Консультация для воспитателей.
Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников
в условиях ДОУ и семьи»
Подготовила и провела:
Шпенева А.В – ст. воспитатель
Уважаемые коллеги!
Поговорим сегодня о здоровье и здоровом образе жизни.
Здоровье – это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой.
Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Задача педагогов, прежде всего, в том, чтобы научить ребенка с детства следить за своим здоровьем.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. охрана жизни и укрепления здоровья детей;
2. использование технологий, сберегающих здоровье;
3. формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
4. формирование у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
– оптимальный двигательный режим;
– рациональное питание;
– закаливание;
– развитие дыхательного аппарата;
– личная гигиена;
– положительные эмоции.
Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо начинать с развивающей среды.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. (Валеология – наука о здоровье.)
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ:
Автор: Белокур Любовь Николаевна
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад «Малышок»
Консультация для воспитателей
Тема: «Здоровьесберегающие технологии
в работе с детьми дошкольного возраста».
(из личного опыта)
Воспитатель:
Белокур Любовь Николаевна
2012 г.
Забота о здоровье- это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.Всемирная Организация Здравоохранения. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
– обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
– сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
– научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 10 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения,помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом, засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение – основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
1. О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.,
Издательство «Учитель» 2009 год.
2. Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод.пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2 010.
5. Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.
6. Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год.
7. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.
8. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год.
5. О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год.
6. Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.
7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод.пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2 010.
9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ – Волгоград: Учитель, 2009.
Вы устали от усталости?
Один из самых сложных аспектов преподавания — оставаться здоровым достаточно долго, чтобы действительно преподавать.
Как учителя, мы проводим дни в классах, заполненных маленькими детьми, многие из которых часто болеют из-за незрелой иммунной системы.
Некоторые учителя никогда не болеют, а другие болеют постоянно.
Я так часто болела, что жила в постоянном страхе, что мне придется вызывать помощника, пока не нашла несколько советов и приемов, которые помогли мне сохранить здоровье и избежать болезней.
Вот некоторые из моих любимых советов, как оставаться здоровым, когда вы весь день находитесь рядом с детьми.
Совет № 2: Протирайте телефон и другие устройства, которыми вы пользуетесь каждый день, чистящими или дезинфицирующими салфетками. Не забудьте протереть клавиатуру компьютера, если она есть в вашем классе.
Совет № 4: Научите учащихся кашлять в локти, а не в руки. Вот короткий видеоклип, который поможет научить ваших детей этой концепции.
Совет № 5: Старайтесь не пользоваться школьными карандашами, цветными мелками, ножницами и т.
Совет № 6: Никогда не прикасайтесь к лицу в течение дня в школе, не трите глаза, нос, не царапайте и т. д., чтобы избежать распространения микробов.
Совет № 8: Сон также является важной частью поддержания здоровья. Я могу почти гарантировать себе болезнь, если начну ложиться спать слишком поздно и не буду достаточно отдыхать. Вот мои
Совет № 9: Снимите стресс — слушайте расслабляющую музыку ежедневно в школе во время планирования, после школы или вечером перед сном. Я создал канал релаксации на Пандоре, который мне очень нравится!
Совет №10: Вымойте руки до локтей, как только вернетесь домой из школы, горячей водой с большим количеством мыла. Это не позволит вам принести какие-либо микробы домой из школы, чтобы поделиться ими с семьей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ: Переоденьтесь, когда вернетесь домой, чтобы не распространять школьные микробы по дому.
Когда я подвергаюсь воздействию микробов или заболеваю, я делаю следующее, чтобы укрепить свою иммунную систему:
Дополнительные советы для учителей со страниц Pre-K
У всех нас есть причины, по которым мы хотим оставаться здоровыми. Некоторые могут хотеть выглядеть и чувствовать себя лучше. Другие хотят иметь больше энергии, чтобы играть со своими внуками. Нам, учителям, важно заботиться о себе. Это помогает нам лучше успевать в классе и быть рядом с нашими близкими. Ознакомьтесь с приведенным ниже списком советов по здоровью и благополучию для учителей, чтобы получить вдохновение!
Ниже приведены 5 советов по здоровью и благополучию для учителей.
Если вы похожи на меня, вы хотели бы изо всех сил стучать по будильнику, когда он бьет свою мелодию каждое утро около 5:15 утра. Я люблю спать и хотел бы получить больше этого, потому что я редко чувствую себя отдохнувшим! Конечно, все мы знаем, как важно спать по 8 часов, но возможно ли это для учителя? Так оно и есть, и вам захочется начать усерднее работать, чтобы постоянно спать по 8 часов.
Недостаток сна или его нерегулярность могут привести ко многим проблемам со здоровьем, включая диабет, проблемы с сердцем, инсульт и ожирение. Каждый раз, когда вы теряете сон, вы мешаете своему мозгу заряжаться и готовиться к предстоящему дню. Это может повлиять на вашу способность общаться со своими учениками, концентрироваться в течение дня и даже на вашу способность ехать домой после работы. Никакое количество кофе не заменит силы мозга, которую вы теряете из-за недосыпания.
Итак, как вы можете больше спать?
Второй совет учителям по охране здоровья и хорошего самочувствия — пить воду. Это может быть сложно для учителей, потому что это своего рода уловка-22. Мы говорим и говорим весь день, и из-за этого нам нужно продолжать пить, однако нам нужно избегать как можно большего количества жидкости, потому что мы не можем просто пойти в ванную, когда захотим. Это потребует некоторой подготовки и хорошего товарища по команде. Обычно есть кто-то, кто может заменить вас во время короткого перерыва на горшок (учительница через холл, учительница, проходящая мимо вашего класса, сотрудник офиса, который вас обожает и т. д.), так что не бойтесь спрашивать! Если вам неудобно это делать, подготовьте свое тело заранее (скажем, к лету) к тому, чтобы провести несколько часов без туалета. Проверьте, сколько жидкости может удержать ваше тело, прежде чем вам «просто нужно идти». Я называю это «тренировкой мочевого пузыря». Это может показаться глупым, но гидратация имеет решающее значение для вашего общего состояния здоровья.
Вот еще несколько советов, которые помогут организму избежать обезвоживания:
Все мы знаем, что должны заниматься спортом и правильно питаться, чтобы оставаться здоровыми, но всегда ли мы это делаем? Нет. Я прихожу домой с работы, я вымотан, и последнее, о чем я думаю, это «Мне нужно потренироваться». Это, как и все остальное на этом этапе, потребует времени и самоотверженности, чтобы это стало привычкой. Преимущества физических упражнений включают лучший сон, меньший вес, меньше проблем со здоровьем и больше энергии. Вы можете достичь всего этого, просто выполняя 30-60 минут упражнений в день.
Вот несколько советов, которые помогут вам начать:
Четвертый совет учителям, касающимся здоровья и хорошего самочувствия, — соблюдать здоровую диету. Это идет рука об руку с предыдущим этапом приготовления еды. Правильное сбалансированное питание может изменить вашу жизнь. Преимущества включают здоровый вес, больше энергии, меньше проблем со здоровьем и лучший сон. Однако ключевое слово во всем этом — баланс. Это не означает, что вы должны отказаться от пятничной поездки в Tutti Frutti с детьми, но это означает, что вы должны делать более разумный выбор в отношении того, какую пищу вы регулярно употребляете.
Вот несколько способов убедиться, что вы делаете более разумный и здоровый выбор (особенно на работе):
Ниже приведены 3 зоны, которые вы, возможно, захотите обновить. Это не традиционные советы по здоровью и благополучию для учителей, но они важны.
Вы можете не думать, что выбор одежды влияет на ваше здоровье, но то, что вы надеваете на свое тело, может быть почти так же важно, как и то, что вы надеваете на свое тело. У всех нас есть дресс-код на работе, и я почти уверен, что ни одна школа не позволит нам появляться в пижамах или штанах для йоги каждый день, поэтому вам нужно выбирать одежду, которая соответствует вашему дресс-коду и в то же время удобна. Главное, выбирайте удобную обувь! Мы весь день на ногах, и нам нужен комфорт и поддержка хорошей пары обуви. Потратьтесь на эти дополнительные поддерживающие туфли из пены с эффектом памяти в начале года, и вы будете счастливы, что сделали это!
Когда я ухожу с работы (или направляюсь на работу), я обычно выгляжу так, будто я на прослушивании на роль следующего жонглера в цирке. Я уравновешиваю сумочку, коробку для завтрака, одну или две учительские сумки, ключи, кофейную чашку и бутылку с водой. Это настоящее зрелище. Тем не менее, наличие огромной сумки учителя, заполненной до краев «задачами», на самом деле может нанести вред вашему здоровью. Подумайте обо всем весе, который вы перебрасываете через плечо, пытаясь компенсировать дисбаланс, наклоняясь в сторону. Это причиняет боль вашей спине (а мы все знаем, что все взаимосвязано, так что приготовьтесь к еще большей боли в других местах). Вы также подвергаете себя дополнительному стрессу, выполняя домашнюю работу, которая должна оставаться в школе. Как часто вы на самом деле атакуете ту стопку бумаг, которую притащили домой? Он все еще будет там завтра, поэтому, если у вас нет строгого дедлайна, он может подождать, и он может подождать вас в школе.
Помните, как я говорила: «Нет конфетам» перед сном? Что ж, возможно, вам придется исключить из своего распорядка дня больше, чем просто Candy Crush. Исследования показали, что социальные сети, такие как Facebook, на самом деле могут заставить вас чувствовать себя более подавленным из-за вашей постоянной потребности сравнивать свою жизнь с теми, кто публикует сообщения о своей жизни. Отключайте больше и наслаждайтесь лучшим сном, больше времени проводите с семьей и тренируйтесь.
В заключение мы надеемся, что эти советы по здоровью и благополучию для учителей оказались полезными.