МБОУ ВМР «Кубенская средняя школа имени А.Ф.Клубова»
Конспект занятия для родителей
«Любить или воспитывать»
Разработала: Сизова С.А., педагог-психолог
2019г.
Данное занятие может использоваться как самостоятельное, так и как вводное мотивационное, перед тренингом детско-родительских отношений. Занятие рассчитано на родителей, как дошкольников, так и школьников, проходит в форме тренинга. Продолжительность 1,5-2 часа. Используются индивидуальные и групповые формы работы, медитативные техники, ролевые ситуации.
Цели:
1. расширение представлений родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
2. повышение родительской компетентности и осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
3. профилактика нарушений детско-родительских взаимоотношений
4. формирование культурных традиций в общении взрослых и детей;
Необходимые материалы:
плакат «Правила работы в группе», плакат с аистом «Ожидания», плакат «Душа ребенок», 2 плаката с изображением девочки (на одном сделаны надрезы), листы А4, ручки, стикеры – перышки, стикеры – сердечки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка, музыка.
I Вводная часть.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.
Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – …
2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -…
3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – …
4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – …
Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.
2. Ожидания участников. Упражнение «Аист»
Перед началом занятия психолог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.
После того как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.
3. Обсуждение правил группы
Цель: направить участников на соблюдение правил группы.
Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:
1. Картинка «Волчок» – быть активным.
2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.
3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.
4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.
5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.
6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.
Психолог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?
II. Основная часть
Психолог. Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.
Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.
4.Упражнение «Душа ребенка»
Психолог: Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?
Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем прикрепляют их в чашу.
Психолог: Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?
5.Упражнение «Один день из жизни Маши»
Психолог: Я предлагаю вам послушать рассказ о жизни одной девочки, точнее одного дня из её жизни. Для наглядности мы поместим её душу здесь на стенде и понаблюдаем, что с ней будет происходить.
Цель: понаблюдать, как незаметные поступки взрослых откликаются в детях.
Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде – первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.
Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения.
Рефлексия.— активное обсуждение:
– Является ли достоверным этот рассказ?
– Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
– Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
– Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
Один день из жизни Маши
Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник… И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает… К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник… Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» – с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.
– Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! – строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», – подумала она и быстренько побежала к кухне.
– Мама, мама, ты знаешь, вчера… — начала Маша.
– Маша, ты уже умылась? – снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», – подумала девочка, не теряя надежды.
– Мама, вчера на занятии в детском саду.., – не очень радостно начала свой рассказ Маша, – когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок…
– Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)
– Я… Я… нарисовала, – почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница…
– Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
– Да, мамочка, я уже иду, – сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи – и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка… «Мама, смотри, какая красивая лужа!» – радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)
У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» – подумала Маша.
Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок…
«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
– Лариса Николаевна! – громко крикнула Маша и подбежала к ней.
– Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом – завтрак, занятия, прогулка… До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму – блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)
После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой… (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне… (Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.
(Оторвать следующую полоску плаката.)
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда… Мама сама зашла к Маше в комнату:
— Машуня! Я так соскучилась по тебе! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала…
6.Упражнение «Неформальное общение»
Цель: сравнить формальное и неформальное общение, понять значимость эмпатийного общения с детьми.
Ход упражнения: группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т. д.
В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку.
Рефлексия: обсуждение чувств участников, определение понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.
7. Упражнение «Ребенок-статуя»
Цель: понять, как фразы родителей влияют на детей.
Психолог: нередко мы, родители употребляем фразы, выражающие нетерпение, агрессию. Вследствие этого могут возникнуть негативные эмоциональные проявления и у ребенка.
– Сомневаетесь? Не уверены?
Давайте проследим это на примере «Действие фраз родителей на ребенка».
(Используются фразы родителей, выражающие агрессию, нетерпимость к ребенку).
Ход упражнения: один из родителей в роли ребенка, которому говорят эти фразы.
1 фраза: «Перестань глазеть, Ну что опять смотришь, Отвернись от меня» – (завязать родителю глаза)
2 фраза: «Закрой свои уши, Не подслушивай, Что уши развесил?» – (завязать уши)
3 фраза: «Закрой рот, Не болтай, Замолчи, Не ной» – (завязать рот)
4 фраза: «Убери руки, Не тронь, Не хватай» – (связать руки)
5 фраза: «Стой смирно, Не бегай, » – (связать ноги)
6 фраза: «Перестань реветь, Хватит плакать» – (перевязать живот)
Психолог: спросим, как себя чувствует наш «ребёнок», (родитель в роли ребёнка высказывает дискомфорт, чувства вызванные в ходе упражнения. После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
Вопрос: Что развязать следующим?
(по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?) вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Рефлексия: вопросы к участнику
– что Вы чувствуете сейчас?
– как изменилось состояние?
– О чём это упражнение для вас? (вопрос ко всем родителям).
8. Упражнение « Бумажные человечки»
Цель: понять неэффективность использования критики
Некоторые родители считают, что нужно регулярно ругать и критиковать детей, чтобы стимулировать к действиям. Чтобы было понятно, к чему приводит такая критика, я предлагаю сделать одно простое упражнение.
Ход упражнения. Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его “ругать”: “Кривой какой-то!”,”Косой”, “Некрасивый”, “Надо быть лучше”, “Ноги короткие” и т. д. После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько “заутюживайте” его ногтем. Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.
Рефлексия: как вы думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? (тревожные и неэффективные или вообще ни на какие).
Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы хвалите своего ребенка, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили – отвернули, похвалили – отвернули…
Рефлексия:
1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
4)На какие действия теперь способен ваш человечек?
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
9. Упражнение «Вспомним детство»
Цель: актуализировать свои детские чувства в ситуациях принятия и непринятия родителями.
Инструкция: ( можно включить тихую мелодичную музыку) «Закройте глаза. Представьте себя ребенком. Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы в детстве были наказаны родителями. Кто вас наказывает, за что? Вспомните, что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? О чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать? Запомните эти чувства.
А теперь вспомните, когда вас похвалили или проявили к вам особое внимание, ласку. Что это за ситуация? Вспомните, что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? О чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать? Запомните эти чувства.»
Рефлексия: какие переживания приятнее, какие легче вспомнить было, какие чувства появились после воспоминаний.
10.Упражнение « Я ругаю…, Я хвалю…»
Цель: проанализировать свои способы наказания и похвалы, сравнить их
Ход упражнения. Разделите лист пополам, слева напишите «Я ругаю, (наказываю) за…», справа «Я хвалю за…». Запишите как можно больше ситуаций, в которых вы ругаете и хвалите своих детей.
Рефлексия: каких ситуаций больше, что было легче вспомнить, какие формы воспитания более разнообразны, необходимость использования.
11.Упражнение «Зато он…»
Цель: учиться видеть в своем ребенке не только недостатки, но и достоинства; понять ценность своего ребенка.
Материалы: чистые листки бумаги, ручки
Инструкция: «Несмотря на то, что психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». И если в семье несколько детей, то и любим их по-разному. Дети это тонко чувствуют, и часто мы слышим от них упрек: «Ты любишь кого-то больше, чем меня!». И попробуйте объяснить, что не больше или меньше, а просто по-другому. Я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего ребенка, или детей, или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным». На правой стороне листа – все его плюсы. После того, как вы все их выпишите, вы по очереди все их зачитаете таким образом: «Мой ребенок (один минус), зато он (один плюс).
Рефлексия: что легче найти «+» или «-»? Важно замечать и говорить ребенку не только о плохом, но и о хорошем обязательно!
После того, как все выступят, предлагается разорвать листки вдоль пополам, оставить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину».
12.Упражнение «Я люблю своего ребенка»
Цель: актуализировать чувство принятия ребенка таким, каков он есть; понимание важности безусловной любви к ребенку.
Психолог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя (в этот момент можно включить приятную тихую музыку): «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю его, даже если его поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».
Откройте глаза.
Рефлексия: – Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.
13.Упражнение «Пять языков любви»
Цель: рассмотреть разные способы проявления любви и внимания к своему ребенку.
Психолог: Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому ребенку. Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку (психолог раздает рекомендации):
– прикосновение;
– слова поощрения;
– время;
– помощь;
– подарки.
На листках бумаги напишите, как вы можете проявлять свою любовь к ребёнку, используя эти 5 «языков».
14.Упражнение «Осуществление ожиданий»
Цель: определить, оправдались ли ожидания участников.
Психолог: Уважаемые родители, обратите внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого. (Высказывания)
Аист несет в клюве младенца. Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым, обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках пожелания себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в которое завернут младенец.
Рефлексия. Обмен впечатлениями.
Участникам предлагается свободно высказываться по поводу возникших впечатлений итого опыта, который они приобрели в процессе общения.
III Заключение.
Установка.
Уважаемые родители, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.
А сегодня вечером найдите время тихо, мирно поговорить с ребенком, приласкать его, спокойно отправить спать своих детей, а утром ваша улыбка, ласковый голос разбудит их, и вы с хорошим настроением встретьте наступивший день. Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить, в постоянной мечте о тепле родительского дома.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М. : МАСС МЕДИА, 1995.
2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М.Марковская. – СПб. : Речь, 2005.
3. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт / Н.Пезешкиан. – М. : Смысл, 1993.
4. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно / Л.В.Петрановская. – М. : АСТ, 2014.
Конспект занятия педагога-психолога с родителями и детьми
«Мы вместе».
Подготовила педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары
Якимова О.А.
Цели мероприятия:
содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность сплочение классного коллектива, сплочение семей; создать радостное настроение; показать ценность семейных отношений, теплых взаимоотношений в семье.
Задачи:
– воспитывать у учащихся чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
– формировать у учащихся уважительное отношение к своему дому, семье и культуру взаимоотношений родителей и детей;
– способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций;
– содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.
Ход мероприятия
Психолог. Добрый день, дорогие родители и дети!
Сегодня у нас совместное мероприятие.
Эту встречу хочу начать с вопроса: почему родители и дети ссорятся? (Ответы родителей и детей).
Психолог. Родители приходят с работы уставшие, а ребенок этого не понимает и начинает дополнительно нагнетать обстановку, т.к. ему необходимо внимание родителей. И родители должны понять и помочь своему ребенку. Но родители не могут понять детей и начинают их воспитывать. Дети не хотят слушать нотации, и возникает ситуация, что родители и дети не понимают друг друга.
Но кто если не родители должны воспитать в ребенке внимательность, толерантность и взаимоуважение. Дети копируют своих родителей. Попробуйте подружиться, начать общаться, чтобы возникла дружба между родителями и детьми.
Психолог. Сегодня мы с вами, дорогие ребята и уважаемые родители, собрались вместе, чтобы, в очередной раз понять и почувствовать, как это замечательно, когда рядом с тобой любящие люди, готовые в любой момент помочь и поддержать друг друга.
1. Упражнение «Разминка».
Психолог. Предлагаю по очереди ответить на вопросы.
1.(детям) Есть в каждой комнате.
Об этом понятии идёт речь на уроках математики.
Его используют для наказания непослушных детей. (угол)
2.(родителям) Если его нет, то радости нет.
Его желают друг другу.
Его не купишь ни за какие деньги. (здоровье)
3.(детям) Им называют выступление в цирке, на эстраде.
Он определяет каждый дом и квартиру.
Его записывают в тетрадь, когда выполняют упражнение. (номер)
4. (родителям) От неё становится теплее и радостнее.
Больше всего её у бабушки, а у мамы часто, когда она приходит с работы, она исчезает.
Дети так нуждаются в ней. (доброта)
5. (детям) Когда человек несёт всё себе в дом, надо оно ему или не надо.
Он не любит дарить подарки и делиться.
И лучше у него ничего не просить, всё равно не даст. (жадина)
6. (родителям) Он есть у взрослых, умных людей.
Его делают в лаборатории.
Он приходит постепенно, с годами.
Его рекомендуют побольше набираться. (опыт)
7. (детям) Каждый человек о нём мечтает.
Никто не знает, где его искать.
Ещё говорят, что оно не в деньгах. (счастье)
8. (родителям) Её всегда нам не хватает, и поэтому мы часто желаем её уходящему.
Кому-то она сопутствует, поэтому он счастлив.
Когда она бывает, говорят: «Ну и повезло!» (удача)
2. Упражнение «Цветок уважения»(цветок должен быть готовым, приложение 1.)
Психолог. Следующее задание будет творческое. Нарисуйте в центре цветка: мамы рисуют портрет ребенка, а дети рисуют портрет мамы. Затем на каждом лепестке напишите все положительные качества своего ребенка, а дети все положительные качества своей мамы. Постарайтесь, чтобы не оставалось чистых лепестков. Это будет ответ на вопрос: почему все, и дети и родители заслуживают уважения?
Обсуждение. Каждый участник зачитывает то, что он написал.
3. Упражнение «Экзамен». (Участникам раздают бланки, приложение 2).
Психолог. На бланках вопросы, на которые необходимо ответить и детям и родителям, но выполнять задание нужно самостоятельно, не подглядывая и не подсказывая друг-другу):
После выполнения задания ответы сверяют и обсуждают.
4. Упражнение «Радость — грусть».
Психолог. На следующих бланках нужно продолжить фразы (родители и дети выполняют задание самостоятельно, не подглядывая и не подсказывая друг-другу. Родители должны писать о ребенке):
После выполнения задания ответы сверяют и обсуждают.
5. Рефлексия. Совместная творческая работа (коллаж цветы из органзы).
Приложение 1.
Приложение 2
Ф.И.О.родителя_________________________________________________________
Упражнение «Экзамен»
Упражнение «Радость — грусть».
Ф.И. ребенка____________________________________________________________
Упражнение «Экзамен»
Упражнение «Радость — грусть».
Цвета | Getty
Поскольку у детей нет учебников, родители часто пытаются определить, как воспитать умственно сильных, всесторонних и успешных детей. Одни родители строгие, другие снисходительные. Одни бдительны, а другие далеки.
На вопрос ” Каким родителем я хочу быть?” когда-либо приходила вам в голову, это помогает понять основы различных стилей воспитания.
Четыре основных стиля воспитания — разрешающий, авторитетный, пренебрежительный и авторитарный — используемые сегодня в детской психологии, основаны на работах Дайаны Баумринд, психолога, занимающегося вопросами развития, и исследователей из Стэнфорда Элеоноры Маккоби и Джона Мартина.
Каждый стиль воспитания по-разному влияет на поведение детей и может быть идентифицирован по определенным характеристикам, а также по степени отзывчивости (насколько родители доброжелательны и чутки к потребностям своих детей) и требовательности (степени контроля со стороны родителей). своих детей в попытке повлиять на их поведение).
4 стиля воспитания
Francyne Zeltser, CNBC Make It
Общие черты:
7 чем давать указания
Снисходительные родители чаще берут на себя дружескую, а не родительскую роль со своими детьми. Они предпочитают избегать конфликтов и часто уступают мольбам своих детей при первых признаках бедствия. Эти родители в основном позволяют своим детям делать то, что они хотят, и предлагают ограниченное руководство или направление.
Общие черты:
Авторитетный родители воспитывают, поддерживают и часто в гармонии с потребностями своих детей. Они ведут своих детей через открытые и честные дискуссии, чтобы научить их ценностям и рассуждениям. Дети, у которых есть авторитетные родители, склонны к самодисциплине и могут думать самостоятельно.
Общие черты:
Этот стиль иногда называют невовлеченным воспитанием, примером которого является общее чувство безразличия. Пренебрежительные родители мало общаются со своими детьми и редко соблюдают правила. Их также можно считать холодными и безразличными, но не всегда намеренно, поскольку они часто борются со своими собственными проблемами.
Общие черты:
Этот жесткий стиль воспитания использует строгую дисциплину, часто оправдываемую как “жесткая любовь”. Пытаясь полностью контролировать ситуацию, авторитарные родители часто разговаривают со своими детьми, не ожидая их мнения или обратной связи.
Исследования показывают, что авторитетные родители чаще воспитывают независимых, самостоятельных и социально компетентных детей.
В то время как дети авторитетных родителей не застрахованы от проблем с психическим здоровьем, трудностей в отношениях, злоупотребления психоактивными веществами, плохой саморегуляции или низкой самооценки, эти черты чаще наблюдаются у детей родителей, которые придерживаются строго авторитарного, разрешающего или невовлеченного воспитания стили.
Конечно, когда речь идет о воспитании детей, универсального решения не существует. Вам не нужно подписываться только на один тип, так как могут быть случаи, когда вам придется использовать разнообразный подход к воспитанию, но в меру.
Самые успешные родители знают, когда изменить свой стиль в зависимости от ситуации. Авторитетный родитель, например, может захотеть стать более снисходительным, когда ребенок болен, продолжая согревать его и отказываясь от некоторого контроля (например, «Конечно, ты можешь есть мороженое на обед и ужин»).
Снисходительный родитель может быть более строгим, если на карту поставлена безопасность ребенка, например, при переходе оживленной улицы (например, «Хочешь ты того или нет, ты будешь держать меня за руку»).
В конце концов, руководствуйтесь здравым смыслом и помните, что стиль воспитания, который лучше всего подходит для вашей семьи в то время , — это тот, который вам следует использовать.
Франсин Зельцер — детский психолог, школьный психолог, адъюнкт-профессор и мать двоих детей. Она продвигает поддерживающий подход к решению проблем, при котором ее пациенты изучают адаптивные стратегии для решения проблем и работают над достижением как краткосрочных, так и долгосрочных целей. Ее работы представлены в NYMetroParents. com и Parents.com .
Не пропустите:
Найдите книги по воспитанию детей на Amazon.com, и вы получите десятки тысяч наименований, оставив молодых родителей в море часто противоречивой информации. Но благодаря накопленным результатам десятилетий эмпирических исследований психологи знают больше, чем когда-либо прежде, о том, что такое успешное воспитание детей.
Монитор обратился к лидерам детской психологии с просьбой поделиться их лучшими эмпирически проверенными идеями по управлению поведением детей. Вот что они сказали.
Проще говоря, уделение внимания нежелательному поведению увеличивает нежелательное поведение, в то время как внимание к хорошему поведению увеличивает хорошее поведение, говорит Алан Э. Каздин, доктор философии, профессор психологии Йельского университета и директор Йельского родительского центра. и Клиника детского поведения.
«Когда дело доходит до придирок, выговоров и других форм наказания, чем больше вы это делаете, тем больше вероятность того, что вы не получите желаемого поведения», — говорит Каздин, президент АПА в 2008 году. «Например, лучший способ заставить детей убраться в своей комнате или сделать домашнее задание — это смоделировать такое поведение самостоятельно, поощрять его и хвалить, когда вы его видите».
Но родители не должны хвалить детей без разбора, говорит Шейла Эйберг, доктор философии, профессор психологии в Университете Флориды, которая занимается исследованиями отношений между родителями и детьми. Эйберг рекомендует родителям давать своим детям много «помеченной похвалы» — конкретной обратной связи, которая сообщает ребенку, что именно он или она сделали, что понравилось родителю. Хвалите ребенка с ярлыками, например: «Мне очень нравится, как тихо ты сидишь на стуле», когда ребенку трудно успокоиться. Эйберг говорит, что родитель сосредотачивается на том, что имеет отношение к проблеме поведения. Несколько исследований подтверждают ее мнение: психолог Карен Бадд, доктор философии, обнаружила, что обучение воспитателей дошкольных учреждений использованию маркированной похвалы улучшает отношения учитель-ребенок и помогает учителям лучше управлять поведением в классе (9).0007 Образование и лечение детей , 2010 г.).
Каздин также рекомендует подкреплять похвалу улыбкой или дружеским прикосновением. И отзывы должны быть честными, говорит Дэвид Дж. Палмитер-младший, доктор философии, практикующий врач из Кларкс-Саммит, штат Пенсильвания, и автор книги 2011 года «Работающие родители, процветающие семьи».
«Недавно я был на игре по софтболу для девочек, и у меня начала болеть голова от всех похвал за плохое выступление», — говорит он. «Это часто может лишить ребенка прекрасного обучения, которое приходит после неудачи».
Исследования также показывают, что родители должны научиться игнорировать незначительные проступки, которые не представляют опасности, такие как нытье о том, что брат или сестра не делят друг друга, или малыш, бросающий еду на пол.
В ходе нескольких исследований Каздин и его команда обнаружили, что когда родители меняли свою реакцию на поведение — например, они игнорировали крики, но уделяли много внимания своим детям, когда те о чем-то вежливо просили, — ребенок усваивал, что вежливо просить — это лучший, более надежный способ привлечь внимание («Метод Каздина для воспитания непослушного ребенка», 2008).
Родители также более эффективны, если они читают о развитии ребенка, чтобы понять неправильное поведение, характерное для каждой стадии развития, говорит Эйберг. Часто, когда ребенок демонстрирует поведение, которое не нравится родителю, например, устраивает беспорядок во время еды, это происходит потому, что ребенок просто осваивает новый навык, говорит она.
“Если родители понимают, что ребенок не нарочно устраивает беспорядок, а вместо этого учится тому, как использовать свои развивающиеся моторные навыки по-новому, они, скорее всего, будут думать о том, чтобы хвалить каждый шаг, который ребенок делает на пути к конечному результату. цель», — говорит она. Родители, которые знают, что ребенок способен понимать, чувствовать и делать в разном возрасте и на разных стадиях развития, могут более реалистично относиться к ожидаемому поведению, что ведет к меньшему разочарованию и агрессии.
Три десятилетия исследований тайм-аутов показывают, что они работают лучше всего, когда они короткие и незамедлительные, говорит Каздин. «Способ использовать тайм-аут для работы зависит от «тайм-аута», то есть от того, что родители хвалят и моделируют, когда ребенка не наказывают», — говорит Каздин.
Исследования также показывают, что родители должны сохранять спокойствие, когда дают тайм-ауты — что часто бывает трудным делом в пылу неподобающего поведения — и хвалить ребенка, когда он его выполняет. Кроме того, по его словам, родители не должны ограничивать ребенка, чтобы заставить его или ее взять тайм-аут, потому что смысл этой дисциплинарной стратегии состоит в том, чтобы дать ребенку время от любого подкрепления. «Если происходящее больше похоже на драку в баре, родитель поощряет неадекватное поведение», — говорит Каздин.
Джон Лутцкер, доктор философии, который руководит Центром здорового развития в Университете штата Джорджия, даже перестал советовать родителям использовать тайм-ауты. Вместо этого он учит родителей планировать и структурировать деятельность, чтобы предотвратить нежелательное поведение ребенка, основываясь на предыдущих исследованиях:
Планируйте заранее, чтобы предотвратить возникновение проблем.
Научите детей эффективно справляться с требованиями ситуации.
Найдите способы помочь детям оставаться занятыми, занятыми и активными, когда в противном случае они могли бы заскучать или нарушать порядок». В ходе нашей работы за последние 20 лет мы обнаружили, что если вы хорошо обучаете родителей запланированным занятиям, в этом нет необходимости. для тайм-аутов», — говорит Лутцкер.
Родители получают один из лучших родительских советов каждый раз, когда взлетают в самолете, говорит Пальмитер: Если в салоне падает давление и вам необходимо надеть кислородную маску, сначала наденьте ее на себя прежде чем помочь своему ребенку.
«Я вижу семьи по всей Америке, где кислородные маски давно сняты, и весь кислород идет детям», — говорит Палмитер.
Тем не менее, исследование ясно показывает, что на детей негативно влияет стресс родителей. Согласно исследованию «Стресс в Америке», проведенному APA в 2010 году, 69 процентов респондентов признали, что их личный стресс влияет на их детей, и только 14 процентов детей заявили, что стресс их родителей их не беспокоит. Кроме того, от 25 до 47 процентов подростков сообщили, что чувствуют грусть, беспокойство или разочарование из-за стресса своих родителей. Другое исследование, опубликованное в прошлом году в 9Исследование 0007 Child Development обнаружило, что стресс родителей отпечатывается на генах детей, и последствия этого сохраняются очень долго.
Вот почему моделирование правильного управления стрессом может очень положительно повлиять на поведение детей, а также на то, как они сами справляются со стрессом, говорят психологи.
Palmiter рекомендует родителям уделять время физическим упражнениям, хобби, поддерживать дружеские отношения и общаться со своими партнерами. Это может означать, что вы будете регулярно проводить время в спортзале или сделаете вечерние свидания приоритетом.
«Инвестиции в отношения со своим партнером — одна из самых полезных вещей, которые может сделать родитель», — говорит Палмитер. Родители-одиночки должны устанавливать и развивать значимые связи в других контекстах. Удовлетворительные отношения с коллегой, соседом, членом семьи или другом могут помочь восстановить силы для решения родительских задач.
Слишком часто, говорит Палмитер, время один на один, которое родители предлагают своим детям каждую неделю, — это время, которое остается после выполнения жизненных обязательств, таких как работа по дому и оплата счетов.
«Мы часто относимся к нашим отношениям — которые подобны орхидеям — как к кактусу, а затем, когда неизбежно орхидея увядает или у нее возникают проблемы, мы склонны думать, что с орхидеей что-то не так», — говорит он.
Чтобы решить эту проблему, Palmiter рекомендует, чтобы каждый родитель проводил по крайней мере один час в неделю — все сразу или по частям — один на один с каждым ребенком, ничего не делая, а обращая внимание на позитивные мысли и выражая их. чувства к нему или к ней.
«Буквально примерно 0,5% времени в неделю срабатывает», — говорит он. Наиболее эффективное время для родителей, чтобы создать эти особые моменты, — это когда ребенок делает что-то, за что его или его можно похвалить, например, конструирует из конструктора Lego или стреляет в корзину. В течение этого времени родители должны избегать обучения, расспросов, обмена альтернативными точками зрения или внесения исправлений.
Пальмитер говорит, что многие семьи, которым он рекомендовал эту стратегию на протяжении многих лет, говорили ему, что добавление часа особого времени в дополнение к качественному времени, которое они проводят со своими детьми, например, совместное посещение бейсбольного матча, значительно улучшило родительские отношения.