Конспект буква и звук а: План-конспект урока по обучению чтению «Гласный звук [а], буква А, а» | План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему:

Содержание

План-конспект урока по обучению чтению «Гласный звук [а], буква А, а» | План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15

им. Героя Советского Союза В. Т. Чванова» г. Брянска

План-конспект урока по обучению чтению

на тему

 «Гласный звук [а], буква А, а»,

проведенного в 1 классе

Разработала учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 15 г. Брянска

 Губко Марина Викторовна

Брянск 2015

Тема: «Гласный звук [а], буква А, а»

Цели: – знакомить учащихся со звуком [а], буквами А,а, выполнять слого-звуковой анализ слов, учить характеризовать звуки речи, закреплять умение различать устную и письменную речь.

 УУД:

– познавательные: характеризовать звук а], различать печатные и письменные буквы, анализировать слова, составлять предложения, тексты;

– регулятивные: ставить цель, принимать её, удерживать цель до получения результата;

– коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы на вопросы, составлять небольшие рассказы.

Оборудование: схемы слов, табличка букв А, а, иллюстрации: астра, айва, азбука, счётные палочки

План урока

1. Организационная часть

2. Постановка цели, определение темы урока.

3. Изучение нового материала.

3.1. Знакомство со звуком

3.2. Знакомство с буквой.

Физкультминутка.

3.3. Работа с иллюстрацией «Лесная школа»

4. Закрепление изученного материала.

4.1. Гласный звук а, буква А,а.

4.2. Чтение и анализ стихотворения

4.3. Работа с пословицами.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход урока.

1. Организационная часть

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать 
Должен научиться!

2. Постановка цели, определение темы урока.

–  Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков.
Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и  занимательная страна – страна Букв. 
Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

– Какой бывает речь? (устной и письменной)

– Что мы произносим, когда говорим? (звуки)

– Как мы звуки обозначаем на письме? (буквами)

– А какие две группы делятся звуки?  (гласные и согласные)

– Какой учебник лежит перед вами? (Азбука)

– Как вы понимаете пословицу «Азбука к мудрости ступенька»?

– Кто может жить в стране Букв?

Мы познакомимся с первой буквой этой страны.

Что узнаем? Чему научимся?

3. Изучение нового материала.

3.1. Знакомство со звуком

(На доске картинка – астра)

– Что изображено на картинке?

– Какой первый звук в слове астра? (а)

Произнесём хором.

– Какой это звук: гласный или согласный? Почему?  

(При произнесении звука выдыхаемый воздух не встречает преград, звук поется.)

– Каким цветом звук [а]  будем изображать на схемах? (Красным)

Проведем слого-звуковой анализ слова астра.

– Звук [а] гласный или согласный? Почему?

– Звук [а] в словах может быть ударным или безударным.

3.2. Знакомство с буквой.

Звук [а] на письме обозначатся буквой А,а. (Учитель показывает карточку с буквами)

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква А.

– На что похожа буква А?

– Найдите букву А на ленте букв.

– Выложите букву из счетных палочек.

Физкультминутка.

3.3. Работа с иллюстрацией «Лесная школа»

– В стране букв есть тое скола, а какая она посмотрим на с. 20 учебника.

– Кто изображен на иллюстрации? (звери в лесной школе)

– Почему вы решили, что это школа?

– Кто пришёл учиться в школу?

– Кто выступает в роли учителя? (Мудрая Сова)

— Что изображено на доске в лесной школе: звук или буква?

– Какую букву изучают звери?

– Почему в тетради у зверят чистые листы?

– Какую букву они будут писать?

– Составим рассказ о зверях в лесной школе.

4. Закрепление изученного материала.

4.1. Гласный звук а, буква А,а.

Букву А

За первой партой

Посадили перед картой,

А на карте вся земля –

Реки, горы и поля.

И спросили, кем она

Стать мечтает, буква А?

– Я хочу быть агрономом,

Архитектором, артистом

И еще… аквалангистом!..

А какие вы слова

Знаете на букву А?

– Назовите слова, в которых звук [а] в середине слова, в конце слова.

– Проведем звукобуквенный анализ слов азбука, айва.

– Звук [а] гласный или согласный? Почему?

– Звук [а] в словах может быть ударным или безударным. Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

4.2. Чтение и анализ стихотворения

– Прочитайте стихотворение на с. 21

– О чем говорится в стихотворении?

– Что такое астра, азбука, айва? Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

4.3. Работа с пословицами.

– Прочитайте пословицы:

Аккуратность человека красит.

Чтение – вот лучшее учение.

– Найдите буквы А в пословицах. Сколько их?

– Почему так говорят?

5. Рефлексия. Подведение итогов.

– Какие цели ставили в начале урока?

– Что узнали?

– Чему научились?

-Достигли ли целей?

Список литературы

  • Горецкий В. Г., Кирюшин В. А., Виноградская Л. А. Азбука. Учебник для 1 класса. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
  • Волина В. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя.  —М.: Просвещение. 1991. —368 с.
  • nsc.1september.ru

Обучение грамоте «Звук [а] и буква А»

На нашем первом интернет уроке обучения грамоте мы с вами отправимся в страну звуков и букв, где каждый, кто захочет, может научиться читать и писать.

В мире много разных звуков: шум дождя, стук по дереву дятла, шелест листвы, шум моря, сигнал автомобиля, лай собаки, речь человека.

Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми. Первый звук, с которым мы познакомимся — это звук [а]

Назовите, что изображено на рисунке. Найдите одинаковый звук в словах:

 

 

Верно, арбуз, аист, аквариум, апельсин. У всех этих слов первый звук [а].

Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук [а] широко открыв рот, сначала тихо, ааа…, затем громко, ааа…. Повторить 2 раза.

Какой это звук? Гласный или согласный? Докажите…

1.

  • Назовите слова, в которых звук [а] был бы в начале….
  • Назовите слова в которых звук [а] был бы в середине….
  • в которых звук [а] был бы в конце слова….
  • Назовите имена людей, названия городов, рек, стран, которые начинаются на звук [а]
  • Подберите слова с одним звуком [а] …..  с двумя звуками [а] …… с тремя звуками [а]

2. «Узнайте звук». Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [a].

Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож, роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, береза, друг, иней, заяц, петух, класс, мороз.

3. Игра «Любопытный». На любой вопрос отвечайте только слова, которые начинаются со звука [а] 

  1. Как тебя зовут?….
  2. А фамилия твоя?….
  3. Откуда ты приехал?…
  4. Что ты видел по дороге?
  5. Что ты сегодня ел на завтрак?
  6. Как зовут твою маму?….
  7. Какой подарок привезешь ты маме?….

4. Игра «Четвёртый лишний»

Посмотри на картинки, назови «лишний» предмет, объясни почему ты так думаешь…

 

 

Ответ: Это зонт, так как все остальные слова начинаются со звука [а].

5. Доскажи словечко

Чтоб тебя я повёз,Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит…   (автомобиль)

***

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это доктор…   (Айболит)

***

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все…   (алфавит)

6. Найдите на рисунке слова на звук [а]

 

А откуда же к нам пришел звук [а]? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А.

«А» шалашик, посмотри, и скамеечка внутри.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко…

 

Учимся красиво писать

Распечатайте и выполните задание…

1.

 

2. Найди спрятанные буквы А

 

 

3. Определи букву в неправильном положении.

 

 

4. Определи букву в неправильном положении.

 

5. Распечатайте и раскрасьте…

А вы знаете почему буква А стоит первая в алфавите? Послушайте сказку…

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и страшно спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
— Долой самозванку А!-кричали гласные буквы.

-Да здравствует «Абракадабра»! ( то есть неразбериха ).
-Что же это делается, а?-шипели шипящие.
-Букву, с которой начинается «ангина»и «акула», ставить во главе азбуки!
Ничего себе ш-шуточки…
-Всё правильно,-молча думали согласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи-арбуз, абрикос, ананас-начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
-Я не понимаю, почему всё же первая А, а не Я?
-А потому,- сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
-Это какое же такое слово?-не унималась Я.
-Агу, -сказала А.-И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
-Так!-сказал твёрдый знак. (Г.Юдин).

 

6.

 

Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.

Игра «Буква потерялась» 

  • … кула
  • . .кв…риум
  • …стр…
  • …ист
  • б…р…б…н
  • ст…к…н
  • н…гр…д…
  • ст…рт

Игра «Буква рассыпалась»

  • АРСТА
  • АЗУБР
  • ААРМ
  • ААММ

Игра «Шторм». Помогите поставить слова на своё место. 

Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Всё перепуталось, книги рассыпались.

Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

….выпал жаркий- жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони.
…. вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
…. уплетает!

Игра «Шарады»

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили —
В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку

*Утварь — предметы интерьера, кухонная и столовая посуда.  

Я — сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь — превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.

Ответы на шарады: актёр-тёрка, Атлас — атлАс

Словарь
  • абажур — это колпак для лампы, светильника. 
  • абонемент — это право пользования чем-либо на определённый срок (например, абонемент на каток, в бассейн и т. д.),
  • абсурд — это бессмыслица, нелепость
  • авантюра — это приключение
  • автобиография — это описание человеком событий собственной жизни. 
  • авторитет -это качество человека, когда его очень уважают окружающие люди за его дела, познания, жизненный опыт, это заслуженное доверие.
  • аксессуар — это вещи, хорошо дополняющие внешний вид чего-либо. Например, у телефона брелок
  • акцент — это приём подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя.
    Например, в одежде акцент на украшения.
  • аномалия — это отклонение от нормы. Например, в этом году была аномальное лето, то есть не такое как всегда.
  • аншлаг — это ситуация, когда все билеты на спектакль, представление и т. п. распроданы, а места в зале заполнены до отказа.
  • аргумент -это довод, доказательство. Например, приведи мне аргументы, то есть доказательства. 
  • афиша — это  реклама, анонс о предстоящем событии, которое расклеивается на улицах.
Крылатые выражения или фразеологизмы
  • Авось — действовать полагаясь на случайность. Например, не буду учить стихотворение. Авось повезёт, не спросят.
  • Америку открывать — говорить о том, что уже давно всем известно. Например, «А ты знаешь, что кит самое большое млекопитающее на Земле.

Tags: видеоИнтернет-урокрусский языкумное видео

Когда учить названия букв

Ширли Хьюстон

Недавно я получил электронное письмо с таким вопросом:

Мы учим наших малышей систематической фонетике, но у нас возникают противоречия относительно того, когда учить названия букв. Когда и как учить детей названиям букв?»

Время введения названий букв важно, поэтому я буду формулировать свои мысли по принципу Златовласки — не слишком рано, не слишком поздно, а как раз в нужное время. Это проблема развития, а не проблема, связанная с классом/годом или возрастом.

Не слишком рано

Следует ли сначала учить названия букв или звуков?

Буквы используются в качестве кода для звуков в нашей речи, поэтому без знания звуков они бессмысленны. Любая волнистая линия/форма может обозначать звук, например:

Благодаря новым знаниям нашего кода формы вы все же смогли прочитать это!

Названия букв представляют собой абстрактные метки для букв, а не представления того, как буквы на самом деле звучат в нашем языке. Вот почему обучение ребенка петь алфавитную песенку до того, как ребенок получит формальное обучение чтению, имеет ограниченную ценность. Первым важным шагом к успеху в обучении грамоте является развитие фонематического слуха, а не пение буквенных названий.

Почему бы не учить названия букв и звуков вместе?

Итак, если буквы не имеют смысла без звуков, почему бы не учить одновременно звуки букв и названия? Ответ прост: из-за когнитивной нагрузки. Рабочая память должна работать больше всего, когда задача является новой и, следовательно, имеет большую когнитивную нагрузку. Для начинающего ученика определение отдельных звуков в слове слева направо — совершенно новая задача. Формирование форм букв и различение форм букв – новые задачи. Запоминание названия буквы — новая задача. Связать определенную букву с определенным звуком — новая задача.

Стоит ли удивляться, что у некоторых детей, особенно со слабой оперативной памятью, проблемы с чтением и правописанием? Теория когнитивной нагрузки ясно дает понять, что мы можем и должны делать все необходимое для снижения когнитивной нагрузки. Начинающим школьникам не обязательно знать названия букв для чтения и правописания, поэтому, на мой взгляд, обучение названиям букв следует отложить до тех пор, пока не возникнет необходимость в названиях букв. Это позволяет учащимся быстрее начать писать и читать.

На начальном этапе обучайте буквенно-звуковым соответствиям, не обучая их названиям.

Учащиеся должны выучить буквенно-звуковые соответствия для чтения и правописания. Когда начинающий читатель изучает соответствия отдельных букв и звуков, вы должны говорить о волнистых линиях, которые мы делаем для звуковых символов, как о «буквах», но это не означает, что вы должны ссылаться на буквы имен . Вместо этого учитель может сказать:


или

Когда ребенок пишет по буквам, подсказка может быть следующей:

Слишком раннее обучение названиям букв может запутать начинающих читателей ‘. Хотя некоторые могут утверждать, что учителя могут использовать аспекты названий букв в качестве подсказок для учащихся, чтобы идентифицировать звуки, которые они представляют, потенциальная путаница перевешивает любые преимущества, если названия букв вводятся слишком рано.

Дети, которые учатся читать, получив больше информации о названиях букв, чем о звуках букв, с большей вероятностью будут смотреть на слово и читать:

‘ш’ /d/ (от ‘ d oubleyou’) — относится к форме буквы, а не к звуку
«у» /w/ (для ‘ w hy’)
‘у’ /у/ (для ‘ у у’)
‘с’ /s/ (для ‘ s ee’) – встречается реже, чем /k/
‘г’ /j/ (для ‘ j ee’) – встречается реже, чем жесткий /g/
‘ч’ длинный /a/ (как в ‘ a зуд’)
‘f’, ‘l’, ‘m’, ‘n’, ‘s’, ‘x’ короткий /e/ (как в ‘ e f’, ‘ e l’, ‘ e m’, ‘ e n’, ‘ e s’, ‘ e x’)

Если их учат названиям букв до звуков букв, начинающие читатели будут ожидать, что гласные буквы будут представлять долгий гласный звук в словах, читая, например, «получил» как «коза». Наиболее распространенным звуком, представленным гласной буквой, является ее краткий звук, и обычно это слова VC и CVC, содержащие короткие гласные звуки, с которыми начинающие читатели сталкиваются в первую очередь.

…и начинающие орфографы

Дети, изучающие правописание, которые получили больше информации о названиях букв, чем о звуках букв, с большей вероятностью будут использовать названия букв в своем написании, например.

«Могущество», «клетка» и «пока»

Не слишком поздно

Учителю будет труднее помочь детям, которые , а не научились называть буквы с их правописанием. На фотографии ниже вы можете увидеть, что выдала пятилетняя девочка, которая не знает букв, когда она спросила, как пишется слово «фасоль», и родитель ответил, назвав буквы:

«Б-Е-А-Н»

Если ребенок спрашивает, как пишется долгий звук /и/ в слове «пляж», неуместно говорить «Напиши /е/, затем /а/», потому что смешивание этих звуков вместе не создает долгий звук /ее/. Вы должны использовать имена букв, например. «Мы произносим долгий звук /ee/ в слове «пляж» с помощью буквы «е», за которой следует буква «а». Они делают команда гласных». Точно так же, если вы спросите ребенка, как пишется слово «искать», ему будет недостаточно сказать «/с/, длинное /ее/, /к/», потому что для каждого из этих звуков существует несколько вариантов написания. Развитие языка, позволяющего обсуждать соответствие букв и звуков, важно для успешного чтения и правописания.

Когда вы помогаете ребенку закодировать или расшифровать неправильное сложное слово, вы должны быть в состоянии привлечь внимание к неправильным частям, например, говоря: «Буквы «а» и «и» вместе в этом Слово «сказал» представляет короткий звук /э/». Неправильные слова не могут быть полностью озвучены, поэтому знания буквенно-звуковых соответствий недостаточны.

Как раз в нужное время

Исследования показывают, что обучение названиям букв на самом деле укрепляет знание букв и звуков. Когда учащийся понимает, как работает алфавитный код, названия букв становятся важными. Многие буквы имеют более одного возможного звука, и многие звуки могут быть воспроизведены различными буквами, поэтому важно иметь возможность ссылаться на каждую букву независимо от звука, который она издает.

Учите названия букв, когда они необходимы:

  • Чтобы говорить об альтернативных написаниях
    Учите названия букв, как только вам нужно говорить об альтернативных написаниях при чтении и/или написании. Как правило, в первый раз вам нужно будет сделать это, когда учащиеся узнают, что «c», «k» и «ck» — все это альтернативы написанию /k/. Вам нужно будет рассказать о том, где дети увидят эти альтернативы:

    , например.

    «Обычно мы видим букву ‘k’, обозначающую /k/ перед ‘e’ или ‘i’ в начале слова».

    «Буква «с» обычно представляет /k/ перед буквами «a», «o» или «u».

    «Мы используем буквы «с» и «к» вместе после слабой гласной в конце слова».

    Названия букв должны быть выучены для обсуждения орграфов, например. «Поскольку у нас 44 звука, но только 26 букв в английском языке, мы должны объединить некоторые буквы. Двухбуквенная комбинация «c» и «h» представляет собой звук /ch/». Когда вы изучаете альтернативные варианты написания длинного /ee/ (ea, ee, т.е. ei, ey), уже недостаточно просто обратиться к «двухбуквенному e» — вы должны назвать гласные, которые можно комбинировать для представления гласные звуки и их порядок.

  • Чтобы говорить о заглавных буквах
    Если вы обучаете учащихся использованию заглавной буквы в начале предложения или имени, вы должны обратиться к букве имени. Нет такой вещи, как капитальный звук! Вам также нужно будет обращаться к названиям букв, когда вы помогаете детям распознавать буквы при чтении текста, написанного разными шрифтами.

  • Чтобы сообщить кому-то написание слова
    Знакомство с названиями букв позволяет учителю отвечать на расстоянии на вопрос «Как написать /ie/ в слове «ночь»?» с «Это написание i-g-h», вместо того, чтобы идти и записывать его для ребенка. Когда кто-то просит вас написать свое имя по буквам, вы даете ему/ей звуки своего имени или даете названия букв? Конечно, вы отдаете последнее. Чтобы этого не делать, человеку пришлось бы перебирать все альтернативные представления звуков и делать выбор. Это могло бы занять много времени, если бы ваше имя было получено из другого алфавита, например «Шивон»! Следовательно, учителю, возможно, придется раньше обучать ребенка названиям определенных букв, чье имя не может быть легко произнесено или имеет необычное написание.

  • Для обучения омофонам
    Когда два слова звучат одинаково, вы должны уметь описывать их, используя их буквенные названия. например «Фасоль», которую вы едите, пишется буквами «е» и «а», как и в слове «есть». Другое «been» — это прошедшее время «be» и пишется с двумя буквами «е».

Как вы учите названия букв?

Следуйте порядку вашей программы синтетической фонетики, выбирая, какие названия букв учить и когда. Используя наш предыдущий пример, альтернативные варианты написания c/k/ck для /k/ являются первыми, которые обычно встречаются в программе синтетической фонетики (на уровне 6 порядка Phonics Hero’s Playing with Sounds и на уровне 2A букв и звуков, так что, вероятно, они должны учить сначала буквы, из которых состоят согласные диграфы (l, s, f, h, t, w, n и g).0003

Сначала выучите наиболее распространенные названия букв, затем менее распространенные названия букв (q, z, x.). В каждом слоге каждого слова должен быть гласный звук, и существует много альтернативных вариантов написания гласных звуков, поэтому очень важно, чтобы учащиеся хорошо знали их.

Для того, чтобы действительно свободно распознавать буквы, дети должны уметь различать буквы и произносить их имена в контексте и вне контекста, в последовательности и вне ее. Не только точность, но и автоматизм способствуют долгосрочному успеху в обучении грамоте. Вот несколько идей для развития автоматизма в назывании букв:

  • Прямая инструкция: «Имя этой буквы __. Что это за письмо? Укажите на другую ___ на доске».
  • Учите названия букв одновременно с их формированием. Попросите ребенка назвать букву, когда он ее пишет.
  • Получите письмо дня и вознаградите ребенка за то, что он нашел это письмо в классе, в общей книге и т. д. Распечатайте наш бесплатный плакат «Письмо дня» и используйте его, чтобы повесить письмо перед классом.


  • Поиск букв: «Обведите каждую букву «р» в этой строке».


  • Бинго: Назовите название буквы и попросите ребенка положить жетон на соответствующую букву. Мы создали бесплатный шаблон Letter Name Bingo, который вы можете использовать.
  • Попросите ученика вытащить письмо из загадочного мешка, песочницы и т. д. и назвать его.
  • Используйте имя ребенка и другие фамилии, чтобы попрактиковаться в распознавании букв.
  • Распечатайте буквы на бумаге или напишите их мелом. Пусть дети прыгают/бегут к букве, когда вы называете букву.

Как только учащийся сможет точно назвать все 26 букв, вернитесь к соответствию букв и звуков. Звуков гораздо больше, чем букв, и знание этих соответствий является ключом к успешному чтению и правописанию!

Остались вопросы о том, как и когда учить детей называть буквы? Оставьте нам комментарий ниже!

Автор: Ширли Хьюстон
Обладая степенью магистра специального образования, Ширли более 30 лет обучает детей и обучает учителей в Австралии. Работая с детьми с трудностями в обучении, Ширли отстаивает важность систематического обучения фонетике и достижения мастерства в обычных классах. Если вы заинтересованы в помощи Ширли в качестве тренера по обучению грамоте в вашей школе, отправьте команде электронное письмо по адресу [email protected].


Введение Монтессори в алфавит — Монтессори в реальной жизни

Примечание. Это обновленная версия моего прошлогоднего сообщения в блоге, полученного после обучения через обучение моей дочери!

В Монтессори-образовании обучение чтению и письму — это постепенный, естественный и осязаемый процесс, который начинается бессознательно. D уже учится писать. Используя клешню, чтобы переносить предметы и удерживать цилиндры с выступами, она учится держать карандаш. Двигая кистью зигзагами и кругами по странице, она изучает плавные движения скорописи. Услышав начальные звуки слов, она узнает, как звуки объединяются в слова. В этом процессе нет спешки; все дети будут учиться писать и читать в свое время.

«Что делает рука, то и разум помнит». – Мария Монтессори

Обычная тема, которую вы увидите в Монтессори-образовании, это начинать с конкретного и двигаться к абстрактному. Чем больше дети могут работать руками, тем лучше они усвоят понятие в уме. (То же самое касается и взрослых!) Чем больше мы используем несколько органов чувств (зрение, осязание, слух), тем больше нейронных связей создается в мозгу. Особенно это касается грамотности. Например, ребенок Монтессори, изучающий букву «м», услышит звук буквы, затем ощущение и движение наждачной бумаги «м» и вид «м» на бумаге одновременно. Это делает изучение букв не только более запоминающимся и осязаемым, но и более увлекательным.

Вот несколько элементов, которые делают введение Монтессори в алфавит немного другим:

Фонетика – Вместо того, чтобы читать букву (например, B как «пчела»), основное внимание уделяется звуку, который издает каждая буква (например, « ба». (Важно не растягивать часть «ух», а сделать ее коротким звуком «ух».) Дети учатся произносить каждую букву, помогая им впоследствии комбинировать звуки в слова. Это гораздо более интуитивно понятно и ребенку полезно произносить слово «кот», когда он знает, как звучит буква, а не как ее название. «Кот» против «Си-ай-ти»!0003

Письмо > Чтение – Это может показаться нелогичным, но Монтессори учит писать прежде, чем читать. Детям легче складывать буквы (звуки) в слово, чем соединять буквы в словах на бумаге или в книге. Изучая звуки/фонетику каждой буквы, они могут начать сами создавать слова. Вы часто будете видеть детей младшего возраста, строящих слова с помощью подвижного алфавита, даже до того, как они смогут физически писать слова. Создание слов таким конкретным способом помогает уму по-настоящему понять значение каждой буквы и слова, прежде чем писать карандашом и бумагой, а часто и перед чтением.

Курсив – Не во всех школах Монтессори преподают курсив, но это традиционный метод. Хотя это может показаться устаревшим, есть реальные преимущества в изучении скорописи перед печатью. При рукописном письме буквы физически соединяются в слова, а слова располагаются в предложениях. Курсив также включает в себя плавные движения, которые легче и естественнее для маленьких детей (посмотрите на их рисунки или картины!). Печатный шрифт, как правило, легче усвоить после первого изучения скорописи.

Приведение в действие

Предварительная запись: Когда я впервые написал этот пост в блоге в прошлом году, я представил букву со звуком. Хотя она и проявила первоначальный интерес, он сменился замешательством по поводу писем. Так что теперь я временно удалил буквенные символы, вместо этого найдя небольшие способы познакомить ее со звуками букв и навыками письма. Первый способ, которым я могу помочь подготовить D к письму, — предоставить материалы и упражнения, которые позволяют плавно двигаться и ловко хватать. Хотя у нее было много практики с плавными движениями в форме искусства, мне очень нравится эта доска для предварительного письма от Treasures from Jennifer. На этой доске можно рисовать пальцем, маленькой деревянной палочкой или бусинами красивые узоры, которые прокладывают путь для будущей скорописи. На обратной стороне фигурки! Независимо от того, есть ли у вас эта доска или нет, любая трассировка будет отличной практикой для последующего написания.

Изучаем фонемы: На своем опыте я понял, что очень важно сначала ввести буквенный звук вообще без символа буквы. Это может произойти естественным образом, когда я маркирую объекты, например. “бу-мяч!” в нашей игре и исследовании. Простое обозначение объектов и звука, с которого они начинаются, может стать отличным введением в изучение звуков букв. Когда она начала узнавать несколько звуков букв, когда мы говорили о них, мы начали играть в простые звуковые игры со знакомыми предметами. Ее фавориты — «Я-шпион» и «Таинственный мешок». Для «я-шпион» я выделяю 3 или 4 объекта и говорю, например: «Я слежу за объектом, который начинается со звука «угу», и он находит кошку. Это помогает познакомить ее с фактическим значением звуков букв, прежде чем вводить сами абстрактные буквы. Еще одна задача – «я-шпион» вокруг дома или снаружи, где она должна найти объект, который не находится перед ней, например. «Я вижу что-то, что начинается с «ff», и она находит цветок.

Чуть более продвинутым, чем я шпион, является стереогностический или загадочный мешок, когда я прячу знакомые предметы в мешок и говорю: «Можете ли вы найти спрятанный предмет, который начинается с «Пух?» и она вытаскивает тыкву например. Мне нравится эта, потому что ей приходится удерживать образ объекта в уме, когда она ощупывает его руками. Во время этих игр важно не переусердствовать, а принять к сведению то, что они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знают, скорректировать ожидания и признать то, что они пытаются вам показать. «О, ты нашел а-яблоко!»

Буквы из наждачной бумаги: Самый традиционный метод Монтессори для знакомства с алфавитом — это буквы из наждачной бумаги, которые позволяют ребенку обводить буквы, ощущая их рисунок, а также слыша или издавая звук. Существуют разные мнения о том, с каких букв начинать, но чаще всего это м, с, т и а. Все они используются часто и могут легко образовывать слова при объединении. Сначала буквы вводятся в нижнем регистре, так как они встречаются гораздо чаще, чем в верхнем. Когда я ввожу новую букву, я использую для этого урок из трех периодов.

Звуковой лоток: Поскольку буквы довольно абстрактны, интересным способом сделать их более конкретными является звуковая корзина или лоток. Мне нравится «S», так как это знакомая и часто используемая буква. Когда D будет готово, я могу положить наждачную букву «s» в лоток с несколькими предметами, названия которых начинаются с этого звука: парусник, школьный автобус, паук и клубника. Когда я показываю ей эту работу, я просто выкладываю букву и медленно обвожу ее указательным и средним пальцами, произнося звук «сс». Затем я маркирую каждый из объектов, следя за тем, чтобы я четко произносил звук «с» в начале каждого слова. Затем она может установить связь между видом, звуком и ощущением буквы, а также тем, как она звучит с реальными предметами. Я использую знакомые предметы (в противном случае важно сначала использовать трехступенчатый урок, чтобы представить каждый предмет), а затем играть в игры, такие как «Я шпионю», с каждым предметом, чтобы познакомить ее с предметами и звуками. Эта деятельность помогает ей сгруппировать эти объекты в уме, как вещи, которые начинаются с одного и того же звука.

Сопоставление звуков: Как только она начнет понимать набор букв, я создам задание на сопоставление с двумя буквами и наборами объектов. Затем она может сортировать каждый объект в зависимости от звука, с которого он начинается. Так что, если бы у меня была корзина с буквой «с» и «а», она могла бы выяснить, какой букве соответствует «паук», а какой — «самолет». Еще один забавный вариант, когда ваш ребенок выучит несколько звуков, — это сыграть в игру «Я шпионю», в которой вы спрашиваете: «Я шпионю за чем-то, что начинается с «а» (показывая ему букву), и он должен выбрать что-то из корзины (или около нее). дом), который начинается с этого звука.

Не существует идеального возраста для введения этих видов деятельности, но по моему опыту, фонемы можно вводить примерно в 2,5 года, а фактическое введение букв наждачной бумаги – после трех лет. Все дети разные, поэтому ориентируйтесь на свои собственные интересы и способности. 🙂

Примечание: Этот пост содержит партнерские ссылки. Если вы купите продукт по одной из этих ссылок, вы не будете платить ничего дополнительно, но я получу небольшую комиссию, которая поможет поддерживать этот блог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *