Покажите малышу зверушку и предложите ему эту зверушку покормить. Кладите на лист бумаги по кусочку теста и побуждайте малыша надавливать на этот комочек пальчиком.
Сначала выполняйте упражнение «рука в руке» (мама берет пальчик ребенка и этим пальчиком надавливает на комочек), через какое-то время малыш будет выполнять это упражнение самостоятельно.
Заинтересовать ребенка вам помогут зверушки, которые будут каждый раз радоваться “пирожку”, который малыш сделал для них своими пальчиками.
Эта игра учит приему “отщипывание” – навыку отрывать кусочки теста от целого куска.
Скатайте из теста небольшие колбаски, предложите малышу покормить зверят – набросать в тарелочку кусочки теста:
Удачных вам игр с вашими малышами!
Автор: Наливайкина Людмила
Если статья вам может пригодиться в будущем – отложите ее в закладки, нажав на кнопку подходящей социальной сети:
Важно: Я буду рада если вы полностью или частично выложите текст или фотографии (исключая те, что помечены знаком ©) из этой статьи на ваш сайт или в социальную сеть. Но при этом соблюдайте важное условие – укажите активную ссылку на источник (при отсутствии активной ссылки я буду вот такой – вы нарушаете мои авторские права, а это уже серьезно).
Что еще интересного:
www.igraypodrastay.ru
С какого же возраста можно начинать лепить из соленого теста с ребенком?
Все зависит от того, когда ваш малыш перестанет тянуть все в рот. В среднем это примерно происходит в 1.2 – 1.3 года.
Из своего опыта отмечу: Я никогда не ориентируюсь на возраст ребенка, так как все детки – индивидуальны. Мы всегда пробуем и анализируем – подходит ли нам та или иная игра или процесс. Смотрим, как ведет себя наш ребенок.
В первый раз Анютка очень заинтересовалась процессом. Она сначала наблюдала, как я выкатываю шарики, а потом пальцем плющу их. Я дала попробовать расплющить и ей, но… тесто мигом перекочевало в рот, Анютку не смутило даже то, что оно соленое. Конечно, скушать ей тесто я не дала, но процесс пришлось остановить.
Второй раз мы «лепили» в 10 месяцев. В этот раз я катала более крупные шарики и колбаски, которые давала Анютке. Она пыталась их мять пальчиками, ощупывала, изучала и через несколько минут тянула в рот. После этого, лепка прекращалась.С папой получилось лучше. Я заранее приготовила тесто, положила его на фольгу, а папа быстренько поставил на него малышку! Ура!!! Слепок готов.
А теперь поделюсь своим опытом по изготовлению слепка из соленого теста для таких же «чайников» по работе с соленым тестом, каким была я!
Как сделать соленое тесто для слепка
Берем муку и соль в равных пропорциях: 3 ложки соли и 3 ложки муки. Размешиваем и в эту массу добавляем воду. Примерно 2-3 ложки. И чуть меньше чайной ложки масла. Дальше нужно вымесить тесто как на пельмени.
Готовый слепок можно раскрасить. Удобно использовать темперные или акриловые краски. Они отлично ложатся, и блестят. Можно смешать гуашь с клеем ПВА, или сразу приготовить цветное тесто. Для этого добавьте в него в процессе приготовления пищевой краситель, например, куркуму.
www.prostomama.com
На первое место, среди пластичных материалов, используемых в работе с детьми, по праву можно поставить соленое цветное тесто.
Его легко и недорого приготовить, оно хорошо сохраняется в холодильнике в герметичном контейнере, пакете. Это очень пластичный материал, а если при приготовлении теста добавить пищевые или натуральные ( какао-порошок, свекольный сок и др.) красители, то уже сам вид теста вызывает желание прикоснуться к нему, взять в руки, помять: Итак, что же понадобится для приготовления волшебного теста?
Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов.
Соль обычно используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. Она должна быть только мелкого помола.
Воду в тесто добавляют только холодную.
Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям – прочность. Лучше использовать сухой обойный клей, который перед добавлением в тесто разводят в теплой воде (2 ст. ложки клея на небольшое количество воды).
