Определение уровня готовности ребёнка к школьному обучению является одним из направлений в психологической диагностики в детском саду. Сейчас существует большое количество методик. Перечень некоторых методик можно посмотреть в моей статье «Список методик педагога-психолога для проведения диагностики детей в ДОУ»., а в этой статье я хочу описать одну из этих методик, а именно «Тест школьной зрелости Керна-Йирасека».
Тест позволяет определить уровень функциональной готовности ребенка к школьному обучению. Также с помощью теста можно выявить уровень развития вербального мышления и кругозора, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.
Тест состоит из 4-х частей:
Задание № 4 «Опросник» является модификацией теста, которая была введена чешским исследователем Ярославом Йирасеком.
Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху написано короткое предложение письменными буквами: «Он ел суп«. Внизу нарисована группа точек. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.
Мы подготовили для вас этот бланк. Его можно скачать ниже.
№ задания | Наименование задания | Инструкция |
---|---|---|
Задание № 1 | Рисунок человека | Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все вопросы ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает,можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. |
Задание № 2 | Копирование фразы | Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же. |
Задание № 3 | Срисовывание точек | Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же (можно пальцем показать место, где необходимо их рисовать). |
Задание № 4 | Опросник | Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются. Скачать вопросы к заданию |
1 балл — Нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища. Голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши. На лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок) Фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).
2 балла — Выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла — Фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла — Примитивный рисунок с головой и туловищем. Руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов — Отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
1 балл — Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в 3 слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.
2 балла — Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 балла — Явная разбивка надписи на 3 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла — С образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов — «Каракули».
1 балл — точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения отстрочки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла — количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла — рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов — каракули, чирканье.
После оценки заданий баллы суммируются и определяется уровень функциональной готовности ребёнка к школьному обучению по итогам 3-х заданий.
К каждому вопросу присваивается балл. Подробное присвоение баллов описано в прикреплённом файле ниже.
После этого все баллы суммируются и на их основе делается вывод об уровне развития мышления ребёнка и его кругозоре.
Готовыми к школьному обучению в интеллектуальном плане считаются дети, относящиеся к 1,2 и 3 группе. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
Тест школьной зрелости Керна—Йирасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из 3-х заданий.
Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти , второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1высший балл; 5низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по 3 –м заданиям.
Развитие детей, получившим в сумме по 3-м заданиям:
– от 3-х до 6-ти баллов, рассматриваются как выше среднего
– от7-и до 11-ти баллов, как средний уровень
– от12-ти до 15-ти баллов – ниже нормы.
Детей, получивших 12 – 15 баллов, необходимо углублённо обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые. Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка
Выявляют умение ребёнка подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребёнок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.
Я. Йиерасек провёл исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Йерасек подчёркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном им суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с не использованием невербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики).
Тест Керна – Йиерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.
Инструкция по применению теста:
Ребёнку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребёнке и оставлено свободное место для рисования мужской фигуры, на обороте в верхней левой части помещён образец письменных букв, а в нижней части – образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребёнком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длинней боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук
Инструкция к заданию №1:
«Здесь (показывают каждому ребёнку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети всё же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор всё равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь».
Если ребёнок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя всё получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребёнок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать её, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом ещё и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребёнок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показывает, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребёнка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-либо угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону.Инструкция к заданию №2:
«Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же».
«Я ем суп»,
написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребёнок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместиться в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав, предложенную им фразу, пишут её печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами.
Инструкция к заданию №3:
«Посмотри, здесь нарисованы точки
* * *
* * *
* * *
*
Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».
При этом нужно показать, где ребёнок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник – правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую.
Отмечают также, вертится ли ребёнок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА:
Задание №1 – рисование мужской фигуры.
1 балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена с шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы
2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 балла. Примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы одной линией каждая.
5 баллов. Отсутствует чёткое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами.
1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.
Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы чётко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 балла. Всё ещё разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспризведённый образец всё ещё создаёт строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Задание №3 – срисовывание группы точек.
1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое.
Рисунок должен быть параллелен образцу.2 балла. Число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трёх точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствуют образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но всё же состоит из точек. Размеры образца и количество точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 баллов. Каракули.
Работа с вербальным субтестом
Для работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвёртая страница. Экспериментатор должен полностью протоколировать ответ ребёнка на каждый вопрос субтеста.
Инструкция к вербальному субтесту:
«Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых различных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рассказать. Слушай вопрос первый. »
Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитываются только один раз. Экспериментатору необходимо следить за своей речью, она должна быть доброжелательной и чёткой, чтобы исключить непонимание ребёнком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребёнок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.
Вербальный субтест.
– Лошадь = 0 баллов.
– Неправильный ответ = -5 баллов.
– Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
– Ужинаем, спим, другие ошибочные ответы = -3 балла.
– Темно = 0 баллов.
– Неправильный ответ = -4 балла.
– Зелёная = 0 баллов.
– Неправильный ответ = -4 балла.
– Фрукты = 1 балл
– Неправильный ответ = -1 балл.
– Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д. ) = 0 баллов.
– Неправильный ответ = -1 балл.
– Города = 1 балл.
– Станции = 0 баллов.
– Неправильный ответ = -1 балл.
– Правильно показано = 4 балла.
– Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.
– Не знает часов = 0 баллов.
– Щенок, ягнёнок = 4 балла.
– Только один ответ из двух = 0 баллов.
– Неправильный ответ = -1 балл.
– На кошку, потому что у неё тоже 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия) = 0 баллов.
– На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл.
– На курицу = -3 балла.
– Две причины (тормозить с горы, остановиться на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.
– 1 причина = 0 баллов.
– Неправильный ответ (пример: он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.
– Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) = 3 балла.
– 1 подобие = 2 балла.
– Неправильный ответ = 0 баллов.
– Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвост, шерсть, умеют лазать по деревьям) = 3 балла.
– Одно подобие = 2 балла.
– Неправильный ответ = 0 баллов.
– У них есть разные признаки: у винта – нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки и т. д. ) = 3 балла.
– Винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта – гайка = 2 балла.
– Неправильный ответ = 0 баллов.
– Спорт, физкультура = 3 балла.
– Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.
– Неправильный ответ = 0 баллов.
– Три наземных транспортных средства, самолёт или корабль = 4 балла.
– Только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолётом и кораблём, но только после объяснения, что транспортные средства – это то на чём можно передвигаться = 1 балл.
– Неправильный ответ = 0 баллов.
– Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, скорее умрёт, чем молодой) = 4 балла.
– Одно или два различия = 2 балла.
– Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0 баллов.
– По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закалёнными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не быть толстыми, чтобы добиться рекорда и т. д. ) = 4 балла.
– Одна причина = 2 балла.
– Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
– Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несёт ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.
– Неправильный ответ = 0 баллов.
– Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
– Тот, другой должен был уплатить штраф = 2 балла.
– Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса, подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по следующим 5 группам:
1 группа – плюс 24 и более
2 группа – плюс 14 до 23
3 группа – от 0 до 13
4 группа – от -1 до -10
5 группа – менее -11
По классификации положительными считаются первые три группы . Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования.
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трём субтестам от 3 до 6 баллов.
7-9 баллов – дети представляют средний уровень развития готовности к школьному обучению.