Конспект занятия в старшей группе по фэмп свойства предметов – План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект занятия по ФЭМП на тему: «Свойства предметов».

Содержание

План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ == И =/=»

Конспект НОД  по ФЭМП в старшей группе

«СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ  ==  И  =/=»

ЦЕЛЬ:

1)сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью   знаков  ==  и  =/=;

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

3)тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, узнавать по описанию и называть геометрические фигуры, закрепить счет в пределах 10;

4)тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность,  мелкую моторику, рук, творческие способности.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:

1)географическая карта с изображением Африки

2)схемы

Раздаточный:

1)парные карточки с пирамидками

2)на каждую пару детей столбики разного цвета и высоты и два подноса

3)лист с заданием

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель собирает детей около себя.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

-Путешествуете ли вы с родителями?

-В каких местах вам удалось побывать?

– Ребята, нам прислали письмо. От кого же оно? (На конверте изображение негритят-папуасов). Послушайте, что там написано.

« Дорогие ребята! Мы живем очень далеко, в Африке. У нас всегда жарко, светит солнце, теплое море и  много фруктов.  Мы приглашаем вас в гости веселиться и играть. Ваши друзья».

-Ну, что, отправимся в путешествие?

Дети подходят к географической карте, и воспитатель показывает, где находится Африка

– На чем можно добраться до Африки? (на пароходе, на самолете).

Воспитатель предлагает детям отправиться на пароходе.

– Как называются комнаты на пароходе? (каюты)

– Чтобы попасть на пароход, надо купить билет.

Дети подходят к столу, на котором находятся «билеты» на пароход – карточки с изображенными на них пирамидками. Картинки на карточках парные.

-В каждой каюте будут плыть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку и найти человека, у которого пирамидка составлена из точно такого же набора деталей.

Воспитатель выставляет схему №1.

Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей.

– Почему вы считаете, что ваши картинки одинаковые? (Потому что на одной картинке,  например, большое желтое кольцо – и на другой картинке такое же большое желтое кольцо и так далее, то есть между всеми деталями картинок можно составить пары одинаковых деталей).

Дети парами подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета, стоящие вперемешку, – это стаканы с соком. Также на столах имеются два подноса.

-Ребята, на пароходе готовятся к завтраку.

– Кто готовит на пароходе? (кок).

–  Кок на камбузе – так на пароходе называется кухня –  налил в стаканы сок. Как вы  думаете, какой сок налит в стаканы?. (красный – томатный, желтый – апельсиновый, зеленый – яблочный, синий – сливовый).  Давайте поможем коку, расставим стаканы с соком на два подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.

– Как вы будете это делать?

Дети с помощью воспитатель проговаривают алгоритм:

Находим пару одинаковых стаканов,  один стакан ставим на один поднос, а другой такой же – на другой поднос.

– Чем отличаются стаканы? (цветом и высотой).

– Какие стаканы можно назвать одинаковыми?  (стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота).

– Как вы будете сравнивать по высоте? (мы поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край. Если верхние края стаканов  совпадают, то они равны по высоте).

Дети выполняют задание самостоятельно.

– Сколько стаканов  вы поставили на каждый поднос? (4 стакана) 

– Сколько стаканов вы на подносы не поставили?  (4 стакана)

– Почему эти стаканы вы не поставили на подносы? (потому что у этих стаканов не было пары – точно такого же стакана)

-Получились ли у вас одинаковые, равные наборы стаканов?

– Почему вы считаете, что наборы равны? (потому что у каждого стакана из одного набора есть пара из другого набора).

                     Каждому ребенку выдаётся лист  к заданию

  «СРАВНИ ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ В МЕШКАХ И ПОСТАВЬ МЕЖДУ НИМИ НУЖНЫЙ ЗНАК»

– Капитан корабля везет в Африку ценный груз, положенный в мешки. Он просит детей сравнить группы предметов и поставить между ними нужный знак.

– Как вы будете выполнять задание?

Дети с помощью воспитателя проговаривают  алгоритм, пользуясь схемой

-Какой  знак вы поставили между первой парой мешков? (знак равенства)

– Какой знак вы поставили между второй парой мешков?

Со второй парой  возникает затруднение, так как дети не знают обозначения неравных групп предметов.

– Почему вы не можете  выполнить задание? (потому что известный нам знак  не подходит, а другого знака мы не знаем).

– Что нужно сделать для того, чтобы выполнить данное задание? (нужно узнать новый знак).

-Как это можно сделать?

Дети высказывают свои предположения. Если они не догадываются перечеркнуть знак равенства, воспитатель задает вопрос:

– Как с помощью символа в мы записывали, например не красный (не большой, не круг)? (нужный символ зачеркивали).

– Как  же можно записать, что группы предметов не равны? (надо зачеркнуть знак равенства).

Воспитатель пишет знак  =/= на доске, дети в тетради.

-О чем говорит этот знак? (о том, что группы предметов не равны)

– В каком случае можно сказать, что группы предметов не равны? (в том случае, если нельзя составить пары одинаковых предметов).

Воспитатель вывешивает на доску вторую схему, и дети еще раз проговаривают правило.

-Вот мы с вами и приплыли в Африку, и первые, кого здесь встретили, это братья-козлики. Надо накормить козликов так, чтобы каждый получил равный ужин.

 Дети должны провести линии от каждого плода к обоим козликам так, чтобы разбить все плоды на две равные группы.

Дети работают в тетрадях самостоятельно. После выполнения задания воспитатель задает вопрос

– Что получил на ужин каждый козлик? (1 яблоко, 2 груши, и 1 банан).

– Почему вы считаете, что ужины равны? (потому что каждый козлик получил одно и то же).

-Жители Африки – веселые папуасы очень рады нашему приезду и приглашают нас потанцевать.

Физкультминутка танец «ЧУНГА ЧАНГА».

– А еще нам веселые папуасы приготовили сюрприз – загадки. Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно и отвечайте старательно.

 1.  Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?   (круг)

 

2. Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем –  прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат)

 

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если станешь по углам

То скорей подскочишь сам.     (треугольник)

 

4. Я, как круг, почти как он,

    Но приплюснут с двух сторон. (овал)

 

5. У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Разная, ребята.

6. Знает меня каждый школьник.

А зовусь… (прямоугольник)

-Пора нам возвращаться домой. Из Африки мы везем много коробок с подарками и все их надо сравнить с помощью знаков равенства и неравенства.

Дети выполняют задание самостоятельно.

– Какой знак вы поставили между зелеными (синими, красными) коробками?

– Почему вы поставили именно этот знак?

-Где вы сегодня побывали?

– Кому смогли помочь?

– Какие новые знания дали вам возможность угостить пассажиров корабля соком так, чтобы никто не был обижен, накормить козликов, разобраться с грузом и подарками?

nsportal.ru

Конспект занятия по математике в старшей группе “Свойства предметов”

Цель:

1) Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.

2) Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

Материалы к занятию:

Демонстрационный − игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, корзинка, шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна).

Раздаточный − кубики: пять красных и один желтый; коробочки для кубиков.

Ход занятия:

I Выявление признаков сходства и различия между предметами.

1) Игра “Соберем урожай”.

Дети сидят на ковре вокруг воспитателя. Рядом с ним − корзинка, игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы.

− Кто знает, какое сейчас время года? (Осень.)

− Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов.)

− Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своем огороде. Что он положил в свою корзинку?

Дети пожеланию кладут в корзинку муляжи овощей. По ходу действия можно задать вопросы: “Какого цвета морковь? Какой формы огурец? Какого размера редиска? Что растет на земле? Что растет под землей? Что растет над землей?”

− А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка − цветок, а Зайка собирал овощи.)

− А почему осталось яблоко? (Яблоко − фрукт, а не овощ.)

− Какие же предметы вы выбрали и по какому признаку? Потому что они сочные? Крупные? Вкусные? Их используют в пищу? (Нет. Все это − овощи , они растут в огороде.)

2) Игра “Волшебный мешочек”.

Дети садятся за стол. На столах у детей пять кубиков красного цвета и один желтый и по коробке для кубиков.

− Что к вас на столах? (Кубики.)

− Чем они похожи и чем отличаются? (Одинаковая форма, размер, все пластмассовые. Отличаются по цвету.)

− Какое свойство отличает их друг от друга? (Цвет.)

− Положите в свои коробочки кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (Положили 5 красных кубиков − у них одинаковый цвет, форма размер, материал. Остался желтый кубик − он не подходит по цвету.)

II. Физкультминутка “Лис и зайчата”.

Стой, зайчонок, не беги

По тропинке узенькой,

Лучше ты побереги

Хвостик свой кургузенький.

Лис крадется вдоль тропы.

Вряд ли ищет он грибы!

Один ребенок изображает крадущегося лиса, а остальные − бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам-“домикам”.

III. Объединение предметов в группы по общему свойству и выделение из группы отдельных предметов, отличающихся каким-либо свойством.

1) №1, стр. 3 (“Раз-ступенька, два-ступенька” для детей 5-6 лет, авт.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина).

− Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с нашим Зайчиком путишествие: отправимсся в лес. Я загадаю вам несколько загадок, и , думаю вы сразу догадаетесь о чем они.

Под кустом, под листами

Мы попрятались в траву.

Нас в лесу ищите сами.

Мы не крикнем вам: “Ау!” (Грибы, ягоды)

− Назовите ягоды, изображенные на первой картинке. (Малина, рябина, клубника.)

− Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду? Какие растут только в лесу? (Черника брусника, голубика, морошка и т.д.)

− Кто в шляпе родится? (Грибы.)

− Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, лисичка, мухомор.)

− Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпка и ножка. Все они растут в лесу.)

− А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор − ядовитый гриб, несъедобный, а остальные − съедобные.)

− Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть:

Стоит на дорожке На тоненькой ножке,

Пестрый шляпкою покрыт,

Несъедобен, ядовит.

− А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Мухоморы могут есть лоси. В народной медицине мухомор используют как лекарство − для приготовления растирки.)

2) №2, стр. 3.

− Собрались на полянке белочка-красавица, гусеница-многоножка, змейка-веревочка, муравей-труженик и пчела-неугомонные крылышки. Завели они спор-разговор: кто из них на этой полянке лишний? Помогите разрешить этот спор. (Лишняя змея: все остальные − насекомые.)

− А что у них Общее? Может быть, им всем найдется местечко на этой полянке? (Все они − животные лесные жители.)

По второй картинке дети выделяют диких и домашних животных. Можно провести беседу по вопросам воспитателя, а можно предложить детям выстроить свой сказочный сюжет. Важно, чтобы их ответы были возможно более самостоятельны.

IV. Физкультминутка : Вышел зайчик

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

№3, стр. 3.

− В каких магазинах продаются предметы, изображенные на картинке? (“Игрушки”, “Цветы”.)

− Что мы можем предложить Зайчонку в магазине игрушек? (Куклу, мячик, неваляшку и машинку.)

− Обведите их синем карандашом − соберем их в синий мешочек.

− А что мы можем подарить на прощанье Зайчонку? (Цветы.)

− Назовите их и обведите красным карандашом − соберем цветы в букет.

VI. Итог занятия

.

− Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. А вам понравилось путешествие с Зайчонком?

− А теперь мы пожелаем Зайчонку счастливого возвращения домой. Посмотрите внизу страницы − его дорога. Помогите Зайчонку быстрее попасть домой: дорисуйте его дорожку.

infourok.ru

План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект занятия по ФЭМП

Конспект  НОД по ФЭМП в старшей группе

«Путешествие Незнайки и его друзей»

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Развитие речи», «Здоровье».

Задачи:

–       Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

–       Учить измерять объекты с помощью условной мерки – палочки Кюизенера. Формировать представление о зависимости результата измерения от величины мерки;

–       Продолжать учить ориентироваться на плоскости листа в клетку, находить верхний, нижний, правый и левый углы;

–       Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов.

–       Закрепить знание последовательности дней недели.

–       Способствовать логическому мышлению, вниманию дошкольников.

–       Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание  помочь героям в трудную минуту;

–       Формировать у детей навык самоконтроля, самооценки.

Оборудование:

–       Письмо о помощи от Незнайки из Цветочного города.

–       Изображения для магнитной доски:Незнайка, Шпунтик, Винтик, Торопыш, Знайка, Кнопа, Мушка.

–       Набор «Палочки Кюизенера» на каждого ребёнка.

–        Две полоски  бумаги 20 на 4 см (красная) и 9 на 2 (голубая)на каждого ребёнка.

–       Карточки с зашифрованными изображениями предметов.

Ход занятий:

– Ребята, подойдите ко мне! Посмотрите, какую книгу я обнаружила у нас на книжной полке! (рассматривают книгу) Кто скажет, о ком эта книга? Как она называется? («Приключения Незнайки и его друзей».)А написал ее Николай Носов  (Открывая книгу, находят письмо).

В\ль читает:

« Дорогие ребята! Пишет вам Незнайка из Цветочного города.

Мы с моими друзьями, Шпунтиком и Винтиком, Торопышкой, Знайкой  и веселыми малышками Кнопой и Мушкой, захотели попутешествовать. Но Шпунтик и Винтик незнают на чем мы можем отправиться в путь! Кнопа и Мушка растеряли свои наряды, а Торопышка так торопился, что и вовсе потерялся!  Получается, что без  вашей помощи нам не обойтись!

Помогите, пожалуйста!!!

 С уважением  Незнайка!»

– Ну что ж, дети, поможем Незнайке и его друзьям? Тогда начнем.

 Если отгадаете загадку, то сможете узнать на чем друзья отправятся в путь:

« В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит!» (Поезд, идущий по рельсам)

(Ответы детей)

(Задания выполняются на основе развивающей игры «Палочки Кюизенера».)

Первое задание: – Ребята, Винтику и Шпунтику  нужно помочь построить поезд

– Приготовьте свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 4 от самого маленького до большого.

– Сосчитайте вагоны  в поезде.

– Каким по порядку стоит жёлтый вагон?

– Какого цвета 3 вагон?

– Какой по порядку вагон находится между розовым и красным?

– Какой вагон слева от  голубого?

– Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо.

– На какие фигуры похожи наши вагончики? (на прямоугольники)

– Сколько углов у прямоугольника? (4)

В/ль: – Эти фигуры (квадрат и прямоугольник) можно назвать по – другому – четырёхугольники, т.к. у этих фигур 4 угла (воспитатель показывает указкой углы у фигур), и 4 стороны.

– Ну что ж, вы были очень внимательны, поэтому безошибочно справились с заданием, нам удалось построить поезд.

 (На магнитной доске появляется персонаж)

-В\ль подходит к доске: ребята, переходим к следующему заданию (берет письмо).

Второе задание:- Малышки Мушка и Кнопа собрались в путешествие.   Им необходимо выбрать ленты для  самых красивых, самых пышных, самых больших бантов.

– А из чего завязывают банты?(Из лент)

– Вот посмотрите у меня в руках две ленты (голубая и красная).

– Как вы думаете, из какой ленты получиться большой,  пышный бант?

(Из красной)

– А почему?(Потому что длиннее и шире)

– А какой бант получиться из голубой ленты?(Маленький)

– Давайте проверим, правильно ли мы с вами решили, что красная лента длиннее голубой.

– Что нужно сделать?(Наложить одну ленту на другую.)

– Так какую мы возьмем ленту для банта?(Красную)

– Как узнать длину красной ленты?(Надо измерить)

– Чем мы можем измерить? (на глаз, линейкой,)

– Конечно можно и на глаз, и линейкой, а я вам предлагаю использовать вот такую палочку (оранжевою). Она будет у нас условной меркой.                      Этой меркой мы будем измерять длину ленты.

(Показ воспитателя измерения  ленты условной меркой)

– Ребята это очень важно и мы должны обязательно это запомнить!

Первое правило: берём мерку и прикладываем её к самому краю ленты, смотрите,  чтобы был ровный край мерки с лентой.

Второе правило: чтобы не сбиться со счета мерок, мы должны на каждую мерку откладывать фишку, потом другую мерку прикладываем к концу первой, мерки должны касаются друг друга.

 -Когда последнюю мерку наложим на ленту, и сверху поставим фишку,   мы посчитаем мерки и узнаем, сколько мерок  в длине нашей ленты.

– Что мы сейчас делали с помощью мерки? (Измеряли длину ленты)

– И что мы сейчас должны сделать? (посчитать фишки, для того чтобы узнать количество мерок которые вошли в длину нашей ленточки)

Счет фишек: первая, вторая – всего две фишки.

– Сколько всего фишек?(Всего две фишки)

– Длина ленточки чему равна?

(двум меркам равна длина ленты)

– Оказывается, длина нашей ленты равна двум меркам.

(Персонажи появляется на магнитной доске)

– А сейчас ребята пойдём немножко отдохнём.

Физминутка. Игра « Дни недели».

(Дети, стоя в кругу, проговаривают стихотворение с движениями)

В понедельник я купался (движения плавания),

А во вторник рисовал (показ движения).

В среду долго умывался (показ движения),

А в четверг в футбол играл (бег на месте).

В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).

Очень долго танцевал (кружатся на месте).

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (сесть на место).

 

– Молодцы  дети, вы без ошибок назвали все дни недели.

  Третье задание: – А теперь необходимо выручить Торопышку. Он так торопился к друзьям, что запутался на маленьких улочках Цветочного города.

– Чтобы  все друзья были в сборе, необходимо вернуть последнего героя к друзьям. Пройти придётся по лабиринту. Если выход найдёте, все друзья снова будут вместе.

Игра «Лабиринт»

Дети выполняют под диктовку воспитателя задания, (Дети выкладывают из палочек Кюизенера лабиринт).

перемещая фишку:

– на три клеточки вверх,

– на пять клеточек  вправо,

– на одну клеточку вверх,

– на две клеточки вправо,

– на четыре клеточки вверх,

– на две клеточки влево,

– на три клеточки вверх,

– на семь клеточек вправо.

– Из лабиринта Торопышка выбрался, потому что мы очень внимательны и правильно ориентируетесь по клеточкам.

Четвертое задание: Пальчиковая гимнастика.

 (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,

 (Ладони соединяются “ковшом” – корзинка.)

У неё была корзинка,

 (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол – бух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи).

Полетело десять (девять, восемь) мух!

– Приглашаю присесть за столы. Вам прислал задание Знайка, ему помощь не нужна  – он вас хочет проверить. Перед вами зашифрованные изображения предметов. Если правильно соедините цифры, то вы узнаете, что на картинке. Цифры необходимо соединять по порядку.

(Предлагаются карточки-схемы с цифрами от 1 до 10 и точками)

Воспитатель проводит индивидуальную работу, спрашивая какая цифра?

– Что получилось? (Ответы детей принимаются все).

-Вы справились с заданием. Молодцы!

(Персонаж появляется на магнитной доске)

– Посмотрите, всех друзей собрали вместе? Давайте их сосчитаем.

– Дети, с каким заданием вам было справиться труднее всего?

– А какое задание было самым интересным?

– Ребята, вы молодцы, потрудились на славу. Всех друзей собрали вместе. 

nsportal.ru

Конспект занятие по ФЭМП в старшей группе “Сравнение предметов”

Технологиялық карта. Технологическая карта

Тәрбиеші. Воспитатель: Кудашева М.Г.

Күні. Дата: 18.01.17

Жас. Возраст: 4-5

Білім беру саласы. Образовательная область: «Познание»

Бөлім. Раздел: ФЭМП

Тақырып.Тема: «Сравнение предметов»

Міндеттері. Задачи: Учить детей сравнивать группы предметов: один и два, два и три, три и четыре, четыре и пять. Развивать умение сравнивать группы предметов находящиеся на расстоянии друг от друга, по ширине и высоте. Совершенствовать знания о геометрических фигурах, расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Совершенствовать умение конструировать из отдельных частей (палочек) цифры. Дидактическая игра: «Какая по счету фигура спрятана?» Воспитывать познавательный интерес к математике, доброту, отзывчивость.

Қостілдік компонент. Билингвальный компонент: саны – число, бір – один, екі – два, үш – три, төрт – четыре, бес – пять

Оқу іс- әрекет кезеңдері. Этапы

деятельности

Педагогтің іс -әрекеті.

Действия воспитателя

Балалардың іс- әрекеті. Деятельность детей

Мотивациялық дамытушылық

Мотивационно-побудительный

– Дети, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня отправляемся в математическое путешествие. На нашем пути встретится много препятствий и преград. Но преодолеть их нам помогут знания, которые вы получили  на занятиях математики.

– Ребята вы хотите отправится в математитическое путешествие?

Слушают воспитателя.

Отвечают согласием на предложение воспитателя.

Ұйымдастырушылық ізденіс

Организационно-поисковый

Вовлечение в тему занятия:

Ребята, сегодня будем с вами считать в пределах 5 (прямой счет и обратный). Повторять геометрические фигуры. Поиграем с цифрами.

– Но мы не одни отправимся в путешествие, а возьмём с собой друзей. Ведь всегда веселее  отправляться в путь с друзьями. Нашими попутчиками будут мультипликационные герои.

Загадка.

Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом…
 – ФИКСИКИ. (слайд №1 – «клик» 5 фиксиков)   

Вовлечение в мыслительный процесс:                                                

– Сколько же попутчиков отправятся с нами?

– Посчитайте.(«клик» – на слайд добавляются цифры)

– А кто пойдёт первым, вторым, третьим, четвертым, пятым?  

-Посмотрите на числовой ряд и скажите:

– Какое число следует за числом 3?

– Назовите соседей числа 2.

– Какое число предшествует числу 4?

– Назовите числа, которые меньше числа 5.

– Молодцы, ребята! Ну что ж, отправляемся в путь.

Обращение внимания детей на тропинки:

– Перед нами тропинки.

-Сколько их?

-А какие они по ширине?

Предложение выбрать тропинку, чтобы отправиться в путь:

– По какой тропинке пойдём?

– Итак, отправляемся в путь.  

– Мы попали в лес густой. (слайд №2) И здесь нас ждет задание от нашего первого попутчика – Папуса.

– Какие деревья растут в этом лесу?

– А какие ещё знаете?  

– Посмотрите  на эти ёлочки.

– А что вы можете сказать про них?

Предложение подойти к столу:

– Посмотрите, что растет в нашем лесу? (на столе елки, грибы и дид.карточки)

– Перед вами дидактические карты, они разделены на две полосы: верхнюю и нижнюю.

– Вам нужно, поставить такое количество елок, которое соответствует цифре на верхнем ряду. А грибов поставить такое количество, которое соответствует цифре на нижнем ряду.

– Перед вами разное количество елок и грибов, назовите, сколько.

– Давайте сравним группы предметов, чего больше или меньше, на сколько. (напр: у Кати 5елок и 4гриба)

– Мы выполнили задание Папуса, продолжим наш путь!

Возвращаемся к тропинкам:

– Какую тропинку выберем теперь?

– Перед нами горы. (слайд №3) И задание от Маси – второго попутчика. 

– Какие бывают горы по высоте?

-А на какие геометрические фигуры похожи горы и облака?

-А какие ещё геометрические фигуры вы знаете?

(слайд № 4)

– Сколько всего фигур?

-Каким по счету является квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал.

-У какой фигуры нет углов?

-Какое название имеет фигура зеленого цвета? желтого? фиолетового?

«клик» – появляется Симка.

– Ребята, Симка предлагает поиграть в игру «Какая по счету фигура спрятана?»

Воспитатель убирает одну из фигур.(слайд № 4 – «клик» – убирается фигура прямоугольник, «клик» – появляется; «клик» – убирается фигура квадрат, «клик» – появляется; «клик» – убирается фигура круг, «клик» – появляется; «клик» – убирается овал, «клик» – появляется)

– Молодцы, справились еще с одним заданием!

Возвращаемся к тропинкам:

-Какую тропинку выберем теперь?

– Эта тропинка привела нас к столам. – Присаживаемся за столы.

– (слайд №5) Ребята, Нолик перепутал местами все цифры. Поможем ему расставить числа от 1 до 5 правильно.

(слайд №6)

– Где располагается число 5 в ряду?

– Где располагается число 3 в ряду?

-Какие числа меньше 5?

– Больше 1?

– Нолик предлагает сконструировать из счётных палочек цифру 5.(слайд №7)

– Проверяем («клик» – появилась цифра 5). У всех получилось правильно?

– А теперь будьте внимательны, нужно переставить одну палочку так, чтобы получилось цифра «3».

-Ребята, продолжим наше путешествие?

«клик»- слайд №8

Поиграем с Фаером в игру Д/и «Когда это бывает?»

Предложение послушать загадки и назвать ответ.

– «клик» – появляется картинка «утро».

– Послушайте следующую загадку.

– «клик» – появляется картинка «день».

– Послушайте следующую загадку.

– «клик» – появляется картинка «вечер».

– Послушайте последнюю загадку.

– «клик» – появляется картинка «ночь».

– Файер перепутал все картинки. Давайте поставим их по порядку.

-С чего начинаются сутки?

(«клик» – утро, «клик» – день, «клик» – вечер, «клик» – ночь)

– Мы справились с последним испытанием наших попутчиков.

«клик» – слайд №9.

– Вот и закончилось наше долгое путешествие.

С интересом слушают воспитателя.

Проявляют интерес.

Обращают внимание на слайд, рассматривают героев.

Включаются в игровой процесс, отвечают на вопросы педагога:

Считают фиксиков. (1,2,3,4,5)

Первым пойдет – Папус, вторым – Мася, третьим – Симка, четвертым – Нолик, пятым – Фаер.

– 4

-1 и 3

-3

– 1,2,3,4

Рассматривают тропинки, определяют их количество, ширину:

– 3

– Широкая, узкая, самая узкая.

Выбирают тропинку.

Рассматривают лес,

Называют деревья, которые растут в этом лесу, называют деревья, которые знают.

Рассматривают елки, определяют, что они разные по высоте, высокие и низкие.

Подходят к столу, рассматривают предметы, стоящие на нем.

Выбирают нужное количество елок и грибов в соответствии с цифрами.

Каждый ребенок называет свое количество предметов. (индивидуально)

Называют количество, сравнивают.

Подходят к тропинкам, выбирают.

– высокие и низкие

– на треугольник – горы, на овал – облака

Называют знакомые фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.

Отвечают на вопросы: – 5

-1,5,4,3,2

– круг, овал

-квадрат, прямоугольник, треугольник.

Проявляют интерес, отвечают согласием, на предложение героя.

Закрывают глаза, убирается одна фигура, открывают глаза, называют фигуру, и ее порядковый номер.

Подходят к тропинкам, выбирают.

Рассаживаются за столы.

Дети выкладывают числовой ряд от 1 до 5 (Все за столами)

– после числа 4

– между числами 2 и 4

– 1,2,3,4

– 2,3,4,5

Конструируют цифру 5.

Конструируют цифру 3.

Дети с воспитателем проходят на пеньки.

Слушают загадки, называют ответ:

Солнце встало только-только.

В сад ведут детишек.

Там игрушек много столько-

Зайчиков и мишек.

Все детишки в сад идут.

Это время как зовут?

(утро)

Солнце в небе ярко светит.

Погулять выходят дети.

Погулять и вы хотите?

Время это назовите!

(день)

Скоро солнышко садится,

Небо потемнело.

Все закончили трудиться,

Отложили дело.

Всех детей домой ведут.

Это время как зовут?

(вечер)

В небе звёздочки зажглись.

Все в кроватки улеглись.

Засыпают сын и дочь.

Что за время это?

(ночь)

Называют части суток по порядку.

Встают в круг около воспитателя.

Рефлексивтік түзету Рефлексивно-корригирующий

Итог занятия:

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

-Куда мы сегодня с вами ходили?

-Какие препятствия встречались на нашем пути?

-А какие задания мы выполнили?

-Вам понравилось путешествовать?

Раасказывают о понравившихся моментах занятия.

Күтілетін нәтиже. Ожидаемый результат:

Жаңғыртады. Воспроизводит: умение сравнивать группы предметов один и два, два и три, три и четыре, четыре и пять

Түсінеді. Понимает: умение сравнивать группы предметов находящиеся на расстоянии друг от друга, по ширине и высоте; знания о геометрических фигурах, представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности

Қолданады. Применяет: познавательный интерес к математике, доброту, отзывчивость

infourok.ru

План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе “Свойства предметов”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Приключение Колобка зимой»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Приключение Колобка зимой»…

Конспект открытого занятия по фэмп в старшей группе. «Путешествие в страну Сказок».

Создать условия для развития логического мышления, сообразительность, внимание.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Воспитательные…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе “Приключения Буратино”

Открытое занятие по ФЭМП….

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Письма Королевы Математики».

Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры на сложен…

Конспект открытого занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на планету математики»

Открытое занятие по математике в старшей группе по теме, связанной с Космосом, посвященное Дню космонавтики….

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»

Посещение Королевы Математики, прохождение её заданий…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе “По щучьему велению” с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей  дошкольного возраста В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослы…

nsportal.ru

План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

                                     «Путешествие в страну сказок»

Цели:  закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;

закреплять умение правильно отвечать на вопросы:  сколько?  на каком по счёту месте?

Образовательные задачи:

1. Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10.

2. Совершенствовать знания геометрических фигур.

3. Закрепить знания цвета.

4. Совершенствовать умение составлять и решать задачи.

5. Закрепить ориентировку на листе бумаги

Развивающие задачи:

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца

Оборудование и материал:

  1. Плоскостные изображения сказочных героев.
  2. Плоскостные изображения конфет в количестве 7 шт., разного цвета.
  3. Плакат  с изображением времени года – весна.
  4. Геометрические фигуры разного цвета.
  5. Набор цифр.

                                          Ход занятия

  •    Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в страну сказок, где живут сказочные герои. На каком транспорте можно путешествовать? Чтобы узнать, на чём мы сегодня будем путешествовать, отгадайте загадку:

                         

                                          Железные избушки,

                                          Прицеплены друг к дружке

                                          Одна из них с трубою.

                                          Ведёт всех за собою.

                                                              (Поезд)

Дети под музыку «Весёлые путешественники» изображают, как едут на поезде.

  1. Игровое упражнение «Сосчитай»
  •    Вот мы с вами приехали в страну сказок. В этой стране нас будут встречать сказочные герои. Чтобы узнать, какой сказочный герой нас будет встречать, нужно отгадать загадку:

Загадка:

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит,

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней

                                         (Красная Шапочка)

– А вот и сама Красная Шапочка

На доске  выставляется картинка  Красной Шапочки

  – Она идёт к бабушке. Что она несёт ей? (Ответы детей)

– Молодцы, а ещё она несёт ей конфеты.

– Как узнать сколько конфет? (Надо сосчитать)

– Давайте сосчитаем. Сколько конфет Красная Шапочка несёт бабушке?

 Ребенок выходит к доске, выставляет конфеты на доске, считает.

– Сколько всего конфет?(10 конфет)

– Молодцы! Какая по счёту жёлтая конфета? (Жёлтая конфета по счёту 3)

– Какая по счёту голубая конфета?

– Какого цвета пятая  конфета?

– А теперь нам нужно сложить конфеты обратно в корзину.

  Ребёнок складывает конфеты в корзину и считает обратный счёт.

– Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.

2. Работа с геометрическими фигурами.

– На следующей станции нас встречает другой сказочный герой. А кто он, отгадайте загадку:

     Загадка:

Он не знает ничего.

Вы знаете его.

Мне ответьте без утайки.

Как зовут его?.. (Незнайка)

  Воспитатель выставляет на доску картинку Незнайки.

– Дети, Незнайка не знает, что такое геометрические фигуры и какие они бывают. А вы знаете геометрические фигуры? Поможем  Незнайке?

– У вас на столах лежат геометрические фигуры. Поднимите и покажите квадрат. Как ещё можно назвать эту фигуру?  (Четырёхугольник)

-Почему он так называется?  (Потому что у квадрата 4 угла)

– А сколько сторон у квадрата?  (4)

-Правильно, и все мы видим, что эти стороны равны между собой.

– Дети, покажите, геометрическую фигуру –  треугольник.

– Сколько углов у треугольника? (3)

– Покажите геометрическую фигуру – прямоугольник.

– Как ещё можно назвать эту фигуру?  (Четырёхугольник)

– Какие стороны у прямоугольника равны?  (Верхняя сторона равна нижней стороне и боковые стороны равны между собой)

Дети  показывают остальные геометрические фигуры (круг, овал, ромб, трапецию)

  – Незнайка очень доволен и благодарит вас. А нам пора отдохнуть.

3.  Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»

                             

                               Быстро встаньте, улыбнитесь,

                               Выше, выше потянитесь.

                               Ну- ка, плечи распрямите,

                               Поднимите, опустите.

                               Влево, вправо повернулись,

                               Рук коленями коснулись.

                               Сели – встали, сели – встали

                               И на месте побежали.

– Отдохнули, а теперь можно отправляться в следующую сказку.

     Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать сказочного героя.

4. Игра «Отгадай загадки»

Загадка:

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спроса

Даже дырку на картине

Носом сделал…Буратино

     Воспитатель выставляет на доске картинку Буратино.

– Мальвина дала задание Буратино, но он не может справиться с заданием. Давайте поможем Буратино отгадать загадки. Я вам буду задавать вопросы, а ответ вы мне будете показывать карточкой с цифрой.

– Сколько хвостов у двух котов?  (2)

– Сколько спинок у трёх свинок?  (3)

– Сколько животиков у пяти бегемотиков?  (5)

– Сколько ушей у двух мышей? (4)

– Сколько домишек у ста муравьишек?  (1)

– Сколько дней в неделе?  (7)

– Сколько носов у шести собак?  (6)

– Сколько рогов у двух быков? (4)

–  Молодцы, ребята.  Буратино благодарит вас за помощь. Попрощаемся с Буратино и отправимся в следующую сказку.

5. Игра «Составь задачу»

Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать следующего героя.

Загадка:

Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый … (Чебурашка)

Воспитатель на доске выставляет картинку Чебурашки

– Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание.

– Одному ему не справиться с таким заданием. Дети, поможем Чебурашке решить задачи?

1.     По дороге на полянку

       Четыре морковки зайка съел,

       На пенёк потом он сел

       И еще морковку съел

       Ну-ка быстро сосчитай-ка,

Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)

– Запиши  решение этой задачи (4+1=5)

– Прочитай запись (К четырём прибавить один получится пять)

2.  Пять пушистых кошечек
    Улеглись в лукошечке.
   Тут одна к ним прибежала.
   Сколько кошек вместе стало? (Шесть кошечек)

– Запиши решение задачи и прочитай запись (5+1=6)

( К пяти прибавить один получится шесть)

3.  Четыре щенка в футбол играли

      Одного домой позвали

      Он в окно глядит, считает,

      Сколько их теперь играет? (Три щенка)

– Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)

4.  Семь весёлых поросят
    У корытца в ряд стоят.
    Два ушли в кровать ложиться,
    Сколько свинок у корытца? ( Пять поросёнка)

    – Составь решение задачи и прочитай (7 – 2 = 5)

– Молодцы, ребята! Чебурашка  говорит «спасибо» вам за помощь и предлагает отдохнуть.

6. Физкультминутка под музыку «Весна»

– В какой же сказке мы теперь можем оказаться?

7. Игра «Рисуем солнышко»

  Воспитатель загадывает загадку:

Загадка:

Толстяк живёт на крыше.

Летает всех он выше,

Если ляжешь рано спать

Ты с ним сможешь поиграть

Прилетит к тебе в твой сон

Живой, веселый …. (Карлсон)

    Воспитатель выставляет на доске картинку Карлсона

– Карлсон нарисовал для вас картину. Посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовал Карлсон? (Весну)

– Правильно.  Как называется первый месяц весны? (Март).  А сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их.  (Март, апрель, май)

– Посмотрите на картину и скажите, что Карлсон нарисовал в центре картины? (Дерево)

– Что нарисовано в правом верхнем углу?  (В правом верхнем углу нарисовано облако)

– Кто нарисован в правом нижнем углу? (В правом нижнем углу нарисован заяц)

– Что нарисовано в левом нижнем углу?  (В левом нижнем углу нарисованы подснежники)

– Как вы думаете, что забыл нарисовать Карлсон в левом верхнем углу картины? (В левом верхнем углу Карлсон забыл нарисовать солнышко)

– Да, правильно. Карлсон забыл нарисовать солнышко на картине. Вы поможете Карлсону нарисовать солнышко? (Да)

– Дети, солнышко мы с вами нарисуем в тетрадях.  (Дети рисуют солнышко)

– Молодцы, ребята!! Все задания выполнили. А нам пора возвращаться домой из страны сказок.

Звучит музыка «Весёлые путешественники»

8. Итог занятия.

– Вам понравилось путешествовать по стране сказок? (ответы детей)

– Вспомните, каких сказочных героев мы с вами встречали? (Ответы детей)

– Что мы с вами  делали в сказках? (Ответы детей)

– А в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.

nsportal.ru

Математика, старшая группа «Свойства предметов»

Тема: «Свойства предметов».
Программное содержание.
1.    Формировать представления о признаках сходства и различия, между предметами.
2.    Объединять предметы в группы – (по сходным признакам) и выделить  из  группы отдельные предметы, отличающиеся  каким-либо признаком.
3.    Развивать связанную речь детей.
4.    Учить детей аргументировать свои высказывания.  
5.    Продолжать учить детей отгадывать загадки.
6.    Формировать умение предвидеть опасность.  
Материалы к занятию:
Демонстрационный – картинка с изображением зайчика; картинки-лото с изображением фруктов, цветов, овощей; модель корзинки маски-шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна).                              
Раздаточный – кубики: пять красных и один желтый; мешочки или
коробочки для кубиков.
Содержание НОД.
Организационный момент. Математическая разминка.
1.    Счёт прямой и обратный 1 – 5.
2.    Закреплений знаний цифр 1 – 5.
I. Выявление признаков сходства и различия между предметами.
1.  Игра: “Соберем урожай”.
–  Кто знает, какое сейчас время года? (Осень.)
–  Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов).
На фланелеграфе модель корзины и картинки с изображением цветов, фруктов, овощей; картинка с изображением Зайчика.
– Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своем огороде. Что он положил в свою корзинку?
Дети по желанию выходят к фланелеграфу и кладут в корзинку картинки с изображением овощей. По ходу действия можно задать вопросы: «Какого цвета морковь? Какой формы огурец? Какого размера редиска? Что растет на земле? Что растет под землей? Что растет над землей?».
–  А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка – цветок, а Зайка собирал овощи.).
–  А почему осталось яблоко? (Яблоко – фрукт, а не овощ.)
–  Какие же предметы вы выбрали и по какому признаку? Потому что они сочные?  Крупные?  Вкусные? Их используют в пищу? (Нет. Все это – овощи, они растут в огороде.)
2) Игра: «Волшебный мешочек».
На столах у детей пять кубиков красного цвета и один желтый, и по «волшебному мешочку» (мешочек или коробка для кубиков).
–  Что у вас на столах? (Кубики.)
– Чем они похожи и чем отличаются? (Одинаковые форма, размер, все пластмассовые. Отличаются по цвету.)
–  Какое свойство отличает их друг от друга? (Цвет.)
– Положите в свой «волшебный мешочек» кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (Положили 5 красных кубиков – у них одинаковый цвет, форма, размер, материал. Остался желтый кубик – он не подходит по цвету).
II. Физкультминутка: “Лис и зайчата”.
Стой, зайчонок, не беги
По тропинке узенькой,
Лучше ты побереги
Хвостик свой кургузенький.
Лис крадется вдоль тропы.
Вряд ли ищет он грибы!
Один ребенок изображает крадущегося лиса, а остальные – бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам-«домикам».
III. Объединение предметов в группы по общему свойству и вы¬деление из группы отдельных предметов, отличающихся каким-либо свойством.
–  Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим   вместе с нашим   Зайчиком путешествие: «отправимся» в лес. Я загадаю вам  несколько загадок и думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они.
Под кустами, под листами
Мы попрятались в траву.
Нас в лесу ищите сами.
Мы не крикнем вам: «Ау!» (Грибы, ягоды.)
–  Назовите ягоды, изображенные на первой   картинке. (Малина, рябина, клубника.)
–  Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду? Какие растут только в лесу? (Черника, брусника, голубика,  морошка и т.д.)
–  Кто в шляпе родится? (Грибы.)
–  Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, опенки, мухомор)
–  Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпа и ножка. Все они растут в лесу.)
–  А какой гриб здесь лишний и почему? (Опята – растут всегда вместе, а мухомор и белый могут расти по одному; мухомор – ядовитый гриб, несъедобный, а остальные – съедобные).
–  Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть:
Стоит на дорожке
На тоненькой ножке,
Пестрой шляпкою покрыт,
Несъедобен, ядовит.
– А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Мухоморы могут есть лоси. В народной медицине используют мухомор как лекарство – для приготовления растирки).
VI. Итог занятия.
–  Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравились рассказы Саши, Тани и т.д. о том, что растет и кто живет в лесу. Рад он и вашим подаркам. А вам понравилось путешествие с Зайчонком?

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *