4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 544.
Обновлено 18 Августа, 2021
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 544.
Обновлено 18 Августа, 2021
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.
Опыт работы преподавателем – более 48 лет.
В данной статье мы подготовили интересную информацию на тему “Водоем и его обитатели”.
Как известно, жизнь зародилась в воде, а лишь потом некоторые виды организмов перебрались на сушу. В 3 классе мы познакомимся с теми представителями, которые находятся ближе всего к нам.
Существует различная классификация водоемов. По степени солености воды они различаются:
Водоемы бывают естественными и искусственными.
Рис. 1. Виды водоемовОбитатели соленых водоемов:
Зеленые насаждения делятся на виды:
Оксигенаторы – это очень важные для пруда растения. Они очищают водоем и сохраняют баланс углекислого газа и водорода, за счет чего вода остается прозрачной.
Таблица “Классификация представителей флоры и фауны пресных водоемов”.
Вид | Берег и мелководье | Глубина более метра | Дно водоема |
Растения | Тростник, рогоз, камыш, стрелолист, ежеголовник | Белая кувшинка, кубышка. Их корни произрастают на дне, а цветки и листья держатся на поверхности. | Одноклеточные водоросли |
Животные | Бобр, выдра, норка, ондатра | Рыбы: карась, линь, плотва, язь, щука, окунь, судак, сом | Моллюски: беззубка, прудовик, катушка |
Все обитатели являются важным звеном в пищевой цепочке. На воде селятся насекомые: водомерки, жуки-плавунцы, которыми питаются лягушки, ужи и гадюки. В свою очередь, они являются пищей для некоторых птиц: цапли и зимородки.
Флора и фауна соленых водоемов настолько разнообразна, что трудно сосчитать сколько всего там проживает видов. Некоторых представителей тяжело отличить от растений, а глубоководные животные имеют причудливые формы.
Водоросли играют важную роль в насыщении воды кислородом, крахмалом, сахаром и белком. Они растут на небольшой глубине, поскольку для их жизни необходимо солнце. Самыми распространенными водорослями являются ламинарии. В них содержится много йода, что очень полезно для организма человека.
Не стоит путать с растениями кораллы. Это крошечные животные – полипы, размер которых не превышает зернышко.
Рис. 3. Удивительный коралловый рифМорские животные живут на различных глубинах. Ближе к поверхности водится планктон. Это одноклеточные организмы, которые являются кормом для множества рыб. В толще воды любят плавать крупные рыбы, акулы, дельфины, черепахи, киты и многие другие.
Самый большой представитель океанской фауны – синий кит. Длина самца – 25 м.
На морском дне живут морские звезды, ежи и лилии. Они имеют колючки, благодаря которым защищаются от хищников. В недрах океанов проживают рыбы, которые не имеют глаз. На глубине более 2000 м. так темно, что ничего не видно, и эти органы им просто не нужны. Зато такие рыбы имеют природные фонарики на туловище.
В данном материале мы рассмотрели, какие обитатели водоемов бывают в реках, озерах, прудах, морях и океанах. Эта тема очень занимательная и интересна детям, поскольку дает возможность заглянуть в удивительный подводный мир.
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Алексей Князев
10/10
Анна Колина
7/10
Нмкита Хасанов
10/10
Людмила Яковлева
10/10
Юлия Акиньшина
10/10
Вася Арсеньев
8/10
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 544.
А какая ваша оценка?
Интегрированное занятие
«Кто живет в пресной воде?».
Воспитатель: Соколова Анна Александровна
МДОАУ 7
Г. Белогорск
Интегрированное занятие «Кто живет в пресной воде?».
Цель: формирование представлений об обитателях пресных водоемов(рек, озер), их образе жизни и значении.
Задачи:
1) Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.
2) Учить описывать водных животных по картине.
3) Познакомить с скороговоркой «Ехал Грека через реку»
Материал: Картина с изображением подводного мира, презентация с изображениями водных животных.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, как вы знаете наша земля состоит из суши и воды. На Земле очень много разных водоемов, посмотрите на глобус. (учитель показывает изображения воды на глобусе). Ребята, существую водоемы пресные и морские(с соленой водой).
Дети называют пресные водоемы:_ реки, озера, пруды.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с обитателями пресных водоемов.
2. Беседа по картине.
Воспитатель: Ребята, а кто живет в воде?
Дети: Рыбы, лягушки, насекомые.
Воспитатель: Правильно, рыбы все время проводят в воде. Они умеют дышать под водой, благодаря жабрам. В воде воздух особый. Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух. А вот, например, жук – плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. А как вы думаете, чем полезны обитатели водоёма?
Ответы детей: очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно.
Воспитатель: А что самое главное для обитателей водоёмов? (Вода)
Сейчас мы с вами окунемся в речные просторы и посмотрим разновидности речных рыб.
Рыбы в реке делятся на хищников и мирных рыб.
Кто такие хищники?,Кто такие мирные рыбы?(дети отвечают)
Давайте посмотрим на мирных рыб. (презентация «Водные обитатели»)
Это красноперка, лещ, карась, плотва
Хищные рыбы – это сом, щука, окунь, ерш
Ребята, я попрошу вас описать ту рыбку, которую вы видите ее цвет, форму, наличие плавников, а я в свою очередь расскажу немного о каждой рыбке отдельно. Итак:
Плотва. Эта рыба любит тихую и теплую воду, с чистым песчаным дном. Кормится водорослями и др. растительной пищей, мелкими организмами.
Красноперка. Рыбка получила свое название из-за яркой окраски плавников. Питается красноперка водорослями мальками, икрой др. рыб. Любит теплую воду с медленным течением, илистым дном. Держится у берегов, любит заросшие места.
Лещ. Живет семьями во главе с вожаком-самой крупной рыбой. Плавают лещи треугольником, как клин летящих птиц. При опасности сбиваются в кучу, нарушая строй.
Караси обитают в болотистых озерах и реках. В зависимости от цвета чешуи карась бывает золотой и серебристый. Питаются растениями, мелкими животными организмами. В суровую зиму впадают в спячку и могут проспать до весны даже в полностью замерзшей речке.
Окуни. Водятся во всех водоемах, с тихим течением, сильно заросших водяными растениями, держатся стайками. Окуни – хищники, поедают мелкие рыбки, рыбью икру, рачков, червей, головастиков.
Сом. Крупная рыба не имеет чешуи, в длину достигает 5м, ведет оседлый образ жизни, живя всю жизнь в одном месте. Сом – хищная рыба питается крупной рыбой, иногда водоплавающей птицей.
Щука. Обитает во всех реках, озерах, прудах, держится чаще в зарослях водной растительности, щуки хищные прожорливые рыбы, питаются рыбой – красноперками, плотвой, окунями, также лягушками, мелкими грызунами упавшими в воду, мелкими водоплавающими птицами, в длину достигают 2 метров, могут дожить до 30 лет. Вспомните сказку про эту рыбку? («По щучьему веленью»)
Ерш. Обитает на песчаном дне, ерш прожорливая рыба, питающаяся мелкими придонными организмами, личинками насекомых, мелкой рыбой. Характер ершей неуживчивый, агрессивно защищает свою территорию, благодаря острым колючкам на плавниках.(Ребята вспоминайте сказку про Ерша-ершовича)
Кроме рыб есть и другие обитатели водоемов: например лягушки или рак.
Рак. Обитает в речных заводях озерах прудах, днем прячутся под камнями, корягами, корнями деревьев. Кормятся в основном ночью, вылезая из своих убежищ и выслеживая добычу. Питается растительной пищей и животными. Передвигаясь пятится назад. Есть усы и клешня.
Лягушки. Живут они в реках, озерах, прудах. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли. Ребята, а какие сказки про лягушку вы знаете? («Царевна-лягушка»)
Ну вот, ребята мы с вами узнали самых распространенных обитателей речных водоемов, а теперь давайте поиграем.
3. Физминутка
«Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!
4. А сейчас попробуйте отгадать загадки про наших обитателей:
Есть крылья — не летаю,
Ног нет, а гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звёзд не считаю,
Людей избегаю (Рыба)
Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле. (Лягушка)
Сапожник не сапожник,
Портной не портной,
Во рту держит щетину,
В руках — ножницы (Рак)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
. Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука)
Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине —
Щука не проглотит (Ерш)
3) Подвижная игра: «Мир Рыб»
Дети распределяют роль сома и стайки лещей и др мирных рыб. Под музыку лещи плавают, строясь в форме треугольника. Когда к ним подплывают мирные рыбки, лещи спокойно плывут. Во время опасности, когда выплывает сом, стайка лещей нарушает строй, сбиваясь в кучу, а вожак уводит стаю в укрытие.
Молодцы ребята, а вы знаете, что есть очень смешная скороговорка про рака. Послушайте:
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Грека – цап.
А теперь давайте вместе научимся рассказывать ее.
Дети вместе с воспитателем медленно повторяют строчки, обыгрывая слова движениями. Потом повторяют быстрее, весело выполняя в ритме движения.
Рефлексия: Итак , подводя итог нашему занятию, скажите что вы сегодня узнали? С какими водными обитателями вы познакомились?
А сейчас по желанию вы можете нарисовать ту рыбку, которая вам больше всего понравилась. Дети рисуют.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
1 / 8
1 / 8
Каждый октябрь на озере Нонг Харн в восточном Таиланде расцветают тысячи красных лотосов.
Тысячи красных лотосов расцветают каждый октябрь на озере Нонг Харн в восточном Таиланде.
Фотография lkunl, Getty Images
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
В северной Бразилии господствует река Амазонка и окружающие ее джунгли.
Фотография Jaysi, Dreamstime
Реки, ручьи, озера, пруды и ручьи — все это пресноводные среды обитания. То же самое можно сказать и о водно-болотных угодьях, таких как болота, на которых произрастают древесные растения и деревья; и болота, на которых нет деревьев, но много травы и тростника. Пресная вода составляет всего три процента мировых запасов воды. (Остальное — соленая вода.) Но, несмотря на это крошечное количество, пресноводные среды обитания являются домом для более чем 100 000 видов растений и животных.
(Посмотрите галерею животных, обитающих в пресной воде.)
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Американские аллигаторы живут в дикой природе на юго-востоке США.
Фотография Валентина Армиану, Dreamstime
У рыб, живущих в пресноводных средах обитания, много компании. Здесь обитают улитки, черви, черепахи, лягушки, болотные птицы, моллюски, аллигаторы, бобры, выдры, змеи и многие виды насекомых. Некоторые необычные животные, такие как речной дельфин и паук-сныряльщик, являются пресноводными существами. Такие растения, как водоросли, рогоз, кувшинки, осина и ива, помогают поддерживать чистоту воды, используя свою корневую систему для фильтрации загрязнений и избытка питательных веществ из воды.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Используя свои длинные усы, речные выдры могут находить добычу в темной или мутной воде.
Фотография Николь Дюпле
Озера образуются в результате различных природных явлений. Многие из них появились после того, как ледники переместились по Земле во время последнего ледникового периода, между 12 000 и 1,8 миллиона лет назад, и оставили на земле гигантские чашеобразные впадины, заполненные дождевой водой и стоками. Другие были созданы, когда земная кора сдвинулась, оставив канавки и гребни для сбора воды. А иногда при извержении вулкана вся магма вытекает наружу. Если земля проваливается в пустой кратер, остаются дыры, которые могут превратиться в огромные озера. Кратерное озеро в Орегоне было сделано таким образом.
Реки образуются, когда талый снег или лед стекают с гор по канавам и каналам земли на пути к морю — реки всегда текут в океан. Водно-болотные угодья, районы, где земля большую часть времени покрыта водой, часто образуются на землях, окружающих реки, которые разливаются, или в районах, где грунтовые воды просачиваются сквозь коренные породы под почву. Коренная порода состоит из различных типов горных пород, таких как гранит, песчаник и известняк. Вода может просачиваться сквозь трещины между этими камнями и растворять известняк. Бобры могут даже создавать водно-болотные угодья, строя плотины на реках и ручьях.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
В национальном парке Эверглейдс обитает более 360 видов птиц.
ФОТОГРАФИЯ Брайана Ласенби, Shutterstock
Самая большая пресноводная среда обитания в мире — Эверглейдс, заболоченные земли площадью 1,5 миллиона акров в южной Флориде. Река Амазонка в Южной Америке начинается в Андах и течет на 4000 миль (6400 км) до Атлантического океана; он протекает через шесть стран, включая Перу и Эквадор. Озеро Байкал в Сибири, регион в России, является самым большим озером в мире. Этот североазиатский водоем содержит пятую часть всей пресной воды на планете.
Итак, будь вы голодной черепахой, растением, питающимся загрязняющими веществами, или измученным жаждой человеком, который также любит играть в воде, пресноводные среды обитания являются жизненно важными экосистемами для нашей планеты! “Destination World” Играю
2:47
Сейчас играет
2:40
Воспроизведение
3:14
Воспроизведение
3:19
2 Северная Америка
2 2 Сейчас играет
2:42
Из всей воды на Земле только 2,5% составляют пресные воды, и большая их часть заключена во льду или глубоко под землей. Реки и озера содержат лишь крошечную часть, но именно от этого зависит так много жизни на Земле. Для семи миллиардов людей, которые нуждаются в ней для нужд сельского хозяйства, промышленности и питьевого водоснабжения. И примерно для 1 из 10 известных животных — от стрекоз до уток и дельфинов, и примерно для половины всех видов рыб.
К сожалению, деятельность человека подвергает этот жизненно важный ресурс огромной нагрузке. Поэтому мы стремимся защитить и возродить реки и водно-болотные угодья, которые поддерживают как людей, так и природу.
Что ты умеешь делать?
Нам нужна здоровая пресноводная среда. Для чистой питьевой воды. Для питательных веществ, которые делают наши поля плодородными. Для запасов пресноводных рыб, которые кормят миллионы. И за отложения, удерживающие густонаселенные дельты над поднимающимися морями.
Но сейчас, более чем когда-либо, наши реки, озера и водно-болотные угодья находятся под угрозой, так как жаждущие посевы высасывают воду, промышленные загрязнения и сточные воды просачиваются в реки, естественные среды обитания застраиваются, а плотины и инфраструктура разрушают наши речные системы.
Почти два миллиарда человек уже живут в районах, подверженных риску острой нехватки воды. Но с ростом населения, увеличением потребления и изменением климата это и другие пагубные последствия будут только ухудшаться, если не принять срочных мер.
2/3: Две трети людей в мире сталкиваются с нехваткой воды не менее одного месяца в году
Половина: Почти половина населения мира столкнется с острой нехваткой воды к 2030 году, если не принять срочных мер
120 лет: С 1900 года (всего 120 лет назад) мы уничтожили две трети всех естественных водно-болотных угодий
3/4: Популяции пресноводных животных сократились более чем на три четверти с 19 века. 70
1 в 3: Треть всех пресноводных видов находится под угрозой исчезновения
Наша пресноводная среда может снова стать здоровой, если мы все будем работать вместе.
Предприятия все чаще переходят на устойчивые методы водопользования. Например, почти 150 крупнейших компаний мира в настоящее время используют Фильтр водных рисков WWF для оценки и реагирования на растущие риски, связанные с водой, начиная от нехватки воды и заканчивая сильными наводнениями.
Многие правительства также взяли на себя впечатляющие обязательства по более эффективному управлению водными ресурсами, улучшению качества воды, защите и восстановлению водно-болотных угодий и обеспечению доступа каждого к безопасной питьевой воде.
Заботясь о наших пресноводных средах обитания — от восстановления водно-болотных угодий до посадки деревьев в водосборных бассейнах и соединения рек с их поймами — мы можем снизить риски наводнений, нехватки воды и голода, а также адаптироваться к воздействию изменение климата.
И наша водная дикая природа тоже выиграет.
“Почему это имеет значение? Рыбы – не единственные виды, которые зависят от пресной воды. Загрязнение, плотины и нехватка, которые толкают их на грань, также подвергают риску людей и бизнес.”
Стюарт Орр, руководитель практики пресноводных ресурсов
Мы неустанно работаем над созданием будущего, в котором процветают и люди, и природа.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть частью нашего путешествия, быть в курсе нашей жизненно важной работы и узнать, как вы можете принять участие!
Слишком часто реки и водно-болотные угодья рассматриваются как трубы для воды, а не как богатая среда, приносящая разнообразные блага людям и природе. Мы стремимся изменить то, как они ценятся, постоянно настаивая на более устойчивом управлении пресноводными средами обитания, что так важно для наших усилий по адаптации к изменению климата, на национальном и международном уровне. От Амазонки до Замбези мы реализуем проекты по сохранению пресной воды в более чем 50 странах — от защиты знаковых видов, таких как осетровые и речные дельфины, до восстановления водно-болотных угодий и обеспечения свободного течения рек.
В конечном счете, необходимо изменить способ управления водными ресурсами во всех речных бассейнах — как в реке, так и в земле, которая в нее втягивает воду.
Нам необходимо, чтобы бизнес взял на себя совместную ответственность за совместно используемые водные ресурсы (мы называем это управлением водными ресурсами), тем более что проблемы с водой представляют собой один из самых больших рисков для бизнеса и экономики.
Мы призываем финансовые учреждения инвестировать в устойчивые водные проекты.
Мы работаем с правительствами над защитой пресноводных мест обитания и помогаем обеспечить водой всех.