Классный час«Как уважать человека»
Цели: воспитывать такое качество как уважение;
познакомится с происхождение слова «уважение»;
помочь школьнику
Тип занятия: личностно-ориентированное занятие
Ход занятия:
Организационный момент.
– Начнем наш классный час не совсем традиционно. Я предлагаю вам ответить на следующие простейшие вопросы. Хочу вас предупредить, вопросы будут настолько просты, что на них нельзя отвечать, не подумав.
1. Почему нельзя на вас кричать?
2. Почему нельзя насмехаться над вами?
3. Почему нехорошо, жевать, разговаривая с вами?
4. Почему нельзя обзывать вас кличками?
5. Почему нельзя заглядывать в вашу школьную сумку?
6. Почему нехорошо лазить в вашем телефоне?
7. Почему нельзя читать ваш дневник?
8. Почему надо выслушивать вашу речь до конца?
9. Почему, прося об услуге, надо говорить «спасибо»?
(ответ учащихся)
– В ваших ответах прозвучало слово «уважение». Именно этому качеству мы сегодня и посвятим наше занятие. Как уважать человека.
– Скажите, а почему надо уважать друг друга?. Может можно прожить и без уважения?
– Хочу заметить, что эти вопросы ставятся в условиях всеобщей жажды уважения. Каждый человек желает чтобы его уважали. Даже алкоголики всегда вспоминают об уважении, разговаривая друг с другом: «Ты меня уважаешь?» в момент, когда замутнен мозг и только этот вопрос как самый больной не засыпает никогда.
– К этому вопросу мы с вами еще вернемся в ходе нашего занятия.
Осмысление понятия «уважение»
– А вы когда либо задумывались от какого слово образуется понятие «уважать»?
(ответы учащихся)
– Слово уважать образуется от слова «важный». Как вы думает почему?
– А какие существа на земле обладают чувством уважения?
– Если одному только человеку дано такое чувство, то наверное он очень значим на земле? Но почему?
(ответы учащихся)
– Без человека на земле не было бы нас. И без других людей, которые ежедневно нас лечат, учат, поют, возят нас в транспорте, делают одежду, украшения, и так далее, никто из нас не может прожить. И поэтому нам так «важно», чтобы благоприятной была жизнь человека на земле. Каждый человек- важен на земле.
-А кто нибудь из вас может объяснить, что такое уважение?
– Уважать- значит признавать и выражать эту важность любого человека, а так как мы себя причисляем к роду «человека», то правило уважения относится и к каждому из нас. Таким образом нас надо уважать в такой же степени, как мы уважаем другого.
– Гораздо сложнее ответить на вопрос темы нашего классного часа: «Как надо уважать человека?»
– Как вы думаете?
– Воспользуемся помощью ученого 17 века Блёка Паскаля. Он говорил, что уважать- значит утруждать себя ради другого.
– А как вы думаете почему он именно так описал инструкцию уважения?
-Такой общий ответ, действительно, дает нам вполне ясную инструкцию для выстраивания поведения по отношению к людям.
Реализация этого качества в жизни.
– Проверим это на жизненных примерах. У вас на партах для каждого предоставлена своя личная ситуация. Предлагаю вам реализовать ее на своем опыте.
1) Вхожу в школу и….
2) Прихожу на урок и…
3) Сажусь за обеденный стол и….
4) Разговаривая с человеком и …
5) Сажусь в автобус и …
6) Посещая библиотеку …
7) Мальчик при общении с девочкой…
8) Иду по улице и …
– А вам всегда ли удается «утруждать» себя для других?
вывод занятия.
– Вернемся к вопросам которые мы сегодня обсуждали. Что такое уважение? Почему надо уважать? Как нужно уважать?
Рефлексия
– Я хочу чтобы вы вспомнили и запомнили слова Блёка Паскаля и следовали его инструкции. Следите за своим поведением и упражняйте себя в уважительном поведении.
Вхожу в школу и…. | |
Прихожу на урок и… | |
Сажусь за обеденный стол и…. | |
Разговаривая с человеком и … | |
Сажусь в автобус и … | |
Посещая библиотеку … | |
Мальчик при общении с девочкой… | |
Иду по улице и … | |
Вхожу в школу и…. | |
Прихожу на урок и… | |
Сажусь за обеденный стол и…. | |
Разговаривая с человеком и … | |
Сажусь в автобус и … | |
Посещая библиотеку … | |
Мальчик при общении с девочкой… | |
Иду по улице и … | |
Вхожу в школу и…. | |
Прихожу на урок и… | |
Сажусь за обеденный стол и…. | |
Разговаривая с человеком и … | |
Сажусь в автобус и … | |
Посещая библиотеку … | |
Мальчик при общении с девочкой… | |
Иду по улице и … | |
Вхожу в школу и…. | |
Прихожу на урок и… | |
Сажусь за обеденный стол и…. | |
Разговаривая с человеком и … | |
Сажусь в автобус и . | |
Посещая библиотеку … | |
Мальчик при общении с девочкой… | |
Иду по улице и … | |
Вхожу в школу и…. | |
Прихожу на урок и… | |
Сажусь за обеденный стол и…. | |
Разговаривая с человеком и … | |
Сажусь в автобус и … | |
Посещая библиотеку … | |
Мальчик при общении с девочкой… | |
Иду по улице и … | |
Адрес публикации: https://www. prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/434761-klassnyj-chas-na-temu-kak-uvazhat-cheloveka
Цели: воспитывать в учащихся уважительное отношение к человеческой личности, учить давать правильную оценку себе и окружающим, развивать нравственные ценностные ориентиры.
Ход классного часа
I. Психологический настрой для погружения в тему:
Включается запись «Лунной сонаты» Бетховена рассказывает учитель….
(включается видеоролик с музыкой, где будут показаны люди достойные уважения)
В истории есть примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов. Например, великий полководец Александр Македонский был горбатым. Вильям Шекспир — хромым. В конце жизни Бетховен оглох, но продолжал сочинять музыку. Поэт Гомер был слепым, а художник Ренуар одну из своих картин написал скрюченными от ревматизма пальцами. Проходят века, но эти люди являются и будут являться идеалами не только потому, что они были великими полководцами, музыкантами, поэтами и художниками, а потому, что сумели превзойти свою боль физическую и душевную. Это человеческое качество достойно глубочайшего уважения. А что такое уважение? Может быть, оно нам и не нужно в жизни?
(дети на доске пишут слова)
Уважение – это
Уважение
На что похожа наша схема? (солнышко)
А что нам дарит солнышко? А солнышко нам дарит тепло, радость, вот и уважение дарит нам тепло, любовь и свет.
II. Постановка проблемы:
Вопрос учителя:
– А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?
(рассуждения учащихся)
Ежедневно мы с вами попадаем в различные ситуации, в которых проявляются и положительные, и отрицательные качества человека: пропустил девочку вперёд, поздоровался, улыбнулся окружающим или толкнул кого-нибудь, оскорбил, буркнул что-нибудь в ответ.
Какое впечатление осталось от просмотра данного сюжета?
А теперь я хочу, чтобы мы еще раз посмотрели этот сюжет, ориентируясь на вопросы, которые я вам приготовила.
(включается повторно видеоролик, после этого отвечаем на вопросы)
Вопросы:
В каком настроении учитель закончил рабочий день? (он счастлив, его работа приносит ему радость)
Как встречают ученики своего учителя, когда он идёт по коридору школы? ( улыбками)
Почему они так трогательно относятся к учителю? (он уважает своих учеников, интересуется их жизнью, поэтому и они уважают его)
Правильно ли, что группа подростков нападает на одного человека?
(С их точки зрения, правильно, потому что по одному они ничего не значат, ни на что не способны. А по общечеловеческим законам это противоестественно, так поступают только трусы. Достойны ли эти люди уважения?)
Почему ученики, защищающие учителя, поднимают руки в стороны?
(защищают весь мир от зла)
А где в это время находятся руки нападающих? Почему?
(Они отталкивают от себя добро, помощь, уважение окружающих)
Какое выражение лица у учителя, когда дети встают на его защиту?
(восхищение, уважение, что вырастил таких учеников. )
Можно ли человека научить уважению…
Кто это может сделать? (ответы ребят)
Всё правильно. Вы молодцы. Но только сами мы можем сделать выбор…
(включается притча)
Видеозапись притчи «Все в твоих руках»
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась вокруг родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет –
живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках.
Все мы знаем, каково это, когда тебя уважают (или не уважают). Но что на самом деле означает слово уважение? Чтобы научить уважению в классе, мы должны уметь дать ему определение. Мы не будем утомлять вас словарными определениями — в любом случае они не особенно полезны при работе с детьми.
Уважение можно описать следующим образом: речь идет об отношении к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.
Как это на самом деле выглядит в классе? Дети, которые проявляют уважение и проявляют уважение:
Вот некоторые рекомендации, идеи для уроков и упражнения, которые вы можете использовать для воспитания и поощрения уважения в классе:
Модель респект.Дети обращаются к взрослым за подсказками о поведенческих ожиданиях. Если они видят, что их воспитатели и учителя относятся к другим с уважением и состраданием, они, скорее всего, сделают то же самое.
Дети — мастера подражания. Если мы ожидаем, что они всегда будут говорить «пожалуйста» и «спасибо», мы должны действовать как образцы для подражания и делать то же самое.
Начни с себя.Слишком часто взрослые совершают ошибку, требуя уважения от детей, но обращаясь с ними неуважительно, например, пристыжая, поучая или критикуя. Это может произойти, когда наши «кнопки нажимаются», когда мы устали или расстроены.
Учителя и опекуны должны отказаться от неэффективных или вредных способов реагирования на детей и демонстрировать уважительное поведение, которого они ожидают от детей.
Используйте язык, соответствующий возрасту, чтобы учащиеся знали, как они должны относиться к другим. Научите своих детей использовать уважительные слова и фразы, например: «Да, мисс/миссис. Смит», и сказать «пожалуйста» и «спасибо».
Объясните, что уважение проявляется не только в их поведении, но и в их отношении к другим. Убедитесь, что дети знают, что никому, включая взрослых, нельзя вести себя неуважительно.
Похвалите за уважительное поведение.Признавайте учащихся, когда они демонстрируют доброту, хорошие манеры, сочувствие и уважение к другим. Это намеренное признание приводит к положительным результатам.
Представьте, что происходит, когда школьный персонал выявляет такое поведение, публично хвалит учеников, а затем записывает положительное поведение в таблицу. Учащиеся с большей вероятностью будут повторять поведение, что приведет к более благоприятной обстановке в классе и изменению школьной культуры.
Один из лучших способов для учителей переключить свое внимание на позитивное отношение и действия учащихся — это простые инструменты и обучение, которые быстро добавляют структуру для руководства учителями. Наши школьные пакеты делают именно это. Посмотреть в действии:
Ваш браузер не поддерживает наше видео.
Включение социально-эмоционального обучения.
Сосредоточение внимания только на негативном поведении может заставить учащихся почувствовать себя «плохими» или «проблемными детьми». Социально-эмоциональное обучение (SEL) представляет собой другой подход: оно использует позитивную дисциплину и намеренно делает акцент на признании учащихся за их положительные качества характера.
SEL предоставляет детям инструменты, необходимые им для управления своими эмоциями. А когда дети могут контролировать свои эмоции, они лучше контролируют свое поведение и налаживают межличностные отношения.
Наглядные диаграммы — отличный способ общения с детьми. Создайте якорную таблицу, в которой перечислены способы, которыми дети могут демонстрировать уважение в различных условиях — дома, в школе и в обществе. Включите привлекающие внимание изображения, чтобы сделать его более визуально привлекательным.
Якорная диаграмма — отличный способ начать более тонкие разговоры о том, что определенное поведение может считаться уважительным в одних ситуациях и неуважительным в других.
Играйте в игры, поощряющие по очереди.
Очередь является частью повседневной жизни, будь то стояние в очереди, обмен ресурсами или слушание кого-либо, не перебивая. Изучение этого важного социального навыка помогает детям проявлять терпение и проявлять уважение к другим. Это жизненно важная часть социального развития и общения.
Попробуйте включить игры на уважение для учащихся с четкими правилами смены в классе. Также поощряйте детей участвовать в уважительных мероприятиях, которые включают в себя очередность во время перемены и в свободное время.
Научите важности самоанализа.Существуют культурные и индивидуальные различия в том, кто, по нашему мнению, заслуживает нашего уважения и как мы это демонстрируем. Например, в некоторых культурах считается неуважением не снимать обувь перед тем, как войти в чей-то дом. В других вполне допустимо не снимать обувь.
Предложите учащимся подумать о том, кто, по их мнению, заслуживает уважения и при каких обстоятельствах. Вот упражнение, которое стоит попробовать:
. Начните с определения уважения и того, как оно выглядит и звучит, чтобы у ваших учеников было базовое понимание. Затем создайте несколько сценариев для рассмотрения учащимися. Попросите их решить, должны ли они проявлять уважение к кому-либо в каждом из сценариев (попросите их использовать сигнал, например, большой палец вверх).
Например, спросите учащихся:
Вы можете быть удивлены тем, насколько разные ответы у студентов. Это упражнение — хороший способ для детей поразмышлять над своими представлениями об уважении. Это также помогает учителям понять, откуда берутся ученики, как в личном, так и в культурном плане.
Уважение начинается в классе
Уважение начинается дома и в классе. Она закладывает основу для позитивных взаимодействий и отношений на протяжении всей жизни человека. Уважение является одним из основных принципов системы управления классом почетных персонажей. Давайте сделаем легким , безболезненным и простым , чтобы вы добились уважения в классе.
Хотите узнать больше о…
Узнайте больше об этом высокоэффективном готовом инструменте для поощрения просоциального поведения учащихся.
Боковая панель
Обучение уважению, честности и благодарности в школе и в классе требует этих уроков социально-эмоционального обучения и практических занятий для детей.
Обучение уважению в классе — это задача, которую учителя должны выполнять почти ежедневно. Например, педагоги могут связать эти уроки социальных навыков с повседневными задачами разными способами. Вот несколько способов научить детей тому, что такое уважение. Кроме того, вот советы, как научить их вести себя уважительно в классе и за его пределами.
Обучение уважению в классе помогает учащимся добиться успеха. Другими словами, когда дети могут уважительно относиться друг к другу, они положительно реагируют на указания и инструкции. По сути, они с большей вероятностью преуспеют в учебе. Уменьшаются отвлекающие факторы и нарушения поведения. Линии связи открыты и более расслаблены. Это создает более благоприятную среду для обучения. Попробуйте следующие идеи для поощрения уважения.
При обучении уважению, честности, благодарности и пониманию различий необходимо затронуть важные темы. Например, научить уважению в классе — не всегда простая задача. Однако, когда вы охватите все вышеперечисленные темы, вы начнете замечать заметное улучшение уважительного отношения ко всем окружающим.
Поощряйте детей выражать благодарность словами и картинками с помощью журнала благодарности и книги.
Щелкните изображение ниже, чтобы загрузить БЕСПЛАТНЫЕ шаблоны журнала благодарности.
Научите детей тому, что на самом деле означает уважение, вместе изучая «Золотое правило». Позже повесьте плакат или попросите детей раскрасить его, чтобы повесить.
Нажмите на изображение ниже, чтобы загрузить БЕСПЛАТНЫЙ постер об уважении.
Учебная программа Respect SEL включает 5 уроков и множество заданий, которые учат детей уважению, принятию, честности и благодарности.
Разум + сердце Учебная программа социально-эмоционального обучения включает 8 разделов! Каждый содержит более 5 подробных, обучающих, основанных на исследованиях УРОКОВ, наполненных МНОЖЕСТВОМ практических и осознанных ДЕЙСТВИЙ. Они поощряют детей к самовыражению и развитию важных эмоциональных и социальных навыков. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше о программе.
Книги и видео об уважении
Книги и видео о доброте
Мероприятия по дружбе
PIN IT
Подпишитесь на электронный курс по социально-эмоциональному обучению, наполненный советами по началу работы, уроками и упражнениями идеи, ПЛЮС тонны БЕСПЛАТНЫХ ресурсов, к которым вы можете получить доступ прямо сейчас.