Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
«СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ == И =/=»
ЦЕЛЬ:
1)сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков == и =/=;
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
3)тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, узнавать по описанию и называть геометрические фигуры, закрепить счет в пределах 10;
4)тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность, мелкую моторику, рук, творческие способности.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Демонстрационный:
1)географическая карта с изображением Африки
2)схемы
Раздаточный:
1)парные карточки с пирамидками
2)на каждую пару детей столбики разного цвета и высоты и два подноса
3)лист с заданием
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель собирает детей около себя.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
-Путешествуете ли вы с родителями?
-В каких местах вам удалось побывать?
– Ребята, нам прислали письмо. От кого же оно? (На конверте изображение негритят-папуасов). Послушайте, что там написано.
« Дорогие ребята! Мы живем очень далеко, в Африке. У нас всегда жарко, светит солнце, теплое море и много фруктов. Мы приглашаем вас в гости веселиться и играть. Ваши друзья».
-Ну, что, отправимся в путешествие?
Дети подходят к географической карте, и воспитатель показывает, где находится Африка
– На чем можно добраться до Африки? (на пароходе, на самолете).
Воспитатель предлагает детям отправиться на пароходе.
– Как называются комнаты на пароходе? (каюты)
– Чтобы попасть на пароход, надо купить билет.
Дети подходят к столу, на котором находятся «билеты» на пароход – карточки с изображенными на них пирамидками. Картинки на карточках парные.
-В каждой каюте будут плыть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку и найти человека, у которого пирамидка составлена из точно такого же набора деталей.
Воспитатель выставляет схему №1.
Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей.
– Почему вы считаете, что ваши картинки одинаковые? (Потому что на одной картинке, например, большое желтое кольцо – и на другой картинке такое же большое желтое кольцо и так далее, то есть между всеми деталями картинок можно составить пары одинаковых деталей).
Дети парами подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета, стоящие вперемешку, – это стаканы с соком. Также на столах имеются два подноса.
-Ребята, на пароходе готовятся к завтраку.
– Кто готовит на пароходе? (кок).
– Кок на камбузе – так на пароходе называется кухня – налил в стаканы сок. Как вы думаете, какой сок налит в стаканы?. (красный – томатный, желтый – апельсиновый, зеленый – яблочный, синий – сливовый). Давайте поможем коку, расставим стаканы с соком на два подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.
– Как вы будете это делать?
Дети с помощью воспитатель проговаривают алгоритм:
Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же – на другой поднос.
– Чем отличаются стаканы? (цветом и высотой).
– Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота).
– Как вы будете сравнивать по высоте? (мы поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край. Если верхние края стаканов совпадают, то они равны по высоте).
Дети выполняют задание самостоятельно.
– Сколько стаканов вы поставили на каждый поднос? (4 стакана)
– Сколько стаканов вы на подносы не поставили? (4 стакана)
– Почему эти стаканы вы не поставили на подносы? (потому что у этих стаканов не было пары – точно такого же стакана)
-Получились ли у вас одинаковые, равные наборы стаканов?
– Почему вы считаете, что наборы равны? (потому что у каждого стакана из одного набора есть пара из другого набора).
Каждому ребенку выдаётся лист к заданию
«СРАВНИ ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ В МЕШКАХ И ПОСТАВЬ МЕЖДУ НИМИ НУЖНЫЙ ЗНАК»
– Капитан корабля везет в Африку ценный груз, положенный в мешки. Он просит детей сравнить группы предметов и поставить между ними нужный знак.
– Как вы будете выполнять задание?
Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм, пользуясь схемой
-Какой знак вы поставили между первой парой мешков? (знак равенства)
– Какой знак вы поставили между второй парой мешков?
Со второй парой возникает затруднение, так как дети не знают обозначения неравных групп предметов.
– Почему вы не можете выполнить задание? (потому что известный нам знак не подходит, а другого знака мы не знаем).
– Что нужно сделать для того, чтобы выполнить данное задание? (нужно узнать новый знак).
-Как это можно сделать?
Дети высказывают свои предположения. Если они не догадываются перечеркнуть знак равенства, воспитатель задает вопрос:
– Как с помощью символа в мы записывали, например не красный (не большой, не круг)? (нужный символ зачеркивали).
– Как же можно записать, что группы предметов не равны? (надо зачеркнуть знак равенства).
Воспитатель пишет знак =/= на доске, дети в тетради.
-О чем говорит этот знак? (о том, что группы предметов не равны)
– В каком случае можно сказать, что группы предметов не равны? (в том случае, если нельзя составить пары одинаковых предметов).
Воспитатель вывешивает на доску вторую схему, и дети еще раз проговаривают правило.
-Вот мы с вами и приплыли в Африку, и первые, кого здесь встретили, это братья-козлики. Надо накормить козликов так, чтобы каждый получил равный ужин.
Дети должны провести линии от каждого плода к обоим козликам так, чтобы разбить все плоды на две равные группы.
Дети работают в тетрадях самостоятельно. После выполнения задания воспитатель задает вопрос
– Что получил на ужин каждый козлик? (1 яблоко, 2 груши, и 1 банан).
– Почему вы считаете, что ужины равны? (потому что каждый козлик получил одно и то же).
-Жители Африки – веселые папуасы очень рады нашему приезду и приглашают нас потанцевать.
Физкультминутка танец «ЧУНГА ЧАНГА».
– А еще нам веселые папуасы приготовили сюрприз – загадки. Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно и отвечайте старательно.
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем – прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат)
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
4. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон. (овал)
5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
6. Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
-Пора нам возвращаться домой. Из Африки мы везем много коробок с подарками и все их надо сравнить с помощью знаков равенства и неравенства.
Дети выполняют задание самостоятельно.
– Какой знак вы поставили между зелеными (синими, красными) коробками?
– Почему вы поставили именно этот знак?
-Где вы сегодня побывали?
– Кому смогли помочь?
– Какие новые знания дали вам возможность угостить пассажиров корабля соком так, чтобы никто не был обижен, накормить козликов, разобраться с грузом и подарками?
nsportal.ru
Цель:
1) Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.
2) Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.
Материалы к занятию:
Демонстрационный − игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, корзинка, шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна).
Раздаточный − кубики: пять красных и один желтый; коробочки для кубиков.
Ход занятия:
I Выявление признаков сходства и различия между предметами.
1) Игра “Соберем урожай”.
Дети сидят на ковре вокруг воспитателя. Рядом с ним − корзинка, игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы.
− Кто знает, какое сейчас время года? (Осень.)
− Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов.)
− Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своем огороде. Что он положил в свою корзинку?
Дети пожеланию кладут в корзинку муляжи овощей. По ходу действия можно задать вопросы: “Какого цвета морковь? Какой формы огурец? Какого размера редиска? Что растет на земле? Что растет под землей? Что растет над землей?”
− А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка − цветок, а Зайка собирал овощи.)
− А почему осталось яблоко? (Яблоко − фрукт, а не овощ.)
− Какие же предметы вы выбрали и по какому признаку? Потому что они сочные? Крупные? Вкусные? Их используют в пищу? (Нет. Все это − овощи , они растут в огороде.)
2) Игра “Волшебный мешочек”.
Дети садятся за стол. На столах у детей пять кубиков красного цвета и один желтый и по коробке для кубиков.
− Что к вас на столах? (Кубики.)
− Чем они похожи и чем отличаются? (Одинаковая форма, размер, все пластмассовые. Отличаются по цвету.)
− Какое свойство отличает их друг от друга? (Цвет.)
− Положите в свои коробочки кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (Положили 5 красных кубиков − у них одинаковый цвет, форма размер, материал. Остался желтый кубик − он не подходит по цвету.)
II. Физкультминутка “Лис и зайчата”.
Стой, зайчонок, не беги
По тропинке узенькой,
Лучше ты побереги
Хвостик свой кургузенький.
Лис крадется вдоль тропы.
Вряд ли ищет он грибы!
Один ребенок изображает крадущегося лиса, а остальные − бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам-“домикам”.
III. Объединение предметов в группы по общему свойству и выделение из группы отдельных предметов, отличающихся каким-либо свойством.
− Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с нашим Зайчиком путишествие: отправимсся в лес. Я загадаю вам несколько загадок, и , думаю вы сразу догадаетесь о чем они.
Под кустом, под листами
Мы попрятались в траву.
Нас в лесу ищите сами.
Мы не крикнем вам: “Ау!” (Грибы, ягоды)
− Назовите ягоды, изображенные на первой картинке. (Малина, рябина, клубника.)
− Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду? Какие растут только в лесу? (Черника брусника, голубика, морошка и т.д.)
− Кто в шляпе родится? (Грибы.)
− Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, лисичка, мухомор.)
− Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпка и ножка. Все они растут в лесу.)
− А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор − ядовитый гриб, несъедобный, а остальные − съедобные.)
− Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть:
Стоит на дорожке На тоненькой ножке,
Пестрый шляпкою покрыт,
Несъедобен, ядовит.
− А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Мухоморы могут есть лоси. В народной медицине мухомор используют как лекарство − для приготовления растирки.)
2) №2, стр. 3.
− Собрались на полянке белочка-красавица, гусеница-многоножка, змейка-веревочка, муравей-труженик и пчела-неугомонные крылышки. Завели они спор-разговор: кто из них на этой полянке лишний? Помогите разрешить этот спор. (Лишняя змея: все остальные − насекомые.)
− А что у них Общее? Может быть, им всем найдется местечко на этой полянке? (Все они − животные лесные жители.)
По второй картинке дети выделяют диких и домашних животных. Можно провести беседу по вопросам воспитателя, а можно предложить детям выстроить свой сказочный сюжет. Важно, чтобы их ответы были возможно более самостоятельны.
IV. Физкультминутка : Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
№3, стр. 3.
− В каких магазинах продаются предметы, изображенные на картинке? (“Игрушки”, “Цветы”.)
− Что мы можем предложить Зайчонку в магазине игрушек? (Куклу, мячик, неваляшку и машинку.)
− Обведите их синем карандашом − соберем их в синий мешочек.
− А что мы можем подарить на прощанье Зайчонку? (Цветы.)
− Назовите их и обведите красным карандашом − соберем цветы в букет.
VI. Итог занятия
.− Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. А вам понравилось путешествие с Зайчонком?
− А теперь мы пожелаем Зайчонку счастливого возвращения домой. Посмотрите внизу страницы − его дорога. Помогите Зайчонку быстрее попасть домой: дорисуйте его дорожку.
infourok.ru
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Развитие речи», «Здоровье».
Задачи:
– Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
– Учить измерять объекты с помощью условной мерки – палочки Кюизенера. Формировать представление о зависимости результата измерения от величины мерки;
– Продолжать учить ориентироваться на плоскости листа в клетку, находить верхний, нижний, правый и левый углы;
– Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов.
– Закрепить знание последовательности дней недели.
– Способствовать логическому мышлению, вниманию дошкольников.
– Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание помочь героям в трудную минуту;
– Формировать у детей навык самоконтроля, самооценки.
Оборудование:
– Письмо о помощи от Незнайки из Цветочного города.
– Изображения для магнитной доски:Незнайка, Шпунтик, Винтик, Торопыш, Знайка, Кнопа, Мушка.
– Набор «Палочки Кюизенера» на каждого ребёнка.
– Две полоски бумаги 20 на 4 см (красная) и 9 на 2 (голубая)на каждого ребёнка.
– Карточки с зашифрованными изображениями предметов.
« Дорогие ребята! Пишет вам Незнайка из Цветочного города.
Мы с моими друзьями, Шпунтиком и Винтиком, Торопышкой, Знайкой и веселыми малышками Кнопой и Мушкой, захотели попутешествовать. Но Шпунтик и Винтик незнают на чем мы можем отправиться в путь! Кнопа и Мушка растеряли свои наряды, а Торопышка так торопился, что и вовсе потерялся! Получается, что без вашей помощи нам не обойтись!
Помогите, пожалуйста!!!
С уважением Незнайка!»
– Ну что ж, дети, поможем Незнайке и его друзьям? Тогда начнем.
Если отгадаете загадку, то сможете узнать на чем друзья отправятся в путь:
« В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит!» (Поезд, идущий по рельсам)
(Ответы детей)
(Задания выполняются на основе развивающей игры «Палочки Кюизенера».)
Первое задание: – Ребята, Винтику и Шпунтику нужно помочь построить поезд
– Приготовьте свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 4 от самого маленького до большого.
– Сосчитайте вагоны в поезде.
– Каким по порядку стоит жёлтый вагон?
– Какого цвета 3 вагон?
– Какой по порядку вагон находится между розовым и красным?
– Какой вагон слева от голубого?
– Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо.
– На какие фигуры похожи наши вагончики? (на прямоугольники)
– Сколько углов у прямоугольника? (4)
В/ль: – Эти фигуры (квадрат и прямоугольник) можно назвать по – другому – четырёхугольники, т.к. у этих фигур 4 угла (воспитатель показывает указкой углы у фигур), и 4 стороны.
– Ну что ж, вы были очень внимательны, поэтому безошибочно справились с заданием, нам удалось построить поезд.
(На магнитной доске появляется персонаж)
-В\ль подходит к доске: ребята, переходим к следующему заданию (берет письмо).
Второе задание:- Малышки Мушка и Кнопа собрались в путешествие. Им необходимо выбрать ленты для самых красивых, самых пышных, самых больших бантов.
– А из чего завязывают банты?(Из лент)
– Вот посмотрите у меня в руках две ленты (голубая и красная).
– Как вы думаете, из какой ленты получиться большой, пышный бант?
(Из красной)
– А почему?(Потому что длиннее и шире)
– А какой бант получиться из голубой ленты?(Маленький)
– Давайте проверим, правильно ли мы с вами решили, что красная лента длиннее голубой.
– Что нужно сделать?(Наложить одну ленту на другую.)
– Так какую мы возьмем ленту для банта?(Красную)
– Как узнать длину красной ленты?(Надо измерить)
– Чем мы можем измерить? (на глаз, линейкой,)
– Конечно можно и на глаз, и линейкой, а я вам предлагаю использовать вот такую палочку (оранжевою). Она будет у нас условной меркой. Этой меркой мы будем измерять длину ленты.
(Показ воспитателя измерения ленты условной меркой)
– Ребята это очень важно и мы должны обязательно это запомнить!
Первое правило: берём мерку и прикладываем её к самому краю ленты, смотрите, чтобы был ровный край мерки с лентой.
Второе правило: чтобы не сбиться со счета мерок, мы должны на каждую мерку откладывать фишку, потом другую мерку прикладываем к концу первой, мерки должны касаются друг друга.
-Когда последнюю мерку наложим на ленту, и сверху поставим фишку, мы посчитаем мерки и узнаем, сколько мерок в длине нашей ленты.
– Что мы сейчас делали с помощью мерки? (Измеряли длину ленты)
– И что мы сейчас должны сделать? (посчитать фишки, для того чтобы узнать количество мерок которые вошли в длину нашей ленточки)
Счет фишек: первая, вторая – всего две фишки.
– Сколько всего фишек?(Всего две фишки)
– Длина ленточки чему равна?
(двум меркам равна длина ленты)
– Оказывается, длина нашей ленты равна двум меркам.
(Персонажи появляется на магнитной доске)
– А сейчас ребята пойдём немножко отдохнём.
Физминутка. Игра « Дни недели».
(Дети, стоя в кругу, проговаривают стихотворение с движениями)
В понедельник я купался (движения плавания),
А во вторник рисовал (показ движения).
В среду долго умывался (показ движения),
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).
Очень долго танцевал (кружатся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (сесть на место).
– Молодцы дети, вы без ошибок назвали все дни недели.
Третье задание: – А теперь необходимо выручить Торопышку. Он так торопился к друзьям, что запутался на маленьких улочках Цветочного города.
– Чтобы все друзья были в сборе, необходимо вернуть последнего героя к друзьям. Пройти придётся по лабиринту. Если выход найдёте, все друзья снова будут вместе.
Игра «Лабиринт»
Дети выполняют под диктовку воспитателя задания, (Дети выкладывают из палочек Кюизенера лабиринт).
перемещая фишку:
– на три клеточки вверх,
– на пять клеточек вправо,
– на одну клеточку вверх,
– на две клеточки вправо,
– на четыре клеточки вверх,
– на две клеточки влево,
– на три клеточки вверх,
– на семь клеточек вправо.
– Из лабиринта Торопышка выбрался, потому что мы очень внимательны и правильно ориентируетесь по клеточкам.
Четвертое задание: Пальчиковая гимнастика.
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются “ковшом” – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол – бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи).
Полетело десять (девять, восемь) мух!
– Приглашаю присесть за столы. Вам прислал задание Знайка, ему помощь не нужна – он вас хочет проверить. Перед вами зашифрованные изображения предметов. Если правильно соедините цифры, то вы узнаете, что на картинке. Цифры необходимо соединять по порядку.
(Предлагаются карточки-схемы с цифрами от 1 до 10 и точками)
Воспитатель проводит индивидуальную работу, спрашивая какая цифра?
– Что получилось? (Ответы детей принимаются все).
-Вы справились с заданием. Молодцы!
(Персонаж появляется на магнитной доске)
– Посмотрите, всех друзей собрали вместе? Давайте их сосчитаем.
– Дети, с каким заданием вам было справиться труднее всего?
– А какое задание было самым интересным?
– Ребята, вы молодцы, потрудились на славу. Всех друзей собрали вместе.
nsportal.ru
Технологиялық карта. Технологическая карта
Тәрбиеші. Воспитатель: Кудашева М.Г.
Күні. Дата: 18.01.17
Жас. Возраст: 4-5
Білім беру саласы. Образовательная область: «Познание»
Бөлім. Раздел: ФЭМП
Тақырып.Тема: «Сравнение предметов»
Міндеттері. Задачи: Учить детей сравнивать группы предметов: один и два, два и три, три и четыре, четыре и пять. Развивать умение сравнивать группы предметов находящиеся на расстоянии друг от друга, по ширине и высоте. Совершенствовать знания о геометрических фигурах, расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Совершенствовать умение конструировать из отдельных частей (палочек) цифры. Дидактическая игра: «Какая по счету фигура спрятана?» Воспитывать познавательный интерес к математике, доброту, отзывчивость.
Қостілдік компонент. Билингвальный компонент: саны – число, бір – один, екі – два, үш – три, төрт – четыре, бес – пять
Оқу іс- әрекет кезеңдері. Этапыдеятельности
Педагогтің іс -әрекеті.
Действия воспитателя
Балалардың іс- әрекеті. Деятельность детей
Мотивациялық дамытушылық
Мотивационно-побудительный
– Дети, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня отправляемся в математическое путешествие. На нашем пути встретится много препятствий и преград. Но преодолеть их нам помогут знания, которые вы получили на занятиях математики.
– Ребята вы хотите отправится в математитическое путешествие?
Слушают воспитателя.
Отвечают согласием на предложение воспитателя.
Ұйымдастырушылық ізденіс
Организационно-поисковый
Вовлечение в тему занятия:
–Ребята, сегодня будем с вами считать в пределах 5 (прямой счет и обратный). Повторять геометрические фигуры. Поиграем с цифрами.
– Но мы не одни отправимся в путешествие, а возьмём с собой друзей. Ведь всегда веселее отправляться в путь с друзьями. Нашими попутчиками будут мультипликационные герои.
Загадка.
Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… – ФИКСИКИ. (слайд №1 – «клик» 5 фиксиков)
Вовлечение в мыслительный процесс:
– Сколько же попутчиков отправятся с нами?
– Посчитайте.(«клик» – на слайд добавляются цифры)
– А кто пойдёт первым, вторым, третьим, четвертым, пятым?
-Посмотрите на числовой ряд и скажите:
– Какое число следует за числом 3?
– Назовите соседей числа 2.
– Какое число предшествует числу 4?
– Назовите числа, которые меньше числа 5.
– Молодцы, ребята! Ну что ж, отправляемся в путь.
Обращение внимания детей на тропинки:
– Перед нами тропинки.
-Сколько их?
-А какие они по ширине?
Предложение выбрать тропинку, чтобы отправиться в путь:
– По какой тропинке пойдём?
– Итак, отправляемся в путь.
– Мы попали в лес густой. (слайд №2) И здесь нас ждет задание от нашего первого попутчика – Папуса.
– Какие деревья растут в этом лесу?
– А какие ещё знаете?
– Посмотрите на эти ёлочки.
– А что вы можете сказать про них?
Предложение подойти к столу:
– Посмотрите, что растет в нашем лесу? (на столе елки, грибы и дид.карточки)
– Перед вами дидактические карты, они разделены на две полосы: верхнюю и нижнюю.
– Вам нужно, поставить такое количество елок, которое соответствует цифре на верхнем ряду. А грибов поставить такое количество, которое соответствует цифре на нижнем ряду.
– Перед вами разное количество елок и грибов, назовите, сколько.
– Давайте сравним группы предметов, чего больше или меньше, на сколько. (напр: у Кати 5елок и 4гриба)
– Мы выполнили задание Папуса, продолжим наш путь!
Возвращаемся к тропинкам:
– Какую тропинку выберем теперь?
– Перед нами горы. (слайд №3) И задание от Маси – второго попутчика.
– Какие бывают горы по высоте?
-А на какие геометрические фигуры похожи горы и облака?
-А какие ещё геометрические фигуры вы знаете?
(слайд № 4)
– Сколько всего фигур?
-Каким по счету является квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал.
-У какой фигуры нет углов?
-Какое название имеет фигура зеленого цвета? желтого? фиолетового?
«клик» – появляется Симка.
– Ребята, Симка предлагает поиграть в игру «Какая по счету фигура спрятана?»
Воспитатель убирает одну из фигур.(слайд № 4 – «клик» – убирается фигура прямоугольник, «клик» – появляется; «клик» – убирается фигура квадрат, «клик» – появляется; «клик» – убирается фигура круг, «клик» – появляется; «клик» – убирается овал, «клик» – появляется)
– Молодцы, справились еще с одним заданием!
Возвращаемся к тропинкам:
-Какую тропинку выберем теперь?
– Эта тропинка привела нас к столам. – Присаживаемся за столы.
– (слайд №5) Ребята, Нолик перепутал местами все цифры. Поможем ему расставить числа от 1 до 5 правильно.
(слайд №6)
– Где располагается число 5 в ряду?
– Где располагается число 3 в ряду?
-Какие числа меньше 5?
– Больше 1?
– Нолик предлагает сконструировать из счётных палочек цифру 5.(слайд №7)
– Проверяем («клик» – появилась цифра 5). У всех получилось правильно?
– А теперь будьте внимательны, нужно переставить одну палочку так, чтобы получилось цифра «3».
-Ребята, продолжим наше путешествие?
«клик»- слайд №8
Поиграем с Фаером в игру Д/и «Когда это бывает?»
Предложение послушать загадки и назвать ответ.
– «клик» – появляется картинка «утро».
– Послушайте следующую загадку.
– «клик» – появляется картинка «день».
– Послушайте следующую загадку.
– «клик» – появляется картинка «вечер».
– Послушайте последнюю загадку.
– «клик» – появляется картинка «ночь».
– Файер перепутал все картинки. Давайте поставим их по порядку.
-С чего начинаются сутки?
(«клик» – утро, «клик» – день, «клик» – вечер, «клик» – ночь)
– Мы справились с последним испытанием наших попутчиков.
«клик» – слайд №9.
– Вот и закончилось наше долгое путешествие.
С интересом слушают воспитателя.
Проявляют интерес.
Обращают внимание на слайд, рассматривают героев.
Включаются в игровой процесс, отвечают на вопросы педагога:
Считают фиксиков. (1,2,3,4,5)
Первым пойдет – Папус, вторым – Мася, третьим – Симка, четвертым – Нолик, пятым – Фаер.
– 4
-1 и 3
-3
– 1,2,3,4
Рассматривают тропинки, определяют их количество, ширину:
– 3
– Широкая, узкая, самая узкая.
Выбирают тропинку.
Рассматривают лес,
Называют деревья, которые растут в этом лесу, называют деревья, которые знают.
Рассматривают елки, определяют, что они разные по высоте, высокие и низкие.
Подходят к столу, рассматривают предметы, стоящие на нем.
Выбирают нужное количество елок и грибов в соответствии с цифрами.
Каждый ребенок называет свое количество предметов. (индивидуально)
Называют количество, сравнивают.
Подходят к тропинкам, выбирают.
– высокие и низкие
– на треугольник – горы, на овал – облака
Называют знакомые фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.
Отвечают на вопросы: – 5
-1,5,4,3,2
– круг, овал
-квадрат, прямоугольник, треугольник.
Проявляют интерес, отвечают согласием, на предложение героя.
Закрывают глаза, убирается одна фигура, открывают глаза, называют фигуру, и ее порядковый номер.
Подходят к тропинкам, выбирают.
Рассаживаются за столы.
Дети выкладывают числовой ряд от 1 до 5 (Все за столами)
– после числа 4
– между числами 2 и 4
– 1,2,3,4
– 2,3,4,5
Конструируют цифру 5.
Конструируют цифру 3.
Дети с воспитателем проходят на пеньки.
Слушают загадки, называют ответ:
Солнце встало только-только.
В сад ведут детишек.
Там игрушек много столько-
Зайчиков и мишек.
Все детишки в сад идут.
Это время как зовут?
(утро)
Солнце в небе ярко светит.
Погулять выходят дети.
Погулять и вы хотите?
Время это назовите!
(день)
Скоро солнышко садится,
Небо потемнело.
Все закончили трудиться,
Отложили дело.
Всех детей домой ведут.
Это время как зовут?
(вечер)
В небе звёздочки зажглись.
Все в кроватки улеглись.
Засыпают сын и дочь.
Что за время это?
(ночь)
Называют части суток по порядку.
Встают в круг около воспитателя.
Рефлексивтік түзету Рефлексивно-корригирующий
Итог занятия:
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
-Куда мы сегодня с вами ходили?
-Какие препятствия встречались на нашем пути?
-А какие задания мы выполнили?
-Вам понравилось путешествовать?
Раасказывают о понравившихся моментах занятия.
Күтілетін нәтиже. Ожидаемый результат:
Жаңғыртады. Воспроизводит: умение сравнивать группы предметов один и два, два и три, три и четыре, четыре и пять
Түсінеді. Понимает: умение сравнивать группы предметов находящиеся на расстоянии друг от друга, по ширине и высоте; знания о геометрических фигурах, представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности
Қолданады. Применяет: познавательный интерес к математике, доброту, отзывчивость
infourok.ru
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Приключение Колобка зимой»…
Конспект открытого занятия по фэмп в старшей группе. «Путешествие в страну Сказок».Создать условия для развития логического мышления, сообразительность, внимание.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Воспитательные…
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе “Приключения Буратино”Открытое занятие по ФЭМП….
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Письма Королевы Математики».Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры на сложен…
Конспект открытого занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на планету математики»Открытое занятие по математике в старшей группе по теме, связанной с Космосом, посвященное Дню космонавтики….
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»Посещение Королевы Математики, прохождение её заданий…
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе “По щучьему велению” с использованием игровой технологии В.В. ВоскобовичаИгровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослы…
nsportal.ru
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
«Путешествие в страну сказок»
Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;
закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счёту месте?
Образовательные задачи:
1. Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10.
2. Совершенствовать знания геометрических фигур.
3. Закрепить знания цвета.
4. Совершенствовать умение составлять и решать задачи.
5. Закрепить ориентировку на листе бумаги
Развивающие задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца
Оборудование и материал:
Ход занятия
Железные избушки,
Прицеплены друг к дружке
Одна из них с трубою.
Ведёт всех за собою.
(Поезд)
Дети под музыку «Весёлые путешественники» изображают, как едут на поезде.
Загадка:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит,
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней
(Красная Шапочка)
– А вот и сама Красная Шапочка
На доске выставляется картинка Красной Шапочки
– Она идёт к бабушке. Что она несёт ей? (Ответы детей)
– Молодцы, а ещё она несёт ей конфеты.
– Как узнать сколько конфет? (Надо сосчитать)
– Давайте сосчитаем. Сколько конфет Красная Шапочка несёт бабушке?
Ребенок выходит к доске, выставляет конфеты на доске, считает.
– Сколько всего конфет?(10 конфет)
– Молодцы! Какая по счёту жёлтая конфета? (Жёлтая конфета по счёту 3)
– Какая по счёту голубая конфета?
– Какого цвета пятая конфета?
– А теперь нам нужно сложить конфеты обратно в корзину.
Ребёнок складывает конфеты в корзину и считает обратный счёт.
– Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.
2. Работа с геометрическими фигурами.
– На следующей станции нас встречает другой сказочный герой. А кто он, отгадайте загадку:
Загадка:
Он не знает ничего.
Вы знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?.. (Незнайка)
Воспитатель выставляет на доску картинку Незнайки.
– Дети, Незнайка не знает, что такое геометрические фигуры и какие они бывают. А вы знаете геометрические фигуры? Поможем Незнайке?
– У вас на столах лежат геометрические фигуры. Поднимите и покажите квадрат. Как ещё можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник)
-Почему он так называется? (Потому что у квадрата 4 угла)
– А сколько сторон у квадрата? (4)
-Правильно, и все мы видим, что эти стороны равны между собой.
– Дети, покажите, геометрическую фигуру – треугольник.
– Сколько углов у треугольника? (3)
– Покажите геометрическую фигуру – прямоугольник.
– Как ещё можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник)
– Какие стороны у прямоугольника равны? (Верхняя сторона равна нижней стороне и боковые стороны равны между собой)
Дети показывают остальные геометрические фигуры (круг, овал, ромб, трапецию)
– Незнайка очень доволен и благодарит вас. А нам пора отдохнуть.
3. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну- ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
– Отдохнули, а теперь можно отправляться в следующую сказку.
Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать сказочного героя.
4. Игра «Отгадай загадки»
Загадка:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса
Даже дырку на картине
Носом сделал…Буратино
Воспитатель выставляет на доске картинку Буратино.
– Мальвина дала задание Буратино, но он не может справиться с заданием. Давайте поможем Буратино отгадать загадки. Я вам буду задавать вопросы, а ответ вы мне будете показывать карточкой с цифрой.
– Сколько хвостов у двух котов? (2)
– Сколько спинок у трёх свинок? (3)
– Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
– Сколько ушей у двух мышей? (4)
– Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
– Сколько дней в неделе? (7)
– Сколько носов у шести собак? (6)
– Сколько рогов у двух быков? (4)
– Молодцы, ребята. Буратино благодарит вас за помощь. Попрощаемся с Буратино и отправимся в следующую сказку.
5. Игра «Составь задачу»
Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать следующего героя.
Загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый … (Чебурашка)
Воспитатель на доске выставляет картинку Чебурашки
– Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание.
– Одному ему не справиться с таким заданием. Дети, поможем Чебурашке решить задачи?
1. По дороге на полянку
Четыре морковки зайка съел,
На пенёк потом он сел
И еще морковку съел
Ну-ка быстро сосчитай-ка,
Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)
– Запиши решение этой задачи (4+1=5)
– Прочитай запись (К четырём прибавить один получится пять)
2. Пять пушистых кошечек
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? (Шесть кошечек)
– Запиши решение задачи и прочитай запись (5+1=6)
( К пяти прибавить один получится шесть)
3. Четыре щенка в футбол играли
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (Три щенка)
– Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)
4. Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? ( Пять поросёнка)
– Составь решение задачи и прочитай (7 – 2 = 5)
– Молодцы, ребята! Чебурашка говорит «спасибо» вам за помощь и предлагает отдохнуть.
6. Физкультминутка под музыку «Весна»
– В какой же сказке мы теперь можем оказаться?
7. Игра «Рисуем солнышко»
Воспитатель загадывает загадку:
Загадка:
Толстяк живёт на крыше.
Летает всех он выше,
Если ляжешь рано спать
Ты с ним сможешь поиграть
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый …. (Карлсон)
Воспитатель выставляет на доске картинку Карлсона
– Карлсон нарисовал для вас картину. Посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовал Карлсон? (Весну)
– Правильно. Как называется первый месяц весны? (Март). А сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их. (Март, апрель, май)
– Посмотрите на картину и скажите, что Карлсон нарисовал в центре картины? (Дерево)
– Что нарисовано в правом верхнем углу? (В правом верхнем углу нарисовано облако)
– Кто нарисован в правом нижнем углу? (В правом нижнем углу нарисован заяц)
– Что нарисовано в левом нижнем углу? (В левом нижнем углу нарисованы подснежники)
– Как вы думаете, что забыл нарисовать Карлсон в левом верхнем углу картины? (В левом верхнем углу Карлсон забыл нарисовать солнышко)
– Да, правильно. Карлсон забыл нарисовать солнышко на картине. Вы поможете Карлсону нарисовать солнышко? (Да)
– Дети, солнышко мы с вами нарисуем в тетрадях. (Дети рисуют солнышко)
– Молодцы, ребята!! Все задания выполнили. А нам пора возвращаться домой из страны сказок.
Звучит музыка «Весёлые путешественники»
8. Итог занятия.
– Вам понравилось путешествовать по стране сказок? (ответы детей)
– Вспомните, каких сказочных героев мы с вами встречали? (Ответы детей)
– Что мы с вами делали в сказках? (Ответы детей)
– А в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.
nsportal.ru
|
doshkolnik.ru