Классный час октябрьская революция: К 100-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Разговор о прошлом — взгляд из будущего

Содержание

К 100-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Разговор о прошлом — взгляд из будущего

авторы: Волчкова Елена Евгеньевна, Учитель русского языка и литературы, классный руководитель

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Пояснительная записка


Классный час разработан для учащихся 11 класса.

Главная задача педагога заключается в создании «живого» неформального диалога, приобщении старшеклассников к осмыслению фактов новейшей российской истории. Выполнение данной задачи является возможным только после глубокого проникновения в суть проблемы. Поэтому ведущими принципами организации классного часа являются проблемное исследование и понимание того, что гражданская позиция должна формироваться только на основе прочных достоверных исторических знаний и гуманистических ценностей.

Перед классным часом проводится предварительная работа. Учащиеся получают задание подготовить краткие исторические справки «Октябрьская революция 1917 года. Хроника событий», «Предпосылки Октябрьской революции», «Расстановка социально-политических сил во время Гражданской войны», «Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии», « Белое движение. Монархисты. Октябристы. Кадеты. Эсеры», «Повстанческое партизанское движение и национальные движения». С целью активного включения учащихся в обсуждение, им даётся опережающее задание найти материал по теме классного часа; «Оценка Великой Октябрьской революции, её последствий. Мнения учёных, экспертов».

Цель проведения классного часа: воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

Задачи:

  • Развитие исторического мышления;
  • Формирование гуманистических ценностей, нравственное воспитание;
  • Расширение кругозора и знаний по данной теме.

Основной метод: интегрированный подход к раскрытию темы (история и художественная литература).

Оборудование: компьютер, проектор, фрагменты художественных фильмов «Сорок первый» (1956 год, режиссёр Г.Чухрай), «Служили два товарища» (1968 год, режиссёр Е.Карелов), «Адмирал»(2008 год, режиссёр А.Кравчук).

План проведения классного часа

  1. Вступительное слово классного руководителя
  2. Сообщения учащихся
  3. Просмотр и обсуждение фрагментов художественных фильмов
  4. Аналитическая беседа по теме
  5. Подведение итогов. Выводы
  6. Заключительное слово классного руководителя

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя


Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков – Российская социал-демократическая партия большевиков, руководимая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного правительства страну возглавило пролетарское правительство. Большевики выдвинули лозунги «Власть — Советам», «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим».

Целями Октябрьской революции 1917 года были:

  • Построение более справедливого общества, чем капиталистическое;
  • Искоренение эксплуатации человека человеком;
  • Равенство людей в правах и обязанностях;
  • Борьба против войн;
  • Мировая социалистическая революция.

Следует отметить, что цели были достигнуты. Большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Итоги революции осмысливались и переосмысливались в течение столетия после её свершения. Но все историки единодушны в одном: Великая Октябрьская Социалистическая революция – главное событие XX века, она повлияла на последующий ход событий мировой истории.

2. Сообщения учащихся


  •  «Октябрьская революция 1917 года.
    Хроника событий»;
  •  «Предпосылки Октябрьской революции»;
  •  «Расстановка социально-политических сил во время Гражданской войны»;
  •  «Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии».

3. Просмотр фрагментов художественных фильмов по теме с последующим обсуждением


Существуют различные подходы в оценке революционных событий. Если рассматривать в нравственном аспекте, то революция (как изменение политической системы, насильственная смена власти) и последовавшая за ней Гражданская война (борьба между гражданами одного государства) – проявление жестокости и ненависти. Наглядной иллюстрацией такой позиции является русская литература, которая всегда рассматривала трагические события нашей истории с гуманистической точки зрения. Русская литература в целом восприняла революцию и гражданскую войну как великую трагедию народа. Вспомните А.М. Горького «Несвоевременные мысли», И.А. Бунина «Окаянные дни», М.А. Шолохова «Тихий Дон».

И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи,
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме,
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.  

(М. Волошин «Гражданская война»)

Просмотр фрагмента кинофильма «Сорок первый»

по одноимённому рассказу Б. А.Лавренёва (финальной сцены, когда Марютка стреляет в поручика Говорух-Отрока).

Просмотр фрагмента кинофильма «Служили два товарища»

(фрагмент знакомства Корякина и Некрасова, рассуждения Ивана Трофимовича о важности пролетарской сущности и дворянском происхождении Ленина).

Просмотр фрагмента фильма «Адмирал»

(расстрел матросами офицеров).

Вопросы к классу:

  • Как вы считаете, когда вершится история, важна жизнь одного человека?
  • Любая ли цель может оправдать средства?
  • Близка ли Вам позиция М.Волошина или Вы не согласны с такой постановкой вопроса?
  • Как Вы оцениваете поступок красноармейца Марютки?
  • Кто такие, по вашему мнению, революционные романтики?
  • Почему попович Некрасов добровольцем пошёл служить в Красную армию?
  • Проявление революционной жестокости и классовой ненависти – вынужденная необходимость или закономерность? Можно ли это оправдать?

Выводы после обсуждения: Конечно, история «мыслит» определёнными категориями, изучая судьбы народов, миллионов людей. Литература исследует судьбу одного человека на фоне событий конкретного времени. Историческая наука анализирует сложные противоречивые процессы в обществе, которые носят как субъективный, так и объективный характер, а литература, как и любой другой вид искусства, изучает в первую очередь «жизнь духа и души», внутреннюю жизнь человека.

Эту принципиальную разницу необходимо понимать.

Для возникновения революционной ситуации в России сложились определённые предпосылки. Революция свершилась и в результате победила. Это историческая объективная реальность, которую мы должны принять. Но нельзя и забывать о тех трагических явлениях, которыми сопровождался этот процесс: например, расстрел Царской семьи, политика военного коммунизма. Культ личности Сталина, коллективизация, репрессии, которые позже были осуждены в 1956 году в докладе Н.С. Хрущёва на 20 съезде КПСС.

Попробуем разобраться в этих непростых исторических реалиях.

4. Аналитическая беседа


– Знакомство с позициями обеих военно-политических сил:

«Большевики. Красная армия»

Масштабную Гражданскую войну считали логическим продолжением революции. Боевые действия, целью которых было продвижение идей революции, должны были закрепить власть большевиков и способствовать распространению идей социализма во всем мире. В ходе войны большевики планировали уничтожение буржуазии как класса. Таким образом, исходя из этого, конечная цель «красных» — мировая революция.

«Антибольшевистские силы: Белое движение и демократическая контрреволюция»

В документах Добровольческой армии была сформулирована следующая программа: «Уничтожение большевистской анархии, установление правового порядка. Восстановление единой и неделимой России. Созыв Народного собрания на основе всеобщего избирательного права. Децентрализация власти через областную автономию и широкое местное самоуправление. Гражданские свободы, в том числе свобода вероисповедания. Немедленная земельная реформа “для устранения земельной нужды трудящегося населения”. Немедленное рабочее законодательство».

На протяжении нескольких месяцев своего существования все эсеровские правительства проводили преобразования, чтобы возвратить завоевания Февральской революции: «Отмена большевистских декретов; денационализация собственности и возвращение ее прежним владельцам; восстановление земств и городских дум; провозглашение демократических свобод; попытки создания рабочего законодательства; попытки создания собственных вооруженных сил; репрессивные меры в отношении большевиков и участников установления Советской власти».

– На следующем этапе учащиеся показывают положительные достижения революции, также её отрицательные стороны. Возможно, доказательство тезисов конкретными примерами и аргументами из жизненного опыта или художественной литературы. Например, «Котлован», «Потомки солнца» А. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Собачье сердце», «Белая гвардия» М. Булгакова, стихотворения А.Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского и другие произведения русской литературы XX века.

Достижения революции

Достижения революции – ликвидация сословного общества и классового неравенства, помещичьи земля стала принадлежать крестьянам, произошла национализация промышленности, капиталистические отношения перестали существовать, улучшились условия труда на предприятиях, претворялся в жизнь принцип; «От каждого по способностям, каждому – по труду», появились равные возможности во всех сферах жизнедеятельности для граждан, широким слоям населения стало доступно образование, укреплялась идея интернационализма, общество строилось на принципах социальной справедливости.

Построено сильное государство, освободившее впоследствии мир от фашизма.

Отрицательные стороны

Отрицательные стороны – искажение идей социализма в реальной жизни, нивелирование личности в условиях тоталитарности государственной власти, эмиграция, уничтожение интеллигенции, отрицание религии, появление новой правящей элиты, гибель миллионов людей в Гражданской войне и после, культ личности Сталина, «условность» идей КПСС, их оторванность от реальной жизни в годы позднего социализма, утрата веры в идеалы революции, распад СССР в 1991 году.

Даны примерные перечни; учащиеся, возможно, их расширят.

5. Подведение итогов. Выводы


Существуют принципиально противоположные оценки Октябрьской революции: от восприятия её как национальной трагедии до осознания её как величайшего прогрессивного события в истории человечества, оказавшего огромное влияние на весь мир, а для России позволившего выбрать некапиталистический путь развития.

6. Заключительное слово классного руководителя


Нельзя к оценке прошлого подходить с категоричных однозначных позиций. Историю надо принимать, уважать и знать. Знания помогают лучше понять исторические процессы, избежать повторения ошибок в будущем. История и литература с разных позиций и разными способами обращают нас к прошлому. А.С. Пушкин считал, что «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Стараясь следовать художественной правде, поэт серьёзно интересовался историей, изучал документы, беседовал с очевидцами событий. Главное в знании истории – это память о предках, их славных делах, верность традициям родины:

Два чувства дивно бли́зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.

Классный час на тему “По страницам Великой Октябрьской социалистической революции” (9 класс)

Классный час в 9 классе:

«По страницам Великой Октябрьской

социалистической революции 1917 года».

Цель: 

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1917 г.;

Задачи:

 1) познакомить с героическими и трагическими страницами Октябрьской революции;

 2) способствовать формированию активной жизненной позиции воспитанников, их гражданскому самоопределению, стремлению к личной самореализации в России;

 3) воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому страны.

 

СЛ 1  До начала классного часа звучат песни на тему Октября, Родины

 

СЛ 2  На сцену выходит девочка с шарами и флажком, читает стихотворение С. Я.Маршака:

 

День  Седьмого ноября —
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно!

 

СЛ 3  Вьются флаги у ворот,
           Пламенем пылая.
Сл  4  Видишь, музыка идет
           Там, где шли трамваи.

 

СЛ 5  Весь народ — и млад и стар —
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

 

СЛ 6   – Ура! Демонстрация!

Дев. Как вокруг красиво, все с шарами  с флагами, с транспарантами. Интересно, а что обозначает этот праздник? Пойду, спрошу у взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.Ю. Добрый день, уважаемые коллеги, ребята, гости.

 

7 ноября 2018 года  исполнился 101 год со дня свершения Великой  Октябрьской Социалистической революции.

 

Всё дальше и дальше отдаляемся мы от этой исторической вехи.

А Великий Октябрь называем событием минувшего столетия.

СЛ 7  Древнекитайская пословица гласит «Не забывай прошлого, оно учитель будущего».

Именно история, события прошлых времен дают молодому поколению опыт жизни. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое. Знание истории помогает понять настоящее, избежать ошибок прошлого, создать прогноз на будущее.

 

Президент РФ В.В.Путин сказал: «В истории России было очень много тяжёлых и кровавых событий, но это то, через что мы прошли и что мы обязаны знать»


                      Сообщение темы и целей.

СЛ 8  Тема нашего классного часа «По страницам Великой Октябрьской

социалистической революции 1917 года»

 

Постановка целей мероприятия.

-Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем мероприятии? (ответы)

 

Е.Ю. Сегодня мы перелистаем страницы революции 1917 года.

Вспомним ее героические и трагические события. Обсудим  причины и последствия революции и поговорим об истории возникновения праздника.

 

-Что знаете вы об Октябрьской революции 1917 года?

 

СЛ  9   Революция  (переворот, превращение, изменение) – это процесс, при котором общество недовольное происходящим в их стране, смещает правительство силовым методом.

 

СЛ 10    В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной.

 

Поражения на фронтах первой мировой войны, тяжелое положение рабочих и крестьян.  

 

Петроград гудел. Не хватало продовольствия, жители города громили лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. СЛ 11  Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.

 

 

 

СЛ 12    Звучит «Интернационал»      убавить музыку

 

Выходят 1 ведущие   Лиза и Никита

 

Вед. 1  Вставай проклятьем заклейменный,    

Весь мир голодных и рабов !

Кипит наш разум возмущённый

И в смертный бой вести готов.

 

Вед 2  Никто не даст нам избавлений:         

Не бог, не царь и не герой,

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой…

 

СЛ  13    Видеоролик Октябрьская революция 1917  Кинохроника  (3.53 мин.)

СЛ  14  Мы вновь и вновь свершаем дальний путь      Миша
Туда, где пламенеет эта дата.
И нам волненье сдавливает грудь
Как лента пулеметная когда-то.

 

СЛ  15  Об истории нашей судить очень сложно:   Валера
Было много в ней бед и великих побед;

Только если о прошлом у нас знаний нет,
То вперёд продвигаться стране невозможно.

                      

История не терпит суесловья,      Миша

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя

 

СЛ  16  Чтоб Россия пошла по дороге прогресса,      Максим
Обязательно все мы сегодня должны
Знать  историю нашей страны
И уметь постоять за свои интересы!

 

СЛ  17  М. Ю. Лермонтов «Предсказание»

 

Настанет год, России чёрный год,     Семен М.
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…     

               

 

СЛ  18    Вед.1  История страны имеет как светлые, так и темные страницы. Воспоминание о событиях революции – это не попытка сохранить прошлое. Это свидетельство того, что прошлое забывать нельзя.

 

Вед 2. Однако с прошествием времени мы всё более ясно понимаем, что это был осознанный выбор поколений.

 

Вед.1 Октябрьской революции 1917 года предшествовала  февральская революция.

Выдвигаемые требования осуществились не в полном объеме.

 

СЛ  19   Вед 2. В марте 17 года Российский император Николай II отрекся от престола.

 

СЛ  20   Было образовано Временное правительство, которое осуществляло власть в стране. Его председателем ( Щ)  был Александр Фёдорович Керенский.

 

2 ФИЛЬМ   Видеоурок «Октябрьская революция  (до 4,18 мин)

                                  

                    Лиза,    Никита

СЛ  21     1 вед.  Временное правительство не могло выполнить тех требований, которые выдвигали рабочие и крестьяне.

 

2 вед. Россия продолжала участвовать в первой мировой войне, несла огромные потери. Люди устали от войны, страдали от вызванных ею бедствий – голода и разрухи в хозяйстве страны.

 

1 вед.  Большая часть земли оставалась у помещиков. В сельских местностях участились беспорядки. Крестьяне самовольно захватывали и делили между собой помещичьи земли. Правительство направляло войска для устрашения недовольных, что еще больше возмущало крестьян.

                              

СЛ 22    2 вед. Заводы и фабрики принадлежали капиталистам.    Росли цены на продукты питания и другие товары, а зарплата оставалась прежней. (Щ)

 На городских предприятиях все чаще происходили  забастовки.

 

1 вед. Такое положение грозило стране  новой революцией. Ее начали готовить большевики – так называли партию сторонников СЛ  23   В.И. Ленина    

 

2 вед. Большевики вели активную работу  в армии, на заводах и фабриках, в деревне. Они разъясняли всем, что Временное правительство не даст народу того, что он хочет, чтобы сбылись надежды людей, нужна народная власть, власть Советов. Только она способна покончить с войной, освободить рабочих и крестьян от угнетения, улучшить условия жизни простого народа.

 

СЛ 24  Видео «Ленин говорит о советской власти»

 

 

Вторые ведущие Семен В.,  Милена

 

СЛ  25    1 вед.  В отличие от Февральской революции, которая вспыхнула стихийно, новое выступление готовилось большевиками тщательно.

 

2 вед. Большевики не боялись взять власть в свои руки и готовы были действовать самыми жесткими методами. Решение о вооруженном восстании они приняли еще в конце июня.

 

СЛ. 26   1 вед.  Большевики выдвигали такие лозунги, которые массы могли поддержать.

Мир – народам. Обещали на второй день после прихода к власти закончить войну.

 

2 вед.  Земля – крестьянам.

Ленин обещал безвозмездное уравнительное распределение земли между крестьянами.

 

1 вед. Фабрики – рабочим.

 

2 вед. Власть – советам.       СЛ 27  

 

К началу ноября большевики занимали в Петроградском совете 90 % депутатских мест и  60 % в московском.

 

1 вед.  10 октября В.И.Ленин вернулся из Финляндии, где скрывался.

Он считал, что сложившаяся ситуация подходит для восстания и медлить с ее проведением нельзя.

 

СЛ 28   2 вед. Всей операцией руководил Владимир Ильич Ленин, на нем было общее руководство восстанием из Смольного.

Непосредственно  всеми действиями восставших руководил Лев Давидович Троцкий.

 

1 вед.  24 октября Правительство А.Ф. Керенского отдает приказ занять Смольный дворец и арестовать лидеров большевиков, захватить все важные объекты, разгромить типографию газеты «Рабочий путь».

Тираж газеты был конфискован, здание блокировано.

 

СЛ  29  Петроградское небо мутилось дождем,   Софья

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.  

 

(Щ)    Дома пылали. Проносились люди.    Максим
Чудовищно гремя, броневики 
Встречали залпы спрятанных орудий, 
И кое-где щетинились штыки. 

 

СЛ 30  Есенин

Теперь октябрь не тот,                Амиль
Не тот октябрь теперь.
В стране, где свищет непогода,
Ревел и выл
Октябрь, как зверь,
Октябрь семнадцатого года.

Я помню жуткий
Снежный день.
Его я видел мутным взглядом.
Железная витала тень
«Над омраченным Петроградом».

СЛ  31 

Уже все чуяли грозу,
Уже все знали что-то,
Знали,
Что не напрасно, знать, везут
Солдаты черепах из стали.

Рассыпались…  Кирилл
Уселись в ряд…
У публики дрожат поджилки…
И кто-то вдруг сорвал плакат
Со стен трусливой учредилки.

СЛ  32   И началось…
Метнулись взоры,
Войной гражданскою горя,
И дымом пламенной «Авроры»
Взошла железная заря.

 

СЛ  33

Мы видим город Петроград                 Илья
В семнадцатом году:
Бежит матрос, бежит солдат,
Стреляют на ходу

Щ   Рабочий тащит пулемёт.                  
Сейчас он вступит в бой.                              
Висит плакат: „Долой господ!
Помещиков долой!”

 

 

ВЕДУЩИЕ    СЛ  34 

2 вед.  24 октября  в 16.00 – юнкеры разводят мосты.

СЛ  35

17.00 – матросы занимают Главный телеграф.

19.00 – большинство мостов взято под контроль восставшими.

 

СЛ 36   1 вед.  Поздно вечером, когда на улицах Петрограда шли кровопролитные бои, Ленин добрался до Смольного с париком на голове, перевязанной щекой и поддельным паспортом. А ведь на его пути стояли многочисленные казачьи и юнкерские кордоны. Как так вышло? Большая загадка…

 

СЛ  37  2 вед.  25 октября в 01.30 восставшие занимают Главпочтамт.

02.00 – занята Центральная электростанция.  СЛ  38

06.00 – занят Государственный банк.

 

1 вед.  07.00 – занята Центральная телефонная станция.  СЛ  39

13.00 – Мариинский дворец.

18.00 – восставшие собираются у стен Зимнего дворца.   СЛ  40

Принимается решение брать Зимний дворец штурмом.

 

СЛ 41      2 вед.  21.40 – крейсер «Аврора»,  вошедший в Неву,  дает залп,    (Щ)

 что послужило началом штурма Зимнего дворца.    СЛ 42

Охраняли Зимний дворец юнкеры и женский батальон Бочкаревой.

 

СЛ 43    1 вед.  В два часа ночи охрана Зимнего дворца сдалась, а временное     (Щ) правительство было арестовано.                                                          

 

СЦЕНКА  «Сдавайся, временное правительство»

 

Министры, будто все мудры
Совет держали до зари:
Один чего-то там вещает,
Другой же в ухе ковыряет,
А третий без конца кричит,
Четвертый просто в кресле спит…

Вбегает солдат:

«Сдавайтесь!
Драться глупо!
Которые тут временные? Один прячется под стол, остальные в панике.
Слазь!                      

Кончилось ваше время!
Кончилась ваша власть!»

 

Дамочка в платке выбегает

 

Солдат: Дамочка, а вы не видели здесь Керенского?

 

 «Нет! Нет! Нет!»

 

 

 

 

СЛ 44    2 вед.   Первое советское правительство на 100 % состояло из большевиков.

 

1 вед.  Первый Совет народных Комиссаров оказался очень высокообразованным. Известно, что из всех первых народных комиссаров только Сталин не имел высшего образования.

2 вед.    С октября 17 по февраль 18 года советская власть установилась и в других районах страны.

 

СЛ 45   1 вед.  В Москве, в течение недели шли бои с большевиками. Повреждено множество исторических памятников. Погибли от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

 

СЛ  46  2 вед. 10 ноября 1917 года – хоронили погибших большевиков.

 

1 вед.   13 ноября проходили похороны погибших юнкеров и солдат.

 

2 вед.   Всех их можно считать первыми жертвами, развернувшейся вскоре, братоубийственной гражданской войны.

 

СЛ  47   ” Октябрь 17 года ”  Гук Надежда Васильевна

 

Сто лет прошло, назад уж не вернуться.    Алина

Октябрь. Трибуны. Ленин. Революция…

Смешалось все: и небо, и земля-

Переворот в России начался!     СЛ 48

К восстанию уж был готов народ,  

И каждый знал, возможно он умрет,

Но каждый знал, что Ленин у станка,

Вперед зовет поднятая рука.

СЛ 49

Как юнкерам поднять мосты хотелось –      Никита

Не тут-то было, так все завертелось.   СЛ 50

Земля горела, заняли почтамт,

Электростанцию, вокзалы, следом банк!

Ждали сигнал и выстрел холостой     СЛ  51

С «Авроры» грянул звонко над Невой.

Правительство в отставке, Зимний занят,   СЛ 52

Кого убьют, кого лишь только ранят.

Вооруженная борьба в Москве идет-  

Советов власть декреты издает.

СЛ  53   

«Народам – мир», Крестьянам- вся земля»,    Света

«Рабочим – фабрики»! Российская судьба

Была предрешена в тот давний год,

Россия-сила, славься наш народ!

Строй социальной справедливости возник,

Демократический он – не зайдет в тупик.

Что в феврале не смог решить народ,

Октябрь почти без боя заберет.

 

СЛ 54   В результате вооруженного восстания в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября (по новому стилю с 6 на 7 ноября) 1917 года в России начинается период правления партии большевиков.

Создано советское правительство – Совет народных комиссаров.

 

Советская власть установилась на всей территории бывшей Российской империи и продержалась 74 года.

 

СЛ 55  Праздник, официально называемый «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции», впервые был отпразднован в 1918 году, а выходным стал с 1927 года.

 

СЛ 56  Это был главный праздник страны. Во всех городах проходили демонстрации трудящихся.

 

На Красной площади проходил военный парад, а на трибуне Мавзолея стояли главы государства.

 

СЛ  57   Даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, полки проходили по Красной площади и шли прямо на фронт.

 

Какими бы ни были последствия Октябрьской революции, не нужно вычеркивать памятную дату из истории.

 

СЛ 58  Ирена Буланова  «Был красный день календаря…»

 

Когда-то так оно и было: 
Был красный день календаря, 
Но почему-то всё забылось 
С годами… а наверно, зря!

Ведь это был прекрасный праздник 
И для людей, и для страны… 
Забыть такое можно разве?
Но забывается, увы…

Я понимаю: мир менялся – 
Иные нынче времена… 
Но в нашей памяти остался 
Тот красный день календаря!

Гул демонстраций, песни, шутки, 
Улыбки радостные, смех…
Сейчас  туда бы… на минутку… 
Да невозможно… Жалко! Эх!..

Пройтись по площади с оркестром
И крикнуть от души “Ура!!!”
Но… нет теперь страны Советов
И дня Седьмого ноября…

 

 

 

СЛ  59   Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 года.

 

СЛ  60   В 1996 году указом Б.Н. Ельцина праздник был просто переименован и стал называться «День согласия и примирения». В конце 2004 года Государственная Дума приняла закон, по которому этот праздник отменялся, а вместо него вводился новый праздник с выходным днём — 4 ноября, который получил название «День народного единства».

 

СЛ  61                              Последствия Октябрьской революции.

1.  Взяв власть в свои руки, большевики уже 25 октября приняли  декрет «О мире».

 

2.  26 октября 1917 года большевики принимают декрет «О земле».

Вся земля конфисковалась у помещиков и перешла во владение государства с последующим разделом среди крестьянства.

 

Так большевиками были решены два главных вопроса, которые волновали общество в течение долгого времени – земельный и военный.

 

3.  Фабрики перешли под государственный контроль Советов рабочих.

СЛ  62     В октябре 1917 года установлен  8-ми часовой рабочий день и ограничены сверхурочные работы.

 

4.  Установлен минимум заработной платы “взрослому рабочему без различия пола”.

 

СЛ  63   5.  В декабре 1917 года установлены пособия по беременности, выплачиваемые в течение восьми недель до и восьми недель после родов в размере полного заработка работницы.

Появился декретный отпуск, но всего 3 месяца.

 

6.  Стало равноправие женщины в области политических прав.

 

СЛ  64    В декабре 1917 года приняли декреты о браке и разводе. Мать и отец получали равные права и обязанности в отношении ребенка.

Таких законов в защиту женщин не было ни в одной стране мира.

 

В стране произошла культурная революция. Миллионы неграмотных или малограмотных людей научились писать и читать.

Октябрь дал России дееспособное правительство (в отличие от Февраля).

 

СЛ  65    Блиц-опрос:

 

1. Какой праздник отмечали 7 ноября? (день Октябрьской революции)

2. Что явилось сигналом к штурму Зимнего дворца? (залп «Авроры»)

3. Последний председатель Временного правительства? (Александр Федорович Керенский)

 

4. Кто был вождём революции?  (В.И Ленин)

5. Кто руководил всеми действиями восставших?  (Лев Давидович Троцкий)

6. Где находился штаб Октябрьского вооружённого восстания? (Смольный институт)

7. Какое правительство было свергнуто?  (Временное правительство)         

8. Какого цвета была символика революционного движения? (красного)

9.  Назовите два документа, принятых сразу после провозглашения советской власти?             («Декрет о мире», «Декрет о земле»)

 

СЛ  66     Вывод.   Вы познакомились со всеми особенностями этих революционных событий, их характеристикой, ходом и результатами и можете дать правильную оценку этим событиям, опираясь на свое мнение.

 

И надеюсь, что вы сможете применить полученные знания при оценке последующих периодов нашей истории.

 

С приходом новой власти появились новые имена революционного времени       СЛ  67    

Ор – октябрьская революция

Владлен – Владимир Ленин

Нинель – Ленин (читаем наоборот)

Вектор – великий коммунизм торжествует

Тамил тактика Маркса и Ленина

Мэл – Маркс, Энгельс, Ленин

Ревмир – революционный мир

 

– А можете ли вы придумать другие  имена?

 

СЛ  68   Выходит пионер с барабаном

 

В годы советской власти, все кто приходил учиться в 1 класс, к празднику Октября становились октябрятами, а в 4 классе – пионерами.

Разве было когда-нибудь иначе в советское время?  Дети были искренне убеждены, что так было всегда.

 

О, детская святая вера!

И чистый, светлый, детский взгляд.

Я был когда­-то пионером

И верил в то, что говорят.

Носил с достоинством и честью

Кусочек флага на груди

И счастлив был той самой вестью,

Что коммунизм ждет впереди…

Другие времена настали,

Мы на пороге новых Эр.

От перемен слегка устали.

Но в сердце я – тот пионер.

Все также верю, верю свято

В Творца и в счастье и в себя.

Живу с надеждою, ребята!

Живу как в детстве – жизнь любя!

 

Е.Ю.  В завершении нашего классного часа посмотрите небольшой видеоролик.

 

СЛ 69   Видеоролик «Это наша с тобой биография»

Октябрьская революция

Изображение красногвардейцев Иваном Владимировым в Зимнем дворце в 1917 году.

Октябрьской революцией называется захват власти большевиками у Временного правительства в конце октября 1917 года. Это было поворотным событием в мировой истории, формируя не только будущее России, но и отражаясь во всем мире на протяжении ХХ века. В краткосрочной перспективе Октябрьская революция погрузит Россию в годы беспорядков, гражданской войны, террора и голода.

Итоги Октябрьской революции

Вечером 25 октября красногвардейцы-большевики выдвинулись на правительственные позиции в районе Петрограда. Затем они вторглись в Зимний дворец, где проживали несколько министров правительства. В течение нескольких часов Временное правительство было свергнуто, а его члены либо бежали, либо были арестованы.

Вооруженный захват власти был организован и проведен большевиками, действующими от имени Советов России. Львом Троцким руководил большинством тактических и материально-технических мероприятий, а всего за пару недель до этого был сформирован революционный комитет.

Однако вскоре стало очевидно, что октябрьский захват власти был скорее большевистской революцией, чем революцией советской. Ленин и его соратники-радикалы не были заинтересованы в том, чтобы делить власть с другими социалистами, такими как меньшевики или умеренные, которых они быстро отправили на «свалку истории».

Предыстория

Дело Корнилова в августе 1917 года не только вооружило Советы и Красную гвардию, но и позволило большевистскому движению восстановить позиции, утраченные им после июльских дней. Хотя Владимир Ленин все еще находился в ссылке в Финляндии, другие важные радикальные лидеры, включая Льва Троцкого, были освобождены из-под стражи. Они приступили к перестройке организационной структуры партии, усилению антивоенной и антиправительственной пропаганды и получению поддержки.

В сентябре была заложена основа большевистской революции. Заявления правительства о войне еще больше снизили его популярность, в то время как большевики выиграли, их членство в партии увеличилось примерно на одну треть в течение месяца.

К концу сентября большевики располагали большинством голосов как в Московском, так и в Петроградском Советах, отчасти потому, что их делегаты были лучше организованы, дисциплинированы и посещали избирательные участки более регулярно, чем представители других социалистических групп. 23 сентября Троцкий, к тому времени уже скорее «официальный» большевик, чем сочувствующий, был избран председателем Петроградского Совета.

Толчок к революции

Толчок к немедленному захвату власти исходил от Ленина. Лидер большевиков скрывался в Финляндии до сентября, но написал своим коллегам поток писем, призывая их как можно скорее свергнуть Временное правительство.

Промедление было бы фатальным, утверждал Ленин, предлагая ряд сценариев. Александр Керенский может подчиниться другому Корнилову и ввести военное положение. Поддержка большевиков может достигать пика и падать. Петроград может даже пасть перед немцами.

Внутри большевистской иерархии существовала некоторая оппозиция этому настойчивому призыву к революции. Лев Каменев и Григорий Зиновьев отвергли аргументы Ленина, назвав их паникой. Их предпочтительным курсом действий было настаивать на немедленных выборах в Учредительное собрание, где большевики могли бы наилучшим образом использовать их растущую поддержку. Они утверждали, что ленинский призыв к революции был преждевременным и привел бы к созданию большевистского правительства, которое будет хрупким, окруженным и вряд ли выживет.

Большинство большевиков, похоже, предпочло дождаться второго съезда Советов, намеченного на конец октября 1917 года.

Военно-революционный комитет

Советская карточка с указанием членов Милревкома.

За три недели до съезда Петроградский Совет принял резолюцию Троцкого о создании Военно-революционного комитета ( Милревком или ВРК). Предполагаемая функция комитета заключалась в организации и надзоре за Красной гвардией как средством защиты Петрограда и Совета от военного переворота или контрреволюции.

Впервые собранный в середине октября, в составе Милревкома доминировали большевики и радикальные левые эсеры, а Троцкий стал его председателем и де-факто лидером. В середине октября Троцкий и другие работали над вооружением красногвардейских частей и подчинением их Милревкому .

Мало что из этого было секретом: деятельность Милревкома открыто освещалась в левых газетах Петрограда. Бездействие Временного правительства удивило многих, в том числе британского посла сэра Джорджа Бьюкенена, который писал, что «не может понять, как уважающее себя правительство может позволить Троцкому продолжать подстрекать массы к убийствам и грабежам, не арестовывая его».

Разгон Керенского

Редкая фотография гвардейцев внутри Зимнего дворца незадолго до Октябрьской революции.

Большевистская революция была вызвана действиями Александра Керенского, а не инициирована смелым приказом Ленина или Троцкого.

Рано утром 24 октября Керенский приказал войскам, верным правительству — к этому времени полку кадетов и резервистов — выступить против большевистских активистов. Вооружены ордерами на арест Троцкого и других 9Члены 0033 Milrevcom совершали набеги на здания, где производилась большевистская пропаганда, уничтожали газеты и захватили или саботировали их типографии.

Телефонные линии со штабом большевиков в Смольном институте были перерезаны, однако новости быстро дошли до Смольного. Троцкий и Милревком истолковали действия правительства как первый шаг правой контрреволюции: «Предательство против Петроградского Совета… намечается».

Даже в этот последний час в рядах большевиков возникли разногласия по поводу дальнейших действий. Некоторые, полагая, что Временное правительство сильнее, чем казалось, и все еще способно призвать лояльные армейские части, утверждали, что Milvrecom должен заняться подготовкой и консолидацией вооруженных сил, а не поднимать вооруженное восстание. В то же время Керенский, ожидавший ответа большевиков, попытался заручиться политической поддержкой правительства, хотя и без особого успеха.

Начало революции

Октябрьская революция началась с захвата Петрограда утром 25 октября. Это совпало с возвращением Ленина в Смольный после нескольких недель бегства. Керенский тоже был в пути, выезжая из Зимнего дворца на машине и направляясь к линии фронта, выполняя отчаянную миссию по набору войск для защиты правительства.

В течение дня красногвардейцы и войска, верные Советскому Союзу, продвигались вперед и захватили важные объекты и объекты инфраструктуры: правительственные здания, арсеналы, телеграфные станции, мосты и проезды.

Самым значительным призом, конечно же, стал Зимний дворец, ставший резиденцией Временного правительства и резиденцией многих его министров и чиновников. Зимний дворец свободно защищали около 3000 офицеров, юнкеров, резервистов и казаков. Американскому журналисту Джону Риду удалось проникнуть во дворец во второй половине дня 25 октября, сообщив, что его оборонительный гарнизон пьян, голоден и несчастен. Тем временем революционные силы собрались снаружи, окружили дворец и ждали приказа атаковать.

Атака Зимнего Дворца

Вечером наконец пришел приказ. В 21.45 матросы Кронштадтской военно-морской базы выпустили с крейсера “Аврора” холостой снаряд – сигнал к началу штурма. Дворец подвергся артиллерийскому обстрелу из-за Невы, а красногвардейцы начали обстрел оборонительных позиций здания из стрелкового оружия.

Ополченцы и кадеты внутри дворцового комплекса не хотели серьезной драки. Многие покинули свои позиции и скрылись с места происшествия, а некоторые присоединились к нападавшим. Пока большевистские силы прорывались через входы во дворец, министры Временного правительства прятались в столовой наверху и ждали неизбежного. Они были арестованы через четыре часа после начала нападения, задержка усугубилась из-за времени, которое потребовалось для обыска 1500 комнат дворца.

Некоторые отряды Красной Гвардии устроили оргию разрушений в частях дворца, уничтожая ценные предметы искусства, хрусталь, фарфор и стеклянную посуду. Жилые помещения бывшей царицы Александры подверглись особенно разрушительному обращению.

Второй съезд Советов

Первое выступление Ленина на съезде Советов 26 октября 1917 года в живописи Серова.

Между тем, под грохот пушек в Петрограде, в большом зале Смольного института начинался второй съезд Советов. Из присутствовавших у большевиков было около 300 делегатов, а у их союзников из левых эсеров – около 80; это дало им небольшое большинство на съезде с 670 делегатами.

Несмотря на это, митинг начался с шквала речей меньшевиков и умеренных эсеров, осуждающих большевиков за незаконный захват власти. Они заявили, что это предполагаемое действие спровоцирует военную контрреволюцию, угрожающую будущему революции и Учредительного собрания.

После яростных дебатов, а затем нескольких попыток примирения меньшевики и другие умеренные покинули съезд в знак протеста как против восстания, так и против отказа большевиков идти на компромисс. Это было фатальной ошибкой, потому что почти полностью оставило Советы в руках большевиков. Именно в этот момент Троцкий лихо отправил их на «свалку истории».

Командование большевиков

Митинг продолжался несколько часов, время от времени прерываясь для получения хороших новостей, таких как сообщения о взятии Зимнего дворца. Незадолго до рассвета почти без сопротивления была принята следующая резолюция, написанная ранее Лениным (еще не присутствовавшим на съезде):

Советское правительство предложит всем народам немедленный демократический мир и немедленное перемирие на все фронты. Он обеспечит безвозмездную передачу земли… крестьянским комитетам; защитит права солдат, введя полную демократию в армии; установит рабочий контроль над производством; обеспечит созыв Учредительного собрания… позаботится о подаче хлеба в города и предметов первой необходимости в деревни; она гарантирует всем нациям в России подлинное право на самоопределение. Съезд постановляет, что вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Второй съезд Советов возобновился вечером следующего дня (26 октября), на этот раз с участием Ленина. Он обратился к присутствующим, сказав им, что теперь они управляют Россией от имени рабочих масс и что они стоят в авангарде растущего движения за международную революцию.

Съезд обсудил и принял первые советские декреты о мире и земле. Ленин и большевики сделали первые шаги к созданию социалистической России. Однако, как и Временное правительство до них, большевики вскоре поняли, что захватить власть у слабого правительства гораздо проще, чем преобразовать и перестроить всю нацию.

Взгляд историка:
«Легенда придала октябрьским событиям героический характер. Они представлены в виде эпического фриза, по которому движутся фигуры, размеры которых превышают человеческие. Над ними возвышается властное присутствие Ленина, лидера, главного стратега, всемудрого, вооруженного руководящей истиной Маркса… [В действительности] октябрьские события были обременены пустяками, мелким соперничеством, просчетами, колебаниями, неумелостью, позерством и ошибки. Почти ничего не было запланировано, и то, что произошло, было случайностью. Большевики не захватили власть одним смелым подпольным ходом; они наткнулись на власть, разделившись и воюя друг против друга. И до последних минут Ленин играл лишь эпизодическую роль в том, что произошло».
Харрисон Солсбери

1. 25 октября 1917 года большевики захватили Петроград и Зимний дворец, арестовав Временное правительство.

2. Этот захват власти был спровоцирован попыткой Александра Керенского заставить замолчать большевистских пропагандистов и лидеров 24 октября.

3. Захват был осуществлен сочувствующими солдатами и матросами, красногвардейцами и возглавляемым Троцким Милревкомом, органом, сформированным всего за неделю или две до этого.

4. Ленин, писавший из эмиграции в Финляндию, ранее призывал к немедленной революции для свержения Временного правительства вопреки некоторой оппозиции.

5. Умеренные небольшевики позже ушли со съезда Советов, оставив его в руках большевиков.

Информация для цитирования
Название: «Октябрьская революция»
Авторы: Дженнифер Ллевеллин, Майкл МакКоннелл, Стив Томпсон
Издательство: Alpha History
URL: https://alphahistory.com/russianrevolution/october-revolution/
Дата публикации: 4 июня 2016 г.
Дата пересмотра: 28 февраля 2022 г.
Дата обращения:

6 марта 203 1 Авторское право: Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего явного разрешения. Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.

 

Что такое большевистская революция?

На тему большевистской революции уже написаны тома, и еще много будет написано в ближайшие годы. Здесь мы можем только попытаться отметить его существенный характер.

Многие американцы заблуждаются, что русская революция была всего лишь революцией промышленных рабочих против небольшой, но могущественной группы капиталистов. Это недоразумение связано с тем, что большинство людей думают, что это произошло в соответствии с предсказаниями немецкого писателя-социалиста Карла Маркса.

В своих самых известных работах — Капитал и Коммунистический манифест — Маркс выразил уверенность в том, что коммунистическая революция произойдет в высокоиндустриальной стране, такой как Германия или, возможно, Великобритания.

Россия не соответствовала пророчеству Маркса

На самом деле ничто не могло бы соответствовать революционной формуле Карла Маркса меньше, чем Россия 1917 года. В то время, как уже было указано, Россия была отсталой земледельческой страной. Большая часть ее промышленности, тогда еще находившейся в зачаточном состоянии, финансировалась в основном за счет иностранного, а не местного капитала. В 1917 г. подавляющее большинство населения составляли крестьяне, а число промышленных рабочих, хотя и росло, все же составляло очень незначительное меньшинство.

Несмотря на усилия по введению законодательства в отношении заработной платы, рабочего времени и условий труда, фабричные рабочие в то время жили в ужасных условиях. Эти экономические трудности заставили их сыграть гораздо большую роль в ноябрьской революции, чем можно было ожидать, исходя из их численности.

Однако действительно большую группу обездоленных людей в России составляли не промышленные рабочие, а крестьяне. Когда они были освобождены от крепостной зависимости в 1861 году, крестьяне получили немного земли и обещание еще больше. В 1914 действительно безземельных крестьян было мало. Большинство крестьянских семей владели землей либо индивидуально, либо в составе коллективной группы, называемой миром или общиной. Но их владения были так малы, что большинству из них приходилось работать арендаторами или батраками в имениях крупных землевладельцев, или в хозяйствах более богатых крестьян, известных как кулаков (кулаков ), или на землях, принадлежавших государству. или церковь.

В 1917 году в России были не только фабричные рабочие, стремившиеся свергнуть класс промышленных капиталистов, но и массы крестьян, не имевших достаточно земли, чтобы зарабатывать на жизнь. Они хотели больше земли и надеялись получить ее за счет таких крупных землевладельцев, как монархия, дворянство, церковь и, главное, государство. Однако настоящий переворот, приведший к власти Ленина, был совершен группой профессиональных революционеров при поддержке взбунтовавшегося петроградского гарнизона. Важно отметить, что в результате этого переворота было свергнуто правительство Керенского, стремившееся установить демократический режим после свержения царизма 19 марта. 17.

Большевистские лидеры

Ноябрьскую революцию возглавила группа интеллигентов, большинство из которых никогда не видели рабочего верстака и не пользовались крестьянским плугом. Многие из них, особенно Ленин и Троцкий, жили в эмиграции за границей, потому что их взгляды привели их к конфликту с царским правительством. Руководителем революции был Ленин, выходец из интеллигенции, проведший свою жизнь не в физическом труде, а в писаниях и выступлениях.

Заводские рабочие сыграли важную роль в разгроме старой власти и в защите новой советской власти, шедшей по пути обобществления производства (прежде всего в промышленности и торговле, затем в сельском хозяйстве). Но, если судить по величине участвовавших в нем сил, революция 1917 было главным образом аграрным восстанием. Лозунгом большевистских лидеров в 1917 году было «Мир, земля и хлеб».

Хлеба хотели все, так как война нарушила транспорт и создала нехватку еды в городах. Мира тоже желали многие, особенно солдаты на фронте, которым не хватало боеприпасов. Но земли больше всего желали крестьяне, 50 лет страдавшие от острого «земельного голода».

В 1917 году многие крестьяне думали, что они вытеснят всех крупных землевладельцев и сами станут единоличниками. Этого в конечном счете не произошло, потому что советское правительство не собиралось превращать крестьян в индивидуальных собственников. Советский лидер опасался, что крестьянская собственность на землю восстановит капитализм в другой форме. Советская власть была полна решимости уничтожить все возможные корни капитализма в России. Их план состоял в том, чтобы создать такой же статус для рабочих на фабриках, которые не владеют заводом и просто получают заработную плату за эксплуатацию машин, и для рабочих на фермах, где крестьяне также стали бы наемными работниками. Земля, как и фабрики, банки и природные богатства страны, должна была стать собственностью не отдельных крестьян, а государства, которое должно было вознаграждать крестьян за их труд.

Правительство против крестьян

Планы советских руководителей встретили ожесточенное и упорное сопротивление со стороны крестьян. Они боролись с правительством изо всех сил много лет — иногда активно, чаще пассивно. Иногда они отказывались сеять или собирать урожай, а иногда портили запасы зерна и других продовольственных товаров. Правительство ответило различными мерами репрессий. Отправка правонарушителей в отдаленные районы страны, где их заставляли работать на дорогах, железных дорогах и выполнять другие работы, была излюбленным наказанием.

Сейчас практически вся земля в России является собственностью государства. Есть несколько крупных совхозов, которые работают как фабрики, рабочие получают регулярную заработную плату. Однако большая часть земли обрабатывается колхозами, члены которых получают долю чистой прибыли хозяйства. Самая острая борьба советских руководителей была не борьбой промышленных рабочих против банкиров, фабрикантов и помещиков. Это была борьба между большевиками и крестьянами. В той мере, в какой Советская власть претендовала на представительство фабричных рабочих, это была также борьба между рабочими и крестьянами, между городом и деревней.

Догнать внешний мир

Эта борьба велась бок о бок с другой великой борьбой большевистской революции — попыткой превратить отсталую Россию в современное индустриальное государство, независимое от внешнего мира. Советские руководители не только хотели освободить Россию от зависимости от внешнего мира, который, по их мнению, грозил превратить Россию в колонию передовых индустриальных держав. Они также хотели обезопасить страну от нападения со стороны одного или нескольких «капиталистических» государств.

Сегодня государству принадлежат все ресурсы страны — фабрики, шахты, всевозможные сельскохозяйственные и минеральные продукты. Таким образом, Россия перескочила от стадии примитивного земледелия, едва начавшей индустриализацию, к крупномасштабной разработке всех ресурсов государством либо непосредственно, либо через государственные кооперативы. В основном он перескочил через период крупного индивидуального предпринимательства, финансируемого частным капиталом на частный риск ради личной выгоды, который характеризовал переход Европы и Нового Света от преимущественно сельскохозяйственной к преимущественно индустриальной экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *