Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру – План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: “Воздух и его свойство”

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: “Воздух и его свойство”

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»                                                              Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, речевое развитие.

Составитель: Красная Евгения Викторовна

Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.

Программное содержание. Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: ведерко с водой, стакан. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы и т. д.

Раздаточный материал. Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, губки, соломинки.

Ход занятия.                                                                                                                   Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)

А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети. В нем спрятался воздух.

Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети. Винни – Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.

Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.

1опыт.

Воспитатель. Ребята, вы видите воздух?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? ( Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.

2опыт.

Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

3опыт.

Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей.)

Вывод. Значит  Воздух есть и вводе.

4опыт.

Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух –легкий, он поднимается вверх.

Вывод . Значит воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

5опыт.

Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Берем стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели?

Дети. Появляются пузырьки.

Вывод. Значит мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Летунчик  помог нам обнаружить воздух и хочет узнать. Что вы нового узнали о воздухе? (Ответы детей.)

Воздушный шар приглашает нас в путешествие по воздуху. Давайте отправимся.

Физкультминутка. 

Мы по воздуху летим

На воздушном шаре.

Все увидеть мы хотим

Головою повертим.

А потом присядем

На носочки встанем

Воспитатель. Ребята, мы с вами летим, а как мы нужно правильно дышать? Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Летунчик советует только носом. (Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?

Дети. В нос.

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?

Дети. Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.

Воспитатель. Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1-упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И.п.- стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.(4-5раз.)

2-упражнение. 

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос.( 2 раза.)

3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х.(4-5раз.)

Воспитатель. Молодцы! Воздушный шарик считает, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)

Игра «Узнай по запаху». 

Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему?                                                   Дети. Нос закрыт.                                                                                                     Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете?

(Воспитатель подносит  кусочки апельсина, лука и т. д. )

Значит  по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? Где они растут? (Ответы детей.) В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.

Шарик  Летунчик приглашает путешествие дальше. У него есть хороший друг, а угадайте вы его разгадку.

Я березку качну,                                                                                                                       Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

Воспитатель. Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать  куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека ( дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)

Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят.                                                                          Воспитатель. А еще ветер помогает нам. Как  Летунчик считает, что ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель. Посмотрите, мы пролетаем над городом. (Показывает картину города, где заводы и автомобили.) Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

А вот и наш садик. Спасибо Летунчику за полезное путешествие. Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать?                                                                                                                 Молодцы.

nsportal.ru

Конспект открытого занятия в старшей группе по “Окружающему миру”

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад «Лебёдушка»

Конспект занятия по окружающему миру

образовательной деятельности в старшей группе

по теме: «Воздух и его свойства»

Воспитатель: Волкова О.Н.

2018учебный год

Тема: « Воздух и его свойства».

Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Формировать интерес к экспериментальной работе.

Развивающие:

-развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы.

-логическое мышление, память, диалогическую и связную речь

Воспитательные

– воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

-воспитывать интерес к окружающей природе

Оборудование: ведерко с водой, стакан. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы и т. д.

Раздаточный материал. Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, губки, соломинки.

Ход занятия.

Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)

А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети. В нем спрятался воздух.

Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети. Винни – Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.

Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.

1опыт.

Воспитатель. Ребята, вы видите воздух?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? ( Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.

2опыт.

Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

3опыт.

Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей.)

Вывод. Значит Воздух есть и вводе.

4опыт.

Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух –легкий, он поднимается вверх.

Вывод .

Значит воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

5опыт.

Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Берем стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели?

Дети. Появляются пузырьки.

Вывод. Значит мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Летунчик помог нам обнаружить воздух и хочет узнать. Что вы нового узнали о воздухе? (Ответы детей.)

Воздушный шар приглашает нас в путешествие по воздуху. Давайте отправимся.

Физкультминутка.

Мы по воздуху летим

На воздушном шаре.

Все увидеть мы хотим

Головою повертим.

А потом присядем

На носочки встанем

Воспитатель. Ребята, мы с вами летим, а как мы нужно правильно дышать? Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Летунчик советует только носом. (Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?

Дети. В нос.

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?

Дети. Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.

Воспитатель. Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1-упражнение.

Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И.п.- стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.(4-5раз.)

2-упражнение.

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос.( 2 раза.)

3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х.(4-5раз.)

Воспитатель. Молодцы! Воздушный шарик считает, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)

Игра «Узнай по запаху».

Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему? Дети. Нос закрыт. Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете?

(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д. )

Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? Где они растут? (Ответы детей.) В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.

