Кляксография ниткопись пластилинография это – КЛЯКСОГРАФИЯ. Техника рисования

Содержание

техники рисования, конспект занятия + фото и видео

Дошкольный возраст — самое подходящее время для развития творческих способностей ребёнка. Разнообразить изобразительную деятельность, сделать её более увлекательной помогут нетрадиционные техники рисования, в частности, кляксография. Для дошкольников это способ выразить свою личность, проявить фантазию, выплеснуть на бумагу накопившиеся эмоции.

Особенности организации занятий по кляксографии в детском саду

Кляксография — это рисование пятнами. Суть данной нетрадиционной техники заключается в том, чтобы разглядеть в кляксе какой-то образ и дополнить его деталями. Таким образом, ребёнку не требуется для рисования особых навыков — нужно только включить фантазию.

Первый шаг в кляксографии — это идея. Именно воображение юного художника сделает кляксу доброй или злой, милой или страшной. Например, одно и то же чёрное пятно можно превратить в милого спящего котёнка, дорисовав ему усики, лапки и хвостик, или же во взъерошенную любопытную ворону. Ручеёк краски от кляксы иногда убегает в угол листа — изображение получается похожим на жирафа с длинной шеей. Если же струйка пойдёт вниз, то на картинке вырисовывается длинноногий страус. Немного поработав кисточкой, можно создать диковинное сказочное существо, которое никто никогда не видел, и наделить его своим неповторимым характером.

Занятие кляксографией позволяет ребёнку весело провести время, поскольку, раздувая пятно, никогда нельзя предугадать заранее, как будет выглядеть конечный результат. Такая деятельность ещё и полезна для здоровья: выдувание через соломинку укрепляет лёгкие (это особенно полезно для профилактики кашля), что актуально для часто болеющих ребят.

Выдувание воздуха через трубочку укрепляет лёгкие и является профилактикой дыхательных заболеваний

Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Аристотель

Практиковать занятия кляксографией в детском саду можно уже со второй младшей группы. Трёхлетний малыш вполне способен ставить краской кляксы, а затем рассматривать их, чтобы представить какой-то образ. Воспитатель при этом помогает ребёнку наводящими вопросами: «На что похожа твоя клякса?», «Какое животное или растение она тебе напоминает?», «Какой у неё характер, она весёлая или грустная?». Такие рассуждения очень полезны, поскольку развивают мышление, речь и фантазию дошкольника.

Следующий этап — это непосредственно изобразительная деятельность — дорисовка кляксы. Таким образом можно составить целую сюжетную картинку. Благодаря кляксографии дошкольник учится передавать силуэтное изображение, гармонично располагать объекты в пространстве, смешивать оттенки цветов, развивает глазомер и координацию движений рук. Данная техника раскрепощает детей: их творчество становится смелым и непосредственным (ведь на обычном занятии педагог за кляксы делает замечание, а здесь это — основа работы). Кстати, этот способ рисования успешно используют психологи в качестве арт-терапии.

Если в младшей группе воспитатель предлагает на занятиях кляксографией простейшие задания, сам иногда помогает дополнить изображение, то в более старшем возрасте вводятся дополнительные техники и более сложное дорисовывание деталей.

Используемые материалы и основа

Для занятия кляксографией педагог предлагает ребятам жидкие акварельные краски — именно они позволяют рисовать пятнами. В качестве альтернативы подойдёт и обычная медовая акварель, однако её нужно разбавить водой в любой ёмкости. Для творчества дошкольникам также понадобятся жёсткие кисти (с плотным ворсом) разного размера (тонкий ворс пригодится для прорисовки деталей) и коктейльные трубочки. Можно использовать пипетки — для образования маленьких пятен.

Коробку, в которой хранятся принадлежности для кляксографии, например, соломинки, можно оформить в этой нетрадиционной технике.

С помощью кляксографии можно креативно оформить коробку для хранения красок или кисточек

В качестве основы желательно использовать плотную бумагу или картон, так как метод кляксографии предполагает большое количество воды на поверхности для рисования. В зависимости от темы занятия бумагу можно предварительно затонировать в определённый оттенок: например, в синий или голубой, если дошкольники будут изображать морское дно с кляксами-водорослями, или в зелёный, если предполагается рисование лесного пейзажа. В младшей и средней группе эту работу делает воспитатель, в старшем возрасте дошкольники могут сделать это самостоятельно.

Лист бумаги также можно предварительно смочить широкой кистью или поролоновой губкой. Это упростит процесс создания пятен. Однако основа не должна быть чересчур мокрой, иначе краска слишком сильно растечётся.

Приёмы рисования: основная техника и дорисовывание деталей

Техника кляксографии основана на использовании двух ключевых приёмов (их можно совмещать или же применять по отдельности):

  • Капельный способ. Больше всего он подходит для создания пейзажей. Большая жёсткая кисть пропитывается жидкой акварелью и встряхивается над местом, где нужно оставить большое пятно. Если же необходимы миниатюрные кляксы, то следует слегка постукивать по деревянной основе кисточки. Для точечного нанесения акварели можно использовать пипетку. Создание разноцветных пятен разного размера позволяет создавать интересные замысловатые композиции.
  • Метод растекания. Для рисования понадобится обычная кисть (не обязательно жёсткая). С помощью большого количества краски образуется жидкое пятно, которое затем раздувается соломинкой в разные стороны. В результате получается клякса с множеством подтёков — это основа для творчества. Далее изображение дополняется в соответствии с фантазией юного художника.

Изображение может создано с помощью метода растекания

Одновременно с указанными способами рисование в технике кляксографии осуществляется в двух направлениях:

  • ребёнок представляет себе некий образ или сюжет, а затем воплощает его на бумаге;
  • вначале создаётся клякса произвольной формы, которая дорисовывается до подходящего образа (форма наполняется конкретным содержанием).
Методика рисования дерева с помощью кляксографии

Эффектно изобразить дерево в технике кляксографии помогут следующие советы:

  • вначале нужно поставить кляксу в нижнюю часть листа;
  • кончик соломинки немного наклонить в краску и подуть на каплю через неё по направлению к верхней части основы — получится ствол;
  • раздувая краску от ствола в разные стороны, формируем ветки, при этом для образования тоненьких ветвей нужно быстро двигать соломинку из стороны в сторону либо резко дуть на маленькие капли.

Важная часть занятия по кляксографии — прорисовка дополнительных деталей образа. При этом для работы дошкольникам понадобится кисть с тонким ворсом и краски. Хотя в некоторых случаях уместно использовать карандаши или фломастеры, например, чтобы изобразить иголки сосны и оформить вокруг неё цветочную полянку.

Для оформления отдельных деталей рисунка могут использоваться фломастеры или цветные карандаши

Оригинальные работы получаются при сочетании кляксографии с другими нетрадиционными техниками рисования и аппликацией. Так, используя ватные палочки, можно красиво изобразить ягоды и листья на ветке рябины, а также оформить таким способом рамку рисунка. Интересна композиция на тему подводного мира: с помощью кляксографии рисуются водоросли, а из пластилина формируются рыбки и морские камешки. Изящную пейзажную зарисовку представляет собой комбинация кляксографии и техники печатания листьями.

Фотогалерея: примеры дополнения рисунка в технике кляксографии

Проведение занятия по кляксографии в разных возрастных группах

Занятия по кляксографии в детском саду проводятся по определённым темам. В основном это растительная тематика: «Красивые цветы» (младшая и средняя группы), «Осеннее дерево» (как вариант — весеннее или зимнее), «Заколдованный лес», «Ветка рябины». В старшей и подготовительной группе деревья рисуются более детально, акцент ставится на дополнительных деталях.

Каждый ребёнок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

В младшей группе в технике кляксографии можно рисовать солнышко, а в средней группе задание следует усложнить — дополнить изображение антропоморфными чертами: нарисовать солнышку глазки, носик, ротик, придать ему весёлое либо, наоборот, грустное выражение лица. Другие возможные темы: «Разноцветный салют» (можно организовать как коллективную работу), «Бабочка», Ёжик», «Цыплёнок», «Паучок», «Птички в гнезде».

В старшем дошкольном возрасте можно предложить фантазийную тему «Волшебное превращение кляксы» или «Живая капля»: каждый ребёнок самостоятельно продумывает содержание своего рисунка. Одна и та же клякса может превратиться в рыбку, лисичку, дикобраза и прочих живых существ.

Одна и та же оранжевая клякса может превратиться в самых разных животных

В подготовительной группе кляксография может стать основой создания портрета (например, мамы). Таким способом изображаются волосы, а затем уже дорисовываются черты лица.

Кляксография — оригинальный способ изобразить волосы

Организация мотивирующего начала занятия

Кляксография — само по себе волшебное действие, однако правильная мотивация ещё больше увлечёт детей занятием. Например, в гости к малышам может прилететь красавица-бабочка и пожаловаться на свою беду: она живёт в лесу на большой полянке, где раньше росло много ароматных цветов. Но пришли девочки и все их сорвали, чтобы сплести себе веночки. И бедной бабочке теперь совсем негде жить. Ребята могут помочь ей — нарисовать красивые цветы в технике кляксографии.

Бабочка жалуется ребятам, что девочки сорвали на полянке все цветочки

Занятие можно начать с беседы о весны и её признаках. Это время года тёплое и ласковое, всё вокруг оно украшает зеленью и цветами. Педагог предлагает ребятам стать на время помощниками весны и украсить свою группу нежными весенними цветами.

Поскольку кляксография хорошо подходит для рисования деревьев и кустарников, то за помощью к малышам может обратиться зайчик. На лесной опушке, где он живёт, мало деревьев, и ему негде прятаться от волка и лисы. Ребята с радостью изобразят для него деревья и прочую растительность.

К старшим дошкольникам в гости может прийти сама Клякса (педагог демонстрирует рисунок с антропоморфными чертами) и пригласить их в свою страну Кляксонию. Там живут необычные и весёлые существа. Если подуть на них в трубочку, то жители изменяются — у них могут вырасти ручки и ножки, рожки и хвостик. Чтобы попасть в Кляксонию, нужно выполнить определённое задание (например, посчитать до десяти и обратно либо назвать свой домашний адрес и пр.).

Клякса приглашает ребят в свою сказочную страну Кляксонию

Дошкольникам всегда интересен мотив письма. Например, в группу приходит послание от Кисточки. У неё случилась беда — она хотела нарисовать красивые полевые цветочки, но нечаянно поставила краской на лист бумаги большую кляксу и теперь не знает, что делать. Дети подскажут Кисточке, что эту кляксу можно превратить в красивую картинку, и с радостью сами её нарисуют.

Кисточка расстроена тем, что нечаянно поставила кляксу

Если тема занятия «Заколдованный лес», то начать его можно с просмотра соответствующих иллюстраций. Педагог обращает внимание дошкольников на то, что стволы деревьев напоминают туловище человека, толстые ветки похожи на руки, а тонкие — на пальцы и волосы. В пейзажных картинах ребята находят сказочных существ, необычные для этого места предметы, фантазируют на тему того, кто ещё может скрываться в таком лесу. Таким образом, ребята подключают воображение и воодушевляются желанием самим изобразить таинственный лес с помощью техники кляксографии, дополняя рисунок избушкой, сказочными птицами, мухоморами и пр.

Начать занятие можно с забавного стихотворения про кляксу. Про кляксу существуют также замечательные сказки, которые ребята с удовольствием послушают перед творческой деятельностью. Например, в произведении «Хитрая клякса» Ирис Ревю мальчик Коля Кляксин однажды решил нарисовать домик. Он намочил кисточку и окунул её в краску. Но с кисти скатилась большая капля и на альбомном листе образовалась клякса. Коля расстроился и хотело уже было взять другой лист, как клякса предложила мальчику превратить её во что-нибудь полезное. Он подумал и решил нарисовать маленькое озеро, на берегу которого будет стоять домик. Коля взял голубую краску и так и сделал. Рисунок получился красивым и добрым: мальчик дополнил картинку цветочками, бабочками, девочкой, которая стояла на крылечке домика. С тех пор мальчик всегда рисовал аккуратно: у него не было клякс, однако иногда Коле хотелось пошалить. И тогда он начал изображение именно с кляксы, а потом превращал её в тучку, облачко, медвежонка и пр. Ведь это так интересно.

Такую коротенькую сказку можно рассказать ребятам младшего и среднего дошкольного возраста, а потом провести с ними небольшую беседу по следующим вопросам:

  • Что такое клякса, и как она рождается?
  • Почему произведение называется «Хитрая клякса»?
  • Во что Коля придумал превратить кляксу?
  • Каким можно назвать мальчика Колю? (смышлёный, находчивый, фантазёр и пр.).

Воспитатель также может обсудить с детьми пословицы, которые подходят к содержанию данной сказки:

  • Находчивость на деньги не купишь.
  • Творчество и ум — родственные понятия.
  • Смекалка — умному подмога.

Ребят постарше (старшая и подготовительная группы) заинтересует сказка Владимира Сутеева «Мы ищем кляксу». Это увлекательная история о том, как Маша и Ваня совершили путешествие в мир фантазии, где спасали рисунки художника от проделок злой кляксы, которая сбежала из баночки с тушью. Однажды друзья зашли к своему соседу Художнику, чтобы полюбоваться на его рисунки. Но Маша нечаянно разлила баночку с тушью на альбом. Образовалась огромная клякса, которая вдруг ожила и спряталась между страницами альбома. Ребята решили исправить свою вину и во что бы то ни стало поймать кляксу. Художник быстро нарисовал портреты девочки и мальчика, взмахнул карандашом и произнёс заклинание. Дети начали своё путешествие по сказочной стране. Они побывали в избушке Бабы-Яги, которая хотела сварить их в котле, в открытом море, плывущими в бочке, а затем на лодке, когда их чуть не съела акула. После этого дети попали в жаркую пустыню, где встретили огромного льва, потом на неизвестную планету (которую придумало воображение Художника). Там они увидели инопланетян, среди которых была чёрная клякса, успевшая перескочить на следующую страницу. Была ещё встреча со Змеем Горынычем, с дворником дядей Федей. В конце концов зловредную кляксу поймали только на последней странице альбома. Художник вернул детей в реальность и признался им, что на самом деле он художник-мультипликатор.

На занятиях по кляксографии в качестве мотивационного начала можно продемонстрировать ребятам картины известных художников, рисовавших в этой технике.

Таблица: примеры стихотворений про кляксы

Фотогалерея: изображения заколдованного леса

Фотогалерея: иллюстрации художников, выполненные с использованием техники кляксографии

Некоторые иллюстрации детских книжек выполнены в технике кляксографии
Из клякс получается удивительный заколдованный лес
С помощью клякс можно выполнить отдельные элементы рисунка, например, деревья

Таблица: примеры конспектов занятий по кляксографии (фрагменты)

Примеры рисунков дошкольников, выполненных в технике кляксографии

Кляксография — красивая и выразительная техника, доступная детям самого разного дошкольного возраста.

Фотогалерея: рисунки младших дошкольников

На этом рисунке кляксы дополнены очаровательным петушком
Для начала нужно дать возможность малышам поупражняться в новой технике
В этой работе ребёнок использовал насыщенные цвета
Данный рисунок интересен яркой и разнообразной цветовой гаммой

Рисунки воспитанников младшей группы просты, но тем не менее выразительны. Изображение становится интересным за счёт использования ярких цветов (например, композиция «Одуванчики», «Салют»). В работе «Волшебные капельки» ребёнок превратил кляксы в травку и дополнил картинку красивым петушком с разноцветным хвостом, который клюёт зёрнышки.

Фотогалерея: рисунки воспитанников средней группы

Работы детей среднего дошкольного возраста более замысловаты. Так, с помощью двух жёлтых клякс разного размера создан образ очаровательного цыплёнка с красным клювом и лапками («Цыплёнок»). В композиции «Сказочный лес» деревья кажутся необычными за счёт того, что нарисованы голубой и сиреневой краской. Оригинальные цветочки получились в результате сочетания двух нетрадиционных техник — кляксографии и печатания штампами («Красивые цветы»). Интересна сюжетная композиция «Медведица и медвежата»: с помощью клякс здесь изображены солнышко, облака и травка. В данной технике нарисованы и гнёзда, в которых сидят милые птички: техника кляксографии идеально передаёт переплетение тоненьких веточек.

Фотогалерея: рисунки воспитанников старшей группы

Воспитанники старшей группы экспериментируют на тему живой кляксы — создают антропоморфные сказочные образы, наделяя их определёнными чертами характера («Злые кляксы», «Весёлые кляксы»). Оригинален карандашный рисунок «Волшебный цветок счастья»: с помощью кляксографии здесь намечен центральный рисунок лепестков. На высоком уровне выполнены и пейзажные композиции: позитивным настроением пронизаны рисунки на тему «Летний день», другие работы достоверно передают колорит ранней и поздней осени («Осень в лесу», «Поздняя осень»). Отметим интересные образы ёжиков, несущих на спинке яблоки.

Фотогалерея: рисунки дошкольников подготовительной группы

Рисунки будущих школьников представляют собой выразительные законченные композиции. Это загадочный фиолетовый ёжик, словно появившийся из сказки («Вышел ёжик на прогулку»), грациозные тюльпаны с бутонами красивых оттенков, которые тянутся вверх к солнцу («Тюльпаны»). На рисунке «Цветочная поляна» множество клякс в нежной пастельных гамме слились в замысловатый пейзаж. В композиции «Веселики» разноцветные кляксы похожи на паучков (очень аккуратно прорисована паутина). Оригинальна и изящна работа «Дерево ночью», где яркие белые цветы совпадают по цвету с луной.

Видеоматериалы по теме

Педагогам, желающим освоить технику преподавания кляксографии в ДОУ, помогут видеоролики с тематическими мастер-классами и воплощением интересных идей. А родители воспитанников могут понаблюдать, как протекает творческий процесс по созданию рисунков из клякс у детей дошкольного возраста.

Видео: малыши рисуют в технике кляксографии и монотипии

Видео: мастер-класс по кляксографии «Весенняя веточка»

Видео: рисунок в технике кляксографии «Бабочка на цветке»

Видео: дошкольники рисуют цветы в технике кляксографии

Кляксография в детском саду — не только техника рисования, но и замечательный способ весело провести время. Экспериментируя с красками, ребята создают неожиданные и причудливые образы. Причём, раздувая кляксу, никогда нельзя угадать заранее, как будет выглядеть конечный рисунок. Кроме того, такая деятельность полезна для здоровья дошкольников — укрепляет дыхательную систему и повышает эмоциональный фон.

shkolabuduschego.ru

Методическая разработка на тему: Текст к мастер-классу “Кляксография ниточкой”

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов ДОО

«Нетрадиционные техники рисования»

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

Актуальность мастер-класса:

– в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

– в процессе работы, у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:

– познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

– познакомить педагогов с различными  техниками рисования;

– развивать интерес к различным нетрадиционным способами изображения предметов на бумаге, картоне и др.

– способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

– развивать творческие способности и экспериментирование;

– воспитывать чувство прекрасного.

Применение:  в работе кружка,  в повседневных НОД по рисованию, в работе с родителями.

I часть (теоретическая)

Вступительное слово

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а ют этому.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

– Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

– Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

– Внимания и усидчивости;

– Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”.

Методические советы

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

– игра, которая является основным видом деятельности детей;

– сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

– просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

– музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

– рисование пальчиками;

– оттиск печатками из картофеля;

– рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

– тычок жесткой полусухой кистью.

– печать поролоном;

– печать пробками;

– восковые мелки + акварель

– свеча + акварель;

– отпечатки листьев;

– рисунки из ладошки;

– рисование ватными палочками;

– волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

– рисование песком;

– рисование мыльными пузырями;

– рисование мятой бумагой;

– кляксография с трубочкой ;

– монотипия пейзажная ;

– печать по трафарету ;

– монотипия предметная ;

– кляксография обычная;

– пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

II часть (практическая)

Метод «Кляксография ниточкой»

Уважаемые, коллеги! Сегодня мы вас познакомим с одним из видов нетрадиционного рисования «Кляксография». Для этого нам потребуется:

– альбомный лист бумаги, сложенный вдвое;

– чистый альбомный лист;

– нитки;

– акварельные краски;

– кисти;

– баночка с водой;

– салфетки;

– ножницы;

– клей.

Цель:

        познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой рисования «кляксография ниточкой»

Задачи:

– развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

– заряд положительной энергией, снятие эмоционального напряжения путём применения нетрадиционных технологий художественной деятельности.

Этапы работы:

1. Рисовать можно гуашью или акварелью. Гуашь необходимо наложить в блюдце и слегка развести водой.

Акварель в общей палитре достаточно смочить водой при помощи кисти

2. Нитку окрашиваем таким образом, чтобы оба конца на 5-6 см остались чистыми. Нитку опускаем в краску, прижимаем сверху кисточкой, и пропускаем нить между краской и кисточкой, следя, чтобы она равномерно окрасилась по всей длине

3. Окрашенную нить укладываем на одну часть бумаги (до сгиба), таким образом, чтобы оба конца нитки были свободными и свисали с одного края бумаги.

4. Накрываем второй частью листа, поверх кладём плитку и прижимаем ею лист бумаги

5. Вытягиваем нить одновременно за оба конца  

6. Убираем плитку, раскрываем лист бумаги, и у нас получается два элемента узора. Одной и той же ниткой можно рисовать несколько раз. Если по замыслу цвета краски будут изменяться, начинать следует от светлых (жёлтой, светло-салатовой, голубой) до более ярких и тёмных (оранжевой, красной, бордовой, тёмно-зелёной, синий, фиолетовой) и т.д.

7. Если нитка слишком мокрая или краска обильно смочена водой, изображение может получится размытым, похожим просто на яркую кляксу.

8. Напротив, если краска недостаточно смочена водой, и нитка сухая или не полностью прокрашена, в изображении узора на обеих или одной из сторон бумаги возможны непрокрасы.  

9. В получившемся изображении можно увидеть фигурки животных, птиц, бабочек, формы цветочков, листиков, морские волны. Можно добавить изображение недостающими деталями, для получения законченной картины,  а можно из нескольких изображений составить новые формы или целый коллаж.

10. Для этого перегибаем лист бумаги с элементами изображения по сгибу, но уже таким образом, чтобы узор оказался не во внутренней, а на внешней стороне бумаги. И вырезаем одновременно оба изображения, отступив от контура 1-2 мм.

11. Отдельные элементы компануем в нужные формы и силуэты, Лишние детали обрезаем.

12. Приклеивать начинаем с нижних слоёв рисунка.

13. У вас может получится «букет цветов в вазе» и «волшебный зверёк» и т.п.

Литература:

1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.

2. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.

5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир.-М., 2007.

nsportal.ru

Кляксография. Техника рисования – Кляксография – Мастерим вместе – Каталог статей

Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Существует даже такая техника рисования — кляксография.

Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в этой технике. Такой была история возникновения техники рисования – кляксографии.

Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детское время. Способ абсолютно не сложный, но очень увлекательный, развивающий не только навыки и способности к рисованию, но и фантазию, смекалку, усидчивость. Кляксография – это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Более того, его принято считать нетрадиционной техникой, как, впрочем, и многие другие, где используется необычный для этой цели материал.

При помощи кляксографии хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.

Положительные стороны кляксографии

В последнее время, данный вид рисования стал очень популярен. Случайное пятно, появившееся на бумажном листе из-за неосторожности, может иметь неповторимую структуру. Как бы вам не хотелось, такой узор больше не повторить. Добавив немного фантазии и креативности мышления, любую кляксу можно превратить в предмет животное или выдуманное существо.

Данный вид деятельности не имеет абсолютно никаких ограничений в возрасте. То есть, могут заниматься, как дети, так и взрослые.

Кляксография техника рисования

Необходимый инструмент

Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:

  • Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.
  • Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.
  • Картон или лист белой бумаги.
  • Емкость для воды.
  • Ватные палочки.
  • Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.

Этапы творческого процесса

Итак, кляксография техника рисования. С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка. Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.

Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.

Наиболее распространенный — капельный метод.

Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.

 Во втором способе кляксографии используют метод растекания.

Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь нужно присмотреться к полученному рисунку и дорисовать детали.

       Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время. В процессе рисования картинки, в которой используется техника кляксография, у  детей:

  • развивается глазомер и координация рук
  • развивается фантазия, творческое виденье и воображение,
  • отрабатываются навыки работы с красками, кистями,
  • дети учат передавать силуэты людей, растений и животных,
  • развивается старательность, внимательность, аккуратность.

mbdou59.ucoz.ru

Муртазина Зулфира Ядкаровна — Академия Развития Творчества «АРТ-талант»

Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству.

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи:

  • познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – кляксография;
  • научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения: выдувание трубочкой и монотипия;
  • повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: рисунки, выполненные в технике кляксография; работы детей по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь, тушь разного цвета, баночки с водой, кисти, цветные карандаши, трубочки коктельные, альбомные листы бумаги, ножницы, клей, полоски бумаги, салфетки на каждого педагога.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; творческая работа детей.

МАСТЕР-КЛАСС № 1  «Дерево Саксаул»

Техника: кляксография (выдувание трубочкой)

1. Приготовить: лист плотной альбомной бумаги, чёрную тушь во флаконе с тонким наконечником, коктельную трубочку, цветные карандаши (жёлтый, коричневый, голубой) для фона.

2. На листе бумаги рисуем яркое солнце, песок.

3. Берём флакон с тушью и в нижней части листа ставим кляксу.

4. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

 

5. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо – влево, вверх – вниз.

6. Получится вот такое дерево.

МАСТЕР-КЛАСС № 2 «Сказочное дерево»

Техника: кляксография (выдувание трубочкой

1. Приготовить: альбомный лист бумаги; тушь цветную во флаконах с тонким наконечником; трубочку коктельную; кисть беличью № 3-5; палитру, стаканчик с водой, цветные карандаши для фона.

2. Цветными карандашами готовим фон (трава, небо).

3. Берём флакон с тушью любого цвета и в нижней части листа ставим кляксу.

 

4. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

5. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо – влево, вверх – вниз.

 

6. На палитру набираем по капле туши разного цвета и кистью, способом примакивания – рисуем листья.

 

7. Получится вот такое сказочное дерево.

МАСТЕР-КЛАСС № 3 «Бабочка»

Техника: кляксография (монотипия).

1. Приготовить: гуашь разных цветов, баночку с водой, альбомный лист бумаги, кисть, клей, полоску бумаги, ножницы.

2. Лист бумаги сложить пополам.

3. Раскрыть.

4. На одной половине листа нанести кисточкой гуашь по контуру.

5. Нанести краску другого цвета в произвольном порядке.

6. Можно использовать ещё 1-2 цвета. 

7. Сложить лист бумаги, при этом чистая половина листа накладывается на половину листа с краской. Лёгкими поглаживающими движениями по листу бумаги распределяем краску внутри.

8. Раскрыть лист бумаги и дорисовать бабочке усики, глаза.

 

9. Вырезать бабочку по контуру.

 

10. С обратной стороны бабочки приклеить полоску бумаги (для указательного пальца).

 

11. Получится вот такая бабочка.

Успехов в творчестве!

Автор:  Муртазина Зулфира Ядкаровна, воспитатель МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республика Татарстан

Брелок «КИТТИ» → ←Мастер-класс “Паровозик здоровья”

www.art-talant.org

Статья “КЛЯКСОГРАФИЯ КАК ТЕХНИКА НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ”

Мадьярова Е.С.

Воспитатель МБДОУ №46 «Золушка»

Г.Альметьевск

Кляксография как техника нетрадиционного рисования

Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своём
труде.

Роден

Вы встречали детей, которые не любят разбрызгивать и размазывать грязь? Эту особенность ребенка можно использовать в целях творческого развития. Пальчиковое рисование, рисование ладошками и кляксография — все это «культурные» методы размазывания и разбрызгивания, только уже не грязи, а краски.

Кляксография — одна из нетрадиционных техник рисования, и, наверное, самая недооцененная. А зря… Кляксография формирует умение передавать силуэты, помогает научиться более профессионально работать с кистью и красками. Сложно найти лучшее занятие для развития фантазии и творчества. Помимо этого, в человеке, занимающемся кляксографией воспитываются такие качества как сопереживание и эстетическое восприятие созданных изображений.


Применение кляксографии разнообразно:

– кляксография применяется психологами на занятиях с пациентами.

– кляксография — замечательный способ провести свободное время как с пользой, так и просто с положительным настроением. Создавать необычные образы понравится любому!

– возможность развития творческого воображения и мышления.

При занятии кляксографией развивается глазомер и улучшается координация.

В кляксографиии средствами выразительности являются пятно и цвет.

Существует 3 вида кляксографии:

– обычная

с трубочкой.

– с нитью. 

В обычной кляксографии способ получения изображения такой: нужно зачерпнуть краску ложечкой и вылить её на бумагу в произвольном порядке, затем этот лист нужно накрыть другим листом бумаги. Либо сложить листок пополам и прижать ладонями. Далее, получившееся изображение, открыть и внимательно рассмотреть, определив, на что оно похоже. Недостающие детали можно дорисовать фломастерами.

Используемые материалы: мисочка с тушью или жидко разведенной гуашью, пластиковая ложечка или кисть.

В кляксографии с трубочкой способ получения изображения такой: нужно опустить кисть в краску, и сделать на бумаге кляксу. Затем на эту кляксу подуть из трубочки так, чтобы трубочка не касалась ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедуру повторить. Недостающие детали можно дорисовать.

Используемые материалы: мисочка с тушью или жидко разведенной гуашью, кисть, трубочка для коктейля.

В кляксографии с нитью способ получения изображения такой: нужно опустить нить в краску и выложить на листе, оставив ее конец за границей листа. Накрыть вторым листом бумаги и вытянуть нить, прижимая верхний лист. В итоге образуются причудливые линии и пятна, которые можно превратить с помощью карандаша в какой-либо образ.

Используемые материалы: нитки, краска и бумага.

Сама по себе клякса не несет в себе никакого смысла, но рисуя, мы придаем ей очертания, капелька-клякса превращается в предмет, в образ, в рисунок.

Таким образом, такая изобразительная техника, как кляксография является условием поддержки интереса ребенка к изобразительной деятельности. Так как многие дети переживают за результат работы, а такой метод рисования, как кляксография, наоборот, освобождает детей от переживания.

Если вы хотите развить фантазию и воображение ребенка необычным способом, то кляксография прекрасно для этого подходит.

kopilkaurokov.ru

Статья по рисованию (младшая группа) на тему: Кляксография

Нетрадиционые  техники  рисования.  Кляксография.

         Одним из средств развития ребенка  являются нетрадиционные изобразительные техники. Нетрадиционные техники не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности различных средств, что позволяет развивать зрительное восприятие  выразительности форм предметов и объектов. Ценна также возможность интеграции разных средств: красок, пластилина, ниток, цветной бумаги и т.д.

Существует техника нетрадиционного рисования – кляксография, её необычность состоит в том, что она позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата. Эта  техника – это маленькая игра. Её использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Кляксография на  первый взгляд выглядит очень незамысловато. Не стоит недооценивать ее, ведь кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию. Средство выразительности: пятно. 

Работа с нетрадиционной техникой «Кляксография» в непосредственной образовательной деятельности стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Разнообразное сочетание кляксографии с другими методиками способствует:

  • повышению уровня развития зрительно – моторной координации,
  • самовыражению ребёнка, он пробует свои силы и совершенствует свои способности;
  • сохранению у дошкольников высокой активности и работоспособности на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания;
  • обогащению его представлений о мире, но прежде всего доставляет ему удовольствие.

Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.

Кляксография (выдувание трубочкой).

Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.

Технология изображения.

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).

2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.

3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.

5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть) .

6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

Таким образом, нетрадиционная техника изображения «Кляксография» позволяют избежать копирования образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

nsportal.ru

Статья на тему: Использование нетрадиционной техники «кляксография» в коррекционной работе

Использование нетрадиционной  техники  «кляксография» в коррекционной работе

Борзова Н.Я.

МБ ДОУ «Детский сад № 260», г. Новокузнецк

Одним из средств развития ребенка  являются нетрадиционные изобразительные техники. Нетрадиционные техники не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности различных средств, что позволяет развивать зрительное восприятие  выразительности форм предметов и объектов. Ценна также возможность интеграции разных средств: красок, пластилина, ниток, цветной бумаги и т.д. [2].

Существует техника нетрадиционного рисования – кляксография, её необычность состоит в том, что она позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата. Эта  техника – это маленькая игра. Её использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Кляксография на  первый взгляд выглядит очень не замысловато. Не стоит недооценивать ее, ведь кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию. Средство выразительности: пятно. 

Работа с нетрадиционной техникой «Кляксография» в непосредственной образовательной деятельности стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Кляксография очень хорошо сочетаться с такими нетрадиционными способами как монотипия, пуантилизм, пластилинография, отпечатки листьев и другие. [1].

Разнообразное сочетание кляксографии с другими методиками способствует:

  • повышению уровня развития зрительно – моторной координации,
  • самовыражению ребёнка, он пробует свои силы и совершенствует свои способности;
  • сохранению у дошкольников высокой активности и работоспособности на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания;
  • обогащению его представлений о мире, но прежде всего доставляет ему удовольствие. [3].

Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.

Таким образом, нетрадиционная техника изображения «Кляксография» позволяют избежать копирования образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

        Литература

  1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. − 128 с.
  2. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.− 160 с.
  3. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей // Комарова Т., Савенко А. – М., 1998. − 320 с.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *