Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Художник и окружающий мир
Мир «сквозь магический кристалл» Он видит мир, ярко, живо, образно. … вечных мучеников чувства, Показавших на земле Свет небес в юдольной мгле, Бронзу в неге, мрамор в муках, Ум в аккордах, сердце в звуках, Бога в красках, мир в огне, Жизнь и смерть на полотне! В.Г.Бенедиктов
3 слайд Описание слайда:Художниками нередко называют создателей произведений различных видов искусства Художник – творческая личность, мастерски владеющая своей профессией, умеющая изображать «невидимое посредством видимого»
4 слайд Описание слайда:Все звуки и краски мира художник переводит на особый язык искусства Я.Вермеер. Мастерская художника. Ок. 1666 г. Музей истории искусств, Вена Его восприятие окружающего мира гораздо богаче. То, что ускользает от нашего слуха и зрения, он способен услышать и увидеть.
5 слайд Описание слайда:Талант и мастерство художника Кармонтель. Леопольд Моцарт со своими детьми. Акварель 1763 г. Музей Конде, Шантильи, Франция. Талант – врожденные качества видеть мир «сквозь магический кристалл», образно мыслить, проникая в сущность предметов и явлений. Составляющие: проницаемый взгляд на мир, особая восприимчивость к красоте, эмоциональность, острота и зоркость видения, наблюдательность, фантазия и интуиция.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
7 слайд Описание слайда:Мастерство, как и талант, является необходимым условием художественного творчества. Л.О. Пастернак. Рахманинов за фортепиано. 1916 г. Мастерство – это свободное, виртуозное владение выразительными средствами и приёмами определённого вида искусства.
8 слайд Описание слайда:«Явление Христа народу» А.А. Иванов
9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:Микеланджело Буонароти (1475-1564) Был не только гениальным живописцем, скульптором, поэтом, но и замечательным архитектором. По его проектам и чертежам в Риме был создан купол собора Святого Петра. 1546-1564 гг. Ватикан, Рим
Леонардо да Винчи (1452-1519) Живописец, скульптор, архитектор – обладал незаурядным талантом музыканта. Ему принадлежат многочисленные научные открытия, а также инженерные проекты, опередившие его время.
12 слайд Описание слайда:Секреты художественного творчества И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1887 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург. Вдохновение – это такое состояние души, разума и сердца, когда художник всецело отдаётся творчеству.
13 слайд Описание слайда:Минуты творческого озарения играют большую роль в жизни художника. В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
14 слайд Описание слайда:Сальвадор Дали (1904-1989) Воспроизводил в своих картинах мир причудливых воспоминаний, кошмарных сновидений и волшебных фантасмагорий.
15 слайд«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» П.И. Чайковский
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-034010
Похожие материалыinfourok.ru
Болоболова Л. А., лицей № 1, Орёл
Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей № 1 имени М. В. Ломоносова города Орла
Окружающий мир
2 класс
УМК «Гармония»
ТЕМА: «Художественное
творчество человека.
Природа в произведениях
искусства».
Учитель высшей квалификационной категории
Болоболова Людмила Алексеевна
Окружающий мир, 2 класс, УМК «Гармония»
ТЕМА: «Художественное творчество человека. Природа в произведениях искусства».
ЗАДАЧИ:
показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интереснее;
развивать умение видеть прекрасное, восхищаться произведениями художников, композиторов, поэтов;
прививать желание заниматься творческой деятельностью;
формировать эстетический вкус.
ОБОРУДОВАНИЕ:
У УЧИТЕЛЯ:
мультимедийный проектор, компьютер, презентация, подготовленная в MS Power Point, интерактивная доска;
Репродукции, кроссворд;
CD с записью музыки Э. Грига «Утро», А. Вивальди «Времена года»;
У УЧАЩИХСЯ:
Карточки с заданиями для самостоятельной работы;
Конверты с репродукциями и «цветными нотками»;
Цветные карандаши;
ХОД УРОКА.
Оргмомент. (Приложение «Мир искусства», слайд 1)
– Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения С. Я. Маршака:
Всё то, чего коснётся человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы,
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
– На самом ли деле могут говорить дома, балконы, вагоны?
– Как вы думаете, а что же хотел сказать нам автор этими строками?
– Давайте представим, что окружающие нас предметы ожили и заговорили.
– О чём нам могут рассказать, например, дома?
– Оказывается, не только люди, но и всё в окружающем нас мире умеет говорить, но на своём, особенном языке. И чтобы услышать этот язык, нужно быть немножко волшебником, внимательно прислушаться и мир откроет свои тайны.
2. Актуализация.
– Я знаю, что вы уже побывали в некоторых музеях (на страницах учебника), познакомились с их экспонатами.
– Посмотрите, какому музею могут принадлежать эти предметы? (слайды 2 – 4)
Исторический
Краеведческий (традиционный женский костюм Орловской губернии)
Художественный
– Наряду с крупными, всемирно известными музеями, такими как (слайды 5 – 8)
Эрмитаж
Русский музей в Санкт – Петербурге
Третьяковская галерея
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве,
в нашей стране много областных и краевых художественных музеев, выставок. А есть ли такие музеи в нашем городе?
– В каких их них вы побывали?
3. Формирование новых знаний и умений.
– Всё живёт и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолётны картины окружающего нас мира. Вот, например, бабочки: среди них есть такие, которые живут один день. Утром их красивые крылышки радуют глаз, мелькают в воздухе, а к вечеру они опадут.
Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное мгновение, всё то, что удивляло его, радовало, останавливало взгляд.
– А что же красивого мог увидеть человек в природе?
(Человеку всегда хотелось, чтобы та красота, которую он видит в природ, оставалась с ним. Чтобы не только ему она была доступна, но и другим людям)
– Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку речных просторов, багровый закат перед ветреным днем.
– Но как сделать так, чтобы сохранить и передать эту красоту, эти замечательные явления природы и чувства, вызванные ими?
– Да, люди создавали разные произведения искусства. Давайте прочитаем, что об этом говорят авторы нашего учебника (стр. 46)
– С какой же целью люди создают бесценные произведения литературы и искусства?
– Итак, я предлагаю вам сегодня пройтись по картинной галерее, заглянуть в волшебный мир искусства, присмотреться и прислушаться к нему.
– Входите тихо. Картины в галерее как вещие птицы. Пока вас нет, они лишены языка. Гомон начнется с появлением первого посетителя.
– Вы замечали, что люди, глядя на одно и то же, видят как будто по-разному? Например, глядя на одну и ту же картину природы, каждому из вас захочется рассказать о чем-то своем.
– Давайте посмотрим на первую картину в нашей галерее (в учебнике – репродукция картины И. Левитана «Март» + слайд 9)
– О чем вам сейчас хочется сказать?
– А ведь мы все видим одно и тоже. Почему же тогда говорим о разном?
(Каждый из нас ко всему относится по-своему)
– И художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит.
– Что на картине И. Левитана больше всего говорит нам о весне?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Звучит музыка. А. Вивальди «Времена года. Весна»)
-А теперь тихонько встаньте, выйдите из-за парт. Представьте, что вы стоите на крыльце дома, изображенного на картине.
– Вдохните чистый весенний воздух.
– Поприветствуйте солнышко, потянитесь к нему, возьмите себе немного тепла, которое оно вам дарит.
– Смотрите, а там, вдалеке, летит клин журавлей, летит домой.
– Весна пришла. Улыбнитесь весне и друг другу.
– Помогла ли вам музыка почувствовать атмосферу мартовского весеннего дня?
– Композитор (А. Вивальди) тоже хотел показать красоту весенней природы, оживающей после зимнего сна, но по-своему, средствами музыки.
– Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето, неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это Шишкин, Саврасов, Левитан и др.
– В толковом словаре дается такое определение слову «пейзаж»:
1. Общий вид какой-нибудь местности;
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
– Картину, к которой мы сейчас с вами подойдем, вы, наверняка, видели. Догадайтесь, о какой картине я буду говорить. (Звучит фоном – Э. Григ «Утро»)
– Густая чаща леса. Над ней занимается раннее утро. Не шелохнутся деревья. Безветрие. Спокойствие и тишина.
Проглянули первые лучи солнца, и сосны своими верхушками потянулись к ним. Будто хотели пожаловаться, что не всегда так тихо в лесу. Бывают и шумные дни. Налетают ураганы, и деревья гнутся под их порывами. Только тогда берегись! Треск и грохот стоят в лесу. Не каждая сосна выходит победителем из битвы со стихией. Вот одна лежит – сломанная грозовым ударом. Другие ее сестры с корнем вырваны.
Пронеслись буйные ветры, поспорили с бором, и опять лес тихий, напоенный ароматом…
А над заросшим оврагом стелется утренний туман. И, кажется, стоит войти в него, сразу почувствуешь запах душистой земляники, услышишь щебет птиц и наверняка глуховатый голос притаившегося где-то на дне оврага ручейка. Вот оно – царство медведей.
Медвежата выбрали местом своей игры расщепленную сосну, а рядом сидит их мать. По-видимому, ей нравится этот глухой лесной уголок, и тихое утро, и шалость ее детей, не ведающих пока о законах борьбы в природе.
– Кто догадался, о какой картине я говорю? (И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»)
– Проверьте себя. (Слайд 10)
– Поднимите руку, чьи предположения оказались верными.
– Помогла ли музыка увидеть, представить картину утра в лесу?
И. Шишкин очень любил лес. Он считал недопустимым изображать деревья приблизительно. Изумительно знал каждое дерево, каждую морщинку коры, изгиб ветвей. Знал, потому что был беззаветно предан природе. Особенно любил осень.
– Картина, которую вы сейчас видите, так и называется «Осень» (слайд 11)
– Какие краски использовал художник, чтобы так правдиво и выразительно передать свое восхищение природой?
– Приходилось ли вам видеть другие картины, изображающие золотую осень?
– Кто их написал?
– Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше.
– Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими узорами, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.
– Красота зимней природы вдохновляла поэтов на создание замечательных произведений. Какие стихотворения о зиме вы знаете?
– Посмотрите, как по-разному говорят авторы об этом времени года, потому что каждый видит его по-своему и по-своему выражает свои мысли и чувства. Нет ли у вас стихотворений об этом времени года? (на карточке – находят + С. Есенин «Береза» + слайд 12 Грабарь «Февральская лазурь»)
– Присмотритесь к ней повнимательнее. Постарайтесь увидеть глазами художника.
Художник остановился. Его привлекла одна береза – широкая и могучая, сиявшая на солнце белейшим светом белейшего ствола, со множеством тонких ветвей.
Заглядевшись на березу, художник выронил из руки палку, с которой пробирался по снегу. Нагнулся за палкой и еще раз – снизу – посмотрел на дерево. И вдруг увидел все по-новому: небо ярчайшей синевы, пылающую белизну березы; и услышал хруст и треск льдинок на застывших ветках. Да этот пейзаж надо писать, и непременно снизу!
– Так создавалась картина.
4. Самостоятельная работа.
– Картин, на создание которых художников вдохновила природа, очень много. Назовите, репродукции каких картин перед вами.
– А как прекрасно, с каким волнением изображают природу в разные времена года поэты! Подберите к каждой репродукции наиболее подходящее стихотворение. (Выберите из предложенных в конвертах. Работа в парах)
– Почему выбрали именно это стихотворение?
5. Работа с учебником и тетрадью.
– Находясь рядом с картинами в выставочном зале, мы с вами услышали и поэтические строки, и услышали музыку, которая, как и любое искусство передает мысли и чувства того, кто ее создал.
– Рожденная композитором музыка записана на нотной бумаге. Как сделать, чтобы ее услышали другие?
– И вот человек создает музыкальные инструменты. Музыка разная и инструменты разные. (Работа с учебником на стр. 47)
– Прочитаем задание № 1 и первый вопрос. (Обведите изображение этих инструментов) Как назовете эту группу?
– Разные инструменты и разные звуки. Почему?
– Как вы думаете, какой любимый инструмент у русского народа?
– На какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?
(Дети обводят группы разными цветными карандашами:
Струнные – гитара, балалайка, скрипка, виолончель, мандолина;
Духовые: фагот, флейта, труба, кларнет, туба;
Ударно-клавишные: рояль;
Клавишно-духовые: баян;
Ударные: барабан, тарелки)
– Давайте впишем названия инструментов в клеточки кроссворда и прочитаем ключевое слово (Оркестр)
– Что означает слово «оркестр»?
(Древние греки словом «оркестра» называли площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на струнных, а также медных и деревянных духовых инструментах при поддержке группы ударных. Современный оркестр может насчитывать от 70 до 100 участников)
– А теперь закройте глаза и послушайте… (Ребенок играет на скрипке)
– Что вы представляли себе, когда слушали?
– Каждый слышал и представлял что-то свое, хотя слушали мы с вами одно и то же произведение.
6. Рефлексия.
– И художники, и композиторы, и поэты учат нас видеть красоту природы, мира, нужно быть только чуть внимательнее и научиться наслаждаться этой красотой.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
– Вы пробовали когда-нибудь сочинять музыку?
– В ваших конвертах лежат волшебные нотки. Посмотрите на них – это нотки настроения. Они помогут нам сочинить нашу мелодию настроения. Прислушайтесь к себе и покажите свою нотку.
8
videouroki.net
Конспект урока по изобразительному искусству и окружающему миру
«КАК ПТИЦЫ СПАСЛИ ЛЕС» Цель: расширять знания учащихся о птицах; учить различать птиц по их внешнему виду; вместе с детьми открыть тайну природы, что птицы рождаются дважды; уточнить знания детей о пользе птиц; учить детей разрисовывать птиц по образцу-фото; учить разрисовывать яйца и выполнять на них накрапление; учить чувствовать цветовую гамму, умение входить в образ, передавать характерные черты птиц; развивать речь. Объяснить детям правила поведения в лесу; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым друзьям, вызывать желание заботиться о птицах. Материал к уроку: картины с изображением леса, гнёзд, птиц, птенцов, яиц; запись музыки «Лесная симфония», «Трели птиц», краски гуаш, альбом, карандаш. . Ход урока. 1.Организация класса. А звонок не утихает Всех детей он созывает. Все по классам расходитесь И на место все садитесь. 2.Ознакомление с правилами ТБ и подведение к теме урока. Учитель читает сказку о лесе.
Однажды, когда художник пришел в лес и встретил лесовичка, тот рассказал ему историю:
— В лес ко мне приходят люди, – начал лесовичок. – Люди бывают всякие – одни хорошие, и их я люблю, помогаю, если надо. Кому грибное местечко покажу, кого на малинник или на ягодную поляну выведу. Но бывают – рвут цветы, жгут костры, ломают деревья, обижают лесных жителей. С такими я строг. Кого пугну диким голосом, на кого комаров напущу, а кого и в чащобу заведу…
Повадились ходить ко мне трое – уж такие хорошие – не передать. Никого не обижают, ничего не рвут и не ломают, только целыми днями птичками любуются, слушают их пенье да что-то пишут у себя в тетрадках. Ну пусть пишут, раз им так надо. Потом пошли искать гнезда. Но нет, ничего плохого они птицам не делали – осторожненько подходили к гнездам, птиц не пугали. Я так успокоился, что перестал смотреть за этими людьми. Только однажды ночью обхожу свои владения, время как раз горячее, тревожное – у птиц в гнездах птенцы появились, тут глаз да глаз нужен. И вдруг вижу – народу полно. А те трое, вежливые, – командуют этими людьми. И что же, ты думаешь, они делают? Птиц ловят!.. Люди накрывали сетями гнездо, укладывали в ящики или в клетки, потом грузили все на машины и увозили куда-то. Ну, настоящий грабеж! Ох и разозлился же я!
Стал я осматривать места, где были гнезда. Все забрали – и птиц, и птенцов, и гнезда. Правда, не всех – брали с разбором. Вроде бы так получалось: где гнезд мало – не трогали. У меня отлегло немного от сердца. Но все равно я был очень зол. Во-первых, жалко было мне моих птичек – как-то живется им в неволе? Во-вторых, ведь погибнут птенцы – их же надо выкармливать как следует. А в клетках разве выкормить? И еще было мне очень обидно: поверил я тем людям, даже вроде и полюбил их.
Прошло время, уж не помню сколько – месяц или около того. Во время очередного обхода вдруг слышу голос горихвостки. «Интересно, – думаю, – что бы это значило? » Подхожу – сидит знакомая горихвостка, та самая, гнездо которой увезли ночные разбойники вместе с птенцами. «Как же ты вырвалась на волю?» – спрашиваю. «Я не вырывалась, меня отпустили», – отвечает. «А зачем тогда ловили?».
«А вот зачем!» – услышал я сзади чей-то голосок. Оглянулся – знакомый зяблик. А вокруг – полно птиц, и все – знакомые, все те, кого поймали той страшной ночью и увезли неизвестно куда.
«Ну, – говорю я им, – не галдеть, а рассказывать. Все точно и по порядку». Уселись пичуги вокруг меня и стали рассказывать. И вот что я выяснил. Где-то далеко отсюда задумали люди посадить лес. Посадили они деревья. А деревья погибли. Тогда кто-то вспомнил, что лес не может быть без грибов. Привезли из лесу земли – в такой земле всегда есть маленькие-маленькие споры грибов – это вроде семян. Из этих спор проросла грибница, и деревьям стало жить легче. Но все равно плохо: очень уж докучали им насекомые.
Надо было привезти птиц! – воскликнул художник.
Верно! Стали ловить и привозить в тот лес птиц. А птицы в нем жить не хотели.
Вроде и лес хороший, и мест для гнезд сколько угодно. Тогда вспомнили люди, что птицы живут только в том лесу, где появились на свет и выросли. Вот что придумали люди – стали отлавливать птиц и перевозить в новый лес вместе с гнездами. Птицы – очень хорошие родители – птенцов своих бросают редко. И на новом месте, в новом лесу, не бросали своих птенцов. Но когда птенчики стали самостоятельными – тут уж все птицы-родители дружно отправились в родной лес. А подросшие птенцы остались. Ведь новый лес стал им родным – они там выросли. Вот так и заселили люди птицами лес. И теперь ему уж не страшны насекомые – птицы всегда начеку.
3.Проговаривание темы и целей урока. Мотивация обучающей деятельности. 4.Объяснение учителем поставленных задач. Обговаривание техники выполнения работы. 5.Физкультминутка.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сид
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
ят несколько секунд)
И опять пора в дорогу, Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы) 6.Самостоятельная работа. Музыкальное сопровождение. Индивидуальная помощь. Пополнение знаний детей интересным познавательным материалом. 7.Выставка работ учащихся. 8. Рефлексия. 9. Подведение итога урока.
infourok.ru
МАОУ «СОШ №32 им.Г.А.Сборщикова» г. Перми
План – конспект интегрированного урока окружающего мира, изобразительного искусства и музыки по теме:
«Снег глазами учёных, художников и композиторов»,
проведённого в 1 «А» классе в рамках регионального конкурса интегрированных уроков «Урок +».
Педагог-учитель начальных классов
Шардина Наталия Владимировна
стаж работы 17 лет
высшая квалификационная категория
Пермь 2010
Класс: 1 класс, программа “Школа-2100”
Предмет: интегрированный урок окружающего мира, ИЗО и музыки.
Тема урока: “Снег глазами учёных, художников и композиторов»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления и сопоставления видения одного и того же предмета с позиций разных учебных предметов средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи:
Основные дидактические методы:
Основные педагогические приёмы:
Дидактические средства:
Педагогические технологии:
Оборудование:
План урока:
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель демонстрирует коробку, которую передали для 1»А» класса во время перемены. Там оказывается костюм. Учитель примеряет его.
-Ребята! Вы меня узнали? Кто я? Да тут ещё открытка, а в ней загадка:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Побелю поля, дома,
А зовут меня … (зима)
II. Актуализация знаний и сообщение темы и целей урока.
– Хочу я проверить, что вы обо мне знаете, да кое-что новое вам рассказать.
– Какие изменения происходят в природе с приходом зимы? (день короче, а ночь длиннее; солнце светит, но не греет; холодно, осадки в виде снега, животный мир по-разному приспосабливается к зиме, в жизни растений тоже наступает покой и.т.д.)
– Вы сказали, что зимой земля покрыта снегом. А всё ли вы знаете про снег? У вас на партах листочки, на которых нарисована «лесенка ваших достижений». Нарисуйте себя на той ступеньке, где вы находитесь сейчас: 1 ст. – ничего не знаю о снеге
2 ст. – знаю совсем немного
3 ст. – знаю много, но не всё
4 ст. – знаю всё.
Спросить несколько человек.
В конце урока мы посмотрим, изменится ли ваше положение на этой лесенке.
– Итак, тема нашего урока «Снег». Сегодня мы попробуем взглянуть на этот хорошо знакомый всем атрибут зимы с разных сторон: глазами учёных, художников, композиторов. (Слайд №1)
III. Совместное “открытие” новых знаний.
– Учёные, представители разных наук занимаются глубоким изучением различных предметов и явлений. Сегодня вам предстоит стать ненадолго учёными и найти ответы на ряд вопросов, касающихся снега.
1.- Итак, вопрос первый: «Что такое снег?» (Слайд №2).
Учитель выслушивает ответы детей.
– Как же нам узнать, во что превратится снег? (выслушать предложения учеников)
– Давайте проведём эксперимент: поставим стакан со снегом на батарею и посмотрим, что с ним произойдёт к концу урока.
2.- Теперь вам, учёные, предстоит ответить на второй вопрос: «Как из воды образуется снег?» (Слайд №3)
Учитель выслушивает предположения ребят, а затем читает со слайда отрывок из сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева».
3. Отгадайте загадку:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (снежинки)
Демонстрируется Слайд №4.
– Говорят, что невозможно найти две одинаковые снежинки, но есть одно сходство у всех. Какое? (6 лучиков) А кто знает, почему?
– На самом деле, это очень сложный вопрос. В основе снежинки лежит кристаллик льда, а у него всегда 6 граней. Более подробно вы будете изучать образование кристаллов в старших классах. (Слайд №5)
– Подумайте, почему хрустит снег под ногами? (это ломаются лучики у снежинок)
– Откройте рабочие тетради (с.38, №1) и обведите «правильную» снежинку.
4. Динамическая пауза
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок,
И умчался весь снежок. (дети повторяют движения за учителем)
5. – А сейчас, вы из учёных превратитесь в художников и нарисуете снежинку. Чем будут похожи ваши снежинки? (у них будет 6 лучиков) Будут ли они абсолютно одинаковыми? (нет, т.к. каждый художник нарисует свой узор)
6.- Я уже говорила, что учёные изучают свойства предмета. Мы остановимся сегодня только на одном свойстве снега – попробуем определить его цвет.
– Всегда ли снег белый?
– Я покажу вам сейчас репродукции картин известных русских художников, а вы обратите внимание, какие цвета они использовали для изображения снега. (Слайды №6 – №10)
– Какие цвета и оттенки вы увидели? Как вы думаете, от чего зависит выбор цвета художником? (выслушать ответы ребят)
– Вывод: мы видим снег по-разному. Это зависит от времени суток, освещения и даже настроения.
7. Глядя на картины зимней природы, вспоминаешь стихи русских поэтов, например Ивана Сурикова:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
– Но не только поэты и художники воспевали зиму. Композиторы тоже посвящали ей свои произведения. А что создают композиторы? (музыку)
– Сейчас мы прослушаем отрывок из одного музыкального произведения. Автор его Георгий Свиридов (Слайд№11). Закройте глаза, а потом скажете, что вы представляли.
Звучит «Вальс» Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»
– Какое настроение у вас было при прослушивании музыки?
– К какому жанру отнесём это произведение? (вальс)
– Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и определённым ритмом. Само слово “вальс” происходит от слова “кружиться”.
– Что вы представляли? (идёт снег, кружатся снежинки, метель и т.д.)
– Это «Вальс» Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Вывод: оказывается такое зимнее явление природы как метель можно показать средствами музыки.
8. Давайте вернёмся к нашему эксперименту и посмотрим, во что превратился снег.
Вывод: снег – это вода. (Слайд №12)
Записать вывод в рабочей тетради (с.39)
Учитель выходит из образа Зимы.
IV. Итог урока. Рефлексия. Поощрительный бонус.
– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
Давайте прикрепим ваши красивые снежинки к доске и полюбуемся на этот снегопад.(по очереди мальчики и девочки)
– Что показалось наиболее интересным?
– Отметить на «лесенке достижений», где вы находитесь после сегодняшнего урока.
Вывод: всегда есть к чему стремиться.
– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Зимушка-Зима оставила вам небольшие подарки.
Отгадайте:
Очень любо детворе
Играть этим во дворе.
Летят снежные комки-
Весёлая игра …(снежки)
Примите от Зимы эти сладкие снежки! (конфеты)
До новых встреч!!!
Список использованной литературы:
1.Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Данилов С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя- М.:Баллас, 2008.
2.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса в 2-х частях: Я и мир вокруг. Часть 1.- М.: Баллас, 2008.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1-го класса: Я и мир вокруг.- М.: Баллас, 2008.
4.Исаева И.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
5.Журнал «Начальная школа: плюс-минус», №5-2001 год. Тема номера: «Интегрированные уроки».
6.Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1 – 4 классах. -Вып.2- Волгоград: Учитель, 2008.
7.Попова Г.П. Окружающий мир.1 класс.: поурочные планы по учебнику Вахрушева А.А. «Я и мир вокруг» – Волгоград, 2006 год.
8.Образовательный сайт www.Metodkabinet.eu
9. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» www.openclass.ru
10.Яндекс – картинки
nsportal.ru
Урок по изобразительному искусству в 1 классе
Тема: Природа и художник
Цель: научить работать кистью, красками;
развитие эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, выразительной речи, умения правильно отвечать на поставленные вопросы;
воспитание любви природе, трудолюбия, старательности.
Оборудование: альбом, краски, кисти, иллюстрации картин природы, заготовленные заранее тучка, солнце; пол листа ватмана, клей, заготовки-шаблоны бабочек, цветов.
Тип урока: комбинированный
Ход
Организационная часть
Постановка задач урока
Повторение
Учитель: На нашем уроке мы постараемся отдохнуть, общаясь с живописью, музыкой и поэзией, обратим более пристальное внимание на многообразие красок и форм окружающего мира. И еще мы постараемся подарить немного добра и радости друг другу.
Наша старая знакомая Королева царства красок – кисточка – очень хочет узнать, помните ли Вы основные цвета ее царства.
Дети: Красный, желтый, синий.
Учитель: Сколько основных цветов?
Дети: Три
Учитель: Три цвета, три цвета, три цвета
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски перемешать?
А если нам краски по парам смешать?
Из синий и красной, получим мы цвет……(фиолетовый)
А синий мы с желтым смешаем
Какой же мы цвет получаем?…….(зеленый)
А красный плюс желтый,
Для всех не секрет, дадут нам, конечно,……(оранжевый)
Работа по новой теме
Учитель: Мир прекрасен. Чуть проглянет утром солнышко, зазолотится розовое, голубое и синее небо, оживет земля, зазеленеет трава, расцветут желтые, лазоревые, алые цветы. Да и вы, как цветы, нарядные, праздничные. А что делает мир таким многоцветным?
Есть много праздников в календаре,
Их называют “красные даты”.
Есть Новый год и 8 Марта,
Есть первый школьный звонок в сентябре…
Много записано в календаре
Праздников веселящих…
Но почему-то хочется мне
Праздников настоящих!
Волшебная кисть пробежала по небу,
Радугой вспыхнули краски,
И радость на лицах – вот праздник для всех,
Как в доброй волшебной сказке.
Учитель: Итак, наше рабочее место в порядке и можно приступать к занятиям.
Загадка: На минуту в землю врос,
Разноцветный чудо – мост,
Мост высокий без перил
Чудо-мастер смастерил. (радуга)
Учитель: Однажды по небу плыло очень маленькое, но очень озорное Облачко. Ему было очень скучно, не с кем было поиграть, побаловаться, полетать наперегонки по сильным ветровым потокам. Ничего и никого не было вокруг, только большое ласковое Солнышко заботливо обогревало с высоты землю. “Вот с кем я поиграю!” – обрадовалось Облачко. Оно стало подлетать к Солнцу то с одной стороны, то с другой, то сверху, то снизу, но Солнышко его не замечало. Облачку стало так обидно, что оно горько всхлипнуло и разревелось мелкими капельками теплого летнего…
Дети. Дождика.
Учитель. Сквозь одну из капель проскользнул солнечный лучик, и случилось чудо: белый луч солнца расщепился на целый многоцветный букет. Через все небо перекинулась яркая…
Дети. Радуга.
Учитель. Сколько цветов уместилось на радуге? Давайте их назовем.
Ребята вместе с учителем по порядку называют все цвета радуги.
– Облачко сразу перестало плакать – оказывается, его капельки и тоненький солнечный лучик могут творить такие чудеса.
5.Практическая часть. Изображение радуги.
У. Ребята, давайте все вместе нарисуем эту чудесную радугу, чтобы облачку не было очень грустно. Для работы мы с вами возьмем самые яркие, самые главные цвета. Какие именно?
Цвет солнышка.
Д. Желтый.
У. Цвет неба.
Д. Синий.
У. Цвет огня.
Д. Красный.
Ребята открывают и ставят перед собой нужные краски.
У. Начинаем работу красным цветом, проводим через весь лист бумаги широкую дугу, затем рядом с ней проводим дугу желтую.
Учитель работает на доске вместе с ребятами.
– Получается очень красиво, но уж очень резкая граница между цветами. Давайте чистой кисточкой ее уберем.
Учитель чистой кисточкой легкими движениями смешивает краски на границе цветов.
– Что получилось?
Д. Краски смешались, появился ярко-оранжевый цвет.
У. Теперь давайте проведем дугу синего цвета. Она будет у нас довольно широкая – раза в три шире предыдущих. Чистой кисточкой опять убираем границу между желтым и синим цветами. Что получается?
Д. Показывается зеленоватый оттенок.
У. Сколько уже цветов на нашей радуге?
Д. Пять цветов.
У. Между синим и зеленым цветами на радуге еле различим нежно-голубой. Как нам его получить?
Д. С помощью белой краски.
Белый цвет сразу добавляется между синим и зеленым.
У. Мы попробовали уже все краски, которые приготовили. Получилась у нас радуга?
Д. Нет. У радуги должно быть семь цветов.
У. Как быть? Что будет, если нашу радугу свернуть разноцветной трубочкой?
Учитель показывает трубочку из бумаги.
– Какие цвета у нас обязательно должны встретиться?
Д. Синий и красный.
У. Добавляем еще синюю полосу и сразу на нее кладем красную. Какой цвет получается?
Д. Фиолетовый.
У. Вот радуга засияла во всей своей красе.
V. Физкультминутка
У. Вымоем наши кисти в воде и положим на тряпочку: их нельзя оставлять в банке – они могут испортиться. Давайте все вместе отдохнем.
VI. Совместное сочинение сюжета картины
У. У нас получились очень красивые радуги, но им одиноко на наших картинах. Над чем может раскинуться наша радуга?
Д. Над землей, над лугами и полями.
У. Давайте нарисуем травку под нашей радугой и добавим в нее немного солнышка. Покажите руками, как растет травка?
Ребята показывают траву движениями рук сверху вниз и снизу вверх.
У. Какими цветами будем работать?
Д. Работаем зеленым и желтым цветом.
Ученики изображают траву.
У. Где раскинулась радуга? Покажите, как простирается небо.
Дети показывают небо движениями рук из стороны в сторону.
– Какие цвета используем?
Д. Работаем синим и белым цветами.
Ученики изображают небо.
У. Чем или кем мы можем украсить нашу картину?
Д. Цветами, бабочками и божьими коровками.
Ребята завершают свои работы.
VII. Итог занятия
У. Что сегодня вы узнали? Как появляется радуга? Сколько на ней можно увидеть цветов? Какие это цвета? Как получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой цвета?
infourok.ru
Приложенные файлы
weburok.com
Интегрированный урок окружающего мира , чтения и изобразительного искусства
Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Цель урока:
Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.
Задачи урока:
1.Образовательные:
2.Развивающие:
3. Воспитательные:
Информационная карта урока
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – виртуальная экспедиция
Интегрированный: окружающий мир, внеклассное чтение, изобразительное искусство
Продолжительность урока: 45 минут
Программа: Школа России
Учебник:А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс, рабочая тетрадь
Материально-техническое оснащение:
Для учащихся:
Для учителя:
1. Орг.моментСлайд 1
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок
2. Календарная минутка
(Учащиеся описывают погоду сегодняшнего дня; делятся впечатлениями и наблюдениями.)
3. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала
– Ребята, какое сейчас время года?(весна)
– А хотели бы вы, чтобы сейчас было лето?
– Прекрасно! Сегодня на уроке мы мысленно перенесёмся в лето. Вы готовы?
Предлагаю отправиться в путешествие. Согласны?
Но путешествие будет непростым, мы отправляемся в экспедицию. Знаете что это такое?
Слайд 2
ЭКСПЕДИЦИЯ – это путешествие с какой–нибудь целью, со специальным заданием.
Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы.
Цель экспедиции вы узнаете, когда прибудете на место.
4. Актуализация знаний.
Ребята, отгадайте загадку:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко.
Посмотрелся мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три-
Целых семь, ты посмотри
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
( Радуга )
– Может кто-то вспомнил, какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги ?
( « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
– Проговаривая эту фразу, что мы составили?
Мы составили предложение.
– Что мы знаем про предложение ?
Предложение состоит из слов, обозначает законченную мысль
– А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Я буду называть три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.
– Оранжевый, коричневый, желтый;
– Зеленый, голубой, белый;
– Фиолетовый, малиновый, желтый;
– Красный, черный, синий;
– Кто сможет назвать цвета радуги по порядку ?( Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый )
Слайд 3( на радуге появляется улыбка)
– Ребята посмотрите, какая у нас получилась веселая радуга!
-Как вы думаете, почему она радуется?
( Потому что мы запомнили все ее цвета)
– А кто может назвать мастеров, которые строят радугу?Слайд 4(Солнышко с улыбкой и дождик)
– Давайте сделаем вывод сами « Откуда появляются все эти краски?»
(Все эти краски создает сама природа.)
-Кто сможет своими словами рассказать, как получается радуга?
( Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики)
Ребята, Муравьишка рад, что вы вспомнили, как образуется радуга и всем говорит «Спасибо»Слайд 5
5.Постановка проблемного вопроса путешествия
– Пришло время узнать цель нашей экспедиции.Слайд 6
Учащиеся читают:
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?
– Итак, в конце путешествия вы должны ответить на этот вопрос.
– Ребята, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают нас на прогулку. А вот куда, отгадайте:
Зелёное, зелёное
Сегодня всё вокруг.
Зелёными травинками
Шумит зелёный …(луг)Слайд 7( Муравьишка и Черепахана лугу)
– Что же такое луг?
– Луг – большая территория с травянистой растительностью.
– А что мы можем увидеть на лугу?( цветы, траву, насекомых)
– А какиезвуки мы бы услышали? (жужжание насекомых, пение птиц)
– А каких насекомых?( стрекоз, шмелей, пчёл, кузнечиков, комаров)
– Поднимите руки, кто из вас был на лугу. Где располагаются луга? (Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю леса и высоко в горах.)
Знакомство с лугом.
— Ребята, закройте глаза. Послушайте и представьте себе картину (включается запись голосов птиц, шелест травы, жужжание насекомых).Аудиозапись
– Что вы услышали?
– Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.
-шмель
-кузнечик
-божья коровка
-пчела
Чем питаются насекомые, расскажет академик ___________. Насекомые пьют нектар — это сладковатая жидкость, выделяемая цветами. Есть насекомые, питающиеся листьями, — это растительноядные. Среди насекомых есть хищники, поедающие растительноядных (стрекоза— ест комаров и мошек), есть всеядные (муравьи) они поедают других насекомых, любят сок и нектар.
Кто же питается насекомыми, расскажет академик ________. Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов.
Чья это песня? (грам. запись, иллюстрация)
Расскажет научный консультант ___________. Луговой чекан – скромно окрашенная птичка небольшого размера, меньше воробья. Гнездо устраивает на земле в углублении, окружённом густой траве. Питаются жуками, гусеницами, пауками, червями.
-Кто еще скрывается в траве, расскажет академик__________ .Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых.
Диск по окр. миру
Послушайте стихотворение « Что растет?»
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ- как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковые шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
( Г.Лагздынь)
– Какие же цветы растут на лугу?(Одуванчик, подорожник, василёк)
– А сегодня на уроке мы познакомимся с другими цветами.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И скажем «здравствуй» каждому цветку…
– Ребята, к нам на урок пришли луговые цветы. Познакомимся с ними и запомним их названия.
К доске выходят ученики в шапочках цветов и читают стихи.
Колокольчик.Слайд 8
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Легкий-легкий, тонкий- тонкий!
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
– Колокольчик. Почему он так называется?
– Скажите, какие цвета использовал художник?( Синий)
– Какие оттенки есть у этого цвета?
( темно-синий, светло-синий, голубой)
– Растёт на лугу цветок, голубой как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нём собирается роса. Капля за каплей, капля за каплей – полный цветок. М тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.
– Кап – кап, динь – динь, – звенят капельки, ударяясь о траву.
Птицы слышат это и начинают щебетать:
– Утро, утро наступило!
А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Да он и похож на него. И радуют глаз эти небесно – голубые изящные колокольчики.
Клевер.Слайд 9
Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет
И его «пчелиной кашкою»
Называет наш народ.
-Рассказывая об этом цветке, какие цвета использует Мастер цвета? (белый, розовый, алый)
– Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки сразу, с налёту, тяжёлому шмелю. Сядет шмель и тщательно обследует всю головку, опуская хоботок по очереди в каждый цветок и доставая нектар. Так он опыляет цветки, перенося пыльцу с одной головки на другую. Сладкий нектар находится в цветках клевера. За этот сладкий нектар и прозвали клевер кашкой.
Ромашка.Слайд 10
Знакомые с детства, родные ромашки
Мы видим на каждом лугу.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
-Сколько цветов будем использовать раскрашивая ромашку? Как получить оранжевый цвет?
Лютик.Слайд 11
Звать его нам нечего,
Он и так придет,
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Лютик золотой.
– Лютик – лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название «лютик» происходит от слова «лютый» – жестокий, злой.Это связано с тем, что лютик- растение ядовитое.
-Перед вами, на столе, лежат картинки цветов. Определите, какие из них растут на лугу, и прикрепите на панно.
-Давайте проверим ваши знания и познакомимся и с другими цветами, которые растут на лугу. Слайд 12
– А сейчас прочитайте названия цветов на стр.41 и подчеркните названия тех цветов, которые вы видели в природе.
Физкультминутка:
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
-По-моему чего-то не хватает не хватает на панно?
– Но есть на поляне такие животные, которые не издают никаких звуков, а
привлекают наше внимание больше других.
Загадка:
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Это бабочка )
Слайд 12
– Что вы знаете о бабочке?
Бабочка – это насекомое.
– Назовите отличительные признаки насекомых ( На голове расположены глаза, усики и хоботок, тело состоит из трех частей: головы, груди, брюшка, шесть ног, на груди находятся крылья и ноги)
РАССКАЗ О БАБОЧКАХ
– Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
Красота бабочки в лёгкости и крыльях.
– Почему бабочку сравнивают с цветком?( она такая же красивая, яркая, разноцветная, нежная)
– Правильно, но я бы ещё могла добавить, что бабочки изящные, утончённые, стремительные, лучезарные, невесомые. Этому подтверждает замечательное стихотворение А. Фета «Бабочка».Давайте прочитаем его вместе со мной.
Слайд 13
Ты прав. Одним воздушным очертаньем (учитель)
Я так мила. (дети)
Весь бархат мой с его живым миганьем- (учитель)
Лишь два крыла. (дети)
Не спрашивай: откуда появилась (учитель)
Куда спешу? (дети)
Здесь на цветок я лёгкий опустилась (учитель)
И вот – дышу. (дети)
Надолго ли без цели, без усилья, (учитель)
Дышать хочу! (дети)
Вот – вот сейчас, сверкнув, раскрою крылья (учитель)
И улечу. (дети)
За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька. Бабочек на земном шаре очень много.
– У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно:
1.лимонница Слайд 14
2. павлиний глаз
3.пестрянка
4.голубянка
5. крапивница
– Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать бабочку, существуют специальные атласы-определители бабочек.
– Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. Слайд 15
– А есть такие бабочки, которые занесены в Красную книгу. Кто знает, что это за книга?Слайд 16
– Откроем тетради на печатной основе, стр. 40-41. Посмотрите, какие чудесные бабочки прилетели на страницы ваших тетрадей.
– На каком цветке сидит бабочка Лимонница?( на ромашке)
– А как вы догадались, что это бабочка Лимонница? (жёлтая как лимон)
– А где Голубянка? (сидит на клевере)
– Как вы догадались? (голубого цвета)
– А где сидит Пестрянка? ( на колокольчике)
– Почему её так назвали?( пёстрая)
– Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.
– Как вы думаете, почему исчезают бабочки?
– Что же делать. Как сохранить красоту, не убивая бабочку?
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
Проверка знаний.
– Откройте учебник на стр. 100. Рассмотрите верхний рисунок. Каким изображён луг?
– А теперь посмотрите на два следующих рисунка. Что случилось? (пришли дети)
– Задание по группам:
1гр. Описывает рисунок слева со слов«Но вот на луг пришли дети…»
2гр. Описывает рисунок справа со слов «Но вот на луг пришли дети…»
1гр. -Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под газированной воды, одноразовые стаканчики.
2гр. – Но вот на луг пришли дети. Алёша фотографировал бабочек, стрекоз. Остальные дети делали зарисовки.
– Подумаем и словесно нарисуем, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.
1рис.(слева) Примята трава, сломаны цветы, лежит везде мусор, бабочки уже не летают.
2рис. Луг прежний.
-На какой луг вам будет приятно приходить?
-Ребята, но вот на луг, где побывали нерадивые дети, пришли Муравьишка и Черепаха. Что они увидели?(у бабочки сломано крыло, у цветочка – стебелёк)
– Что они сделали?
– Ребята, посмотрите на стр. 101.Что принесли домой дети с 1- го рисунка?( букет цветов, бабочку)
– Что стало с цветами?( они повяли)
– Что произошло с бабочкой?( мальчик нёс её в руке, и у неё сломались крылышки)
– Ребята, даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Её крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Взяв бабочку в руки, мы повреждаем эти чешуйки, они остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.
– Правильно ли поступили дети? (нет)
– А что принесли домой дети со 2 – го рисунка? (фотографии и рисунки)
– Стало ли что – то с цветами, бабочками? (нет)
– В природе нужно соблюдать правила. Сейчас мы посмотрим , какие можно было поставить запрещающие знаки на лугу, как на автомобильной дороге.Знаки
– Мудрая Черепаха предлагает подобрать к этим знакам подходящие названия.
Слайд 17
– Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Например, почему цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Кто из вас, ребята, знает?
– Послушайте стихотворение Н. Грибачёва и ответьте: кто кому оказывает большую услугу?
Ученик.
Цветок всю ночь готовит «мёд»,
И бабочку сластёну в гости ждёт.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
И бабочка несёт её, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.
– Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?(нет)
– Прочитаем ещё раз объяснение Мудрой Черепахи.
– Почему бабочки не могут жить без цветов? (они питаются их нектаром)
– Почему цветы не могут жить без бабочек? ( бабочки опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян)
– Кто же догадался, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?Слайд 18 (Они не могут жить друг без друга)
– Значит, если мы рвём цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга.
– А как вы думаете, только ли на лугу и только ли летом не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
– Что дают луга животным и человеку?
Насекомым луг даёт — пищу, укрытия.
Птицам луг даёт — пищу, укрытия.
Домашним животным луг даёт — разнообразную пищу.
Человеку луг даёт — молоко и молокопродукты мясо, шерсть, кожу, лекарство. Продукты ягоды, щавель, мед, сено для животных, силос, сенаж, места отличного отдыха у рек и озер, букеты цветов.
Обобщение:Слайд 19(Луга — стол и дом для насекомых, птиц, грызунов)
Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
Мультфильм «На лугу пасутся ко…»
– Давайте представим, что мы художники и сами нарисуем бабочку
– Сложнее всего в рисовании бабочки изобразить одинаково правые и левые крылья.
– Что происходит, когда бабочка складывает крылья?
(Оба крыла точно совпадают)
– Это называется СИММЕТРИЯ. Слайд20
– Используя закон симметрии, попробуем быстро изобразить бабочку. (Для этого необходимо сложить лист пополам и т. д.)
– Цвет крыльев бабочки может быть разнообразным.Учащиеся вырезают, раскрашивают и прикрепляют нарисованных бабочек на панно.
Звучит песня «Не рвите цветы»
– Наш урок подходит к концу. На какой вопрос мы искали ответ во время урока?
-Смогли ли мы ответить на этот вопрос?
– Значит, достигли ли мы цели урока?
— В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в природе.
— Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу.Не будем рвать цветы и ловить бабочек, будем наблюдать, рисовать, фотографировать.
– Ребята, мы прощаемся с лугом, с его жителями. Надеюсь, что наша прогулка была увлекательна и интересна для вас. Давайте улыбнёмся на прощание всем обитателям луга, улыбнёмся друг другу и порадуемся нашей чудесной природе.
– Спасибо за урок, за активную работу!
Творческое задание (можно дома)
Если вы хотите, чтобы в ваших тетрадях луг стал таким же красивым, какой вы видели сегодня, можете раскрасить его.
Дополнительные материалы к уроку:
Презентация к уроку: https://docs.google.com/file/d/0B9BalNaVyxCSSFZIOHI4VHppNjQ/edit?usp=sharing
Мультфильм к презентации: https://docs.google.com/file/d/0B9BalNaVyxCSLXozT1haZ0NaNHc/edit?usp=sharing
Использованная литература:
1.Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса
2.П.В.Третьяков, А.И.Холина. Рабочая тетрадь для учителя к учебнику Плешакова А.А.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А.
http://murasheva-katja.narod.ru/pic/mos10.JPG
hhttp://www.bearcub.ru/images/img_g/xoz.gif
ttp://www.reitingi.lv/thumbnail.php?file=Veseligapartika.jpg&size=article_medium
http://papa-vlad.narod.ru/Detskie_prezentatsii/Biologija.Eda/Ovoschi_1.files/slide0019_image040.png
http://probio.io/ru/reference/Herbs_a/media/pictures/reference/1765.gif
http://las.pp.net.ua/_fr/0/19626487.jpg
nsportal.ru