Урок знаний
«Родина моя – Россия»
Данный классный час предназначен для обучающихся 3 класса.
Цель: формирование патриотического сознания у обучающихся, познавательного интереса к истории своей семьи, родного города, страны.
Задачи:
Оборудование: интерактивная доска, «Коробка идей и пожеланий», прямоугольники из цветной бумаги красного, синего, белого цвета, фотография с изображением Москвы, герб России, ствол берёзки с ветками, берёзовые листочки с заданиями.
Ход:
Учитель:
-Пусть уходит лето вспять, Не пугает нас прохлада, Наша школа всем ребятам Очень, очень, рада… |
-Дорогие ребята, сегодня, 1 сентября, в День знаний, для вас начинается следующий учебный год. Вы вновь встретились с одноклассниками, обменялись впечатлениями, пережитыми за время летних каникул, и теперь вам предстоит отправиться в долгое, увлекательное путешествие по стране знаний. От вашего настроя, желания, упорства зависит, каким станет этот учебный год – ярким, насыщенным, многообразным или унылым, серым, бесконечным. Желаю вам удачи на этом нужном, прекрасном пути. А я и ваши родители будем помогать вам идти по дороге знаний.
-Сейчас я хочу предложить вам шуточное тестирование по различным школьным предметам:
1. Разминка:
Стоит дом, сотни ребят в нем. Кто постоянно его посещает — С годами знания приобретает. (Школа) В черном небе Заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (Мел) Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: Башню, дом, и самолет, И огромный пароход! (Карандаш) Если ей работу дашь — Зря трудился карандаш. (Резинка)
|
2. Чтение:
Вопросы
3. Окружающий мир:
Предлагаю вам игру «Что это? Кто это?». Сейчас я буду загадывать вам предметы, которые можно встретить в лесу. Попробуйте отгадать их.
Маленький, колючий… (ежик). Высокая, смолистая… (сосна). Рыжая, подвижная… (белка). Крошечный, трудолюбивый… (муравей). Старый, трухлявый… (пень). | Просторная, солнечная… (поляна). Чистый, журчащий … (ручей, родник). Могучий, раскидистый… (дуб). Длинноухий, трусливый… (заяц). Легкокрылая, порхающая… (бабочка). |
4. Русский язык:
Соберите «рассыпавшиеся» буквы в таком порядке, чтобы получились слова. Найдите «лишнее» слово, объясните, почему оно «лишнее».
БАСОКА РОКОВА РИКУЦА ШАДЬЛО ШКАКО ЦАОВ РАНБА ЗАКО НЬЯСВИ
Ответы: Собака, корова, курица, лошадь, кошка, овца, баран, коза, свинья. «Лишнее» слово — курица, так как является птицей.
-Волк написал предложение и допустил ошибки. Нужно их исправить.
Физминутка
Выполнять надо только те команды, в которых есть волшебные слова.
— Встаньте, пожалуйста!
— Поднимите, пожалуйста, руки!
– Опустите руки!
— Будьте добры, похлопайте!
— Пожалуйста, потопайте!
— Наклонитесь!
— Тихо сядьте!
— Тихо сядьте, пожалуйста!
Учитель:
-Тестирование по различным школьным предметам вы с успехом прошли, а теперь скажите, в какой стране мы живём? (В России)
-Когда отмечают День России? (12 июня).
-А какой праздник отмечали в нашей стране совсем недавно? 22 августа? (День Государственного флага Российской Федерации)
– Вы пришли сегодня в школу – это ваш второй дом, вот мы с вами сегодня и будем строить настоящий дом. А с чего начинают строить дом? (С фундамента).
– Фундамент должен быть крепким и прочным – как ваш родной дом, где вы живете. Это ваша крошечная родина. Каким должен быть ваш дом? (уютным, красивым, гостеприимным…).
– Говорят – Не красна изба углами, а красна пирогами. Поэтому и цвет возьмем красный – красивый (на доску помещаем красный прямоугольник).
– А теперь строим стены, они должны быть прочными, красивыми, как место, в котором вы родились. Это ваша малая родина. Она дает вам жизнь, надежду и веру в прекрасное будущее! Недаром говорят – «Дома и стены помогают». На родной земле все вам родное и близкое – родители, друзья… Возьмем синий цвет – это цвет веры, надежды и мира (на доску помещаем синий прямоугольник над красным).
– Одному дом не построить – надо строить всем миром – всем народом – да с добрыми мыслями, с благодарностью и любовью – тогда и дом наш будет крепким, красивым и процветающим. Возьмем белый цвет… (на доску помещаем белый прямоугольник над синим – получился российский флаг)
– Это флаг нашей огромной страны, нашего дома, нашей Родины с красивым и певучим именем – Россия. Люди говорят – «Где родился, там и пригодился»! «Жить – Родине служить»… Мы тоже будем служить нашей Родине – будем хорошо учиться, проекты полезные реализовывать, стремиться к тому, чтобы Родине нашей пользу принести…
– Дом есть, а крыши – нет… Крыша – это главный город в нашем великом государстве. Как он называется?
– Верно, столица нашей России – город Москва.
Вот наш дом и готов – а имя ему – Россия!
(демонстрация мультфильма «Мультироссия»)
– У каждого государства есть символы, какие? (Герб, флаг, гимн). Флаг – знамя страны, его используют во всех официальных мероприятиях, например, когда представляют страну на олимпийских играх. Герб есть у каждого государства, у каждого города, у каждого рода. Давайте посмотрим, какой герб у нашего государства? Что обозначают его символы?
(демонстрация мультфильма про герб России)
– Народным символом России является березка, тонкая, белоствольная красавица, склоняющая свои ветви перед сильным ветром. У нас тоже есть березка, но непростая, а с вопросами и заданиями для 3-классников (на доске помещены детали аппликации березки – ствол с ветвями и листья). Кто готов выполнить задание русского деревца? Выбирайте себе листочек с заданием или вопросом… Родители помогают.
– Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями!
– Наша великая Россия – это не только реки, леса, красивые города и бескрайние просторы, это еще и люди, которые приумножают ее богатства, прославляют ее достижения и стараются, чтобы Родина наша стала еще краше! Это вам, молодому поколению, в будущем нужно будет улучшать страну, быть для неё полезными, делать её ещё красивее и успешнее.
Я желаю вам успехов в учебе, верных друзей, веселых праздников, увлекательных экскурсий, побед в соревнованиях! Я думаю, что у вас немало пожеланий и идей, как сделать школьную жизнь в этом году интересной и незабываемой. У нас есть коробка идей и пожеланий (демонстрация «Коробки идей и пожеланий»). Предлагаю вам заполнить эту коробку своими желаниями, идеями, предложениями. А затем мы вместе выберем самое интересное! (детям предлагаются листочки для заполнения и помещения в «Коробку идей и пожеланий»).
Каникулы закончились –
Дней отдыхали много…
Друзья опять встречаются
У школьного порога.
Окрепшими, здоровыми,
Вокруг сиянье глаз!
Я поздравляю вас.
Со знаниями новыми!
Удачи, третий класс!!!
nsportal.ru
1.Данилова Елена Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №10 2.Модуль « Основы православной культуры» курса ОРКСЭ
3.Тема урока № 1 «Россия – наша Родина»,
4.Цель урока: формирование у учеников представления о роли и значении Родины в жизни человека , чувства гордости за свою страну и уважения к своей Родине, ее культуре и традициям.
Задачи: 1. Развивать мотивацию к познанию нового предмета.2.Познакомить учеников с символами России. 3.Разьяснить понятия духовный и материальный мир человека. 4.Воспитание любви к Родине, ее традициям.
5.Предварительная подготовка к уроку учащихся: (Найти в Толковом словаре значение слова Родина и записать в тетрадь, выучить стихи о родине, нарисовать рисунки по данной теме)
6. Оборудование урока: компьютерная презентация, учебники, выставка рисунков по теме Родина, тетради, карта России, смайлики для оценки понятого на уроке)
7.План урока с хронометражем:
1.Организационный момент ( 1-2 мин )
2.Актуализация знаний (показ слайдов о Родине) (3- 5 мин.)
3.Изучение новой темы (поэтическая минутка, работа в парах, работа в группах , презентация , работа с учебником.)( 25-30 мин.)
4.Физкультминутка (1- 2 мин.)
5. Закрепление материала ( 5 мин.)
6. Подведение итогов, домашнее задание.( 2 мин)
7. Рефлексия (1 мин.)
8. Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы будем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который познакомит нас с материальными и духовными ценностями народов нашей Родины. В течение всего учебного года нашими добрыми помощниками будут вот эти учебники и ваши тетради. Впереди нас ждет много неразгаданных тайн и открытий, которые помогут нам стать более умными, образованными, самостоятельными, терпимыми и открытыми друг к другу. Так в путь же к новым знаниям и свершениям!
2.Актуализация знаний.
Учитель : Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию и подумать, о чём мы сегодня будем говорить, какова тема нашего урока? (Просмотр презентации «Моя Родина» )
Ученик:
( Я думаю разговор пойдет о Родине, о моей стране и тема нашего урока будет связана с понятием Родина )
Учитель: правильно , обратите внимание на выставку рисунков , приготовленную вами и попытайтесь сформулировать тему урока.
Ученик: Моя Родина- Россия.
Учитель: Верно. Давайте откроем учебник и проверим сказанное.
( Дети открывают страницу 4 и читают тему урока « Россия- наша Родина»)
3.Изучение нового материала.
Учитель:– Конечно, сегодня мы с вами поговорим о Родине, её просторах, о народе, традициях, культуре, государственных символах и узнаем кое что новое.
Учитель: К уроку я просила вас найти в толковом словаре понятие слова Родина и записать к себе в тетрадь, зачитайте пожалуйста свои записи.
( Дети читают : Родина это 1. отечество , родная страна, 2.место рождения, происхождения, возникновения чего-нибудь)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и подобрать синонимы к слову Родина, записать их в тетрадь.
( Дети работают в парах и записывают в тетрадях родственные слова ,отмечается лучшая пара, подобравшая наибольшее количество слов)
Учитель: Выделите корень слова.
(Дети выделяют корень род , идет интеграция с русским языком)
Учитель: Да, действительно, Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас чувство гордости за страну. Страна наша многонациональная , в ней живут люди разной веры и культуры, говорят на разных языках, но чтут свои традиции и бережно их хранят. Все вместе мы стараемся уважать традиции других народов и сохранять свою культуру . Российская культура уникальна, богата , разнообразна и многогранна. Это и живописные иконы, и скульптуры, архитектура , литература, музыка, живопись. Наша Родина имеет богатую историю. Все мы – дети великой России, мы – ее будущее. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
Поэтическая минутка.
Учитель: К уроку я просила вас найти стихи о родине , давайте послушаем ваши выступления.
(Дети читают стихи о Родине приготовленные дома, учитель оценивает чтение и подбор стихов.)
Работа с тестом.
Учитель: А сейчас я хочу предложить вам поработать в группах и понять , что вы знаете о своей Родине.
Задания :
1. Что является символом государства?
А ) медаль
Б) герб
В) орден
2. Как зовут воина, который изображён на гербе Москвы и России?
А) Алексей
Б) Владимир
В) Георгий
3. Столицей государства называют
А) Москва
Б) Арзамас
В) Россия
4. День России отмечается
А) 23 февраля
Б) 9 мая
В) 12 июня
5. Как называют жителей нашей столицы?
А) россияне
Б) горожане
В) москвичи
6. Права и обязанности граждан записаны :
А) в учебнике
Б) энциклопедии
В) конституции
7.Кто проводит раскопки старинных поселений:
А) строитель
Б) археолог
В) архитектор
7.Сколько государств граничит с нашей страной?
А) 10
Б) 20
В )16
(Подводятся итоги тестирования, оценивается та группа, которая справилась с тестом верно. Учитель на доске записывает заранее верные ответы)
4. Физкультминутка.
(Звучит песня « Отчего так в России березы шумят» , дети склонили головы, прилегли на парту , закрыли глаза )
Беседа о символах Росии
Учитель: Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки. В каждой стране существует триединство отличительных символов.
Учитель: Какие? ( Дети отвечают)
Герб, флаг, гимн. Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику.
Учитель : Я предлагаю вам посмотреть презентацию и освежить в памяти свои знания по теме.
( Во время показа слайдов идет беседа о гербе, флаге и гимне страны)
Работа с учебником.
Учитель: Ребята, если вы внимательно посмотрите в учебник на тему нашего урока, то увидите слева раздел под названием « Вы узнаете». Это
ключевые понятия, которые должны мы усвоить сегодня на уроке .
Учитель: Зачитайте их.
(Ученик: Что такое духовный мир человека и, что такое культурные традиции и для чего они существуют. )
Учитель: Предлагаю вам прочитать текст на странице 4- 5 самостоятельно и найти ответы на эти вопросы
(Дети читают текст и знакомятся с содержанием учебника)
( Дети закрыли глаза ,звучит тихая музыка)
5.Закрепление материала
Учитель задает вопросы :
-Что такое духовный мир человека?
( Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства)
–Что такое душа?
( Это внутренний мир человека.)
– Для чего мы изучаем предмет « Основы православной культуры»?
(Чтобы получить ответы на вопросы духовной и нравственной культуры.)
Что такое культурные традиции?
(богатство нашей многонациональной страны страны)
Учитель : Неотьемлемой частью жизни любого общества является религия, ее значение очень велико. Она влияет на поведение людей, на их веру. Жители нашего государства исповедуют разную религию, верят в разных богов, но их ценности и идеалы схожи .Мы все стремимся к добру, справедливости,, благополучию, взаимопониманию и терпимости. В нашей стране представлены все конфессии, о которых мы узнаем на следующем уроке « Культура и религия».
6. Подведение итогов, домашнее задание.
Учитель: Ребята, скажите, что нового узнали на уроке?( Ответы детей)
-Что запомнили? Что больше всего понравилось в уроке?(Выслушиваются высказывания детей)
-Дома прочитайте еще раз материал учебника , ответьте на вопросы, посоветуйтесь с родителями и запишите в тетради несколько культурных традиций, принятых в вашей семье, узнайте какие ценности лежат в основе вашей семьи, а также попробуйте рассказать о празднике народного единства.
Учитель: Хочу отметить детей принимавших участие в конкурсе рисунков по теме Родина, а также детей отличившихся в парной и групповой работе и выставить им оценки.
Учитель: Спасибо вам за урок, оцените его как он вам понравился и было ли в нем все интересно и понятно.
(Дети поднимают смайлики с улыбкой или с грустью)
kopilkaurokov.ru
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 – школа Сколково-Тамбов
Методическая разработка
урока окружающего мира
в 1 классе Б
по теме:
«Наша Родина -Россия»
Учитель I категории
Колодина И.В.
Тамбов
2016
Форма урока: комбинированный.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Дата проведения: 17.02.2016
Тема: Наша Родина -Россия
Цель урока: способствовать ознакомлению с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном; создать условия для расширения представлений учащихся о стране, в которой они живут.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Основное содержание темы, термины и понятия
Образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн.
Метапредметные умения (УУД)
Познавательные: первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.
Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.
Формы работы на уроке:Фронтальная, индивидуальная, в парах.
РесурсыОкружающий мир 1 класс, авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Физическая карта России. Экран, мультимедиа, компьютер презентация «Наша родина – Россия».Звукозапись Государственного гимна России. Карточки для индивидуальной работы, групповой.
ХОД УРОКА
1 СЛАЙД
Организационный момент. (1 мин)
-Проверим, всё ли готово к уроку?
2. Целеполагание и мотивация. (4 мин)
Ребята, сегодня для урока подготовила карточки, но случайно уронила их. Они все перепутались, помогите их разложить. Быстро развернитесь и сядьте группами. Разложите карточки так, чтобы получилось предложение.
2 СЛАЙД
Родину-мать учись защищать.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Жить — Родине служить.
-Догадались, что это за предложения?
-Что объединяет эти пословицы? (Родина)
– Что мы называем Родиной?
– Где можно узнать точное определение слова Родина? (словарь, учебник, интернет).
Давайте узнаем точное определение слова Родина в словаре Сергея Ивановича Ожегова(Малинин Е)
Родина-ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н: Москва — его р. Индия — р. шахмат. * Вторая родина— место, давшее кому-н. приют, ставшееродным.
-Как вы понимаете значение слова Родина?
3 СЛАЙД
-Родина – это страна, в которой мы живем. Город или село, где мы родились или живем.
3.Актуализация знаний. (2мин)
– Как же называется наша общая Родина? (Российская Федерация, Россия).
-Как называется столица нашей Родины?
– Кто управляет страной?
4. Постановка учебной задачи (4 мин)
Если бы человек, который никогда не был в нашей стране попросил бы рассказать о ней, о чём бы вы смогли рассказать? (затруднение).
-С какой проблемой мы столкнулись? (нужно рассказать о Родине, информации не хватает).
-О чем предстоит нам сегодня узнать?
-Откройте учебник, прочтите тему урока:
4 СЛАЙД
5 СЛАЙД
Тема нашего урока «Наша Родина – Россия». (на слайде)
-Посмотрите на иллюстрацию и подумайте какие вопросы мы сможем ответить?
6 СЛАЙД
-Где расположена наша Родина?
-Какие природные ресурсы есть у нашего государства?
– Какие народы проживают на территории нашей страны?
-Государственные символы.
5. «Открытие» нового знания детьми.
-Нам потребуется помощь знатоков. Сегодня знатоками будут: Айдарова К, Сафронова К, Кирилов Н. Знатоки получают индивидуальное задание. (В изучают символы (герб, гимн, флаг)
Задание для остальных
-Откроем учебник с. 64.
7 СЛАЙД
-Будем читать текст с пометками на полях
8 СЛАЙД
V – уже знал;+ – новое;
– -думаю иначе;
? –не понял, есть вопрос
7 СЛАЙД(назад)
1 предложение: Наша страна называется Россией
-Информация знакома? Ставим отметку.
Велика Россия. – Информация знакома?
ЕеграницыпростираютсяотСеверногоЛедовитогоокеанадоЧерногоморя, отбалтийскогоМорядоТихогоокеана. – Информация знакома? –Ставим отметку.
Внимание на экран. (голос за кадром)
9 СЛАЙД
Давайте посмотрим на карту.
Территория России занимает первое место в мире. Общая площадь ее территории составляет 17 125 187 км² (семнадцать миллионов сто двадцать пять тысяч сто восемьдесят семь километров квадратных). Протяжённость российской границы составляет 60 900 км (шестьдесят тысяч девятьсот километров).
– Итак, какой вывод можно сделать из прочитанной и услышанной информации? (Территория нашей страны очень большая)
10 СЛАЙД
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ(методика Базарова) проводят дети.
11 СЛАЙД
– Давайте посмотрим на карту в учебнике на с. 64-65,такая же есть на экране.
– (Учитель)Россия – самая большая страна в мире. На карте граница нашей Родины показана красным цветом.
-Давайте попробуем «прочесть» карту в учебнике.
Работавпарах.
– Покажите соседу по парте границы нашей Родины, другой проверяет. Покажите столицу России.
-Как вы думаете, что на карте изображено синим цветом? (моря,океаны,реки)
-Какие океаны омывают берега России? Какие моря?
-Что обозначают синие ниточки на карте? (реки)
Что изображено коричневым цветом? (горы, чем выше горы, тем темнее)
-Что изображено зелёным цветом (леса).
Прямоугольники из полосочек – это равнины, они очень удобны для выращивания сельскохозяйственных культур.
-Обратите внимание, какие леса растут на территории нашей страны?
– Итак, какие природные богатства есть на территории нашей страны? (Океаны, моря, реки, горы, леса, поля)
Продолжаем читать информацию в учебнике, используя пометки.
Мы все – россияне. Мы – это русские, татары, башкиры, коми, чуваши, удмурты, марийцы- всего 128 разных народов. Нас очень много – 145 миллионов. – информация знакома?, ставим отметку.
12 СЛАЙД
Внимание на экран. (голос за кадром)
Россия – многонациональная страна. Здесь проживает более 150 народов. Каждый народ не только бережет свои традиции и свой язык, но также любит Россию – общую для всех нас Родину.
– Итак, какие национальности населяют территорию нашей Родины?
Значит, Россия – …(многонациональная страна).
13 СЛАЙД
Внимание на экран. (голос за кадром)
Русский язык является официальным языком нашей страны. Русский язык объединяет все народы, которые проживают на нашей бескрайней родине. Каждый из языков, на котором говорят и пишут, заслуживает признания и уважения.
– Итак, какой же язык является официальным ? (русский)
14 СЛАЙД
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (КОНКУРС) (1 МИН)
– Нас всех объединяет не только общая территория проживания и государственный язык, общими у нас являются также государственные символы.
А теперь к работе приступают наши знатоки. Они нам расскажут о государственных символах нашей Родины.
-Предоставляем слово нашим знатокам.
Знатоки выступают и прикрепляют свои символы на доску (слайд)
15 СЛАЙД
Флаг Российской Федерации называют триколором, так как флаг состоит из трёх цветов.
16 СЛАЙД
Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
Синий цвет — верность, честность, безупречность;
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
17 СЛАЙД
Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением. Надругательство может выражаться в неуважительном отношении к флагу, например, в его уничтожении, повреждении, нанесении рисунков или надписей.
18 СЛАЙД
22 августа – День Государственного флага Российской Федерации
19 СЛАЙД
Государственный герб Российской Федерации –это четырёхугольный красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной над ними.Все три короны соединены лентой.
В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Всадник поражает серебряным копьём чёрного дракона.
20 СЛАЙД
Гимн России – это торжественная песня о стране, которая исполняется в особо торжественных случаях.Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм. Автор гимна России – композитор Александр Васильевич Александров, а автор текста – Сергей Владимирович Михалков.
При исполнении гимна страны люди стоят смирно и слушают его молча, мужчины снимают головные уборы. Так они проявляют уважение к гимну.
21 СЛАЙД
– Сейчас я включу запись 1 куплета гимна, и все мы будем слушать его так, как слушают свой государственный гимн в каждой стране: стоя, с почтением. Также ведут себя при поднятии Государственного флага.
7 Первичное закрепление.
-А теперь мы с вами сконструируеммодель карты нашей Родины.
–Будем работать в группах (Правила работы групп)
25 СЛАЙД (следующий после гимна)
Каждая группа получает конверты для работы.
– Каждый конверт имеет свое название:
Название нашей Родины.
Природные ресурсы.
Столица нашей Родины.
Имя президента России.
Народы Российской Федерации.
Флаг России.
Герб России.
– Из каждого конверта вы должны взять только те слова, которые имеют отношение к нашей Родине. Выбранные слова нужно наклеить на карту по порядку
8. Включение в систему знаний и повторения. (3 мин)
-Проверка групповой работы.
26 СЛАЙД
– А теперь представители групп выходят к доске и представляют свои модели карт Нашей Родины.(сначала все называют название страны, затем ресурсы и т.д.)
9. Рефлексия.
-О чем теперь вы сможете рассказать гостю нашей страны, который никогда в России не бывал?
Наш урок мы начали с пословиц, давайте попробуем объяснить их смысл.
27 СЛАЙД
– Прочитаем их ещё раз. Подумайте на какие смысловые группы их можно поделить
Родину-матьучисьзащищать.
КтозаРодинугорой, тотистинныйгерой.
НетвмирекрашеРодинынашей.
ДляРодинысвоейнисил, нижизнинежалей.
Жить—Родинеслужить.
Всякомумиласвоясторона.
28 СЛАЙД
– Какой смысл объединяет первую группу пословиц? (Родину нужно беречь и защищать)
-Какой смысл объединяет вторую группу пословиц? (У каждого человека может быть только одна Родина, для него она самая красивая, самая дорогая).
10. Итоги работы.
Давайте с вами украсим нашу Родину Россию – раскрасим цветы, для этого вы должны оценить свою работу на уроке.
29 СЛАЙД
Дети красят цветы.
Зелёный цвет –всё понял, справился сам,
желтый – было трудно, но я справился,
красный – прошу помощи.
infourok.ru
«Россия — Родина моя»
Викторина для учащихся 1-4 классов
Цель: воспитывать патриотические чувства к своей стране.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания детей о нашей стране, о символах России, о растительном и животном мире России.
Коррекционно-развивающая: развивать познавательные интересы у детей, умение отгадывать загадки; способствовать развитию внимания, памяти и мышления.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России.
Оборудование:
1. Проектор
2. Презентация к занятию
3. Фишки
4. Музыкальное сопровождение
5. Разрезные картинки с изображением герба России.
6. Шаблоны флага Росси для раскрашивания, цветные карандаши.
Ход мероприятия:
– Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами примем участие в игре-викторине на тему «Россия – Родина моя». Я предлагаю всем вам разделиться на две команды «Патриоты» и «Россияне» и выбрать в каждой команде капитана.
– Сегодня вы не просто дети, сегодня вы – знатоки. Будьте усидчивыми и внимательными, ловкими и находчивыми, потому что за каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Нашу игру будет оценивать жюри, которое в конце игры подведет итоги и объявит победителей.
Но прежде чем начать нашу игру, я предлагаю провести разминку.
– Сегодня все вопросы, на которые вам предстоит ответить, будут посвящены нашей Родине, родному краю, стране в которой мы с вами живем. (Слайд 2)
На свете много разных стран,
Но Родина одна.
Для нас она любимая
И главная страна.
Тур «Разминка».
– Я буду задавать вопросы, а чья команда быстрее ответит, получит фишку.
– Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
Мы продолжаем нашу разминку.
– Как называется наша страна?
– Граждане России называются…
– Столица России?
– На каком языке разговаривают в России?
– Кто руководит нашей страной?
– Как зовут нашего президента?
– Как называется наша область?
– Как называется наш округ?
– В каком районе мы живем?
– В каком поселке мы живем?
– Молодцы! Все вы очень старались. Итак, знатоки, я вижу, вы готовы к игре, давайте же начнем нашу викторину!
2. Тур «Государственные символы».
Каждое государство обязательно имеет свои отличительные знаки – государственные символы.
– Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
– Ребята, а какие цвета имеет российский флаг? (горизонтальные полосы белого, синего, красного цвета) (Слайд 3)
– Может быть, кто-нибудь из вас знает, что означают эти цвета? (белый цвет обозначает мир и чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу)
– Где можно увидеть российский флаг? (Флаг можно увидеть на государственных учреждениях в дни государственных праздников. Кремль- место работы президента России. Когда президент в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России. Флаг можно увидеть на самолетах, космических кораблях. На международных спортивных соревнованиях тоже поднимается государственный флаг, когда наших спортсменов награждают за победу) (Слайд 4)
Дидактическая игра «Раскрась флаг».
– Ребята, а сейчас я вам предлагаю раскрасить наш российский флаг. Чья команда аккуратнее и красивее раскрасит флаг, получит фишку.
Командам раздаются контуры с тремя полосками.
Физкультминутка
Гордо реет флаг российский (махи над головой)
Над моею головой
Самый радостный и близкий. (руки – вверх, помахать)
Не хочу иметь другой! (качание головой)
С ним душа моя и мысли, (поднятие рук вверх и к сердцу)
Было, есть и будет так! (спокойное опускание рук)
В ноги поклонюсь Отчизне (поклон до земли)
За такой отменный флаг!
– Ребята, давайте еще раз посмотрим на эти многочисленные флаги и найдем среди них наш – российский. (Слайд 5)
Молодцы! А теперь посмотрим, узнаете ли вы российский герб? (Слайд 6)
– Что изображено на нашем гербе? (Слайд 7)
– Что вы знаете об орле? Какая это птица? (Гордая, красивая, сильная.)
Орел символизирует мощь и силу нашей страны. Орел изображен золотого цвета на фоне красного щита, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся.
Одна голова орла смотрит на Запад, а другая на Восток. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава. Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла – золотая корона. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.
– Какого цвета конь?
– Какого цвета плащ у всадника?
– Какого цвета щит?
– Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Цвета государственного флага России.)
Это не простой всадник. Зовут его Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!
– Что в руках у Георгия Победоносца? (Серебряное копье.) Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей – символ зла. Наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Дидактическая игра «Собери символику».
– Ребята, а сейчас вам нужно на время собрать из отдельный частей целую картинку – наш герб. Чья команда быстро и правильно это сделает – получит фишку.
– Ребята, расскажите, где можно встретить изображение герба? (Слайд 8)(На знаменах и печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках). Молодцы, вы очень много рассказали о нашем гербе.
– А сейчас попытайтесь угадать следующий государственный символ нашей страны. (Слайд 9. Звучит Гимн РФ)
– Как называется главная песня страны? (Гимн).
– А кто знает, как надо слушать гимн? (Стоя и нельзя разговаривать, мужчины должны снимать головные уборы)
– Где можно услышать гимн государства? (Гимн можно услышать на спортивных соревнованиях; Олимпиадах в моменты награждения, в школах в начале учебного года. Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране).
– Ребята, а кто знает слова нашего Гимна? Может, кто-нибудь пропоет несколько слов и заработает для своей команды дополнительную фишку?
Физкультминутка.
Мы учили песенку
А в песенке слова (дети маршируют)
Здравствуй, наша Родина,
Город наш Москва! (руки поднимают вверх)
Что за площадь есть в Москве,
Там где башня Спасская? (руки разводят в стороны)
Эту площадь знают все,
Эта площадь Красная! (руки вперёд)
– Молодцы. А сейчас настало время для следующего тура.
3. Тур «Красота родной природы».
– Этот тур посвящён природе России, и участвовать в нём будут только капитаны команд. За каждый правильный ответ капитаны получают фишки. Но если капитан не знает ответ на мой вопрос, то ему может помочь его команда. Капитаны, подойдите, пожалуйста, ко мне. Из вариантов ответов на слайде вам нужно будет назвать правильный. Итак, начинаем.
1. Какое дерево называют русской красавицей? (Слайд 10)
2. Какая птица является санитаром леса? (Слайд 11)
3. Лекарственное растение, растущее вдоль дорожек, которое лечит ранки и ссадины? (Слайд 12)
4. Самая болтливая птица? (Слайд 13)
5. Дерево, которое кормит птиц зимой? (Слайд 14)
6. Какие грибы растут на пнях? (Слайд 15)
7. Найдите на фотографиях хвойный лес. (Слайд 16)
8. Назовите самое глубокое в мире озеро, которое находится в нашей стране. (Слайд 17)
9. Назовите самую длинную реку в России. (Слайд 18)
10. Какие животные населяют наши леса? (Слайд 19)
– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. И мы продолжаем.
4. Тур «Главные праздники России».
В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.
Дед Мороз принес подарки,
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник…(Новый Год) (Слайд 20)
Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День…(Защитника Отечества) (Слайд 21)
В этот светлый день весны
Дарят женщинам цветы.
А в садах и школах детки
Мамам мастерят поделки!(8 Марта) (Слайд 22)
Музыка, флаги, шары и цветы,
Столько весенней вокруг красоты!
Первого мая отметим всегда
Радостный праздник…(Весны и Труда) (Слайд 23)
Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный…(День Победы) (Слайд 24)
– Этот праздник очень знаменит на Руси. Люди красят яйца, пекут куличи, а потом идут в церковь и освящают их. Что это за праздник? (Пасха) (Слайд 25)
– Именно на этот праздник поджигают чучело и пекут блины (Масленица) (Слайд 26)
Подведение итогов.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорили о символах нашей страны, её уникальной природе и главных праздниках. Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою страну. Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными и прославили Россию своим трудом и достижениями.
– Пока жюри подводит итоги нашей игры, я предлагаю вам посмотреть музыкальный видеоролик о России (Слайд 27)
В конце викторины подводятся итоги и награждаются команды.
multiurok.ru
Конспект организации непрерывной
непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию
в подготовительной группе с учетом внедрения ФГОС
с использованием ИКТ технологий
«Моя Родина – Россия»
Подготовила: воспитатель
МКДОУ «Киреевский д/с Ромашка»
Романенко Елена Геннадьевна.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
«Моя Родина — Россия».
Тема: «Моя Родина – Россия».
Цель: Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну; закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн.
Программа: «От рождения до школы».
Возраст: Подготовительная группа (6-7 лет).
Направление: Формирование целостной картины мира.
Основная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»
• Обогащать знания детей о своей стране, чем богата и знаменита их Родина;
• Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления;
• Познакомить детей с Президентом России;
• Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе страны;
• Формировать представления детей о природе России, вызвать чувство восхищения русской природой;
• Развивать представление о том, что Российская Федерация (Россия) -огромная страна;
• Формирование целостной картины мира;
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»:
«Социально-коммуникативное развитие»:
«Физическое развитие»:
«Художественно – эстетическое развитие»
Планируемые результаты:
Методы и приёмы:
Методы: игровые, словесные, наглядные.
Приёмы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.
Наглядные средства обучения: слайды с изображением карты, герба и флага Российской Федерации природы, городов, достопримечательности Москвы, изображение В. В. Путина, аудиозапись .
Организация детей: 1. Свободная; 2. На стульчиках; 3. На коврике;
Словарная работа: Отечество, управляет, руководит, многонациональная, могучая….
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением городов России; рассматривание флага и герба Российской Федерации; чтение произведений; заучивание стихотворений о Родине; подготовка демонстративного материала, изучение методической литературы.
Структура:
1 часть вводная (организационный момент);
2 часть основная (беседа, вопросы, рассказы, чтение стихотворений, пословиц о Родине);
3 часть заключительная (подведение итогов).
Ход непрерывной образовательной деятельности:
1 часть вводная.
Воспитатель:
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Улыбнись соседу справа!
Улыбнись соседу слева!
Обними соседа справа!
Обними соседа слева!
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья
Дружно будем заниматься
И успехов добиваться!»
Вместе: Вот теперь мы дружные, в пути друг другу нужные. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка это символ добра.
2.Основная часть:
1. Воспитатель: Доброе утро, я рада вас видеть. Тему нашей беседы вы прочитаете сами.
Перед вами лежат буквы, я сейчас буду читать по одной строчки из стихотворения, а вы по очереди должны взять нужную букву, с которой начинается строка и выложить слово. Будьте внимательны. (дети берут по одной букве и выкладывают слово)
Радостно солнышко утром сияет,
Облачко весело с ветром играет,
Стриж быстрокрылый кружит в синеве,
Синий цветок распустился в траве.
Идет на прогулку семейный отряд,
Я, мама, папа, сестренка и брат.
Воспитатель: Ребята, слово у нас готово. Давайте его все вместе прочитаем.
Дети: Россия! А что оно обознпчает?
2.Воспитатель:
Сегодня мы ведем разговор о России.
Беседа: У каждого человека есть Земля, на корой он живет, есть Мама, которая подарила ему жизнь, любит его, жалеет; человеку нужен хлеб, вода- без этого жить невозможно, но среди самого необходимого у человека есть Родина!
Слайд 1
Кто мне скажет, что мы называем Родиной?
Показ слайдов 2,3,4.
Дети. Место , где мы родились и живём.
1. ребенок.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
2. ребенок.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
3. ребенок.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
А то еще хочет прочитать стихотворения о Родине.
Дети читают стихи.
«У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете-
Есть Родина своя.
И там где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём.»
Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колоситься.
Много у Родины общего с мамой,
самой красивой, Ласково самой!
Так и должно быть, что дорого нам-
напоминает всегда наших мам.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
М. Лисянский. Моя родина.
Родина – слово большое-большое,
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
3.
4.А теперь, ребята, сядьте на свои места и продолжим наш разговор.
Раз, два,три, поспеши
Место ты свое займи.
Не зевай, не скучай
Лучше все запоминай.
– Почему мы Россию называем Родиной? (Потому что мы здесь родились)
Воспитатель: Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети. Родиной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам.
Россия – наша Родина.
5. Воспитатель:Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
С. Комратова
Звучит песня о Родине. («У моей России длинные реснички»).
Автор текста (слов): Соловьева Н.
Композитор (музыка): Струве Г.
Показ слайда 5.
Воспитатель. Ребята! Вы видите, как прекрасна наша страна.
А какие красивые нужные слова вы можете подобрать к слову Родина?
Дети: Славная, сильная, богатая, любимая, чудесная; Россия, держава, единство. Очень много красивых и правильных слов вы назвали.
6. Воспитатель : На свете много разных стран, но есть одна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она.
Показ слайдов 6,7.
Посмотрите на карту мира и сравните нашу страну по размеру с другими странами. Вы видите, что наша страна РОССИЯ, самое большое по площади государство мира.
Когда на одном краю наступает ночь,то на другом уже давно утро. Если на севере реки скованы льдом и земля покрыта снегом, то на юге цветут сады,на полях сеют пшеницу и кукурузу.
Наша Родина такая большая,что если мы захотим поехать из края в край,то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю,а на самолёте придётся лететь целый день,если пройти пешком,то придётся путешествовать не меньше года.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
Показ слайдов 8-17.
7. Воспитатель:Ребята,в нашей стране более тысячи городов.
Показ слайдов 18-22.
А какие города вы знаете?
Ответы детей.
8.Воспитатель: В каждой стране есть главный город- столица.
Слайд 23.
Здесь Кремль,
Здесь Воробьевы горы,
И площадь Красная видна.
Такой красивый город,
Гордиться им моя страна.
Всем городам голова,
Столица Родины…
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России.
Как называется главный город России?
Дети: Москва.
Воспитатель: Москва – столица нашей Родины, то один из самых красивых городов страны.
Она отличается от других городов тем, что там работает Российское правительство, президент.
Воспитатель: Ребята, а кто же возглавляет нашу страну?
Слайд 24.
ПРЕЗИДЕНТ
Во главе Державы,
Избранный по праву
На четыре года
Волею народа.
Он руководит жизнью страны. Как зовут президента России?
Дети: В. В. Путин.
Физминутка. А теперь пора отдохнуть, распрямиться, подтянуться, поднимайся, не ленись, на физминутку становись.
Физминутка под песню «Здравствуй, Родина моя!»
Слайд 25.
9.Воспитатель:
Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия-наша родная страна. Но страна-это не только природа, города и села, в которых живут люди, Россия-это государство.
Слайд 26.
У любого государства есть отличительные знаки – символы. Что это за символы? – Флаг, герб, гимн.
Слайд 27.
Воспитатель загадывает загадки
1-й символ:
Загадка:
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
Воспитатель:.
Герб – отличительный знак государства. Дети, расскажите, что изображено на гербе России?
– Двуглавый орёл.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Предполагаемые ответы:
• золотой 2-х главый орел на фоне красного щита означает силу и непобедимость нашей страны.
• У орла 2 головы, что означает – наше государство очень большое и единое. В нем живут люди разных национальностей.
• Над головами орла – короны. Это означает, Россия живет по своим Законам.
• Он держит скипетр – символ власти и державу – золотой шар, знак могущества, единства.
• На груди орла изображение всадника – это Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, с копьем в руки побеждает черного дракона. Черный дракон – это символ зла.
Верно, ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу над злом.
«Герб России» В. А. Смирнов
Герб страны – орел двуглавый гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.
На груди орла щит красный, дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
Развевается плащ синий, и копье в руке блестит.
Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит
Подтверждает герб старинный независимость страны.
Для народов всей России наши символы важны.
Воспитатель. Дети, расскажите, где можно встретить изображение герба?
Предполагаемые ответы:
• на печатях, на паспорте, на аттестате.
• На правительственных наградах, официальных документах
• На государственных зданиях
Воспитатель: Молодцы, очень много узнали о нашем гербе.
10.Давайте сложим герб России из разрезных картинак.
11. Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава. Гимн
Слайд 28.
А сейчас мы поговорим о гимне. У каждого государства есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине – России, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее. Дети, а что вы можете рассказать о нашем гимне?
Предполагаемые ответы:
• государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.
• При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.
• Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.
«Государственный гимн» муз. А. Александрова, слова С. Михалкова
13.У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный … (ФЛАГ!)
Слайд 29.
Государственный флаг – важнейший символ государственной и национальной независимости.
Стих. И. Г. Смирнова «Наш трехцветный флаг»
Белый – облако большое,
Синий – небо голубое,
Красный – солнышка восход,
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты-
Это флаг моей страны.
Воспитатель: Во все времена цвету придавали особый смысл и значение. Какие цвета у российского флага?
Ответы:
• Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
• Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
• Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.
Воспитатель:Дети, очень важно не перепутать порядок цветов флага: верх – белый, середина – синий, низ – красный. Если перевернуть флаг, то получится флаг другого государства. Нашему флагу больше трехсот лет. Дети, а вы знаете, где можно встретить государственный флаг России?
• флаг поднят на зданиях.
• Флаг вывешивают в дни праздников
• Флаг развивается на мачтах Российских кораблях.
• Изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях.
• Дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники и тд.
22 августа в России отмечается День Российского флага.
Воспитатель: Послушайте стихотворение И. Агеевой «Флаг России – триколор»
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
14.Воспитатель: Сегодня мы поговорили о символах нашей страны: флаге, гербе, гимне. Ко всем символам государства надо относится с уважением, чтить их как память прошлого и достояния современности. Дети, а как вы думаете, почему мы должны уважать наши символы?
Предполагаемые ответы:
• потому что мы граждане сильной страны
• мы гордимся ее заслугами и достижениями
• переживаем вместе с ней и горе, радости
• будем стараться сделать ее еще богаче и сильнее
15.22 августа, мы отмечаем День Российского флага.
Слайд 30.
– А я предлагаю вам сделать из цветной бумаги наш Государственный флаг и украсить ими группу.
Обсуждение этапов выполнения аппликации:
1.Кладем перед собой картон с наклеенным на нем древко.
2.Склеиваем концы полосок белого, синего и красных цветов.
3.Составляем изображение флага из склеенных полосок.
– Приступайте к работе. (По необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь детям)
Звучит песня «Что может быть лучше России?» Слайд 31.
III Подведение итогов
Врспитатель: (Дети встают полукругом с флажками)
– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
– Мы сегодня много узнали. И сейчас проверим – все ли вы запомнили. Я буду говорить о России, и если вы со мной согласны, отвечайте: «ДА!», если нет – «НЕТ!»
Словесная игра: «ДА!-«НЕТ!»
1. Мы живем в России…
2. Россия – маленькая страна… большая…
3. В России живут англичане… французы… немцы… россияне…
4. В России говорят на русском языке…
5. Главный город России Париж… Лондон… Нью-Йорк… Москва…
6. На флаге России изображен лев… слон… журавль… орел…
Пожелание:
Пусть над нашей Родиной будет мирное небо и доброе теплое солнце. А мы выйдем в круг и сыграем в игру «Солнечные лучики»
Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и дружно скажем:
«Если дружба велика – будет Родина крепка!»
Звучит песня «Мы дети России!»
Слайд 32.
nsportal.ru
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №218»
Конспект ОД
По образовательной деятельности
«Социально-коммуникативное развитие»
На тему «Наша родина-Россия»
Воспитатель подготовительной группы
Горишняк Елена Валерьевна.
Программное содержание:
Формировать в воображении детей образ Родины ,представление о России как о родной стране ,воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
Стимулировать проявление познавательного процесса к явлениям истории своей страны.
Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Оборудование: Географическая карта России ,аудиозапись гимна страны, «Гляжу в озера синие..»изображения флага и герба ,полоски бумаг(белая ,синяя, красная),слайды с изображением природы ,разрезные картинки(пейзаж в разное время года),памятные сувениры.
Предварительная работа :Рассматривание альбомов «Города России их гербы ,флаги» ,ознакомление с географической картой ,разучивание стихов ,пословиц ,поговорок о Родине, рисование пейзажей «Наша Родина»,прослушивание песен о России.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель : У каждого из нас есть своя малая родина-тот уголок земли, где мы родились где прошло наше детство ,где живут наши родители ,где находиться наш родной дом .Для кого-то малая родина -небольшой поселок или деревушка ,для других -городская улица и зеленый дворик с качелями. У каждого родина –своя!
Послушайте стихотворение.
Малая родина.
Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая малая
Родина моя!
Воспитатель: Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, как хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то нового для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? Занимайте удобнее места в нашем поезде. Итак, вперед…
Станция «Моя Россия»(показ слайдов)
Воспитатель:
Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Как и у человека, у страны есть имя .Вы уже знаете ,как называется наша страна? Назовите ее имя?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно ,у нашей страны красивое и звучное имя -Россия. Давайте повторим его вместе .В нашей стране много всего самого удивительного :красивая природа ,красивые города, удивительные люди .Покажите на карте Россию?
Дети выполняют задание.
Воспитатель :Россия -большая страна Она занимает огромную территорию .Ребята, какие Цвета преобладают на нашей карте?
Дети :Зеленый ,синий.
Воспитатель: Что означают эти цвета?
Дети: Зеленый -цвет леса, синий- реки, озера ,моря.
Воспитатель: Хотите узнать какого цвета наша страна?
Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение
«Какого цвета страна родная»
Какого цвета страна родная?
Я сам про это пока не знаю.
Какой в ней самый красивый цвет?
Что скажешь, мама ты мне в ответ?
Ну что красивей березок пряди?
Снопы на ниве ,как на параде,
Как небо, синий цветущий лен,
Иль белый иней, иль белый клен?
Что лучше ,краше? Я жду ответа.
И мама скажет: «Люби все это.
И ветки мая, и море льна.
Страна родная у нас одна!»
Воспитатель :В России есть реки, моря, озера ,степи, горы ,леса Предлагаю поиграть в игру ,в ходе которой вы вспомните ,о том ,что у нас красивая природа.
Игра «Собери пейзаж»
Дети делятся на группы .Каждая группа собирает изображение пейзажа в разное время года(разрезные картинки) Звучит аудиозапись «Гляжу в озера синие…»
Воспитатель предлагает детям отыскать свою страну на карте.
Воспитатель :Ни одна страна не имеет такой огромной территории, как Россия. Она омывается тремя океанами: Северным Ледовитым ,Тихим и Атлантическим .Расположена в в двух частях света :в Европе и Азии .Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать ,на другом начинается утро .В одном конце может идти снег ,а на другом светить солнышко .Россия граничит с 16 государствами .Ребята, а как узнать где заканчивается территория нашей страны?
Дети: По ее границе.
Воспитатель: Границы России проходят по суше и по воде .Кто охраняет границу?
Дети: Пограничники.
Воспитатель: Верно, границу охраняют пограничники .Россияне очень любят свою страну и защищают ее.
– Ребята, а как называем мы людей которые живут на территории России?
Дети: Россияне.
Воспитатель: Люди, которые живут на территории России называются россиянами, независимо от их национальности. В России живут :русские ,татары ,башкиры и т.д.
Пальчиковая гимнастика»Братцы»
Засиделись в избушке братцы, Дети отводят мизинец в сторону.
Захотел меньшой прогуляться, Покачивают мизинец и возвращают.
Да скучно ему гулять одному, Отводят мизинец и безымянный палец
Зовет он братца вдвоем прогуляться, в сторону, затем возвращаются в и.п.
Да скучно им сидеть вдвоем, Отводят вбок три прижатых пальца друг
Зовут братца втроем прогуляться. к другу.
Грустно старшим сидеть в избе, Соединяют подушечки большого и
Зовут они братцев домой к себе. указательного пальцев(4раза)
Соединяют все пальцы.
Воспитатель :Ребята ,как вы думаете ,что сильнее один палец или собранные вместе?
Дети :Собранные вместе.
Воспитатель :Вот так и с людьми разных национальностей ,проживающих на территории России :чем крепче дружба ,тем они сильнее.
Воспитатель: Ребята, а кто же управляет такой большой страной?
Дети :Президент.
Воспитатель: Кто знает ,как зовут нашего президента?
Дети :Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портрет президента страны ( уточняет, что их выбрал народ).
Станция «Символы России»
Воспитатель: Вторая наша станция называется : «Символы России»
Какие государственные символы вы знаете?
Дети: Гимн ,флаг ,герб.
Воспитатель : Герб- это отличительный знак государства ,изображаемый на флагах, печатях ,монетах.
Давайте посмотрим, что изображено на нашем гербе. Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Герб России»:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный. ( В Степанов)
Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:
Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
Воспитатель: Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ?
Дети: Флаг.
Воспитатель: Какого цвет Российский флаг?
Дети: Полосатый, бело-сине-красный.
Воспитатель: Что вам напоминает белая полоса?
Дети :Березки, снег ,облака.
Воспитатель :А синяя полоса?
Дети: Небо, реки, моря.
Воспитатель: А что вам напоминает красная полоса?
Дети: Цвет солнца ,огня.
Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение
«Флаг России»
Белый цвет-березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель :Белый, синий, красный- цвета ,которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира. Предлагаю вам выложить из цветных полосок .которые лежат на столах, флаг России.(дети выполняют задание)
Воспитатель включает гимн России .Дети встают ,слушают.
Воспитатель: Скажите, что мы сейчас прослушали?
Дети: Гимн России.
Воспитатель: Гимн России- это литературно-музыкальное произведение ,в котором прославляется наше государство .Почему при исполнении гимна все встают?
Дети: Потому- что уважительно к нему относятся.
Станция «Игровая»
Воспитатель : Я предлагаю вам вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран. Это русские – народные игры. Ребята у каждого народа ,проживающего на территории России ,есть любимые игры .Давайте поиграем с вами в игру «Плетень»
Русская народная игра «Плетень»
Станция «Конечная»
Воспитатель: Давайте вспомним о чем мы с вами говорили? .Будущее России зависит от вас ребята ,от того ,как вы будите сильно любить свою Родину ,что хорошего сможете сделать для нее ,когда станете взрослыми
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Воспитатель вручает детям небольшие сувениры с символикой России и благодарит за интересное путешествие.
infourok.ru
Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6 Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.
модуль «Основы православной культуры».
Тема: « Россия – наша Родина»
Цель урока:
• формирование чувства гордости за свою Родину
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
• формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.
Задачи урока:
• воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн)
• воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.
• развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
• способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Используемая методическая литература:
методические рекомендации к курсу ОРКСЭ.
Используемое оборудование:
презентация, мультимедийное сопровождение к уроку
Ход урока:
1. Организационный момент.
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
Чем отличается учебник от других учебников?
2. Запись в тетради темы урока. Россия – наша Родина.
Как вы понимаете тему урока?
3.Чтение учителем стихотворения.
Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовётся!
Чтоб были рядышком всегда
Всё, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!
Вопросы по стихотворению:
– О чём спрашивает себя герой стихотворения?
– К какому ответу приходит герой?
– А вы согласны с его мнением? Почему?
-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?
-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)
-Что для нас является Родиной?
4.Толкование (слайд 7)
• 1. РОДИНА. Отечество, родная страна.
• 2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь.
Этимология: Общеславянское слово, образовано от слова «род» – происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).
• Родственные слова: Родной, родимая (сторона), родители.
• Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.
• Фразеологизм: Откуда есть пошла земля русская. Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.)
5. Работа над темой урока.
1) Беседа с учащимися.
Как называется страна в которой мы живём? ( слайды 8-14)
Кто является главой нашего государства?
Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?
Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. Покажите. Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?
Очень много книг о России ( Слайды 15-16)
Каких великих людей России вы знаете? ( слайд 17)
2) Работа с пословицами. ( слайд18)
1. Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
3. Всякому мила своя сторона.
4. Где родился, там и пригодился.
5. Москва – царство, а наша деревня – рай.
6. С родной земли умри – не сходи.
7. Чужая сторона – дремучий бор.
8. Кто Родине изменяет, того народ презирает.
9. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
3) Комментированное чтение статьи из учебника.
Страна – Российская Федерация, Россия.
Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.
Родина – родились и живём в ней.
Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку.) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.
Внутренний мир – душа человека.
Традиции – дороги духовного мира.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
Вывод.
Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.
6. Закрепление основных понятий урока.
Запись в тетрадь терминов и понятии:
• Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции. ( слайд 19-20).
• Ответы на вопросы и выполнение заданий из электронного пособия для учащихся. ( видеокантроль-4 тестовых вопроса, тренажёр- 4 вопроса)
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент.
Чтение предложений.
8. Подготовка творческой беседы с членами семьи и друзьями.
· Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
· Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
· О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
9. Задание на дом.
Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
Или: Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
10. Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Стихотворение С.Орлова «Родное».
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое – это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Государственный флаг Российской Федерации
Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.
Государственный герб Российской Федерации
Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет – символ чистоты, красный – символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.
Государственный гимн Российской Федерации
Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.
nsportal.ru