Консультация для воспитателей в детском саду по зож – Консультация на тему: Консультация для педагогов “Здоровый образ жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи”

Содержание

Консультация на тему: Консультация для педагогов “Здоровый образ жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи”

         Консультация для педагогов

 «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»

                                                                          Воспитатель Никитина Е. Г.

Задачи:

1. Заботится о физическом и психическом благополучии детей.

2. Стараться донести до сознания родителей, детей, что правильная двигательная активность является источником крепкого здоровья.

3. Формировать потребность к регулярным занятиям физкультурой.

Поговорим сегодня о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Задача педагогов прежде всего, в том, чтобы научить ребенка с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическим упражнениями.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ. Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо начинать с развивающей среды. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: – оптимальный двигательный режим; – рациональное питание; – закаливание; – личная гигиена; – положительные эмоции. Нужно помнить – правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Взаимодействие и семьи должно носить системный характер. Очень важно оказывать необходимую помощь родителям. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы. Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты с родителями. Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка. Отсюда складываются задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении и дома:

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Наличие настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

3. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными.

4. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. 5. Пропогандировать опыт по воспитанию полезных привычек – как основу становления характера ребенка.

6. Оказывать постоянное внимание к выбору подвижных игр.

7. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур, предусматривающую систематическое проветривание.

8. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к освещению.

9. Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОУ. 10. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. 11. Осуществлять закаливающие процедуры и в домашних условиях и в условиях образовательного учреждения.

12. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

13. личный пример родителей и педагогов –участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и. т. д.

14. Обогащать знания детей о ЗОЖ таким образом, чтобы основными приоритетами для работы ДОУ являлись сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми строится в форме сотрудничества

Свою консультацию мне хочется закончить словами В. В. Путина: ” Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого.

Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!

nsportal.ru

Консультация по теме: Консультация для педагогов «Взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в формировании ЗОЖ у воспитанником ДОУ»

Консультация для воспитателей

«Взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в формировании ЗОЖ у воспитанником ДОУ»

     Одному древнему философу задали вопрос: «Что является ценным для человека – богатство или слава?» И он ответил так: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля». Что же такое здоровье?

     Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений. Такое определение дает Всемирная организация здравоохранения. Долг родителей и педагогов заключается в том, чтобы сформировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

     В статье 38 Конституции говорится «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», а статья 63 Семейного кодекса РФ звучит так: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».        Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

     Так как приоритетным направлением деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, педагоги ищут эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Это в свою очередь предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Цели работы с родителями:

– формирование у родителей здорового образа жизни, как ценности;

– знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении;

– информирование их о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребѐнка;

– привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Формы работы с родителями.

Условно их можно разделить на четыре группы:

• информационно – аналитические,

• познавательные,

• наглядно – информационные,

• досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях, походах).

Мероприятия для сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей:

– родительские собрания;

– консультации;

– конкурсы рисунков, поделок;

– спортивные праздники;

– праздники здоровья;

– домашние задания;

– папки-передвижки;

-беседы;

– туристические походы;

– личный пример педагога;

– нетрадиционные формы работы с родителями: дни открытых дверей, практические показы (практикумы, социологические опросы, анкетирование, игры с педагогическим содержанием).

Подробнее о некоторых из них.

Тематические встречи, уроки здоровья и семинары-практикумы.

При их планировании и проведении нужно стараться свести к минимуму лекционную  форму  преподнесения  информации  родителям,  пытаться теоретическую часть построить в форме общения с родителями. Теоретическая часть должна быть дополнена практической составляющей – совместной двигательной  деятельностью  детей  и  взрослых  (например,  «Играем пальчиками»). Такие практические мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и тщательной подготовки. Можно оформить презентации, выставки, консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлечь детей.

Совместные физкультурные досуги, праздники.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы. Родители охотнее и с большим желанием принимают участие в таких досуговых мероприятиях. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей (например, «Праздник скакалки»). Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. (Спортивно – музыкальные праздники, «День семьи».  «Папа, мама, я – отличная семья!»). В  ходе  всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Дни открытых дверей.

День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.  

Туристические походы.

Одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения,  дают  прекрасную  возможность  создания  атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Домашние задания (индивидуальные и групповые).

Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми (например, решить вместе с ребенком кроссворд спортивной тематики; придумать и нарисовать свой талисман олимпийских игр; разучить стихи или загадки о природе, спорте; изготовить кормушку для птиц – групповые задания; потренироваться в отбивании и ловле мяча – индивидуальное задание). Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых  технологий и рецептов. Еѐ  успех определяется  интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. И хотелось бы вспомнить притчу.

«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое? ». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое? ». «Все в твоих руках! » – ответил мудрец». Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы – педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка. Вопросы  создания  детско-взрослого  сообщества,  повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причѐм для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов  воспитания  здорового  образа  жизни,  всей  физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьѐй по воспитанию здорового ребѐнка нужно особое внимание уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей.

 

nsportal.ru

Консультация (средняя группа) по теме: Презентация: Консультация для воспитателей на тему: “Здоровый образ жизни в детском саду и дома”.

МДОУ «Детский сад № 17 «ЗАБАВА» Воспитатель Ионкина Е.В. АПР ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

Слайд 2

ЗДОРОВЬЕ – это важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Слайд 3

«Берегите здоровье смолоду!» – эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки.

Слайд 4

« Наш организм рассчитан на 120 лет. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся…» Кеннет Купер.

Слайд 5

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: Закаливание Рациональное питание Оптимальный двигательный режим Личная гигиена Положительные эмоции

Слайд 6

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, соотношение факторов, влияющих на здоровье, таково: Условия и образ жизни, питание — 50 % Генетика и наследственность — 20 % Внешняя среда, природные условия — 20 % Здравоохранение — 10 %.

Слайд 7

Интересен «Восточный» подход к соотношению этих факторов: Образ мыслей (70 %) Образ жизни (20 %) Образ питания (10 %) Как видим, влияние генетики и наследственности, внешней среды, здравоохранения, как факторов, влияющего на состояние здоровья человека в восточной медицине вообще отсутствует, а вот образу мыслей отведено аж 70%. В принципе, всё начинается с головы.

Слайд 8

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера (Валеология – наука о здоровье). Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ. Все родители хотят чтобы их ребенок рос здоровым, но часто забывают, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь тем образом жизни, который ведет семья.

Слайд 9

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ. Именно поэтому это направление является приоритетным в дошкольном воспитании.

Слайд 10

НУЖНО ПОМНИТЬ правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, питания, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур.

Слайд 11

В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ВЫДЕЛЯЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений. Знакомство с жизнью семьи, её интересами. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое проводится в начале учебного года. Формирование установки на сотрудничество (консультации на собрании). Организация открытых мероприятий.

Слайд 12

Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка. Отсюда складываются задачи и общая стратегия по созданию здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении и дома.

Слайд 13

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

Слайд 14

2.Наличие настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Слайд 15

3.Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными.

Слайд 16

4.Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.

Слайд 17

5.Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к освещению.

Слайд 18

6.Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОУ.

Слайд 19

7. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

Слайд 20

8.Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур, предусматривающую систематическое проветривание.

Слайд 21

9. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

Слайд 22

10.Оказывать постоянное внимание к выбору подвижных игр.

Слайд 23

11. Осуществлять закаливающие процедуры и в домашних условиях и в условиях образовательного учреждения.

Слайд 24

12. Личный пример родителей и педагогов – участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и.т.д.

Слайд 25

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ.

Слайд 26

Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки: – знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви; – умение правильно строить режим дня и выполнять его; – умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья; – умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; – знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека; – понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях; – знание основных правил правильного питания; – знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний; – умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах; – знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других; – понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

Слайд 27

ТАКИМ ОБРАЗОМ, основными приоритетами для работы ДОУ являются сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми строится в форме сотрудничества.

Слайд 28

“Люди должны осознать, что здоровый образ жизни–это личный успех каждого…” В.В.Путин

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

Консультация на тему: Консультация для воспитателей ЗОЖ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №14 «Умка»

Консультация для воспитателей младшей и средней группы

по формированию основ здорового образа жизни.

                                                                           Подготовила:

  Воспитатель Шакина Н.И.

г. Мегион

2014

Цель: расширить знания  воспитателей младших и средних групп о здоровьесберегающих технологиях.

Формирование основ здорового образа жизни является одной из важной педагогической задачей дошкольного учреждения.

Так в средней группе разработан проект «Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек», который направлен на развитие у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни осознанное выполнение элементарных правил здоровьесбережения.

Задачи проекта:

  • Обогатить общие представления о здоровье как ценности, расширять представления детей о состоянии собственного тела.
  • Помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни, воспитывать потребность в ЗОЖ.
  • Поддерживать достижения детей, чувство гордости за результаты собственного и общего труда.
  • Привлечь родителей воспитанников к взаимодействию с детским садом по развитию у дошкольников представлений о ЗОЖ.

Понятие о здоровом образе жизни в младшем и среднем  возрасте включают в себя следующие аспекты:

  1. «Изучаем свой организм». Знакомство детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме рассказывать о частях тела, работе сердца, органов чувств, кровообращение.

Дошкольники узнают о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья, строении тела человека, о назначении отдельных органов и систем, о целостности организма. Знакомятся с правилами здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека.- Получают информацию о вредных привычках, приводящих к болезням, об опасных ситуациях для здоровья, а также о том, как их предупредить, и о том, как себя вести в случае их возникновения. Узнают о том, как позвать взрослого на помощь в соответствующих обстоятельствах.

Воспитатель создает условия для активной игровой совместной деятельности с детьми 4—5 лет. Предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Аптека», «Больница», «Поликлиника». Вовлекает детей в усложняющиеся по содержанию игры-экспериментирования и игры-путешествия, связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни; в дидактические игры «Мой организм», «Здоровые зубы», «Режим дня», «Уши мыть или не мыть», «Глаза», «Витамины»; игры-этюды «Вот как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Братишки», «Подружки», «Уж я косу заплету», «Что взяла, клади на место» и другие игры по мотивам детских стихотворений. Предлагает детям игровые поисковые и игровые познавательные ситуации.

Организует игровую среду в группе, направленную на развитие игровой деятельности детей и эффективное игровое взаимодействие с детьми.

Предлагает детям вместе рассмотреть фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Прослушать аудиозаписи тематического литературного материала, тематических детских песен, например «Зарядка», «Веселая компания», «Огород», «Моя игрушка».

Воспитатель создает условия для проведения индивидуальных и подгрупповых бесед с детьми, обязательно с опорой на личный опыт дошкольников, организует рассказывание, чтение произведений детской литературы (например, В. Зайцев «Я одеться сам могу», Е. Благинина «Научу одеваться и братца», JI. Герасимов «Купаю куклу»,Кузнецова «Кто умеет?», Я.Яхнин «Почему надо чистить зубы?», Степанов «Сам»).

Постепенно вводит в совместную деятельность с детьми простейшие ситуационные задачи: «Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…», «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) не будут умываться, спать, гулять, делать зарядку?», «Приведи пример того, что полезно для здоровья, а что вредит нашему здоровью», «Предложи способ, позволяющий…», «Найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке и т. д.)», «Покажи или расскажи, что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем), если она будет/не будет соблюдать правила личной гигиены…», «Придумай игру (загадку) про девочку чумазую, про Мойдодыра, про режим дня, про здоровье и здоровый образ жизни», «Как узнать, правильно мы сделали или нет…».

  1. «Уроки Айболита». Профилактика заболеваний, сведения о лекарствах, пользе витаминов, о болезнях. Однажды переболев, ребёнок может сравнивать состояние здорового и больного человека. Что нужно делать, если заболел. Знакомство с профессией врача, как он помогает людям стать здоровым.

Понятие «вирусы», «микробы».

Навыки личной гигиены. Мытье рук, чистить зубы, соблюдать опрятность своего внешнего вида. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Устанавливать связь между совершенствованием действием и состоянием организма, самочувствием. «Я чищу зубы, значит они крепкие, здоровые. Я промочил ноги – насморк». Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы.

Первая помощь. Знакомство с правилами поведения при травмах, порезе пальцев, ушибе. Всегда обращаться к взрослому за помощью.

  1. «Если хочешь быть здоров». Польза утренней гимнастики, закаливание, занятий спортом, сон, физкультурное занятие.

Для организации ознакомления детей среднего возраста с основами здорового образа жизни созданы условия:

Физкультурный уголок. В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр: ленты, платочки, флажки, мешочки с песком, крупой, мячи, канат, обручи, мячики-ёжики, кегли, гантели и т.д. Картотека подвижных игр. Комплексы утренней гимнастики, бодрящей гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.

Уголок здоровья. Здесь имеется материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения. Реализация задач по основам здорового образа жизни осуществляется через занятия; подвижные игры в соответствии с возрастом; сюжетно-ролевые игры; самостоятельную и индивидуальную деятельность.

Используем следующие приёмы: рассказы; беседы; рассматривание иллюстраций; сюжетных картинок.

Широко используем художественную литературу; прослушивание дисков; различные виды театров.

Проводится физкультурно – оздоровительная работа.

Двигательная активность: прогулки,  утренняя гимнастика в физкультурном зале ежедневно.

Закаливающие процедуры: Бодрящая гимнастика после сна на кроватках. Проводится  ежедневно.

Летом мытьё ног.

Упражнения на профилактику осанки и плоскостопия.

Дыхательная; пальчиковая гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минуты в любой отрезок времени.

Физминутки.  На малоподвижных занятиях

Динамические паузы проводятся по мере утомляемости во время занятий по 2-5 минуты.

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни в течение дня правильный режим, дают свои результаты. Дети становятся спокойными, активными. При воспитании и обучении основам здорового образа жизни необходимо вести тесную связь с родителями. Для этого мною были подобраны рекомендации; провожу с ними беседы; консультации.

Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным – бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача – научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

nsportal.ru

Консультация на тему: Консультация для воспитателей ДОУ “Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни”.

Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни.

Как гласит народная мудрость – «Здоровье сгубишь, новое не купишь». Чтобы сохранить свое здоровье необходимо в первую очередь понимать значение этого термина, который рассматривается как нормальное, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие.                                

        В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию культуры здорового образа жизни детей. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — считал В. А. Сухомлинский.

Современная дошкольная образовательная организация (ДОО) имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия педагогов и работников ДОО направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Под «культурой здоровья» детей  дошкольного возраста  понимают совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях – с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

В систему работы с детьми  входит активное использование технологий обучения ЗОЖ. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время его пребывания в детском саду и поддерживается родителями дома.

Основные задачи по формированию культуры здорового образа жизни:

  1. Воспитание у детей потребности в здоровье.
  2. Формирование целостного понимания культуры ЗОЖ.
  3. Создание правильных представлений о культуре ЗОЖ.
  4. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
  5. Использование в процессе приобщения детей к культуре ЗОЖ приемов интеграции в разных видах деятельности.
  6. Организация включения в систему  работы инновационных здоровьесберегающих технологий.

Основные составляющие ЗОЖ:

  1. Умеренное и сбалансированное питание.
  2. Режим дня.
  3. Двигательная активность.
  4. Закаливание.
  5. Личная гигиена.
  6. Грамотное экологическое поведение.
  7. Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
  8. Отказ от вредных привычек.
  9. Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.

В своей работе воспитатели ДОУ используются следующие методические приёмы:

 − рассказы и беседы воспитателя;

 − заучивание стихотворений;

 − моделирование различных ситуаций;

− рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

− сюжетно-ролевые игры;

 − дидактические игры;

− игры—тренинги;

− подвижные игры;

− пальчиковая и дыхательная гимнастика;

 − самомассаж;

 − физкультминутки.

Одним из наиболее ярких показателей образа жизни ребенка является режим дня. Правильно составленный режим дня позволяет более организованно и плодотворно использовать свободное время ребенка, является профилактическим средством проявления асоциального поведения и появления вредных привычек.

В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Особое внимание в работе в данном направлении уделяется организации дидактических игр.

Они проводятся как по подгруппам, так и индивидуально с детьми в зависимости от уровня развития  у детей представлений о культуре здорового образа жизни.

Дидактические игры проводятся чаще всего перед режимными моментами и после бесед, тем самым закрепляя полученные детьми знания.

Закрепление правил гигиены проводится посредством организации таких игр, как «Мой день, « Найди опасные предметы», «Исправь ошибку», «Путешествие в страну Здоровья», «Полезная, вредная еда» и т .п.

Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закреплять культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.

В группах оборудованы уголки здоровья: «Советы доктора Градусника», «Неболейки», игровая зона «Поликлиника» для организации и проведения сюжетно-ролевой игры. Работа в этих уголках помогают ребенку познать себя, учатся анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

Для формирования культуры здорового образа жизни также  необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о культуре здорового образа жизни»

Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.

Неоспоримый вклад в воспитание дошкольников вносит художественное слово, пословицы, поговорки и изречения мудрых людей, отражающие все стороны образа жизни человека и обобщающие опыт многих поколений. Пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, правильно питаться, отдыхать, следить за чистотой) помогают в формировании культуры здорового образа жизни.

Особое внимание уделяется работе с родителями.

В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

  • Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
  • Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;
  • Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;
  • Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в ДОО. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005 г.
  2. Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 823-825.
  3. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова [и др.]. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
  4.  Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. – 202 с.

 

nsportal.ru

Консультация на тему: Консультация для педагогов «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

В настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья детей, поступающих в детский сад. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного образования.
Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии станет потребностью, привычкой, элементарным навыком

       Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому, приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

Что такое здоровье?

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Вот некоторые из них

1. Здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

2. Здоровье — это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3. Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

4. Здоровье — это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

5. Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

6. Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам,  необходимо знать, прежде всего, что сам термин “здоровье” определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы,  повлиять не можем, то другие 50% здоровья мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего “Я”, правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно мы строим свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о формирование здорового образа жизни.

Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон.

Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении (постепенное пробуждение, бодрящая гимнастика после сна).

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки,

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист)

• Формирование понятия “не вреди себе сам”

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно», Н. М. Амосов.

nsportal.ru

Консультация по теме: Консультация для воспитателей “Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника”

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 142784, г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, дом 5.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495) 642-60-96,

email:[email protected];

web: www.sch3065tn.mskobr.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

В обшей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личности, физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест. Известно, что физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создает основу для нравственного, волевого развития ребенка, приобщает его к здоровому образу жизни.

Незавершенность формирования физиологической структуры организма дошкольника и наличие в динамике наиболее чувствительных к внешним воздействиям периодов диктуют необходимость реализации соответствующих возможностей ребенка средств и методов обучения и в процессе физического воспитания.

Дети дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению со взрослыми. В связи с тем, что формировании и рост всех отделов грудной клетки и позвоночного столба к шести годам еще не заканчиваются, эти структуры остаются весьма подверженными деформирующим воздействиям. У ребенка- дошкольника относительно слабо развиты связки и сухожилия, мелкие мышц руки, сила мышц у них так же невелика и увеличивается только после четырех лет. У дошкольников младше четырех лет не развиты и такие качества, как точность движений, способность воспроизводить заданную программу движений во времени и пространстве. У мальчиков дошкольного возраста наблюдается относительная слабость паховых колец, что при напряжениях брюшного пресса предрасполагается к образованию грыжи.

Все эти способности развития костно-мышечной системы дошкольников обязательно учитывается при определении интенсивности и характера физических нагрузок. Необходимо понимать о том, что чем младше ребенок, тем хуже он владеет своим телом, так как у него еще не сформирована в достаточной степени координация движений, а следовательно, многие физические упражнения, связанные с этой функцией, недоступны для выполнения их младшими дошкольниками.

Физкультурные занятия, так же как и все другие виды детской деятельности в дошкольном учреждении, должны проходить в условиях, отвечающих всем медико-гигиеническим и педагогическим требованиям. Это является главным фактором, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий. Организация обучения на занятиях по физической культуре должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности, костно-мышечной и сердечно-сосудистой, как наиболее нагружаемых при физических упражнениях.

Для дошкольников независимо от возраста характерной является слабо сформированная способность длительное время выполнять однообразную, динамическую работу, являющуюся для них особенно утомительной. Эта способность развивается у детей постепенно, только к периоду младшего дошкольного возраста. В связи с развитием у дошкольников 6-7 лет функцией длительного анализатора в центральной нервной системе и высших психических функциях в их физическом и двигательном совершенствовании все большую роль играют целенаправленные педагогические воздействия.

Для формирования двигательной активности и всех видов движений, доступных детям, первостепенное значение имеет систематичность правильно организованной тренировки в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Эффективно физическая тренировка, соответствующая возможностям детей по объему нагрузки, способствует своевременному развитию и созреванию всех физиологических структур детского организма. Средствами физического воспитания направляются, совершенствуются и корригируются все важнейшие физиологические системы организма.

Как известно, активная двигательная деятельность ребенка в детском саду складывается из организованной самостоятельной деятельности, подвижных игр, игр с элементами спорта, а в старшем дошкольном возрасте – и некоторых спортивных игр: бадминтона, баскетбола, хоккея и др. В процессе реализации организованных видов двигательной деятельности детей решаются многие воспитательные и образовательные задачи, формируются потребность ребенка в ежедневных движениях, интерес к занятиям физической культурой. Как организованная так и самостоятельная деятельность, соответствующая возрастным физиологическим возможностям детского организма, является фундаментом, движущей силой разностороннего развития ребенка.

Установлено, что основу любого вида деятельности детей и более всего – игровой составляет двигательный акт. Искусственное или вынужденное ограничение двигательной активности нарушает закономерное развитие организма и негативно влияет на состояние здоровья ребенка. Как недостаточная, так и чрезмерная двигательная активность отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма дошкольника. Поэтому крайне важно, чтобы самостоятельная активная деятельность детей проходила под наблюдением воспитателя. Во время прогулки или в помещениях не следует допускать однообразной длительной деятельности детей, которая сама по себе создает предпосылки к утомлению. Во время игры деятельность чрезмерно активных детей следует направлять, своевременно корректировать чередованием интенсивных и спокойных игр; детей малоподвижных, напротив, целесообразно побуждать к активным действиям.

Необходимо учитывать, что двигательная активность – качество, тесно связанное с характерологическими особенностями ребенка. Поэтому руководя деятельностью детей во время физкультурных занятий, так же как и самостоятельной, воспитатель должен предусматривать адекватный для каждого ребенка объем нагрузки, использование педагогических приемов, которые будут стимулировать малоактивных медлительных детей и упорядочивать деятельность гиперактивных дошкольников. Это поможет избежать как перегрузки, так и дефицита двигательной активности детей.

Говоря о роли физических упражнений как об одном из важных факторов оздоровления ребенка, не следует, однако, считать, что чем более насыщенно занятие физическими упражнениями, чем выше его моторная плотность и двигательная активность детей, тем благотворнее это будет сказываться на их развитии. На самом деле физическая культура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей, когда объем и характер будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению, физиологических функций детского организма.

Таким образом, рациональная физическая нагрузка является для дошкольников мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватных возможностям детского организма; при индивидуальном подходе к каждому ребенку и осуществлении всего комплекса физкультурно – оздоровительных мероприятий.

Здоровый образ жизни

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющих с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Знание основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирование здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении.

Здоровый образ жизни – один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качества жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально – педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям. Здоровый образ жизни определяется комплексом медико – гигиенических, социально – экономических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течении дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.

Реализации принципов здорового образа жизни должна опираться на существующие и апробированные медико – педагогические установки, которые до сего времени полностью не используются. Только комплексный подход к успешному решению задач этой важнейшей сферы образования и обучения детей, их тесная связь с общими воспитательными и образовательными задачами способствует достижению позитивных результатов в воспитании, обучении и оздоровлении детей.

Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.

Задачи и средства физического воспитания

В общей системе физическое воспитания детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связаны с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

Основные задачи физического воспитания:

1. Охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма

2. Достижение полноценного физического развития: гармоничность телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности.

3. Воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.

4. Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.

5. Формирование жизненно необходимых вдов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползанья и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движение рук, ног, туловища, головы; построение и перестроений.

6. Формирование широкого круга игровых действий; развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей, общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а так же умения сохранять равновесие.

7. Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия.

8. Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах.

9. Воспитания интереса к активности двигательной деятельности и потребности в ней.

Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо так же, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляет рост, снижает сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами:

1. Гимнастикой

2. Играми подвижными и спортивными

3. Спортивными упражнениями

4. Простейшим туризмом.

В системе физического воспитания оздоровительные силы природы используются либо как условия для организации занятий физической культурой и подвижных игр (например, регулярное проведение на открытом воздухе, относительно самостоятельные средства закаливания (воздушные и солнечные ванны обтирание, купание и т.) Положительный эффект возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности применения оздоровительных сил природы.

Гигиенические и социально-бытовые факторы составляют важнейшую предпосылку всестороннего развития и воспитания ребенка. К одной группе факторов относятся средства, обеспечивающие нормальные условия жизни и деятельности детей: гигиена окружающей среды, (жилья, освещения, мебели, игрушек, одежды, обуви, средства личной и общественной гигиены (гигиена питания, сна, учебной, трудовой и игровой деятельности ребенка, его отдыха, воспитание культурно-гигиенических навыков, лечебно профилактические мероприятия.

Организационными формами работы по физической культуре в детском саду являются:

1. Учебная работа

2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

3. Активный отдых

4. Самостоятельная активная деятельность

5. Работа с семьей

Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Список литературы:

1. «Физическая культура в детском саду» Т. И. Осокина

2. «Воспитание здорового ребенка» М. Д. Маханева

3. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» Т. Л. Богина

4. «Физическое воспитание дошкольников в семье» Э. С. Вильчковский

5. «Растим малышей здоровыми» С. А. Пономарев

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *