Дидактические игры в детском саду могут быть разнообразными и ориентированы на различные цели. Вот несколько примеров:
Все эти игры могут быть адаптированы к различным возрастным группам и учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Кроме того, дидактические игры могут быть направлены на развитие конкретных навыков и умений, таких как математические навыки, знания о природе и окружающем мире, навыки чтения и письма. Например, игры на математические навыки могут включать задания на счет, геометрические фигуры, сравнение и классификацию объектов. Игры на знания о природе и окружающем мире могут включать задания на определение растений и животных, их свойств.
Важно помнить, что дидактические игры должны быть интересными и увлекательными для детей, чтобы они не теряли интереса к обучению и развитию. Педагоги могут создавать свои собственные игры или использовать готовые материалы и игры, которые можно найти в интернете или приобрести в магазинах. В любом случае, дидактические игры являются важным инструментом в обучении и развитии детей в дошкольном возрасте.
Основное отличие дидактических игр от других игр заключается в том, что они не только развлекают, но и обучают. Они созданы с учетом педагогических принципов и целей, направленных на развитие конкретных навыков и умений у детей. Дидактические игры часто содержат элементы задач, головоломок и упражнений, которые помогают детям лучше понимать материал и закреплять его в памяти. Кроме того, они могут быть адаптированы к возрасту и уровню развития каждого ребенка, что делает их более эффективными в обучении.
Картотека дидактических игр по ФГОС – сборник материалов для всестороннего развития дошкольников. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, занятия для старших детсадовцев имеют познавательную, коммуникативную, художественную, физическую, речевую направленность развития. Они способствуют психическому и социальному становлению личности, расширению кругозора, получению начальных знаний.
Содержание
Дидактическая игра – эффективный элемент системы всестороннего личностного развития несовершеннолетнего. Игровой материал – важная часть в осуществлении задач ФГОС, так как содержит познавательную и образовательную составляющие.
Дидактические игры применимы для физического, интеллектуального, социального развития ребенка, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Их цели:
В средней группе важно с помощью игр социализировать дошкольников, расширять их представления об окружающем мире. Нужно уделять внимание физическому и эмоциональному совершенствованию личности, развитию наблюдательности, умения концентрироваться, правильно и быстро реагировать на события и других людей.
Для игры подготовьте «волшебную» палочку, украсьте ее красками или блестками. Воспитанники рассаживаются в круг. Расскажите, что палочка превращает каждого, кто ее возьмет, в доброго и дружелюбного человека.
В ходе игры дети по очереди берут палочку, называют сидящего рядом товарища приятным и ласковым прилагательным, затем передают ему «эстафету». Игра завершается, когда все участники получат положительные эпитеты.
В эту игру, развивающую слуховое внимание, играют уже многие поколения детей.
Дети садятся или становятся в ряд. Первый игрок шепчет на ухо второму некое слово. Второй шепчет третьему, и так далее. Последний в ряду игрок произносит услышанное слово вслух. Если оно совпадает со сказанным первым участником, значит, этап удался, игра продолжается. Если слово оказалось неправильным, все игроки, начиная с предпоследнего, говорят вслух, что им послышалось от предыдущего участника. Таким образом удается выяснить, кто «испорченный телефон», кто услышал слово неправильно. Виноватый становится последним в ряду.
Для познавательной игры нужен мяч. Постройте воспитанников в ряд, станьте напротив. Бросайте мяч каждому игроку по очереди, называя при этом любое животное. Задача поймавшего мяч – произнести звуки, издаваемые этим животным. Игра завершается, когда последний в ряду игрок правильно назовет звук.
Игру можно построить наоборот: произносить звуки, а дети пусть вспомнят, какое животное их издает.
Если погода позволяет, выведите детей на прогулку. Пусть каждый ребенок выберет себе одно из облаков на небе. В пасмурный день используйте распечатанные на цветном принтере изображения разных облаков: кучевых, слоистых, перистых. Раздайте каждому ребенку по изображению. Задача воспитанников – внимательно рассмотреть свое облако, рассказать, на что оно похоже, на какое-нибудь животное или предмет.
Для дошкольников средней группы обязательно нужно организовывать музыкально-дидактические игры по ФГОС.
Для игры подготовьте знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, предметы, способные издавать звуки, и непрозрачное полотно. Разложите собранный материал на столе, завесьте полотном, чтобы дети не могли его видеть. Издавайте звуки инструментами и предметами, а игроки должны догадаться, что звучит. Победителем становится давший наибольшее количество правильных ответов.
Игра развивает чувство ритма, слуховое восприятие. Для ее проведения необходимо найти запись любого марша.
Под его звуки дети двигаются по кругу. Задавайте им команды двигаться как определенное животное. Например:
Станьте напротив детей. Изображайте посредством мимики разные эмоции: радость, печаль, удивление, испуг, обиду. Воспитанники должны догадаться, какое настроение на вашем лице.
Игра развивает наблюдательность, концентрацию внимания. Для ее проведения подготовьте разные картины: пейзажи, портреты, натюрморты.
Дети должны внимательно рассмотреть картину, затем закрыть глаза. Закройте листком на скотче какую-либо деталь картины. Дети, открыв глаза, должны вспомнить, какая деталь скрыта.
Игроки делятся на «бабочек» – дневных насекомых, и «мотыльков» – ночных. Один ребенок становится «птицей». Одна часть игрового зала – место полета «бабочек», вторая – «мотыльков». Один из углов – «гнездо».
«Птица» становится в «гнездо». Остальные игроки стоят на своей части игрового зала. Когда ведущий произнесет «день», «бабочки» начинают бегать, танцевать. Когда ведущий скажет слово «ночь», «бабочки» должны замереть, двигаться начинают «мотыльки». Если кто-то из игроков пошевелится не в свое время, «птица» нападает на него, забирает в «гнездо». Побеждают «насекомые», которых «птица» не могла забрать.
Воспитанники рассаживаются в ряд на стульях. Ведущий выходит вперед, начинает корчить рожицы, рассказывать что-нибудь смешное. Его цель – рассмешить товарищей. А задача игроков – не рассмеяться, сохранить серьезное лицо. Тот, кто не выдержит, меняется с ведущим ролями.
В старшей группе обязательны образовательные и познавательные игры, знакомство с природой, окружающими объектами, явлениями и свойствами предметов. Нельзя забывать о подвижных занятиях, общем физическом развитии. Важно продолжать знакомить дошкольников с эмоциями, нормами общения и социального взаимодействия, учить их продуктивной совместной работе, внятному выражению мыслей и построению беседы.
Для групповой игры подготовьте коробочку, положите в нее мелкие предметы либо изображающие их карточки. Рассадите детей на расстоянии друг от друга.
Подходите по очереди к каждому игроку, предлагайте вытащить из коробки предмет, не заглядывая туда. Вытащенный предмет остается секретным, игрок не должен показывать его товарищам. Задача игроков – любым словесным способом разузнать, что это за секретная вещь. Можно:
Важно следить, чтобы игроки не обманывали друг друга. Игра завершается, когда последний игрок расскажет свой секрет. Если какой-то игрок заупрямится, откажется выдавать тайну, нужно мягко подтолкнуть его к изменению поведения, внушить важность быть открытым, дружелюбным, контактным.
Игровая задача – посредством мимики и телодвижений изобразить заданное слово. Ведущий говорит, например, «медвежонок». Затем подзывает одного из игроков, просит изобразить сказанное. Далее произносит другое слово – «любит», вызывает второго участника, просит изобразить этот глагол. Остальные игроки хором произносят то, что изображают товарищи: «Медвежонок любит…». Дальше ведущий просит придумать третье слово, которым завершится фраза. Игроки называют разные варианты: мед, ягоды, спать, играть.
Для игры подготовьте около 20-25 предметов, разложите на столе. Предложите воспитанникам разделить их на группы по качественным характеристикам:
Дети рассаживаются в разных местах игрового зала. Каждый игрок запоминает, где сидит. Для этого он может использовать ориентиры: находящиеся рядом предметы, игрушки, мебель, элементы интерьера.
Включите музыку. Игроки вскакивают с места, бегают по залу, танцуют. Когда музыка прерывается, дети должны вспомнить, где они сидели, занять свое место. На втором этапе игру можно усложнить: дети должны сесть не на прежнее место, а сдвинуться на несколько шагов по движению стрелки.
Игра учит навыку связного рассказа. Для ее проведения подготовьте портреты, на которых изображенные люди выражают разные эмоции, находятся в разной обстановке. Предложите воспитанникам по очереди рассказать от имени изображенного персонажа о себе.
Для игры нужен обычный конверт. Дети становятся в круг, выбирают одного из игроков «почтальоном», тот становится в центр. «Почтальон» дает конверт, например, Мише. Говорит: «Письмо идет от Мише Кате». Стоящие в круге дети быстро передают конверт друг другу, пока он не попадет в руки Кати. Задача «почтальона» – успеть выхватить «письмо», пока оно не дошло до «адресата». Когда ему это удается, «почтальоном» становится игрок, из рук которого конверт был выхвачен.
В подготовительной группе дети готовятся к школе, поэтому важно подбирать образовательные игры, формирующие начальные школьные знания, развивающие интеллект, логику, память, речь, воображение.
Подготовьте для игры сюжетные картинки, разложите их на столе по порядку. Одну карточку отложите, попросите ребенка внимательно рассмотреть ее. Задача играющего – правильно вставить картинку в ряд, чтобы не нарушить сюжет, затем составить по получившейся композиции рассказ.
Для игры сделайте карточки, изображающие разные объекты. Под изображениями находятся строчные таблички, как в «Поле Чудес», в которых количество квадратиков равно числу звуков в слове.
Предлагайте детям находить определенные звуки в словах. Игроки по очереди называют изображенный объект так, чтобы заданный звук четко слышался, затем закрашивают эту фонему в квадратике.
Для игры вырежьте из картона крупные геометрические фигуры, по нескольку штук одинаковых. Разложите их на полу в произвольном порядке. Задача игрока – пройти из одного угла помещения в противоположный, двигаясь только по заданным фигурам, например, по треугольникам.
Игру можно усложнить, включив в градацию, помимо формы, цвет. Например, можно двигаться лишь по желтым квадратам.
Ведущий произносит начало фразы, дети по очереди продолжают:
Называйте ряд слов, а ребенок должен сказать, какое из них лишнее, аргументировать свое мнение:
Называйте природный объект, а дети должны сказать, кем он станет в будущем. Например:
Произносите ряды слов, а дети должны называть объединяющее их понятие:
Дети играют попарно. Каждый в паре изучает внешность товарища, затем оба поворачиваются спиной друг к другу. Ведущий задает игрокам по очереди вопросы касаемо внешности товарища. Например: «Какого цвета глаза?». Или: «Какого цвета пуговицы на рубашке». Проигрывает в паре тот, кто первым неправильно ответит на 3 вопроса.
Обучающие игры в классе могут превратить традиционные планы уроков в увлекательное обучение. В классе игры обычно используются во время самостоятельной работы, во время перемены в помещении и даже для повторения контрольной на следующий день. Однако их не часто рассматривают как целенаправленную учебную деятельность. Использование образовательных игр для обучения — отличный способ начать с малого, внедряя технологии в класс, чтобы поддерживать интерес учащихся, а также взаимодействовать со своими сверстниками.
Почему важны игры в классе?Использование игр для обучения помогает учащимся приобретать дополнительные навыки, выходящие за рамки изучаемой академической концепции. Они также будут развивать социальные навыки 21-го века, навыки решения проблем и создавать сообщество, изучая основной предметный материал.
Игры наиболее эффективны, когда они хорошо спланированы и интегрированы в цели обучения. С Time to Climb вы можете включить существующий урок Nearpod или использовать его как быстрое отдельное занятие.
Новичок в Nearpod? Зарегистрируйтесь бесплатно, чтобы получить доступ к интерактивным занятиям, создавать увлекательные уроки и многое другое!
Зарегистрируйтесь бесплатно
Как использовать обучающие игры в классе 1. педагог надеется научить математике, навыки чтения, письма или науки, которые понадобятся ученику, чтобы преуспеть в мире. Тем не менее, студенты нуждаются в большем наборе навыков, помимо академических. Они должны иметь социальные и эмоциональные навыки обучения, такие как решение проблем, сотрудничество, управление поведением, ответственность, социальные навыки и многое другое, чтобы преуспеть в реальном мире. Эти жизненные навыки переносятся за пределы классной комнаты в повседневную жизнь и могут использоваться практически в любой обстановке.Когда учителя привносят в класс геймификацию, они дают ученикам возможность практиковать эти жизненные навыки, а также наблюдать за ними в действии со стороны своих сверстников. Независимо от того, сужают ли учащиеся варианты ответа на вопрос, используя логику для выбора правильного ответа или практикуя возможности принятия решений, они работают над этими навыками 21-го века.
В игре Nearpod’s Time to Climb учащиеся соревнуются, кто первым доберется до вершины горы, правильно и быстро отвечая на ряд вопросов, чтобы увеличить свои очки и стать одним из трех лучших победителей игры.
Этот игровой тест помогает улучшить память и позволяет учащимся взять на себя ответственность за собственное обучение, одновременно развивая социальные навыки. Имея возможность выбирать несколько правильных ответов и использовать изображения или текст, учителя могут настроить игровой тест в соответствии со своими потребностями.
Исследуйте занятия Time to Climb
2. Создание увлекательного учебного опытаОбразовательные игры в классе могут повысить уровень вовлеченности учащихся в процессе обучения. Когда учащиеся участвуют в игре, их мотивация повышается, что приводит к лучшему участию и способности формировать связи и положительные воспоминания об обучении. Успеваемость и успеваемость учащихся повышаются, когда учащиеся заинтересованы в обучении и мотивированы им.
В Time to Climb ученики могут выбирать своих персонажей и соревноваться с ними. Соревновательный характер и игровые темы сделают ваш класс еще более увлекательным и интересным. Учителя также могут выбирать такие темы, как пляж, карнавал, подводный мир, космос или горы. Наши темы «День святого Валентина», «Хэллоуин» и «Зимние каникулы» будут доступны в эти праздничные дни.
3. Поддерживайте курс обучения учащихсяФормирующее оценивание как ежедневная практика в классе имеет много преимуществ. Это может помочь учителям лучше понять, на каком этапе обучения находятся их ученики, собрать отзывы о том, как сделать урок более эффективным, и точно знать, каким ученикам может понадобиться дополнительная поддержка. Использование игр в классе является эффективным способом оценки учащихся до, во время или после урока.
Time to Climb позволяет учителям делать паузы между вопросами и получать доступ к новым данным во время обучения. Когда вопрос актуален, учитель может мгновенно собирать данные о понимании учащимися концепции. Если пауза между вопросами включена, у учителя будет возможность быстро обдумать эти данные и устранить любые неправильные представления в режиме реального времени во время игры. Учителя могут гарантировать, что, когда учащийся ответит на вопрос неправильно, у него будет возможность выработать стратегию и повторить попытку.
Ознакомьтесь с инструментами формирующего оценивания
Начните использовать игры в классе !Когда игра Time to Climb проводится в живом классе, учащиеся всех возрастов смеются и наслаждаются интегрированными элементами построения сообщества в процессе обучения! Эта образовательная игра разработана с учебным дизайном, который поддерживает вовлеченность учащихся в любую учебную среду. Учителя могут создать игровую викторину в качестве задания, определяемого учащимися, или запустить его в классе для интерактивного участия.
Игровые викторины всегда были любимым занятием учителей и учащихся. Некоторые учителя используют их в качестве предварительной оценки, чтобы получить более глубокое понимание того, что учащиеся уже знают, прежде чем вводить новую концепцию. Другие используют их как привлекательную формирующую оценку в середине урока, итоговую оценку, выходной билет или возможность просмотреть ключевые понятия для подготовки к тесту. Независимо от того, как вы оцениваете, игровое оценивание может помочь вам превратить викторины в увлекательные учебные моменты в классе.
Подпишитесь на Nearpod
Хотите узнать больше об этой теме? Ознакомьтесь с этой записью в блоге: 5 способов организовать совместное обучение в классе
Команда Nearpod
Отмеченная наградами платформа Nearpod используется тысячами школ по всему миру, преобразуя взаимодействие в классе.
nearpod.com/
Многие учителя изо всех сил пытаются плавно включить игры в уроки из-за нехватки времени и материально-технических проблем, но см. обучение на основе игр (GBL) как способ привлечь учащихся и обратиться к различным стилям обучения.
Исследования постоянно показывают такие преимущества. Например, видеоигры стимулируют увеличение дофамина в среднем мозге, чтобы помочь хранить и вспоминать информацию, согласно статье 2014 года в журнале Learning, Media and Technology .
Но когда администраторы и преподаватели не могут беспрепятственно представить игру, учащиеся могут не сразу освоить ее и воспользоваться этими преимуществами.
Вот пять шагов для интеграции обучения на основе игр в ваш класс:
1. Определите цель обучения на основе игрРешение о том, как вы будете использовать игру, сузит область поиска и поможет найти один.
Перед исследованием определите, хотите ли вы использовать игру для:
Учет этих факторов, скорее всего, ускорит процесс поиска игры, которая удовлетворит потребности как учителя, так и ученика.
2. Сыграйте в игру самостоятельно, убедившись, что она соответствует целям обучения.Найдя подходящую игру, сыграйте в нее и запишите:
Обращая внимание на эти критерии во время игры, вы сможете решить, правильно ли игра поддерживает цели обучения.
3. Убедитесь, что все соответствует ожиданиям родителейПеред окончательным выбором игры может потребоваться получение поддержки от других учителей или администраторов, но родители также должны знать о ваших планах обучения на основе игр.
Это открывает двери для участия родителей, которое, согласно часто цитируемому исследованию Национального комитета по делам граждан в сфере образования , является одним из наиболее точных предикторов успеха учащихся:
Семья вносит решающий вклад в достижения, от самого раннего детства до старшей школы … Когда школы вовлекают родителей и учащихся, это дает значительный эффект. Когда родители участвуют в работе школы, а не только дома, дети лучше учатся в школе и дольше остаются в школе.
Более того, вы, вероятно, не хотите, чтобы дети рассказывали ничего не подозревающим родителям, что они целый час играли в игры в классе. Они могут не думать об играх, имеющих образовательную ценность.
Отправка письма домой с объяснением преимуществ игры и, возможно, указанием вашего адреса электронной почты может облегчить эти опасения. Вот письмо, которое Prodigy предлагает учителям, подписавшимся на нашу математическую игру.
Обеспечение такого рода четкой коммуникации должно сгладить процесс реализации как с точки зрения учителя, так и с административной точки зрения.
4. Посвятите время последовательной игре в классеПериодическое обучение на основе игр может не позволить учащимся достигать учебных целей так же эффективно, как последовательное, запланированное игровое время. Более того, это может быть не так увлекательно, как возможно.
Например, исследование, опубликованное в журнале Educational Technology and Society , обнаружило положительную корреляцию между структурированным 40-минутным периодом обучающей игры и не только более быстрыми процессами запоминания, но и улучшенными навыками решения проблем. В классе, где используется устройство 1:1, выделите время для учебных занятий на основе игр:
Эти опции должны облегчить выделение времени для образовательной игры, органично включив игровое обучение в класс.
5. Оценка прогресса во время игры, информирование об инструкцияхСбор данных из игр, которые вы реализуете, может выявить проблемные места и способности учащихся, помогая вам формировать обучение в классе.
Сбор данных зависит от цели и характера рассматриваемой игры.
Обычно используется следующий метод:
Этот заключительный этап внедрения игрового обучения даст вам информацию, необходимую для корректировки уроков и занятий, устранения проблемных мест и закрепления новых знаний.
ИнфографикаСоздано Образовательные технологии и мобильное обучение , вот инфографика, которая обобщает пять шагов по внедрению и использованию игрового обучения в вашем классе:
Примеры игровых вариантов обучения для вашего класса 1. ВидеоигрыПо мере того, как устройства становятся все более доступными в классах, многие видеоигры предлагают всесторонний игровой процесс обучения.
В некоторые из них учащиеся могут играть через загружаемые программы, тогда как другие доступны онлайн.
Например, Prodigy — это веселая математическая онлайн-игра, предназначенная для учащихся с 1 по 8 классы. Вы можете изменить направленность вопросов, чтобы дополнить уроки и домашние задания, а также просматривать автоматические отчеты для проверки успеваемости каждого учащегося.
Помимо корректировки вопросов для устранения проблемных мест учащихся, игра генерирует математические задачи, в которых используются слова, диаграммы, изображения и числа.
Создайте и войдите в свою бесплатную учетную запись учителя! 2. Адаптации общих игрВремя подготовки варьируется, но вы можете создавать спины в популярных играх в дополнение к урокам и модулям.
Например, вы можете превратить крестики-нолики в математическую игру. Начните с разделения листа на квадраты — три по вертикали и три по горизонтали. Вместо того, чтобы оставлять их пустыми, поместите в каждое уравнение или текстовую задачу, проверяющую разные способности.
Аналогично вы можете создать свою версию игры, которая задает основанные на фактах вопросы , например Trivial Pursuit.
Внедрение такого рода игрового обучения в классе не только привлекает учащихся, но и не заставляет вас полагаться на компьютеры и другие цифровые устройства.
3. Оригинальные игрыВы не ограничены адаптациями и видеоиграми. Вы можете создавать оригинальный интерактивный контент.
Это возможно путем создания викторин, настольных и командных игр, а также использования программного обеспечения, такого как QuoDeck, для разработки и настройки простых цифровых игр.
Это позволит вам полностью настроить игровой процесс обучения.
Обучение на основе игр и геймификацияКогда вы работаете над плавным внедрением игр в свою стратегию обучения, это помогает понять различия между геймификацией и обучением на основе игр.
Это потому, что их часто путают, и каждый требует отдельного подхода для введения. Вот основные отличия:
Помня об этих моментах, ваш подход должен соответствовать игровому обучению.
Заключительные мысли о внедрении игрового обучения в классе Наряду с примерами и обсуждением геймификации используйте это пошаговое руководство, чтобы плавно внедрить игровое обучение в классе.