Кто написал сказку снегурочка: Какой композитор написал музыку к пьесе-сказке снегурочка? От чего погибла Снегурочка?

Содержание

Сказка Снегурочка. Русская народная сказка

Сказка Снегурочка — добрая, но печальная история о снежной девочке. На примере сказки детей можно поучить осторожности и предусмотрительности. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с малышами.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказки
Краткое содержание сказки
Анализ сказки
Мораль сказки
Пословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Снегурочка: (word) — (pdf)

Сказка Снегурочка читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Существует несколько вариантов сказки Снегурочка. Русская народная сказка заинтересовала собирателя русского фольклора В.И. Даля. Интерпретировал он известный сюжет в своей сказке «Девочка Снегурочка». У фольклориста А.Н. Афанасьева сказка существует в его обработке. Драматург Н.А. Островский, взяв за основу русскую народную сказку, наполнил ее образами и картинами славянской мифологии. Получилась удивительная романтическая пьеса-сказка Снегурочка о силе любви.

Краткое содержание сказки

В любви и согласии прожили старик со старухой свой век. И достатком их судьба не обидела. Только не дал бог им детишек. С грустью смотрела баба на соседских детей. Однажды зимой вышли старики на улицу полюбоваться на детей, которые снежную бабу лепили. Стали дедушка с бабушкой лепить фигуру из снега – получилась девочка, ожила она и пошла к избе. Радости стариков не было предела. Вот она долгожданная доченька — Снегурочка. Стала расти девочка не по дням, а по часам. Приветливая, добрая, работящая, красивая, только румянца на щеках нет. Души дед и баба не чают в доченьке. По весне Снегурочка загрустила, а лето пришло – вовсе нелюдимой стала, все больше в избе пряталась. Уговорили дед с бабой доченьку пойти с подружками в лес развеяться. В лесу девочки резвятся, бегают, а Снегурочка возле студеного ручья сидит. Под вечер надумали девочки через костер прыгать, зовут Снегурочку присоединиться к забаве. Не смогла она подружкам отказать. Подошла Снегурочка к огню поближе — побледнела. Растаяла снежная девочка и белым облачком поднялась в небо. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Снегурочка

У сказки Снегурочка, к сожалению, нет традиционной для народной сказки счастливой концовки. Если рассматривать сказку с философской точки зрения, то смысл ее заключается в цикличности природы. Трактовка содержания с точки зрения жизненных понятий подводит к мысли: не могут все быть одинаковыми, поэтому не стоит стремиться быть как все. Нужно выбирать тот путь, который тебе подходит. Родителям не следует «переделывать» ребенка, требовать от него чего-то, только потому, что это умеют Маша или Вова. Все дети разные, особенные, и подход ко всем должен быть индивидуальный. Научитесь принимать и любить своих детей такими, какие они есть! Тогда они не попадут под влияние сомнительных «авторитетов».

Мораль сказки Снегурочка

В современном мире детей подстерегают различные опасности и соблазны. Мораль сказки Снегурочка будет им очень полезна – не следует идти на поводу у других, это может быть опасно.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Осторожность никогда не помешает.
  • От судьбы не уйдешь.
  • Лучше поберечься, чем обжечься.
  • Кто согнем играет, тот в огне сгорает.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

истоки образа и воплощение (сказка, опера, кино) — Общество

Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: afisha.ru 

Напрасно молят, стонут, мечутся,

Напрасно рвут кольцо личин,

Пока двурогий жемчуг месяца

Ещё в пролетах различим.

 

Вот над домами, льдами, тундрами

Все жидкой тьмою залито…

О, исходящая из сумрака!

Кто ты, Гасительница? кто?

 

Даниил Андреев. Велга. 1945

В суровом 1937 году на главной новогодней елке страны Советов к вернувшемуся годом ранее Деду Морозу присоединилась маленькая девочка по имени Снегурочка, которая была объявлена его внучкой. С тех пор эта пара практически неразлучна. Если образ Деда Мороза с течением времени оставался неизменным, то Снегурочка подросла и превратилась в красивую девушку. С тех пор она в кокошнике и шубе выступает посредником между детьми и Дедом Морозом: помогает ему дарить подарки детям, зажигать елочку и т.д. А кем она была раньше?

Обложка сказки «Снегурочка». 1916 год. Источник:  Wikimedia Commons

Появление Снегурочки и советская метаморфоза

Впервые сказка о Снегурочке была опубликована А.Н. Афанасьевым в 1869 году во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу». По сюжету сказки старик со старухой лепят девочку из снега, затем она оживает, но летом идет с подругами в лес и тает.

В 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский (1823 – 1886 гг.) вдохновившись сказкой, обработанной Афанасьевым, написал пьесу «Снегурочка». В этой языческой мистерии действие происходит в царстве мифических берендеев, где живет Снегурочка – дочь Деда Мороза и Весны, из-за которой они постоянно спорят: отец хочет, чтобы та оставалась жить в лесу, а мать желает отправить ее к людям.

Царь Берендей, в свою очередь, стремится умилостивить солнечного бога Ярило и принести своеобразную жертву: переженить всех парней и девушек, но они перессорились из-за красоты и недоступности Снегурочки. Любовные перипетии Снегурочки, ее подруги Купавы, жениха последней Мизгиря и пастуха Леля закономерно приводят к тому, что Ярило принимает жертву (Снегурочка тает, а Мизгирь топится) и дарует берендеям урожай.


Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов и декораций, выполненных Виктором Васнецовым к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Источник: Wikimedia Commons

В 1881 году великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил оперу «Снегурочка». Первое знакомство с пьесой Островского не впечатлило Римского-Корсакова, но, перечитав ее снова зимой 1880 года, композитор написал оперу: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу»

1. Опера была и остается необычайно популярной и неоднократно ставилась на театральных подмостках всего мира.

Снегурочка Островского и Римского-Корсакова – мифологическое существо, дочь Деда Мороза, которая выбрала любовь и жизнь среди смертных, за что и поплатилась. От нее происходит образ современной Снегурочки.

Дед Мороз и внучка Снегурочка на рождественской дореволюционной открытке. Источник: liveinternet.ru

В сценариях празднования Рождества и Нового года данный персонаж появился в конце XIX века, но там девочки просто наряжались Снегурочками (как сейчас снежинками) и разыгрывались эпизоды из пьесы Островского.

С 1937 года и позднее Снегурочка – это девочка, внучка (а не дочь) Деда Мороза. Значительно повзрослела она уже во второй половине ХХ века, вероятно, в результате появления традиции парных поздравлений на дому. Деды Морозы – актеры-студенты и невостребованные выпускники театральных ВУЗов могли работать хоть до утра, а вот девочки-снегурочки так делать по объективным причинам не могли, тогда их сменили девушки – такие же, актрисы-студентки. Этот «обычай» прижился: сейчас, как правило, внучка Деда Мороза – молодая девушка в кокошнике и шубе.

Родина и истоки образа

В качестве родины Снегурочки была выбрана Кострома – город, недалеко от которого Островский придумывал берендеево царство. Там ежегодно выбирают юных Снегурочек в пяти номинациях, а главную победительницу награждают путевкой в Великий Устюг к Деду Морозу.

Памятник Снегурочке в Костроме. Источник: selyanka1.livejournal.com

Интересно, что Кострома – это не только город в России, но и сезонный весенне-летний ритуальный персонаж в русской традиционной культуре.

В русских обрядах «проводов Весны» Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Основная часть обряда – «похороны Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением ритуальных песен.

Кострома. Художник Андрей Клименко

Ритуал по приношению весенней Костромы в жертву Солнечному богу2 производился в конце мая – начале июня. В дохристианское время в этот период, вероятно, праздновалась смена Времен года: Лето приходило на смену Весне. После принятия Христианства стали праздновать Петровское заговенье, но сохранились и народные названия этого периода: Русальное или Ярилино время.

Конечно же, Островский, живший и работавший в имении Щелыково в 120 км от Костромы, общался с тамошними крестьянами и не мог не знать о «костромских обрядах», элементы которых включил в пьесу «Снегурочка».

Как народная Кострома, которая предназначалась в жертву Солнечному богу (вернее его весенне-летней ипостаси – Ярило), превратилась в дочь его противника Деда Мороза – Снегурочку (то есть сделанную из снега) понятно: эти образы соединил Островский. Но как Снегурочка из мифологического существа весенне-летних церемоний превратилась в спутницу Деда Мороза во время зимней мистерии? Как будто в пьесе Островского Снегурочка послушала отца и не пошла к людям, а осталась жить в лесу. Или она после того, как будучи девушкой, растаяла летом, снова возродилась зимой в образе маленькой девочки? Полгода с зимнего до летнего солнцестояния Снегурочка живет с людьми, а вторую половину года в лесу с Дедом Морозом.

Карачун и «Снегурочка». Источник: Аниме Amino

С ответом на этот вопрос поможет народная версия сказки, которая была записана в 1948 году советским фольклористом Э.В. Померанцевой. Слепленная из снега Снегурушка отправляется в лес за ягодами, где собственные подруги убивают ее из зависти к красоте и закапывают под кустом.

Позднее из прутика с могилы Снегурушки делают дудочку, которая, когда на ней кто-нибудь играет, рассказывает о том, что подружки убили Снегурушку. Когда дудочка попадает в руки одной из этих подружек, та отказывается на ней играть и бросает её на землю, дудочка разбивается и из неё появляется живая Снегурушка. Подружек же отправляют «в лес зверям на съеденье».

В этой народной, нелитературной версии Снегурушку убивают (приносят в жертву?) в лесу, потому что она сказочно красива. Однако с помощью магии игры на дудочке, сделанной из прута с ее могилы, Снегурушка возрождается, а ее «человеческие подружки» ритуально убиваются. То есть, реконструируется образ умертвляемого и воскрешаемого женского мифического существа.

Современное прочтение образа Снегурочки. Источник: deviantart.com

Данный образ можно дополнить персонажами сказки «Морозко»3: по сюжету Морозко спасает (согревает) и награждает прилежную девушку – дочь старика, но прогоняет, одаривая ненужными вещами, дочь мачехи. Отведение хорошей девушки в лес на верную смерть объясняется кознями злой мачехи, которая не может выдать свою дочь замуж.

Мотивация поступка теряется из-за литературной адаптации народной сказки для детей. Хотя изначально лучшая девушка предназначалась в жертву Зимнему божеству (Морозко), который принимал ее (замораживал) и только любовь юноши возвращала ее к жизни.

Возможно ранее выбирали лучшую девушку и отводили ее в зимний лес, чтобы она замерзла, то есть Зимнее божество принимало жертву и, проявляя свою благосклонность, покрывало зерновые побеги снегом, тем самым сберегало их и даровало хороший урожай.

Иллюстрация к «Евгению Онегину». Художник: Лидия Тимошенко

Девушка становилась Снегурочкой и попадала в свиту Деда Мороза, а позднее весною или летом она таяла и возвращалась в мир людей. Возможно, ранее существовал целый ряд зимних существ, которые помогали Зимнему божеству в его функциях по награждению и наказанию людей. Снегурки как случайно или намеренно замерзшие девушки, подобно русалкам – существам, связанным с летним жертвоприношением (или случайной смертью, например, утоплением) могли вредить или помогать людям.


Зимний царь и царевна. Художник Рут Сандерсон

Интересно, что выборы лучшей девушки для Зимнего божества сохранились, конечно, в сильно христианизированном виде у наших северных соседей в Финляндии и Швеции. 13 декабря там празднуется День Святой Люсии, во время которого проходит церемония выборов и коронации девушки Люсии. Девушку наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего проводится торжественное карнавальное шествие ряженых детей.

Дева снегов. 2003 год. Художник Виктор Корольков

 Этот обычай пришел из Германии, где в XVI—XVII веках в результате запрета культа святых и особенно Святого Николая, на Рождество появилась идея заменить доброго старика на младенца Иисуса, которого изображала девочка в белом платье. Маленькая девочка в белом платье будучи «ребенком Реформации» одновременно восстанавливала древний обычай выбора ребенка для Зимнего божества, хоть и без жертвоприношения последнего.

Зимушка-зима. Художник Андрей Клименко

 У хорватов в День Святой Люсии принято дарить подарки: послушные дети получают конфеты, а непослушные – угли. Кое-где ряженая в белое «баба Луца» (хорв. baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать. Получается, что Люсия обладала всеми функциями Деда Мороза – награждала хороших детей и карала плохих.

Киновоплощение Снегурки. Снегурочке в отличие от Деда Мороза повезло с экранными воплощениями. Все они так или иначе наследуют сюжету Островского, но есть фильм, выбивающийся из канона.

В 1980 году на экраны вышла необычная история о Снегурочке – «Ледяная внучка» (в немецкой переводе, «Ледяная фея» (Die Eisfee) режиссер Борис Рыцарев).

Любаша и Снегурочка: человек и божество. Кадры из фильма «Ледяная внучка». Источник: liveinternet.ru

По сюжету Снегурка – мифологическое невидимое существо из свиты Царя зимы – влюбляется в гончара по имени Гридя. Она перевоплощается в девушку по имени Любаша и становится внучкой у престарелой бездетной супружеской пары.

Гридя тоже влюбляется в нее, но местный князь, который похищает Любашу, не неволит ее, а пытается уговорить. Коварный князь убеждает гончара, что Любаша выбрала богатство (приняла одежду, значит согласилась стать княжной) и забыла про него. Одновременно князь объясняет Любаше, что Гридя больше не любит ее. Почувствовав себя обманутой Любаша превращается назад в Снегурку и принимается карать всех без разбора подобно героине Николь Кидман из фильма «Догвиль».

Полет Снегурочки. Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: kino-teatr.ru

Первым она замораживает коварного князя, а затем подвернувшуюся под руку мать с двумя детьми. Причем в начале фильма эта мама «загоняла» детей домой с улицы, пугая их: «Снегурки прилетят и заморозят».

Все это происходит под музыку Чайковского, но не ту, которую он написал для пьесы Островского, а «Фантазия «Франческа да Римини», основанной на «адской песни» о трагической любви Данте из «Божественной комедии».

Под конец Борис Рыцарев вспомнил, что снимает детскую сказку, поэтому гончар Гридя обнимает ледяную фею Снегурку и она превращается в человека. По весне оттаяли и жители городка, которых заморозила Снегурка.


Хоровод. Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: i.mycdn.me

Фильм полон фольклорных деталей4: деревянные дома простых жителей чисты и просторны, украшены узорами в стиле Мезенской росписи, несмотря на то, что Гридя был крещён (о чем свидетельствует нательный крест), когда он заболел, то его окуривают травами и читают заговор, показаны хороводы, звучат заклички весны и т. д.

Досадно, что «Ледяную внучку» редко показывают по телевидению и развитие данного образа Снегурки не получило продолжения. Ведь Снегурки показаны существами из свиты Зимнего царя, которые могут жить среди людей и среди зверей в лесу, могут намертво заморозить или наградить, в зависимости от ситуации.

 

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

Примечания:

1 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 1. М., 1955. С. 131.

2 В данном случае, речь идет о замене реальной человеческой жертвы на чучело из соломы.

3 Подробнее об этом см. здесь

4 Несмотря на явные славянские параллели сюжетно фильм парадоксально похож на японскую легенду о снежной женщине (Юки-онна). Это существо описывается красивой совершенно белой, почти прозрачной, как будто изо льда, девушкой. Юки-онна убивает снежной ночью одного лесоруба, а другого отпускает, беря с него слово никому не рассказывать о происшествии.

Через год лесоруб встречает в том же месте красивую девушку, женится на ней, и она рожает ему десять детей с белоснежной кожей. Семейное счастье заканчивается, когда муж рассказал жене о явлении Снежной девушки. Нарушив клятву, муж лишается жены, которая вновь превращается в Снежную девушку и улетает через дымовое отверстие.

Данная легенда была экранизирована в Японии в 1964 году («Кайдан» (режиссер Масаки Кобаяси) и в 1968 году («Легенда о снежной женщине» (Kaidan yukijorô), режиссер Токудзо Танака), но неизвестно был ли с ними знаком Борис Рыцарев или кто-то из его постановочной группы.

Русские Сказки Снегурочка

 

 

 

Снегурочка или

Снегурочка – в современной русской традиции внучка Деда Мороза, аналог Деда Мороза. Она помогает Дедушке Морозу принести детям подарки на русское Рождество. Она также является центральной фигурой как минимум в двух сказках.

 Одна из нескольких версий этой истории…

Жили-были дровосек и его старая жена. Они были бедны и не имели детей. Старик рубил в лесу бревна и носил их в город; таким образом он зарабатывал себе на жизнь. По мере взросления они становились все печальнее и печальнее из-за того, что у них нет детей.

“Мы так стареем. Кто о нас позаботится?” жена время от времени спрашивала.

“Не волнуйся, старушка. Бог нас не оставит. Он вовремя придет нам на помощь”, – ответил старик.

Однажды, в разгар зимы, он пошел в лес рубить дрова, и его жена пришла ему на помощь. Холод был сильный, и они почти замерзли.

«У нас нет детей», — сказал дровосек жене. “Сделаем маленькую снежную девочку, чтобы развлечь нас?”

Они вместе стали катать снежки и за короткое время сделали “снегурочку” – снегурочку, такую ​​прекрасную, что никакое перо не может ее описать. Старик и старуха посмотрели на нее и погрустнели еще больше.

“Если бы только Господь послал нам маленькую девочку, чтобы разделить нашу старость!” сказала старуха.

Они так сильно думали об этом, что вдруг произошло чудо. Смотрели они на свою снегурочку, и поражались увиденному. Глаза снегурочки заблестели; диадема, усыпанная драгоценными камнями, сверкала на ее голове, как огонь; накидка из парчи покрывала ее плечи; на ногах появились вышитые сапоги.

Пожилая пара посмотрела на нее и не поверила своим глазам. Потом туман дыхания раздвинул красные губы Снегурочки; она вздрогнула, огляделась и сделала шаг вперед.

Пожилая пара стояла, ошеломленная; они думали, что спят. Снегурочка подошла к ним и сказала:

“Добрый день, добрые люди, не бойтесь! Я буду вам хорошей дочерью, отрадой старости вашей. Я буду почитать вас как отца и мать”.

“Моя дорогая доченька, пусть будет так, как ты хочешь,” ответил старик. “Пойдем с нами домой, наша желанная девочка!” Взяли ее за белые руки и повели из леса.

Пока они шли, сосны покачивались на прощание, прощаясь со Снегурочкой, своим шелестом желая ей счастливой дороги, счастливой жизни.

Пожилые супруги привезли Снегурочку домой, в свою деревянную избушку, свою избу, и она начала с ними свою жизнь, помогая им по хозяйству. Она всегда была очень почтительна, она никогда не противоречила им, и они не могли ни похвалить ее, ни уставать смотреть на нее, так она была добра и так красива.

Снегурочка, тем не менее, насторожила приемных родителей. Она была совсем неразговорчива и личико ее всегда было бледно, так бледно. Казалось, в ней не было ни капли крови, но глаза ее сияли, как звездочки. И ее улыбка! Улыбнувшись, она зажгла избу, как дар рублей.

Так они прожили вместе один месяц, два месяца; время прошло. Пожилая пара не могла нарадоваться на свою маленькую дочь, подарок Божий.

Однажды старуха сказала Снегурочке: “Доченька моя, что ты так робеешь? Ты друзей не видишь, ты всегда остаешься у нас, стариков; это тебе, должно быть, утомительно. Почему ты не выходишь и играть с друзьями, показывать себя и видеть людей? Вы не должны проводить все свое время с нами, стариками.

“Мне не хочется выходить, дорогая матушка”, – ответила Снегурочка. «Я счастлив здесь».

Пришло время карнавала. Улицы были полны колясок, с пением с раннего утра до поздней ночи. Снегурочка наблюдала за весельем сквозь замерзшие оконца. Она смотрела… и, наконец, не могла больше сопротивляться; она уступила старухе, надела свой плащ и вышла на улицу, чтобы присоединиться к толпе.

В том же селе жила-была девица по имени Купава. Она была настоящей красавицей, с волосами черными, как вороново крыло, кожей цвета крови и молока и изогнутыми бровями.

Однажды через город проходил богатый торговец. Его звали Мизгир, и он был молод и высок. Он увидел Купаву, и она ему понравилась. Купава совсем не стеснялся; она была дерзкой и никогда не отказывалась от приглашения прогуляться.

Мизгирь остановился в деревне, позвал всех девиц, дал им орехи и хлеб с пряностями, и с Купавой станцевал. С этого момента он никогда не уезжал из города и, надо сказать, вскоре стал любовником Купавы. Там Купава, красавица города, расхаживала в бархатах и ​​шелках, угощала юношей и девиц сладким вином и жила радостной жизнью.

В день, когда Снегурочка впервые вышла на улицу, она встретила Купаву, которая представила ей всех своих друзей. С тех пор Снегурочка чаще выходила и смотрела на твое. Молодой мальчик, пастух, угодил ей. Его назвали Лель. Снегурочка тоже ему понравилась, и они стали неразлучны. Когда девушки выходили гулять и петь, Лель бежал к избе Снегурочки, стучал в окно и говорил: «Снегурочка, милая, выходи и танцуй». Как только она появилась, он уже не отходил от нее.

Однажды Мизгирь пришел в деревню, когда девушки танцевали на улице. Он присоединился к Купаве и всех рассмешил. Он заметил Снегурочку, и она ему понравилась; она была такая бледная и такая хорошенькая! С этого момента Купава казалась слишком темной и слишком тяжелой. Вскоре она показалась ему неприятной. Между ними вспыхивали ссоры и сцены, и Мизгирь перестал с ней видеться.

Купава была опустошена, но что она могла сделать? Силой ни угодить, ни возродить прошлое нельзя! Она заметила, что Мизгирь часто возвращался в деревню и ходил в дом старых родителей Снегурочки. Прошел слух, что Мизгирь просил руки Снегурочки.

Когда Купава узнала об этом, ее сердце дрогнуло. Она побежала к избе Снегурочки, упрекала ее, оскорбляла, называла ехидной, предательницей, устроила такую ​​сцену, что пришлось заставить ее уйти.

“Я пойду к Царю!” воскликнула она. «Я не потерплю этого бесчестия. Нет закона, который позволил бы мужчине скомпрометировать девушку, а затем выбросить ее, как бесполезную тряпку!»

Итак, Купава пошла к царю просить его о помощи против Снегурочки, которая, как она настаивала, похитила ее любовника.

Этим королевством правил царь Берендей; это был добрый и милостивый царь, любивший правду и наблюдавший за всеми своими подданными. Он выслушал Купаву и велел привести к нему Снегурочку.

В деревню прибыли царские послы с воззванием, предписывающим Снегурочке явиться к своему господину.

“Добрые подданные Государя! Послушайте хорошенько и расскажите нам, где живет девица Снегурочка. Государь зовет ее! Пусть готовится скорее!

Старые лесорубы были полны страха. Но слово царя было законом. Они помогли Снегурочке собраться и решили проводить ее, представить ее царю.

Царь Берендей жил в роскошном дворце со стенами из массивного дуба и коваными дверями; большая лестница вела в большие залы, где полы были покрыты бухарскими коврами и стояли гвардейцы в алых кафтанах с блестящими топорами. Весь огромный двор был заполнен людьми.

Оказавшись внутри роскошного дворца, старики и Снегурочка стояли пораженные. Потолки и своды были покрыты росписью, драгоценная тарелка была выставлена ​​на полках, вдоль стен шли лавки, покрытые коврами и парчой, и на этих лавках сидели бояре в высоких шапках из медвежьего меха, отороченных золотом. Музыканты играли на своих тимпанах замысловатую музыку. В дальнем конце зала прямо восседал на своем позолоченном и резном троне сам царь Берендей. Вокруг него стояли телохранители в белых как снег кафтанах с серебряными топорами в руках.

Длинная белая борода царя Берендея спадала ему на пояс. Его меховая шапка была самой высокой; его кафтан из драгоценной парчи был весь расшит драгоценными камнями и золотом.

Снегурочка испугалась; она не смела сделать ни шагу, ни поднять глаза.

Царь Берендей сказал ей: “Подойди сюда, девица, подойди поближе, кроткая Снегурочка. Не бойся, ответь на мои вопросы. Разве ты совершила грех, разлучив двух влюбленных, похитив сердце возлюбленного Купавы? флиртуешь с ним и собираешься выйти за него замуж? Обязательно скажи мне правду!”

Снегурочка подошла к царю, низко поклонилась, преклонила перед ним колени и сказала правду; что она не виновата ни телом, ни душой; что правда купец Мизгир просил ее замуж, но что он ей не угодил, и она отказалась от его руки.

Царь Бенендей взял Снегурочку за руки, чтобы помочь ей подняться, посмотрел ей в глаза и сказал: «Вижу по глазам твоим, прелестная девица, что правду говоришь, что ни в чем не виновата. Иди теперь с миром домой и делай не расстраивайся!”

И царь отпустил Снегурочку с приемными родителями.

Когда Купава узнала о решении царя, она обезумела от горя. Она разорвала свой сарафан, сорвала жемчужное ожерелье с белой шеи, убежала от своей избы и бросилась в колодец.

С этого дня Сегурочка становилась все грустнее и грустнее. Она больше не выходила на улицу прогуляться, даже когда Лель умолял ее прийти.

Тем временем вернулась весна. Славное солнце поднималось все выше и выше, растаял снег, проросла нежная трава, зазеленели кусты, запели и вили гнезда птицы. Но чем больше светило солнце, тем бледнее и грустнее становилась Снегурочка.

В одно прекрасное весеннее утро Лель подошел к окошку Снегурочки и умолял ее выйти с ним, хоть разок, хоть на минутку. Долго Снегурочка отказывалась слушать, но, наконец, сердце ее не выдержало более против мольбы Леля, и она ушла с возлюбленным на окраину села.

“Лель, о мой Лель, сыграй на своей флейте для меня одного!” она спросила. Она стояла перед Лелем, еле живая, ноги звенели, на бледном лице ни капли крови!

Пусть достал флейту и заиграл любимый мотив Снегурочки.

Она слушала песню, и из ее глаз катились слезы. Затем ее ноги растаяли под ней; она упала на сырую землю и вдруг исчезла.

Лель не видела ничего, кроме легкого тумана, поднимающегося с того места, где она упала. Пар поднимался, поднимался и медленно исчезал в голубом небе…

 

 

 

Еще одна история Снегурочки… 

Жили-были старик и женщина. У них была хорошая жизнь, но они всегда сожалели, что у них нет детей. В один прекрасный зимний день пара увидела соседских детей, играющих в снегу, и разочарование от того, что у них нет собственного ребенка, причиняло им большую боль, чем когда-либо. Старик повернулся к жене и сказал: «Давай выйдем на улицу и построим снежную девочку — она будет похожа на дочь, которой у нас никогда не было». Итак, двое построили снежную девочку, тщательно сформировав ее руки и ноги, ее милый носик, рот, подбородок. ..

Через несколько секунд после того, как они закончили, губы Снегурочки внезапно покраснели, а глаза начали открываться. Она тепло улыбнулась пожилой паре, стряхнула с себя хлопья и вышла из сугроба хорошенькой девчонкой!

Обрадовались старики, взяли ее в свою избушку и назвали Снегурочкой. Снегурочка росла быстро, не по дням, а по часам. Вскоре она стала довольно красивой, и пожилая пара души не чаяла в ней. Снегурочка была ребенком-мечтой. Она всегда выполняла свои обязанности, никогда не жаловалась и была очень ласковой. Когда она пела мелодию, казалось, что ангел с неба поет именно для них.

  Снегурочка много времени проводила на природе. Ей нравилось ощущать прохладный ветерок на своей светлой коже, и ей нравилось проводить время с маленькими лесными существами.

  Но зима скоро прошла, и теплое весеннее солнце начало согревать землю. Теперь девушка впала в депрессию.
«В чем дело?» — спрашивала пожилая пара. — Ты плохо себя чувствуешь?

«Нет, мама, нет, папа, я в порядке», — отвечала она.

Но нельзя было отрицать, что что-то не так. По мере того, как растаял последний снег, когда на лугах зацвели цветы, когда запели жаворонки, девочке стало еще грустнее. И пряталась от солнца при каждом удобном случае.

Однажды проплыли темные тучи, принеся с собой шквал града. Радовалась девушка, глядя на градины, как на гигантские жемчужины. Но вскоре град растаял, и девочка заплакала.

Наступило лето, и однажды к Снегурочке обратилась группа девушек: “Пойдем с нами в лес гулять!”

Снегурочка не хотела идти, но родители уговаривали ее, говоря: “Иди поиграй с ними, дорогая. Тебе будет весело”.

   И она пошла с девочками, которые начали собирать цветы, петь песни и танцевать. Однако Снегурочка к ним не присоединилась и не слишком хорошо проводила время. Потом стало темнеть, и другие девушки развели костер из собранных веточек. Они продолжали смеяться и петь, и Снегурочка видела, как весело девочкам. Наконец, она решила присоединиться. Впервые с зимы на ее лице появилась улыбка, когда она смеялась, пела и танцевала с остальными.

Затем, одна за другой, другие девушки начали игриво прыгать через разведенный ими небольшой костер. Снегурочка перепрыгнула, когда подошла ее очередь, но на полпути вдруг растаяла и превратилась в белое облако. Послышалось слабое прощание, прежде чем облако поднялось и исчезло в небе.

 

 

Русско-американская компания

www. RussianAmericanCompany.com    

1-800-742-6228

Снегурочка: переосмысление русской народной оперы для современной Британии | Опера

Если вы русский, скорее всего, в детстве вы провели Рождество за просмотром мультфильма «Снегурочка» 1952 года по телевизору. Этот прекрасный фильм основан на любимой опере Николая Римского-Корсакова, сюжет которой (основан на русской сказке) взят из пьесы Александра Островского 1873 года. Он почти не известен за пределами России, но так же популярен, как Золушка или Гензель и Гретель в Великобритании.

Снегурочка — девочка-подросток с ледяным сердцем, само существование которой оскорбляет Бога-Солнца. Только когда она научится любить, когда ее сердце растает, Бог-Солнце умилостивится и таким образом вызовет приход лета. Как и многие народные мифологии, это рассказ об обряде перехода во взрослую жизнь, а также миф о жертвоприношении, обеспечивающем плодородие. Это универсальный миф о «Весне священной», который издавна очаровывал художников от Ганса Христиана Андерсена до Игоря Стравинского. Это также пример повторяющегося очарования оперы человеком – обычно женщиной, – который находит любовь настолько сильной, что готов умереть за нее. Это сердце «Травиаты» и «Богемы». Эта история также имеет много общего с «Сном в летнюю ночь», великим английским празднованием наступления лета и возрождения любви.

Но «Снегурочка» — это еще и великая националистическая опера — жертву девушки требует царь, чтобы обеспечить здоровые урожаи для всей нации. Премьера оперы Римского-Корсакова состоялась в 1882 году — в то время, когда развивающиеся страны по всей Европе использовали свои оперные театры для создания и прославления национальной идентичности. Театральные артисты и музыканты активно участвовали в дебатах об идентичности. Опера сочетала волнующую хоровую музыку с историческими или мифологическими сюжетами, чтобы поставить нацию на сцену.

В эпоху национализма опера стала общественной формой искусства, затрагивая фундаментальные вопросы о том, что нас объединяет и что для нас важно. Величайшие оперные титаны Верди и Вагнер написали произведения, создавшие мифы и гимны, вокруг которых могли объединиться новые нации. Опера все еще может иметь эту функцию сегодня, но только если каждый будет приглашен увидеть свои истории на сцене.

Причалившие к русской культуре… современный Парад Снегурочек в Москве. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Снегурочка была написана во времена русского национализма и связана с русской культурой, обрядами и обычаями. Если бы мы представили его в Лидсе так же, как его ставят на Рождество в Москве, это выглядело бы ностальгией по миру, которого на самом деле никогда не существовало. Поэтому вместо этого мы пытаемся добраться до сути мифа, чтобы раскрыть, что он говорит о тернистом пути к взрослой жизни, об агонии и экстазе первой любви, о свадьбах, браках и чуде новой жизни.

Аласдер Миддлтон перевел текст на английский язык, заменив часть простоты оригинала более пристальным вниманием к чувствам подростков, влюбляющихся в первый раз. Сама Снегурочка превращается из волшебной феи оригинала в 15-летнюю девушку, которая борется с эмоциональными подавлениями и в конечном итоге преодолевает их. Это работает, потому что опера говорит на универсальном языке, и потому что взросление в России не так уж отличается от взросления в Йоркшире.

Опера – это форма искусства, основанная на узком европейском каноне. И все же, несмотря на это, большинство интернациональных театров в Великобритании, вероятно, оперные труппы. Форма искусства, восторжествовавшая в эпоху национализма, превратилась в великую форму международного обмена. Прошлой осенью южноафриканский ансамбль Isango привез в Лондон оперу «Человек доброй надежды», основанную на истории путешествия мигранта через национальные и культурные барьеры, разделяющие Африку. Музыка была самым мощным способом представить миры, через которые прошел мальчик, и позволить зрителям напрямую соприкоснуться с историей, которая затрагивает всех нас. Музыка — это паспорт, она не знает границ.

Сочетая универсальную силу музыки с политической и повествовательной силой театра, опера может стать формой искусства нашей глобальной эпохи. Но сначала мы должны переоценить границы канона и то, как мы воплощаем его в жизнь в многонациональном и многоязычном мире. Нам нужно не только смотреть шире в поисках артистов и историй будущего оперы, но и делать трудный выбор в отношении того, какие произведения все еще говорят нам и как лучше всего их исполнять. Шедевры Пуччини, например, предлагают так много универсального, но, безусловно, уже невозможно исполнить «Мадам Баттерфляй» или «Турандот», не подвергая сомнению точку зрения композитора на расу. Нам нужно перевести на сегодня.

Хизер Лоу и Аойф Мискелли на репетиции оперы «Снегурочка» в Opera North. Фотография: Том Арбер

Сегодня любое понятие национальной культуры гораздо сложнее, чем столетие назад. Спортивные костюмы «Манчестер Юнайтед» — это дань моде в Сибири, а в Лидсе можно купить настоящие русские народные костюмы. Почти в каждом крупном европейском городе полно людей со всего мира (только в Лидсе говорят более чем на 170 языках). Нам нужно взаимодействовать с этой новой реальностью и смотреть с искренним любопытством на окружающий мир, иначе мы рискуем погрузиться в воображаемую ностальгию. И нам нужно это любопытство сейчас больше, чем когда-либо, поскольку мы стремимся ориентироваться в предстоящих сейсмических экономических, политических и культурных сдвигах. Нам нужны художники и культура, которые создают связи внутри сообществ и между ними.

Очень важно найти резонанс в культуре, которая выжила и процветала на протяжении веков. Это то, что сделал Аласдер Миддлтон в своем новом переводе «Снегурочки», который говорит со свежестью мюзикла, а не пасторалью большой оперы. Точно так же в театре регулярно происходят радикальные переделки классических текстов, чтобы наши сцены представляли наши сообщества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *