Конспект занятия откуда хлеб пришел подготовительная группа – План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Откуда хлеб пришел?

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Откуда хлеб пришел?


МБДОУ №88

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

Подготовительная   группа №З

«Капельки»

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Воспитатель Миронова Е.А.

октябрь 2014год

.

Программное содержание:

1.Закрепить представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

2.Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России.

3.Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
4.Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Словарь:

– рожь, пшеница, зерно, поле, колосс, комбайн, уборка, элеватор, хлебороб, мука, пшеничный, ржаной, озимые, яровые.

Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия:

Воспитатель: 
Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Дети:
Хлеб.

Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне сейчас и расскажете.

Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:
Его покупают в магазине.(2-3 ответа детей)

Воспитатель: 
А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но  сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Дети:
Пекут из муки.(2-3 ответа)

Воспитатель: 
А что такое мука, из чего её получают?

Дети:
Из зёрен.(2 ответа)

Воспитатель: 
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:
Да хотим.

Воспитатель: 
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети:
Трактор ведёт тракторист.

Воспитатель: 
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все  лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели(Показывает зёрна) Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети:
На комбайне работает комбайнер.

Воспитатель: 
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.


Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети:
зерно везут на мельницу.

Воспитатель: 
Правильно, и там зерно мелют в муку.((Воспитатель показывает муку в тарелке) Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети:
мука отправляется на хлебозавод, пекарню.

Воспитатель: 
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.


Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: 
А как все эти продукты называются одним словом?

Дети:
Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: 
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом.

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель: 
Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?

Дети:
Хлеборобам помогают трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель:
Как нужно относится к хлебу?

Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А теперь давайте угостим наших гостей хлебобулочными изделиями!(Дети угощают гостей баранками и пряниками).

nsportal.ru

План-конспект занятия (подготовительная группа): Откуда хлеб пришел?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушением зрения №70»

 Откуда хлеб пришел?

конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Составила:

Воспитатель группы №12

Ефремова Е.И.

г. Нижнекамск, РТ

Тема: «Откуда хлеб пришел»
Цель: формирование представления о рождении хлеба, его ценности.
Задачи: сформировать представление о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике; дать представление о процессе выращивания зерновых культур и изготовлении хлебобулочные изделий ; воспитывать уважительное отношение к человеку труда; бережное отношение к хлебу, обогащать представления детей о многообразии растений. 
Предварительная работа: чтение рассказа Ю. Крутогорова «Дождь из семян», игры: составление целого из 8-10 частей(хлебобулочных изделий),«Кто больше назовет», «Что нужно для работы хлебороба», анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом», лепка из соленого теста «Баранки, булочки», чтение поговорок и пословиц о хлебе, рассматривание картинок и иллюстраций.
Проблема в группе: по результатам диагностики дети недостаточно знают о профессии хлебороба.
Ход занятия:
В группу приходит почтальон Печкин и приносит посылку, в которой находятся хлебобулочные изделия. Для того чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать загадку:
«Он и мягкий, он и пышный, он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый, без него плохой обед ,
вкусней его на свете нет» (хлеб)
– Посмотрите сколько здесь разного хлеба, давайте попробуем, отломим по кусочку, ох , как вкусно!
– А вы хотите узнать , как хлеб к нам на стол попал?
– Может, он на дереве вырос? 
– Может на грядке?
– Нет. А где?
– Посмотрите на этот каравай. Какой он красивый, а как ароматно пахнет. Прежде, чем стать хлебом, должен появиться колосок. Какой колосок? Сейчас узнаем…

Физкультминутка с мячом «Какой колосок?» (колосок из зерна пшеницы – пшеничный, колосок из ржи ….)

Ребята, а представьте, что хлеб совсем пропал и с прилавков магазинов, и с обеденного стола. Что тогда будет? … Верно, хлеб нужен каждому из нас каждый день, без хлеба не проживешь. Ведь он и сытный, и полезный, и любимый всеми нами. Русские люди во все времена ценили этот продукт. И сегодня мы поговорим с вами о хлебе. А вам интересно узнать:

– Как попал хлеб к нам на стол? Какой путь он прошел? Кто вырастил его.
– Вот мы об этом и побеседуем. В народе говорят: «Хлеб всему голова». Хлеб нужен всегда человеку, с маленького возраста до самой старости. Как же получается хлеб, который мы покупаем в магазине или печем дома? Да, хлеб выпекают из муки. Но, чтобы получить муку, нужно очень хорошо потрудиться. Труд земледельца – труд тяжелый. Еще с осени земледельцы начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю, поля, на которых будет расти будущий урожай (картинка – вспашка земли). Весной во влажную от стающего снега почву, начинают сеять зерна пшеницы, ржи, овса, ячменя (картинка – посев семян). Появляются всходы, зеленые ростки (картинка с ростками). 
Затем растения начинают колоситься, цвести (картинка с колосьями). В колосе образуются мучнистые зерна.


В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
будет целая семья.
Вот они колосья.


Показ и рассматривание колосков и зерен, используя обследовательские действия: цвет, форма, величина, твердый, мягкий.
– Ребята, а как назвать зерно ласково? Проводится словесная игра «Назови ласково» (колос-колосок, булка-булочка…)
– Как вы думаете, чтобы выросли такие полные зерна колосья, что для этого еще нужно?
Да, колосьям необходим дождь и много солнца. Раньше во время праздников пели:
– Дай же нам небо, хлеба богатые, с корнем глубоким, с зерном обильным.
– Когда поле зеленеет, оно волнуется от ветра, как море. А когда хлеб созревает, все поля становятся золотистого цвета. 

Многие художники, поэты и писатели в своих произведениях изображали красоту русского поля на полотнах и в стихах. Вот, посмотрите на картину И . Шишкина «Рожь». Лето. Покой и тишина. Колосья уже созрели и склонились под своей тяжестью к земле.
– Посмотрите, что же изображено на следующей картинке? (Мешок с мукой). Расскажите, откуда же взялась мука? Ведь на предыдущей картинке мы видели колосья? (Люди собирали урожай…). А кто из вас знает, что помогает людям собирать будущий урожай? Конечно, машины. Десятки умных и сильных машин служат человеку. Когда хлеб созревает, его собирают. Труженики села работают в эту пору и днем, и ночью, торопятся поскорей убрать хлеб, пока зерно не осыпалось. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их, и узнаете, какие машины помогают в уборке урожая.
– Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит (трактор)
– За железным конем ящик тянется с добром. Сквозь дырявое окно в землю попадает зерно (сеялка)
– Корабль-великан не по морю плывет, по земле идет. Поле пройдет, урожай соберет (комбайн)

Ох, и нелегкая это работа – уборка зерна. Вот посмотрите на картину, в жаркий, солнечный день сели отдохнуть в свой перерыв комбайнеры. Прямо сюда, в поле, привезли им горячий обед – ведь уйти с поля они не могут. Идет жатва. Вот и движутся комбайны день и ночь по полям. Трещат без умолку молотилки, рычат моторы грузовиков, летит обмолоченная солома, и льется из молотилок чистое зерно (картинка – уборка урожая) 

Граждане Российская Федерация имеет право на труд, право выбора профессии. И труд такой тяжелой профессии хлебороба мы должны уважать. Ваше уважение к хлеборобу говорит о вашем уважении к хлебу.
Вот какой длинный путь проходит зерно прежде, чем оно попадет на стол в виде хлеба? Сначала зерно отвозят на элеватор, где его сушат, сортируют и хранят (картинка – элеватор). Затем зерно мелют на мельницах, а полученную муку везут на пекарню, где пекут хлеб, булочки, батоны, которые мы едим каждый день. Посмотрите на последнюю картинку (изображения хлебобулочных изделий). Какие они красивые!

А я хочу предложить вам подвижную игру: «Хлебец». Это украинская народная игра. И она развивает ловкость, внимание, быстроту. Ну что, поиграем?! 
Ребята взявшись за руки становятся друг за другом парами на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.
– Пеку-пеку хлебчик! (выкрикивает хлебчик)
– А выпечешь? (спрашивает последняя пара)
– Выпеку!
– А убежишь?
– Посмотрю!
С этими словами последние игроки бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Игрок оставшийся без пары оказывается хлебчиком.

Какой долгий путь прошел хлеб, прежде чем попасть на наш стол. Очень много людей потрудилось для того, чтобы вырастить его. Поэтому надо относиться к хлебу бережно, с большим уважением, это главное богатство нашей страны.
А продолжится наша беседа творческой игрой. Так с чего все начиналось? Попробуйте расставить эти картинки в правильной последовательности и объяснить это.

Д/игра «Путь от зерна до булки».

Да, верно, а какой этап превращения зерна в хлеб вам больше понравился? Вот мы сейчас и нарисуем этапы рождения каравая. Дети за первым столом рисуют как сеяли зерно, за вторым как выросли колосья, за третьим как убирают зерновые, за четвертым как увозят на элеватор, за пятым как в пекарнях испекли хлеб и батоны (дети рисуют подгруппами) А пока вы рисуете я вам прочитаю стихотворение:

Не гром грохочет, не пальба –

Гремит-грохочет молотьба.
Гора зерна растет до неба…

Ты видишь, сколько будет хлеба?
Шумят, гудят грузовики,

Стучат на мельнице валки,
Гора муки растет до неба…

Ты видишь сколько будет хлеба?
Мне говорят, что спать пора,

Но не усну я до утра:
Мне поглядеть бы хоть немножко,

Как мама будет печь лепешки.

Давайте еще раз посмотрим на ваших рисунках откуда пришел хлеб.
А в следующий раз нас ждет очень интересная, творческая работа. Мы будем стряпать булочки и большой яблочный пирог. А этот свежий, ароматный, вкусный каравай попробуем сейчас. Приятного аппетита!

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: конспект нод в подготовительной группе “Откуда хлеб пришёл?”

КОНСПЕКТ НОД

В ПОДГОТОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

  «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?»

                                                       Воспитатель Фалина  Е. В.

Цель: Расширить знания детей о хлебе.

Задачи: Познакомить детей с процессом выращивания в старину,  с профессией агронома .Уточнить и закрепить представление о выращивании хлеба.

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, вырастившим его.

                                        Ход  занятия.

Вот он- хлебушек душистый

Вот он –  тёплый ,золотистый        

В нём здоровье наше, сила

В нём- чудесное тепло

Сколько рук его растило,

Охраняло ,берегло.

Чтобы узнать, откуда пришёл хлеб мы проведём с вами небольшое исследование.

Для того, чтобы это сделать нам надо собрать информацию о хлебе.

Как это можно сделать?

(посмотреть по телевизору, по компьютеру, спрсить у взрослых)

Да существует много способов получения информации, их называют методами исследования.  

А с чего же мы начнём свои исследования? ( ответы детей)

Сначала нам надо подумать и вспомнить ,что мы знаем о хлебе?

Где мы покупаем хлеб?        

Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

(слайд презентация «Откуда хлеб пришёл?»)

Сейчас людям помогают много машин. Назовите машину и профессию.

Д/И «Назови правильно».

А как люди раньше растили хлеб, когда не было машин?

Д/и «Разложи и покажи.»

Физминутка:

Колоски золочёные  на ветру качаются

На ветру качаются, низко накланяются

Рассматривание колосков (какие усы, какие зёрна?)

Д/и «Сортировка семян» (отделить зерна пшеницы и фасоли) Куда везут зерно с поля и зачем?

Что такое с ним творится

В оборот его берут

В порошок его сотрут

Что это за порошок?

Как называют человека ,который превращает зёрна в муку?

(на мельнице – мельник устаревшая профессия работал на мельнице  всегда в муке)

(сейчас оператор мукомол – управляет машинами)                                                                  Ребята а как вы думаете мы сможем превратить зерна в муку? Как это сделать? Что нам для этого нужно?

Опыт:

Измельчение зерён в ступе и кофемолке.

(сравнение муки ,какая мука получилась, почему разная?)

Из пшеницы какая мука?

А из ржи какая?

На большом хлебозаводе

Станет тестом та мука

Хлебу путь теперь не долгий

Вот он в булочной на полке

Вот уже к тебе на стол

 Он пожаловал,  пришёл.

Ребята, а вы помните сказку о колобке? Как, по-вашему, из какой муки испекла его баба? (Пшеничная мука стоила дорого)

В старину говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь».

Поэтому колобок, скорее всего испекли из ржаной муки.

Рожь ещё называли жито. Как вы думаете почему?

Хлеб всегда уважали.

Большим грехом считалось уронить хлеб, тем более рас топтать.

Люди, переломившие хлеб считались друзьями на всю жизнь.

А что знаете о каравае? (круглый праздничный хлеб)

Как встречают самых дорогих гостей? (хлебом солью)

Вспомните, как же хлеб приходит к нам?

Д/и «Цепочка» (по схеме)

Хлеб нужен каждому человеку, каждый день. Берегите хлеб! Хлеб нужен каждому человеку, каждый день. Берегите хлеб!

Хлеб к обеду в меру бери – он драгоценность, им не сори.

nsportal.ru

Конспект занятия в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел»

Конспект занятия в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел»

Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.

Задачи:

1. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, и труду земледельцев, выращивающих хлеб– самое главное богатство страны.

2. Расширить представления о том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу.

3. Закрепить знания детей о том, что хлеб– это ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди.

4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.

5. Развивать речь детей, обогащать активный словарь.

Предварительная работа:

1. Рассмаривание иллюстраций и картин о хлебе, труд земледельцев, хлеборобов.

2. Чтение рассказов и заучивание стихов: С. Дрожжина «Каравай»,

А. Некрасов 

«Нива», Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”.

3. Отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок.

4. Д. И. «Сбор урожая»

5. Сюжетно-ролевая игра, “Путешествие по родному краю”.

6. Лепка баранок из соленого теста.

Словарь: Ржаной хлеб, пшеничный хлеб, комбайн, комбайнер, трактор, тракторист, элеватор, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, мелиораторы, мельница, мельник, булочная.

Ход занятия:

В группу заходит герой мультфильма «Вовка в стране невыученных уроков» Вовка и плачет. Воспитатель с детьми интересуются, что у него случилось. Вовка рассказывает о том, что в стране невыученных уроков ему задали вопрос, откуда берётся хлеб, а он ответил, что хлеб растёт на деревьях. Вовка переживает, что если не узнает, откуда берётся хлеб, никогда не вернётся домой.

Воспитатель предлагает детям помочь Вовке и рассказать, откуда берётся хлеб.

Педагог читает стихотворение Я. Акимова “Хлеб”.

«Пашут каждую весну

Подымают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение? Откуда же берется хлеб?

Ответы детей.

Какие вы знаете пословицы о труде земледельцев?

«Труд земледельцев велик и почетен».

«Труд человека кормит, а лень портит».

Педагог: Ребята, какие вы знаете зерновые культуры?

Ответы детей, рассматривание и сравнение колосьев ржи и пшеницы.

Педагог: Чем похожи рожь и пшеница? (Это хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают 

хлеб). Чем они отличаются друг от друга? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи, зерна пшеницы крупнее, а ржи длиннее; из ржи получают темную муку, поэтому из нее пекут черный хлеб- ржаной).

Показать детям отличие и сходство пшеничного и ржаного хлеба.

Педагог: Ребята, так где же сеют хлеб? Отгадайте загадки «Не море, а волнуется?»«В долг зерно возьмет, каравай вернет» (Поле)

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой. «Золотой дождик»

«По земле сырой, не жесткой,

Там,где тракторы прошли.

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались как дождик

Точно дождик золотой.»

Педагог: Ребята какие виды пшеницы вы знаете? (Яровая и озимая.)

Вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа 

хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Ребята это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Педагог: Ребята, как раньше собирали урожай? (Рассматривание иллюстраций)Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Педагог: Скажите, как сейчас собирают урожай?

Дети: Людям помогают машины.

Педагог: Ребята посмотрите на картину «Уборка урожая»-комбайн срезает колосья, они попадают в середину комбайна, и из длинного рукава высыпается в самосвалы пшеничное зерно.

Физкульминутка «Трактора»

 Тара – тара – та – ра – ра

 Выезжают трактора

 (шагают на месте  топающим шагом)

 Будем землю пахать,

(имитируют работу плуга)

Будем рожь засевать,

(делают разбрасывающие движения руками как будто сеют)

 Будем рожь молотить,

(руки  кулачках вращаем перед грудью)

Малых деток кормить

(имитируют качание младенца) 

Педагог: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Педагог: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Педагог: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Педагог: Растениям так же необходима поливка. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Педагог: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет? ”

Дети: Комбайн.

Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Педагог: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.

Педагог: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Педагог: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Физкульминутка «Мельница»

За работу жернова,

Зёрна перетрём сперва.

 Повторить 2 раза.

Делаем вращательные движения:

 руки в стороны на уровне плеч,

ладонями вниз.

 Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай

Вращательные движения

 кулачками пред грудью.

Крепче трём зерну бока,

 Получается – мука!

Скользящие движения

ладонь о ладонь, перед собой.

Педагог: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Педагог Ребята и ты, Вовка , хотите превратиться в пекарей? Тогда проходите к столу и надевайте фартуки, приготовила вам волшебное тесто ,из которого приготовим баранки в наш игрушечный магазин, Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте колбаску, соединяем края и придаем нужную нам форму. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.

«Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки.

 Мы печём оладушки.

 Замешиваем тесто,

 А тесту в миске тесно.

 Тесто выпало на стол,

 Тесто шлёпнулось на пол

 Тесто убежало,

 Начинай сначала.

Итог занятия:

Вовка. Ура, я спасён. Спасибо, Вам ребята, за подробный рассказ. Теперь я расскажу всем в стране невыученных уроков, откуда появился хлеб. До свидания!

 

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: конспект занятия по развитию речи “Откуда хлеб пришел” в подготовительной группе

Программные задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на ЗемлеРассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит.

Закрепить названия профессий людей, производящих хлебРазвивающие:Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падежеАктивизация и обогащение словаря: механизатор, комбайнер, агроном, взбороновать, сеялка, молотилка, пекарь, мукомол,  хлебокомбинат, элеватор.Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложенийВоспитательные:Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлебПредварительная работа:-рассматривание картин-отгадывание загадок-чтение пословиц о хлебе, разъяснение их смысла-сюжетно-ролевые игры «Булочная», «Транспорт»-чтение художественной литературы: Ю.Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную»; РНС «Вершки и корешки», «Сказки бабушки Яги»-беседы на темы: «Осень в деревне», «Профессия агронома», «Весенние работы в поле», «Осенние работы в поле»

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить во время  нашего путешествия,  вы постарайтесь угадать. (Подхожу к столу, на котором под салфеткой находятся хлебобулочные изделия и беру в руки хлеб)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом

А пришел на стол к нам ….

Дети:

Хлебом.

Воспитатель:

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб – он  самый главный на каждом столе. А вот какой он вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель:

Молодцы!  Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет память, улучшает пищеварение.  Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба  был дороже  золота. Велико было значение хлеба во время  Великой Отечественной  войны. Хлеб давали по маленькому кусочку на весь день. Люди  понимали, что хлеб – это их жизнь. Люди ценили хлеб.  Сейчас в магазине  можно  купить  много  разного  хлеба. Поэтому  надо с уважением  относиться к каждому кусочку и ни в коем случае не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и у нас на столе. Это огромный труд людей- хлеборобов. Недаром говорят: «Хлеб -всему голова», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

А вы, ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?

– Не трудиться – хлеба не добиться.

– Хлеб да вода –  богатырская еда.

– Пот на спине – так и хлеб на столе.

– Худой обед, если хлеба нет.

– Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

– Плох обед, когда хлеба нет.

В- Как хлеб на стол приходит? Как маленькое зернышко превращается в ароматный хлеб? Сейчас я расскажу о долгом пути зернышка к нашему столу, и о труде людей, вырастивших его.

Физминутка на татарском языке

Бергәләшеп без басыйк

Бик зур түгәрәк ясыйк

Кояшның җылы нурыннан

Йөрәкләргә көч алыйк.

Татулашыйк, дуслашыйк,

Саяхатне  башлыйк.

В:А сейчас  посмотрите на экран, и вы узнаете, как сажают зерно и что из этого получается. 

Слайд 2

В: Откуда  начинается путешествие зернышка?

Д: Путешествие зернышка начинается с  поля.

В: Какие машины первыми выходят  в поле?

Д: Первыми в поле появляются тракторы.

В: Кто управляет тракторами?

Д: Тракторами управляют трактористы.

В: Тракторы пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. В такую землю класть зерно нельзя.

Слайд 3

В: Чтобы положить зерно в землю, ее нужно сначала разрыхлить и взбороновать. Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда,  похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю. Теперь земля готова к посеву, можно бросать в нее семена.

Слайд 4В: Зерно сеют тоже тракторы. К трактору прикрепляется прицеп- сеялка. В сеялки насыпается зерно. Трактор едет по полю и равномерно распределяет зернышки в землю. На этом весенние работы закончены. А чтобы трактора исправно работали, за ними нужно следить, ухаживать. Кто ремонтирует тракторы?

Д: Тракторы ремонтирует механизатор.

В: Правильно.

В: А как вы думаете, ребята, что нужно для хорошего роста зернышек?

Д: Тепло, свет и вода.

 Слайд 5

В: Правильно. Зерно лежит в теплой земле. Солнце его греет, дождик поливает, зерно прорастает и превращается во что?

Д: Зерно превращается в ростки.

В: А росточки у нас какие?

Дидактическая игра «Какой росток?»

Подбор определений к существительному. (Дети называют определения,

например, росточки у нас хрупкие, нежные, маленькие, зеленые, мелкие, неустойчивые, крошечные, гладкие)

Слайд 6В: За ростом едва проклюнувшихся из земли росточков наблюдает агроном.Что это за профессия? Чем занимается этот человек? Агроном знает, как растить хлеб, следит за здоровьем ростков, помогает хлеборобам вырастить хороший урожай. 

Игра –релаксация «Колоски»А теперь представьте, что мы в поле ( звучит спокойная музыка).  Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригрело землю, дождик пошёл, зёрнышки росли, росли и стали колосьями (медленно поднимаем руки вверх). Колосья тянуться к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Ну вот, сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову, руки, плечи, опуститесь на пол). Но вот снова полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. А теперь улыбнитесь друг другу.

Слайд 7

А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое?

Дидактическая игра «Назови какое поле»

Подбор определений к существительному.( Дети называют определения полю, например, поле золотое, спелое, сухое, колосистое, просторное, бескрайнее, пшеничное, ровное, зелёное, огромное, цветущее, соседнее, вспаханное, засеянное, деревенское, щедрое, удобренное, чернозёмное, высохшее, скошенное, орошаемое, родное, колосящееся и т.д.). Ребята, посмотрите какое огромное поле, какие колосья на нём растут – они все разные.

Дидактическая игра «Подбери противоположное слово»

– Одни высокие, а другие… (низкие)
– Одни большие, а другие … (маленькие)
– Одни толстые, а другие … (худые, тонкие ).
– Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые ).
– Одни светлые, а другие… (тёмные).

– Одни хрупкие, а другие….(сильные)

– Одни спелые, а другие ……(неспелые)

– Одни зрелые, а другие…….(недозрелые)

Зернышки в колосьях потяжелели и наклонились к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе все зерно высыплется на землю и растащут его мышки-полевки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо собрать урожай.

Слайд 8

В: Как называются  специальные машины, которые  срезают колосья?

Д: Машины, которые срезают колосья, называются комбайны.

В: А как называются люди, работающие на комбайнах?

Д: Люди, работающие на комбайнах, называются комбайнерами.

Слайд 9

В: Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски. Внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины.

Слайд 10В: Эти машины отвозят зерно в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Зачем нужны элеваторы? В них зерно хранится всю зиму, его там сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости.

В: Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Д: Нет.

В: А из чего можно?

Д: Хлеб можно испечь только из муки.

Слайд 11

В: С элеватора  мы отправляемся на хлебокомбинат, где находится большой цех с мельницей, где из зерна делают муку. Люди, работающие на мельнице-мельники или мукомолы. 

Слайд 13

В: Дальше мука отправляется в другой цех хлебозавода- в пекарню.  Кто работает в пекарне?

Д: В пекарне работают пекари. Давайте представим, что мы пекари.

Пальчиковая гимнастика «Тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем.                     Движения согласно тексту

Тесто жмем, жмем, жмем.

Пироги мы испечем.

Тесту тесно – мало места.                   Обхватываем ладонью кулак.

«Ох, пустите», – шепчет тесто          Указательный палец к губам.

Ладно, пустим, в печь давай!              Вытянутые раскрытые ладони,

                                                               соединенные вместе, зовущие движения.

Народился каравай!                             Раскрываем ладони, разводим руками.

Громко в дверь раздался стук,            Стучим.

Ну а я ни с места:                                  Грозим пальцем.

Мне никак не вынуть рук                    Руки вдоль туловища, пытаемся

                                                                вытянуть.

Из густого теста.                                  Обхватываем ладонью кулак.

В: Пекарь замесит тесто, и что он испечет? Обратите внимание на нашу выставку хлебобулочных изделий и назовите мне.

Дидактическая игра «Назови хлебобулочные изделия»

Д: Бублики, баранки, сушки, печенье, чак-чак, булочки, пироги и т.д.

В: Какие же вы молодцы!!! А ответьте мне пожалуйста…….

Дидактическая игра «Назови правильно»

Хлеб из ржи –…….. ржаной

Хлеб из пшеницы- …….пшеничный

Поле с рожью- ……….ржаное

Поле с овсом- ……..овсяное

Поле с ячменем- ………ячменное

Каша из пшена-…….. пшенная

Каша из овса- ……..овсяная

Каша из ячменя- …….ячневая

Каша из кукурузы-…….. кукурузная

Каша из гречихи- ……..гречневая.

Слайд 14

В: Затем только хлебобулочные изделия развозят в  магазины. А  кто развозит хлеб по магазинам?

Д: Хлебобулочные изделия развозят по магазинам шоферы.

В: Затем мы приходим в магазин и выбираем красивый румяный хлеб.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Образование родственных слов от слова хлеб: хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный.

Ребята,давайте еще разповторим, какой длинный и трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол.

-Что делает тракторист? (пашет, боронит, сеет зерно)
-Какая работа у агронома? (знать, когда нужно сеять, когда убирать урожай, следить за здоровьем ростков)
-Человек  какой профессии убирает с поля зерно? (Комбайнёр)
-При помощи какой машины он это делает? (комбайн)
-Кто отвозит зерно в зернохранилище? (шофёр)
-Как по другому можно назвать место, где храниться зерно? (элеватор)
-Куда попадает зерно из элеватора? (на мельницу или на мукомольный завод, где зерно превращается в муку)
-Для чего нужна мука? (из муки делают тесто)
-Кто готовит тесто и выпекает хлеб?(пекарь)

Молодцы ребята! Сегодня мы узнали, как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот почему, ребята, я всегда вам говорю: «Хлеб надо беречь!» Это настоящее богатство нашего народа. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

В дверь стучит и входит повар.
Здравствуйте, ребята. Я услышала, что вы говорите о хлебе, и пришла к вам с сюрпризом, но прежде такие слова послушайте:
Берегите хлеб! И всегда помните:

Хлеб – земля
Хлеб – воздух
Хлеб – вода
Это то, без чего не может быть жизни.

В подарок принесла я вам каравай.
Дети угощаются караваем.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Отдел образования Исполнительного комитета Сармановского района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Джалильский  детский сад №6 «Теремок»

общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи в подготовительной группе

«Откуда хлеб пришел»

КМО для воспитателей

                                                                                                             Акимова С.А.

                                                                                                    воспитатель

пгт Джалиль

2016

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Откуда хлеб пришел

                                                                                             Конспект НОД

                                                                   составлен воспитателем

                                                                                 Шмелевой Т. М.

ТЕМА:  Откуда хлеб пришел

НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, ознакомление с художественной  литературой.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

 Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в старину

Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека

Развивать связную речь, актуализировать словарь детей по теме «Хлеб», упражнять в подборе признаков

Пополнять литературный багаж детей

 Воспитывать у детей бережное отношение  к хлебу и уважение к  людям, вырастившим его 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, чтение литературных произведений по теме, рассматривание иллюстраций.

МАТЕРИАЛ: Иллюстрации, колоски, камушки, кофемолка

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

(Молочная каша, булка, чай)

А вчера?

(Омлет, булка с маслом, кофе)

А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, компот , хлеб)

Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? (хлеб)

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома хлеб.

И мы с вами сегодня  поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко – так ласково, уважительно говорят о хлебе. Он – самый главный на каждом столе.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите. (Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.)  Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Вы говорили, что на завтрак вам дают батон, в обед – черный хлеб, а какие еще хлебобулочные изделия вы знаете?

 (булки, пирожки, пирожные и тортики)

А откуда хлеб к нам приходит, не на дереве же он вырос, может есть пирожковое дерево, пряничный куст.  Конечно, я пошутила.  Я вижу у вас иллюстрации, как выращивают хлеб. Давайте посмотрим, правильно ли расположены.

(дети располагают иллюстрации по порядку, отвечают на вопросы )

Кто управляет трактором? Что прикреплено к трактору? Зачем вспахивают?

Что прикреплено к этому трактору? Да сеялка высевает зерна, для посева выбирают самые лучшие зерна .На следующей картинке – комбайн,  но чтобы начать жатву, приходится еще потрудиться…Что необходимо для роста растений? (свет и тепло) Летом тепло, а если нет дождика, приходится поливать, бороться с сорняками, с вредителями… (картинка с самолетом)

Кто управляет комбайном? Что делает комбайн? (скашивает и обмолачивает) Зерна сыплются в машину. А что происходит дальше? Везут на элеватор, мелют в муку, а потом выпекают хлеб. Кто выпекает хлеб? (пекарь, хлебопек).

Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? (Дети высказывают предположения.)  Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен.

А как же выращивали хлеб в старину, ведь тогда машин, тракторов не было.  На столе – иллюстрации, как выращивали хлеб в старину.Попробуем подобрать картинки к нашему ряду. Первое –пахота.

У кого на столе соответствующая картинка?  Что изображено на ней?

трактор тянет металлический плуг, а в старину лошадь тащила за собой деревянный плуг,

Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?

Зерно сеют сеялками, а  раньше самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно.

В какое время года начинается жатва?(Осенью)

какая техника помогает людям сейчас? (на полях работают комбайны)

В старину использовали серп, зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн

Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?

В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе

 Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)  раздаю детям колоски.

Давайте рассмотрим колоски, которые выросли на поле.

 Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате – зерно,

Спелой зрелости полно.

У нас комбайна или цепов нет, поэтому попробуем достать зернышки из колоска.

(дети рашелушивают колоски)

Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?

 Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, Давайте попробуем превратить зерна в муку. У вас на столе есть камушки, дощечка. Положите зернышко на дощечку, попробуйте растереть ее камушком (показываю)  Так появились первые жернова, первая мука .Это очень сложно, люди придумали жернова, ветряные и водяные мельницы, они помогали растирать зерна. Сейчас на помощь пришло электричество. Вот маленькая мельница – кофемолка.  Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.

Похожая мельница, но только очень большая – на мукомольном заводе.

Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.

Ребята, как вы думаете,  в наше время стало легче выращивать хлеб?

( Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека).

А скажите, почему хлеб бывает белый и черный

Черный хлеб пекут из муки, которую получают из  ржи, а белый – из пшеницы.

Колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос.

Колос ржи – (ржаной колос).

Мука из зерен пшеницы – (пшеничная мука).

Мука из зерен ржи – (ржаная мука).

Хлеб из ржи – ржаной.

Хлеб из пшеницы – пшеничный.

Поле с рожью – ржаное.

Поле с пшеницей – пшеничное.

Поле  с ячменем –ячменное

Поле с овсом – овсяное

Поле с кукурузой – кукурузное

Вспомните, в каких сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки? («Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».)

Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (Дети высказывают предположения.) Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедный семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а  рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен скорее всего из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (Дети высказывают предположения.)

Слово «жито» похоже на слово «жить». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Где хлебно и тепло, там жить добро», «Будет хлеб – будет и песня», «Хлеб – наше богатство», «У кого хлеб родится, тот и веселится», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец».) –

Хочешь есть калачи -не сиди на печи.

– Сей хлеб в пору, будет хлеба горы.

– Хлеб на столах-счастье в домах.

– Хлеб,соль,вода-живая еда.

– Хлеб всему голова

К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори»

Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…». (Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.)

Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

nsportal.ru

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Откуда к нам хлеб пришёл»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                           детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического                               развития детей № 18 «Аленка» Курского муниципального района Ставропольского края

Конспект занятия по познавательному
развитию в подготовительной группе
«Откуда к нам хлеб пришёл»

Фёдорова Валентина Петровна  

Воспитатель – МДОУ №18

Курского муниципального района

                                        Февраль 2016год

Цель: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Познакомиться с процессом выращивания хлеба; рассказать о ценности хлеба и уважительном отношении к нему и людям, его вырастившим. Расширять и углублять представление о содружестве человека и природы обобщать словарный запас.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнёр, мельник, пекарь, урожай

Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе, рассматривание иллюстраций к сказке «Колосок», рассматривание картинок «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Появление всходов».

Материал: слайды, мука в тарелке, пшеница, готовое тесто, доски, скалки, лотки с землёй.

Игровой сюрпризный момент

 Воспитатель: Дети, я приглашаю вас совершить путешествие. А куда, вы догадаетесь сами. Сначала отгадайте загадку:

 «Вырос в поле колоском, на столе лежит куском».

Ответы детей: (Хлеб)

Воспитатель: – Правильно, это хлеб. (1 слайд)

Вот он –хлебушко душистый.

Вот он – тёплый, золотистый.

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель: народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!». Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенье, пирожки и пирожные. Кто же выращивает хлеб? Сегодня мы с вами поговорим о том, как попадает к нам на стол хлеб, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие.

Дети:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют

Пашут каждую весну,

Подымают целину.

Сеют, жнут, ночей не спят…

С детства знай, как хлеб растят.

                                                     (П.Качанов)

– В сельском хозяйстве основополагающим является труд хлебороба. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит …

Загадка: Человек его водит,

               Бензином кормит,

               А он землю пашет –

               За собой плуги тащит. (Трактор)

– Где работает трактор? (Трактор работает в поле), (2слайд). 

-Как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Профессия человека, который работает на тракторе, называется тракторист).

– Какую работу выполняет трактор? (Трактор пашет землю)

– Когда растает снег, на поля выходят трактора. Землю вспахивают, потом боронят.

– Чем вспахивают землю? (плугом).

– Чем же боронят землю? (бороной).

– Боронят для того, чтобы размельчить большие комья земли. Меленьким росткам тогда будет легче пробиться сквозь землю.

– После вспашки земли на поля вышли сеялки. Ребята, а для чего выходят сеялки на поля (3 слайд), (рассеивают зерно по полю)?

-Правильно. Сеялка сеет несколько рядов сразу, зёрна падают в землю ровно. Поля очень большие, поэтому только с помощью специальной сельскохозяйственной техники можно быстро засеять поля.

– Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы

– Но вот зёрна созрели, колоски пожелтели. ( 4слайд)

Физминутка:

Посадили мы зерно                           (сидят на корточках)

Что же выйдет из него

Дождик землю поливает

Солнце нежно пригревает

Прорастает зернышко                     (руки с сомкнутыми ладонями 

Потянулось к солнышку                 тянем вверх – встали)

С ветерком оно играет             (наклоны влево, вправо)

Ветерок его качает

К земле низко прижимает

Вот как весело играет

Потянулся наш росток              (потянулись выше к солнцу, 

Превратился в колосок.                  пальцы сомкнули – «колосок»)

– Молодцы, ребята. Присаживайтесь.

Ребёнок читает стих Ю.Жадовской:

Нива моя, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе.

– Стали колосья золотыми, созрела пшеница. Нужно быстро собрать урожай, иначе колоски могут осыпаться и зёрна упадут на землю. (5 слайд) Пора их косить. Начинается жатва. И в поле выходят другие машины

– Он идёт волну сечёт,

из трубы зерно течёт.

Что это? – комбайн. 

– Комбайн срезает колосья, обмолачивает – отделяет зёрна от колосьев.

Спешат комбайнёры собрать урожай пока погода хорошая. Комбайнёры, как и трактористы, работают и днём, и ночью. И собирают золотые горы зерна.

-А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофёр?

– На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна, где зерно сушат. (6 слайд) 

– Чтобы получить хлеб и другие изделия, с элеватора зерно везут на мельницу. (7слайд) Там из него получают что? (Муку) 

Как называют человека, который работает на мельнице? (Мельник).

– Потом муку везут на хлебозавод (7 слайд), где пекари пекут хлеб. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. Специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на хлебозаводе. И потом все эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем. (8слайд)

-Ребята, давайте вспомним, как хлеб на стол к нам попал. Как, много людей работают, чтобы вырастить хлеб.

Дети: Тракторист, комбайнёр, шофёр, мукомол, пекарь.

– Одним словом хлеборобы. Уважение к труду хлеборобов русский народ выразил в пословицах:

– Без хлеба – нет обеда.

– Хлеб бросать – силу терять.

– Береги хлеб – это наше богатство.

– Хвала рукам, что пахнут хлебом.  

– Хлеб – батюшка, вода – матушка.

– Будет хлеб – будет и песня.

– Много свету – много хлеба.

– Хлеба надо брать столько, сколько съешь.

– Хлеб надо всегда доедать.

– Хлеб нельзя бросать на пол.

– Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

А как вы думаете, что нужно для того, чтобы замесить тесто и испечь вкусные хлеба и булочки? (ответы детей). Вот теперь посмотрите, правильно ли вы назвали компоненты (просмотр выставки необходимых продуктов для замеса теста). Дети, а для чего в тесто надо класть сахар (ванилин, соль, дрожжи, яйца)?

А теперь представьте, что мальчики будут хлеборобами будут сеять пшеницу (подходят к столам где стоят лотки с землей и пшеницей стеки лейка), а вы девочки будете пекарями, а я буду вашим руководителем.

 Что, прежде всего надо сделать? (вымыть руки, надеть спецодежду). как настоящие пекари ,  мы готовимся к предстоящей работе.  Но, чтобы наши изделия получились очень вкусными, надо, чтобы тесто некоторое время постояло и увеличилось в объёме. А я для вас приготовила тесто, которое уже готово для выпечки. Сегодня мы будим печь маленький каравай Внимательно посмотрите, как мы будем его делать. Я раздаю вам кусочки теста, вы должны отделить небольшой кусочек, для украшения. Большой кусок обвалять в муке придать ровный красивый, аппетитный вид и поместить в форму смазанную маслом, отделившим кусочком теста украсить хлеб(самостоятельное выполнение работы детьми). Ну вот и мальчики наши потрудились на славу!

Как славно вы потрудились. Молодцы! Такие красивые изделия. А как только каравай испечется, мы будем знать, какой он чудесные на вкус.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *