Конспект занятия «Приключения Капельки» (опытно — исследовательская деятельность в старшей группе)
Цель: – совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи: – способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
– уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
– развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
– обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
– активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, лаборатория, парообразные вещества.
Демонстрационный материал: цветик – семицветик, посылка, глобус, плакат “круговорот воды в природе”, изображение солнца и тучки, аудиозапись с шумом дождя.
Раздаточный материал: оборудование и материалы для проведения опытов силуэты капелек для физкультминутки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ой, посмотрите, у нас на полу какие-то мокрые следы, как вы думаете, кто к нам приходил? Пойдём по этим следам и увидим (дети находят посылку). Нам прислали посылку, а кто не понятно! Что же здесь написано “Ты загадку отгадай, и посылку открывай! “
Я и туча, и туман
И ручей, и океан
Я летаю, и бегу
И стеклянной быть могу!
Дети: это вода.
Воспитатель: правильно, посылка от волшебницы Воды, а в посылке записка “Здравствуйте,! Совсем заскучала я в своем водяном царстве. Так хочется повеселиться, поговорить. Вот и решила пригласить вас со мной в путешествие. Посылаю вам в подарок чудесный цветок с волшебными лепестками. Он вам поможет, и я вас увижу и услышу”. Дети, вам знаком такой цветок, как он называется?
Дети: да, это цветик – семицветик!
Воспитатель: чтобы начать наше путешествие нужно сорвать лепесток и сказать заветные слова (повторяют стихи).
Дети срывают лепесток.
Воспитатель:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Воспитатель: дети, что же это такое? (Ответы детей)
Воспитатель: а что такое глобус? (Ответы)
Правильно, глобус – это модель Земли.
Воспитатель: а как вы понимаете – “модель Земли”?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: а что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Ответы)
Правильно, можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.
Воспитатель: глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.
Дети все показывают на глобусе.
Воспитатель: дети, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Дети: синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.
Воспитатель: срываем следующий лепесток и оказываемся в лаборатории “Почемучка” у капельки. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Воспитатель: для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются.) Приступим к нашему исследованию.
Воспитатель: опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
(Ответы детей.)
Воспитатель: правильно, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так, мы сделали вывод, что вода не имеет формы.
Воспитатель: опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
(Ответы детей)
за стаканом с водой картинку видно, а за стаканом с молоком – нет. Вода прозрачная.
Воспитатель: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Срываем лепесток и оказываемся на полянке. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физкультминутка
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: отдохнули, ребята? Тогда срываем лепесток и возвращаемся обратно в лабораторию. Занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Воспитатель: опыт 3. “Вода не имеет собственного запаха». Дети, давайте определим, есть ли у воды запах.
Дети: нет, вода не имеет запаха.
Воспитатель: давайте размешаем в воде мятные капли и травяной настой. И снова понюхаем воду. У воды появился запах?
Дети: да, вода пахнет мятой.
Воспитатель: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Воспитатель: опыт 4. “Вода – растворитель».
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус.
Дети: вода стала сладкая, соленая, кислая.
Воспитатель: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Дети: они растворились.
Воспитатель: а теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Что же мы видим?
Дети: мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Воспитатель: делаем вывод, что не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: ребята, пора отправляться дальше в наше путешествие с Капелькой. Срывайте лепесток (включаем музыку с записью дождя). Вы уже, наверное, соскучились по дождю, давайте послушаем
. А где же еще вода встречается в природе, где бывает, где путешествует?
Дети: в речке, в море, в озере. Вода может быть снегом, льдом и т. д.
Воспитатель: Вот по этому, воду и называют волшебницей. Она- то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лед или горячий пар. Вот какая она разная.
Воспитатель: дети, совсем мы с вами промокли под дождем. Так хочется солнышка, срываем лепесток и отправляемся дальше.
Воспитатель: прилетели, стало так тепло и весело, чувствуете. Но куда, же это вода делась, стала невидимой и легкой. Улетит, исчезнет, и останемся мы без воды. Так ли это? Объясните, почему вода в природе не исчезнет навсегда.
Дети: вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует по кругу.
Воспитатель: давайте поиграем, вы все будете капельками, дождинками и отправитесь в весёлое путешествие. Где же собираются капельки дождинки?
Дети: в тучке.
Воспитатель:
Физкультминутка: вот матушка-тучка (у детей в руках изображение капельки). Собрались капельки вместе и отправились из тучки в путь на землю веселым дождиком. Напоили землю, цветы, траву, попрыгали, поиграли. Но скучно им стало, собрались они вместе и потекли сначала маленьким ручейком, а потом большой рекой в моря, в океаны. Но тут пришло солнышко (изображение солнышка). Стали капельки от солнечно луча маленькими- маленькими, лёгкими-лёгкими потянулись они вверх и опять вернулись к маме – тучке.
Воспитатель: а теперь, капельки, расскажите мне как вы путешествовали, что делали? Как называются такие движения капелек воды по кругу?
Дети: круговорот воды в природе.
Воспитатель: ну вот и остался на нашем цветке один – единственный лепесток. Пора возвращаться домой! Дети, наша капелька загрустила. Давайте сделаем ей подарок. Мы с вами подарим ей книжку со сказкой, которую мы придумаем с вами о нашем путешествии.
Деятельность после занятия:
– оформление рисунков;
– составление совместно с детьми сказки;
– оформление книжки ” Путешествие Капельки”
– распространение опыта и знаний для других детей и взрослых.
Автор — Беськаева Елена Анатольевна воспитатель подготовительной группы, МАДОУ №11 «Подковка» г. Химки.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Волшебная сила воды»
Цели:
Предварительная работа:
Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, салфетки, заготовка панно «Речка».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть
I Игровой практикум: «Мама тучка»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама- Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
— Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама -Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)
Воспитатель: Где встречается капелька воды?
Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
В: А кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: Я капелька
В: Как зовут тебя?
Дев: Меня зовут Капитошка.
В: А зачем ты к нам пришла?
Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, какую пользу приносят.
II Дети идут по группе и делают остановки.
1 уголок природы — возле растений.
Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)
2 игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? Зачем?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)
3 мойка в столовой
Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе.
4 туалетная комната
Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)
5 У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)
В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?
Повтори… Повтори…
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории
III Основная. Исследование: «Волшебная вода»
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:
В: Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах емкости, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)
Исследования
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.
В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с нашей бумагой?
Д: Грязная стала
В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Д: В чистой
В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод – Вода прозрачна.
2 стол — есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод – не имеет запаха и без вкуса.
3 стол — опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это?
Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.
В: Каким становится он?
Д: Сладкий
В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
-прозрачность
-нет запаха
-без вкуса
— растворитель.
Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
IV Творческая работа
В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть цветная бумага, трафареты и карандаши.
Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить) .
Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воду вы в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!
В: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.
Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой.
В: Ну вот, ребята, и подошло наше занятие к концу.
Роско Николсон, Категории: Старение и здоровье
Накапливающиеся исследования продолжают показывать, что социальная активность оказывает положительное влияние на здоровье и благополучие, а многочисленные лонгитюдные исследования показали, что более социально активные пожилые люди имеют лучшие когнитивные результаты и менее подвержены прогрессирующему снижению когнитивных функций. Например, одно исследование показало, что за пятилетний период у людей с самыми большими социальными сетями было 39процент снижения когнитивных функций и вдвое меньше снижения памяти по сравнению с людьми с самой низкой социальной интеграцией. Однако социальная активность может принимать разные формы, от разговоров один на один до групповых занятий. В недавнем исследовании «Социальные науки и медицина » изучалось, какой тип социальной активности может иметь наибольшую когнитивную пользу для пожилых людей.
Исследователи ответили на этот вопрос, изучив ответы 3413 участников трех волн английского продольного исследования старения. В начале исследования этим людям было 50 лет или больше, а средний возраст — 63 года. Исследователи рассмотрели следующие факторы, касающиеся социальных отношений этих людей: количество близких отношений, качество отношений, частота контактов, одиночество, количество членств в группах, общественная деятельность (например, хобби, однодневные поездки или праздники и т. д.) и участие в культурных мероприятиях. Затем исследователи проанализировали взаимосвязь между этими аспектами социальной деятельности и обнаружили, что они сгруппированы в два основных типа. Первую они охарактеризовали как групповую вовлеченность (участие в социальной деятельности, общественной деятельности и количество членов группы), а вторую охарактеризовали как индивидуальную вовлеченность (качество отношений, частота контактов и количество близких отношений). Одиночество не вписывалось ни в одну из этих групп. Затем групповые и индивидуальные оценки вовлеченности сравнивались с результатами участников в когнитивных тестах, которые включали беглость речи и различные типы памяти.
Основной вывод анализа заключался в том, что если принять во внимание демографические факторы, начальные когнитивные показатели и начальный уровень социальной активности, именно групповая вовлеченность лучше всего предсказывала когнитивные способности четыре года спустя. Если просто посмотреть на влияние группового и социального взаимодействия в начале исследования на когнитивные функции четыре года спустя, только групповое взаимодействие показало статистически значимый эффект. Когда были приняты во внимание изменения в групповой и индивидуальной вовлеченности в первые два года исследования, как групповая, так и индивидуальная вовлеченность показали статистически значимую связь с когнитивными способностями, причем связь была сильнее для групповой вовлеченности. В ходе анализа статистически контролировались следующие другие потенциальные факторы, способствующие улучшению или ухудшению когнитивных функций с возрастом: возраст, пол, физическое здоровье, финансовое положение и этническая принадлежность. Исследователи также изучили, как эти отношения могут меняться в разном возрасте, и обнаружили, что групповое взаимодействие, но не индивидуальное, в значительной степени связано с лучшими когнитивными способностями для пожилых участников по сравнению с преимуществами, которые оно дает более молодым участникам.
Исследователи также сравнили связь с когнитивными способностями для показателей групповой и индивидуальной вовлеченности выше среднего (на одно стандартное отклонение выше среднего) по сравнению со средними показателями социальной и индивидуальной вовлеченности. Здесь они обнаружили, что если у человека была вовлеченность в группу выше среднего, его когнитивные функции были на среднем уровне 45-летнего человека. Воздействие групповой активности на человека в возрасте 80 лет и выше было еще более значительным: показатели групповой вовлеченности выше среднего ассоциировались с когнитивными способностями на уровне человека в возрасте 70,5 лет.
Причины такого большего влияния группового взаимодействия остаются неясными и требуют дальнейшего изучения. Некоторые из предлагаемых возможностей для этого включают групповые отношения, требующие больших усилий для поддержания, или то, что групповая деятельность требует более интенсивного участия. Эффекты группового участия могут также отражать, что эти люди имеют большую социальную поддержку.
В совокупности это исследование показывает, что, хотя индивидуальное участие также приносит пользу, групповое взаимодействие может давать уникальные когнитивные преимущества пожилым людям, и что это влияние усиливается по мере взросления людей. Как отмечают исследователи: «Похоже, что особое значение имеет направление инвестиций на помощь им [пожилым людям] в развитии и поддержании участия в социальных группах». Помимо когнитивных способностей, другие исследования также предполагают, что качество групповой жизни (в отличие от просто индивидуальных отношений), вероятно, также имеет дополнительные преимущества с точки зрения благополучия, психического и физического здоровья. Это имеет важные последствия для стареющей индустрии услуг и предполагает, что, несмотря на инвестиции, необходимые для поощрения, обеспечения и облегчения такого группового взаимодействия, они того стоят. Как заключают авторы, подумайте, «сколько придется заплатить за еще не изобретенное лекарство, способное снизить когнитивный возраст 80-летнего человека почти на десятилетие».
Источник:
Haslam C, Cruwys T и Haslam SA. «У нас есть это»: доказательства отличительных преимуществ группового участия в улучшении когнитивного здоровья при старении. Социальные науки и медицина (2014): 120; 57–66.
Долгосрочные цели исследования старения клиники Майо заключаются в разработке инструментов для прогнозирования и предотвращения снижения когнитивных функций и деменции, разработке моделей прогнозирования риска когнитивных нарушений и проведении исследований, связанных со старением. способствовать успешному старению.
Серьезной проблемой в области старения и деменции является невозможность выявить людей, у которых разовьется деменция и, в частности, болезнь Альцгеймера, до того, как у них появятся симптомы. Изменения головного мозга, лежащие в основе деменции и болезни Альцгеймера, предшествуют клиническим когнитивным изменениям на 10–20 лет, что дает возможность предотвратить заболевание.
В рекомендациях Национального института старения и Ассоциации по изучению болезни Альцгеймера по характеристике доклинических стадий и стадий легких когнитивных нарушений при болезни Альцгеймера основное внимание уделяется разработке и использованию биомаркеров. Однако у исследователей есть ограниченная информация о том, как часто биомаркеры встречаются у людей среднего и старшего возраста, а также о том, насколько эффективно биомаркеры могут предсказывать когнитивные результаты.
Совместно с Исследовательским центром болезни Альцгеймера исследование старения клиники Мэйо направлено на устранение пробелов в понимании процессов старения, деменции и болезни Альцгеймера.