Шарик Летунчик приглашает путешествие дальше. У него есть хороший друг, а угадайте вы его разгадку.

Я березку качну, Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

Воспитатель. Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека ( дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)

Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят.

Воспитатель. А еще ветер помогает нам. Как Летунчик считает, что ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель. Посмотрите, мы пролетаем над городом. (Показывает картину города, где заводы и автомобили.) Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

А вот и наш садик. Спасибо Летунчику за полезное путешествие. Ребята что вы сегодня нового узнали?Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать? Молодцы.

infourok.ru

Занятие по окружающему миру в старшей группе

Тема: Обобщающее занятие по окружающему миру в старшей группе

Цель: Расширять и уточнять представления детей о природе.

Задачи: 1.воспитательные: воспитывать любовь к живой и неживой природе

2. образовательные: учить устанавливать причинно-следственные связи между природны­ми явлениями; показать детям взаимодействие живой и неживой природы; рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений; формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — сле­ва, вверху — внизу, в середине, в углу

3. развивающие: расширять представления детей о диких животных: где живут; расширять представления о чередовании времен года; формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Оборудование и материалы: презентация, фрагменты картины на каждого ребенка; картина леса с животными (краски, кисточка, альбомный лист)

Ход занятия:

1. Организационный момент:

В. Здравствуйте, ребята.

Д.

В. Ребята, поздоровайтесь друг с другом, с гостями

Д.

В. Ребята, сегодняшнее наше занятие необычное. Мы сегодня будем говорить о природе. О природе мы говорили целый год. И сегодня я хочу проверить кто что запомнил. Вы наверное заметили перед вами на столе лежат какие то бумажки. Это фрагменты картины, которую к концу занятия мы должны собрать в одно целое. Я буду собирать картину здесь.(мольберт).

(можно нарисовать картину)

2. Про солнце

В. Начинаем наше занятие. И первая загадка:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
(Солнце) (1 слайд-солнце)

В. Молодцы. Что вы можете сказать о солнце?

Д.греет, светит, дает тепло, круглое

В. Какой формы солнце?

Д. круглое, с лучами

В. Что вы можете сказать об этой картине? (2 слайд-солнечная система)

Д. планеты и солнце, солнечная система

В. Что вы знаете о солнечной системе?

Д. состоит из планет и солнца, планеты крутятся вокруг солнца

В.Молодцы. А как ласково мы называем солнце?

Д. солнышко

В. Прикрепляем солнышко к нашей картине. Я прикреплю вот сюда.

3.Про облака.

В. Слушаем следующую загадку:

Разноцветными клоками

Вата по небу плывёт.

Если в кучу соберётся,

То на землю дождик льёт.

Объясните мне, ребята,

Как зовётся эта вата? (облака, туча)

В. Ребята, где находятся облака?

Д. на небе, высоко

В. Какого они цвета? Еще какого цвета бывают? (3, 4,5 слайды-облака)

Д. белого, синего, голубого. серого

В. А когда они бывают голубого цвета, а когда серого?

Д. когда погода тихая они голубого, белого цвета; перед дождем – серого

В. Какой формы облака? На что они похожи?

Д. разной формы, похожи на лошадку, на слона и тд

В. Прослушайте пожалуйста песенку об облаках ( а облака как белогривые лошадки)

В. Продолжаем создавать нашу картину: прикрепляем облака. Я прикреплю вот сюда. А вы?

4. Про дерево.

В. Слушаем следующую загадку:

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. Его весной и летом. Мы видели одетым. А осенью с бедняжки. Сорвали все рубашки.Что это?

Д. дерево, деревья

В. Правильно, молодцы. Давайте разберем нашу загадку. Весной веселит – как может дерево весной веселить и тд.

Д.

В. Для чего нам нужны деревья?

Д. они дают нам кислород

В. Кислород для чего нужен7

Д. мы дышим кислород

В. Правильно, мы дышим кислород, а выдыхаем углекислый газ, а деревья наоборот дышат газом, а выдыхают кислород. Вот поэтому обязательно надо сажать деревья и беречь все деревья и лес

В. Прикрепляем дерево к нашей картине

5. Про дом.

В. Слушаем загадку:

В нем живет моя родня,

Мне без него не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом

Мой кров родимый, теплый (дом)

Д. дом

В. Для чего нам нужны дома?

Д. жить, прятаться от холода и дождя

В. А как по разному называется наше жилье?

Д. дом, квартира, дача, коттедж

В. Теперь мы с вами побываем в лесу и вспомним как называется жилье у разных лесных зверей7 (картина леса)

Д. волк-логово, лиса-нора, белка-дупло, медведь –берлога, заяц – нора, под листочками

В. Не забываем про нашу картину и прикрепляем дом.

Физкультминутка

6.Про траву

В. Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда ее готовы. Что это?

Д. трава

В. А про траву я хочу повторить с вами скороговорку

Во дворе трава

На траве дрова

В. Прикрепляем траву. И у нас получилась картина. Скажите пожалуйста ребята на картине какое время года? (6 слайд – лето)

Д. лето

7. Про времена года

В. Что вы знаете о лете?

Д. летом тепло, красиво, и тд

В. Летние месяцы какие?

Д. июнь, июль, август

В. А теперь нам Диля расскажет стихотворение о лете

В щедром поле колосится 
Золотистая пшеница. 
Ягоды в лесу поспели, 
Пчелы прячут мед по кельям. 
Много и тепла, и света, 
Так бывает только летом

В. Что изменится в нашей картине с наступлением осени?(7 слайд-осень)

Д.

В. Что вы знаете об осени?

Д.

В. Вспоминаем осенние месяцы.

Д.

В.Послушаем стихотворение про осень. Рассказывает Полина

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,

Пришла я с дождями,
Листопадом и ветрами.
Я – золотая осень

В. Что изменится в нашей картине с наступлением зимы?(8 слайд-зима)

Д.

В. Что вы знаете о зиме?

Д.

В. Вспоминаем зимние месяцы.

Д.

В. Про зиму стихотворение рассказывает Карина.

Дел у меня немало
– Я белым одеялом 
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю, 
Белю поля, дома,
А зовут меня зима

В. Что изменится в нашей картине с наступлением весны?(9 слайд-весна)

Д.

В. Что вы знаете о весне?

Д.

В. Вспоминаем весенние месяцы.

Д.

В. Про весну стихотворение рассказывает Лиана.

Я раскрываю почки, 
в зелёные листочки. 
Деревья одеваю, 
посевы поливаю, 
Движением полна, 
зовут меня весна

infourok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру “Юные путешественники”

«Окружающий мир».

Конспект занятия в старшей группе на тему:

«Юные путешественники»

Цель: познакомить детей с глобусом – моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области Земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по – разному.  

        

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к Земле, к природе.

Образовательные: знакомить с понятием «карта», «глобус», расширять у детей представление об окружающем мире.

Развивающие: развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику.

Материал к занятию: глобус, карта географическая, пластилин.

Раздаточный материал: поднос, пластилин (разного цвета), каминные спички (без серы).

 Ход занятия:

Дети входят в группу здороваются с гостями.

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что раньше люди любили путешествовать. Как называются люди, которые любят путешествовать?

Ответы детей: путешественники.

Воспитатель: Раньше не было ни поездов, ни самолетов, и приходилось отправляться в путь на кораблях по морям и океанам. Путешественники открывали новые земли, они рисовали увиденное на листе бумаги. Эти рисунки назвали картой. По карте люди могли ориентироваться. Это помогало им следовать в правильном направлении. То есть люди знали куда им надо идти, ехать, плыть.

Воспитатель: Вот перед нами карта (воспитатель вместе с детьми рассматривает карту). Посмотрите на нее, карту можно повесить на стену, на стенд или на доску, как весит она у нас с вами. А ещё карту можно положить на стол, на пол, на землю и рассматривать её. Карта очень нужна путешественникам, так как по ней они определяют свой путь.

Сюрпризный момент!!!

Стук в дверь. Заходит почтальон:

«Здравствуйте! Это группа №5? (Да) Вам посылка.

Распишитесь и получите».

Воспитатель расписывается. Берет посылку. Почтальон уходит.

Воспитатель: предлагает детям открыть ее и посмотреть, что в ней.

Воспитатель: ребята, посмотрите, что нам принёс почтальон. Как вы думаете что это?

Ответы детей: Глобус.

Воспитатель: Дети, а кто знает, что обозначает глобус?

Ответы детей:  Землю.

Воспитатель: Правильно. Глобус – это уменьшенная модель нашей земли. (Можно привести пример автомобиля и игрушечной машины). Учёные проводили много исследований и убедились, что наша земля круглая. Получается, что путь можно проследить не только по карте, но ещё и по глобусу.

Давайте его рассмотрим. Большая часть глобуса какого цвета?

