Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе завиток – . . , – .

Содержание

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД на тему “Завиток”

План – конспект НОД для детей подготовительной группы  по изобразительной деятельности (рисование).

Тема: «Завиток».

Цель: Знакомство детей с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвета, фон, материал).

Задачи: Познакомить детей  с основными элементами хохломской росписи. Способствовать активизации словаря: центральная линия, завиток. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать работы.

Материал и оборудование: Предметы быта, украшенные хохломской росписью; иллюстрации к сказкам, выполненные по мотивам хохломы; баночки с водой; кисточки; салфетки; гуашь.

Методы и приемы:

– орг. Момент

– рассказ воспитателя

– беседа

– показ

– вопросы к детям

– игра

– анализ работ

– художественное слово (стихи)

Словарная работа: хохлома, хохломская роспись, центральная линия, завиток.

                                                   

                                                      Ход  НОД :

1. Орг. момент.

Дети входят в группу под музыку, рассматривают изделия, украшенные хохломской росписью.

Воспитатель: Вы обратили внимание, как красиво украшена наша группа? Что ее так украсило?

Дети: Рисунки, красивая посуда.

Воспитатель: Да, мы словно попали на выставку. Какая красивая посуда, какие чудесные иллюстрации к сказкам. Посмотрите внимательно и ответьте, каким одним словом можно назвать эту группу предметов.

Дети: Посуда.

 Воспитатель: Чем еще похожи эти предметы?

Дети: Сделаны из дерева, одинаково расписаны.

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Дети: Это хохломская роспись.

2. Рассказ воспитателя о хохломском промысле.

Воспитатель: Удивительному чуду

                         Мы поклонимся не раз.

                         О промыслах народных

                         Пойдет сейчас рассказ.

Дети садятся на хохломские стульчики.

Воспитатель: Это волшебная, сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Отсюда и название ее – хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха, дыханием весны. Все это и отразилось на предметах, которые находятся перед вами.

Но труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала изделия точат из дерева на специальных станках, покрывают его слоем жидкой глины, льняным маслом, алюминиевым порошком, после сушки изделие покрывают лаком и ставят в печь. Здесь лак темнеет и придает изделию золотистый оттенок. Вот почему так часто хохломскую роспись называют золотой.

Хохломская посуда имеет разные названия. Назовите те, которые вам хорошо знакомы.

Дети: Ложка, ваза, стаканчик, солонка.

Воспитатель: Из каких элементов состоит узор?

Дети: Травка, завиток, лист, ягодка, цветок. (Если затрудняются, то назвать и показать.)

Воспитатель: Какие цвета использовали художники в росписи?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: Какой цвет может использоваться для фона?

(Показать образцы – красный, черный, желтый)

3. Физминутка.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветы нарисовали художники на своих изделиях. Давайте изобразим их.

                    Наши алые цветки распускают лепестки…

                    Ветерок чуть дышит, лепестки колышит…

                    Наши алые цветки закрывают лепестки…

                    Головой качают, тихо засыпают…

(Воспитатель произносит текст, дети выполняют соответствующие движения.)

4. Знакомство детей с элементом хохломской росписи «Завиток».

Воспитатель: Элементов в росписи много. Сегодня мы познакомимся только с одним – завитком, но сначала вспомним о линии, которая важна для хохломы. Кто может показать мне эту линию? Как она называется?

Дети: Центральная линия.

Воспитатель: Почему эта линия получила такое название?

Дети: Около нее расположены все элементы: травка, листья.

Воспитатель: И завитки живут около этой линии. Вот они какие! Длинные, короткие, расположены с обеих сторон. (Показ) Рисовать их несложно. Одни завитки ленивые, длинные, посмотрите, как их можно нарисовать (показ на доске).

А другие завитки – шалунишки. Они ловкие, шустрые и рисуются по-другому (показ).

Кто хочет нарисовать ленивый завиток?

Кто нарисует шалунишку?

5. Самостоятельная деятельность детей (под музыку).

Воспитатель проводит индивидуальную работу. Помогает детям, которые затрудняются.

6. Игра «Хохломские стулья».

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем, а наши рисунки пока подсохнут.

Ход игры:

Четыре стульчика стоят в кругу, дети выполняют танцевальные движения под музыку. По окончании музыки занимают стулья (3 – 4 раза).

7. Анализ работ детей.

Воспитатель предлагает детям выбрать самую красивую работу, самую аккуратную работу, работу с интересными завитками.

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД “Волшебный завиток хохломы” в подготовительной группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

воспитатель Веселова Наталья Вячеславовна

МБДОУ  «Детский сад №14»

Образовательная область: «Художественное творчество»

Тема: «Волшебный завиток хохломы»

Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)

Тип: итоговая, интегрированная.

Интеграция  образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»,  «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству, художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

Художественное творчество:

  • Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
  • Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности.
  • Развивать самостоятельность в выборе колорита росписи, в зависимости от основного тона, чувство цвета, творчество, фантазию.

Познание:

  • Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
  • Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Коммуникация:

  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Чтение художественной литературы:

  • Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Социализация:

  • Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.

Здоровье:

  • Развивать потребность в двигательной активности.

Музыка:

  • Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного творчества.

Предварительная работа.

Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.

Рассматривание наглядно – дидактического пособия «Хохлома», изделий прикладного искусства, стилизованных образцов.

Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).

Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

Дидактические игры «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка»,  «Продолжи узор», «Собери предметы».

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Изготовление с детьми заготовок-шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.

Разучивание танца под детскую песенку «Пых- пых, Самовар».

Демонстрационный,  раздаточный материал и оборудование.

Хохломские изделия, аудиозапись народной музыки, конверт, расписанный хохломской росписью, презентация «Волшебный завиток хохломы», наглядно-дидактическое пособие «Хохлома»,  разрезные картинки для игры «Собери предметы», тонированные заготовки-шаблоны  хохломской посуды, кисти, тычки, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки.

Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии, презентация «Волшебный завиток хохломы», аудиозапись песни «Пых-пых, Самовар».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

Стук в дверь. Передают  конверт.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какой необычный конверт нам прислали! (конверт украшен хохломской росписью)

Как вы думаете, кто бы мог нам его прислать? (ответы детей) Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (ответы детей) Молодцы! А давайте посмотрим, что внутри конверта.

(Воспитатель достает из большого конверта маленькие конвертики с разрезными картинками.)

Дети, хохломские мастера предлагают нам поиграть в игру «Собери предметы». Вы согласны?

Дети. Да!

Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и назвать получившиеся предметы.

Воспитатель. Молодцы! Очень хорошо справились с заданием. Но это еще не все. В конверте есть послание: «Дорогие, ребята! Сегодня открывается выставка народно – декоративного промысла. Приглашаем всех, всех, всех! На выставке вы могли бы попробовать себя в качестве мастера и «расписать» посуду. Мы вас очень ждем!!!»  Дети, а вы хотели бы посетить эту выставку?

Дети. Да!

Воспитатель. Но для начала мы с вами должны вспомнить основные правила поведения на выставках! Назовите их.

Дети.  Не шуметь!

            Внимательно слушать рассказчика!

            Не мешать другим слушать!

Воспитатель. Молодцы, ребята! Тогда я приглашаю вас на выставку! (дети входят в подготовленный зал и садятся на стульчики)

Дети, мы находимся с вами на выставке «Золотая хохлома», посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров.

Очень давно,  в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки  по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.

Посмотрите, дети, какие они яркие!  А как же они становятся такими красивыми?

Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». «Золотая» потому, что все изделия блестят как золото.

Ребята, а еще хохломские мастера приготовили для нас презентацию, чтобы  мы смогли увидеть всю красоту хохломской росписи».

(показ презентации «Волшебный завиток хохломы», во время презентации воспитатель читает стихотворение «Золотая хохлома»).

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной красоты.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Воспитатель. Дети, вам понравилась презентация? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда присаживайтесь на свои рабочие места. У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды. Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.

С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

Молодцы, ребята, всё знаете!

А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

(Под народную музыку ребята приступают к рисованию. Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке).

Воспитатель.  Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Вижу все уж закончили. Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.

(Дети с помощью воспитателя вывешивают свои работы на заранее растянутую веревочку с прищепками).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от  работ мастеров. Вы настоящие мастера!

Ну, что, ребята, «всякое дело концом хорошо», поэтому я приглашаю вас на танец с сюрпризом «Самовар»!

(исполняется танец)

А вот, дети, и сюрприз, самовар-то не простой, внутри угощения.

(Дети угощаются, дарят свои работы гостям).

Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Всем спасибо! До свидания!

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Этот волшебный завиток

                                    ГБОУ ШКОЛА 1362
                                 дошкольное отделение 1
                                    ул.Зверинецкая,31-а

                                             КОНСПЕКТ  
               ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
           (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ,ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

     «Этот волшебный завиток»
       для детей старшего дошкольного возраста

        Провела: Кочетова  О.А.

        Москва,2016

Цель: дать детям целостное представление о хохломской росписи, как об одной из форм народного декоративного искусства, показать её связь с окружающей природой.

Задачи:
– учить самостоятельно составлять узор, близкий по композиции элементам и цветосочетанию хохломской росписи;

– передавать в росписи красоту окружающей природы, прививать любовь к народному творчеству.

Материал: тонированные полоски бумаги, кисти, гуашь, клей-карандаш, хохломская посуда, иллюстрации с элементами росписи.

Время проведения: 30 минут.

Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им  схемы основного элемента.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что один  художник не успел расписать какое-то изделие  и попросил ребят помочь ему это закончить. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.

а) дети придумывают, как это лучше сделать , глядя на образцы элементов хохломской росписи, а воспитатель рисует всё, что ребята придумывают.

б)то же самое, но без образцов.

в) дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.

г) то же самое, но без образцов

Цель: научить в воображении создавать образцы элементов хохломской росписи, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: лист бумаги со схематическим изображением какого-либо элемента хохломской росписи, краски, кисти, образцы хохломской росписи.

а) воспитатель предлагает детям отгадать, какой можно нарисовать элемент хохломской росписи, глядя на образцы элементов, и нарисовать его.

б) то же самое, но без образцов.

ХОХЛОМСКАЯ  РОСПИСЬ

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

ЗОЛОТАЯ  ХОХЛОМА

Золотистый, красный и чёрный – такое сочетание цветов мы можем встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и в произведениях народных мастеров. Для «Хохломы» эти цвета особенно важны : красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту, а чёрный усиливает его сияние, кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет. Но прежде чем стать «золотой», хохлома бывает серебряной и глиняной.

Вначале изготавливают «бельё». Сперва его сушат, затем шлифуют-убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой. После этого изделие попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись.  Сначала его обмазывают льняным маслом, затем особым составом-грунтовкой. Потом обжигают, после чего художники расписывают изделие и снова обжигают.

– Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьётся, и цветы растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые, а может, солнцем залитые.

ЧАСТУШКИ.

Осень, осень, всё сама
Прячет злато в закрома.
Ну какое это злато-
Всё сплошная Хохлома.

Все листочки как листочки,
Здесь же- каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

Хохлома да хохлома-
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу.

Воспитатель.
Все эти предметы украшены хохломской росписью. Люди всегда стремились вносить красоту в жизнь, поэтому хохломские художники украшали деревянную посуду.

А как же началось это удивительное хохломское художество? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно же сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.
            Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затеи ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают.  После обжига посуда превращается в «золотую». Стали хохлому называть во всём мире «золотой».
              Давайте представим, что наша группа ненадолго превратилась в «светёлку-рукодельницу», а мы с вами стали мастерами-умельцами. Сейчас мы попробуем  расписать хохломским узором полоски бумаги, а затем сделаем из них стаканчики.
               Обратите внимание на цветовую гамму , которая используется в хохломе.  Праздничный и торжественный колорит осени  достигается сочетанием золотого (жёлтого), красного и чёрного цветов. Мы украсим наши стаканчики травным орнаментом.
                       ( Показ приёмов и способов изображения)
                Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля»-«завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз, т.е. элементы чередуются ритмично.  Его ведущая линия имеет плавное течение. Затем узор усложняется добавлением красных и чёрных «кустиков». Можно украсить стебель ягодками (смородина, рябинка). Ягодки хохломские мастера рисовали печаткой-тычком ( тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку).

Анализ занятия.
Все рисунки выкладываются на общий стол.
Посмотрите, какая красота у нас получилась! Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры?
Где  живут хохломские мастера? ( за Волгой-рекой).
Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду).
Из чего делают эту посуду? (из дерева)
Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи?  ( изгибающаяся веточка –«криуль», он состоит из «завитков»; «травка» ,   «ягодки»).
Какие цвета сочетаются в Хохломе? ( золотой (жёлтый),красный, чёрный).
С помощью чего расписывают художники посуду? ( с помощью кисти и печатки-тычка).
Скоро наши расписные полоски просохнут, и из них можно будет сделать стаканчики. А где и для чего их можно использовать? (для украшения в уголке творчества, для игры, можно подарить кому-нибудь…)

Ребёнок.
Хохломская роспись, алых ягод роспись,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески, шёлковые всплески,
Солнечно-медовой золотой листвы!
Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.

nsportal.ru

Конспект занятия по художественной деятельности в подготовительной группе «Хохломская роспись. Тема: «Завиток».

Конспект занятия

по художественной деятельности в подготовительной группе

«Хохломская роспись. Тема: «Завиток»».

Подготовила: воспитатель Фитисова И. В.

Конспект занятия. Хохломская роспись. Тема: «Завиток».

Программное содержание: Познакомить с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал). Дать представления об основных элементах, используемых художниками. Активизировать словарь: центральная линия, завиток. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы.

Материал: Предметы быта, украшенные хохломской росписью, иллюстрации к сказкам, выполненные по мотивам Хохломы.

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыку, рассматривают изделия, украшенные хохломской росписью.

Воспитатель: Вы обратили внимание, как красиво украшена наша группа? (ответы). Что ее так украсило? (Рисунки, красивая посуда). Да мы словно попали на выставку. Какая красивая посуда, какие чудесные иллюстрации к сказкам! Посмотрите внимательно и ответьте, каким одним словом можно назвать эту группу предметов? (посуда).

Чем похожи эти предметы? (сделаны из дерева, одинаково расписаны).

Как называется эта роспись? (ответы). Вот сейчас мы об этом и поговорим), дети садятся на стульчики или ковер).

Это волшебная, сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Отсюда и название ее – хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха, дыханием весны.

Все это и отразилось на предметах, которые находятся перед вами. Но труден путь изготовления хохломских изделий.

Сначала изделие точат из дерева на специальных станках, покрывают его слоем жидкой глины, льняным маслом, олифой, алюминиевым порошком, после сушки изделие покрывают лаком и ставят в печь. Здесь лак темнеет и придает изделию золотистый оттенок. Вот почему так часто хохломскую роспись называют золотой.

Хохломская посуда имеет разные названия.

Назовите те, которые вам хорошо знакомы. (Ложка, ваза, стаканчик, солонка).

Из каких элементов строится узор: травка, завиток, лист, ягодка, цветок.

Какие цвета использовали художники в роспись? (красный, желтый, зеленый и черный).

Какой цвет может использоваться для фона? (Показать образцы – красный, черный, желтый).

Элементов в росписи много. Сегодня мы познакомимся только с одним – завитком, но сначала вспомним о линии, которая очень важна для хохломы.

Кто может назвать мне эту линию? Как она называется? (Центральная). Почему эта линия получила такое название? (Около нее расположены все элементы: травка, листья и другие).

И завитки живут около этой линии. Вот они какие! Длинные, короткие, расположены с обеих сторон (показ). Рисовать их несложно. Одни завитки ленивые, длинные, посмотрите, как их можно нарисовать (показ на доске). А другие завитушки – шалунишки. Они ловкие, шустрые, рисуются по-другому.

Кто хочет нарисовать ленивый завиток? Кто нарисует шалунишку?

Дети приступают к работе под музыку. Если кто-то выполнил работу раньше, целесообразно предложить ему нарисовать полосы по краям формы. При анализе работ предложить выбрать самую красивую работу, работу с интересными завитками.

multiurok.ru

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Декоративное рисование «Завиток»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием “В гостях у дымковской барышни”.К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО…

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию….

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию….

«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»

Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада….

Декоративное рисование «Завиток» ( по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе

Декоративное  рисование«Завиток»( по мотивам хохломской росписи)(подготовительная группа )        …

Декоративное рисование «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и …

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном…

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Хохломской узор на круге»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему:

«Хохломской узор на круге»

Цели:

• Закрепить представление о производстве и росписи хохломских изделий.

• Закрепить знание названий элементов хохломской росписи.

• Формировать умение детей самостоятельно создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине.

• Закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом, использовать элементы хохломской росписи.

Оборудование демонстрационное: изделия хохломских мастеров, образцы выполнения элементов хохломской росписи; раздаточное: бумажные одноразовые тарелочки, тонированные в желтый и черный цвета, гуашь, мягкие и тычковые кисти.

Ход занятия

Воспитатель заранее расставляет на стенде изделия хохломских мастеров. Напоминает детям о том, что они уже знакомы с хохломской росписью.

Вопросы для беседы:

— Какие изделия изготавливают хохломские мастера? (Посуду и предметы быта: столы, сундуки, стулья и т.д.)

— Какие предметы посуды расписывают хохломские мастерицы? (Ковши, блюда, ложки, бочонки, стаканчики, миски и т.д.)

— Из какого материала выполнены все хохломские изделия?

— Какие цвета красок используют хохломские мастерицы?

— Почему хохломскую роспись называют — золотая хохлома?

— Как называются основные элементы хохломской росписи?

— Какой главный элемент? (Завиток.)

— Найдите и покажите элементы на готовых изделиях. (Дети находят и показывают элементы хохломской росписи: завиток, капельку, травку, кустик, усики, осочки, ягоды, листья.)

Воспитатель показывает детям хохломские изделия и обращает внимание на то, как располагается узор на этих предметах. Отмечает то, что в зависимости от формы предмета изменяется композиция узора. Элементы располагаются в определенном порядке. Так, например, на миске и стакане стебель-криуль мягко огибает все изделие, и от него вверх и вниз отходят листья и ягоды, травки.

А на блюде узор располагается по-иному. Просит детей самих определить, как располагается узор. Отмечает, что выделяется середина изделия и расписывается по краю каймой. В середине элементы более крупные, а по краям проходит узкая кайма.

Предлагает детям расписать хохломским узором блюдо. Напоминает, что на полосе они уже рисовали элементы и создавали хохломской орнамент, а теперь будут расписывать бумажную заготовку круглой формы (бумажные одноразовые тарелочки).

Также воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется цвет элементов в зависимости от фона изделия. Показывает детям на примере, как мастерицы рисуют на черном фоне желтой, красной и зеленой красками, а на желтом — красной, зеленой и черной. Напоминает,

что при выборе красок для украшения блюда надо быть очень внимательными и взять те цвета, которые не будут сливаться с фоном. I

Предлагает сравнить изображения ягод на разных предметах. Спрашивает, какие ягоды дети увидели-на хохломских изделиях. Показывает нарисованные образцы разных ягод в хохломской росписью и предлагает внимательно рассмотреть их. Напоминает детям о том. как надо рисовать различные ягоды. Рябину, смородину и бруснику рисуют методом тычка, остальное ягоды — концом обычной мягкой кисти. Просит не забыть об украшении ягод (точками, черточками и дугами, выполненными желтой краской).

Воспитатель показывает иллюстрации с образцами выполнения других элементов — завитка, травки, усиков и осочек. Напоминает детям! что рисовать элементы надо концом кисти тонко и легко, держа кисть перпендикулярно листу. Ягоды и листья — крупным пятном всем вор4 сом кисти. Листья обычно собраны в трилистник, их рисуют двумя дугами.

Воспитатель напоминает детям, что начинать узор надо с ветки-криу- ля, которая будет изгибаться и опоясывать блюдо каймой. Плавное течение ведущей линии — криуля подчеркивает округлую форму изделия. Показывает движением руки, как должны располагаться завитки на круглой форме изделия. Завитки имеют одинаковую длину и закручиваются то вверх, то вниз.

Далее надо выполнить растительный элемент в середине заготовки а затем добавить необходимые мелкие травные элементы — кустики (усики, осочки, капельки).

С помощью вопросов педагог закрепляет представление последовательности изображения элементов узора и предлагает, выбрав заготовки любого цвета на свой вкус, приступить к работе.

В конце занятия воспитатель развешивает все работы на доске и предлагает детям рассмотреть и проанализировать их: как расположен узор на блюде, какой придуман и выполнен узор, из каких элементов он состоит, как подобраны элементы в орнаменте, какая цветовая гамма использована в узоре. Отметить: правильно ли выполнены элементы, красиво ли расположен узор на заготовке, не сливаются ли краски с фоном, аккуратно ли сделана работа.

nsportal.ru

№ 440 “Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Хохломская роспись» – Воспитателю.ру

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование

в   подготовительной к школе группе

Тема: «Хохломская роспись»

 

 

Воспитатель МБДОУ д/с №4 « Золушка»

Довгалева Галина Васильевна

 

г.Стародуб 2014г.

 

Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Хохломская роспись»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи – “завитком” и способом его изображения.

2. Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (, ягод, завитков, листиков,).

3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал::

Хохломская посуда;

Образцы элементов хохломской росписи;

Лист бумаги для показа способа рисования “завитка”

Для детей бумажные силуэты посуды, затонированные в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм;

Листочки для тренировки рисования “завитков”;

Гуашь, беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки;.

Ход:   

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

.        

Проходите да поглядите, какая здесь у нас  посуда собрана. Она не простая. 

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

 

 

В. :Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Д. :Зима

В. : А какие времена года вы еще знаете? 

Д.Осень, весна, лето.

В.Дети! А посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает! 

Д.Эта посуда, узор на этой посуде напоминает осень! 

В. А почему вы так считаете? 

Д. Я считаю так потому, что эта посуда яркая, красочная, веселая  точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья одевают красочные наряды из желтых, красных, оранжевых листьев и ягод. Осень называют золотой и Хохлому тоже называют золотой.

В.Правильно, смотришь на нее и вспоминаешь такие строки:

                                 «Золотая осень, алых ягод россыпь

                                   Отголоски лета в золоте травы

                                    Рощи- перелески, шелковые всплески,

                                    Солнечно-медовая красота листвы.

.

Посмотрите внимательно и скажите вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?.

Д. Нет, не вся, есть и не расписанная..

В. : Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду и закончить работу. Поможем им закончить работу, распишем посуду?

Д. Да!

В. :Но прежде, чем мы с вами начнем рисовать, скажите, чем отличается хохломской узор от других росписей?

На какой фон мастера наносят свой узор?

Д. :На жёлтый, красный и чёрный фон.

В. :А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?

Д. : “осочки”, “травки”, “усики”, “капельки”. «Листочки»

В. : А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы – “завиток”.

Смотрите внимательно.

 

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге. 

 

Сначала начинаем рисовать концом кисти ,протягиваем тоненькую  полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем  и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти чтобы получилась тоненькая полосочка . При дальнейшем закручивании “завитка” давление на кисть ослабляем. 

( После моего показа, показ и объяснение ребенком)  

В. А теперь возьмите не расписанную посуду и садитесь на свои места. Сейчас потренируйтесь рисовать на отдельных листочках которые лежат у вас на столах.

 

) .

Поупрожнялись, а сейчас мы с вами немножко отдохнём и

подготовим наши руки к основной работе.

Вот  помощники  мои,  их  как  хочешь, поверни:  (смотрим  на  раскрытые  ладони) И  вот  эдак,  и вот  так,  не  обидятся никак. (Потираем   руками)  Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)Не сидится  им  опять. (Встряхиваем кистями)Постучали, (стучим по столу) повертели  (круговые  вращения  кистью)и  работать захотели.(потираем руками)Поработают  немножко, (Хлопаем в ладоши  )мы дадим   им   отдохнуть.  (Сложили   ладони   вместе  )  Постучали, (стучим по столу)   повертели    (круговые   вращения   кистью)и   опять   обратно   в   путь. (Хлопаем в ладоши

)

В. : Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.

. Давйте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

1. Сначала рисуем завитки .  

2. Намечаем  ягодки и  рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод:на чёрном фоне – красные ягоды, на жёлтом – красные или чёрные ягоды, на красном – чёрные ягоды) .

3.Чтобы наш узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить?

( рисуем листочки)

.

.

Дети рисуют.

Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.

В конце занятия анализ детских работ. 

В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, посмотрите,  какие же работы у нас получились?

 

У кого получились самые круглые “завитки”,

У всех ли правильно подобран цвет ягод?

У кого получился самый настоящий хохломской узор?

В. : Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. .

Когда ваши работы высохнут мы с вами оформим выставку, чтобы все увидели, какая красота у вас получилась.

 

В А теперь давайте наведем порядок на наших столах. Наша деятельность закончена.

  

Преварительная работа.

1. Занятия по ознакомлению с окружающим

Тема :”Знакомство с историей хохломского промысла”

Тема: “Особенности хохломской росписи”.

Беседы с детьми.

Откуда пошло название “Золотая хохлома”?

Каким промыслом занимаются мастера села Хохлома?

Из какого материала они изготавливают свои изделия?

Какими красками пользуются хохломичи при росписи своих изделий?

Какимие основные элементы присутствуют в хохломской росписе?

Какое настроение создают у людей эти изделия?

Рассматривание хохломской посуды, альбомов, открыток на соответствующую тему.

Набдюдение на прогулке за растениями на клумбе и обсуждение сходства и различия живой природы и стилизованного рисунка хохломы.

Проведение занятий по декоративному рисованию, предшествующих данному, на тему хохломской росписи.

1. Знакомство с простейшими элементами хохломы (осочка, травка, усики, капельки) .Упражнение в рисовании данных элементов на простых листочках.

2. Обучение рисованию “криуля”(центральной ветки) в разных её конфигурациях;

Наметить расподожение ягод (если это – гроздья, ягоды рисуются кучкой с помощью губчатых тычков) .Обучение рисованию ягод. (на отдельных листочках)

3. Рисование цветов с помощью ватных палочек. (на отдельных листочках)

4. Рисование завитков (данное занятие) .

Прослушивание русских народных мелодий, создающих ассоциативную связь музыкального произведения с изделиями золотой хохломы.

  

vospitately.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *