Комплексно тематическое планирование на сентябрь в средней группе по фгос: Календарное планирование в средней группе на сентябрь | Календарно-тематическое планирование (средняя группа):

Перспективное планирование на Сентябрь 2021г. Для детей средней группы 4-5 лет.

МБДОУ №124

Комплексно – тематическое планирование

на Сентябрь 2021 года

группы общеразвивающей направленности

для детей 4-5 лет №7

г. Курск

Перспективный план работы с родителями

1 Родительское собрание «Путешествие в страну знаний», «Особенности развития детей 5-6 лет».

2. Оформление уголка для родителей (информация о ФГОС ДО).

3. Индивидуальная работа: анкетирование «Пожелания на год!»

4. Совместный труд родителей с детьми по уборке листвы на участке.

5. “Будем дружно вместе жить”- совместное развлечение для родителей и детей, посвященное началу учебного года.

Комплексы утренней гимнастики

в средней группе

  1. На зарядку становись! СЕНТЯБРЬ (1-15. 09)
    Ходьба друг за другом. Лёгкий бег. Ходьба за первым и последним. (Менять направление 3 раза). Построение в круг.
    Общеразвивающие упражнения:
    1. “Руки вверх”. 
    И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, посмотреть на них, опустить, сказав при этом “вниз”. Повторить 5 раз.
    2. “Постучим по коленям”.
    И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться, постучать по коленям, сказать при этом “тук-тук”, выпрямиться. Повторить 4 раза.
    3. “Пружинки”.
    И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Слегка присесть, развести колени, выпрямиться. Повторить 4 раза.
    Перестроение из круга. Лёгкий бег. Ходьба друг за другом.

  2. 2. Зарядка. СЕНТЯБРЬ (16-30.09)
    Ходьба в колонне. Лёгкий бег. Ходьба на носках. Построение в звенья.
    Общеразвивающие упражнения:
    1. “Руки вперёд”.
    И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вперёд, затем опустить руки, сказав при этом “вниз”. Повторить 5 раз.
    2. “Постучи по коленям”
    И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, постучать по коленям, сказать “тук-тук”, выпрямиться. Повторить 6 раз.
    4. “Прыжки”
    И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 8 прыжков на месте на двух ногах, непродолжительная ходьба на месте и снова прыжки.
    Перестроение из звеньев в колонну. Ходьба по кругу друг за другом.

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА для детей среднего возраста

  1. СЕНТЯБРЬ

  2. Смотри скорее, который час! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!

  3. Налево раз, направо раз! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!

  4. Бежит по рельсам паровоз, на зарядку нас повез.

  5. (произносить, пока дети просыпаются)

  6. Комплекс 1 «Паровоз»

  7. 1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п.

  8. 2. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.

  9. 3. И. П. : сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, И. П., вдох (через нос).

  10. 4. И. П. : то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

  11. 5. И. п. : сидя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши перед собой — выдох; развести ладони в стороны — вдох.

  12. 6.«Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз.

  13. Комплекс 2 «На море»

  14. 1. «Потягушки». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п.

  15. 2. «Горка». И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и. п.

  16. 3. «Лодочка». И. п. : лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища, держать, вернуться в и. п.

  17. 4. «Волна». И. п. : стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И. П., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.

  18. 5. «Послушаем свое дыхание». И. п. : о. с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно, тихое дыхание или шумное.

Игровой массаж

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку». )

Пальчиковая гимнастика «Овощи – фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы для средней группы

 

Сентябрь

1 неделя

1.К.Чуковский «Телефон». Цель: учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев.

2.К.Чуковский «Тараканище». Цель: учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев.

3.К.Чуковский «Федорино горе». Цель: учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев

4.В.Витка «Считалочка», пер.с белорус. И.Токмаковой. Цель: Познакомить со стихотворением В.Витка «Считалочка». Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения.

5.Петушок и бобовое зернышко», обр.О.Капицы . Цель: учить понимать образное содержание сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей.

Сентябрь

2 неделя

1.С.Георгиев «Бабушкин садик». Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета.

2.Л.Пантелеев «На море». Цель: учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь.

3.Русская народная сказка «Жихарка». Цель: учить понимать образное содержание сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

4.М.Горький «Воробьишко». Цель: учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию.

5.А.Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях») Цель: прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.

Сентябрь

3 неделя

1.«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького. Цель: учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь.

2.«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус. Цель: продолжать развивать умение слушать произведения разных жанров; «включать» детей в совместное обсуждение; воспитывать интерес к творчеству.

3.В.Осеева «Волшебная иголочка». Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета.

4.Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим». Цель: продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений.

5.В.Орлов «С базара». Цель: учить детей понимать юмор, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Сентябрь

4 неделя

1.В. Вересаев «Братишка». Цель: закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам.

2.Л.Толстой «Отец приказал сыновьям…». Цель: учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь.

3.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н.Толстого. Цель: учить понимать образное содержание сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. творчеству.

4.«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе. Цель: учить видеть сказочный образ героев, сопереживать им. Развивать усидчивость, желание слушать произведения.

5.Дрожжин С.Д. «В крестьянской семье». Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета.

Стихотворения для заучивания наизусть в Средней группе.

Сентябрь

«Дед хотел уху сварить…» (Русская народная песенка)

Дед хотел уху сварить,

Дед пошёл ершей ловить,

А за дедом кот Лаврентий,

За котом петух Терентий.

Тащат удочки

Вдоль по улочке.

Деду одному невмочь.

Надо старому помочь.

«Ножки, ножки, где вы были?»

Ножки-ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы ручки работали

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали, да смотрели

Все пенечки оглядели.

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновичком.

М. Ходякова «Осень»
Если а деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

План воспитателя – средняя группа

Рубрика: Средняя группа

Календарно-тематическое планирование в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» на каждый день в средней группе.

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Мамин праздник». Согласно программе воспитания и обучения «От рождения до школы» в средней группе планируется неделя, посвященная празднованию 8 Марта. На этой неделе дети узнают об истории праздника, […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Дымковская игрушка». Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольное образование призвано воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свою родину. Детям средней группы воспитатель рассказывает о родном городе, сельском […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «День земли». С марта по май во всех странах мира проводятся мероприятия, призванные привлечь внимание людей к проблемам экологии, вызвать желание сохранить окружающую среду. Эти природоохранные мероприятия носят […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Театральная весна». 27 марта отмечается международный день театра. Это время, когда можно подробно рассказать детям средней группы о видах театра, театральных профессиях, ознакомить с правилами поведения на спектаклях, […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Цветущая весна». Апрель — прекрасный месяц, когда распускаются деревья, цветут весенние цветы и мир становится разноцветным. Самое время обратить внимание детей на красоту природы и закрепить знания о […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Птицы — наши друзья». Весна в самом разгаре, начинаются птичьи хлопоты. Дети средней группы на этой недели больше узнают о повадках пернатых, закрепляют знания о зимующих и перелётных […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Любимые книги». В апреле книге посвящено целых два праздника: 2 апреля — Всемирный день детской книги, 23 апреля — всемирный день книг. Педагог, реализуя вариативную часть программы «От […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Праздник Пасхи». Совсем скоро весь народ начнёт отмечать красивый весенний праздник Пасхи. Программой воспитания детей «От рождения до школы» предусмотрено знакомство детей с народными праздниками, в том числе […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «День Победы». Патриотическое воспитание — одно из основных направлений работы педагога в детском саду. Беседуя с детьми взрослый должен рассказать о подвигах наших дедов, Великой Отечественной Войне, победе […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Времена года, закрепление». Программа воспитания и обучения детей «От рождения до школы» рекомендует знакомить детей средней группы с сезонными изменениями в природе. В середине мая педагог планирует неделю, […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Весенняя лаборатория». В конце учебного года дети средней группы способны устанавливать простые причинно-следственные связи и проявляют интерес к экспериментированию. Согласно рекомендациям программы «От рождения до школы» в середине […]

» читать далее

  • Средняя группа

Автор: Елена Дереза

Тематическая неделя «Время весёлых игр, повторение». В конце учебного года происходит закрепление и повторение пройденного материала. Взрослый предлагает детям игры по разным темам: овощи и фрукты, профессии, грибы, животные, насекомые […]

» читать далее

Социальные науки | Департамент начального и среднего образования Миссури

В 2016 году Совет по образованию штата разрешил организовать рабочую группу для оценки и, возможно, вынесения рекомендаций по изменению или пересмотру стандартов обучения по личным финансам. Эти стандарты не менялись с 2006 года, когда Совет по образованию штата пересмотрел требования к выпускным экзаменам для учащихся штата Миссури, включив в них половину кредита по личным финансам.

Рабочая группа, состоящая из педагогов штата Миссури и общественных деятелей со всего штата, начала работу в декабре 2016 года. После более чем девяти месяцев работы, трех публичных слушаний, отзывов педагогов, представителей высших учебных заведений и членов бизнес-сообщества, а также исправлений на их основе. ввод, Департамент начального и среднего образования представил стандарты для утверждения.

19 сентября 2017 г. Государственный совет по образованию утвердил новые стандарты. Округи должны начать подготовку местной учебной программы на основе новых стандартов для внедрения в 2018-2019 учебном году. Разработка нового инструмента онлайн-оценки, соответствующего новым стандартам, начнется немедленно и будет внедрена в 2019-2020 учебном году.

Ресурсы для разработки учебных программ по личным финансам     

  1. Уровень курса личных финансов Ожидания: утвержден в сентябре 2017 г.
  2. Переход в сфере личных финансов: стандарты 2016 г./стандарты 2017 г./кодирование
  3. Ожидаемый уровень курса «Личные финансы» Excel 2017
  4. Личные финансы Компетенции: 2006
  5. Ресурсы через Федеральную резервную систему Сент-Луиса
    • www. stlouisfed.org/education/making-personal-finance-decisions-curriculum-unit
    • Модельная программа: Ева Джонстон
    • Чтобы получить доступ к учебной программе по личным финансам:
    1. Перейти на www.econlowdown.org
    2. Войти как учитель
    3. Перейти в галерею ресурсов
    4. Выберите типы ресурсов и нажмите Учебный план
    5. Выберите образец учебной программы по личным финансам со стандартами штата Миссури 2017 г. для предварительного просмотра
    6. Создать класс
    7. Добавьте учебный план в класс и назначьте нужные предметы.
  6. Ресурсы Федеральной резервной системы Канзас-Сити

        https://www.kansascityfed.org/education

Оценка личных финансов:

  • В рамках своей учебной программы учащиеся в штате Миссури должны получить 1/2 кредита в области личных финансов.
  • Учащиеся, получающие баллы по личным финансам за встроенную курсовую работу: ТРЕБУЕТСЯ онлайн-оценка.
    Проходной балл является решением округа.
  • Учащиеся, пытающиеся «пройти тестирование» и получить зачет по личным финансам перед выпуском: ТРЕБУЕТСЯ онлайн-оценка. Студенты должны набрать 90% или выше, чтобы получить кредит личных финансов.
  • Учащиеся, зачисленные на отдельный курс по личным финансам: онлайн-оценка НЕОБЯЗАТЕЛЬНА. Участие, однако, позволяет школьному округу оценивать достижения учащихся с оценкой, полностью соответствующей стандартам штата.
  • Учащийся может пройти оценку личных финансов ОДИН раз за окно тестирования.
  • Оценка личных финансов предоставляется по номеру бесплатно округам
  • .

Академия конституционной демократии Университета Миссури, Колумбия

Подрастающим младшим и старшим школьникам, которые глубоко интересуются американской историей и американской политикой, предлагается подать заявку в Академию конституционной демократии, недельную дискуссионную летнюю программу с проживанием до 20 учащихся, которая проводится и поддерживается через

Институт конституционной демократии Kinder при Университете Миссури – кампус 9 Колумбии0015 . Темы для обсуждения включают Конституционный Конвент; разделение властей и контроль за последствиями фракций, матерей-основательниц, рабства и Конституции, Билля о правах и Верховного суда. Жилье на территории кампуса, питание и развлекательные мероприятия предоставляются Kinder Institute.

Программа является беспартийной и междисциплинарной (с упором на историю, политологию и право). Проживание на территории кампуса, питание и развлекательные мероприятия полностью покрываются Детский институт . Каждый студент платит только регистрационный взнос в размере 100 долларов США, и при необходимости для этого предоставляется финансовая помощь.

 Чтобы узнать больше об этой увлекательной летней программе и найти подробные инструкции по подаче заявления, посетите https://democracy.missouri.edu/scholarship/cda/. Заявки принимаются до 10 апреля 2023 г.

 

Молодежная программа Сената США 

Молодежная программа Сената США была создана в 1962 резолюцией Сената США и финансируется Фондом Уильяма Рэндольфа Херста. Программа стипендий предназначена для поощрения избранных лидеров старших классов по всей стране к «углублению их интереса и понимания политических процессов в их стране».

В этом году два старшеклассника из штата Миссури будут выбраны для участия в USSYP на 2023 год. Каждый из наших победителей из штата Миссури примет участие в неделе в Вашингтоне, округ Колумбия, а также получит стипендию в размере 10 000 долларов США. Неделя интенсивного обучения знакомит делегатов с работой и функциями Сената США в частности и федерального правительства в целом. Из-за COVID-19пандемии, 59-я ежегодная Вашингтонская неделя была успешно проведена онлайн на 2021 год. 60-я ежегодная Вашингтонская неделя прошла 6–9 марта 2022 года.

Согласно веб-странице USSYP, «61-я ежегодная Молодежная программа Сената США, Вашингтонская неделя, запланирована на 4–11 марта 2023 года. Программа может быть проведена онлайн в ожидании указаний общественного здравоохранения и статуса доступа больших групп к традиционно посещаемым правительственным объектам. . В случае личного присутствия все делегаты должны будут пройти полную вакцинацию и стимулироваться для участия».

Узнайте больше о национальной программе и стипендии на https://ussenateyouth.org/

Чтобы получить краткий обзор прошлого участия студентов в штате Миссури, вы можете ознакомиться с двумя эссе Вашингтонской недели студентов штата Миссури 2022 года здесь. Кроме того, здесь можно найти фотографии делегатов штата Миссури 2022 года с избранными сенаторами.

Кандидаты должны быть выдвинуты директором средней школы. Школы могут использовать любую справедливую подходящую процедуру для выбора одного 9Кандидат 0012 на среднюю школу. Ниже приведены требования для участия, установленные Hearst Foundation:

.
  • Кандидат должен быть младшим или старшим, который ранее не был одним из делегатов программы штата Миссури.
  • Кандидат должен занимать должность избранного в одной из следующих должностей, представляющих избирательный округ:
    • (a) Президент студенческого совета, вице-президент, секретарь или казначей
    • (b) Президент класса, вице-президент, секретарь или казначей
    • (c) Представитель школьного совета
    • (d) Представитель учащихся в районной, региональной или государственной общественной или образовательной организации
    • (e) Представитель учащегося, избранный или назначенный (назначенный коллегией, комиссией или советом) в местную, районную, региональную или государственную общественную, обслуживающую и/или образовательную организацию, утвержденную администратором штата по отбору, в которой учащийся имеет представительство высокого уровня в избирательном округе с круглогодичным обслуживанием других
    • ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:  Участие или занятие должности офицера в академических клубах и/или образовательных программах/конференциях или организациях, предназначенных в первую очередь для личного развития и обогащения учащегося , не дает учащемуся права на участие в USSYP, хотя многие учащиеся, соответствующие требованиям USSYP, участвовать в этих мероприятиях. Должности, перечисленные ниже , НЕ
      дают студенту право на участие в программе:
      • Участие или должность офицера на летней конференции мальчиков/девочек нации или штата
      • Член Национального общества чести (допускается работа в качестве выборного должностного лица организации в течение всего учебного года)
      • Член или лидер бойскаутов, девочек-скаутов, JROTC или спортивной команды
      • Основатель или председатель самостоятельно созданной группы
      • Участник, капитан или должностное лицо в тренировочном процессе, группе дебатов, модели ООН или другом академическом клубе, фиктивном законодательном органе, конференции или соревновании, где основное участие направлено на индивидуальное обогащение образования или пользу.
    • Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт USSYP («Как пройти квалификацию»): https://ussenateyouth.org/selection_process_qualify/
  • Кандидат должен быть гражданином или постоянным жителем США.
  • Кандидат должен быть в настоящее время зачислен в государственную или частную среднюю школу штата Миссури, расположенную в штате, в котором на законных основаниях проживает один из его или ее родителей или опекунов.

Заполненные заявления для студентов штата Миссури должны были быть поданы  в среду, 28 сентября 2022 г.

  • 2023 Студенческое заявление USSYP
  • Основное письмо USSYP
  • Контрольный список приложений USSYP
  • 2023 Официальная брошюра USSYP

Примечание : Перед заполнением кандидатам необходимо загрузить/сохранить форму или документ.

Вы можете связаться со Стюартом Смитом, помощником директора учебной программы, по адресу [email protected] или 573-751-8468.

 

Заявление на получение гражданства штата Миссури

Сенатский законопроект № 198, принятый в 1989 г. Генеральной Ассамблеей штата Миссури, вносит поправки в закон штата Миссури (раздел 170.

011.RsMo), касающийся преподавания федеральной конституции и конституции штата, а также истории и институтов США в государственных и частных школах штата. Закон включал ряд новых положений, одно из которых устанавливало специальную награду за выдающиеся достижения в гражданстве. Формулировка этой части закона следующая: «В 1990-91 учебный год и каждый последующий год каждый школьный округ, в котором имеется средняя школа, может ежегодно номинировать в совет по образованию штата учащегося, который продемонстрировал знание принципов управления и гражданственности благодаря академическим достижениям, участию во внеклассных мероприятиях и службе. к сообществу. Ежегодно совет штата по образованию должен отбирать пятнадцать учащихся из числа кандидатов, выдвинутых местными школьными округами, и признавать и награждать их за академические достижения, участие и службу». за их приверженность гражданскому обучению и участию.

 

Следующее приложение описывает соответствие требованиям и критерии выбора. Заявка должна быть получена до 18 марта . Поздние или неполные заявки не принимаются.

 

Награда

за выдающиеся достижения в области гражданства Форма выдвижения учащихся

Почему финские школы успешны? | Инновация

«Это то, чем мы занимаемся каждый день, — говорит директор общеобразовательной школы Кирккоярви Кари Лоухивуори, — готовим детей к жизни». Стюарт Конвей

Это был конец семестра в общеобразовательной школе Кирккоярви в Эспоо, обширном пригороде к западу от Хельсинки, когда Кари Лоухивуори, опытный учитель и директор школы, решила попробовать что-то экстремальное — по финским меркам. Один из его учеников шестого класса, косовский албанец, далеко ушел от школьной сетки, сопротивляясь всем усилиям своего учителя. Школьная команда специальных педагогов, в которую входили социальный работник, медсестра и психолог, убедила Лоухивуори, что лень не виновата. Поэтому он решил задержать мальчика на год — мера настолько редкая в Финляндии, что практически устарела.

Финляндия значительно улучшила навыки чтения, математики и естественных наук за последнее десятилетие, в основном потому, что ее учителям доверяют сделать все возможное, чтобы изменить жизнь молодых людей к лучшему. Этот 13-летний Бесарт Кабаши получил что-то вроде королевского репетиторства.

«В том году я взял Бесарта в качестве частного ученика», — сказал мне Лоухивуори в своем кабинете, где на стене висела афиша «Битлз» «Желтая подводная лодка», а в шкафу висела электрогитара. Когда Бесарт не занимался естественными науками, географией и математикой, он парковался рядом со столом Лоухивуори перед своим классом из 9 человек.- и 10-летние, открывающие книги из высокой стопки, медленно читающие одну, затем другую, а затем поглощающие их десятками. К концу года сын косовских военных беженцев освоил язык своей приемной страны, богатый гласными, и пришел к выводу, что на самом деле он может выучить .

Спустя годы 20-летний Бесарт появился на рождественской вечеринке Кирккоярви с бутылкой коньяка и широкой улыбкой. «Ты помог мне, — сказал он своему бывшему учителю. Бесарт открыл собственную фирму по ремонту автомобилей и клининговую компанию. «Никакой шумихи, — сказал мне Лоуивуори. «Это то, что мы делаем каждый день, готовим детей к жизни».

Эта история об одном спасенном ребенке намекает на некоторые причины ошеломляющего успеха образования крошечной скандинавской нации, явления, которое вдохновляло, озадачивало и даже раздражало многих американских родителей и педагогов. Школьное образование в Финляндии стало неожиданно горячей темой после того, как в документальном фильме 2010 года « В ожидании «Супермена» » оно было сопоставлено с проблемными государственными школами Америки.

«Во что бы то ни стало» — это отношение, которое движет не только 30 учителями Кирккоярви, но и большинством из 62 000 педагогов Финляндии в 3 500 школах от Лапландии до Турку — профессионалов, выбранных из 10 процентов лучших выпускников страны для получения необходимой степени магистра в области образование. Многие школы достаточно малы, чтобы учителя знали каждого ученика. Если один метод не работает, учителя советуются с коллегами, чтобы попробовать что-то другое. Они, кажется, наслаждаются вызовами. Почти 30 процентов финских детей получают особую помощь в течение первых девяти лет обучения в школе. В школе, где преподает Лоухивуори, в прошлом году обучалось 240 учеников с первого по девятый классы; и в отличие от Финляндии, которая славится своей этнической однородностью, более половины из 150 учащихся начальной школы являются иммигрантами из Сомали, Ирака, России, Бангладеш, Эстонии и Эфиопии, среди других стран. «Детей из богатых семей с хорошим образованием могут учить глупые учителя», — сказал Лоухивуори, улыбаясь. «Мы пытаемся поймать слабых студентов. Это глубоко в нашем мышлении».

Преобразование системы образования финнов началось около 40 лет назад как ключевой двигатель плана экономического восстановления страны. Педагоги и не подозревали, что она была настолько успешной, пока в 2000 году первые результаты Программы международной оценки учащихся (PISA) — стандартизированного теста, проводимого для 15-летних подростков более чем в 40 странах мира, — показали, что финская молодежь является лучшей. молодых читателей в мире. Через три года они лидировали по математике. К 2006 году Финляндия была первой из 57 стран (и нескольких городов) в науке. В 2009 годуСогласно результатам PISA, опубликованным в прошлом году, страна заняла второе место по естественным наукам, третье по чтению и шестое по математике среди почти полумиллиона учащихся во всем мире. «Я все еще удивлена», — сказала Арьяриита Хейккинен, директор общеобразовательной школы Хельсинки. «Я не понимал, что мы были такими хорошими».

В Соединенных Штатах, которые в последнее десятилетие находились в затруднительном положении, правительственные чиновники пытались внедрить рыночную конкуренцию в государственные школы. В последние годы группа финансистов и филантропов с Уолл-стрит, таких как Билл Гейтс, вложила деньги в идеи частного сектора, такие как ваучеры, учебные программы на основе данных и чартерные школы, число которых за последнее десятилетие удвоилось. Президент Обама, очевидно, тоже сделал ставку на конкуренцию. Его инициатива Race to the Top предлагает штатам соревноваться за федеральные доллары, используя тесты и другие методы оценки учителей — философия, которая не работает в Финляндии. «Я думаю, на самом деле учителя сорвали бы с себя рубашки», — сказал Тимо Хейккинен, директор школы из Хельсинки с 24-летним стажем преподавания. «Если вы измеряете только статистику, вы упускаете человеческий аспект».

В Финляндии нет обязательных стандартных тестов, за исключением одного экзамена в конце старшего года обучения в старшей школе. Здесь нет рейтингов, сравнений или соревнований между учащимися, школами или регионами. Школы Финляндии финансируются государством. Люди в правительственных учреждениях, управляющих ими, от национальных чиновников до местных властей, являются педагогами, а не бизнесменами, военными лидерами или профессиональными политиками. Каждая школа преследует одни и те же национальные цели и состоит из одного и того же пула педагогов с университетским образованием. В результате у финского ребенка есть все шансы получить одинаково качественное образование, независимо от того, живет ли он или она в сельской деревне или в университетском городке. Согласно последнему исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разница между самыми слабыми и самыми сильными учениками самая маленькая в мире. «Равенство — самое важное слово в финском образовании. Все правые и левые политические партии согласны с этим», — сказал Олли Лууккайнен, президент влиятельного профсоюза учителей Финляндии.

Девяносто три процента финнов заканчивают академические или профессиональные средние школы, что на 17,5 процентных пункта выше, чем в США, и 66 процентов получают высшее образование, что является самым высоким показателем в Европейском Союзе. Тем не менее Финляндия тратит примерно на 30% меньше на одного учащегося, чем США.

Тем не менее, знаменитые молчаливые финны явно не бьют себя в грудь. Им не терпится отпраздновать свой недавний чемпионат мира по хоккею, но PISA забивает не так много. «Мы готовим детей к обучению, а не к сдаче экзаменов», — сказал Паси Сальберг, бывший учитель математики и физики, который сейчас работает в Министерстве образования и культуры Финляндии. «Мы не очень заинтересованы в PISA. Это не то, о чем мы».

Майя Ринтола стояла перед своим болтливым классом из двадцати трех семи- и восьмилетних детей одним поздним апрельским днем ​​в Кирккоярвен Коулу. Клубок разноцветных нитей венчал ее медные волосы, словно расписной парик. 20-летняя учительница примеряла свой образ для Ваппу, в тот день, когда учителя и дети приходят в школу в буйных костюмах, чтобы отпраздновать Первомай. Утреннее солнце лилось сквозь сланцевые и лимонные льняные шторы на горшки с пасхальной травой, растущие на деревянных подоконниках. Ринтола улыбнулась и подняла раскрытую руку наискось — свой проверенный временем «молчаливый жираф», который сигнализировал детям, чтобы они замолчали. Маленькие шляпы, пальто, туфли спрятаны в свои закутки, дети шевелились рядом со своими партами в своих носках, ожидая своей очереди, чтобы рассказать свою историю с игровой площадки. Они только что вернулись после обычных 15-минутных игр на свежем воздухе между уроками. «Игра важна в этом возрасте», — позже скажет Ринтола. «Мы ценим игру».

Размотав шевелюры, ученики достали со своих парт мешочки с пуговицами, фасолинами и ламинированными карточками с номерами от 1 до 20. Помощник учителя раздавал желтые полоски, обозначающие единицы из десяти. У умной доски в передней части класса Ринтола провел класс по принципам десятичной системы счисления. Одна девушка без видимой причины носила на голове кошачьи уши. Другая держала на столе плюшевую мышь, чтобы она напоминала ей о доме. Ринтола бродила по комнате, помогая каждому ребенку усвоить понятия. Те, кто закончил раньше, играли в продвинутую игру «головоломка с орехами». Через 40 минут пришло время для горячего обеда в столовой, похожей на собор.

Учителя в Финляндии проводят меньше часов в школе каждый день и проводят меньше времени в классах, чем американские учителя. Учителя используют дополнительное время для создания учебных программ и оценки своих учеников. Дети проводят гораздо больше времени, играя на улице, даже в разгар зимы. Домашняя работа минимальна. Обязательное школьное обучение начинается только в возрасте 7 лет. «Нам некуда торопиться, — сказал Лоухивуори. «Дети учатся лучше, когда они готовы. Зачем их напрягать?»

Почти неслыханно, чтобы ребенок оказался голодным или бездомным. Финляндия предоставляет родителям трехлетний отпуск по беременности и родам и субсидированный детский сад, а также дошкольные учреждения для всех пятилетних детей, где упор делается на игры и общение. Кроме того, государство субсидирует родителей, выплачивая им около 150 евро в месяц на каждого ребенка до тех пор, пока ему не исполнится 17 лет. 97% шестилетних детей посещают государственные дошкольные учреждения, где дети начинают учебу. Школы обеспечивают питание, медицинское обслуживание, консультации и услуги такси, если это необходимо. Медицинское обслуживание студентов бесплатное.

Несмотря на это, Ринтола сказала, что ее дети прибыли в школу в августе прошлого года с разницей в уровне чтения и языка. К апрелю почти каждый ребенок в классе читал, и большинство писало. Мальчиков уговаривали заняться литературой с помощью таких книг, как Kapteeni Kalsarin («Капитанские трусы»). Учитель специального образования школы объединился с Ринтолой, чтобы обучить пятерых детей с различными проблемами поведения и обучения. Национальная цель на последние пять лет заключалась в том, чтобы включить всех детей. Единственный раз, когда детей Ринтолы забирают, это на уроки финского как второго языка, которые преподает учитель с 30-летним стажем и подготовкой в ​​аспирантуре.

Есть исключения, хотя и редкие. Одна первоклассница не была в классе Ринтолы. Тонкий 7-летний мальчик недавно приехал из Таиланда, не говоря ни слова по-фински. Она изучала математику в коридоре в специальном «подготовительном классе», который вел эксперт по мультикультурному обучению. Он разработан, чтобы помочь детям не отставать от своих предметов, пока они осваивают язык. Учителя Кирккоярви научились справляться с необычно большим количеством учеников-иммигрантов. Город Эспоо помогает им дополнительными 82 000 евро в год из фондов «позитивной дискриминации» для оплаты таких вещей, как специальные учителя, консультанты и шесть классов для детей с особыми потребностями.

Автор Линнелл Хэнкок говорит, что стремление делать «во что бы то ни стало» движет не только директором Kirkkojarvi Кари Лоухивуори, показанной здесь, но и 62 000 других профессиональных педагогов Финляндии в 3 500 государственных школах от Лапландии до Турку. Стюарт Конвей «Игра важна в этом возрасте», — говорит учитель-ветеран Кирккоярви Майя Ринтола с несколькими из своих двадцати трех семи- и восьмилетних первоклассников. «Мы ценим игру». Дети в Финляндии проводят меньше времени в классах и больше времени играют, чем американские школьники. Стюарт Конвей Школы Финляндии не всегда были такими свободными. Показанный здесь Тимо Хейккинен, директор школы Каллахти в Хельсинки, вспоминает времена, когда большинство его школьных учителей просто диктовали в открытые тетради послушным детям. Стюарт Конвей Школьный учитель Siilitie из Хельсинки Алекси Густафссон вместе с первоклассниками разработал свою учебную программу по математике на открытом воздухе на бесплатном семинаре для учителей. «Детям интересно работать на улице, — говорит он. «Они действительно учатся с ним». Стюарт Конвей Три войны между 1939 и 1945 года оставили Финляндию по уши в долгах. Тем не менее, говорит Паси Сальберг, «нам удалось сохранить нашу свободу». Стюарт Конвей Финляндия выпускает 93% своих старшеклассников. Только 75,5% учащихся средних школ США заканчивают учебу. Ресурсы диаграммы: Министерство образования и культуры, Финляндия; Министерство образования США; Графика 5W Infographics В Финляндии не требуются какие-либо обязательные стандартные тесты. Ресурсы диаграммы: Министерство образования и культуры, Финляндия; Министерство образования США; Графика 5W Infographics Финляндия тратит на одного учащегося средней школы на 3472 доллара меньше, чем США. Ресурсы диаграммы: Организация экономического сотрудничества и развития; Графика 5W Infographics Финляндия занимает одно из первых мест по чтению, естественным наукам и математике. Ресурсы для диаграмм: Программа международных тестов по оценке учащихся; Инфографика от 5W Infographics

Ринтола будет обучать тех же детей в следующем году и, возможно, в следующие пять лет, в зависимости от потребностей школы. «Это хорошая система. Я могу наладить тесные связи с детьми», — сказал Ринтола, которого Лоухивуори выбрал 20 лет назад. — Я понимаю, кто они. Помимо финского языка, математики и естественных наук, первоклассники изучают музыку, искусство, спорт, религию и текстильное рукоделие. Английский язык начинается в третьем классе, шведский — в четвертом. К пятому классу у детей добавились биология, география, история, физика и химия.

Только в шестом классе у детей будет возможность сдать школьный экзамен, и то только в том случае, если классный руководитель согласится участвовать. Большинство из любопытства. Результаты не оглашаются. Финским преподавателям трудно понять увлечение США стандартизированными тестами. «Американцам нравятся все эти столбцы, графики и цветные диаграммы», — поддразнил Лоухивуори, роясь в своем шкафу в поисках результатов прошлых лет. «Похоже, два года назад мы работали лучше, чем в среднем», — сказал он после того, как нашел отчеты. «Это чепуха. Мы знаем о детях гораздо больше, чем могут нам рассказать эти тесты».

Я приехал в Кирккоярви, чтобы посмотреть, как финский подход работает со студентами, которые не являются стереотипно светловолосыми, голубоглазыми и лютеранами. Но я задавался вопросом, может ли успех Кирккоярви вопреки всему быть случайностью. Некоторые из наиболее громких консервативных реформаторов в Америке устали от толпы «мы-любим-финляндию» или так называемой финской зависти. Они утверждают, что Соединенным Штатам мало чему можно научиться у страны с населением всего 5,4 миллиона человек, 4 процента из которых родились за границей. Тем не менее, финны, похоже, что-то понимают. Соседняя Норвегия, страна такого же размера, проводит образовательную политику, аналогичную той, что проводится в Соединенных Штатах. В нем используются стандартные экзамены и преподаватели без степени магистра. И, как и в случае с Америкой, Норвегия большую часть десятилетия держится на среднем уровне.

Чтобы получить второй образец, я направился на восток от Эспоо в Хельсинки и в суровый район под названием Сиилитие, что в переводе с финского означает «Ежичья дорога» и известен тем, что в Финляндии находится старейший проект жилья для малоимущих. 50-летнее квадратное здание школы располагалось в лесистой местности, за углом от станции метро, ​​в окружении заправочных станций и магазинов. Половина из 200 учащихся с первого по девятый класс имеют проблемы с обучаемостью. В соответствии с финской политикой все, кроме наиболее тяжелобольных, смешиваются с детьми общего образования.

Первоклассники бегали среди ближайших сосен и берез, каждый держал стопку самодельных учительских ламинированных карточек «математика на улице». «Найди палку размером с ногу», — гласил один. «Соберите 50 камней и желудей и разложите их группами по десять штук», — гласил другой. Работая в командах, 7- и 8-летние дети соревновались, чтобы увидеть, насколько быстро они справятся со своими заданиями. Алекси Густафссон, получивший степень магистра в Хельсинкском университете, разработал это упражнение после посещения одного из многочисленных семинаров, доступных для учителей бесплатно. «Я исследовал, насколько это полезно для детей», — сказал он. «Детям интересно работать на улице. Они действительно учатся с ним».

Сестра Густафссона, Нана Гермерот, преподает в классе детей с нарушениями обучаемости; У учеников Густафссона нет проблем с обучением или поведением. В этом году они объединили большую часть своих занятий, чтобы смешать свои идеи и способности с разными уровнями детей. «Мы очень хорошо знаем друг друга», — сказал Гермерот, который на десять лет старше. — Я знаю, о чем думает Алекси.

Школа получает 47 000 евро в год в виде денег на позитивную дискриминацию для найма помощников и учителей специального образования, которым платят немного больше, чем школьным учителям, из-за обязательного шестого года обучения в университете и требований их работы. На каждые семь учеников в Сиилити приходится один учитель (или помощник).

В другом классе два учителя специального образования придумали другой вид группового обучения. В прошлом году Кайсе Сумме, учительнице с пятилетним стажем, было трудно удерживать под контролем стайку первоклассников. Она с тоской заглянула в соседнюю тихую комнату второго класса Пайви Кангасвьери, гадая, какими секретами может поделиться 25-летний коллега-ветеран. В каждой из них были ученики с широким спектром способностей и особыми потребностями. Сумма спросила Кангасвьери, могут ли они совмещать занятия гимнастикой в ​​надежде, что хорошее поведение может быть заразным. Это сработало. В этом году они решили объединиться по 16 часов в неделю. «Мы дополняем друг друга», — сказала Кангасвьери, которая описывает себя как спокойного и твердого «отца» теплой материнства Суммы. «Это совместное обучение в лучшем виде», — говорит она.

Время от времени, как сказала мне директор школы Арьяриита Хейккинен, округ Хельсинки пытается закрыть школу, потому что в округе все меньше и меньше детей, только для того, чтобы местные жители восстали, чтобы спасти ее. В конце концов, почти 100 процентов девятиклассников этой школы переходят в старшие классы. Даже многие из самых тяжелых инвалидов найдут место в расширенной системе профессиональных средних школ Финляндии, которые посещают 43 процента финских старшеклассников, которые готовятся работать в ресторанах, больницах, на стройках и в офисах. «Мы помогаем разместить их в подходящей средней школе», — сказала тогдашний заместитель директора Энн Роселиус. «Нам интересно, что станет с ними в жизни».

Школы Финляндии не всегда были чудом. До конца 1960-х годов финны все еще выходили из кокона советского влияния. Большинство детей бросили государственную школу через шесть лет. (Остальные ходили в частные школы, академические гимназии или народные школы, которые, как правило, были менее строгими.) Только привилегированные или удачливые получали качественное образование.

Ландшафт изменился, когда Финляндия начала пытаться превратить свое кровавое, раздробленное прошлое в единое будущее. На протяжении сотен лет этот отчаянно независимый народ был зажат между двумя соперничающими державами — шведской монархией на западе и русским царем на востоке. Ни скандинавы, ни балты, финны гордились своими нордическими корнями и уникальным языком, который только они могли любить (или произносить). В 1809 г.Финляндия была передана России шведами, правившими ее народом около 600 лет. Царь создал Великое княжество Финляндское, квазигосударство, конституционно связанное с империей. Он перенес столицу из Турку, недалеко от Стокгольма, в Хельсинки, ближе к Санкт-Петербургу. После того, как царь пал перед большевиками в 1917 году, Финляндия провозгласила свою независимость, ввергнув страну в гражданскую войну. Еще три войны между 1939 и 1945 годами — две с Советами и одна с Германией — оставили страну в шрамах от ожесточенных разногласий и непомерного долга перед русскими. «Тем не менее нам удалось сохранить нашу свободу», — сказал Паси Сальберг, генеральный директор Министерства образования и культуры.

В 1963 году финский парламент принял смелое решение выбрать государственное образование как лучший способ восстановления экономики. «Я называю это «Большой мечтой финского образования», — сказал Сальберг, чья новая книга « уроков финского языка » должна выйти в октябре. «Это была просто идея, что у каждого ребенка будет очень хорошая государственная школа. Если мы хотим быть конкурентоспособными, мы должны обучать всех. Все это продиктовано необходимостью выжить».

В практическом смысле — а финны очень практичны — это решение означало, что цель не должна растворяться в риторике. все грядет. Государственные школы будут организованы в единую систему общеобразовательных школ, или  peruskoulu , для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Учителя со всей страны внесли свой вклад в национальную учебную программу, которая содержала рекомендации, а не предписания. Помимо финского и шведского (второй официальный язык страны), дети обычно с 9 лет изучали третий язык (любимый английский). Ресурсы распределялись поровну. По мере улучшения общеобразовательных школ улучшались и гимназии (с 10 по 12 классы). Второе важное решение было принято в 1979 году, когда реформаторы потребовали, чтобы каждый преподаватель на пятом курсе получил степень магистра теории и практики в одном из восьми государственных университетов — за государственный счет. С тех пор учителям фактически был предоставлен равный статус с врачами и юристами. Кандидаты начали наводнять учебные программы не потому, что зарплаты были такими высокими, а потому, что автономия и уважение делали работу привлекательной. По словам Салберга, в 2010 году около 6600 абитуриентов боролись за 660 мест для обучения в начальной школе. К середине 19В 80-х последний набор инициатив освободил классы от последних остатков нисходящего регулирования. Контроль над политикой перешел к городским советам. Национальная учебная программа была преобразована в общие руководящие принципы. Например, национальные цели по математике для классов с первого по девятый были сокращены до четких десяти страниц. Отсеивание и сортировка детей по так называемым группам способностей были исключены. Все дети — умные или менее умные — должны были обучаться в одних и тех же классах, с большим количеством специальной помощи учителей, чтобы гарантировать, что ни один ребенок действительно не будет забыт. Инспекция закрылась в начале 9-го0s, передавая подотчетность и контроль учителям и директорам. «У нас есть собственная мотивация к успеху, потому что мы любим свою работу», — сказал Лоуивуори. «Наши стимулы исходят изнутри».

Безусловно, только за последнее десятилетие международные научные достижения Финляндии выросли. На самом деле, самые ранние попытки страны можно было назвать несколько сталинскими. Первая национальная учебная программа, разработанная в начале 70-х, весила 700 бестолковых страниц. Тимо Хейккинен, начавший преподавать в государственных школах Финляндии в 19Ему 80 лет, а сейчас он директор общеобразовательной школы Каллахти в восточном Хельсинки, он помнит, как большинство его школьных учителей сидели за партами и диктовали послушным детям открытые тетради.

И есть еще проблемы. Сокрушительный финансовый крах Финляндии в начале 90-х принес новые экономические вызовы этому «уверенному и напористому еврогосударству», как назвал его Дэвид Кирби в «Краткая история Финляндии» . В то же время иммигранты хлынули в страну, скапливаясь в малообеспеченных жилых домах и создавая дополнительную нагрузку на школы. В недавнем отчете Академии Финляндии содержится предупреждение о том, что некоторые школы в крупных городах страны становятся все более перекошенными по признаку расы и класса, поскольку богатые белые финны выбирают школы с меньшим количеством бедных иммигрантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *