Название | Задачи |
Сентябрь (ХБТ). Совместное вместе с воспитателем наведение порядка в группе. Д/у «Сделай, что скажу», «Научим зайку убираться», «Слушай- делай», «У нас порядок» | Формировать потребность участвовать в посильном для ребёнка труде. Учить действовать в соответствии с указанием, быстро выполнять просьбу взрослого, доводить дело до конца. Воспитывать стремлеение к чистоте, бережное отношение к игрушкам. |
Название | Задачи |
Октябрь ХБТ Обучение уборке игрушек. Д/ у «Найди игрушке её место», «Где живет, игрушка», «Мы любим свои игрушки», «Научим Хрюшу убирать игрушки». | Приучать убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Учить работать совместно с взрослым и товарищем, целенаправленно действовать, видеть конечный результат. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться. |
Название | Задачи |
Ноябрь. ХБТ. Мытьё игрушек. Д/у «Искупаем кукол», «Помоем посудку», «Искупаем зверят», «Наши чистые игрушки» | Учить работать совместно со взрослым и товарищем, действовать целенаправленно, видеть результат. Учить расправлять тряпочку, вытирать игрушку насухо. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудиться, взаимопомощь |
Название. | Задачи. |
Декабрь. ХБТ. Стирка тряпочек для изодеятельности (1, 3 недели) Стирка кукольной одежды (2,4 недели) | Учить стирать тряпочки: намачивать, намыливать, прополаскивать, отжимать, расправлять, аккуратно вешать для просушки. Учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать стремление к чистоте. |
Название | Задачи |
Январь. ХБТ. Протирание кукольной мебели (1,3 недели). Протирание стульчиков (2,4 недели) | Учить протирать кукольную мебель с помощью тряпочки (крышку стола, сиденье стула, ножки, спинку, стенки, полки шкафчика). Продолжать учить намачивать тряпочку, отжимать, расправлять тряпочку. Учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать желание трудиться, стремление к порядку. Учить называть мебель, части мебели, слова действия. |
Название | Задачи |
Февраль. ХБТ. Мытьё пластмассовых машин.(1,3 недели) Мытье лего-конструктора (2-4 недели) | Учить мыть игрушки в мыльной воде губкой, ополаскивать в чистой воде, протирать тряпочкой насухо. Учить трудиться. Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать необходимое оборудование. Развивать желание закончить начатое дело. Формировать дружеские взаимоотношения. Расширять и активизировать предметный словарь: Транспорт, машина, грузовик, танк и т.д.; упражнять в назывании частей машины, упражнять в назывании антонимов: чистый -грязный, сухой-мокрый. |
Название. | Задачи. |
Март. ХБТ. Мытьё крупного строителя (1,3 недели) Мытьё мелкого конструктора (2, 4 недели) | Продолжать учить протирать детали крупного строителя с помощью тряпочки. Продолжать учить намачивать тряпочку, отжимать, расправлять на ладони, протирать деталь со всех сторон. Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Учить контактировать друг с другом в процессе труда. Упражнять в назывании деталей деревянного строителя, антонимов. Учить использовать грамматически правильную фразу. |
Название | Задачи |
Апрель. ХБТ. Протирание полок в шкафу уголка природы (1,3 недели) Протирание полок и инвентаря в уголке ФИЗО (2,4 недели) | Учить протирать полки в шкафу: верхние, нижние, боковые стенки. Продолжать учить работать тряпочкой: намачивать, отжимать, расправлять. Учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать умение общаться друг с другом во время трудовой деятельности. Упражнять в употреблении грамматически правильной фразы. Продолжать учить называть комнатные растения. |
Название | Задачи |
Май. ХБТ. Протирание резиновых, пластмассовых игрушек Д/у «Игрушки просят о помощи», «Мы любим свои игрушки», « Мы-аккуратные ребята», «Научим куклу Катю протирать игрушки» | Учить протирать игрушкусо всех сторон, правильно пользоваться тряпочкой: намачивать, отжимать, расправлять. Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Воспитывать стремление к чистоте в окружающей обстановке, приучать соблюдать порядок. Упражнять в назывании игрушек. |
nsportal.ru
1. «Угадай, чей голосок» Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх. Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:
«Мы собрались в ровный круг Повернемся разом вдруг, А как, скажем: (говорит первый ребенок) «Скок – скок – скок, угадай, чей голосок?» Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону. | 2. Затейники. Цели: 1. Обучение детей различным танцевальным движениям 2. Воспитание внимательности. Содержание: Дети стоят по кругу, в центре затейник. Дети идут по кругу со словами:
«Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте Дружно вместе Сделаем вот так» Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться. |
3. Карусель. Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами. Воспитание интереса к хороводным играм. Содержание: Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.
«Еле – еле, еле – еле, Закружились карусели, А потом кругом, кругом Все бегом, бегом, бегом. Тише – тише, не спешите! Карусель остановите! Раз – два, раз – два Вот и кончилась игра!» Затем сменить направление и продолжить игру. | 4. Тишина. Цели: 1. Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами. 2. Воспитание дисциплинированности. Содержание: играющие идут по кругу со словами:
«Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши Засыпайте малыши». По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок – победитель. |
5. Кошка и мышка. Цели: Обучение детей четкому произношению слов. Развитие двигательной активности. Содержание: Дети стоят в кругу. В центре один ребенок – мышка. Дети идут по кругу со словами:
«Ходит Васька – беленький Хвост у Васьки серенький Только мышки заскребут Чуткий Васька тут как тут». С окончанием слов дети останавливаются и в одном месте делают проход – ворота. Мышка убегает от кошки, пробегая в ворота и подлезая под руки стоящих в кругу детей. Кошка ловит мышку, но пробегать может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется с другой мышкой. | 6. Колпачок. Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок – «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:
«Колпачок, колпачок Тоненькие ножки Красные сапожки Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили Танцевать заставили» Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами: «Танцуй сколько хочешь Выбирай, кого захочешь» Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка». |
7. Узнай по голосу. Цели: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх. Содержание: Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:
«Ваня – Ваня, ты в лесу Мы зовем тебя – «Ау» Ваня глазки закрывай Кто назвал тебя, узнай». Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает. | 8. Метелица. Цели: Развитие двигательной активности. Формирование чувства равновесия. Содержание: Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места кружится вокруг себя со словами:
«Мели, мели мельница Жерновочки вертятся Мели – мели, засыпай И в мешочки набивай» На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей. |
9.Заря – зарница. Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре. Содержание: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников – водящий – стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:
«Заря – зарница Красная девица По полю ходила, Ключи обронила Ключи золотые Ленты голубые Раз – два, не воронь, А беги как огонь». С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим. | 10.Чурилки Цели: Развитие звукового восприятия. Воспитание активности, интереса к игре. Содержание: Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут хоровод вокруг них со словами: «Трынцы – брынцы. Бубенцы Позолочены концы. Кто на бубенцах играет Того жмурка не поймает». После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки. |
12. Дети и петух. Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры. Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций. Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:
«Петушок – петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка. Что так рано встаешь? Детям спать не даешь?» После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук. «Петух» кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом». | 13. Барашек. Цели: Обучение детей умению играть по правилам. Воспитание внимательности и выдержки. Содержание: Играющие стоят по кругу. «Барашек» – внутри круга. Дети идут по кругу со словами:
«Ты барашек, серенький С хвостиком беленьким. Мы тебя кормили Мы тебя поили. Ты нас не бодай С нами поиграй Поскорее догоняй». По окончании слов, дети бегут врассыпную, а «барашек» их ловит. Правило: Разбегаться можно только после окончания слов. |
11.Капуста Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности. Содержание: Рисуется круг – огород. На его середину играющие складывают свои вещи – шапки, пояса, платки и т.д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:
«Я на камушке сижу Мелки колышки тешу Мелки колышки тешу Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли В огород не прибегали Волк и лисица, Заинька усатый, Медведь толстопятый». Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем. | 14. Займи место. Цели: Обучение детей умению играть по правилам. Развитие силы бега. Содержание: Один из участников – водящий – становится за круг. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий говорит: «Как сорока стрекочу Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу Тебя хлопну по плече – беги!» Сказав «беги!» водящий слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим. Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во время бега не касаться стоящих в кругу детей. |
nsportal.ru
Дни недели | Время в режиме | Дежурства | ||
Утро | Прогулка | Вечер | ||
1-я неделя | ||||
Понедельник | Самообслуживание в процессе умывания. Личный пример. Цели: Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Обучение. Расставлять на столах розетки, краски, материал (раздаточный) перед занятием; раскладывать по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или убирать в коробки по окончании занятия). Цели: Учить выполнять порученное дело до конца, соблюдать порядок, чистоту в помещении, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца. Формировать дружеские взаимоотношения.
| Поручения, связанные с трудом в природе. Показ. Накрывать кусты ягодника. Цели: Объяснить, что нужно укрывать землю, чтобы растения зимой не замерзли. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу. | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Личный пример. Цель: Учить шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого | |
Вторник | Совместный труд детей и взрослых, ручной труд. Показ. Помогать няне развешивать полотенца в умывальной комнате. Цели: Учить расправлять полотенце, вешать его за петельку. Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда. | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Объяснение. Цель: Учить шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого. Поручения, связанные с трудом в природе. Объяснение. Накрывать кусты ягодника. Цели: Объяснить, что нужно укрывать землю, чтобы растения зимой не замерзли. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу. | Самообслуживание в процессе Умывания. Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате». Цели: Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
| Дежурства |
Среда | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Показ. Цель: Учить шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Сгребать листву, относить ее в ведрах в кучу, отвозить на тележках. Цели: Формировать навыки работы с граблями, совками движками и лопатами. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих. | Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом повара (варит манную кашу, закладывает макароны, шинкует овощи). Наблюдение. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления труде взрослых, общественной значимости труда. Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Обучение. Цель: Учить шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого | Дежурства | |
Четверг | Поручения, связанные с трудом в природе. Показ. Под руководством воспитателя протирать крупные листья. Цели: Дать детям понятия о том, что за растениями нужно ухаживать, протирать листья, опрыскивать. Учить выполнять эти действия. Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность.
| Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Беседа. Цель: Учить шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Объяснение. Сгребать листву, относить ее в ведрах в кучу, отвозить на тележках. Цели: Формировать навыки работы с граблями, совками движками и лопатами. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих. | Дежурства | |
Пятница | Самообслуживание в процессе умывания. Напоминание. Цели: Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). | Поручения, связанные с трудом в природе. Обучение. Накрывать кусты ягодника. Цели: Объяснить, что нужно укрывать землю, чтобы растения зимой не замерзли. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу. | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Рассматривание иллюстраций. Расставлять на столах розетки, краски, материал (раздаточный) перед занятием; раскладывать по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или убирать в коробки по окончании занятия). Цели: Учить выполнять порученное дело до конца, соблюдать порядок, чистоту в помещении, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца. Формировать дружеские взаимоотношения. | Дежурства |
2-я неделя | ||||
Понедельник | Самообслуживание в процессе одевания и раздевании. Беседа. Цель: Учить шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого я Поручения, связанные с трудом в природе. Чтение худ. литературы. Накрывать кусты ягодника. Цели: Объяснить, что нужно укрывать землю, чтобы растения зимой не замерзли. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу. | Совместный труд детей и взрослых, ручной труд. Объяснение. Помогать няне развешивать полотенца в умывальной комнате. Цели: Учить расправлять полотенце, вешать его за петельку. Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда. Самообслуживание в процессе умывания. Беседа. Цели: Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
| ||
Вторник | Поручения, связанные с трудом в природе. Объяснение. Под руководством воспитателя протирать крупные листья. Цели: Дать детям понятия о том, что за растениями нужно ухаживать, протирать листья, опрыскивать. Учить выполнять эти действия. Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность.
| Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Обучение. Сгребать листву, относить ее в ведрах в кучу, отвозить на тележках. Цели: Формировать навыки работы с граблями, совками движками и лопатами. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих. | Самообслуживание в процессе умывания. Разыгрывание игровой ситуации « Покажи Хрюше, как надо руки намыливать». Цели: Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). | Дежурства |
Среда | Самообслуживание в процессе умывания. Напоминание. Цели: Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Наблюдение. Сгребать листву, относить ее в ведрах в кучу, отвозить на тележках. Цели: Формировать навыки работы с граблями, совками движками и лопатами. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих. | Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом повара (варит манную кашу, закладывает макароны, шинкует овощи). Чтение худ. литературы или просмотр м/ф. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления труде взрослых, общественной значимости труда. Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Дид.игра «Шнуровка». Цель: Учить шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого. | Дежурства | |
Четверг | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Убирать мусор в корзину. Цели: Учить выполнять порученное дело до конца, соблюдать порядок, чистоту в помещении. Воспитывать стремление к чистоте в окружающей обстановке, приучать соблюдать порядок | Поручения, связанные с трудом в природе. Наблюдение. Накрывать кусты ягодника. Цели: Объяснить, что нужно укрывать землю, чтобы растения зимой не замерзли. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу. | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Разыгрывание игровой ситуации «застегни кукле Кате платье». Цель: Учить шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого. | Дежурства |
Пятница | Самообслуживание в процессе умывания. Напоминание. Цели: Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). | Поручения, связанные с трудом в природе. Личный пример. Накрывать кусты ягодника. Цели: Объяснить, что нужно укрывать землю, чтобы растения зимой не замерзли. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу. | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Объяснение. Убирать мусор в корзину. Цели: Учить выполнять порученное дело до конца, соблюдать порядок, чистоту в помещении. Воспитывать стремление к чистоте в окружающей обстановке, приучать соблюдать порядок | Дежурства |
nsportal.ru
Картотека игр по трудовому воспитанию.
Подготовила:
Воспитатель:
Баранникова М.Г.
Наверно все знают утверждение, что гений — это 1 % таланта и 99 % трудолюбия. Познавательные способности – это индивидуальные особенности ребенка, которые определяют его успешность и в дальнейшем обучении, и в жизни в целом. Развиваются они наилучшим образом в детской деятельности. Один из таких видов деятельности – труд в детском саду.
Именно в трудовой деятельности можно научить ребенка таким важным качествам, как умение доводить начатое дело до конца, контролировать правильность своих действий, действовать совместно и многому другому.
Самообслуживание малышей – это одевание, умывание и другие гигиенические навыки, самостоятельная еда и другие. Конечно, содержание
труда по самообслуживанию изменяется с возрастом детей и формированием
Хозяйственно-бытовой труд в детском саду активнее всего начинает осваиваться в среднем дошкольном возрасте. Надо вымыть игрушки, протереть пыль. Зимой Ребята помогают убирать снег на участке, строить горки, замки для баталий. Здесь у малышей формируются умения сосредотачиваться, планировать свои действия, развивается внимание, умение договариваться.
Труд детей в природе – особый вид труда. Результатом этого труда является материальный продукт. Детям такой труд в детском саду интересен именно поэтому.Например, ребята терпеливо выращивают лук и другую зелень, ухаживают за ними, пропалывают. Не боятся комаров. Сбор урожая — радость. А потом эта зелень идет в дело на занятиях кулинарного кружка «Смак», да и просто за обедом. Здесь мы реализуем детско-родительские проекты: «Огород на окне», «Украсим клумбы детского сада», «Тюльпаны для бабушки» и т.д.
Труд в детском саду является важным средством развития познавательных способностей у дошкольников. Относится к труду с любовью, видеть радость в нем – необходимое условие для творчества личности
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников
Трудовое воспитание в детском саду
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… – продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… – дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… – прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… – парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю – указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
« Полив комнатных растений.»
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки
водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
«Рыхление почвы у комнатных растений.»
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) .
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Пересаживание комнатных растений.
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности
работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
«Посадка лука на подоконнике»
Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Посев семян цветов и овощей.
Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой
расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Полив клумб и грядок.
Цель: Дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры.
Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру.
infourok.ru
Задачи. | ХБ. поручения в помещении и на участке. | Поручения в природе на участке и в помещении. |
Сентябрь. Учить выполнять поручения, действовать в соответствии с задание, доводить поручение до конца. Воспитывать стремление оказывать помощь, бережное отношение к игрушкам, атрибутам. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы. |
расставлять стулья.
|
Наблюдения за трудом взрослых.
|
Октябрь. Учить целенаправленно действовать, выполняя поручения взрослого, доводить поручения до конца, видеть результат своего труда. Воспитывать стремление оказывать помощь, бережное отношение к игрушкам, атрибутам. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы. |
расставлять стулья.
|
|
Ноябрь. Учить целенаправленно действовать, выполняя поручения взрослого, доводить поручения до конца, видеть результат своего труда. Учить пользоваться оборудованием: лопатой, веником: держать двумя руками, сметать к середине; лейкой: держать её двумя руками; тряпкой: пропаласкивать, расправлять, отжимать; носилками. Воспитывать стремление оказывать помощь, бережное отношение к игрушкам и атрибутам. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы. |
расставлять стулья.
|
|
Декабрь. Учить целенаправленно действовать, выполняя поручения взрослого, доводить поручения до конца, видеть результат своего труда. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, веником, лейкой, тряпкой, носилками. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и атрибутам. Развивать волевое усилие, желание закончить поручение. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
расставлять стулья.
|
|
Январь. Учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление к порядку, желание помогать взрослым. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
Февраль. Учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить аккуратно и компактно складывать строительный материал. Воспитывать стремление к порядку, желание помогать взрослым. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
Март. Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить контактировать друг с другом, общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку, желание оказывать помощь. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
Апрель. Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить готовить необходимое оборудование, убирать на место, держать его в чистоте. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить контактировать друг с другом, общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку, желание оказывать помощь. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
Май. Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Продолжать учить готовить необходимое оборудование, убирать на место, держать его в чистоте. Продолжать учить пользоваться оборудованием: лопатой, тряпкой, носилками. Учить контактировать друг с другом, общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку, желание оказывать помощь. Воспитывать желание ухаживать за обитателями уголка природы, птицами на участке. |
|
|
nsportal.ru
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
http://www.persev.ru/book/va-suhomlinskiy-trud-oduhotvoren-blagorodnymi-chuvstvami
Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ:
Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.
Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду
В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:
Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.
Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы
Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:
Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь
Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте
Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10 минут, причём педагогу необходимо внимательно следить за отношением детей к предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в радость, запомнился как приятный и полезный.
Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе организованной образовательной.
Одевание на прогулку для малыша третьего года жизни — серьёзный труд
Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:
Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя
Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.
Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.
Проектная деятельность проходит такие этапы:
Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме
Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.
melkie.net
Планирование трудового воспитания во второй младшей группе
Развитие предпосылок трудовой деятельности
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Планирование трудового воспитания в старшей группе
Сентябрь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Октябрь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Ноябрь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Декабрь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Январь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Февраль
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд, а природе
Март
Самообслуживание
Хозяйственно бытовой труд
Труд в природе
Апрель
Самообслуживание
Хозяйственно бытовой труд
Труд в природе
Май
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Июнь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Планирование трудовой деятельности
в средней группе
Сентябрь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Октябрь
Самообслуживание
Хозяйственно бытовой труд
Труд в природе
Ноябрь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Декабрь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Январь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Февраль
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Март
Самообслуживание
Хозяйственно –бытовой труд
Труд в природе
Апрель
Самообслуживание
Хозяйственно –бытовой труд
Труд в природе
Май
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Июнь
Самообслуживание
Хозяйственно – бытовой труд
Труд в природе
Планирование трудовой деятельности в подготовительной группе
Виды трудовой деятельности
nsportal.ru