Пищевые красители придают тесту яркий, насыщенный цвет.В продаже есть как сухие, так и жидкие красители( для кондитерских изделий и окрашивания пасхальных яиц
Краски для раскрашивания поделок из теста обычно используют водорастворимые (гуашь,акриловые краски).
1.
Смешать соль, муку. В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Клей развести в небольшом количестве воды. Все ингредиенты перемешать, вымесить тесто.
2.
3.
Смешать все сухие ингредиенты. В воду добавить пищевые красители. Все перемешать. Замесить густое тесто.
4.
Все перемешать в кастрюле. Готовить на слабом огне, помешивая деревянной ложкой. Снять с огня, когда образуется шар. Завернуть в фольгу, замесить тесто, когда оно остынет.
5. Фигурки из этого теста можно потом съесть. Приготовьте его непосредственно перед употреблением:
Маргарин растопить, добавить сахар, ванилин. Перемешать. Добавить муку, замесить густое тесто.
6. А это тесто с необычной текстурой.
В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Добавить муку, перемешать в кастрюле, подогреть на сильном огне. Помешивать деревянной ложкой, пока не загустеет. Остудить, добавить опилки. Можно вместо опилок добавить крупы. Например: гречку или рис.
Готовое изделие (поделка, предмет) из теста можно высушить в духовке, или дать просохнуть естественным путем, а затем подкрасить.
Лепка открывает большие возможности, как для развития мелкой моторики, так и для развития ребенка вообще. Первое время ребенок работает всей кистью руки, так как движения пальцев недостаточно развиты и слабо координированы. Для ребенка наиболее значительным являются физические свойства материала: вязкость, пластичность, масса и др. Ребенок знакомится со свойствами глины, соленого теста, пластилина и производит игровые действия с ними. Этот период называется также как в рисовании “доизобразительным”, но проходит обычно быстрее, так как действия с легко поддающимся воздействию материалом приводит к результату. Вначале ребенок отрывает от общего кома большие и маленькие комочки, затем нагромождает их один на другой, раскатывает на дощечке, расплющивает рукой о доску (т.е действует, не ставя перед собой цели что-либо изобразить). Под руководством взрослого ребенок видоизменяет бесформенные комочки, раскатывает их продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол, а затем между ладонями. В дальнейшем ребенок научится лепить палочки, столбики, колечки, колобки, пирамидки, грибы.
Интерес к пластичным свойствам следует направлять на изображение конкретных предметов, иначе ребенок будет разбрасывать, и размазывать материал по доске. В результате усвоения элементарных действий с глиной, тестом, ребенок учится лепить предметы простейшей формы: столбики, карандаши, палочки. Следующий этап – изображение шаровидной формы (колобок, шарик, мяч). Движения, образующие шар, являются более сложными по сравнению с движениями при создании цилиндра, так как они требуют большего зрительного контроля и слаженности действия обеих рук.
На основе приобретенных навыков по лепке цилиндра и шара переходим к изображению определенных предметов, например: из согнутого столбика – калач, из нескольких колец – башенку, а чупа-чупс (погремушку) – из столбика и шара.
Занятия должны повторяться, но тематика должна быть разной. Например, закрепляя лепку предметов цилиндрической формы, темы могут быть следующими: карандаши, столбики для забора, палочки, дрова, соломка для угощения куклы и др.
Первые занятия проводятся в течение 5-8 минут. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод. Большое значение при обучении имеет не только показ, но и пояснение каждого действия. Возможно, что занятия проводятся с использованием приема “рука в руке” и в этом случае проговаривание действий обязательно. ” Положили комочек на ладонь, накрываем другой ладошкой, и катаем его вперед- назад, вперед- назад, получился столбик. Подобными пояснениями следует сопровождать каждое действие, чтобы ребенок активнее воспринимал последовательность при изображении. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 10-12 минут.
Работы ребенка следует некоторое время хранить. Делать это следует по двум причинам: во-первых, к работе ребенка нужно привлечь внимание родных, близких людей, других детей, говоря, какая замечательная работа, хвалить ребенка; во вторых: работы нужно сохранить, чтобы иметь возможность возвращаться к их анализу, сравнивать с последующими работами, отслеживать динамику.
Возраст | |
2-3 года |
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластичными материалами: глиной, пластилином, пластической массой, тестом. Учить аккуратно, пользоваться материалами. Учить отламывать комочки от целого куска, раскатывать комочек между ладонями прямыми движениями лепить палочки, соединять концы палочки(колечко, калач). Учить раскатывать комочек круговыми движениями ладоней, для изображения предметов круглой формы(колобок, шарик, яблоко и др.), сплющивать комочек между ладонями(лепёшки, печенье),делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик(погремушка, грибок). |
3-4 года | Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о пластичных материалах и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать украшать вылепленные предметы, учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей(неваляшка, цыплёнок, пирамидка и др.) |
krc22.ru
Рекомендации родителям по лепке с детьми
из соленого теста.
Тестопластика (мукосолька или биокерамика) – увлекательный вид рукоделия, не требующий ни больших денежных затрат, ни особых умений. Лепить из соленого теста – одно удовольствие. Причем этот процесс будет одинаково интересен как детям, так и взрослым. Из невероятно пластичного, податливого и абсолютно безопасного материала для творчества получаются чудесные фигурки.
Солёное тесто – рецепты и способы лепки
Рецепт №1 – для простых поделок.
200 г = ( 1 стакан) муки
200 г = (0,5 стакана) соли (мелкой, НЕ каменной).
125 мл воды
Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а объёмы соль занимает примерно в два раза меньше.
Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или крахмала
( столовую ложку) клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)
Рецепт №2 – Крепкое тесто для крупных изделий:
200 г муки
400 г соли
125 мл воды
Рецепт №3 – Тесто для тонких работ:
300 г муки
200 г соли
4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке)
2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.
Для замеса лучше использовать миксер – это упростит задачу, да и тесто получится качественнее.
Универсальный рецепт солёного теста: 2 стакана муки; можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1,5 стаканов муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Смешать все компоненты . Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.
Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Кисель делают так:
Одну столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.
СПОСОБЫ ОКРАСКИ СОЛЁНОГО ТЕСТА
Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и при приготовлении теста, вводя краситель при замесе, и уже собственно готовое изделие — по поверхности.
Отличный шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями — сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Можно изделие из солёного теста подрумянить в духовке, для естественного цвета.
При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком — снова станет ярче.
Какой лак можно использовать? Акриловый и художественный — это очень хорошо. Возможно применить и обычный строительный на водной основе для дышащих поверхностей т.е. для паркета или дерева.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ:
Вспучивание или потрескивание поделки из соленого теста происходит в трёх случаях:
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЙ ВОПРОС: КАК СУШИТЬ СОЛЁНОЕ ТЕСТО?
Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго (полное высыхание может занять неделю и больше — особенно, если влажность при сушке высокая — так как соль впитывает влагу), поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.
Можно делать перерывы между сушками, час сохнет в духовке — сутки сохнет само — потом опять часа полтора в духовке.В зависимости от толщины изделия и способа изготовления. Так, тесто с содержанием масла, крема и т.д. сохнет намного дольше теста без маслосодержащих добавок.
Цветное тесто.
Для задуманной композиции иногда недостаточно теста одного цвета. В этом случае тесто придется окрасить. Окрашивание можно произвести на стадии замешивания, а также при вымешивании теста можно добавить в тесто какао-порошок или очень крепкий раствор кофе, для приготовления различных цветов использовать пищевые красители, которые продаются в виде порошка.
Детали изделий из теста скрепляются водой, смачивать места соединений с помощью кисточки.
Тесто можно окрасить гуашью, добавив несколько капель готовой гуаши на 100 гр. теста и замесить тесто еще раз.
Готовое изделие можно украсить горохом, фасолью, макаронами. На тесте можно оставлять отпечатки пуговиц, различных фигурок ткани, листьев с крупными прожилками.
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Желаем успеха!
nsportal.ru