Ответы детей:  голубого.

Воспитатель: Как вы думаете, что это означает?

Ответы детей:  это вода – моря, реки, океаны. 

Воспитатель: А что же обозначает зеленый цвет?

Ответы детей:   леса.

Воспитатель: Коричневый?

Ответы детей:  земля и горы.

Воспитатель:  На карте встречаются голубые ниточки и пятнышки, что это?

Ответы детей:  это реки и озера.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо (помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше  (потянуться вверх)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим, (присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели  (легкий бег по кругу)

 И на землю тихо сели, (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял, (легкий бег по кругу)

 Закружились, полетели

И на землю тихо сели, (присесть)

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь. Сейчас каждый из вас слепит свой глобус. Давайте возьмем пластилин синего цвета и скатаем из него шар. Какой цвет нам нужно добавить, чтобы наш шар стал похожим на глобус? Ответы детей:  зелёный.

Воспитатель: Этим самым вы обозначите леса на своём глобусе. Только обратите внимание на то, сколько места занимает на глобусе зелёный цвет, то есть леса. А теперь мы берём с вами пластилин какого цвета?

Ответы детей:  коричневый.

Воспитатель: и тоже наносим его на глобус, тем самым обозначаем землю. У вас получился глобус, как тот, который принес почтальон! Но чего-то не хватает?

Ответы детей:  подставки.

Воспитатель:  Давайте, каждый из вас поставит свой глобус на палочку. Теперь у каждого из вас глобус может крутиться, как настоящий.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, ещё раз на глобус. Какой он формы?

Ответы детей:  круглый.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете почему мы с вами ходим по земле и не падаем? А потому что внутри земного шара находится ядро, которое притягивает нас к земле. Во время лепки проходить между детей и по ходу делать коррекционную индивидуальную помощь. Ребята, посмотрите какой у вас получился замечательный глобус, настоящая маленькая земля.

Подведение итога занятия.

Воспитатель: Что нового узнали? Ребята, на этом занятии вы узнали много интересного: что такое «карта», «глобус». Теперь вы знаете, что Земля круглая и большая её часть покрыта водой. Что больше всего понравилось на занятии? Что мы делали? Что нового узнали?

Воспитатель: А для того, чтобы жизнь на Земле продолжалась, мы должны оберегать её от вредителей и следить за чистотой. Давайте жить дружно.

nsportal.ru

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы Тема: «Здоровье дороже богатства!»

Программные задачи:

Формировать представления детей о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Уточнить представления о предметах личной гигиены. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью.

Словарная работа: гигиена.

Оборудование: 3 письма; «здоровечки» – жетоны с изображением врача с градусником 20 шт. и более; фломастеры или цветные карандаши; ватман; 3 баночки, 2 из них с водой, 3-я пустая; столовая ложка; игрушка «Айболит»; мяч; картинки: градусник, доктор, аптека, витамины, больница.

 

Ход занятия:

Воспитатель:

– Ребята, хотите отправится в путешествие?

– Тогда давайте встанем с вами в круг, возьмемся с вами за руки, вот как здорово! А вы знаете, что слово «здорово» произошло от слова «здороваться»? Произносите это слово каждый день всегда вслух, делайте это как можно чаще и тогда у вас каждое утро будет хорошее настроение, будите здоровыми! Это слово удивительное и волшебное! Ребята, а когда мы это слово употребляем в повседневной жизни?

– Правильно! (утром когда здороваемся!)

– Молодцы! Это слово мы произносим не только чтобы поприветствовать другого человека, но и еще пожелать ему что, как вы думаете?

– Правильно! (желаем человеку здоровье!)

– Вот сейчас мы с вами все стоим в кругу и держимся за руки! И отправимся мы с вами в страну «Здоровья»! Там живут люди, их называют «здоровечками», потому что они каждое утро здороваются и делают зарядку!

– Отправляемся, закрываем глазки, ручки опустили, вокруг себя покружились!

– Раз, два, три! Открываем! Вот, ребята посмотрите, мы оказались в стране «Здоровья»!

– А теперь попробуйте ответить на мои вопросы. Почему в стране здоровья все здоровы? С каким словом здесь все дружат? Молодцы! Правильно!

– А теперь ребята, послушайте стихотворение и попробуйте отгадать с какой сказки это стихотворение!

Самый чистый, самый умный, 
Самый добрый Мойдодыр. 
Он твердит и днем, и ночью: 
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек, 
Моет маленьких детей — 
Даже самых непослушных 
Умывает каждый день.

Е. Силенок

– Молодцы! Правильно!

– Давайте, поиграем в игру, которая называется: «Что лишнее?» Я вам буду кидать мяч поочереди и говорить слово, если слово относится к гигиеническим процедурам, вы мяч должны поймать, если это слово лишнее, вы должны мяч отбросить! Кто ни разу не ошибется, тому я дам за вознаграждение «Здоровечка». В конце нашего путешествия мы посчитаем у кого «Здоровечков» будет больше всего!

(Карандаш, полотенце, мыло, лопата, вода, сковорода, яблоко, щетка, ведро, ручка, зубная паста и т. д.) (игра проводится сидя на стульчиках 1-2 мин.)

– Молодцы! Хорошо вы знаете предметы, относящиеся к гигиеническим процедурам!

– Ребята, смотрите, а что это лежит около шкафчика? Правильно! (письмо). Давайте я вам его прочитаю!

«Здоровечки» просят вас отгадать загадки! Попробуете?

1 письмо:

В этом светлом магазине

Ты увидишь на витрине

Не одежду, не продукты,

И не книги, и не фрукты,

Здесь микстура и таблетки,

Здесь горчичники, пипетки.

Мази, капли и бальзамы

Для тебя, для папы с мамой.

Для здоровья человека

Открывает дверь…       (Аптека)

 

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть еще таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Сашули и Полины

Что полезно?…           (Витамины)

 

Этот дом многоэтажный

Чистый, светлый, очень важный.

Встретишь разных здесь врачей.

Лечат взрослых и детей.

Будите лежать в постели,

Коль серьезно заболели.

Не хотим здесь очутиться!

Где, скажите-ка?…           (в больнице)

 

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?             (Доктор)

 

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.     (Градусник)

– Молодцы! Все верно отгадали! Вот кто отгадал, тот ребенок получает «здоровечка».

– Ребята, посмотрите, вот еще одно письмо!

2 письмо:

– Здесь написано, что нужно нарисовать лечебные предметы! Попробуем? Тогда все встаем около большого листа и каждый рисует предмет, который относится к лечебному!

– Молодцы! Верно выполнили задание!

– А теперь немножко отдохнем!

Физ. Минутка:

Про животных.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон.
Побежали мышки вон.

– Молодцы! Размялись немножко!

– А теперь нам нужно отправляться дальше в путь! Ой, посмотрите, а кто это сидит на стульчике? (Айболит)

– Ребята, послушайте, он говорит, что не может справиться с заданием, а пока он не справится, он не сможет идти лечить больных зверят! Поможем ему?

– Посмотрите внимательно, на столе стоят две баночки одна с лекарством, а другая с микстурой от кашля, «Айболит» перепутал, где какая баночка, но знает, что в баночке, где лекарство – жидкости больше, чем микстуры от кашля! Как, ребята нам можно проверить, в какой баночке лекарство, а в какой микстура от кашля? (нужно измерить столовой ложкой, черпать из каждой баночки жидкость ложкой и переливать в третью пустую баночку и считать сколько ложек, в какой баночке больше жидкости, там и лекарство.)

– Молодцы! Правильно! Вы справились с заданием! И за это задание, каждый из вас получит «здоровечка».

– Ребята, а кто здесь оставил письмо? Вы не видели? (под дверью)

 

3 письмо:

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?

Что делает врач шприцем? (Делает уколы.)
Что делает врач термометром? (Измеряет температуру.)
Что делает врач ватой? (Смазывает кожу перед уколом.)
Что делает врач зеленкой? (Смазывает царапину.)
Что делает врач бинтом? (Перевязывает рану.)
Что делает врач массажером? (Делает массаж.)
Что делает врач фонендоскопом? (Слушает дыхание и биении сердца.)
Что делает врач грелкой? (Прогревает больное место.)
Что делает врач пинцетом? (Достает занозы.)
Что делает врач пластырем? (Заклеивает мозоли.)

– Молодцы, ребята! Давайте посчитаем, у кого сколько «здоровечков»! Молодцы, у всех много «здоровечков, значит все сегодня были очень внимательными!

– Наше путешествие к сожалению заканчивается и нам нужно возвращаться в группу, но перед тем как нам вернутся послушайте, что я вам скажу:

Здоровый человек – такая редкость!
Не всем дано в числе здоровых быть.
А потому что эту драгоценность,
Не все умеют бережно хранить.

Здоровья крепкого вам я пожелаю.
Люби себя, здоровье береги.
Пусть недуги бесследно исчезают!
Нет места им на жизненном пути!

– А теперь мы с этим напутствием возвращаемся в группу и будем радостными, добрыми и будем всем улыбаться, и здоровья всем желать! Встаем в круг, возьмемся за руки, закрываем глазки…

– Раз, два, три! Открываем! Ну вот мы с вами и в группе!

– Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? (Да) – А чтобы нам совсем не загрустить, что мы вернулись с такого увлекательного путешествия садимся за столы и попьем горячий, сладкий чай чтобы не болеть!

dohcolonoc.ru

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Волшебница вода».

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

 «Волшебница вода».

Составила: Еремина Наталья Александровна.

Тема занятия: «Волшебница вода».

Возраст дошкольников: старшая группа (5-6 лет)

Цели: Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой. 

Задачи:

Образовательные:

-продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель, не имеет формы).

-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

-уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

-активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными; глаголами по теме занятия.

-совершенствовать навык аккуратного складывания бумаги, наклеивания поделки  на основу, создания коллективной композиции.

Развивающие:

-развивать навыки проведения лабораторных опытов;

– развивать интерес  в процессе экспериментирования с жидкостями;

-развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться.

Воспитательные:

– воспитывать усидчивость, аккуратность.

– воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.

Предварительная работа:

-рассматривание карты мира;

-заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде;

-беседа на тему: «Круговорот воды в природе»;

-заучивание физкультминутки «Капельки»;

-оформление альбома «Волшебница вода».

Оборудование и материалы:

– иллюстрации на тему «Вода»;

-схемы к опытам;

– капельки воды, изготовленные из бумаги;

– аудиозапись со звуками воды;

– стаканчики, вода, молоко, сахар,  маленькие ложечки, фильтр из марли и ваты, воронка, графин;

– цветные квадраты бумаги, подносы,  клей, салфетки, кисточки, тряпочки;

– заготовка – ватман «Речка»;

– мешочек «Капелька» с конфетами;

– костюм тучки.

Виды детской деятельности, используемые на занятии: (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа).

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

Дети входят в группу и говорят «Здравствуйте».

В: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите когда к нам приходят гости? (Да) Посмотрите, как много  гостей к нам пришло. У вас  хорошее настроение?(Да). Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям и  больше не будем на них отвлекаться, а покажем что мы знаем и умеем. Садитесь поудобнее, спинка прямая.

В:Какое сейчас время года?(Осень). Как называется второй осенний месяц? (Октябрь). Повторим все вместе. Сегодня четвертый день недели, как он называется? (Четверг). Давайте повторим все вместе.

В: Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …

(воды).

В: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Так говорите что вы гостей любите?

Д: да.

В: К нам сейчас зайдет еще одна гостья. Наталья Александровна покружилась, и в тучку превратилась. (Воспитатель одевает накидку и маску ободок). Я теперь не Н.А. а тучка, а вас я сейчас превращу в моих деток.  Я до вас дотронусь и вы станете – капельками.

В: давайте поиграем  в игру  «Мама Тучка». Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (подбегают к тучке).

В: Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Д: Круговорот воды в природе.

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, речке, океане.

В: Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? (Да).Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки:

1)уголок природы:

В: Почему мы остановились здесь, в уголке природы?

Д: Потому что растениям нужна вода для жизни.

В: Как мы даем растениям воду?

Д: Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.

В: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

Д: Они засохнут, завянут.

В: Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.

Оставим здесь сестричку-капельку?

Д: Да! (приклеиваем капельку)

Идем дальше.

В: Где еще нужна вода в группе?

2)в туалетной комнате, в умывальнике.

В: Для чего нам там вода?

Д: Чтобы смывать, мыть руки, умываться.

В: Оставим здесь сестричку-капельку?

Д: Да! (приклеиваем капельку)

Идем дальше.

3)игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? для чего?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду

В: Оставим здесь сестричку-капельку?

Д: Да! (приклеиваем капельку)

В: Куда пойдем дальше?

4)к мойке младшего воспитателя

В: А здесь где вода нужна?

Д: Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.

В: Здесь оставим сестричку-капельку?

Д: Да! (приклеиваем капельку)

В: Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

-Проходите ребятки на стульчики.

В: Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода?

Д: Из крана.

В: А в кран как попадает?

Д: По трубам вода из большой речки течет или из озера.

В: Как называются эти трубы?

Д: Водопроводные (картинка).

В: Повторим все вместе

В: Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?

Д: Мы будем тратить много воды

В: А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)

В: Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?

Д: Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.

В: Что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Проходите в нашу маленькую лабораторию, садитесь красиво, спинка прямая. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

-не шуметь – этим мы мешаем другим;

– нельзя обливаться водой;

– аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов;

– поддерживать порядок на рабочем столе;

– подтирать  разлившуюся на стол воду;

-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов;

-закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.

В: Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет, одна – чистая, другая- грязная.

В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

Д: Чистой.

В: Как вы думаете, в речках течет чистая вода?

Д: Нет.

В: Чем она м. б. загрязнена?

Д: Грязными сточными водами (картинка)

В: Повторим все вместе.

В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

Д: Да.

В: Что для этого используют?

Д: Очистные сооружения, фильтры (картинка)

В: Повторим все вместе.

В: Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается, очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)

В: Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с марлей?

Д: Грязная стала.

В: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.

В: Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?

Д: Чистую.

В: А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода?

Д: Тоже чистая.

В: Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 опыт: прозрачность воды.

Опускаем в стакан с молоком маленькую ложечку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.

Делаем вывод: вода прозрачная (выставляем схему к опыту)

2 опыт: есть ли запах у воды?

Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод: вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)

3 опыт: есть ли вкус у воды?

Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод: вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)

4 опыт: вода-растворитель

Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту)

В: Какой стала вода?

Д: Сладкой.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

Д: Когда пьем чай за завтраком.

5 опыт: Предложить детям перелить воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой.

Делаем вывод: вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

В: Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода?

Д: Вода обладает многими свойствами: -прозрачность

-не имеет запаха

-не имеет вкуса

-вода-растворитель

– не имеет формы.

В: Вода – одно из самых удивительных веществ на земле.

Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем:

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть

Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Творческая работа:

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть квадраты цветной бумаги, давайте сделаем из нее  рыбок и запустим в речку (приклеим). Наметьте диагонали. По намеченным линиям сложите базовую форму «двойной треугольник». Согните верхний слой бумаги на 1\3 от центральной линии сгиба. Туже операцию проделайте с противоположной частью. Приклеиваем глаз. Мажем клеем только хвостик и запускаем в нашу речку. Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения о воде, которые мы подготовили.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде                    (Катя Вед.)

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,                   (Дима Р.)              

Паром чайника шипит.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без нее вам не умыться            (Катят Варг.)

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее вам не прожить!

Вы ее в пруду найдете                (Матвей З.)

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница-вода!

В: А сейчас наши ребятки загадают гостям загадки, но гости могут не знать отгадки. Поэтому вы тоже дети будьте внимательны, если знаете  ответ помогайте.

Загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,                    (Саша П.)

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Рассыпался горох на 70 дорог,                       (Настя К.)

Никто его не подберет?

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Град.)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.                             (Злата Е.)

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные           (Саша З.)

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

И в него вода льется, и из него льется,           (Камилла З.)

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду                 (Надя Г.)

Покуда он идет. (Дождь.)

Подведение итогов:

-Итак, ребята, скажите мне пожалуйста, о чем мы сегодня говорили на занятии. (О волшебнице воде).

-А почему воду называют волшебницей? (Потому что вода всем очень нужна).

-Какими свойствами обладает вода?(прозрачная, растворитель, не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет формы).

-Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды? (Нет).

-Будем беречь воду! (Да обязательно!)

-Чем мы еще занимались на занятии? (Играли, делали опыты).  А что вам понравилось больше всего?

В: Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

На этом наше занятие окончено. Давайте скажем до свидания нашим гостям.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №119»

Конспект открытого занятия в старшей группе:

«Приключения Карандаша и Гвоздика»

                                                                            Подготовила:

Воспитатель  Глушкова А. Н.

                                         г. Воронеж 2017г.

«Приключения Карандаша и Гвоздика»

Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;

Задачи:

  • учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;
  • развивать речь детей, составляя проблемные вопросы;
  • учить сравнивать предметы по характерным признакам;
  • развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к предметам

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями; д/и «Поплывет – потонет», д/и «Наоборот», д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».

Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, тазики с водой; металлические и деревянные бруски, гвозди; мультимедийное оборудование.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Хотите на некоторое время превратиться в сыщиков?

Сначала найдите ответы на вопрос: «Что в этих коробках?»

Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила возле двери вот эти две коробки. На них надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы».

Посмотрите, на коробке есть конверт, а в нём записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что же находится в этих коробках.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там след кладёт.

(Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

 (Гвоздь)

Как узнать, в какой коробке что находится? А если не смотреть, каким еще способом можно узнать? (Потрогать, понюхать, определить по звуку.)

(Дети ощупывают, нюхают, стучат по предметам, которые находятся в коробке).

Воспитатель. Ребята, знакомьтесь, это Карандаш и Гвоздик, они большие друзья, но никак не могут  решить, кто из них прав, кто из них самый главный.

Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

Воспитатель. Из чего сделаны карандаши? (Из дерева.)

А где растут деревья? (В лесу.)

А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?

Из дерева делают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, строят дома, делают бумагу.

Воспитатель. Из чего сделаны гвозди? (Из металла.) А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?

Из металла делают посуду, автомобили, трубы, строительные конструкции, оружие, орудия труда.

Я покажу вам небольшой фильм о том, откуда берется металл.

Демонстрируется фильм.

Воспитатель комментирует. Железо – важнейший металл. Уже 3000 лет люди добывают железо из железной руды и куют из него орудия труда и оружие. Железная руда – это горная порода, содержащая железо. Его выплавляют из кусков камня при, очень высокой температуре. Железную руду добывают на шахтах и нагревают вместе с углем и другими веществами в доменной печи до такой температуры, что содержащееся в ней железо становится жидким. Затем оно застывает и его используют для изготовления различных предметов из металла.

Дидактическая игра «Из чего сделано»

На столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла.

Воспитатель. Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь и т.д.)

А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита и т.д.)

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздик и Карандаш оба правы!

Вы хорошие сыщики – вы нашли ответы на вопросы, которые касаются дерева и металла. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре (дети маршируют)

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак – поворачиваем влево – вправо, изображая руль)

Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)

Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, чем дерево отличается от металла? Тогда давайте, как истинные сыщики, сделаем ряд опытов. Что такое опыт? (Это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы лучше изучить его.)

У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические

предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож – у педагога.

Опыт 1

Дерево непрозрачное. (Рассматриваем предметы сквозь деревянный кубик или брусок.)

Опыт 2

У деревянного бруска шероховатая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

Опыт 3

У металлического бруска гладкая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

Опыт 4

Дерево твердое на ощупь, но если провести по нему металлическим предметом — останется отпечаток. Значит, металл тверже дерева.

Опыт 5

Металл твердый на ощупь, если провести деревянным предметом по металлическому – отпечатка не останется. Значит, дерево мягче, чем металл.

Опыт 6

Каждое дерево имеет свой рисунок. (Рассматривают на спилах через лупу.)

Опыт 7

Дерево плавает. Металл тонет. (Работа с емкостями воды — погружаем деревянные и металлические бруски.)

Опыт 8

Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, резать, строгать. (Опыт с перочинным ножом.)

Опыт 9

Металл таким образом обработать невозможно. Нужно специальное оборудование для обработки.

Опыт 10

Дерево хорошо окрашивается. (Кисть и краски.)

Опыт 11

Дерево поглощает влагу и от этого меняется в размере.

Опыт 12

Детям предлагается попробовать сломать гвоздь и спичку руками. (Дети пробуют, делают вывод.)

Воспитатель. Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились. Но вы молодцы, помирили их. Давайте покажем Гвоздику и Карандашу, что испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно оставаться друзьями!

Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает карточку с забавным двустишьем и разыгрывает описанное (в ней чувство без слов).

После показа своей эмоции ребёнок получает магнитную картинку и садится на своё место. По завершении игры дети подходят к экспериментальному столу, прикладывают магнитные картинки к деревянному бруску и металлической пластине и узнают ещё об одном свойстве металла – притягивает магниты.

Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять наших героев и передавая их друг другу, назвать, о каких свойствах дерева и металла мы с вами сегодня узнали? (Дерево: твердое, но мягче металла; дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере; после высыхания коробится и становится неровным; непрозрачное, хорошо окрашивается; дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах. Металл: твердый, непрозрачный; тонет в воде, тяжелый; плохо поддается обработке, только при помощи специального оборудования, притягивается магнитом)

Гвоздик и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. Очень понравилось нам у вас в гостях, но нам пора отправляться дальше навстречу новым приключениям. До новых встреч, друзья!»

Воспитатель. Вы, ребята, настоящие сыщики, даже не сыщики, а следопыты! Вы проделали ряд опытов и пришли к очень важным выводам, изучив свойства дерева и металла.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *