Конспект на тему русские народные песни – Конспект урока “Русские народные песни”

Конспект урока “Русские народные песни”

Урок № 2

от 08.09.

от 08.09.

от 08.09.

2017

Тема

«Лирические и хороводные песни. Исторические песни.

Частушка как малый песенный жанр»

Цель урока:

привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры,  исследование глубин русской истории и культуры через постижение русской песни – одного из главных богатств народной культуры.

Задачи:

предметные:

повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;

метапредметные:

развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического произведения; развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач;

личностные:

воспитывать уважение к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа, работа с таблицей, слово учителя.

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник, презентация, аудиозаписи песен, видеоролики.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие таблицы «Роды и жанры литературы»; заслушать сообщения на тему: «Исполнители русских народных песен».

Показывают тетради, отвечают по желанию.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Прослушивание русской народной песни «Ой, то не вечер» в исполнении Пелагеи. (Также известна под названием «Сон Степана Разина». Поётся от имени казака Степана Разина, который рассказывает свой дурной сон, предвещающий беду).

– О чём эта песня?

– О чём пойдет речь на уроке?

Слушают, настраиваются на работу.

Формулируют тему урока.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.

Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Что такое фольклор?

  2. Каково происхождение этого слова? (Из англ. folklore — то же, буквально «народная мудрость»).

  3. Каковы характерные особенности устного народного творчества? (Устная форма существования, коллективный автор — народ, вариативность, исполнение различными сказителями.)

  4. Прокомментируйте каждую из особенностей.

  5. Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

  6. Назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

  7. В чём народная мудрость малых жанров фольклора

  8. Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Работа над темой урока

Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

Чтение и обсуждение статьи учебника

«Русские народные песни». Заполнение таблицы.

1. Сформулируйте тезис статьи учебника.

2. О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника? (Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки.)

3. Какие песни пели в определённые дни года, по народным праздникам? (Календарные песни.)

4. Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?

(Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни.)

5. Назовите виды лирических песен. (Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни

.)

6. С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны? (Свадебные песни, причитания – плачи.)

7. В чём специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки.)

8. Как появились исторические песни? В чём особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?

9. В чём своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель её исполнения? 10. Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.

Запись определения

Работа со статьёй учебника (стр.6-14).

Заполнение таблицы

«Виды русских народных песен»

Виды народных песен

Примеры

Календарные

песни

Святочные песни: коляда, овсень, виноградье

Веснянки

Хороводные, игровые, плясовые песни (могут быть календарными и лирическими)

Лирические

песни

Любовные песни

Семейные песни

Песни о вдовьей и сиротской жизни

Шуточные песни

Обрядовые

песни

Свадебные песни

Причитания-плачи (причитания невесты, похоронные плачи, плачи по рекруту)

Исторические

песни

Песни об исторических событиях

Песни об исторических личностях

Частушки

Шуточные частушки

Лирические попевки

  1. Физминутка

Прослушивание песни «Конь» («Выйду ночью в поле с конём…») в исполнении Пелагеи и Дарьи Мороз. (Популярная русская песня, впервые исполненная группой «Любэ» в 1994 году. Автор музыки — Игорь Матвиенко, автор текста —Александр Шаганов).

– Могут ли создаваться сейчас народные песни? Обоснуйте ответ.

Релаксация.

  1. Продолжение работы над темой

Групповая работа

Группа 1. Хороводные и лирические песни.

Подгруппа 1. «В тёмном лесе…».

Подгруппа 2. «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная…».

Подгруппа 3. «Вдоль по улице метелица метёт…».

Подгруппа 4. «Зацветала у лози лоза…».

Подгруппа 5. «И туда — гора, и сюда — гора».

Общий план работы в подгруппах:

    1. Прочитайте выразительно текст народной песни.

    2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

    3. С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете?

    4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

(Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение).

Группа 2. Исторические песни.

Подгруппа 1. «Там татары шли».

Подгруппа 2. «Пугачёв в темнице».

Подгруппа 3. «Пугачёв казнён».

Подгруппа 4. «Про Пугача»

Общий план работы в подгруппах:

  1. Прочитайте выразительно текст народной песни.

  2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

  3. С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне?

(Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.).

Группа 3. Частушки.

Общий план работы в подгруппах:

  1. Прочитайте статью учебника о частушках.

  2. Каковы особенности жанра частушек?

  3. Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

(Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.)

  1. Рефлексия

Как вы понимаете слова литературного критика: «У нас народ провождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». Н. А. Добролюбов

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Стр. 15; «Творческое задание» (1), заполнить таблицу примерами.

Запись в дневник.

Общий план работы в подгруппах: Хороводные и лирические песни.

  1. Прочитайте выразительно текст народной песни.

  2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

  3. С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

(Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение).

Общий план работы в подгруппах: Исторически песни.

  1. Прочитайте выразительно текст народной песни.

  2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

  3. С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне?

(Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.).

Общий план работы в подгруппах: Частушки.

  1. Прочитайте статью учебника о частушках.

  2. Каковы особенности жанра частушек?

  3. Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника.

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

(Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.).

infourok.ru

План-конспект на тему: Конспект занятия “Русская народная песня. От истоков к современности”

основной

Практическая работа

25 минут

Учащиеся садятся на свои места.

На экране слайд «Гусляры»

На экране демонстрация картин тяжелой жизни народа

Ребята по жесту дирижера встают со своих мест и начинают исполнение песен «Степь да степь», «Пряха» и «То не ветер ветку клонит».

Педагог помогает исполнению, контролирует его,

Учащиеся высказывают свое мнение об исполнении, указывают на замеченные недостатки;  вокально-хоровая работа по партиям и всем хором.

На экране изображения солдатской жизни.

Ребята исполняют песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Из-под дуба, из-под вяза».  Педагог контролирует исполнение. Ребята оценивают исполнение.

Ребята исполняют всю композицию.

На экране портреты композиторов.

На экране портрет Я. Дубравина.

Ребята по жесту дирижера всают со своих мест и исполняют песню Я.Дубравина «О царе Горохе и скоморохе». Педагог помогает исполнению, контролирует его, во время исполнения указывает на замеченные недостатки.

В репертуаре нашего хора есть Попурри на темы русских народных песен. Все они разнообразны. В них встречается и песенность, и танцевальность, и маршевость. Какие характерные черты народной песни вы можете назвать?

Ответы учащихся.

Преобладает в народной песне певучесть, распевность. Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. По красоте, выразительности, богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства. Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая из уст в уста, от семьи семье, от поколения к поколению. Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась. В ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.

В нашем репертуаре есть Попурри на темы русских народных песен. Прежде, чем мы начнем работать над этим произведением, я вам предлагаю разделиться на две команды. Одна – исполнители, вторая- эксперты.  На каждой следующей песне вы будете меняться ролями. Эксперты должны будут внимательно слушать исполнение и дать свою экспертную оценку.

Какая песня в Попурри звучит первой?

Ответ учащихся: «Степь, да степь кругом».

О чем эта песня? Какой у нее характер звучания? В каком ладу она написана?

Ответы учащихся. Исполнение и обсуждение.

Какая следующая песня в композиции? –

Ответ детей: «Пряха»

О ком поется в этой песне? Похожа ли она по характеру с песней «Степь да степь кругом» (лад, размер)?

Ответы учащихся. Исполнение и обсуждение.

К какому виду русской народной песни можно отнести и «То не ветер ветку клонит»?

Ответ детей: Лирические, протяжные, в которых поется о нелегкой судьбе русского человека.

Такие песни требуют широкого распевного звука, хорошей кантилены. Правильное дыхание дает нам возможность  ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.

Народные песни с распевом – замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность).

Исполнение и обсуждение песни.

А к  какому виду русской народной песни можно отнести «Солдатушки, бравы ребятушки»?

Ответы учащихся: Солдатская или рекрутская песня.

Эта песня совершенно другого характера, исполняется с применением твердой атаки звука и четкой артикуляцией.

Исполнение и обсуждение песни.

«Из-под дуба, из-под вяза» – это плясовая. Ее трудность в смене темпа от медленного к быстрому и в предельно четкой дикции.

Исполнение и обсуждение песни.

А теперь попробуем соединить все 5 песен в одно целое хоровое произведение, учитывая все ваши и мои рекомендации, над которыми мы сейчас работали.

Когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни и делать свои обработки.  Нередко и композиторские песни похожи по своему характеру на народные. Про такие песни говорят – написаны в народном духе. Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов легко поется, или, во всяком случае, ее хочется петь. Народная музыка легла в основу многих произведений великих русских композиторов – Глинки, Чайковского, Мусорского, Бородина, Римского – Корсакова и т.д.

Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни. Народ жив до тех пор, пока живет его культура.

А в нашем репертуаре есть произведение современного композитора, который сочинил музыку в народном духе? Да — это музыка Я.Дубравина «О царе Горохе и скоморохе». По каким признакам вы это определили?

Ответы учащихся: По мелодическим оборотам, характеру музыки, по куплетной форме, которая  многократно повторяется.

Исполняя эту песню, нам необходимо следить за пропеванием каждого звука с утрированным произношением текста. Согласные должны быть четкими и ясными. Гласные — река, согласные — берега. В куплете дыхание активное, короткое; в припеве — быстрая смена атаки звука (с мягкой на твердую).

nsportal.ru

Конспект по литературному чтению “русские народные песни”

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь выразительно читать тексты русских песен.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с песнями; учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение пословиц о трудолюбии, подобранных к этому уроку. (Несколько ответов.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст. Как выдумаете, что это? (Колыбельная.)

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? {Прочитать только русские буквы.)

— Расшифруем, что здесь написано. (Читать только русские буквы).

SYWCTNIHOE HWISAPLODAHISOE VTSBOLP4SECSWITBHOS.

(Дети читают, учитель записывает ниже или выставляет карточки со словами: «Устное народное творчество».)

— Это название раздела учебника, который мы будем сегодня изучать. Кто из вас догадался, что мы будем читать из устного народного творчества? (Мы будем читать русские народные песни.)

— Какие русские народные песни вы знаете? (Ответы детей.)

V. Работа по теме урока

В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы и еще будете знакомиться. Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями.

— Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)

А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

— Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)

VI. Физкультминутка

(Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

(Дети показывают.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал —

Зайка прыг — и убежал.

(Дети садятся.)

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение песен о солнышке, весне

1. Солнышко-ведрышко,

Прогляни, посвети

На веточку зеленую,

На яблоньку высокую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

 

2. Весна-красна,

На чем пришла?

— На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

— А мы весну ждали,

Клочки допрядали.

 

3. Жнеи молодые,

Серпы золотые!

Уж вы жните, жните,

Жните, не ленитесь.

А обжавши нивку,

Пойте, веселитесь!

 

4. Дождик, дождик, посильней,

Разгони моих гусей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

2. Знакомство с песнями в учебнике

(Учитель читает песни, выдерживая темп, интонацию.)

— Прочитайте вопросы на с. 17. Ответьте на них.

— Найдите в песнях слова в уменьшительно-ласкательной форме. (Рябинушка, березонька, долинушка.)

— Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте свою радость и восхищение.

— Самостоятельно познакомьтесь с песнями на с. 18—19 и скажите, какие они. (Это колыбельные песни.)

— Кто из вас помнит, какие песни пели вам?

— Прочитайте их выразительно. Какие нежные слова были в колыбельных песнях? Найдите их.

3. Работа с иллюстрациями

— Рассмотрите иллюстрации на с. 16—20. Что на них изображено? (Это изделия народных промыслов.)

Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах — мастерских — за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

IX. Подведение итогов урока

— С какими жанрами народного творчества познакомились на уроке?

— В какие времена пели эти песни?

— Какая из них вам особенно понравилась?

Домашнее задание

1. Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

2. Попробовать сочинить колыбельную песню.

infourok.ru

Конспект урока на тему ” Народная песня”

Тема: Народная песня

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

Задачи: формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа. Грамотно, эмоционально петь, передавая характер песен через собственное исполнение.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, презентация

Урок начать с видео р.н.п. «За окном черёмуха колышется» в исполнении Уральского хора.

-Сказать что у каждого народа свои традиции своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, музыкальные инструменты и, конечно же, свои песни. Трудно представить свою жизнь без народной песни. Как верный друг она шагает вместе с нами, украшая не только долгожданный праздник, но и каждый день. Ведь сколько прелести в народных песнях: В них русский дух, широкая, щедрая душа русского народа.

Народные песни сочинялись в то далёкое время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных школ. В те времена песни сочиняли самоучки, любители. Они были очень талантливы. Народные песни сочинялись в деревнях, затем в городах. Нередко композиторские песни по своему характеру бывают похожи на народные. Мы говорим, что эта музыка написана в народном духе, народном характере. Главным музыкальным инструментом людей прошлого времени был – голос. Голос есть у каждого, им овладеть легче, чем каким-либо другим музыкальным инструментом. Поэтому в старину пели все – во время работы и во время отдыха. Поэтому песни сочиняли обо всех событиях, которые происходили на Руси. Из песен мы узнаём о жизни людей. Больше всего народных песен о родной природе, её красоте, раздолье.

Спросить у детей, какие они знают жанры русских народных песен? А это:

  1. Лирические (песни о природе, любви, женской доле)

  2. Исторические (связанные с историей России)

  3. Трудовые (о труде человека)

  4. Плясовые, хороводные.

  5. Колыбельные.

  6. Обрядовые (связанные с праздниками на Руси)

  7. Солдатские.

  8. Частушки.

-Так же есть музыка для детей: считалки, прибаутки, попевки, песни-игры, песни – пляски.

«Заинька» песня – игра-исполнение.

Особенности русских народных песен

  1. Исполнение без музыкального сопровождения – а – капелла.

  2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса

  3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство русских народных песен протяжные, распевные, с широкой мелодией.

  4. В мелодиях русских народных песен часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

  5. Для русских народных песен характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

  6. В народных песнях часто встречаются разные слоги: люли, люли, вайну-вайну, ди – да, ди-да, тыртыр и т.д.

Исполнение песен: «Мы пойдём погулять», «Жил у бабушки козёл», «Как по травкам»

-Мы стараемся с вами петь на два голоса. Сказать, что в двухголосном пении верхний голос называют партией сопрано, а нижний – партией альта .Самое трудное в двухголосном пении- умение чисто петь свою партию и в тоже время слышать звучание другого голоса ,партии, подстраиваться к ней, соразмерить силу звучания своего голоса с другими голосами.

Обработка песен

-Особой любовью и уважением пользовалось в народе мастерство расцвечивания – умение внести разнообразие не только в основную мелодию, но и в каждый её голос. Веками развивалось мастерство расцвечивания, т.е. творческой обработки песен. В России оно стояло на таком высоком уровне, что иностранцы, услышав впервые крестьянское многоголосное пение, не верили, что поют люди, которые не умеют писать и читать, думали, что слушают музыкантов – профессионалов.

Способов подбора голосов очень много:

1 способ – Втора: Второй народ называет голос, повторяющий мелодическую и ритмическую линию основного голоса, на две ступени ниже. Мелодия с второй образует параллельное движение голосов. Исполнение песни Посею лебеду.

2 способ – Подголоски: Это звуки на 1 или чаще всего на 5 ступени лада.

Исполнение песни «Во поле рябинушка стояла»

3 способ – С самостоятельным движением голосов. У каждого голоса есть своя самостоятельная мелодия.

4 способ – Канон. Поочерёдное вступление голосов с одной и той же мелодией и текстом.

Исполнение «Пастушьей песни»

5 способ – Трёхголосие. Исполнение трезвучия, слушание.

-Зачитать стихотворение – загадку:

Наряд её мягкий, чудесен,

Нет деревца сердцу милей,

И сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Спросить детей, о чём эта песня?

-Берёза – стройная, кудрявая, всегда её сравнивали с невестой, красивой девушкой. Её считали символом России символом Родины. Берёза воспета в поэзии, живописи и конечно в музыке.

Некоторые народные песни в разных местностях ,разными исполнителями поются с

изменениями мелодии и текста, как говорят – в разных вариантах.

Предложить исполнение русской народной песни «Во – поле берёза стояла» в двух вариантах:

а) простой вариант;

б) усложнённый вариант;

Спросить у детей, какой вариант наиболее красивый, интересный.

Заключение: Песня – душа народа. И звучат песни над Россией и в радости за праздничным столом и в горести, оплакивая своих героев-сыновей и в великой вере о величии Руси – матушки. Незримой нитью протянулись красивые песни с древних времён до наших дней. Лучшими представителями народных песен были О.Воронец, Л. Рюмина, Л. Зыкина.

-А кто из современных исполнителей продолжает традиции народных песен?(Ответы детей)

-А есть ансамбль «Русская песня» под руководством Н. Бабкиной. И чтобы прочувствовать волшебную силу народной песни я предлагаю вам исполнить вместе песню « Уральская рябинушка»

infourok.ru

План-конспект урока (7 класс) по теме: Народные песни

Конспект урока

Тема: Русские народные песни
Цель:привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение русской песни – одного из главных богатств народной культуры.
Задачи:повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического произведения; воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.
Тип урока:урок-семинар.
Оснащение урока:
· Компьютер, мультимедийный проектор.
· Презентация к уроку «Русские народные песни».
· Фонограмма русских народных песен.

Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся об устном народном творчестве:
1) Выступления творческих групп учащихся: повторение жанровых особенностей былин, сказок, пословиц, поговорок, обрядового фольклора (проверка домашнего задания).
2) Беседа с учащимися:
— Каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа воплощены в сказках?
— Какие черты характера воспеваются в народных сказках?
— Какие типы сказок вам известны?
— Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?
— Какие циклы былин вы знаете?
— Что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объясните их смысл.
— Что общего у пословиц и поговорок и чем они отличаются?
— Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?
2. Слово учителя:
— Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. 
Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. 
Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции. 
Сегодня мы с вами узнаем о том, из каких ритмов родилась песня тысячелетия назад, какую роль играла она в древних обрядах, как звучала она в праздники календарного цикла; познакомимся со значением исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных песен. 
3. Сообщения подготовленных учащихся о русской народной песне:

1 ученик: Сообщение на тему «Народные песни»

Народные песни

Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией; литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.

Различают исторические, обрядовые, лирические народные песни. В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.

С другими произведениями фольклора народные песни сближают их языковые особенности: народный стих, повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Какие народные песни вы знаете?

2 ученик:Сообщение на тему «Календарно-обрядовые песни»

Календарно-обрядовые песни

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения1 становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками.

– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку – 
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

* * * * * * * * * *

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками.

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои. На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели…»

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весныприходится на середину Великого поста.

– Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.

Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. Детям давали гостинец – выпеченный из постного теста крестик. Печенье-крестики воспринимались как вестники весны – жаворонки. Их просили прилететь, принести весну – и вот они прилетели. «Жаворонков» вешали на деревья, на плетни, на специальные шесты в поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными. Детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой.

Крестики, жавороночки,
Летите к нам из заслоночки!

На Троицу (50-й день после Пасхи) девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе. Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться. В песне «Во поле березка стояла» поётся:

Я пойду, пойду погуляти
Белую берёзу заломати…

Сила песни
Язычеством называют древнюю веру человека в силы природы. Корень «язык», «языч» здесь не случаен. Связь с силами природы люди устанавливали через язык, речь, через молитву (от слова молвить). Первые песни были молитвами. Обращения в них к Солнцу, к Месяцу, к Земле-матушке, Зорьке, Звездам, Ветру сохранились в песнях до нашего времени.
Молитвы были не только просьбами защитить или одарить. С помощью песен люди пытались активно менять действительность. Песня могла лечить и, напротив, быть проклятьем, могла подарить смелость, охранить в бою или обессилить врага. В песне исполнители выступали от имени богов, передавали их волю. Песней помогали богам. Поэтому считают: что споешь, то и исполнится!
К началу важного дела нужно тщательно готовиться, необходимо на него настроиться. Совсем так же, как настраиваем мы музыкальные инструменты, чтобы правильно, без фальши сыграть красивую мелодию. Нельзя играть на разлаженных струнах. Лад – ключевое слово, от него произошли лады, ладно, ладушки — иразлад.
Лад творили весной, когда природа просыпалась. Нужно было помочь природе, позвать, кликнуть весну, напомнить, что ее ждут, чтобы ничего она не забыла:
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.
С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева. 
Весенние песни назывались веснянками. Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись старинные времена. Они пелись протяжно, как призыв издалека. 
Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое!
Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.

3 ученик:
Сообщение на тему «Хороводные и игровые песни»

Хороводные песни
Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.
В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:

Берёзынька кудрявая, 
Кудрявая, моложавая, 
Под тобою, берёзынька, 
Всё не мак цветёт,
Под тобою, берёзынька, 
Не огонь горит, 
Не мак цветёт – 
Красные девушки 
В хороводе стоят, 
Про тебя, берёзынька, 
Всё песни поют. 

Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они подчеркивают ритм песни, её плясовой характер: 

Светит, светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

По улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой». 
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».

Частушки

С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.

Частушкасчитается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX
– начале XXвеков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.

Ой, ни кукушечка кукует,

Не соловьюшко поет.

А не родимая ли мамынька

Мне голос подает?


Было и особое время для исполнения частушек: после заката, во время кукования кукушки или в праздники.

Были частушки жнивные, сенокосные, качельные, плясовые, свадебные, корильные, веселые частушки-скоморошины, изображавшие действительность в абсурдном, смешном виде, частушки рекрутские, поминальные.

Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIXвеке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.

Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой.

4 ученик:Сообщение на тему «Семейно-обрядовые песни»

Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты1. Были и похоронные песни, песни-плачи.

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…

О женихе пелось:

Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…

На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста «Без белил … белешенька, Без румян щечки алые, Без сурьмил брови черные». Жених

На коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет – 
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.

5 ученик:Сообщение на тему Исторические песни

Исторической песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц.

Исторические песни – это продолжение и развитие былинного народного эпоса. Былина воспевает подвиги богатырей. В их гиперболизированных образах воплощены народные представления о русской силе, могуществе, готовности встать на защиту Родины. Вражеская сила предстает в былине как фантастическое, сказочное существо, у которого нет однозначного исторического прообраза. Исторические события седой старины в былинах теряют черты реальности.

В исторических песнях, напротив, упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица. Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.

Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.


6 ученик: Сообщение на тему Традиционные лирические песни

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой смерти, ожидание суровой расплаты.

Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.

Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.


4. Прослушивание лирических народных песен и беседа:
Звучат песни в исполнении Н. Кадышевой, Н. Бабкиной, Л. Зыкиной (на усмотрение учителя).
Песня «Тропочки» (исп. «Русская песня», Н. Бабкина) 
Песня «Ой, снежок» (исп. «Золотое кольцо») 
Песня «Ой, мороз, мороз» (исп. «Золотое кольцо») 
Песня «Ивушка» (исп. Л.Зыкина) 
— Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность? 
— Что является предметом изображения в народных лирических песнях?


— Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?
— На какие группы делятся народные песни?
— Почему народные песни используются в литературе и в других видах искусства? Приведите примеры.
— В чём особенность исторических песен?
— Какова роль исторических песен?
— Могут ли в наше время появляться народные песни?

5. Итоги урока:
Рефлексия
— Как вы понимаете слова литературного критика: «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». (Ответы учащихся).
(Учитель отмечает удачные ответы, сообщения, исполнение, прозвучавшие во время урока, обращает внимание на исторические песни и предания, на передачу в них исторических событий).
6. Домашнее задание:
Выучить 1 песню.

nsportal.ru

План-конспект урока по музыке (2 класс) на тему: Открытый урок на тему: «Русские народные песни».

Открытый урок на тему:

«Русские народные песни».

10.05.2017.

(Возраст детей – – 9 лет).

Участники: ансамбль «Соловушка» (свирель),

 и ансамбль эстрадного пения «Бэби шлягер».

Руководители: Учитель музыки, педагог  Д.О.

Синявская А.А.

Учитель ритмики, педагог Д.О. Горностаева Е.Г.

Цель: закрепить знания детей о русских народных песнях, их жанрах.

Образовательные:

  • закрепление теоретических знаний учащихся о русских народных песнях и их жанрах,
  • развитие дыхания,
  • развитие чувства ритма,
  • развитие правильного звукообразования: формирование гласных, которые должны звучать прикрыто и округленно,
  • развитие музыкального слуха.

Развивающие:

  •  развитее художественного вкуса,
  • обучение простейшим навыкам выразительного исполнения,
  • воспитание интереса к музыкальным видам деятельности,
  • расширение общего кругозора ребёнка.

Воспитательные:

  • формирование положительной психологической установки  на занятиях коллективов Д.О.

Коррекционные:

  • работать над преодолением импульсивности: не  умением сознательно управлять своим поведением, настроением во время занятия.
  • формирование навыков коллективной деятельности.

Методы обучения: словесный (беседа), наглядный, практический. 

Форма обучения: групповая, с элементами индивидуальной работы. 

Тип занятия: комбинированный – применение ранее полученных навыков и умений, ознакомление с новым материалом.

Виды музыкально–практической деятельности:

  1. Восприятие музыки (слушание).
  2. Распевание.

3. Упражнения дыхательной гимнастики.

4. Пальчиковые игры и упражнения для мелкой моторики рук.

5. Инструментальное  музицирование на свирели и шумовых инструментах.

6. Разучивание и вокальное исполнение русских народных песен.

Деятельность учащихся: практическая работа.

Оборудование:

фортепиано,  компьютер, свирели, шумовые и музыкальные инструменты.

План занятия:

Организационный момент – 1 мин.

Подготовка к пению и игре на музыкальных инструментах – 10 – 12  мин.

Основная часть – 20 мин.

Физминутка – 2 мин.

Рефлексия – 3 мин.

Итог6 40-45 минут.

Цель педагога – распахнуть перед детьми мир музыки,

дать почувствовать себя в нём не в гостях,

 а создателем и творцом.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

  • Вход в класс под музыку.
  • Пение приветствия «Добрый день» (исполняется по звукам тонического трезвучия).

-«Добрый день!»    – поёт  учитель.

-«Добрый день!»    –  поют дети.

 «Говорим каждый день.

Этими словами здороваемся с вами».

 Две последние строки исполняются вместе учителем и детьми.

2.  Подготовительная работа к пению.

  • Дыхательная гимнастика.  

Учитель: ребята, в начале урока повторим упражнение, которое мы выполняем для развития певческого дыхания. Вспомните, как называется это упражнение, а кто может, покажите его.

Дети называют упражнения «Одуванчик».

Ученика, желающего показать упражнение, я называю по имени, т. к. мой безмолвный жест, обращённый в сторону определённого ребёнка, из-за плохого зрения ученик может не увидеть. Это является специальным коррекционным приёмом работы.

Дети демонстрируют упражнение.

Учитель помогает ребёнку, словесно описывая выполняемое им упражнение: представим, что у вас в руке одуванчик, который уже отцвел. Он весь белый – в семенах, которые мы с вами должны сохранить. Мы подносим его ко рту и делаем короткий, бесшумный  вдох  так, чтобы нам в рот не попала ни одна пушинка одуванчика. Выдох при пении должен быть таким же осторожным, как и вдох. Помните о том, что ни одна пушинка одуванчика не должна зашевелиться и тем более «улететь».

  • Вокальные упражнения – распевание. 

Проводится в форме повторения ранее выученных попевок.

Распевание применяется для разогрева голосового аппарата, активизации певческого дыхания, тренировки правильного звуковедения и звукообразования.

Во время распевания я постоянно напоминаю детям о сознательной работе по формированию навыка чистой интонации – унисона.

Для формирования необходимых качеств певческого звука и внешнего вида певцов я акцентирую их внимание на правилах певческой установки.

При пении стоя:

– голову держать прямо,  стоять твёрдо на обеих ногах.

При пении сидя:

– сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги.

-Следующее упражнение выполняется с целью правильного открытия рта при пении.

Учитель: ребята, согните третий (средний) палец на правой руке (показываю детям, как нужно правильно сделать это движение), откройте рот и поставьте его косточку между зубами, слегка касаясь зубами средней фаланги согнутого пальца.

Учитель: произнесение звуков в обычной речи и в пении различно. В разговорной речи гласный звук «а» – открытый, звук «и» – плоский, звук «е» – резкий. Произносим вслух эти гласные вместе с детьми.

Учитель: в пении существует правило – все гласные следует «округлять».

Учитель: «Представим, что у нас во рту горячая картошка, и мы не можем закрыть рот, потому что можем обжечься».  Демонстрирует это  упражнение детям.

– Практическая работа: при пении звука «а» ртом делаем форму «о».

 Исполним вокально-хоровое  упражнение  на трёх звуках (в пределах б2») на слог «да».

Делаем короткий вдох и все вместе, одновременно начинаем петь вокально – хоровое  упражнение.  Сопровождаю пение детей движением своей руки, обозначая поступенное движение мелодии, направленное вверх и вниз. Упражнение исполняется несколько раз, начиная с примарного тона «си» малой октавы до ноты «ми» – «фа» первой октавы.

Это упражнение исполняется на слог «да» и повторяется несколько раз по полутонам вверх и вниз. 

Учебная вокальная задача при исполнении  следующей  попевки «Я иду наверх»,  «Я шагаю вниз»: округление  гласных звуков «я», «а».

Перед исполнением этого  же  упражнения перед детьми ставится  ещё одна  учебная задача: вспомнить, что при пении слова «вниз» (с) следует протяжно исполнять гласный звук «и», согласный звук «з» – «с» в конце слова следует произносить коротко и тихо.

Перед началом пения упражнения я вновь напоминаю детям

– о  правильной певческой установке: постановке корпуса, шеи, плеч, рук, ног,

– о необходимости взять короткое и бесшумное дыхание и удержать его на протяжении всей певческой фразы.  

Для того, чтобы проконтролировать правильность использования дыхания, я предлагаю детям использовать такой наглядный приём: держать ладонь руки перед собой точно напротив рта. Если при пении движение воздуха ладонью не ощущается, то ребёнок должен помнить и понимать, что во время пения он распределяет дыхание правильно.

Учитель: Е.Г.

  • Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

– способствует овладению навыками мелкой моторики;

– помогает развивать речь;

– повышает работоспособность головного мозга;

-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

– развивает тактильную чувствительность;

Раз, два, три, четыре,

Чтобы пальчики размять,

Раз, два, три, четыре,

Надо пальцы посчитать.

Раз, два, три, четыре,

Повторяем мы опять.

Раз, два, три, четыре,

Будем музыку играть.

Пальчиковая игра «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

3.Основная часть.

Учитель: А.А.

У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам, над золотом рябиновым
Они плывут куда-то не спеша:

Учитель :Е.Г.

Они летят, веселые и грустные,
Не прерывая кружевную нить:
У русских песен
Бьется сердце русское

И от России их не отделить.

Учитель: А.А.  какие жанры народных песен вы знаете?

Дети: плясовые, хороводные, шуточные, протяжные, лирические, колыбельные, частушки.

Учитель: Е.Г.  игра (повторение пройденного материала) «Угадай русскую народную песню и ее жанр». Желающие исполняют песню (не называя ее), а слушатель отгадывает ее название и жанр.

Учитель: А.А. сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню «Ах, вы, сени мои сени».  

Слушание русской народной песни «Ах вы, сени мои сени» в исполнении оркестра народных инструментов.

Учитель: А.А.  какой характер этой песни?

Дети:  это –  веселая, задорная, радостная. Плясовая песня!

Учитель: А.А.  молодцы! А как вы догадались об этом?

Дети: она звучала в быстром темпе, отрывисто, игриво, весело.

Учитель: Е.Г. звучание, каких инструментов вы услышали в этой плясовой?

Дети: баян, домры, балалайки, шумовые инструменты и т. д.

Учитель: Е.Г.  предлагаю ансамблю «Соловушка» исполнить эту песню на свирелях, а ребята из ансамбля «Бэби-шлягер» поддержат нас и исполнят  сопровождение на   шумовые инструменты.

Цель  состоит в развитии ритмических способностей детей.

Сначала репетиция с шумовым оркестром.

Исполнительский план:

  1. Вступление из-за затакта.
  2. Играем  первый куплет первый голос, соблюдая фразировку (3 музыкальные фразы).
  3. Играем 2-ой голос, вторым куплетом.
  4. Третий куплет – делимся на 2 голоса.
  5. Сопровождение – шумовые инструменты вступают на сильную долю.

 (Дети исполняют  русскую народную   песню «Ах, вы, сени мои сени».)

Учитель: А.А. мы слушали эту песню в исполнении оркестра народных инструментов, исполнили ее сами. Предлагаю вам разучить слова песни «Ах вы, сени, мои сени».

Разучиваем слова песни.

Алгоритм работы над песней «Ах, вы сени, мои сени».

– прослушивание песни  в аудио записи,

– проведение беседы с целью выявления характера и настроения песни для формирования эмоциональной отзывчивости детей на музыку,

– вторичное прослушивание песни в живом исполнении учителя,

– разучивание этой песни.

Учитель: мы будем учить песню по строчкам (читаю текст песни).

Для того чтобы формировать навык произвольного запоминания, дети повторяют текст  без пения, чётко произнося слова.

Послушайте слова первой фразы:

«Ах, вы сени мои сени,

Сени новые мои».

Повторяем  с учениками слова первой фразы.

Далее работаем над певческой интонацией (мелодией) этой фразы:

– работа над интонированием ч4 при движении мелодии вверх,

– работа над интонированием м3 при движении мелодии вниз,

– работа над вокально – хоровыми навыком  «округления» гласных звуков   «а», «я», «е», «и».

Для этого я:

– сопровождаю пение детей движением своей руки, обозначая движение мелодии, направленное вверх и вниз.

– показываю голосом.

Учитель: теперь по взмаху моей руки бесшумно и быстро, не поднимая плеч,  берём дыхание, и  начинаем петь.

Все вместе дети поют первую фразу.

Во время пения  добиваемся сознательной работы детей над вокально – хоровыми навыками: интонацией, унисоном,  дыханием, стараясь распределить его на всю певческую фразу.

 Аналогично ведём работу над следующей фразой:

– учим слова песни,

– работаем над вокально – хоровыми навыками и  интонацией.

         «Сени новые кленовые, решетчатые».

–  Теперь поём куплет полностью.

Перед началом пения  я напоминаю детям

– о  правильной певческой установке: постановке корпуса, шеи, плеч, рук, ног,

– о необходимости взять дыхание и удержать его на протяжении всей певческой фразы,

– тянем «округляем» гласные звуки.

По взмаху руки учителя дети бесшумно и быстро, не поднимая плеч,  берут дыхание, и  начинают петь песню.

Для того, что бы лучше запомнить песню я предлагаю детям различные способы исполнения этой песни: например, первые 2 строчки спеть  девочкам, а вторые 2 строчки мальчикам и т.д. При помощи такого приёма поочередного пения по группам мы развиваем навык точного вступления, произвольную память.

Проблемный вопрос: как вы думаете, ребята, какое исполнение или звучание лучше соответствует характеру  куплета.  

Ребята сравнивают исполнение фрагмента песен по группам. Критерии оценки:

– певческая установка,

– правильно ли используется дыхание при пении,

– звуковедение (округляют ли гласные звуки),

– настроение и характер исполнения песни.

Дети исполняют песню.

  1. Гимнастика для глаз. Физминутка.

Учитель: А.А.  предлагаю вам вспомнить еще одну русскую народную  песню – «Божья коровка».

 Напоминаю вам,

– во время исполнения песни мы должны следить за своей певческой установкой,

– брать дыхание перед каждой фразой,

– вступать вместе,

– петь протяжно гласные звуки – следить за звукообразованием.

– одновременно заканчивать пение по знаку руки учителя.

– слушать друг друга, что бы звучал унисон в пении.

Дети поют песню «Божья коровка».

Учитель: Е.Г. Как вы думаете, в чем отличие  этих двух песен «Ах вы сени мои сени» и «Божья коровка» (звуковедение, темп).

К какому жанру относятся эти песни?

Учитель: Е.Г.  я предлагаю всем, построится в круг. Разучим движения под песню «Божья коровка».

Исполняется хороводная песня «Божья коровка» с движениями.

Учитель: А.А.  разделимся на два круга и исполним эту песню каноном.

Кто может объяснить этот прием исполнения?

Дети: Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочерёдно.

Учитель: А.А.  (обобщаю знания учащихся) канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочерёдно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым.

Первая группа исполняет мелодию три раза, останавливаемся на последнем звуку («тянем» его пока не допоет вторая группа). Произведение заканчивается в унисон.

Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения своего голоса. Мы  помогаем  на моментах вступления каждому «кругу». Напоминаем ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки» соблюдая разученные движения.

Учитель: Е.Г. делимся на три круга. Принцип исполнения тот же.

5.Рефлексия.

Учитель: Е.Г.  в течение учебного  года мы познакомились

с многими русскими народными песнями. Давайте еще  их вспомним.  Назовите песню и жанр, к которому она относится.

Дети: «Ах вы сени» – плясовая, «Во поле березка стояла» – хороводная, «Как под горкой под горой» – шуточная, «Коровушка» – протяжная  лирическая и т. д.

Учитель: Е.Г. А по каким отличительным призракам мы их определяем?

Дети: мелодия  плясовых  –  задорная, веселая в быстром темпе;  

хороводных — мягкая, напевная;

шуточных — веселая, игривая;  а колыбельных — не громкая, ласковая, протяжная.

Учитель:А.А. какие русские народные песни мы сегодня пели на уроке?

Дети: сегодня на уроке мы исполняли  «Ах вы сени», «Божья коровка».

Учитель: А.А.  к каким жанрам относятся эти песни?

Дети: «Ах вы сени» – плясовая песня, «Божья коровка» – хороводная песня.

Учитель: А.А.  в чем отличие этих песен?

Дети: песня «Ах вы сени мои сени» – плясовая. Это веселая, задорная песня. Исполняется в быстром темпе. Звуковедение – non ltgatto.

Песня «Божья коровка» – хороводная. Это напевная, протяжная песня. Темп – умеренный. Звуковедение – legatto.

Мы работали над двух, трех голосием, используя принцип канона.

Учитель: А.А.: 

Все сегодня отличились,
Каждый, каждый — молодец.

Учитель: Е.Г. 

А теперь пора прощаться, 
Уроку наступил конец.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Дети под музыку выходят из класса.

nsportal.ru

Урок музыки по теме: “Русская народная музыка”

Конспект урока музыки в 1 классе

Тема урока: «Русская народная музыка»

Цель: Развитие творческих способностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с русской народной музыкой.

Задачи:

– развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России;

-передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении русской народной музыки.

1.Дети входят в класс под мелодию русской народной песни «Как на тоненький ледок».

Учитель читает отрывок из стихотворения «Песня русская» Эльвиры Осиповой:

Песнями богата родина моя.
               Прославляет песня милые края.
               Звонкая, веселая, грустная порой
               Льется по России вольною рекой.
               
                         Песня русская-русская душа!
                         До чего ж ты, песня, хороша!
                         От рожденья до последних дней
                         С нами песня-друга нет верней!
– Ребята, можете вы определить тему сегодняшнего урока?

Вы правильно определили тему урока

2.Вы вошли в класс под музыку. Прозвучало знакомое вам музыкальное произведение? Назовите его.

Русская народная песня «Как на тоненький ледок»

Предлагаю вам послушать песню со словами и одновременно рассмотреть репродукции картин художников и выбрать те произведения живописи, которые, на ваш взгляд, соответствуют содержанию песни.

/Обучающиеся слушают русскую народную песню «Как на тоненький ледок» со словами и на экране через проектор рассматривают слайды с репродукциями картин художников/:

1. И.Ф.Шультце «Зимнее утро в Энгадине»

2. Б.Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса»

3. В. Г. Цыплаков «Мороз и солнце»

– Почему выбрали первую репродукцию?

-Почему выбрали третью?

-Почему не выбрали вторую?

3. – Сейчас предлагаю вам исполнить песню «Как на тоненький ледок»

– Подумайте, как мы будем исполнять 1 куплет? (Как на тоненький ледок выпал беленький снежок)

-Задорно, весело, звонко, легко

– Почему легко?

Исполнение 1 куплета.

– Оцените своё исполнение

-Как будем исполнять 2 куплет?

(Выпал беленький снежок, ехал Ванечка дружок)

– Характер меняется или сохраняется?

– Что изменится? Почему?

– Мы будем исполнять куплет в быстром темпе, значит, должны хорошо работать язычок, губки, зубки, чтобы слова были понятны, для этого согласные звуки произносим отчетливо, а гласные – протягиваем, пропеваем.

Исполнение 2 куплета.

Оцените своё исполнение.

– А как исполним 3 куплет?

(Зима снежная была, все дороги замела)

– Тяжело и в медленном темпе.

–Почему?

Исполнение 3 куплета.

-Получилось исполнить песню, как мы задумали?

– Молодцы, вы очень старались и справились с поставленной задачей.

4. – А чтобы наша песня прозвучала ещё ярче и звонче, я предлагаю вам исполнить её под аккомпанемент музыкальных инструментов. А на каких музыкальных инструментах будем аккомпанировать, вы узнаете, отгадав загадку:

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На веселых, звонких… (ЛОЖКАХ)

Мы будем аккомпанировать на ложках и выделять сильную долю.

– Что такое сильная доля в песне? Как по-другому можно сказать?

/ударение в музыке, самые яркие, ударные звуки в песне/

Исполнение песни с аккомпанементом на деревянных ложках.

– Какая получилась задорная, весёлая, звонкая песня.

5. – А знаете ли вы, что в старину деревянные ложки не были музыкальным инструментом?

Учитель рассказывает «Сказку про умные и полезные вещи»

Давно это было. Жили – поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, трещотка и дудочка.

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Дудочка вместе с хозяином дома ранним утром выгоняла стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывала всё стадо домой.

Трещотка охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.

(Примечание: во время рассказа учитель показывает эти инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).

Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них балалайка, бубен, коробочка, бубенцы и колокольцы.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами.

«Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» – спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

«Весело живётся», – ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», – отозвались трещотка и дудочка.

Тут в разговор вступил бубен. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим!».

«Ой!», – воскликнула трещотка. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» – прозвучали колокольцы и бубенцы.

С тех самых пор путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И стала семья их называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.

Слушание музыки

Прозвучала русская народная песня «Светит месяц, светит ясный» в исполнении оркестра русских народных инструментов

– Ребята, какое настроение создала эта музыка?

– Как вы думаете, почему такое настроение?

6. Предлагаю вам поработать в парах

На рисунке изображены музыкальные инструменты.

Обсудите, посоветуйтесь друг с другом и выберите только русские народные инструменты. Карандашом проведите стрелочки от заголовка к инструментам.

Ответы детей.

-Какие инструменты вы не выбрали? Почему?

Вы совершенно правы.

7. Послушайте музыкальное произведение и вспомните его название.

Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла»

– Эта песня хороводная. Что означает слово ХОРОВОД?

-Давайте посмотрим значение слова ХОРОВОД в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

Хоровод – народная игра -движение людей по кругу с пением и пляской.

– Ребята, как мы будем водить хоровод? Вспомним правила.

– Я приглашаю вас в хоровод.

– В старину хороводы водили на лугу, на полянке, пели хором без сопровождения музыкальных инструментов, а с помощью движений изображали то, о чем поется в песне.

– Мы сегодня будем водить хоровод как в старину.

Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» в хороводе.

8. Мы остались на нашей поляне, где растут красивые цветы. Но цветы – необычные. На каждом цветке написано слово с заданиями, которые вы выполняли на уроке. Выберите цветок с тем заданием, которое вам больше всего понравилось и на этот цветочек посадите бабочку.

-Посмотрите, как оживилась наша полянка – какая она стала красочная, нарядная!

– Ребята, я благодарю вас за работу на уроке. Наш урок окончен.

Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», обучающиеся выходят из класса.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *