Консультация логопеда для родителей в доу – – . , – .

Содержание

“Консультации для родителей” Логопедические подсказки.


К моменту поступления в школу ребенок должен уметь

выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию, аргументировать свое мне­ние.

Речевые навыки ребенка необ­ходимо развивать,

а словарный за­пас расширять.

Приведенные ниже задания-игры помогут вам в этом.

ЧТО КРАСИВЕЕ?

Ребенку показывают, например, две куклы (картинки, фотографии…) и спрашивают: “Какая красивее? По­чему?”. Задание можно считать выполненным отлично, если ребенок назвал не менее 5 признаков, харак­теризующих предмет, изображение с эстетической стороны.

НАЗОВИ СЛОВА

Лучше играть всей семьей или с друзьями детей. Сидя кругом, выбирают букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, например, находящиеся в комнате или же изоб­раженные на какой-либо картинке. Предположим, на картинке изобра­жен лес, а игрокам надо назвать предметы на букву “д”: дерево, дя­тел, дупло… Выигрывает тот, кто сказал последнее слово.

СЛОВО ЗА СЛОВО

Игра развивает воображение и речевую реакцию; заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Коли­чество игроков несущественно.

Первый игрок называет два слу­чайных слова — например, “книга” и “подоконник”. Следующий участ­ник говорит, предположим: “Книга лежала на подоконнике” — и назы­вает слово “девочка”. Следующий игрок связывает предложением второе и третье слова: “К подокон­нику подошла девочка”, и так далее. Играть можно до бесконечности. Проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.

РАССКАЗ НАОБОРОТ

Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая исто­рия, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: “Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дво­ре играли дети. По травке весело прыгали воробьи”. Ребенок должен пересказать текст, например, так: “Был темный хмурый день. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже во­робьи и те куда-то попрятались”.

СДЕЛАЙ РАССКАЗ ИНТЕРЕСНЫМ

Игра для развития свободы уст­ной речи, обогащения словарного запаса. Играть лучше вдвоем.

Обратитесь к ребенку. “Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. В нем написано только самое глав­ное. Но читать его скучно и неинте­ресно. Я буду задавать тебе вопро­сы и записывать ответы. Ты поста­райся сделать рассказ более кра­сочным. Потом мы вместе почита­ем, что у нас получилось”.

infourok.ru

Консультация по логопедии (старшая группа) по теме: Консультации для родителей по логопедии

Пять простых советов логопеда

родителям

1. Начнём с вас

Даже если вы молчаливы от природы- всё равно говорите с малышом.

Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и  вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

2. Встреча взглядов

Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

3. Говорите чётко

Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.

Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. То же, но по-разному

Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу: но в этом случае – меняя порядок слов («Папа пришёл, пришёл наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.

Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

5. Но: не переусердствуйте

Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

ДЛЯ  ЧЕГО  НУЖНА  АРТИКУЛЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому  недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Правильное  произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Игры с пуговицами → Игротерапия 

1.    Пуговичный массаж. Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

– опустите руку в коробку;

– поводите ладонями по поверхности пуговиц;

– захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

– погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

– перетирайте пуговицы между ладонями;

– пересыпайте их из ладошки в ладошку;

– разными руками захватывать щепотки пуговиц;

– погрузите ступни в коробку с пуговицами;

– произведите ступнями круговые движения;

– пошевелите пальцами ног в коробках;

– перебирайте пуговицы пальцами ног;

– перетирайте пуговицы между ног.

Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.

2.    Рыбалка. «Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку». Ребенок берет любую пуговицу. Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку.

3.    Аквариум. Мы поймали рыбок. Принесли их домой, положили их в аквариум (миску с водой). Можешь ли ты в аквариуме найти свою рыбку? Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это позволяет снять напряжение, обогащает арсенал ощущений ребенка.

4.    Пуговичное ожерелье. Давай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т.д. Можно нанизывать пуговицы на леску. Помимо развития пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему.

5.    Пуговичное лото. Подбор пуговиц по цвету к картинкам книги.

«Правила работы при выполнении домашних заданий»

1. Логопедические домашние задания выдаются раз в неделю – крайний срок – в пятницу и возвращаются в папке в понедельник (даже в случае болезни ребёнка). Папки не должны оставаться в саду на выходные дни!

2. Домашние задания лучше выполнять ежедневно – начиная от 10-15 минут и до 25 (детям дошкольного возраста) можно по 2-3 раза в день – особенно на этапе постановки звука!  На выходных заниматься обязательно!

3. Домашние задания ребёнок выполняет под руководством родителей. При работе за компьютером необходимо придерживаться регламента : 7-10 минут не более 3 раз в неделю.

4. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

5.Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда. Практикум по Артикуляционной гимнастике был проведён на первом родительском собрании.

6. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения. Непонятные  для восприятия слова– обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!

7. Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

8. Выполнению домашних заданий постарайтесь придать игровую форму.

9. После каждого выполнения домашнего задания в домашней тетради оставьте дату и свою подпись.

10. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и вас определит общий успех коррекционного обучения и сократит сроки коррекции.

11. Приучайте своего ребёнка бережно относиться к тетради и предлагаемому материалу. Если вложены листы с карточками-раскрасками – их необходимо раскрасить самому ребёнку,  а не родителям  – таким образом развиваются графические навыки ребёнка . Все задания нужно выполнять совместно – родитель объясняет, даёт инструкцию, а ребёнок по мере сил выполняет самостоятельно. Не надо делать всё за ребёнка – это материалы для его развития!                                                

Успехов Вам!

nsportal.ru

Консультация на тему: Консультация логопеда для родителей “О роли родителей в развитии речи детей”.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания (“бибика”, “ляля”, “ням-ням” и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

Некоторые нарушения детской речи возможно корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но подчас делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

 Желаю успехов!                                                  Учитель-логопед Литикова А.В.

nsportal.ru

Детский сад СОЛНЫШКО – Страничка логопеда

Учитель-логопед II квалификационной категории:

 Яковенко Нина Петровна 

 

 

                                                            

 

      Образование: высшее     

 

     Окончила: Магнитогорский Государственный Педагогический Институт

     Специальностьучитель иностранных языков 

     Педагогический стаж36 лет 

     Награды: Грамота МО и Н РФ2010г.,Грамоты  МОиН Челябинской области:   1990г.,2004г.,Грамоты Главы района: 2005г.,2008г, 2011г.,

Грамоты УО 1983г,2001г,2003г.

 

   

Яковенко Н.П., логопед вторая квалификационная категория

 

Развитие речи ребёнка в раннем возрасте.  Яковенко Н.П., логопед вторая квалификационная категория

 Почему ребенок не говорит?    Яковенко Н.П., логопед вторая квалификационная категория

Советы родителям.Зачем детям учить стихи наизусть? Яковенко Н.П., логопед вторая квалификационная категория

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  “Развитие мелкой моторики в быту” Яковенко Н.П., логопед вторая квалификационная категория

 “Рекомендации родителям, чьи дети не могут долго заговорить”  Яковенко Н.П., логопед вторая квалификационная категория

 Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребёнка»  Яковенко Н.П.,логопед вторая квалификационная категория

    Практические рекомендации для родителей “Пальчиковая гимнастика” Яковенко Н.П.,логопед вторая квалификационная категория

           Консультация для родителей “Заботящиеся о развитии своих малышей взрослые!”Логопед:Яковенко Н.П.

        Консультация для родителей “Как нельзя разговаривать с малышом или как нужно разговаривать с ребенком”Логопед:Яковенко Н.П.

       “Игра-лучший способ развития активного словарного запаса”Логопед: Яковенко Н.П.

        Консультация для родителей “Пальчики играют”Логопед:Яковенко Н.П.

        “Литературные конкурсы как форма работы по развитию речи детей”Логопед: Яковенко Н.П.

        “Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием” Логопед: Яковенко Н.П.

        “Развитие графомоторного навыка у детей” Логопед: Яковенко Н.П.

        “Организация речевого уголка в группе ДОУ” Логопед:Яковенко Н.П.

        “Предупреждение недостатков речи” Логопед: Яковенко Н.П.

      Консультация для родителей «Читаем книги»  Логопед:Яковенко Н.П.

        «Развивающие игры для дома»  Логопед:Яковенко Н.П.

 Роль книги в речевом развитии детей Логопед:Яковенко Н.П.

 Учимся играя…….Логопед: Яковенко Н.П. 

 Развитие читательского интереса у детей. Логопед: Яковенко Н.П.  

 Роль речи воспитателя в развитии речи у детей. Логопед: Яковенко Н.П.  

 Полезные заметки…. Логопед: Яковенко Н.П.  

 Почитай мне мама….. Логопед: Яковенко Н.П.  

 Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

 

 Консультация для воспитателей-формирование звукопроизношения

 

           Консультация для педагогов и родителей «Как играть в стихи»

 

 «Пальчиковая гимнастика»

 

       «Фонематический слух – основа правильной речи».Логопед: Яковенко Н.П. 

 

        Консультация для родителей и педагогов

        «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»Логопед: Яковенко Н.П. 

        «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи». 

Логопед: Яковенко Н.П. 

         Консультация для воспитателей:

            

 

«ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ» Логопед: Яковенко Н.П. 

         Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду

         Консультация для воспитателей:

         «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

         Яковенко Н.П, логопед.

        Это полезно знать!

 

 

 

 

vur-dspassk.ucoz.ru

Материал (старшая группа) по теме: Консультации для родителей детей логопедических групп

Консультация для родителей:

Знаменитый итальянский детский писатель Джанни Родари написал книгу “Грамматика фантазии”, в которой изложил несколько десятков приемов, которые 

помогают придумывать разные истории. 

К сожалению, мы не можем привести здесь всю книгу, и только вкратце рассмотрим некоторые из рекомендованных Дж.Родари приемов.

        МОРЕ ФАНТАЗИИ 


Предложите своему ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте, соответственно, что-то живое. (или наоборот). Получится пара слов. Например, шкаф и собака. Предложите ребенку (или придумайте сами) историю с этими словами. Рядом на коврике тихо спала очень добрая собачка. Однажды…

    ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ

Пародия на знакомую сказку.
Например: « КРАСНАЯ ШАПОЧКА НА ВЕРТОЛЕТЕ» Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, плюс шестое слово, например, “вертолет”.

СКАЗКИ НАИЗНАНКУ

Красная Шапочка злая, а волк добрый…

СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК

 Какой у него дом? Поведение? Друзья?

САЛАТ ИЗ СКАЗОК

Например, Золушка вышла замуж за Синюю Бороду…

РЕБЕНОК КАК ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО

Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим.

« Я превратился в доброго мальчика, который отправился на поиски волшебной палочки….

А ЧТО БЫЛО ПОТОМ?

Продолжение известной сказки.

СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ


а) Истории, построенные на ошибке. Укатился колобок от бабушки и дедушки , а на встречу ему лиса…
б) Оживление метафор.  « Пришел человек золотые руки  и стали они таксверкать на солнце, что…   .»

     РАССКАЗЫ ЗА СТОЛОМ

Рассказы для маленьких можно сочинять, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе.
Придание предметам или частям тела необычных свойств.

Например, нос-кран,   стол – корабль  и т.д.

nsportal.ru

Консультация логопеда для родителей в детском саду

Принято считать, что до того момента, пока ребенку не исполнится 5 лет, имеющиеся проблемы с его речью не должны пугать родителей. Представители старшего поколения успокаивают молодых родителей, мол придет время, и малыш обязательно «выговорится». Действительно, в большинстве случаев речевые дефекты исчезают у детей дошкольного возраста сами по себе. Но иногда ребенок продолжает говорить неправильно, ему с трудом даются многие буквы, звуки, время идет, но его речь не улучшается. А этом случае родителям придется показать ребенка логопеду и быть готовыми к тому, что для коррекции речи потребуется какое-то время.

Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи)

Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. При этом для произношения различных звуков язык занимает определенное место. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным. Причины такого дефекта могут быть самыми разными, поэтому нельзя с точностью утверждать, что двум разным детям логопед порекомендует абсолютно одинаковые упражнения для коррекции речевого дефекта.

При формировании речи у ребенка его язык учится находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. Язык может быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого количества звуков на более удобные для произношения. Так, звук «ш» часто заменяется на «с», «л» на «в», «з» на «ж» и так далее. Наиболее трудным для произношения у большинства детей является звук «р».

Ребенок подрастает, его язык становится более подвижен и гибок. На слух у него лучше получается различать звуки и язык чаще занимает правильное положение. Речь ребенка становится чистой.

Нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка закрепляется. В этой связи уже вне зависимости от возраста дети продолжают допускать ошибки в звукопроизношениях.

Причины недостаточной подвижности языка могут быть связаны со следующими негативными факторами:

  • врожденные аномалии языка и неба;
  • приобретенные в результате травм расщелины между зубами и дефекты губ;
  • нарушение прикуса;
  • подъязычная уздечка слишком коротка.

В идеале у взрослого человека подъязычная уздечка составляет в длину около 1,5 сантиметров, при регулярных артикуляционных упражнениях ее возможно растянуть.

Также, на развитие речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход беременности, родовые травмы, болезни крохи в раннем возрасте, инфекции, стрессы и генетический фактор (если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье). Иногда нарушение развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная и нечеткая.

Отставание в речевом развитии влияет на успеваемость детей в школе, на их способности к чтению и письму, поскольку имеется связь между произношением звуков и их графическим изображением. В дальнейшем может страдать общение со сверстниками, у малыша появятся психологические комплексы.

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

Воспитание правильного звукопроизношения – важная задача для родителей и педагогов. Необходимо, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении все участники обучения крохи произносили звуки правильно. Родителям нужно вовремя обратить внимание на нарушения речи у ребенка, ни в коем случае не подражать языку ребенка, не лепетать вместе с ним, не «сюсюкать» и не стимулировать неправильную речь. Например, некоторые родители, услышав от крохи неправильное слово и посчитав его смешным, начинают произносить его именно в этой манере, нежели исправить его произношение у малыша. Так формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи у детей.

Слова должны произносится одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми. Во время игр и занятий с ребенком стараться больше внимания уделять произношению звуков, проговаривать их или пропевать в игровой форме. Можно подражать в звуках животным.

Ребенок не должен играть всегда один, ему обязательно нужно общение со взрослыми в процессе его игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумать сюжет, распределить роли, наделенные игровыми действиями. При таком подходе речь малыша будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять словарный запас.

Полезно читать ребенку сказки или пересказывать их своими словами, подключая и ребенка к пересказу. Кроме сказок ребенку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность. Можно учить с ребенком простые детские стишки и потешки, печь песенки, загадывать ребенку загадки. Нужно учить с ребенком новые слова, особенно хорошо запоминаются труднопроизносимые и необычные, например, названия динозавров.

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей

Родители могут самостоятельно участвовать в построении правильной речи у ребенка. Необходимо приучать его из звуков складывать простые слова, сравнивать правильное и неправильное произношение, поддерживать его интерес к буквам и звукам. Ребенку нужно объяснять и напоминать, что говорить нужно четко и громко. Не нужно забывать, что чем обширнее словарный запас у окружающих ребенка людей, тем активнее у него развивается речь.

Но во всем нужна мера, слишком ускорять процесс не следует, нагружая ребенка занятиями. Недопустимо кричать на малыша, обвинять его в неправильном произношении звуков. Это может спровоцировать обратный эффект, ребенок замкнется в себе, и найти контакт с ним будет труднее.

Логопеды и психологи, а также педагоги дошкольных заведений рекомендует устанавливать продолжительность развивающих занятий с ребенком в возрасте 4-5 лет около 30 минут, и логопедических занятий около 15 минут. Более длительные занятия по развитию речи утомят кроху, а длительная артикуляционная гимнастика тяжела для выполнения ребенком такого возраста.

Методы развития связной речи

Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. На формирование связной речи немаловажную роль оказывает влияние окружающей среды. Развивается мышление и постепенно улучшается речь ребенка. У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых.

С ранних лет ребенок начинает понимать слова и их значения, но происходит это не сразу. К концу первого года жизни ребенок в состоянии сложить фразу из двух слов, несколько позднее из трех и более слов. Чем длиннее фраза, тем сложнее она для детского восприятия. К пяти годам дети уже способны пересказывать несложные рассказы, рассказывать сказки и строить предложения по 5-8 слов.

Речь ребенка в дошкольном возрасте ситуативная, содержит помимо слов мимику, жесты. В дальнейшем речь становится более связной, развитой и правильной. Переход к связному изложению проявляется в рассказах о каком-либо ярком событии, произошедшем в жизни ребенка. Развитие речи зависит от характера общения с окружающими.

Выделяют основные методы развития связной речи:

  • разговор или беседа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В беседе важно задавать вопросы проблемного характера «Как?», «Почему?», «Зачем?».
  • развитие монологической речи детей — творческий рассказ ребенка о себе или о каком-нибудь произошедшем с ним событии.
  • пересказ ребенком услышанного текста (это могут быть рассказы о прошедшем дне в саду, в гостях, о прогулке с друзьями и прочее).
  • сравнительное описание предметов, картин.

В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Родители и педагоги могут предложить ребенку примерный план ответа. Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с первого раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Важным будет умение расположить кроху к себе.

Рекомендации логопеда

Если справиться с исправлением произношения звуков самостоятельно не удается, можно прибегнуть к помощи специалиста. Логопедические проблемы ребенка необходимо вовремя обнаружить. Это может быть неправильное звукопроизношение, бедный, скудный словарный запас, несвязная речь, заикание. Родителей должно насторожить, если ребенок не активен, подавлен или чем-либо обеспокоен, не играет с другими детьми и простые слова заменяет односложными звуками. В такой ситуации необходимо как можно скорее обратиться к специалисту.

 

Не нужно возлагать надежды на самостоятельное избавление от неправильного произношения, и исправления дефектов речи с возрастом. Чем больше проходит времени, тем больше все нарушения могут закрепиться и тем сложнее будет работа над исправлением речевых дефектов. Но и предъявлять завышенные требования к правильности произношения не следует, поскольку некоторые звуки получится произносить только в определенном возрасте. Например, редко бывает, когда в 3 года ребенок свободно произносит звук Р.

В возрасте 2-3 лет словарный запас малыша составляет около 1000 слов. К четырем годам речь ребенка должна быть более сформирована. Запас слов в этом возрасте – примерно 2000 слов. Чтобы вовремя диагностировать наличие проблемы родители должны ежегодно проходить осмотр логопеда вместе с ребенком. Следует, прежде всего, исключить нарушение слуха у малыша, а также вовремя исправить прикус или удалить аденоиды, если подобные проблемы имеют место.

Домашние задания логопеда нужно четко выполнять и соблюдать график посещения занятий логопеда. При серьезных нарушениях ребенка лучше своевременно определить в логопедическую группу.

Логопеды рекомендуют заниматься развитием челюстных мышц и языка, делая специальные артикулярные упражнения. Можно пережевывать объемную твердую пищу, надувать щеки, дуть мыльные пузыри и прочее. Очень полезны дыхательные упражнения. Ежедневно нужно читать вслух ребенку детские книги. Терпеливо и развернуто отвечать на вопросы ребенка, чаще с ним разговаривать на любые интересующие его темы. Эффективно для развития речи заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, и прочими видами развития мелкой моторики у детей. Все это благоприятным образом сказывается на развитии речевого аппарата крохи.

В возрасте ребенка от четырех до пяти лет произношение звуков должно корректироваться, исключение составляет звук «р». Уметь его выговаривать ребенок должен к шести годам. Занимаясь с логопедом нельзя прерывать занятия на начальном этапе, как только заметили улучшения. Иначе навык произношения может быть потерян и все придется начинать заново.

Вместо заключения

Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьми. Вовремя заметить проблему и обратиться к специалисту – вот, что обязательно необходимо сделать родителям. Своевременное обнаружение проблемы и комплексный подход к ее устранению – залог успешного лечения любых дефектов речи у детей.

childage.ru

Консультация (старшая группа) по теме: Консультация логопеда для родителей.

Консультация для родителей

«Зачем логопед дает домашнее задание?»

Подготовила:учитель -логопедТорба.Э.Ф.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка) .

Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.

Любой квалифицированный и опытный специалист не сможет полностью устранить речевые нарушения у ребенка без помощи родителей, в обязанности которых входит повышенный контроль качества речи, ненавязчивая корректировка неправильного произношения, всестороннее стимулирование малыша больше общаться и активнее идти на контакт. Нередко логопед требует выполнения домашних заданий – например, отработки чтения скороговорок или стихов, направленных на “появление” в речи недостающего звука. К их выполнению следует отнестись с должным вниманием – во-первых, по улучшению качества произношения сразу будет заметно, что родители заинтересованы в развитии ребенка, а, во-вторых, дополнительные упражнения помогут ребенку быстрее справиться с недостатками речи.

Еженедельно логопед дает домашние задания, которые рекомендует выполнять с ребенком в специальной тетради. Это далеко не просто. Ведь нужно выкроить время, чтобы сесть рядом с ребенком за стол, проговорить устные задания (по лексике) и нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки. Если родители не сильны в рисовании, то нужно еще найти эти самые картинки, вырезать и наклеить.

Кроме этого логопед дает задания по автоматизации звуков: пересказ, стихотворение, проговаривание слов и предложений. Один ребенок, какой бы он ни был самостоятельный, не сможет хорошо справиться с домашними заданиями.

Не ругайте малыша, если что-то не получилось с первого раза – пройдет время, и результаты занятий дадут о себе знать, избавив ребенка от насмешек других детей и сделав его главным участником детских утренников и мероприятий, благодаря хорошо развитой речи и качеству произношения.

Поэтому хочется сказать, что очень важно выполнять эти задания вместе с ребенком. Это полезно для закрепления знаний по развитию речи, а так же для правильного произношения.

Еще один положительный момент – это то, что во время выполнения заданий вы полностью посвящаете свое время и внимание ребенку. Ваш малыш привыкает к систематическим заданиям, и в школе вам не придется силой усаживать его за уроки.

Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Логопед предлагает задания по развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления, фонетических представлений и т. д.

Логопед подбирает задания дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение несложных заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.

Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий.

Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучении.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *