Программа
тематических классных часов
по гражданско-патриотическому воспитанию
учащихся начальных классов
«Растим патриотов и граждан России!»
I. Пояснительная записка.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях родного народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)
Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины – горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», – считал В.А. Сухомлинский.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
III. Цель и задачи Программы
Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.
Воспитание уважения к защитникам Отечества.
Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
IV. Содержание Программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.
1 класс
«С чего начинается Родина?»
Цель:
Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.
Задачи:
1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.
2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.
3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.
4. Сотрудничать с родителями.
№
Месяц
Название
Форма проведения
1
Сентябрь
«Знакомьтесь – это мы»
Конкурс газет, фотогазет, листовок
2
Октябрь
«День бабушек»
(К Дню пожилых людей)
Акция «Забота»
3
Ноябрь
«На кого я хочу быть похожим»
Классный час – вернисаж
4
Декабрь
«Мой город, мой Владикавказ»
Заочное путешествие
5
Январь
«Поможем птичкам перезимовать»
Мастерская умельцев
6
Февраль
«Наши папы – защитники Родины»
Классный час
7
Март
«Наши мамы самые красивые»
Музыкально-поэтический классный час
8
Апрель
«Дорога в космос»
Игра-путешествие
9
Май:
«Дом, который построим мы»
Защита проектов
2 класс
«Моя малая родина»
Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.
Задачи:
Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.
Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.
Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.
Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.
2. Конкурс фотографий
4
Декабрь
1. «Чистый город».
2. «Мой режим дня»
1. Социальная акция.
2. Беседа обсуждение.
5
Январь
«Дружба, вежливость, доброта с нами в жизни навсегда».
Цикл классных часов
6
Февраль
«Исторические места Осетии»
Заочное путешествие
7
Март
1. « Моя любимая мама»
2. «Поздравляем наших мам».
1.Выставка рисунков
2. Праздничный классный час
8
Апрель
«Папа, мама, я – дружная семья»
Игра-состязание
9
Май
1. Урок мужества «Во имя жизни – на земле»
2. «За мирное детство – спасибо»
1. Знакомство детей с пионерами – героями.
2. Смотр песни и строя.
3 класс
«Россия – Родина моя».
Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:
Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.
Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.
Экологическое воспитание.
2. «Полководцы и герои»
1.Тематический час
2.Познавательная игра
6
Февраль
1. «Быстрее, выше, сильнее»
2. Поздравление мальчиков с праздником.
Командные соревнования учеников 2,3, 4 классов
7
Март
1. Проводы масленицы.
2. Разучивание подвижных игр.
Классный час
8
Апрель
1. «Земля – наш общий дом»
2.Трудовой десант
1.Экологический праздник.
2. Уборка территорий
9
Май
«Этот День Победы»
Смотр песни и строя, поздравление ветеранов.
4 класс
«Я – гражданин России».
Цель: Растить гражданина и патриота России.
Воспитание гражданственности национального самосознания детей.
Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.
Создание условий для реализации полезных дел.
2. Устный журнал
2
Октябрь
1. «Дорогой мой город Владикавказ»
2. «Чистый город»
1.Заочное путешествие
2. Участие в акции
3
Ноябрь
1. «Я имею право»
2.«Природа раскрывает тайны»
Тематический час по правам человека.
2.Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины
4
Декабрь
«Герб, флаг, гимн – символы России»
Видеожурнал
5
Январь
«Наш Пушкин»
Литературная конференция
6
Февраль
1.«Герои Советского Союза – наши земляки»
2.Поздравление пап, ветеранов боевых действий с Днем Защитника Отечества.
Урок Мужества.
7
Март
1.«Бабушки и внуки»
2. «Жизнь дана на добрые дела»
1.Семейный праздник
2.Тематический час.
8
Апрель
Подготовка к празднику Победы.
Экскурсия по местам воинской славы.
9
Май
«Поклонимся великим тем годам»
1.Вахта Памяти
2.Смотр песни и строя.
V. Реализация Программы
Программа рассчитана на 4 года и охватывает обучение детей с 1 по 4 классы.
VI. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
1.Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города:
– оформление альбома «Город, в котором я живу»;
– сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».
2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению
– к членам семьи – создание генеалогического древа семьи,
– к окружающей природе – социальные акции «Город начинается с тебя», «Внимание первоцветы», «Поможем птицам перезимовать», участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».
3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.
4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.
VI. Литература
1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.
5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с. –(Сердце отдаю детям).
6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
infourok.ru
Классный час «Я – гражданин»
Цель: развитие патриотического воспитания.
Задачи:
-воспитывать гордость за свою Родину,
-изучать историю родного края,
– определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином».
Ход классного часа:
Рассказ учителя:
В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута – и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка – за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.
В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…
Незатейливая история, рассказанная писателем – выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
-Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?
Что означает слово “гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).
Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.
Вопросы учителя:
Какие государственные символы РФ вы знаете?
Когда принят закон о гербе?
Что из себя представляет флаг РФ?
Что означает каждый цвет на флаге?
Назовите день флага РФ?
Назовите авторов музыки и слов гимна России?
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Но что такое Родина?
“Родина” – мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Я думаю, что вы получили ответ на заданный вопрос.
На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это – Гражданин.
Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия – Гражданину Минину и князю Пожарскому”.
Вопросы учителя:
-Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
-Школьник – это гражданин?
-В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
“Быть гражданином” – это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться – ваших.
Итог:
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
infourok.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
г. Россоши Воронежской области.
Программа
Тематических классных часов
по гражданско-патриотическому воспитанию
«Пока я помню – я живу»
для 6-9 классов.
Разработала: Борисенко Любовь Ивановна,
учитель истории и обществознания ВКК,
МКОУ СОШ №10 г. Россоши
2014 г.
Пояснительная записка.
Патриотизм – чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его
защите от врагов.
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы гражданско-патриотического воспитания. Программа патриотического воспитания затрагивает в той или иной мере все стороны жизни опирается на образование, культуру, физическое развитие, психологию.
Подъём в последнее время национального самопознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность.
Патриотическое сознание формирует знание об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, о Родине, которую как мать, не выбирают. Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей.
Поэтому очень остро встаёт воспитательная задача: формирование личности и устойчивой гражданской жизненной позицией.
Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. Именно преданность Родине, чувство гордости за неё, за свой народ даёт человеку ту энергию, опору, позволяющую влиять на развитие общества, иметь цели и ценности, заботиться о государстве.
Основание для разработки программы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» от 05.10.2010
Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон РФ «Об образовании»
Отличительной особенностью программы по гражданско- патриотическому воспитанию является то, что на тематические классные мы приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, интересных людей города, которые на собственных примерах воспитывают преданность к малой Родине и стране в целом, чувства гордости за них.
Цель программы:
– развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей.
усиление внимания, заботы и оказание помощи участникам Великой Отечественной войны.
воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
развитие умения самостоятельно работать с исторической и социальной информацией, решать творческие задачи.
воспитание у учащихся любви к «малой» и «большой» Родине;
воспитание у учащихся искренности, неподдельности чувства, сопричастности к событиям далеких и близких военных лет, осознанность своего гражданского долга, трепетное отношение к живой исторической памяти и ответственности за Отчизну, за её сегодняшний и завтрашний день;
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
Направление «Я родом из России»
Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции учащихся.
Направление «История в нас»
Цель: Закрепление в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому страны и родного края.
Направление «Моя малая родина»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю и гордости за свою малую Родину.
Участники программы.
Программа рассчитана на учащихся 6-9 классов.
Механизм реализации программы
Её реализация осуществляется в течении одного учебного года. Программа предполагает различные формы классных часов:
встречи
беседы
конкурсы
деловые игры
конференции
диспуты
– экскурсии
-литературно-музыкальные композиции.
Основные принципы организации воспитания
Принцип открытости. Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Педагог прислушивается к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела. Педагог должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности. Педагог предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
Принцип свободы участия. Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи. Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
Принцип сотворчества. Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности. И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
Мероприятия по реализации программы
Уровень класса:
5класс
Акция «Письма солдат»
Познавательная игра “Россия – наш дом”
«В этом мире все равны» – урок толерантности
Патриотический час «О мужестве, доблести, славе»
Классный час: «Герои Отечества»
Урок мужества «Героями не рождаются – героями становятся»
Игра-соревнование «Сила богатырская»
Диспут «Твои права и обязанности»
Конкурс «Служить России суждено тебе и мне»
Песенный флешмоб «Мы свято помним»
Деловая игра «От безответственности до преступления один шаг»
Урок мужества: «Россошанские парни -солдаты»
6класс
Акция «Адреса заботы»
Познавательная игра «Мой дом – Россия!»
«В этом мире все равны» – урок толерантности
Патриотический час «Память о героях не уйдёт в забвенье»
Урок мужества «Гордимся славою героев»
Деловая игра «Твои права и обязанности»
Конференция «Их имена навеки в нашей памяти»
Урок мужеств «Россошь в солдатской шинели»
Устный журнал «Что такое хорошо и что такое плохо?»
7 класс
Акция «Твори добро»
Познавательная игра “Мой дом – Россия!”
«Мы разные, но все мы вместе» – урок толерантности
Патриотический час «Мужество, доблесть, слава»
Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»
Деловая игра “Конституция России – Основной Закон государства»
Беседа «Конституция – закон, по нему мы все живем!»
Правовая игра «От рождения и до совершеннолетия»
Урок мужества: «Подвигу народа жить в веках»
Встреча «Россошь – судьбы моей исток»
8 класс
Акция «Твори добро».
Познавательная игра «Символы России в наших сердцах»
«Здесь России моей начало» – урок толерантности
Патриотический час «Гордимся славою героев»
«Интеллектуальный конкурс «История Отечества: события, люди»
Конференция «Конституция о правах ребёнка»
Интеллектуальная игра «Гражданином быть обязан»
Дискуссия «Поступок рождает судьбу»
Урок мужества: «Реквием»
9 класс
Акция «Ветеран живет рядом», акции «Георгиевская ленточка»
Конкурс «Доброта спасет мир», посвященный Дню пожилого человека
Конференция «Мы едины»
Диспут «Ты и Конституция»
Встреча «Есть такая профессия – Родину защищать»
Деловая игра «Хочу стать президентом»
Урок мужества «Мы помним, мы гордимся»
Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность
Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы:
– высокие этические нормы поведения и жизни;
– активная гражданская позиция;
– стремление к духовному обогащению и развитию;
– чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
– уважение к родителям;
– знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, родного края, народа;
– стремление к здоровому образу жизни;
– участие в ежегодных школьных проектах.
-создание банка данных о событиях, которые имели место на нашей земле, о людях внёсших свой весомый вклад в развитие родного края
В ходе реализации программы, анализируя промежуточные результаты, подводятся итоги:
оформление рисунков, плакатов, боевых листков, стендов;
межклассовые соревнования;
Реализация Программы позволит заложить основы:
– достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
– обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
– обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития обучающихся.
multiurok.ru
Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?
Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
Какие темы выбрать для патриотического классного часа?
Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.
Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.
Смотрите также Подборку произведений о войне для школьников всех возрастов >>>
Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».
Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.
Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.
В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:
Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.
Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.
В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.
pedsovet.su
Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию.
Игра-путешествие «Россия – Родина моя»
Низамова О.Н. МБОУ «СОШ №49»
Цель: закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.
Задачи:
Образовательные: знакомство с общественно-политической жизнью страны.
Развивающие: развитие чувства патриотизма.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к стране и людям, которые в ней живут.
Оборудование: картины с изображением родной природы, папки с сочинениями детей о родном городе, изображение флага и герба России, филворд на листе ватмана, магнитофон с записями, полоски цветной бумаги, клей, пазлы с изображением герба России, карта России, карта Ярославля и области, герб и флаг Ярославля, картинки с изображением паровоза и выгонов, лист ватмана с изображением маршрута и станций, клей, листы бумаги, маркеры.
Предварительная подготовка: дети пишут сочинения о родном городе, подбирают и учат стихи о своей Родине, работают со словарями.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит мелодичная, медленная музыка, похожая на русские народные песни. Ученик читает стихотворение:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
– Ребята, так что же такое Родина? Мы с вами много говорили об этом на уроках, на праздниках и играх, и сегодня пришло время подвести итог нашим знаниям.
– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.
– Как называется наша страна?
– Почему мы так много говорим о России?
– Начнём мы с вами с проверки домашнего задания. Творческие группы нашли для нас стихи о Родине, слова, близкие по значению слову «Родина», высказывания великих людей о своей Родине. Давайте послушаем ребят.
– Сегодня у нас игра-путешествие. А на чём можно отправиться в путешествие?
Мы с вами поедем на волшебном поезде, который может не только двигаться по рельсам, но и поможет заглянуть в прошлое и будущее нашей страны. Для этого путешествия мы рассядемся на 2 вагончика (2 команды). Наша игра-соревнование знаний, поэтому полученные сейчас баллы мы положим в общую копилку. А итоги путешествия подведёт жюри.
Итак, взяли свои знания, хорошее настроение, расселись по вагонам и отправляемся… (звучит музыка) в прошлое.
Станция «Историческая»
– Как называлась наша страна в древности?
– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.
Задание 1. «Собери пословицу»
Каждая команда из отдельных слов должна собрать пословицу.
Родина-мать, умей за неё постоять.
Чужбина-калина, Родина-малина.
Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.
Научит горюна чужая сторона.
За правильный ответ начисляется 1 балл.
– Но не только пословицы и поговорки создавали наши предки. Все мы любим, читать русские народные сказки. Сейчас проверим, знаете ли вы сказки.
Задание 2. «Отгадай сказку»
Каждая команда получает по стихотворению о сказке, по которому вы должны догадаться, что это за сказка.
Чтобы Ванечке напиться,
Наклонился он к копытцу.
А, скажите, где ребёнок?
Рядом маленький козлёнок.
Ох, как короб мой тяжёл,
Много я, медведь, прошёл.
Сяду, сяду на пенёк,
Съем горячий пирожок.
– Звучит гудок поезда. Молодцы! Но наша стоянка заканчивается, и мы отправляемся дальше.
Следующая станция «Праздничная». Сейчас мы немного отдохнём! Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты.12 декабря
23 февраля
1 января
9 мая
12 июня
4 ноября
8 марта
1 мая День Победы
Новый год
День защитников Отечества
День Конституции
Праздник Весны и Труда
Международный женский день
День народного единства
День независимости России
– Справились с этим заданием, и гудок паровоза зовёт нас в путь.
Станция «Гражданская»
– Мы только во 2 классе, но уже настоящие граждане своей Родины и, как настоящие граждане, должны знать о своей стране все. На доску вывешивается филворд. Найдите в этом филворде слова, которые можно отнести к любому государству, это его символы. Каждое найденное слово вывешивается на доске.
к | ф | л | |||
о | н | с | т | и | а |
т | т | г | |||
г | о | у | |||
е | л | ц | |||
р | и | и | м | ||
б | ц | я | н | ||
а |
Дети находят слова и объясняют их значение. Гимн, герб, флаг, столица, конституция.
Команды получают задания.
Задание 1 команде: из цветных полосок бумаги собрать Российский флаг.
Задание 2 команде: составить из пазлов Российский герб.
– Ребята подготовили рассказы о гербе и флаге России.
– Кроме этих символов у нашей страны есть свой гимн.
– Что такое гимн страны?
– Кто авторы гимна России?
– Как нужно слушать гимн страны?
– Слушаем гимн Российской Федерации.
– Мы нашли слово «Конституция».
– Что это значит?
– Главное, что мы должны знать из нашей Конституции это наши права и обязанности. Сейчас одна команда напишет наши основные права, а вторая наши главные обязанности.
Права: Обязанности:
на жизнь; защищать Родину;
на отдых; соблюдать законы;
на образование; охранять природу
на помощь; платить налоги
на защиту чести и достоинства
– Конституция это не только права и обязанности, но и наше правительство.
Задание «Вопрос-ответ». Командам по очереди будут заданы вопросы.
– Кто является главой нашего государства?
– Кто сейчас действующий президент РФ?
– Какое событие состоялось 2 марта?
– Кто был избран президентом РФ?
– В каждой стране есть столица. Как называется столица нашей страны?
– А знаете ли вы, что наш город был столицей нашего государства?
– А то, что наш город старше Москвы?
– Чтобы об этом поговорить, отправляемся дальше.
Станция «Ярославль»
– Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия – в наш родной город Ярославль.
– К какой праздничной дате готовится наш город?
– Почему мы должны знать историю Ярославля?
– К игре ребята подготовили сочинения о городе. Давайте их послушаем.
Задание «Вопрос-ответ»
– Как связан Ярославль и космос?
– Почему наш город называется родиной русского театра?
– Музей, какого поэта находится в Карабихе?
– Какой русский святой – покровитель учения родился на Ярославской земле?
– Наш город, как и многие другие, имеет свой флаг и герб.
– Кто изображён на гербе города Ярославля? Почему?
– Почему наш город носит такое название?
– Назовите города Ярославской области. Посмотрите на их гербы. Что вы заметили?
– Наше путешествие подошло к концу. Мы просим жюри объявить результаты. Мы побывали в прошлом нашей страны и нашего города, поговорили о символах государства, подвели итоги нашей работы по изучению своей страны. Мы всё время говорили о том, что вы – маленькие граждане огромной страны России. Что мы можем для неё сделать? Я думаю, что вы научитесь уважать свою страну, уважать и ценить окружающих нас людей, любить место, где родились и живём. Вы – будущее России. А теперь послушаем, с чего же начинается Родина? Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться своими знаниями со всеми присутствующими.
Тематическая дискуссия.
Что такое право?
(Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе)
В каком документе оговорены все права все права граждан РФ? (В Конституции РФ)
можно подразделить все права человека?
(Естественные и гражданские)
Какие статьи Конституции РФ описывают права человека?
(Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи :
Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование
Кроме Конституции существует Декларация прав ребёнка, которая поясняет ваши права.
Потому что Конвенцией о правах ребёнка определено ,что «Ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Каждый из вас имеет право на:
• Имя
• Гражданство
• Надлежащее питание
• Жилище
• Медицинское обслуживание
• Здоровый рост и развитие
• Защиту от жестокости
• Выражение своих мыслей и др.
6. Советы психолога.
А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.
«У детей с момента рождения ,как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»
Вы имеете право:
• Иногда ставить себя на первое место
• Просить о помощи и поддержке
• Протестовать против несправедливого обвинения
• Иметь собственное мнение
• Говорить «нет»
• Побыть одному
• На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие
• Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает
Вы не обязаны:
• Быть безупречной(ым) на все 100%
• Следовать за толпой
• Любить людей, приносящих вам вред
• Мириться с неприятной ситуацией
• Сохранять отношения, ставшие унизительными
Но помните!
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!
8. Рефлексия
• Мне было интересно…..
• До этого я не знал……
• В дальнейшем я буду…..
nsportal.ru
Цель: Воспитание у учащихся осознания права как меры свободы личности, ознакомление учащихся с правовыми актами государства, такими как «Закон Республики Беларусь о правах ребенка», «Конституция Республики Беларусь», «Закон об образовании».
Воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждения в необходимости их выполнения.
Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.
Оформление класса:
1. Символика государства: флаг, герб.
2. Плакаты иллюстрирующие статьи «Закона Республики Беларусь о правах ребенка».
Выставка с правовыми документами государства.
Портрет А. Д. Сахарова. Выставка посвященная А. Д. Сахарову.
Высказывания на плакатах:
«Гражданин – человек свободный и ответственный»
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». «Люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
6. На доске цитата из Библии ( Золотое правило)
«Итак во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»
Евангелие от Матфея
7. На стенде выставка рисунков «Люблю мой край».
Ход заняния
Наша страна получила тяжелейшее наследие бесправия человека. Вы, ребята, поколение, которому предстоит построить новое правовое государство. И каждый из вас должен обладать гражданскими качествами личности.
Жизнь очень меняется. И Беларусь встает на демократический путь развития. А так как правовое государство признает за каждым гражданином личную свободу, независимость, всевозможные другие права, а так же обязанности, то и поговорим мы сегодня с вами о таких понятиях, как гражданин, право, закон и обо всем связанном с этими понятиями. Тема нашего разговора «Гражданин – человек свободный и ответственный».
С элементами правопорядка вы знакомились при изучении истории. И сейчас пользуясь знаниями, полученными ранее вы должны дать ответы на вопросы викторины.
Вопрос:
1. Что значит слово «гражданин»
а) Это житель какой-то страны.
б) Человек, который имеет определенные права и определенные обязанности по отношению к той стране в которой живет.
Учитель:
Вообще гражданство это правовая связь человека с государством. И согласно современным документам о правах человека права человеку никем не дарованы, а имеют естественное происхождение, то есть человек родился и он свободен, а значит равный в своих правах со всеми. Поэтому никто не может отобрать права у человека, поскольку их ему никто не давал. Они дарованы человеку самой природой.
А было ли так всегда? Обратимся ко второму вопросу викторины.
Вопрос:
Кто в Древней Греции мог быть гражданином, а следовательно иметь те или иные права.
Ответы учеников:
а) Только мужчины и коренные жители.
Вопрос:
2. Какие у них были права?
Ответы учеников:
а) Быть выбранным в правительство
б) Не оплачивать проживание в стране
в) Охранялись их личные права и имущество
Вопрос:
3. Какие у них были обязанности?
Ответы учеников:
а) Выполнять законы
б) Защищать страну и т. д.
Вопрос:
4. Что явилось причиной 200-летней войны между плебеями и патрициями в Риме?
Ответы учеников:
а) Борьба плебеев за гражданство
Учитель:
Постепенно все свободное население Рима получило гражданство. Однако Римский суд мог лишить гражданина публичных прав за поступок опозоривший честь гражданина. Звание гражданина было связано не только с правами но и ответственностью.
Коль мы заговорили о законах, и о древних, и чтобы проследить совершенствование законов я задам вам следующий вопрос викторины.
Вопрос:
5. Какие законы дошли до нас, как самые древние?
Ответы учеников:
а) Законы Хамураппи
б) Законы Дракона
Вопрос:
6. А что вы знаете о том, что касалось положения детей в обществе древних?
Рассказы учеников о бесправном положении детей
Вопрос:
7. А теперь несколько приблизим разговор к себе. А именно: как же обстояли дела с правами С положением) детей на Руси в старину?
а) Их пороли в школах за непослушание или невыученный урок
б) Выдавали замуж, женили без согласия и т. д.
Ученик. А мы сейчас зададим вопрос в инсценированной форме. (Сценка «субботняя порка»)
Вопрос:
8. Да правами детей на Руси не жаловали. Ну а как же сейчас? У нас в стране.
Ответы учеников:
а) Сейчас принят Закон о правах ребенка.
Учитель:
Давайте проверим как вы усвоили отдельные положения закона и проведем игру «Путешествие в царство Закона».
Правила игры:
Назначается ведущий, он получает роль Закона. Ученик облачается в мантию, специальный головной убор. Берет таблички с номерами статей. – Я главный Закон, адресованный всему человечеству – Закон «О правах ребенка». Дата моего рождения в Республике Беларусь 19 апреля 1995 года. Права человека – мера его свободы. Мои министры – статьи – создают правовую крепость вокруг каждого ребенка, обеспечивают ему; свободу для активных действий, а так же выражают свободу ребенка от плохой и унизительной для человеческого достоинства жизни.
Повелеваю! Всем, знающим содержание моих статей, принять участие в игре.
Выходят 11 человек.
Ведущий предлагает каждому тянуть табличку с номером статьи. После того как таблички распределены, каждый играющий, зная только номер статьи, должен найти свой плакат и вкратце рассказать содержание статьи.
«Закон» имеет право оценивать ответ, просить остальным слушателей дополнить. Если игрок не справляется, то на его место назначается другой. В процессе этой игры ребята легко усваивают положения Закона, развивают речь, так же развивается чувство ответственности.
Краткое содержание статей:
ст. 1 Ребенком считается человек с того момента, когда он родился и до того времени, пока ему не исполнится 18 лет.
ст.2 Главным Законом страны является Конституция, а главным законом о детях – «Закон о правах ребенка»
ст. 3 Задача закона. В этой статье говорится, как государство, государственные работники и вообще все люди должны защищать детей.
ст. 4 Органы исполняющие Закон. От имени государства права детей должны защищать работники специальных отделов охраны детства исполкомов, прокуратуры, судьи.
ст. 5 Равноправие детей. Когда дети рождаются, они получают одинаковые права, независимо от того:
в какой семье они живут
какой у них цвет кожи
какая у них национальность
мальчик это или девочка
какое у них здоровье
на каком языке они говорят
какое образование потом получат
замужем мать ребенка или нет
ст. 6 Право на охрану жизни и здоровья. Каждый ребенок имеет право жить, а государство заботится о его здоровьи и о здоровьи женщины которая ждет ребенка. Врачи смотрят, чтобы дети не болели.
ст. 7 Право на гражданство. Родившийся ребенок имеет право принадлежать к какой – либо стране.
ст. 8 Право на необходимый уровень жизни. У детей есть право иметь все необходимое для нормальной жизни. Государство должно заботиться о том, чтобы дети жилище, развивались физически и духовно.
ст. 9 Право на неприкосновенность. Никто не имеет права жестоко обращаться с ребенком, оскорблять его, заставлять заниматься непосильным трудом, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки, принимать разные вредные вещества. Государство следит за тем, чтобы все окружающие не причиняли вред детям.
ст.10 Право на свободу совести. Дети могут выбирать, верить им в Бога или нет, а если верить, то в какого. Они имееют право узнавать новости из разных источников, обсуждать их, говорить и думать то, что считают нужным.
Но при этом деми должны понимать, что они не одни в этом мире, поэтому нельзя приносить вред другим людям или своей семье.
ст. 11 Обязанности ребенка. Не бывает прав без обязанностей. Если ребенок хочет, чтобы его права уважались, то он должен соблюдать этот Закон и все другие, считаться с обществом, слушать родителей и быть к ним внимательным, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу, животных и растения, а так же все, что создано руками человека и на пользу ему.
Этот Закон, ребята, еще молодой. Ему два года. Не все еще функционирует, например Декларация о правах человека был принят в США более с200 лет назад и, конечно, американцам есть чем гордиться.
Вообще проблема прав человека всегда волновала людей. И волнует и по сей день. А поскольку люди в наше время все сильнее ощущают себя не только гражданами своего государства, но и всей планеты Земля – нашего общего дома – возникли правовые документы, адресованные всему человечеству. Среди них Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году. Я расскажу вам только 1-ю статью.
– Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
К сожалению большинству людей в СССР Декларация была долгое время неизвестна. Широко опубликована она была только в 1988 году.
Но был в Советском Союзе один замечательный человек, которого во всем мире теперь называют Великим Гражданином, совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может.
Как вы думаете о ком идет речь?
Ответ учеников:
– Андрей Дмитриевич САХАРОВ .
И сейчас мы узнаем об этом человеке, о его жизни.
1-й ученик:
– Разговор о гражданине продолжим рассказом об одном из самых замечательных людей XX века – об академике А. Д. Сахарове.
2-й ученик:
— Он родился в 1921 году, а умер 14 декабря 1989 года и вся страна хоронила его. Он наш современник.
3-й yченик:
— Жизнь А.Д.Сахарова была очень, очень нелегкой. Он был крупнейшим
ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, отцом советской водородной бомбы. Он удостоился большого количества наград, даже звание Героя Труда ему присваивалось трижды.
4-й ученик:
— Однако свою самую почетную награду – Нобелевскую премию Мира – он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую
деятельность, как выдающийся защитник прав человека.
1-й ученик:
— Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые
испытания, а имя его стало бессмертным.
2-й ученик.
— Невозможно представить себе А. Д. Сахарова в рядах «национал – патриотов», шовинистов проповедующих низменные идеи «национального превосходства», «исключительности», разделяющих людей
на «наших» и «ваших».
З-й ученик:
— В 60-е годы Сахаров решительно встал в ряды борцов за мир, прогресс
и права человека. Позже этих людей назовут «диссидентами».
4-й ученик:
— Вместе с группой единомышленников он основывает Комитет прав
человека. Такой организации в СССР не было никогда. Своей задачей члены комитета поставили защищать людей, которых власти не справедливо
преследовали за убеждения.
Ребята смотрят выставку посвященную А. Д. Сахарову,
Звучат стихи:
Вечера на кухне.
У Андрея
Дмитрича на кухне вечера…
Хоть зима, свирепо леденея,
Вековое дело начала,
Вечера на сахароской кухне
Продолжались и среди зимы,
И надежды все еще не тухли,
И плесом к плечу сидели мы.
Я был счастлив. Я следил глазами,
Полными восторга и любви,
Как молчал и нам внимал хозяин,
Взгляды не навязывал свои.
Лишь на лбу – себя же скрыть стараясь,-
Проступали как бы невзначай
Детская застенчивая храбрость
И души высокая печаль.
Я шалел, весь распрямясь, разгорбясь:
Наконец-то встретил, наконец –
Верной демократии прообраз,
Равенства и братства образец!
Учитель:
Известна такая древняя пословица: Нет пророка в своем отечестве. Пророк – это мудрец, призывающий своих современников к моральному обновлению ради будущего, которое он умеет предсказать. Пророков плохо понимали во все времена. Их “побивали камнями” – обижали, преследовали, гнали. Родина Сахарова, увы, не сделала для него исключения. И его обижали, объявили наймитом западных реакционеров, преследовали, лишили честно заслуженных наград, оскорбляли, угрожали…
Ученик.
Но Великий Гражданин не дрогнул. Он предвидел, что его ждут тяжелые испытания и ничего не боялся. Порой он почти в полном одиночестве защищал права и свободы гражданина. Наше с вами будущее.
Звучит песня Б. Окуджавы «Святое воинство»
Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек.
Учитель:
Судьба Сахарова дает веру в человеческую личность, в гражданское мужество, в то, что, оказывается, и один человек может выстоять в противоборстве со злом.
Выстоять и победить.
Благодаря подвигу жизни Сахарова мы можем сказать: даже один гражданин в поле – воин!
И еще есть один Закон – Царь законов, проверенный веками, миллионами жизней. О чем идет речь, ребята?
Ответ учеников:
– Это Закон Божий.
Да этот закон проверен веками и миллионами жизней.
Еще в Ветхом Завете есть заповеди:
не укради
не убей
не прелюбодействуй
не произноси ложного свидетельства
не желай дома ближнего своего
возлюби ближнего как самого себя
А в Новом Завете мы читаем Золотое правило:
«Итак во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Учитель:
Мы вдохнули воздух этой священной книги и я хочу сказать вам о том, что в, Библии записано еще об одной обязанности человека. Перед самим собой. Человек должен развивать себя, совершенствовать. Тяжким грехом считается, если человек “зарывает” свои таланты. Человек ответственней за себя. Он должен держать в чистоте свое тело и дух. Как мы содержим в чистоте квартиру.
И тогда, если каждый человек, гражданин будет ответственным за себя, за свою страну, то лет через 100, а может быть и раньше и наши потомки будут гордиться своими Законами.
Вот и подошел к концу наш разговор о гражданских правах, Законах о
свободе, совести.
И в заключении посмотрим замечательную композицию, поставленную нашими учениками на музыку П. И. Чайковского.
Звучит музыка, на сцене хореографическая постановка «Рождение жизни».
После окончания школьники смотрят выставку литературы на тему «Право, Закон, Гражданство». Проводится мини-конкурс чтецов на тему «Славлю Отечество».
multiurok.ru
МКОУ «Первомайская СОШ»
Эртильского района
Из опыта работы
Грауберг Олеся Владимировна –
учитель истории и обществознания
п.Первомайский, 2015 г.
Гражданско-патриотическое
воспитание
Потребность общества в подготовке всесторонне развитого человека, активно участвующего в общественной жизни, выполняющего различные социальные функции, предполагает умение личности ориентироваться в многообразии общественных отношений. Главной проблемой и, следовательно, направлением в воспитательной работе в условиях современного реформирования является гражданское и нравственное становление личности школьников. В настоящее время одной из главных задач в воспитании является формирование гражданской позиции. Большую роль в формировании личности играют общественные дисциплины, такие как история, обществознание, право.
В нашей школе проходит много мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, которые можно объединить одной темой “Я –гражданин России”. В мероприятиях принимают участие учащиеся всех классов. Главная цель этих мероприятий –развитие творческих способностей у учащихся, формирование интереса к истории России, краеведению, правоведению. Задачи мероприятий –стимулирование познавательной активности, формирование гражданской позиции и творческой деятельности учащихся.
Мы хотим поделиться с вами нашим опытом. Надеемся, что он Вам пригодится!
Классный час “Я – гражданин России”
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”
Задачи :
Обучающие:
-повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
-овладение технологией работы в группах.
Развивающие:
-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
Воспитательные:
-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
-воспитание и развитие личностных компетенций.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, рефлексия, интерактивный (групповое интонирование, проблемная дискуссия), творческая интерпретация содержания, проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).
Возраст детей: 5-7 класс.
Оборудование:
1.Компьютер, проектор, экран
2.Плакаты
Оформление доски (плакаты):
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.
«Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев. Государственная символика РФ:
Текст Гимна России.
Герб
Флаг
Ход классного часа
Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Учащимся предлагается подпевать.
Учитель: О чем поется в песне? (ответы детей)
Учитель: Но что такое Родина?
Чтец 1. Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Чтец 2 .Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Чтец 3.Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Чтец 1: Родина – это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Понятие Родина- это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней; это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Россия подобна огромному дереву, на котором не сочетать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья – это мы, корни—это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины»
(1 слайд – Я – гражданин России)
Учитель: Что означает слово “гражданин”?
Чтец 2.: В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так: Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Учитель: Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.
Гражданин: (слайд 2)
1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.
Пояснение 1-го понятия .
Учитель:
– Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)
– Что значит, «постоянное население»? (Те люди, которые живут там всегда.)
– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»? (Иметь права и обязанности)
– Прочитайте второе пояснение.
Пояснение 2-го понятия.
Учитель: Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания. (Слайд 3)
Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например: «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов. «Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев.
– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова ?
– Рассмотрите схему (слайд 4). Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа. Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.
знать (права)
выполнять (обязанности)
любить (свою Родину)
охранять (территорию)
беречь (природу)
гордиться (культурой, языком)
приумножать (богатства)
Дети работают самостоятельно.
Проверка: (Слайд 5)
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы) (Слайд 6)
– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?
отец
отчество
Отечество
Отчизна
род
родной
родители
родня
Родина
– Почему слова каждой группы мы называем родственными?
Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.
– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.
(Музыкальная заставка: голоса птиц. (Слайды 7, 8, 9)
Чтец 1: Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
Учитель: Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.
Учитель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы нашей страны. (Гимн, Герб, Флаг. – изображения на плакатах и слайде10)
Учитель: В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)
Учитель: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.
– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)
Учитель: Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов.
Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане? (Слайд 11)
Учитель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту. (Слайд 12)
С момента подписания закон становится обязательным для всех. Вот почему так важно, чтобы все граждане страны принимали участие в выборах. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете. (Слайд 13)– Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет. Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями?
Учитель: Распределение по группам. Свой «выбор» можно будет сделать сейчас, работая в группах и отвечая на вопросы анкеты.
Задание. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, – очень ответственно. Прочитайте вопросы. Подумайте, обсудите, зачитайте свой ответ.(слайд 14)
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)
– Представьте, что вы уже взрослые и вас выбрали в Государственную Думу. Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)
Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.
Учитель: На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это – Гражданин.
Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Учитель: Россия лучшим своим гражданам ста
infourok.ru