Конспект урока состав числа 5 – Конспект урока по математике на тему “Состав числа 5″(1 класс)

План-конспект урока по математике (1 класс) по теме: Состав числа 5

1 класс.  

Тема: Состав числа 5.

Цели:

  1. Обучающая: познакомить с составом числа 5, закрепление числового ряда 1-5, сравнение чисел в пределах 5;
  2. Коррекционная: коррекция математической речи, пространственной ориентировки, внимания, памяти, самоконтроля, мелкой моторики и тактильных ощущений;
  3. Воспитательная: желания учиться, бережного отношения к природе.

Оборудование: картинка с недописанными цифрами,  коробочки с цифрами 1 2 3 4 5 (2 шт.), бабочка из геометрических фигур, Буратино, магнитные цифры и знаки, индивидуальные перфокарты, белочка, 2 дерева, 5 грибков, предметные картинки (1 предмет, 2 предмета, 3 предмета, 4 предмета), таблица «Так надо сидеть» «Так положи тетрадь», таблица «Образец письма цифры 5», записи на доске, таблица «Весёлый счёт», картонки с разным количеством пришитых пуговиц, шнурки с разным количеством узелков, картинки цветов с номерами 4, 1, 3, 5, бабочки с примерами, бабочки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Устный счёт.
  • Числа 1-5. Упражнение на внимание.

На доске картинка с недописанными цифрами 1 -5.

– Фрагмент какого числа нарисован?

Индивидуальная работа.

У 2 учеников коробочки с цифрами. Ученики называют числа. 2 ученика выкладывают их у себя на парте.

  • Дифференцированная работа.

1 группа – счёт 1 – 10 , 2 – 5 , 3 – 7, 4 – 6, 5 – 8.

2 группа – 1 ученик раскладывает цифры от 1 до 5 у себя на парте, другой от 5 до 1.Затем проверка: называют и показывают.

  • Работа с числовым рядом.  

– Назовите числа по порядку.

– Назовите числа в обратном порядке.

– Какое число стоит после числа 2, 4?

– Какое число стоит перед числом 2, 5?

– Какое число стоит между числами 3 и 5?

– Назовите соседей числа 3.  

  • Геометрический материал. Упражнение на память.                                              

Сопутствующее повторение – пространственная ориентировка.

– Кто это? (Бабочка). Из чего составлена бабочка?

– Назовите цвет и фигуры.

– Где находится прямоугольник?

– Какая фигура справа?

– Где находится оранжевый треугольник?

– Запомните рисунок. (Рисунок убираем).

– Сколько было треугольников? Какого цвета?

– Где находился красный треугольник?

– Сколько было кругов?

  • Сравнение чисел в пределах 5.
  1. Коллективная работа.

На доске картинка Буратино и запись  5

– Буратино сравнивал числа. Правильно ли он сравнил? Исправим ошибки.

Ученик выходит к доске и меняет правильно знак.

– Прочитайте выражения.

– Составьте выражение со знаком = . (1=1, 2=2 и т.д.)

  1. Самостоятельная работа.

Задание: Сравнение чисел на индивидуальных перфокартах.

– Сравните числа. Что значит – сравнить числа?

Дифференцированная работа.

1 группа – сравнение чисел в пределах 5.

2 группа – сравнение чисел в пределах 10.

Индивидуальная работа.

1 ученик сравнивает числа в пределах 4. Учитель работает с ним.

– Поменяйтесь карточками. Проверьте друг у друга.

  1. Физпауза.

Пчёлы в ульях сидят,

И в окошки глядят.

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели.

– Хлопни в ладоши 4 раза.

– Прыгни столько же … (картинка 3).

– Присядь столько, сколько обозначает это число (показ карточки с числом 5).

  1. Изучение нового материала.
  • Знакомство с составом числа 5. Игра «Белочка и грибочки».

– Белочка осенью собирала на зиму грибы и сушила их по 5 на двух деревьях.

– Сколько грибов? (5)

– Как она их развешивала на 2 дерева?

(Ученик подходит к доске и развешивает 5 грибов на 2 дерева. Следующий ученик не должен повторить вариант состава числа предыдущих.)

– Значит, 5 – это сколько …. (выставляются числа на доске).

          5            5              5             5

        .   .          .   .          .   .           .   .

Чтение хором состава числа по таблице, составленной на доске.

Предметные картинки (1 предмет, 2 предмета, 3 предмета, 4 предмета),

– Сколько самолётов? (2)

– Сколько не хватает до 5?

– Почему? (Потому что 5 – это 2 и 3).

(Аналогично с числом 4, 3, 1).

  1. Работа в тетради.
  • Письмо цифры 5.

Повторение правил посадки при письме и положения тетради.

– Какую цифру мы пишем? Как пишем цифру 5? (образец).

– Напишем в воздухе цифру 5.

– Теперь пишем в тетради. Пишем аккуратно и красиво.

(Пока дети пишут, учитель проверяет перфокарты «Сравнение чисел»)

  • Состав числа 5.

– Запишем состав числа 5.

   5          5        5         5

4   .      3   .     2   .     1  .

(1, 2 состав выполняем вместе, 3, 4 – самостоятельно. Затем самопроверка.)

  1. Физпауза.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парты тихо сесть.

  1. Решение задачи.
  • Чтение задачи учителем (задача записана на доске).

У Вовы 3 флажка. Он нарисовал ещё 2 флажка. Сколько флажков стало у Вовы?

  • Запись условия задачи.

Учитель читает задачу по частям.

 – Как можно зарисовать эту часть задачи?

  • Повторения задачи по вопросам.

– О чём эта задача?

– Сколько было флажков?

– Сколько Вова ещё нарисовал флажков?

– Что нужно узнать в задаче?

  • Воспроизведение полного текста задачи учеником.
  • Поиск решения задачи.

– Известно, что было 3 флажка и нарисовал ещё 2 флажка.

– Как узнаем, сколько стало флажков?

– Почему мы должны прибавить?

  • Запись решения задачи.

– Запишем решение задачи.

  • Формулировка ответа.

– О чём спрашивается в задаче?

– Получили мы ответ на вопрос задачи?

– Сколько стало флажков? Проверим (считаем хором).

– Что пишем теперь? (Ответ.)

  • Последующая работа над задачей.

– Что в задаче известно? Что нужно узнать?

– Как решали задачу?

– Назовите ответ.

  1. Дидактические игры.
  • Игра «Весёлый счёт».

Цель: закрепление числа и цифры, прямого и обратного счёта, коррекция внимания, памяти.

Оборудование: таблица с числами 1 – 10 (числа расположены произвольно).

Ход игры. Ученик выходит к таблице, указкой показывает и называет числа в прямом и обратном порядке (по заданию учителя).

Задания: – Назвать и показать числа 1 -5.

                – Назвать и показать числа 5 -1.

                – Узнай число, которое я напишу у тебя на спине и покажи его.

  • Игра «Умные ручки».

Цель: закрепление количественного счёта, коррекция тактильных представлений.

Оборудование: на картонках нашиты пуговицы в один или два ряда; верёвки с разным количеством узелков.

Ход игры. Учитель вызывает ученика, предлагает ему закрыть глаза и даёт картонку с нашитыми на неё пуговицами или верёвку с узелками. Ученик на ощупь пересчитывает пуговицы или узелки и говорит результат. Затем он себя проверяет.

  • Игра «Цветочная поляна».

Цель: закрепление умений и навыков при выполнении арифметических действий сложения и вычитания.

Оборудование: изображения цветов с числами, шаблоны бабочек с примерами.

Ход игры. На доске размещаются изображения цветов с числами, шаблоны бабочек с примерами.

– Назови номера цветочков (4, 1, 3, 5).

– На цветочную поляну прилетели бабочки. На какой цветок сядет каждая бабочка? (Ответ в примере соответствует номеру цветка).

– Прочитайте пример по – разному.

2+2                  3 – 2                    4 – 1

– На какой цветок не села бабочка?

– Составим пример для бабочки с ответом 5.

  1. Подведение итога урока. Выставление отметок.

– С составом какого числа мы познакомились?

– Что понравилось на уроке?

– Кто хочет поделиться, что у вас не получилось?

– Бабочки на своих крылышках принесли оценки за урок.

(Учитель раздаёт ученикам шаблоны бабочек с оценками и комментирует оценку каждого ученика.)

– Остальные ученики хорошо работали на уроке и к ним тоже прилетели бабочки.

(Учитель раздаёт ученикам шаблоны бабочек.)

– На перемене красиво раскрасите бабочек.

– Урок окончен.

Оформление классной доски.

1 2 3 4 5

5    таблица «Образец письма цифры 5»

                             Задача.

У Вовы 3 флажка. Он нарисовал ещё 2 флажка.                         картинка Буратино   

Сколько флажков стало у Вовы?                                                       5

Белочка, 2 дерева, 5 грибков.         5            5              5             5

                                                        .   .          .   .          .   .           .   .

nsportal.ru

Конспект урока по математике на тему “Состав числа 5” (1 доп.класс)

Дата:

Учебный предмет

Математика

Тема урока

Состав числа 5.

Класс

1 дополнительный

Цель урока:

Деятельностная цель: создать условия для формирования способности к открытию новых знаний.

Содержательная цель: формировать знания по составу числа 5.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с составом числа 5; повторить состав изученных ранее чисел.

Развивающие: развивать внимание и наблюдательность, мелкую моторику; мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; речь, память.

Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, усидчивость.

Коррекционная: работать над развитием речевого слуха, слышать и исправлять дефекты произношения, учить правильно строить речевые высказывания, расширять словарный запас обучающихся.

Технологии, методы

Частично-поисковый, проблемный, ИКТ технология.

Основные понятия, термины

Цифра, число, состав числа.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Оборудование

Учебник математики, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки для индивидуальной работы, презентация, интерактивная доска, карточки (зеленые и красные), счетные палочки, фм-приемники, картинки животных, макет теремка, фрагмент мультфильма, документ-камера, маска медведя, костюм.


Планируемый результат

Предметный:

Познакомить с образованием и составом числа 5, учить писать цифру 5, соотносить цифру и число,

учить слушать собеседника и вести диалог.

Личностный:

Формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе; доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, готовность к коллективному труду, элементарные умения работать в команде.

Регулятивные

УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике, тетради определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других.

Технология обучения

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Поздоровайтесь.

-[Сядь Амина, Джамал, Ваня, Тима, Женя] экран

– Проверим все ли готово у вас к уроку. (слайд 1)
– Будьте внимательны, активны, старайтесь хорошо говорить все звуки, (указать на рабочие звуки детей), а особенно звук [к].

Встают, здороваются.

Я сел (а)

Я слышу хорошо (плохо)

Повторяют рабочие звуки.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других.

II. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

-[Какой будет урок?] экран
– Что делают ученики на уроке математики?

– Вы хотите считать хорошо и быть хорошими учениками?

-А хорошо считать нам будут помогать гости.

-А какие это гости вы узнаете, посмотрев мультфильм.
(Фрагмент мультфильма) (слайд 2)
– Как называется эта сказка? (картинку теремка на мольберт)
– Какие гости пришли к теремку?

-Будем выполнять задания, чтобы помочь героям заселиться в теремок.

Будет урок математики.

Считают.

Отвечают на вопросы.

Муха, мышка, лягушка, заяц, петух, медведь.

Личностные:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Коммуникативные: формируем умение участвовать в диалоге.

Познавательные:

формируем умение строить речевое высказывание в устной форме.

ІІІ. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

– Кто прилетел первым?

(муха)

-Давайте выполним её задания, которые она подготовила.

-[Будем считать].

1. Счёт в прямом и обратном порядке. (слайд 3)
– Ребята, посчитайте до 5.

– Ребята, посчитайте в обратном порядке.

–Что делали?
2. Состав числа 4.

– [Будем определять состав числа 4].

(на доску повесить домик для «4»).

-Ребята, из каких фигур состоит домик?

-Ребята, подумайте, из каких чисел состоит число 4.

4

(дети говорят числа, а я записываю в домик)

3 и 1 4 и 0

2 и 2

1 и 3

3. Состав числа 5. (Раздаю по маленькому домику детям)

-[Будем определять состав числа 5].

-Напишите в домиках числа.

5

-[Что делали?] заселяется в теремок муха

Ответы детей.

Считают.

Считали.

Треугольник, прямоугольник, квадрат.

Считали, определяли состав чисел.

Личностные:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение работать с классом;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

ІV. Этап выявления места и причины затруднения.

-Ребята, давайте проверим, как вы выполнили задание.

(смотрю, как получилось у детей, проговариваем)

-У всех одинаково получилось? (нет)

– Почему заселили домик по-разному?

-Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока (слайд 4)

Проверяют карточки.

Рассуждают.

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение работать с классом;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

V. Этап построения проекта выхода из затруднения.

– Ребята, давайте вспомним, какой план работы поможет нам узнать состав числа 5.

План работы. (Повесить на доску)

1. Будем писать цифру 5.

2. Будем составлять число 5.

3. Будем работать с учебником.

4. Будем работать самостоятельно.

5. Будем решать задачу.

Ответы детей.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

VI. Этап реализации построенного проекта.

1. Работа в тетрадях.

Ребята, сейчас нужно помочь мышке зайти в теремок.

– [Будем писать в тетради]. Экран

– Сядьте правильно, спинки ровные.
– Запишите число. 16 февраля

-[Будем писать красиво цифру 5.] (письмо в воздухе)

– Молодцы, написали. (Слайд 5 )

-А кто знает стихотворение про число 5?

Женя рассказывает стих. (показывает на слайд)

Стих для Жени

А вот это – цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи.

-[Что делали?]
2. Работа с раздаточным материалом. (Раздаю домики с окошками большие).

-[Будем составлять число 5.]

– На доске висит домик с окошками (вписать число 1 слева)

– Сколько кругов в зеленом кармашке? (5)
– Уберите 1 круг в красный кармашек.

– Сколько кругов в зеленом? (4). Запишем.

– Сколько в красном? (1). Запишем.

– Читаем.

– Еще 1 кружок переставьте в красный кармашек.

– Сколько кругов в зеленом? (3). Запишем.

– Сколько в красном? (2).Запишем.

– Читаем.

Женя, повтори. Экран

– Еще 1 кружок переставьте в красный кармашек.

-Сколько кругов в зеленом? (2). Запишем.

-Сколько в красном? (3). Запишем.

-Читаем.

Амина, повтори. Экран

– Еще 1 кружок переставьте в красный кармашек.

-Сколько кругов в зеленом? (1). Запишем.

-Сколько в красном? (4). Запишем.

-Читаем.

Тима, повтори.
-[Что делали?] Заселяется в домик мышка.

Пишут цифру 5.

Слушают стихотворение.

Писали в тетради.

Пять – это 4 и 1.

Пять – это 3 и 2.

Пять – это 2 и 3

Пять – это 1 и 4.

Составляли число 5.

Познавательные:

формируем умение извлекать информацию из текста;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ФИЗМИНУТКА (рано)

-Будем выполнять физминутку. (слайд 6)

Физминутка «Веселая мышка»

Ребята, работаем дальше.

Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Выполняют физминутку.

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Ребята, поможем лягушке зайти в домик?

-[Будем работать с учебником.]

– [Откройте учебники на странице 36]. Экран

Найдите картинку.

– Кто на картинке?

– Что делают девочки?

Прочитайте задание.

Объясни по рисунку, как разными способами можно рассадить 5 девочек на 2 скамейки.

-Амина первая и т.д.

-Сколько девочек на первой лавочке?

-Сколько девочек на второй лавочке?

-Сколько всего девочек?

5 – это ….

-Женя, спроси у Амины, сколько девочек на первой лавочке?

4 и 1

3 и 2

2 и 3

1 и 4

-[Что делали?] заселяется в домик лягушка.

Индивидуальная работа – Малахов, Курбанов.

Да

Я открыл(а) учебник.

Естественная речь

На первой лавочке … девочек.

Диалог

Работали с учебником.

Познавательные: 

общеучебные:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; логические: сравнение и классификация.

Регулятивные:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других.

VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Ребята, поможем зайцу зайти в теремок?

-[Будем работать самостоятельно]. (слайд 7)

-Запишите примеры в тетрадь.

5 = 3 + … 5 = 4 + … (примеры на слайде)

(тетрадь ученика под документ-камеру.)

– Поднимите руку, у кого нет ошибок. Кто допустил ошибку?

-[Что делали?] заяц заселяется в домик

Решают примеры.

Проверяем работу по эталону.

Решали примеры самостоятельно.

Личностные: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

IX. Этап включения в систему знаний и повторения.

Ребята, поможем петушку зайти в домик?

-[Будем решать задачу]. (Экран)

-Рассмотрите внимательно картинку.
– Сколько было?
– Что изменилось?

– Сколько стало?

Проговорим решение.

-Кто хочет записать решение у доски?

4 + 1 = 5

Вместе говорим.

-[Что делали?] петух заселяется в теремок.

Пришел петух.

4 плюс 1 равно 5.

Стало 5 зверей.

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

X. Рефлексия учебной деятельности. 

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

-Состав, какого числа мы узнали на уроке?

-Для чего нам нужно это знать?

-Ребята, как говорили на уроке?

-Выберите нужную карточку: зеленую – было легко, красную – было трудно. (Слайд 8)

-Ребята, почему медведя не взяли жить в теремок?

(тут стучится в дверь медведь и заходит в класс)

-Здравствуйте, ребята.

-Я больше не буду ломать теремок. Можно я буду жить с вами в теремке?

-Спасибо. (Раздает конфеты детям).

-Теперь они будут все дружно жить в теремке. (Слайд 9)

-Герои сказки говорят вам спасибо. Им понравилось, как вы работали сегодня на уроке.

-Спасибо за работу. (Слайд 10)

Состав числа 5.

На уроке мне было легко (трудно).

Показывают карточки.

Да, можно.

Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

infourok.ru

План-конспект занятия по математике (1 класс) на тему: тема урока “Состав числа 5”

I.Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок.

Прозвенел звонок для нас.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Приветствует учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

II. Повторение пройденного о числах 1-5. Соотнесение чисел с цифрами, их обозначающими (задания 3, 4, с. 13 тетради).

Графический диктант

− Какое число следует при счёте за числом 5 ?

− Какое число стоит перед числом 8?

− Если узнаём сколько всего, какое математическое действие используем?

− 5 – это 3 и …

− 4 – это 2 и …

− я считаю, а вы продолжаете 1,2,3 4,5,6 , 7,8,9,10,11,12,13 ,16,17

− сколько крыльев у птиц

− сколько пальцев на лапке птицы?

− сколько пальцев на руке человека?

  • Рассмотрите внимательно задание 3. Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в данном задании?
  • Выполните задание.

Выполняют первую часть задания 2.

  • Какая цифра написана?
  • Обведите по контурам и закрасьте такое число треугольников, которое соответствует записанной цифре. Проверьте работу друг друга.

Самопроверка с доски.

  • Около цифры 4 нарисуйте такое количество яблок, которое соответствует записанной цифре.
  • Около цифры 2 нарисуйте соответствующее число грибов.
  • Около цифры 3 – соответствующее число слив.
  • Около цифры 1 – соответствующее число морковок.

6

7

+

3 и 2

4 и2

  (пропустила    14,15)

2

3

5

-Соединить рисунок с цифрой, показывающей число предметов.

Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой.

-5.

Учащиеся под диктовку учителя записывают в столбик следующие цифры: 4, 2, 3, 1.

Один из учеников после выполнения работы в тетради записывает цифры на доске.

Проверяют работу друг друга.

III.Изучение нового материала.

  1. Формирование восприятия состава числа 5.

Работа проводится по рисунку 1 (с. 36 учебника) или с использованием наборного полотна.

− Как вы думаете, какая тема нашего урока?

  • Рассмотрите внимательно рисунок.
  • Что заметили?
  • Как девочки расположились на лавочках?

Параллельно на наборном полотне или магнитной доске «записывается»: 4 1.

  • Потом на одной лавочке осталось три девочки, а на другой стало – две.

Запись на наборном полотне (магнитной доске): 3 2.

  • Потом на первой лавочке осталось сидеть две девочки, а на второй стало три девочки. Запись на наборном полотне (магнитной доске): 2 3 .
  • Затем ещё одна девочка пересела на вторую лавочку, и на первой лавочке осталась одна девочка, а на второй их стало четыре.

Запись на наборном полотне (доске): 1 4.

  • Посмотрите на записи, сделанные на доске.
  • Пользуясь записями, расскажите, как можно получить число 5?

Проблемная компетенция

  1. Упражнение в получении числа 5 разными способами. Игра «Заселяем домик» (с. 36).

(состав числа 5)

-На двух лавочках сидят пять девочек.

-Сначала на одной лавочке сидели четыре девочки, а на другой – одна девочка.

  Учащиеся проговаривают хором:

Пять – это четыре и один.

Пять – это три и два.

Пять – это два и три.

Пять – это один и четыре.

Физкультминутка

Тишина стоит вокруг,

вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

делай «раз» и делай «два»

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Слушают стихотворение, выполняют движения.

IV.Закрепление знаний учащихся о составе числа 5. Подготовка к восприятию темы «Связь сложения и вычитания». Рефлексия.

  • Рассмотрите рисунок в задании 2 (с. 36).
  • Что хотите сказать?

Записывают на д о с к е или на наборном полотне: 4+1=5.

  • Если от 5 бусинок убрать одну, сколько бусинок останется?

Запись:5-1=4.

IХ. Решение примеров.

− А теперь проверим, как вы научились решать примеры.

В итоге на д о с к е (наборном полотне) появляются следующие записи:

4+1=5        5-1=4

3+2=5        5-2=3

2+3=5        5-3=2

1+4=5        5-4=1

  • Какой вывод можно сделать?

Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся. Игры «Кто самый внимательный?» (с. 37).

-С помощью бусинок показан состав числа 5. 

-Четыре.

Сравнивать числа с использованием знаков.

Детям раздаются звезды  на которых написаны примеры в пределах 5 . Решение примеров.

Учащиеся делают вывод, глядя на примеры.

V.Итог урока.

Вопросы: Что нового узнали? Чему научились? Оцените свою работу

Самооценивание себя на уроке. Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения

nsportal.ru

Конспект урока математики в 1-м классе по теме “Число и цифра 5. Состав числа 5”

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения нового материала

Основные цели:

  1. сформировать представление о числе 5 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
  2. познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;
  3. закрепить взаимосвязь между частью и целым;
  4. сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
  5. повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 5, научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;
  6. учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение, аналогия необходимые на этапе проектирования.

Творческие: учиться отгадывать загадки

Демонстрационный материал:

  1. карточки с графическим изображением чисел и знаков;
  2. модель числового отрезка;
  3. карточка для графической модели числа 5 на листе А-4, домики цифр, чёрный фломастер;
  4. эталон состава числа 5;
  5. герои сказок

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.

Учитель: Мы продолжаем с Вами путешествовать по стране Цифирии. Вместе с нами сегодня отправятся в путь Мальвина и Буратино.

Устный счет: Начнем мы свое путешествие со счета до 20 и обратно.

Учитель. Игра “Молчанка“. Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте числовыми карточками.

Задачи:

Сколько яблок у ребят
Солнышком горят в руках?
У Наташи и у Томы,
У Сережи и у Ромы.
На столе ещё одно
Солнышком наполнено.
Ну-ка, сколько яблок, братцы?
Кто сумеет догадаться? (Дети показывают 5)
Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки:
Три сереньких Мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр? (Дети показывают 5)
На вокзале у перрона
Стояло 4 вагона
Добавили еще 1,
Чтоб был большой локомотив.
Теперь вопрос мы зададим.
Какой длины локомотив? (Дети показывают 5)

Учитель: – Ребята, кто догадался, какое число сегодня будем изучать? (5)

– Вот она наша красавица.

– Какая тема нашего урока? Число 5. Состав числа 5.

Цель нашего урока научиться писать цифру 5, понять как образовывается число5 , выучить состав числа, построить домик для числа 5.

– Назовите число, за которым идет число 5? (4)

– Назовите число, следующее за числом 5? (6)

– Назовите соседей числа 5? (4 и 6)

– Как получить 5 из четырех? ( Надо к 4+1. Выставляю карточку)

– Как получить 5 из трех? ( Надо к 3+2. Выставляю карточку)

– Как получить 5 из двух? ( Надо к 2+3. Выставляю карточку)

– Как получить 5 из одного? ( Надо к 1+4. Выставляю карточку)

Учитель: Поможем нашим героям построить домик для числа 5.

Я буду строить на доске, а вы в своих тетрадях в клетку.

Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.

– Сколько этажей будет в доме? (4)

– Называем соседей на первом этаже. (4 и 1)

– Называем соседей на втором этаже. (3 и 2)

– Называем соседей на третьем этаже. (2 и 3)

– Называем соседей на четвертом этаже. (1 и 4)

– На каких этажах живут одинаковые числа-соседи?

– Какое правило использовали на этих этажах? (Переставили слагаемые – части местами.)

– А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов? (нет)

– Значит число 5 четное или нечетное? (Нечетное)

– Молодцы!

Вывод: Что мы уже с вами узнали? Состав числа 5, соседей числа 5, число 5 нечетное, построили домик для числа 5.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Рыбки плавали, ныряли
В теплой чистенькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

III. Первичное закрепление знаний.

Ребята, посмотрите, что я нашла в песке.

– Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)

– Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)

1. Геометрические построения

Мальвина и Буратино очень любят рисовать звездочки. Давайте научимся чертить звездочку в рабочих тетрадях стр. 40 №2, что нам для этого понадобится? (линейка и карандаш)

– Как мы должны соединять числа? (По порядку)

– Мальвина и Буратино принесли геометрическую фигуру и рассматривают ее.

– Кто догадался какая? (пятиугольник) стр. 40 №1

Почему фигура так называется? (5 углов, 5 вершин, 5 сторон)

– Мальвина и Буратино хотят, чтобы вы тоже научились его чертить.

– Что общего между пятиугольником и звездой? (5 точек, 5 отрезков)

– Чем отличаются фигуры? (у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)

Молодцы!

2. Изображение числа количеством предметов.

– Буратино прослушал задание, которое дала Мальвина. Давайте ему поможем выполнить задание №3 стр. 40. Рассмотрите внимательно и скажите, что надо сделать. (Нарисовать столько палочек и точек, какое число написано в первом столбике.)

У доски 2 человека выполняют задание. Проверка.

№4 с. 40. Это задание сможет выполнить только самый внимательный. Найдите и раскрасьте клетку с числом, которое соответствует количеству предметов на картинке.

– Что нарисовано на первой картинке? Какое число надо раскрасить?

– Сколько предметов нарисовано на второй картинке? Какое число надо раскрасить?

– Что нарисовано на третьей картинке? Какое число надо раскрасить?

– Что нарисовано на четвертой картинке? Какое число надо раскрасить?

– Что нарисовано на пятой картинке? Какое число надо раскрасить?

Молодцы!

– Ребята, чтобы выполнить следующие задания надо научиться писать цифру 5.

Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.

Взяли ручки, руки на локоток: я на доске, а вы вместе со мной в воздухе, приготовились…

Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.

– Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз.

УЧИТЕЛЬ. Ах, как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в тетрадях обязательно потренируйтесь и у вас все получится!

  1. Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.

1, 2, 3, 4, 5.
Начинаем мы считать.
Чтобы не было ошибки,
Нужно нам отрезок взять.
А отрезок не простой,
Он, конечно, … числовой.

Выполняем задание №6 стр. 41.

Рассмотрим, что выполняли на первом числовом отрезке? (Прибавляли по одному от числа 3)

– Сколько всего прибавили? (2)

– Запишем нужное число в клетку.

– Сколько всего получилось? (5)

– Как называется результат этого действия? (сумма)

– Что выполняли на втором числовом отрезке? (Вычитали по одному от числа 5)

– Сколько всего вычли, убрали? (3) рисуем

– Запишем нужное число в клетку.

– Сколько осталось? (2)

– Чему учились в этом задании? (Складывать и вычитать по 2 и по 3 используя числовой отрезок.)

УЧИТЕЛЬ. Ой, молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку.

– Повернулись лицом друг к другу посчитаем и похлопаем ритм. Называть громко будем четные числа. (Ритмический счет по 2)

УЧИТЕЛЬ. Хорошо! А теперь снова за работу! Занимайте свои места и в путь по стране Цифири!

– Прочитайте задание к №7 с. 41. Составим по рисункам примеры, числовые выражения и запишем ответы.

– Составим задачи по первому рисунку. На одну тарелку положили одно яблоко, на вторую тарелку четыре яблока. Сколько всего яблок разложили?

– Рассмотрите второе выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 3 на другую – 2)

– Сколько получилось?

– Рассмотрите третье выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 2, на другую – 1, на третью – 2)

– Сколько получилось?

Чем отличается это выражение от двух других? (Три слагаемых)

Мы хорошо поработали коллективно, а теперь поработайте самостоятельно, над второй частью задания. Составьте и запишите выражение по рисункам. Первые пять человек, правильно выполнивших задание, получат звездочки.

Проверка на доске. Кто выполнил все правильно, встаньте.

– Спасибо, молодцы!

4. Состав числа 5.

Ребята, Буратино опять растерялся, что же ему делать в задании №5 с. 41.

Надо в пустые мешочки нарисовать фигуры соответственно выражению, и наоборот составить выражение по рисунку.

–Самостоятельно выполняем задание, а Мальвина раздаст звездочки тем, кто правильно его сделает.

IV. Итог урока.

Учитель. Какая у нас была тема урока?

– Какое число мы окружили вниманием?

– Что можете рассказать о числе 5? По рисунку в учебнике.

– Где можно встретить число 5?

– А какие знания помогли вам справиться со всеми заданиями? (знания состава числа 5)

– Мальвине и Буратино очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!

– Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО.

Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.

22.05.2010

urok.1sept.ru

Конспект урока по математике”Отличное число. Состав числа 5″

Тема: “Отличное число. Состав числа 5”

Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом.

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием и составом числа 5.

Задачи развивающие:

способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества, координировать свои действия с действиями других людей;

способствовать развитию мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков при осуществлении проектной деятельности;

образовательные:

познакомить с составом числа 5 из двух слагаемых;

способствовать формированию умений выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5;

пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел;

закреплять знания о построении натурального ряда чисел; навыки счёта в изученном концентре;

воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к научной деятельности; трудолюбия; уважения к учёным-исследователям.

Планируемые результаты:

Предметные:

      знать: состав числа 5; 

      уметь: выполнять сложение и вычитание в пределах 5 с опорой на числовую прямую.

Личностные:  

уметь высказывать собственную позицию,  слушать других, уважать их мнение,  договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности,   адекватно оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные: 

уметь определять тему урока, принимать учебную задачу, прогнозировать предстоящую деятельность  и  намечать пути её решения, понимать причину своих ошибок.

Оборудование:

Учителя:

проектор

презентация PowerPoint

ноутбук

Учащихся:

учебник «Математика» М.И.Башмаков

тетрадь №1

раздаточный материал (геометрические фигуры)

сигнальные карточки

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прозвенел для всех звонок 
Начинаем мы урок. 
Поудобнее садитесь, 
Не шумите, не вертитесь. 
Все внимательно считайте, 
А спрошу вас – отвечайте. 
Вам условие понятно? 
Это слышать мне приятно. 
Математика нас ждет, 
И зовет нас на урок!.

2. Актуализация опорных знаний и умений .

Цели:

– развивать логическое мышление;

– организовать актуализацию изученного материала, необходимого для изучения нового материала;

– организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

– организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

(На этом этапе осуществляется также подведение детей к самостоятельному формулированию темы урока.)

– Ребята! Сегодня у нас урок-исследование.
– А что такое исследование? (Из своих наблюдений доказать, сделать выводы, «идти по следу».)
– Итак, мы, как настоящие учёные-математики должны заняться научной деятельностью и в конце урока сделать выводы, открытия по нашей теме.

– Чтобы наш урок нам понравился, что для этого нужно?

– Давайте пожелаем, друг другу удачи и хлопнем ладонями.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

За работу! Первый этап исследования «Разминка для ума»

(Приложение. Слайд 1)

А ) Продолжите фразу:

Если гусеница ползёт медленнее жука, то жук ползёт… (быстрее гусеницы)

Если стол стоит дальше стула, то стул стоит … (ближе стола)

Если сосна выше берёзы, то берёза …

Если шиповник ниже сирени, то сирень …

Если Оля старше Лены, то Лена …

Если ремень шире пояса, то пояс …

Б ) « Кто есть кто?» (Приложение. Слайд 2)

Трёх щенков назвали Бобик, Шарик и Тузик.

У Бобика длинные уши. У Шарика длинный хвост.

А Тузик сидит в середине. (Шарик, Тузик, Бобик)

Это Нюся, Пушок и Мурзик. (Приложение. Слайд 3)

Нюся и Мурзик не полосатые.

Справа от Нюси сидит Пушок.

«Разминка для ума» продолжается.

В) Работа с раздаточным геометрическим материалом в парах. (Приложение. Слайд 4)

Оформлять свои мысли в устной форме

( Коммуникативные УДД)

– Возьмите геометрические фигуры.

– На какие две группы мы разделили по форме? 

(Треугольники и круги.)
– Сколько кругов? (3)
–Сколько треугольников? (2)
– Сколько всего фигур? (5)
– На какие две группы мы разделили по размеру? (Большие и маленькие.)
– Сколько больших фигур? (1)
– Сколько маленьких? (4)
– Сколько всего? (5)
– На какие две группы мы разделили по цвету? (Синие и красные.)
– Сколько красных? (4)
– Сколько синих? (1)
– Сколько всего? (5)

3) Формулирование темы

– С каким числом предметов вы встретились при выполнении этого задания? (С числом 5.)

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

( ответы детей).

Т. о., сегодняшний наш урок – урок новых знаний. Мы будем работать с числами от 1 до 5,узнаем, как образуется число 5.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
– Что мы уже знаем об этом числе?
– Сколько предметов обозначает число 5?
– Чем отличается число от цифры? (Число обозначает количество предметов, цифра – знак для записи числа.)
Откройте учебники по закладке. Прочитайте, как называется тема нашего урока в учебнике? (Отличное число.)
– Как вы думаете, почему так назвали 5?
– Прочитайте, что ещё сказано об этом числе.
– Прежде чем перейти к следующему этапу нашего исследования, отдохнём.

Физминутка

Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть по шире
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три-четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

4. Сообщения детей о числе 5

– Следующий этап исследования – «Узнай из книг»

<Приложение. Слайд 5>

– Давайте послушаем, что узнали наши исследователи дома о том, где встречается число 5.
– Выходите к доске и представьте свои мини-проекты. Р.Александра–чувства,  – ладонь, Г.Тамерлан –Орден Красной  звезды, Ш.Максим –Кремлевские звезды, А.Владислав– бастион, Ш.Эльвина – клён.
– Молодцы! Славно потрудились.

5. Открытие нового знания.

Цель: определить место цифры 5 в числовом ряду;

– практическим путём определить состав числа 5

– Следующий этап исследования – «Наблюдение»

<Приложение. Слайд 6>

– Откройте тетради. Мы выполняем №2 в тетради, но опираемся на иллюстрации в учебнике №2.
– Сколько всего чашек слева? (5) <Приложение. Слайд 7>

– Сколько больших? (1)
– Сколько маленьких? (4)
– Как получить 5? (5 – это 1 прибавить 4.) Запишем.
– Сколько красных чашек? (4) 
– Сколько зелёных? (1) 
– Сколько всего чашек? (5) 
– Как ещё  получить  5? (К 4 +1.) Запишем ниже.
– Посмотрите на правый рисунок. <Приложение. Слайд 8>
– Сколько жёлтых чашек? (2) 
– Сколько зелёных? (3) 
– Сколько всего? (5) 
– Как получили 5? (К 2+3.) Запишем равенство.
– Сколько высоких чашек? (3) 
– Сколько низких? (2) 
– Сколько всего? (5) 
– Как получили 5? (К 3 + 2.) Запишем равенство.

№3 Сравним выражения:

Сумма 1 и 4 равна сумме 4 и 1.

Сумма 2 и 3 равна сумме 3 и 2.

– Почему равны суммы? Так как это состав числа5.
– Этап наблюдения подошёл к концу. Отдохнём.

Физминутка

Один, 2, 3, 4, 5
Будем вместе повторять.
1 да 4 будет … (5)
2 да 3 – тоже… (5)
3 да 2, 1 и 4
Всю пятёрку изучили.
А теперь мы отдохнём и опять считать начнём.
5 хлопков в ладоши. 5 прыжков на месте.

– Молодцы!

Тихонько сели.

6.  Исследование продолжается . Следующий этап «Закрепление и обобщение знаний»

Цель: закрепить знание учащимися состава числа 5, умения записывать его в виде примеров из двух слагаемых .

<Приложение. Слайд 9>

– А сейчас будьте внимательными, решите “Веселые задачки в стихах” 
Четыре яблока у Саши, 
Груша у Серёжи. 
Сколько фруктов мы получим, 
Если вместе сложим? (5) 4+1=5 

Под шатром ветвистой ели. 
Белка сделала качели. 
И на Белкины качели 
Собрались лесные звери: 
Один заяц и куница 
Три рыженьких лисицы 
На качели все спешат. 
Вы, ребята не зевайте, 
Всех зверей пересчитайте …. (5) 1+1+3=5 

Шесть бельчат в лесу гуляли 
И грибочки собирали 
А один улегся спать. 
Сколько их гуляет? (5) 6-1=5 

У стены стоят кадушки. 
В каждой ровно по лягушке. 
Если было пять кадушек. 
Сколько было в них лягушек? (5) 1+1+1+1+1=5 

Четыре краски есть у Сани, 
Одна у маленького брата. 
Все краски посчитайте сами, 
Ну, постарайтесь-ка, ребята! (5) 4+1=5 

Возле грядки две лопатки. 
Возле кадки три лопатки. 
Все лопатки сосчитать – 
Сколько будет? Ровно… (пять) 2+3=5 

№5 по учебнику

– Сколько ложек? 4 <Приложение. Слайд 10,11,12, 13>

– Сколько надо добавить, чтобы получилось 5? 1
– Почему? (5 – это 4 да 1.) и т. д.

Задание в тетради (< >) и № 4 – самостоятельно.

Взаимопроверка. Результаты проверки показывают сигнальными карточками

– Молодцы! Все сделали без ошибок.

№ 1 в тетради с объяснением

7. Подведение итогов.

Цел ь : зафиксировать новое содержание урока.

– Мы подошли к последнему этапу нашего исследования. <Приложение. Слайд 14 >

– Вспомните, какой была тема нашего урока.

– Какое число мы исследовали? 5
– Что нового мы узнали? – Как можно получить число 5?

5 – это 4 да 1, 1да 4, 3 и 2, 2 и 3.
– Дополните числа, чтобы получить 5.

<Приложение. Слайд 15>

– Молодцы!

Соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксировать степень их соответствия (Личностные и регулятивные УУД)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: оценка учениками собственной учебной деятельности.

– С каким настроением заканчиваете урок?

– Что на уроке показалось вам самым интересным?

– Как вы думаете, как мы потрудились? Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек: зеленый(я очень хорошо работал на уроке), желтый (я хорошо работал на уроке, но были ошибки), красный (я плохо работал на уроке, не смог выполнить ни одного задания).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Регулятивные УУД).

<Приложение. Слайд 16>

– Посмотрите на цифру 5.Налитая, симпатичная, цифра самая отличная!
–Аня подведёт итог нашего исследования.

Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей, 
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать 
Нам поможет цифра… (пять)

Какое у вас теперь настроение?

Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.

И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.

– Спасибо за работу. Молодцы!

infourok.ru

Урок математики по теме “Состав числа 5”. 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Педагогические цели:

  • создать условия для формирования умения соотносить числа с соответствующими цифрами;
  • учить различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами;
  • развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, картинки, конструктор «Лего», демонстрационные и раздаточные бусы из набора «Спектр».

Планируемые  результаты урока:

  • Усвоение состава числа 5;
  • Умение различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами.
  • Развитие внимания, наблюдательности.

Универсальные учебные действия,  формируемые на уроке:

Регулятивные: дети учатся осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения и совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: вырабатывается умение полно и точно выражать свои мысли в результате диалога и игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнёра по общению.

Познавательные: закрепляется умение моделировать и преобразовывать объекты с выделением существенных признаков объекта.

Личностные: дети учатся делать выбор, как поступить в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других учащихся и учителя.

При разработке урока учитывались психо- физиологические особенности первоклассников, необходимость сохранения и поддержки дошкольных видов деятельности на начальных этапах обучения (игра, конструктор), предусмотрены индивидуальная и коллективные формы работы, возможность исследования, наглядность, осязаемость, возможность индивидуальной помощи слабым и поддержки сильных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Задачи решать – нелёгкое дело,
Но за него возьмёмся мы смело.
А чтобы ошибки не допускать.
Будем думать, смекать, вычислять.

II. Повторение пройденного о числах 1-5. Соотнесение чисел с цифрами, их обозначающими

1. Разминка. Устный счёт

– К нам пришли гости. Они приготовили для вас задачи в стихах.  Гости будут рады, если вы дадите правильные ответы. (На доске картинки с изображениями сороки, кошки, малыша. Дети, прослушав задачку в стихах, по двое выходят к доске. Один ребёнок берёт карточку с цифрой, показывающей ответ, второй – карточку с записью решения, прикрепляют на доске с двух сторон от картинки. Остальные, поднимая сигнальную карточку, показывают согласие с выбором.)

Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Трудилось сорок? (Три. 4 – 1)

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним подбежала.
Сколько кошек вместе стало? (Четыре. 3 + 1)

Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (Четыре. 2 + 2)

– Молодцы! Вы правильно посчитали! А сейчас мы с вами отправляемся на экскурсию в зоопарк.

2. Игра «Найди домик»

У детей на партах карточки. На одной стороне – изображения зверей и цифры, на другой записано слово «билет».

– Мы с вами пришли в зоопарк. К нам обращаются за помощью маленькие жители зоопарка. Зверьки потерялись. Помогите им найти свои домики. Для этого на своих билетах соедините картинки с изображениями зверей с цифрой, показывающей число предметов. (На карточках изображения лисят, волчат, медвежат.)

Взаимопроверка.

– Молодцы. Зверьки говорят вам спасибо.

3. Игра «Найди соседей»

– Мы идём дальше. Кто живёт в этих домиках? (На доске прикреплены обратной стороной картинки с изображениями зверей в вольерах.)
– Если вы угадаете соседей чисел, то узнаете, кто же поселился в этих вольерах.

                           …. 2 …..                …. 4 …..                   …. 3 ….

Дети по двое выходят к доске, выбирают карточки, выставляют их на классном наборном полотне. Остальные дети показывают своё согласие, поднимая сигнальную карточку. Учитель переворачивает карточки с изображениями зверей. (Лев, тигр, слон.)

– Вы правильно угадали соседей чисел, теперь вы знаете, кто из зверей рядом с кем живёт.

4. Игра «Засели домики»

– Наша экскурсия продолжается. А в этих домиках поселилось по несколько зверьков. (Бобры) Они очень дружные. Но чтобы им не было тесно, в сумме их должно быть не больше того числа, которое записано на домике.

У детей на партах карточки в плёнке с изображением зверей на одной стороне и этажей дома на другой. Фломастерами они вписывают недостающие цифры на этажах и отдают соседу. Взаимопроверка.

5. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой

Запись под диктовку учителя в тетрадях, один ученик пишет на доске.   Самопроверка с доски.

– Запишите в столбик цифры: 4, 1, 3, 2.
– Наших зверей надо покормить.
– Около цифры 4 нарисуйте такое количество грибков, которое соответствует записанной цифре.
– Около цифры 1 нарисуйте соответствующее число морковок.
– Около цифры 3 – соответствующее число яблок.
– Около цифры 2 – соответствующее число груш.
– Проверьте работу друг друга. Зверьки говорят вам спасибо.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим.
Подтянитесь на мысочках
Столько раз,
Ровно столько сколько пальцев
На руке у вас.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.

III. Изучение нового материала

1. Формирование восприятия состава числа 5.

Используется конструктор «Лего»

– А сейчас давайте украсим калитку в вольер ко львам. Расположите строительную плату короткой стороной к себе. Начинаем работать с нижнего левого угла. Берём один кирпичик с двумя кнопочками белого цвета, ставим его на плато, отступив одну кнопочку. Приставляем к нему кирпичик синего цвета с четырьмя клеточками, направив его вверх. К узкой стороне этого кирпичика приставляем широкой стороной синий кирпичик с четырьмя дырочками. К этому кирпичику узкой стороной  приставляем ещё один кирпичик синего цвета с четырьмя клеточками, направляя его вверх. Осталось приставить последний кирпичик синего цвета с четырьмя дырочками к предыдущему широкой стороной.

– Что у вас получилось? (Цифра 5.) Сколько кирпичиков участвовало в строительстве цифры? (5) Сколько кирпичиков разного цвета участвовало? (Один белый, четыре синих.) Как же можно получить число 5? (К четырём прибавить 1.) Теперь все знают, что лев в нашем зоопарке живёт в вольере под номером пять.
– Давайте подготовим игровую площадку для львят. Это у нас получится, если мы построим макет таблицы состава числа 5. Строить будем в верхнем левом углу нашей платы. Используем два цвета. Кирпичики располагаем на строительной плате через кнопочку. (Дети выполняют работу самостоятельно. Затем – взаимопроверка и проверка учителем.)

На магнитной доске выставляются цифры:

4   1
3   2
2   3
1   4

– Посмотрите на карточки на доске. Пользуясь записями, расскажите, как можно получить число 5? Состав числа 5 учащиеся проговаривают хором.

2. Упражнение в получении числа 5 разными способами

Игра «Заселяем домик» выполняется на классном наборном полотне. Предыдущая запись на наборном полотне дополняется знаками.

4 + 1 = 5
3 + 2 = 5
2 + 3 = 5
1 + 4 = 5

Физкультминутка

(Выполняя движения за учителем, дети хором проговаривают недостающие в   стихотворении слова.)

Один, два, три, четыре, пять!
Будем вместе повторять.
Один да четыре будет … (пять).
Два да три тоже… (пять).
Три да два, один да четыре –
Всю пятёрку изучили.
А теперь мы отдохнём
И опять считать начнём.

 IV. Закрепление знаний учащихся о составе числа 5. Подготовка к восприятию темы «Связь сложения и вычитания»

1.  Работа по учебнику. ( стр. 34)

– А сейчас наши звери отдыхают, а мы рассмотрим рисунки к заданиям № 1 и № 2. Дети тоже немного устали, решили присесть, отдохнуть. Как разными способами рассадить пять девочек на две скамейки? (Дети рассказывают.) Что Знайка хочет нам рассказать с помощью второго рисунка? (С помощью бусинок показан состав числа 5.)

– А если от пяти бусинок одну убрать, сколько бусинок останется? (Четыре.)

Запись на доске: 5 – 1= 4

Соответственно предлагается убрать 2, 3, 4 бусины. На доске и на наборном полотне появляются следующие записи:

4 + 1 = 5                 5 – 1 = 4
3 + 2 = 5                 5 – 2 = 3
2 + 3 = 5                 5 – 3 = 2
1 + 4 = 5                 5 – 4 = 1

– Какой вывод вы можете сделать? Посмотрите, слон кивает вам головой. Ему понравились ваши ответы. Слон приготовил для вас задачи в стихах.

2. Работа с бусами из пособия «Спектр»

Вы прибавляете к двум один орех,
Вы складываете две и три конфеты,
На вашей куртке было пять прорех
Их стало больше на пяток за лето.
Два плюс один, а также два плюс три
И пять плюс пять. Большое достиженье!
А ну-ка, первоклассник, посмотри,
Ты выполняешь действие сложения.

Учитель первый раз читает стихотворение, знакомит с содержанием, при чтении второй раз дети работают с раздаточными бусами. Учитель осуществляет показ на демонстрационных бусах. При зачитывании первой строки используется простой способ. Дети держат бусы перед собой на парте. При чтении второй строки дети работают с бусами, держа их перед собой на весу на уровне плеч. Для третьей и четвёртой строки – усложнение: действия производятся с закрытыми глазами. На предыдущем уроке дети уже работали с бусами, действия осуществляются быстрее.

– Молодцы!

V. Повторение и закрепление изученного материала. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся

1. Работа по учебнику (стр. 35)

– Посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите? Используя рисунок, учащиеся упражняются в сравнении чисел.

2. Игра «Домино»

Дети подбирают нужную карточку, объясняют свой выбор. Рассматриваются зайчики на рисунке справа. Повторяется состав числа 5.

3. Работа в тетради (стр. 9)

– Цифры внутри кружка показывают, сколько всего кружков должно быть в двух квадратах. Дорисуйте кружки.
– А теперь дорисуйте лесенку. Для этого обведите в каждом столбике столько клеток, сколько указано цифрой.

4. Игра «Кто самый внимательный?» (Дополнительно)

Дети должны найти ошибки на предлагаемых к рассмотрению картинках и записях по составу числа, проецируемых на экран через мультимедиа.)

VI. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Оцените свою работу.

8.06.2012

urok.1sept.ru

Конспект урока по математике “Число и цифра 5. Состав числа 5”

Автор Поповцева Наталья Васильевна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №38 г. Калининграда

Тема урока: «Число и цифра 5. Состав числа 5»

На данном уроке дети изучают число 5 как общее свойство групп, содержащее пять предметов. Введению числа 5 предшествовала работа с опорными сигналами числа 4, в ходе которой повторяется смысл понятия числа, их последовательность в ряду, связь между предыдущим и последующим числом. Затем создаётся проблемная ситуация, демонстрирующая учащимся необходимость изучения числа 5 и цифры 5.

Урок построен таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Это позволяет наряду с развитием вычислительных навыков эффективно развивать мыслительные операции, умение анализировать, обобщать, рассуждать по аналогии.

На данном уроке не объясняю новый материал, а лишь направляю познавательный процесс.

На завершающем этапе ученики выполняют диагностическую работу, а рефлексия в конце урока позволяет определить уровень усвоения материала.

Цель урока:

-познакомить с числом 5, цифрой 5, составом числа 5.

Задачи урока:

  • Закрепить знание цифр 1-10.

  • Закрепить навыки счета, взаимосвязь между целым и частями, сложение и вычитание.

  • Формировать умение сравнивать, классифицировать, анализировать.

  • Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.

  • Продолжить работу над формированием ключевых компетенций (креативной, коммуникативной, оргдеятельностной).

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: касса цифр, геометрический раздаточный материал , счетные палочки, образец цифры 5, карточки с цифрами, учебник- тетрадь, письменные принадлежности, пластилин, пуговицы, проволока, развивающие пособие В.В. Воскобовича «Волшебная восьмёрка».

Ход урока

I. Организационный момент

-Какой у нас сейчас урок?

Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна,
Всем без исключения!

-А чем мы занимаемся на уроках математики? ( считаем, решаем задачи, анализируем, сравниваем, фантазируем, совершаем открытия…)

II. Устный счет. (по классу развешаны карточки с цифрами)

Семь малюсеньких котят –

Что дают им – всё едят.

А один сметаны просит

Сколько же котяток? 8

Два снегиря и пять синиц.

Ребята, сколько будет птиц? 7

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши,

Сколько же карандашей

У обоих малышей? 2

Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Два – под берёзой,

Один – у осины.

Сколько их будет в плетёной корзине? 3

Пять щенят плюс мама – лайка.

Сколько будет сосчитай-ка ! 6

Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? 4

В садик тёти Гали

Пять гусей забрались.

Четырёх прогнали,

Сколько там осталось? 1

Три больших, два маленьких,

Маленьких, удаленьких-

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят? 5

Восемь листьев Вася сам собрал,

Один листок Алёша дал.

Скажите, сколько у него

Осенних листиков всего? 9

Пять пальцев ловко рвут траву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой угощу коня.

Сколько пальцев у меня? 10

Расставьте числа в порядке возрастания (у доски один ребёнок)

Вывод: в натуральном ряду чисел каждое последующее на один больше, чем предыдущее.

-Какое число лишнее? Почему?

– Посчитайте хором до 10 вперед и обратно (ритмический счет в парах).

-Сосчитайте от 6 до 9

-Назовите предыдущее число для 2, 7.

-Назовите последующее число для 5, 8

-Какое число стоит перед числом 5, после числа 9?

-Назовите соседей числа 4.

-Между числами 5 и 8.

III. Постановка учебной задачи.

– Прослушайте задачу в стихах.

Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились – подружки,
Три сереньких мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир,
А ну, сосчитай, сколько мышек

Съели оставшийся сыр? (5)

– Ребята, кто догадался, какое число пришло к нам в гости?

– Какая тема урока? (Число и цифра 5).

– Сформулируйте учебную задачу нашего урока. (Познакомиться с числом и цифрой 5, научиться ее писать)

Физминутка

IV. Открытие нового знания

  1. (выложить 4 кружка, как получить 5?)

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

– На каком месте стоит число 5?

– Назовите предыдущее, последующее.

– Посмотрите на картинку.

– Что обозначает цифра 5? Почему морские звезды?

– Как получить число 5? (Домино)

-Возьмите в руки по пять кружков, положите их в две руки.

Вывод: пять – это 3 и 2, 2 и3, 4 и 1, 1и4, 5и 0,0 и 5.(на доске состав числа 5)

2. Знакомство с образом цифры 5

– На что похожа цифра 5? (Группа детей работает с пластилином, пуговицами, проволокой, развивающим пособием В.В. Воскобовича «Волшебная восьмёрка».)

– Где в жизни можно встретить число и цифру 5?

Вывод: дайте характеристику числу 5 (натуральное, однозначное, стоит на пятом месте в натуральном ряду чисел, на 1 больше 4, на 1 меньше 6)

Физминутка

V. Закрепление изученного.

1. Число 5 можно изобразить разными способами.

Как можно изобразить число 5? (цифрой, палочками, точками)

Учебник с.40 №3 (работа с комментированием)

-каков смысл этого задания, что мы будем делать?

Вывод: Число 5 можно изобразить при помощи цифры 5, при помощи 5 палочек или 5 точек.

2. ЗНАКОМСТВО С ПЯТИУГОЛЬНИКОМ.

– Возьмите 5 палочек. Попробуйте составить из них геометрическую фигуру.

– Как вы её назовёте? Почему?Докажите!

№ 1 с. 40

– Какое задание надо выполнить?

(Построить пятиугольник по вершинам)

– С помощью каких инструментов будете делать это?

VI. Рефлексия

– Что нового узнали ?

– Что можете рассказать о числе 5? О составе числа 5?

– Какие задания показались трудными?

VII. Диагностика

Соедините пять волшебных красных точек по порядку, не отрывая руки. Что у вас получилось? (Звезда). Рядом попытайтесь самостоятельно изобразить такую же фигуру.

Оцените свою работу на уроке:

-если было легко и интересно –

-если было трудно –

С Древних времён люди говорили, что звёзды падают к счастью, поэтому каждому я подарю звёздочку, чтобы вам сопутствовали счастье и удача!

-Спасибо за урок!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *