Куклы из ткани русские народные своими руками – бесплатные мастер-классы на Ярмарке Мастеров

Содержание

Русские куклы – народные, традиционные, обрядовые. Фото, видео, своими руками / Традиционная народная кукла

В старину люди обращали внимание как их дети играют с куклами. Так, если дети были усердно заняты игрой с куклами, то семья будет крепкой и хорошей. Однако, русская игровая кукла занимала не главную роль в жизни людей. Основное внимание куклам уделялось в обрядах. Русские куклы играли главные роли в праздничных и бытовых народных обрядах, в традициях славян. Это были обрядовые, обереговые куклы.

Невозможно было представить быт народа без обрядов с национальными костюмами, без народного творчества и фольклора, без праздников и гуляний. Также невозможно представить и без сопровождавших все это народных кукол. Как правило, старинные русские куклы делались из того, что было под руками. Солома, деревья, ветки, кусочки ткани, веревки, сухая трава, мох — все это было материалами при изготовлении народных поделок.

Практически в каждой русской избе находились традиционные народные куклы. Из поколение в поколение народ передавал свои традиции и опыт. Так на Руси появлялись замечательные рукодельницы-мастерицы, своим творчеством развивали и продолжали самобытное кукольное искусство.

Проводя экскурсию в музее и рассказывая об обрядах, традициях, нельзя не затронуть тему русских народных кукол.

К каждому празднику делали свою куклу. Приглашаю познакомиться с некоторыми из них.

Обзор народных кукол. Традиционные — обрядовые куклы.

Кукла «Кострома», делали на Масленицу, стояла всю неделю, затем сжигали.

Кукла «Колокольчик», приносит добрые вести, пришла с Валдая.

Куколка дарилась на счастье, чем длиннее коса, тем дольше жизнь.

Куколка «Веснянка», подруги дарили друг другу, чтобы весна быстрее пришла.

Кукла «Спиридон-Солнцеворот», поворачивает лето на зиму, а зиму на лето.

Кукла «Коза», изготавливали на Рождество, несет в дом достаток.

Кукла «Плодородие», несла богатство в семью.

Куколка Травница, набивалась душистой травой.

Кукла Одноручница, дарилась молодым на свадьбу

Кукла «Мировое дерево», этих куколок делали для свадебного пирога.

Кукла «Десятиручница» дали молодой жене, чтобы все успевала делать.

Таких куколок делали на праздник Пасхи и дарили вместо яйца.

Божье око” Одна из самых первых кукол.

Кукла «Кормилица»

, чем больше грудь, тем лучше.

” “, делали на осенний праздник урожая, закрепляли на столбе, парни соревновались в ловкости, приносит мужскую силу.

Конь-огонь“, делали на богатство и достаток в доме.

Видео русские народные куклы

Кукла-мотанка своими руками.

Мастер-класс кукла-закрутка своими руками.

babiki.ru

Русская тряпичная кукла — Славянская культура

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых. Н.Д. Бартрам, один из самых трепетных исследователей народной игрушки, отмечал, что куклы были частью обыденной жизни как детей, так и взрослых.   

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами – ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.  

Перед всеми любителями старинных традиций стоит вопрос достоверности знания о них. Во-первых, традициям свойственно изменяться, так как обстоятельства, которым они адекватны, меняются. Во-вторых, устная передача искажает информацию, она легко теряется. Кукла не самый долговечный предмет. Более того, сама по себе кукла, без сопровождения игры или обряда – нема. Она не может рассказать о характере манипуляций, которые с ней выполняли. В результате сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о народной игрушке. В основном, конец 19 – 20 вв. Историки, этнографы, мастерицы-кукольницы проделали большую работу по сбору этой информации у редких уже к тому времени носителей. Несколько известных и уважаемых мастеров демонстрируют прекрасные примеры реконструкции кукольных образов.

Тряпичные куклы

Выбор материала для игрушек зачастую был обусловлен бытовыми условиями мастера. В местах распространения гончарных промыслов популярны были глиняные свистульки, мастер – плотник в свободное время мог выстругать лошадку для сына, а особенно удачные варианты привезти на ярмарку. Тряпичные куклы были уделом женщин. Это самые безопасные и любимые куколки для малышей, это любимое занятие для юных мастериц, а для взрослых куклы были важными участниками ритуалов, которыми была насыщена жизнь в прошлом.

Каждая кукла имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением. Кукла не являлась “интерьерным решением”, красота была вторичной по сравнению с содержанием. Даже л ица долгое время у кукол не было. С одной стороны так их защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки. Но с другой стороны, это еще раз подчеркивает, что важным была не внешность, а смысловая нагрузка. Только позже в дань городской моде стали рисовать углем или вышивать личико. Но у такой куклы настроение всегда одинаковое, а куколка без лица всегда разнообразна, лицо ей рисует фантазия хозяина.

Мастерица делала куклу так, как ее научила мама и бабушка. Ткань рвала, сворачивала и перевязывала красной нитью особым узлом или крестом. Сто лет назад мастерице бы не пришло в голову сделать куклу из дорогого и нового материала. На куклы шли старые ношеные тряпочки, самыми доступными материалами были лыко, лен, береста, трава, ветки и т.д.

Тряпичные куклы передавали по наследству, иногда в сундуках с приданым для дочери их собиралось больше сотни. К сожалению, большинство этих сундуков не дошло до наших дней. Сколько разнообразных образов могли бы мы в них найти, свидетельств бытовой и духовной жизни наших предков! Ведь в каждом регионе были свои особенности, традиции, которые в том числе отражались и в игрушках.

Например, известная куколка «Неразлучники»: в одном регионе она выполнялась обязательно из одного кусочка материала и обвязывалась единой нитью. Тем самым подчеркивалась неразрывная связь молодоженов, их цельность и единство. В другом регионе куклы делали из трех одинаковых кусочков ткани, как бы говоря, что супруги равны, объединены общей рукой – совместной деятельностью, и должны теперь дружно идти в одну сторону.

На мой взгляд, в работе с тряпичной куклой необходимо различать реконструкцию и современное осмысление ее роли. Многие смыслы недоступны и не актуальны для современного человека. В то же время визуальный образ или дошедшая до наших дней история-притча могут формировать новый смысл, или дополнять старый.

Традиции и современность

С появлением новых материалов, промышленного производства, с переменами в образе жизни людей – изменились и куклы, и их значение в нашей жизни. Игрушка стала привилегией детства. Казалось, что тряпичные самодельные куклы совсем ушли из нашей жизни, оставив о себе память только в музеях. Но в начале 21 века мы неожиданно встречаемся с ними вновь. Все больше современных мастериц обращаются к теме русской тряпичной куклы, педагоги включают ее в развивающие занятия с детьми, на прилавках магазинов появляются авторские экземпляры.

Но у современного человека при виде тряпичной куклы возникает вопрос: а как быть с ее прошлым, которое корнями тянется аж в языческие времена? с ритуалами и обрядами, в ходе которых рождался ее образ? с нечистой силой в конце концов, от которой оберегали куклу?

Ответов может быть много. От полного отрицания до полного принятия образа жизни прошлых столетий.

Мы предлагаем взглянуть на традиционную куклу по-новому. Веками создаваемые кукольные образы – это бесценное сокровище, пример житейской психологии и мудрости. Куклы – это прекрасные спутники для детей и взрослых – многому можно научиться, узнать и понять с их помощью. Важно только не копировать отношение к ним наших предков, а самостоятельно открывать их смыслы для себя. На основании визуального образа и той истории, что дошла до нас, мы формулируем свой запрос к кукле. Мне кажется важным включить интуицию и задуматься, что актуально именно для нас.

Я абсолютно уверена в том, что традиция может и должна развиваться. Старые тряпочки и небрежность выполнения – это для дома и для любителей такого формата. Современные понятия красоты и эстетики требуют аккуратности и новых материалов. При этом должна остаться свойственная кукле простота и условность, а главное, наличие внутренних смыслов, которые в наши дни тоже постепенно меняются. 

Берегиня

У многих народов существует пословица: мой дом – моя крепость. Дом – это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот, и, конечно, оно должно быть безопасно и надежно. Желание защитить и украсить свой дом было и у наших предков. У самого входа гостей встречала кукла “Берегиня”, сделанная заботливыми руками хозяйки. Люди верили, что человек в плохом настроении не сможет перешагнуть порог дома, который бережет эта куколка. А может быть, настроение гостей просто сразу улучшалось при виде такой барышни, и хорошим людям хотелось возвращаться в красивый и уютный дом. 

Кубышка-травница

По названию куколки можно догадаться о ее предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. Родители оставляли ее у изголовья ребенка на ночь, чтобы сон был крепкий и спокойный. Да и для пожилого человека – это находка. 

А если заболит у ребенка животик, то куколка, подогретая на печке (или батарее:-)) – не только успокоит и согреет, но и повеселит. Такая кукла может служить прекрасным подарком и сувениром, чудесно вписывается в любой домашний интерьер. Куколка наполнена душистыми собственноручно собранными травами – душицей, мятой, чабрецом, мелисой, черной смородиной.

Сеня Малина

Игровая кукла – это не просто игрушка для забавы. Проигрывая со сверстниками житейские ситуации, придумывая свои правила и сюжеты, ребенок таким образом входит во взрослый мир и находит в нем свое место. Бородатый мужичок в яркой рубашке может оказаться охотником с ружьем, главой семейства с деревянной ложкой или работником с топором. А может быть этот кукла станет памятным сувениром для взрослого, символом домовитого и крепкого хозяина.

Благополучие

Крепкая, увесистая кукла, набита шерстью, зерном, с медными монетками в руках – образ благополучия. Такая кукла нужна и дома, и на работе. Нам же всем хочется, чтобы из того, что мы делаем – получалось благо. Может, кукла напоминает нам: делай добро, и оно к тебе вернется…

Барыня – ладушка

Образ тульской куклы Барыня очень близок любой русской женщине. Все у нее под контролем, со всем управляется, при этом не теряет жизнерадостности и чувства юмора. Одежда у нее богатая, руки в хозяйской позе. Ее еще называют Барыня-Ладушка – потому что при такой хозяйке все ухожены, никто не забыт – мир и лад в доме.

Домовенок

Народная кукла – это кукла, придуманная мастерами из народа. И это не всегда мастера прошлого. В наши дни тряпичная кукла продолжает жить и рождаться. Так появился маленький Домовенок, дружок Куколки на счастье. Любимый детский мультик делает этот образ узнаваемым и очень родным. Такого очень хочется поселить у себя дома, чтобы быть уверенным, что за вами обязательно присмотрят.

Бабка при деле

Образ энергичной и жизнерадостной женщины, благополучной старости, уважаемого труда. Бабушка все время при деле – и шьет, и вяжет, и внуков нянчит, и кашу варит. Ей можно придать любой вид, дать в руки любое дело. Все спорится в добрых и умелых руках. А можно рядышком посадить дедушку – вдвойне веселее станет. 

Богач

Богач – это приятель куклы Крупенички. Также как и она, набивается крупой и зерном. В руках у него мешочек с добром. Это символ крепкого хозяина – на такого всегда можно положиться. Но как и Крупеничка, он напоминает нам, что все хорошо в меру. Достаток – это когда есть столько, сколько нужно.

Колокольчик

Колокольчик – куколка-символ добрых вестей в дом. Живет такая куколка над входной дверью и приглашает в дом радость и приятные события.
Про то, что звон колокола имеет чудодейственное значение говорили издавна. Ведь и правда мелодичный перезвон создает хорошее, даже праздничное настроение.
Мы надеемся, что наши яркие колокольчики Вас тоже порадуют.

Неразлучники

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У этой пары одна общая рука на двоих – образ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.

Делали их на свадьбу для жениха с невестой, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе.

Такая кукла важна не только для молодой романтичной пары, часто вспомнить о том, что любящие должны смотреть не друг на друга, а в одну сторону, нужно уже опытным семьянинам.

Птица Радость

Символ новой жизни, весны, женской силы. В Тульской губернии в марте женщины проводили обряд закликания весны. В ярких нарядах они звали птиц поскорее вернуться домой, чтобы начался новый плодородный год. Кукла как бы говорит нам:”Все в ваших руках. Захотите – и наступит Весна”. 

Домовушка

Маленькая хозяюшка. Ее можно подарить дочке в придачу к фартуку. Раньше мама шила дочке фартук в знак того, что девочка уже настоящая помощница, справляется с домашними делами и поручениями. Очень трогательная и незаслуженно забытая традиция. С куколкой Домовушкой можно и убираться и готовить. Не зря говорят, что дом – это когда пахнет супом…
Домовитость – звучит как-то гордо и приятно.

Крупеничка

Название кукле дает крупа, которой она плотно набита. Традиционно этой крупой была гречиха. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. Так новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После сбора нового урожая куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой. Куколка делалась с пожеланием достатка в семье. Чтобы денег, добра, детей, забот, любви было не больше и не меньше, чем нужно. Достаточно.

Неразлучники в лаптях

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У них может быть одна общая рука на двоих – символ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.
Или это маленькие куколки, выглядывающие из пары лаптей: муж и жена – два сапога (ну или лаптя) пара.
Делали их на свадьбу для того, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе. Но иногда такой образ бывает очень актуальным и для опытных семейных пар. Как бывает полезно вспомнить, что муж и жена по-прежнему единое целое.

Десятиручка

Куклу Десятиручку дарили на свадьбу невесте или молодой хозяйке с пожеланием, чтобы женщина успевала справляться с многочисленными делами по дому и в рукоделии: ткачестве, шитье, вышивке, вязании. За последние столетия женские обязанности изменились, но количество их не уменьшилось. Образ многорукой куклы по-прежнему актуален, он напоминает, что не стоит постоянно откладывать все дела на потом. Мы можем со всем справиться.

Кувадки

Традиционные куколки “кувадки” сопровождали младенца с первых дней его жизни. Их клали или вешали в люльку, чтобы развлекать ребеночка и отгонять нечистую силу.
Слово «кувада» обозначает древний обряд, связанный с таинством рождения ребёнка. Наши предки видели в родовых муках вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных младенца и роженицу. Поэтому мужчина, отец ребенка принимал активное участие в отпугивании нечистой силы, совершая обрядовые действия.
Рожала женщина в бане, а в предбаннике в это время мужчина сидел на лукошке с яйцами и делал вид, что их высиживает. Тем самым “брал удар на себя”.
После рождения младенца женщина и повитухи омывались в проруби. И только после этого ребеночка клали в колыбель, над которой были развешаны куколки-кувадки, с которыми малыш мог играть и забавляться.

Возможно выполнение куколок в виде птичек или в виде традиционных кувадок. Это и модуль для ребенка, и аксессуар для дома.

Масленица

Масленица – это уникальный по своей распространенности праздник. У каждого народа время между зимой и весной отмечается как начало нового цикла жизни. Языческая традиция не утратила своей актуальности ни с приходом христианства, ни в современное время. Одним из главных обрядов этого праздника является сожжение чучела Масленицы, как символа избавления от всего старого, обветшалого, ненужного и освобождения места для молодого и нового.

Но, оказывается, у большой Масленицы была младшая сестра – домашняя Масленица. Ей хозяева рассказывали о своих планах на год и давали наказ, чтобы кукла помогла им осуществиться. Стояла куколка в самом видном месте и постоянно напоминала о том, что предстоит сделать.
Через год уставшей от своих обязанностей куколке устраивали почетные проводы – ее сжигали вместе с большим чучелом. А на смену ей приходила новая Масленица.

Коляда 

На Руси языческие и христианские праздники часто совпадали по времени, переплетаясь и дополняя друг друга. Коляда – славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное языческое божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник Коляды справляют с 25 декабря по 6 января.
Это время (по старому стилю) христианство называет святками. Дни эти выделяются из всего календарного года большой насыщенностью магическими обрядами, приметами и обычаями. Люди верили, что в такие дни проходит граница между старым и новым хозяйственным годом, а еще приоткрываются двери в потусторонний мир и многое становится возможным.
Люди стремились использовать такие возможности с выгодой для себя и обеспечить себе благополучие на весь год. Одним из обрядов был обход дворов с праздничными поздравлениями. Рождественские колядки проходили с участием куклы Коляда.
Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Куклу делали из спила березы, коры или бумаги. В мешочках соль и хлеб – чтобы стол был всегда полон и семья не испытывала ни в чем нужды. За поясом веник, им она отгоняет нечистую силу. Коляда жила в доме год.
Считалось, что она приносит счастье, мир и согласие семье. Через год Коляду сжигали и делали новую.

КрАсота

Перед свадьбой куклу делала невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве будущей жены. Кукла выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе создавалась целая композиция: в центре каравая ставилась кукла «Красота», поднос украшался пшеничными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодых. После свадьбы кукла бережно сохранялась

Девка-Баба

Кукла-перевертыш была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. У этой непростой куклы два лица – одно молодой незамужней девушки, другое – взрослой степенной женщины с ребенком. Переворачивая куклу, видишь переход из одного состояния женщины в другое. Можно наглядно увидеть, как меняется костюм, настроение и роль женщины. Кукла помогала женщине осознать и принять изменения в жизни. 

Удачное замужество

Куколка для девушки, мечтающей о замужестве. И не просто о замужестве, а непременно об удачном. Рук в таком браке не нужно – муж на руках носит, а 7 нарядов на кукле – это тоже неспроста! На каждый воротничок девушка загадывает качество будущего мужа – чтоб заботливый был, красивый, с чувством юмора…
И сама невеста с длинной, богатой косой – загляденье и радость для любого жениха.
А через много лет брака – посмотрит жена на свою куколку и сравнит желаемое и действительное…

А если серьезно, если девушка верит в благополучный брак и счастливую семью, если она с радостью и надеждой смотрит в будущее – она не будет создавать себе препятствий для осуществления своей мечты.

Столбушка

Куколка-помощница из сказки про Василису. Подаренная матушкой, куколка сопровождала девочку во всех ее приключениях и сложностях, помогая, подсказывая и направляя. Очень нежная кукла, с ней приятно играть, поверять ей секреты и легко наряжать. 

Матушка

Кукла – образ материнства, заботы и нежности. Такую куколку дарили невестам и уже замужним женщинам с пожеланием счастливого и легкого материнства. Ребеночек уютно устроился у мамы под крылышком. Настало время забот и хлопот. Но ведь они приятные…

Желанница

Для того, чтобы быть счастливым, нужно сначала понять, что тебе для этого нужно. Загадывая желание, вы создаете в своем воображении подробную картинку, к которой постепенно стараетесь приблизиться. Желанница – была самой любимой девичьей куклой. Ей рассказывали свои мечты, дарили бусинки, ленточки, украшали и советовались. Кукла помогала девушке понять свои желания, и они, конечно, сбывались. 

Успешница

Кукла “Успешница” – образ деятеля, у которого работа спорится, все к сроку готово. Это символ человека, который достигает желаемого и в работе, и в жизни. Ладная, нарядная кукла твердо стоит на ногах. Сумка через плечо – это дела, которые по силам, в удовольствие и в радость.  

Птица Радость

Символ новой жизни, весны, женской силы. В Тульской губернии в марте женщины проводили обряд закликания весны. В ярких нарядах они звали птиц поскорее вернуться домой, чтобы начался новый плодородный год. Кукла как бы говорит нам:”Все в ваших руках. Захотите – и наступит Весна”. 

Брошка “На выхвалку”

Вы никогда не задумывались, о чем говорят украшения? О статусе, о вкусе, о том, что человек хочет защитить себя от лишнего чужого внимания – пусть лучше смотрят на яркие побрякушки, а не на меня. Но в наш век новых материалов, среднего достатка и желания себя выразить у бижутерии появилась еще одна любопытная функция.

Современные дамы используют аксессуары, чтобы рассказать о себе: сережки – пирожные, кулон – ключик, браслет из черепов… Так и хочется разгадать этот ребус. Я, конечно, не смогла удержаться, чтобы не принять участие в этом творческом процессе. Предлагаю коллекцию аксессуаров по мотивам народной куклы с авторским толкованием… )) Возможно, у Вас родятся свои ассоциации…

Брошка “На выхвалку” – куколку раньше выставляли в окошко, чтобы проходящие мимо знали, что в этом доме живет будущая невеста, могли оценить умения и вкус девушки. Сейчас далеко не все живут на первом этаже, а значит количество зрителей резко сокращается. Альтернатива – это брошка, которую можно носить на груди, привлекая внимание к себе тогда, когда этого хочется.

Семья

Эта кукла – воплощение материнской любви и заботы о каждом члене семьи. Сама кукла символизирует единство мужского и женского начала. В основе ее – скрутка, плотный столбик из ткани, бересты или бревнышка. Наряжена она как замужняя женщина, а к поясу привязываются шесть маленьких деток. Получается СемьЯ – семь таких же, как Я, и каждому нужна любовь и забота остальных.
Эту куклу делали как символ счастливого материнства и берегли от чужих глаз.

Беременность

Беременность – куколка, которая делалась для женщины, ожидающей своего первенца. Ребеночек лежит завернутый в бересту и перевязанный маминым пояском, как пуповиной. С помощью куколки женщина готовилась к материнству, к переменам в своей жизни.
Цвета костюма спокойные, не вызывающие, но обязательно присутствует красный, как символизирующий здоровье и силу.

Толстушка Костромушка

Кукла, символизирующая женскую суть. Ее делали для женщины, которая хотела иметь детей. Считалось, что она зазывает детские души в дом. Нарядная и необыкновенная кукла. Ее шила родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка.
Стояла она на самом видном месте, а после того, как она выполняла свою задачу, ее отправляли играть с ребенком.

На счастье

Озорная маленькая куколка была найдена на раскопках древнего города Ржева в слое 10 века. Изготовлена изо льна. Главное в этой куколке − это волосы, в них сила и красота женщины. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Она напоминает женщине о скрытой в ней энергии и силе. 

Вепсская кукла

C давних пор женщины использовали разнообразные украшения, чтобы выглядеть красиво. Большой популярностью пользовались маленькие куколки, выполнявшие роль талисмана, которые носили на шее. Это и первая игрушка для ребенка, который еще большую часть времени проводит на маминой груди, и символ женской красоты и здоровья.
Когда же ребенок подрастал и впервые выходил гулять самостоятельно, то куколку надевали ему на шею и приговаривали: “Иди гуляй, а куколка за тобой присмотрит”. Так ребенок привыкал к самостоятельности.
Название и родину кукле дал финно-угорский народ «вепсы», до сих пор проживающий в северных областях центральной России.

Ведучка

Куколка изображает кормилицу, ведущую малыша, – отсюда и название ведучка (ведущая в жизнь). Она соединена с ребенком общей рукой, т.е. всегда рядом, всегда готова помочь и научить. Это символ родительской любви и заботы о малыше и напоминание, что еще немного и он уже пойдет по дороге самостоятельно.

Подорожница

Памятные фотографии даже с самого лентяйского пляжного отдыха можно превратить в интересный репортаж, и даже диафильм, если включить немножко фантазии или воспользоваться родной, но забытой традицией путешествовать вместе с «Подорожницей».
Куколку делали, как правило, для мужчины, собиравшегося в дальнюю дорогу, а может быть даже на войну. Жена, мать или дочь давала ему в спутницы маленькую куколку, чтобы можно было прижать ее к сердцу в приступе тоски по дому, и поделиться своими мыслями и тревогами.
Но и в наш век телефонов и интернета приятно путешествовать с частичкой дома в кармане.Куколка-спутница в дорогу, символ сытости и безопасности путешествующих. Делается ладонного размера, в мешочке у нее крупа, чтобы путник был сыт, здоров и весел и возвратился с удачей)

Солнечный конь

О коне сложено множество пословиц и поговорок: “Без коня казак кругом сирота”, “Сам не съешь, а коня накорми!” и другие. Ни один богатырь на Руси не обходился без коня! Конь – это и защитник, и помощник, и друг. Лыковый Солнечный Конь – символ добра и счастья в доме!

Спиридон Солнцеворот

Этот куклак, символ поворота в жизни, назван так в честь св. Спиридона Тримифунтского, день памяти которого приходится на день зимнего солнцестояния, после чего начинают прибывать дни, солнце поворачивает на лето. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. В руках у куклака колесо – символ солнца. Если вы готовы к повороту в своей жизни, к добрым и радостным переменам – этот куклак ваш.)

Зайчик на пальчик

Маленький зайка, который одевается на палец ребенку. Согретый теплом детской ручки, этот уютный персонаж становится другом и собеседником малыша. А кроме того, развивает детское воображение, так как его безликость позволяет фантазии ребенка дорисовывать выражение его мордочки.

Для уже взрослых товарищей зайчик становится брошкой, которая всегда будет рядом.

Мировое древо

Вот оно – новое семейное древо! Свадебная куколка помещалась в центр свадебного каравая и после хранилась супругами всю жизнь. Ногами на земле, головой на седьмом небе! счастье-счастье!!

Простоволоска

Эта нарядная модница относится к игровым куклам. Шила ее сама девочка или мама для дочки не только для забавы. С ее помощью девочка училась шить наряды, расчесывать и укладывать волосы. С ней она играла в дочки – матери и другие любимые уже много веков детские игры.  

Сонница-бессонница

Каждой маме хорошо знакомы бессонные ночи, когда ребеночек без особых причин плачет и капризничает. Народный рецепт хорошего сна – куколка “Бессонница”, набитая успокаивающими травками и волшебные слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой». Возрастных ограничений у куклы нет. 

Подружка-плакушка

Кукла-платочек, кукла-подружка, которой можно все рассказать, все доверить. Ее платье обладает высокой впитываемостью слез, что пригождается не только детям, но и взрослым. Очень бывает полезно поплакать и облегчить душу.

Пеленашка

Пеленашка – образ новорожденного ребеночка. Говорят, такую куколку дарили невесте на свадьбу, чтобы проснулся у нее материнский инстинкт и все получилось. После того, как получилось – куколку давали малышу. Она представляет собой плотную скруточку ткани. Ее легко зажать в кулачок, заманчиво пожевать и почесать режущиеся зубки, это связующее звено между мамой и ребенком, мамин запах помогает создать эффект присутствия пока мама готовит на кухне.

Радуга

Эта детская куколка сделана по мотивам северной куклы “Берегиня.” Северные народы в отсутствии солнца тяготеют к ярким краскам. И такую идею невозможно не использовать в игре с детьми. Материалы к этой кукле подобраны разные по тактильным ощущениям.

Детям смотреть интересно, трогать разнообразно, и связь поколений чувствуется.

Сороки Белобоки

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…
Думаю, Вы знаете, как дальше 🙂

Дочки-матери

Очень нужный и милый набор для мам и маленьких девочек. Вепсская куколка на шейку для мамы и Куколка для сна малышу. У каждого своя, но они часть единого целого, сделанные из одного материала.
Лен – прекрасный антисептический материал, его легко нагреть и приложить к больному месту. С игрушкой не так грустно болеть и совсем не одиноко спать.
Мамина куколка не просто красивое украшение, это еще и “игрушка всегда под рукой”, ею можно отвлечь и занять ребенка на время.

В заключении О мастерской “Красный клубок”

“Красный клубок” появился в 2011 году. Из небольшого хобби, приносящего радость, постепенно вырос в мастерскую, с собственным пространством, мастерами, помощниками и сочувствующими. Сейчас это сообщество единомышленников, профессионалов, которые любят свою немного необычную работу, отдают ей много времени и вдохновения. Самое большое счастье для руководителя любого дела – когда сотрудники не хотят уходить домой, по ночам присылают письма с идеями, и сами вызываются участвовать в шумных мероприятиях. 

Хозяйка мастерской Вера Ярилина психолог, арт-терапевт, мастер и идеолог “Красного клубка”.

“Со своей первой Столбушкой я встретилась на летней детской программе, которую сопровождала как детский психолог. И это была любовь, с первой тряпочки и первого узелка. Каждая новая открытая кукла удивляла меня своей красотой и житейской мудростью. Это были не просто декоративные сувениры, каждая кукла имела свой характер, свое предназначение и заставляла задуматься. Я с удовольствием включила народную игрушку в свои занятия с детьми и семьями. И вот уже несколько лет я радуюсь прекрасному результату таких занятий. Дети и взрослые знакомятся с частью истории своего народа, получают уверенность в том, что своими руками могут сотворить такую красоту. А самое главное – внутренний мир получает свое отражение в кукле, и мы можем посмотреть на себя со стороны и даже измениться к лучшему. “

www.krasniy-klubok.ru

Похожие статьи:

Традиции → Славянские игрушки

Ремесла → Как сделать славянскую обрядово-обережную куклу?

Ремесла → Славянские куклы обереги

Ремесла → Ренессанс тряпичной куклы

Ремесла → Куклы, изгоняющие зло

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

виды, история. Русская народная кукла :: SYL.ru

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) – игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.
  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии “ДеАгостини”

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой “ДеАгостини”. Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

www.syl.ru

мастер класс с пошаговыми фото и видео-уроками

Многие люди увлекаются своей культурой и историей народного творчества. Очень важно пытаться сохранить исторические наклонности и знания прошлых лет. Традиционные мероприятия и сувениры помогают воспитывать чувство патриотизма, человечности и приверженности ценностям духовного мира. Русская народная, сделанная самостоятельно, кукла является наследием предков и носителем исторической информации и ценности.

Как сделать русскую народную куклу своими руками?

Мягкие куколки из ткани берут свое начало еще из ритуальных фигурок, которые символизировали почитаемое божество женского пола. Такое божество считали покровителем домашнего очага, плодородия. В качестве набивки тряпичной куклы использовались в свое время саамы разнообразные подручные материалы: тряпичные лохмотья, зола, зерно, льняная кудель и прочее. Главными отличительными особенностями тряпичной куклы – капустка является наличие основных женских признаков: грудь, длинная коса, а также выраженная безликость образа. Мягкая текстильная кукла выполнялась безликой для того, чтобы не подвергаться воздействию злых и нечистых духов. Куклы из ткани и ниток выполняли функции оберега. Эти игрушки были не только для развлечения детей, но и для приобщения малышей к повседневному труду крестьянского быта.

Самостоятельно формируя текстильную игрушку, дети учились взаимодействовать с разнообразными инструментами, приобретали новые навыки и давали волю своей творческой фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол в старину очень берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины – матери, ее функцию дарить жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реальным и узнаваемым. Он был воплощением типичных характеров, профессиональных интересов. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к своей культуре и фото.

Сам процесс создания куклы – оберега несёт в себе целительное воздействие – помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.

Создавая традиционные куклы масленицы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны – тайны материнства.

Предлагаем мастер-класс по пошаговому процессу изготовления куклы – оберега своими руками. Подготовьте для работы весь необходимый материал и инструментарий:

  • Грубая ткань из хлопка;
  • Небольшие отрезы цветной ткани;
  • Канва для вышивки;
  • Кружево;
  • Красные нитки мулине;
  • Острые ножницы;
  • Синтепон;
  • Иголка.

Сначала вам необходимо сформировать скрутку для куклы. Возьмите отрез ткани из хлопка с размерами тридцать на тридцать восемь сантиметров и согните кусок пополам. Затем очень туго скрутите столбик из этой ткани. У вас должна получиться заготовка высотой пятнадцать сантиметров. Обвяжите столбик из ткани красными нитками по всей его высоте.

Из синтепона сформируйте кружок и прикрепите на место расположения головы вашей традиционной куклы. Затем квадратом из грубой ткани с размерами двадцать на двадцать сантиметров обмотайте заготовку из синтепона. Снова обмотайте заготовку красными нитками мулине.

Теперь переходите к оформлению рук вашей куклы. Подверните уголок ткани из хлопка на один сантиметр. Края сложите к середине. На расстоянии примерно один сантиметр сформируйте ладонь куклы, перетяните ее красной ниткой.

При помощи нитки оформите талию оберега. Из ткани яркого цвета сделайте красивую юбку и зафиксируйте на талии куклы. Из кусочка канвы сделайте фартук. Украсьте его оригинальной народной вышивкой.

Кусочек кружева закрепите на голове куклы и оформите из однотонной ткани косынку. Головной убор следует очень туго обмотать вокруг головы вашей куклы – оберега.

Сделайте еще и младенца. Возьмите кусочек хлопчатобумажной грубой ткани размером десять на семь сантиметров, туго скрутите столбик и перевяжите его красной нитью. Из белой ткани вырежьте косыночку и закрепите ее на голове младенца.

При помощи лоскута светлой ткани сформируйте пеленки для малыша и аккуратно запеленайте его. Осталось присоединить ребенка к кукле-оберегу и закрепить их вместе. Теперь ваша традиционная русская кукла готова!

Подборка тематического видео к статье

Предлагаем посмотреть несколько наглядных видео. Они позволят вам лучше понять и повторить процесс создания традиционных народных кукол своими руками.

sdelala-sama.ru

Русская народная кукла “Столбушка” своими руками из ткани — Вектор-успеха.рф

Народные куклы в России обычно были скрутками, все детали закручивались красной нитью от себя и завязывались узелками. Особенностью этой куклы является то, что она стоит на столе, кукла предназначена для игры. Русская народная кукла “Столбушка” своими руками из ткани будет радовать как детей, так и взрослых.

Материалы и инструменты

Сухая палочка из берёзовой ветки 12-15 см
Лоскуты разноцветного ситца, бязи, лён для фартучка, ветошь (можно вату)
Нитки красного цвета и пряжа
Тесьма
Ножницы

Автор Лесонен Юлия, 8 лет, объединение «Варенька» МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области

Руководитель педагог дополнительного образования Семова Юлия Валерьевна

Тема мастер-класса  – народная кукла «Столбушка».

Цель: изготовление народной куклы на берёзовой палочке.

Задачи:

  • научить изготавливать народную куклу «Столбушку»;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать аккуратность, внимательность, трудолюбие, интерес к истории русской народной куклы.

Назначение: мастер-класс предназначен для детей с 7 лет, педагогов и всех любителей народной куклы.

Кукла безопасна, экологична, её можно давать детям для игры с 2,5-3 лет.

Как сделать русскую народную куклу “Столбушка” своими руками из ткани? Пошаговая инструкция для взрослых и детей.

Материалы

Белую полосу ткани отгибаем снизу, чтобы не осыпалась ткань. Палочку обматываем белой тканью и закручиваем.

Завязываем в посередине и сверху, оборачивая нить от себя и завязывая на 3 узла. Все узелки сзади куклы. Затем внизу приматываем дополнительную ткань, сложенную вдвое, чтобы придать устойчивость кукле. Завязываем.

Берём ветошь  (полосу старой ткани, можно вату), закручиваем, придавая голове круглую форму.

Квадрат белой ткани со стороной 15 см кладём по диагонали и расправляем, чтобы не было складок, обматываем красной нитью и завязываем сзади.

Полоску белой ткани 4х15 см складываем, загибая по длинной стороне по 1 см с двух сторон, заворачиваем «самолётиком», как на фото, ещё раз складываем. С двух сторон руки обматываем нитью.

Полоску ткани для груди примерно 30х4 см скручиваем и приматываем к туловищу, делаем обережный крест. Руки по обе стороны от головы приматываем по линии шеи.

Рубашку из ситца одеваем на куклу, предварительно вырезав горловину. Подгибаем рукава, как на фото, приматываем, оставляя видными ладошки. Обматываем по линии талии.

Для юбки берём кусок ткани 15х30 см, приматываем выворотным способом, заложив складки, сзади накладываем немного друг на друга, чтобы не расходился сарафан. Выворачиваем и расправляем.

Ткани для фартуков накладываем выворотным способом, под грудью, заматываем, узелки под фартук и расправляем.

Для повойника берём подходящую тесьму, прикладываем к голове и приматываем. Следим, чтобы узлы были сзади.

Вид сзади.

Косынка из квадрата со стороной 17 см красного цвета загибается на 1 см, прикладываем аккуратно к голове и приматываем, потом завязываем.

Плетём косичку из пряжи красного цвета для пояса длиной более 20 см. Пояс завязываем по русскому обычаю слева.

Русская народная кукла “Столбушка” своими руками из ткани готова. Высота около 17 см. 

Желаем всем творческих успехов!

03.03.2017 г. 2778

21vu.ru

Русская тряпичная кукла

У каждой национальности или народности всегда были, есть и будут свои особенные черты. Мы привыкли, что это относится, прежде всего, к цвету кожи, характерным особенностям черт лица, языку, правилам поведения и общественному устройству. Но немало уникальных в своем роде вещей и предметов встречается и в повседневной жизни у многих народов. Русская тряпичная кукла – одно из самых ярких тому подтверждение.

Наших предков кукла сопровождала всю жизнь. Еще до рождения младенца у его будущей колыбели появлялась кукла, отгоняющая злых духов. Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость – все жизненные этапы человек проживал в присутствии кукол и их активном участии. Даже после смерти кукла была рядом, сопровождая усопшего в иной мир.

Традиционные тряпичные русские куклы

Русская национальная кукла участвовала буквально в каждом действии жизни человека, и не только в праздничных мероприятиях или наиболее важных этапах, но и в самых обыденных, рутинных. Именно поэтому куклы целиком и полностью отражают суть жизни человека, а не только ее проявления. Понять куклу, ее характер означает узнать тайну древних славян – непостижимую для многих других народов загадочную русскую душу.

Да, именно так, потому что русская традиционная кукла часто оставалась единственным защитником, хранителем, лекарем, советчиком и собеседником человека. Кукле раньше всех рассказывали секреты и делились с ней тайными желаниями, именно она хранила семейный очаг и благополучие в доме, и только кукла забирала от человека все его болезни и несчастья, унося их с собой в огонь или воду. Поэтому отношение к куклам у людей было соответствующее – их любили, уважали, почитали и берегли.

Традиционная русская кукла имеет свои особенности, главными из которых являются следующие:

  • обрядовые  куклы и обереги изготавливали без использования колющих и режущих предметов;
  • у кукол не было черт лица;
  • отсутствие персонального имени у куклы, было лишь название;
  • подавляющее преимущество женских образов для изготовления кукол.

Для того, что бы сделать тряпичную куклу, использовали куски тканей, оторванные от целого рулона или от одежды. Это делалось специально без ножниц, потому что, отрезая какой-нибудь лоскут или лишнюю ткань от куклы, можно было лишить ее целостности в смысловом значении. По этой же причине не использовали иголки, все детали привязывались нитками или скреплялись узлом.

Такие требования были обязательны при изготовлении обрядовых кукол, кукол-оберегов и большинства игровых кукол. Подарочные варианты, особенно из дорогих тканей, с дорогии украшениями можно было сшивать, используя иголку для крепления большого количества декоративных деталей.

Несмотря на такую, казалось бы, непрочную конструкцию, тряпичные русские куклы при должном обращении существовали несколько десятков лет. Во многих семьях были родовые куклы, передаваемые от поколений к поколениям. Кажется, само время придавало им прочности, продлевая жизнь кукольным охранникам и берегиням.

На лице у кукол не рисовали глаз, носа, губ. Это делали по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние глаза и уши, потому что через них в куклу могли проникнуть злые духи и тогда она станет сама источником несчастий. Во-вторых, неудачное выражение лица не только испортит характер куклы, но и оставит его таким навсегда. Поэтому лицо кукле придумывали сами, в зависимости от обстоятельств. Сейчас на фоне огромного количества современных кукол это кажется необычным и странным, но стоит немного пообщаться с безликой куклой, и все становится понятным.

Безликая кукла жила полноценной жизнью – она радовалась и грустила, спала и бодрствовала, смеялась и плакала. Такая кукла не могла не нравиться ее обладателю – выражение лица и его черты были ведь придуманы им самим. Поэтому не совсем верно говорить, что у куклы нет лица – оно есть, но нужно подружиться с куклой, что бы его увидеть.

В последние века, начиная с девятнадцатого столетия тряпичным куклам все же стали рисовать лица, но это касалось только игровых или декоративных вариантов. Это произошло от желания максимально очеловечить куклу, сделать ее облик очень похожим на нас. Но и в этих случаях использовали лишь символическое отображение глаз, носа или рта, вышивая их крестом и прямыми линиями.

Куклам в Древней Руси не давали имен, считалось, что нарекая куклу, ее можно использовать во вред тому человеку, у которого будет или есть такое же имя. Этим пользовались темные колдуны – называли куклу так же, как и объект воздействия и творили над ней свои ритуалы. Кроме этого, дав кукле человеческое имя, можно было потревожить дух умершего родственника с таким же именем. Поэтому игровых кукол называли просто куклами, ляльками, цацками и т.д.

Обрядовые куклы и обереги называли по их прямому назначению или же по обстоятельствам, сопутствующим ихпоявлению. Например, когда начинало пригревать весеннее солнце, делали светлую, яркую, веселую куклу, символизирующую пробуждение природы и приход весны. Ее так и называли – Веснянка, про нее у нас есть отдельная статья – Тряпичная кукла Веснянка.

Русская традиционная кукла Веснянка

Весьма ограниченное количество мужских фигурок в кукольном творчестве наших предков вовсе не означает пренебрежительного отношения к сильной половине человечества. Если «копнуть глубже», изучить историю появления кукол и их строение, то окажется, что вся женская пышность, мягкость и красота закрепляется на жесткой и прочной основе в виде тугих скруток или палочек.

Таким способом мужская суть есть в каждой кукле, но она скрыта внутри, что отражает весьма существенный сакральный смысл куклы. Именно поэтому кукол с явно мужскими образами очень мало, а в некоторых кукольных действиях в роли мужской куклы использовали просто палочку, завернутую в ткань.

Русские народные куклы делали из подручных материалов. Самыми распространенными из них были следующие:

  • обрывки ткани или старой одежды для оберегов и обрядовых кукол;
  • лоскуты новой ткани для сувенирных, декоративных фигурок;
  • пучки травы или сена;
  • деревянные палочки,поленца, чурбачки;
  • в качестве наполнителя – зола, ветошь.

Наибольший интерес представляют тряпичные куклы, отражающие своим внешним видом особенности культуры той местности, где ее изготовили.

Русская национальная кукла подразделялась на три большие группы:

  • игровая кукла;
  • кукла – оберег;
  • обрядовая кукла.

Любая из этих групп включает в себя несколько десятков (!) кукол, каждая из которых будет отличаться от других своим устройством или сохраняемым смыслом. Предназначение куклы определяло ее дальнейшую жизнь, оно никогда не менялось и очень редко сочеталось. Так, обрядовыми куклами никогда не играли, равно, как и игровые куклы не использовали в обрядах. А вот куклу-оберег иногда давали детям в качестве игрушки. Чаще всего это происходило с лечебными куклами, набитыми лекарственными растениями.

Традиционная русская тряпичная игровая кукла

Основное предназначение игровой куклы – это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети – и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Ребенок инстинктивно сжимает ручку с такой игрушкой, что одновременно и регулирует мышечный тонус, и занимает малыша.

Русская традиционная кукла Зайчик на пальчикРусская традиционная игровая подвеска

В принципе, любая игровая народная кукла несет в себе и дополнительную нагрузку. Какие-то куклы тренируют ловкость, например те же напалечные фигурки или куклы с основой на деревянной палочке.

Русская тряпичная кукла с основой из деревянной палочки

Такие куклы можно было крутить в руках, держа ее за палочку – так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол – хороводниц, а для мальчишек – бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.

Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом процессе самое активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный сакральный смысл. Подарочная кукла могла быть очень простой, например, на день рождения в бедных семьях могли малышу подарить вот такого ангела:

Русская традиционная тряпичная кукла Ангел

В период отрочества с помощью народных кукол детьми изучались все главные мероприятия человеческой жизни. Для этого собирались целыми группами зимой в амбаре или избе, летом – на улице. Каждый участник приносил с собой коробейку с куклами, все роли распределялись между собой, и начиналось действие. Так разыгрывались даже свадьбы со всеми ее этапами, строго соблюдая последовательность. Руководить таким мероприятием могли как взрослые, так и уже обученные таким играм дети.

Детей готовили к взрослой жизни, формируя у них заранее все основные представления о будущем. Дети до 6-7 лет носили рубахи – и мальчики, и девочки. В этот период и куклы у них были одни и те же. Надевая портки, мальчишки начинали свой первый мужской жизненный этап, и в этот период куклы у них выполняли в основном мужскую работу – пахали, сеяли, убирали урожай, защищали территорию.

Русские тряпичные игровые куклы: Семья

У девочек в этот период начиналось активно обучение семейной жизни – как организовать домашний уклад, как ухаживать за детьми, что одевать и в каких случаях и т.д. Все эти вопросы усваивались с помощью русской национальной игровой куклы.

Тряпичная кукла, сделанная своими руками, участвовала в играх не только простых деревенских детей, они были и в семьях купцов, священнослужителей и даже русских правителей. Княжеские, боярские и царские дети – они лишь обычные малыши, которым, как и всем нужны любовь, ласка, внимание и, конечно же, игры. А кукла у русского народа – первая игрушка.

Русская тряпичная игровая кукла: Кукла – столбушка

Традиционная русская кукла в знатных семьях изготавливалась из дорогих тканей, украшалась драгоценными камнями и различными аксессуарами. Кукольные игры у царских детей были по своему смыслу те же самые, что и у деревенских ребятишек, только у одних обыгрывались королевские мероприятия, а у других – жизнь простых людей.

Многие куклы изготавливались специально для того, что бы дети с самых ранних лет понимали то, что происходит вокруг них, и что будет происходить с ними. Самый яркий пример – куклы перевертыши. Их называют по-разному, но наиболее популярным является название «Девка-Баба». С одной стороны – румяная веселая нарядная молодуха, но, перевернув ее, мы видим скромную женщину, уставшую от повседневных забот.

Наши предки очень ревностно относились к взаимоотношениям добрых и злых сил. И дело тут вовсе не в невежестве и необразованности. Видимо, сейчас мы просто не в состоянии увидеть ту тонкую грань, разделяющую параллельные миры, откуда нас и посещают неведомые сущности. О да, конечно, мы теперь грамотные и образованные – у каждого по 2-3 учебных заведения за плечами. Мы, лишенные предрассудков, смело и решительно движемся к заветной придуманной цели, которая в итоге оказывается лишь ступенькой к цели истинной.

Пренебрежительность к своей истории, традициям своего народа у нас, людей 20 и 21 веков тщательно и планомерно культивировали уже около 100 лет. Это и общественный строй, лишающий человека всего душевного, и насажденная религия, уводящая остатки этой душевности в совершенно другое русло. Наши предки, свободные от этих оков, видели вокруг себя и понимали гораздо больше, чем мы, современные интеллектуалы, живущие в рабстве собственных иллюзий всезнания и всепонимания.

А неведомым для нас силам нет разницы, кому помогать или вредить – простому пахарю или кузнецу или же менеджеру или президенту. Для них люди все одинаковые, поэтому мы должны знать и использовать на практике те средства, которые задолго до нас придумали и применяли древние славяне.

Для защиты от преднамеренного или случайного зла существовали специальные предметы. Их изготавливали с определенной целью – оберегать человека от напастей. Поэтому их так и называли – обереги. Наиболее распространенными оберегами были специальные символы в виде амулетов или узоров, наносимых на тело или одежду. Но, поскольку кукла находилась рядом с человеком практически постоянно, то ей тоже приходилось выполнять и защитные функции.

Славянская тряпичная кукла оберег защищала от болезней и сглаза, отгоняла ненависть и злобу, берегла путника от голода и несчастий, отводила в сторону беду. Поэтому долгая и счастливая жизнь была немыслима без кукол-оберегов, которые изготавливали друг для друга близкие люди с самыми лучшими намерениями и помыслами. Такие куклы делали без лица с помощью узелков и скруток.

Количество кукол, выполняющих защитные функции очень много, и в формате одной статьи обо всех даже упомянуть не получиться, поэтому здесь перечислим лишь некоторые. Впоследствии буду дополнять информацию в соответствующей категории статей о традиционных куклах.

Подорожница – маленькая кукла с мешочком, в который укладывали щепотку земли или золы с домашнего очага. Подорожницу брали с собой путники, как залог непременного возвращения на родину живым и здоровым. Иногда в котомку куклы клали щепотку зерна, чтобы в дороге не приходилось испытывать нужду.

Спиридон – Солнцеворот держит в своих руках колесо. Его обязанность прибавлять световой день, «поворачивая солнце на лето». Но, вместе с количеством солнечных часов, эта кукла прибавляет уверенность в своих силах и помогает поворачивать силы судьбы в нужном для вас направлении. Спиридон – Солнцеворот должен быть у каждого человека, если тот находится в сложной жизненной ситуации. В древности его дарили юношам в период их становления в обществе. Если хотите узнать больше – почитайте статью Тряпичная кукла Спиридон Солнцеворот.

Русская тряпичная кукла-оберег Спиридон-Солнцеворот

Кукла Счастье – маааленькая куколка с бооольшоой косой. Наши предки считали, что в волосах хранится наша сила. Поэтому такая кукла является мощным оберегом, охраняющим женщину от напастей и приносящим ей счастье. Кукла Счастье предназначается только для женщин, мужчинам ее не дарили. При изготовлении куклы волосам уделяли особое внимание, и коса при этом получалась немного больше самой фигурки. Можете узнать больше об этом в статье Кукла Счастье.

Русская тряпичная кукла-оберег Счастье

У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Обряды выполняли по всем, наиболее важным в человеческой жизни событиям. При этом существовали публичные, общественные обряды с привлечением большого количества людей, и обряды личные, тайные – не терпящие присутствия посторонних. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных.

Обрядовая кукла, так же, как и кукла оберег изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. В других такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции – обрядовую и охранную.

В формате этой статьи мы расскажем лишь о некоторых обрядовых куклах, потому что в противном случае статья получится огромного размера. Дополнительную информацию вы можете получить, прочитав статьи в категории «Обрядовая кукла»,  а начать можно с обзорной статьи “Русские обрядовые куклы”.

В период засухи лучшим средством вызвать долгожданный дождь был специальный заговор. При этом необходимо действовать с помощницей, которая всем своим видом должна символизировать дождливую погоду. Так и действовала русская тряпичная обрядовая кукла Мокридина. Ее изготавливали, специально подбирая ткань, напоминающую по цвету и текстуре дождь.

Русская тряпичная обрядовая кукла Мокридина

Одним из самых распространенный обрядов был обряд Кувада. Его совершали при родах для того, чтобы оградить новорожденного от посягательств нечистого духа. Куклы Кувадки играли при этом очень важную роль.

Русская тряпичная обрядовая кукла Кувадка

Лихоманки – их делали сразу несколько штук – от 12 до 100. Названия куклам давали соответствующие – Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея и др. Эти куклы вешали за печкой, каждая из них приманивала ту нечисть, по имени которой ее назвали. Поэтому Лихоманок старались сделать побольше. 15 января каждого года оберег сжигали и делали новых Лихоманок.

Обрядовая кукла Неразлучники – символ семьи. Она состоит из двух фигурок, у которых одна рука общая – никуда друг без друга нельзя деться. Неразлучников дарили молодым на свадьбу в знак их близости, единства и взаимности. Эта кукла хранилась всю жизнь, а когда в семье появлялись дети, то между фигурками вешали цветные веревочки или маленьких куколок. Подробнее об этом можно прочитать в статье Кукла Неразлучники.

Русская тряпичная обрядовая кукла Неразлучники

Кубышка – травница была сделана из мешочка с лекарственными травами. Играя с такой куклой дети избавлялись от болезней и хворей. Подробнее об этой кукле – в статье Кукла Кубышка-Травница.

Крупеничка или Зернушка была ответственна за достаток в доме, сохранность собранного урожая, приумножения богатства. Ее делали из мешочка с зерном, которое на будущий год использовали для посева.

Русская традиционная обрядовая кукла Крупеничка (Зернушка)

Крупеничку наши предки относили в амбар, что бы весь урожай был под ее неусыпным надзором. Ну, а в наши дни можно изготовить свою Зернушку и определить ей почетное место на кухне. Там она будет отвечать за сохранность продуктов и приумножение наших запасов. Все подробности – в статье Кукла Крупеничка.

Крупеничка в вольном исполнении

Традиционная русская кукла имеет очень большое значение в воспитании у ребенка лучших человеческих качеств. Она не вызывает агрессию, как заполонившие прилавки в магазинах чудовищные монстры и роботы. Тряпичные куклы не программируют детей на богемный образ жизни, как супермодные Барби, Винксы или Мокси. Наши куклы обучают душевной красоте, гармонии человеческих отношений, любви к ближним своим, и дальним тоже.

Именно поэтому традиционные куклы должны быть в каждой семье, независимо от материального благополучия или социального статуса. Нужно возрождать традиции наших предков, ориентированные на воспитание целостной, нравственно положительной личности. Ребенок, с детства научившийся любить и уважать народную куклу, не вырастет нацистом или маньяком.

Кроме этого, сделав такую куклу самостоятельно, вы испытаете удивительное чувство радости от создания чего-то одновременно простого и таинственного. К тому же русская традиционная кукла нравится и взрослым и детям, потому что только она обладает такой нужной для нас энергетикой с большим знаком плюс. Потратьте полчаса своего времени, сделайте обычную простую тряпичную куклу и убедитесь в этом сами.

kuklastadt.ru

Хороводница – народная тряпичная кукла своими руками.

Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети 7-8 лет. Можно изготовить такую поделку не только дома, но и на уроках технологии в 1-4 классе. Да и более взрослым ребятам это будет интересно. Кукол лучше делать сразу пару – одну для левой, а другую для правой руки. Если ваш ребенок еще слишком мал, чтобы принять участие в создании этой куклы, то вы можете сделать ее для малыша сами, в качестве игрушки.
Эта тряпичная кукла была и остается не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы Хороводница расправила свои юбочки и закружилась в пляске ее нужно «оживить». Для этого быстро вращают пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило девчоночьи ручки к работе пряхи. Конечно, сегодня никто не прядет шерсть вручную. Но развитие мелкой моторики пальцев, координации и произвольности их движений – важная и полезная задача. Ведь потом «послушные» пальчики легче справятся с письмом. И, кроме того, развитие кистей рук способствует и развитию речи. У ребенка может не получится крутить двух куколок-Хороводниц одновременно левой и правой рукой (возможно, не получиться сразу и у вас). Тогда начните с одной куклы. Вращайте ее сначала правой рукой(если ребенок правша), а когда начнет получаться правой, попробуйте левой. Если совсем не получается вращать одной рукой, то пусть ваш малыш крутит Хороводницу, поместив палочку между двух ладной. При этом надо совершать движение, как будто потираете руки.
Народную тряпичную куклу Хороводницу можно использовать в качестве декоративного элемента при оформлении любых фольклорных мероприятий. А можно даже сделать ее участницей игры, использовав куклу в качестве «палочки» в старинной русской игре «Калечина-Малечина».

Как сделать народную тряпичную куклу Хороводница своими руками.

За основу куклы берем достаточно ровную и длинную палочку. У нас использованы шпажки.
Делаем голову кукле Хороводнице.
На конец палочки наматываем вату, очес льна, ветошь или синтепон. Так как шпажки острые с одного конца, мы отрезаем острый край ножницами и именно с этой стороны делаем голову тряпичной куклы. Чтобы голова не соскальзывала с конца палочки, можно немного использовать клея. Мы сделали основу для головы из льняной веревки, а сверху обмотали слоем ваты.

Чтобы вата не раскрывалась, еще раз сверху наматываем обычные швейные нитки.
Вы можете сделать голову-шарик другим удобным способом.
Для юбочки куклы Хороводницы вырезаем два круга разных диаметров. У нас диаметры кругов 19 и 21см. Лучше всего для юбки использовать легкую хлопчатобумажную ткань – ситец. Бязь – более тяжелая и юбочка с трудом поднимается, когда играешь с куклой.
У верхнего круга (который меньшим диаметром) найдите середину и отметьте ее ручкой или карандашом. Сложите два круга вместе.
Оденьте круги на голову кукле Хороводнице, совместив отмеченный центр круга с центром головы. С краев сделайте складочки и завяжите ниткой снизу.
Для кофточки возьмите прямоугольник белой ткани (10х20см).
Подверните края и сделайте ручки.
Наденьте рубашку на голову Хороводнице, подверните ткань таким образом, чтобы лицо куклы было ровным, а сбоку получились два рукава. Завяжите ниткой под шеей.
На голову Хороводнице одеваем повязку для имитации повойника.
Сверху на голову одеваем платок (Прямоугольный треугольник 17х17см) и завязываем его сзади.
Поднимите ручки куклы вверх, тем самым освободив юбочку, расправьте ее немного и можно играть.

Как играть с тряпичной куклой Хороводницей.

Наши предки делали для игры две куколки. Девочка крутила одновременно в двух руках по куколке, тем самым готовясь к будущей работе (прядению) и развивая необходимые навыки.
Я человек взрослый, но мне сложно в двух руках крутить по куколке. Хорошо если получится двумя руками крутить одну куколку, так чтобы куколка крутилась достаточно быстро и юбочка у Хороводницы поднималась вверх. Можно положить палочку между ладошками и как бы «потирать» ими. В любом случае палочка должна крутиться и Хороводница вместе с ней. Такое упражнение очень полезно для деток: и девочек и мальчиков, так как заставляет ручки работать и развивает речевые центры ребенка.

www.karakyli.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *