Картотека дидактических игр по звуковой культуре речи
Игра «Замени звук»
Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход игры:
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка – чашка, гайка – чайка, масть – часть) или последний звук (враг – врач, клюв – ключ, мел – меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
«Какого звука не хватает?»
Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Материал: Предметные картинки на каждое слово.
Ход игры:
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например, пи[ ]ама – пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а – звук [к], конфе[ ]а – звук [т], мар-ты[ ]ка – [ш], мака[ ]оны – [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
«Измени слово»
Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры:
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
«Третий лишний»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:
шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;
голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
«Чудесный художник»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры:
Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Кто больше?»
Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры:
Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Услышишь — хлопни»
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цель: Развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры:
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: Карты с нарисованными картинками.
Ход игры:
У детей – карты с нарисованными картинками.
Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
«Ловушка»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».
Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.
Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.
«Цепочка слов»
Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч, значки и т.д.
Ход игры:
В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.
Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.
«Эхо»
Вариант 1
Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:
[А], [У]-… [У],[А],[ Ы]-…
[И], [О] – УА, ЫИ-…
[И], [О], [Э] -… ЭИ, АО
Картотека игр по развитию
звуковой культуры речи
Игра «Замени звук»
Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход игры:
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка – чашка, гайка – чайка, масть – часть) или последний звук (враг – врач, клюв – ключ, мел – меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
«Какого звука не хватает?»
Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Материал: Предметные картинки на каждое слово.
Ход игры:
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например, пи[ ]ама – пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а – звук [к], конфе[ ]а – звук [т], мар-ты[ ]ка – [ш], мака[ ]оны – [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
«Измени слово»
Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры:
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
«Третий лишний»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:
шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;
голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
«Чудесный художник»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры:
Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Кто больше?»
Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры:
Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Услышишь — хлопни»
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цель: Развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры:
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: Карты с нарисованными картинками.
Ход игры:
У детей – карты с нарисованными картинками.
Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
«Ловушка»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».
Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.
Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.
«Цепочка слов»
Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч, значки и т.д.
Ход игры:
В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.
Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.
«Эхо»
Вариант 1
Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:
[А], [У]-… [У],[А],[ Ы]-…
[И], [О] – УА, ЫИ-…
[И], [О], [Э] -… ЭИ, АО
Вариант 2
Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.
СА—СО—СУ— …
СУ—СА—СЫ—…
АС—ИС—УС —…
СЫ—СА—СО—СУ — …
СУ—СО—СЫ—СА — …
ЭС—АС—УС—ИС —…
СА—ИС—СО —…
ОС—УС—СЫ —…
СО—АС—СУ— …
САД—САНИ—САМОЛЕТ — . ..
СОМ—НОС—УСЫ — …
ОСА—КОСА—ВЕСЫ — …
СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …
Вариант 3
Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).
Ход игры:
ЛА—РА — …
АЛ—АР—АЛ — …
РЫ—ЛЫ — …
ИЛ—УР—ОЛ — …
РА—ЛА—РА — …
ИЛ—АР—ЛУ — …
ЛЫ—РЫ—ЛО — …
РА—ИЛ—РЫ — …
АЛ—АР — …
ОР—УЛ — …
РЫБА—ЛУЖА — …
ЛОДКА—РАМА — …
РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — …
ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — …
КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО — …
АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА — …
РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — …
РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК — …
Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.
«Загадки «поющих» звуков
Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Пример загадок о звуках:
Шире всех открывает рот – звук ….
Губы трубочкой вытягивает – звук ….
На вытянутый кружок губы похожи у звука ….
Самая широкая улыбка у звука ….
Приоткрывает рот и приподнимает язык – звук ….
Приоткрывает рот и оттягивает язык назад – звук ….
«Какой звук чаще звучит?»
Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры:
Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Зазудел комарик тонко:
З-з-з — поёт он звонко-звонко,
Повторяет много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
«Громко-шепотом»
Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).
— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)
Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
«Лодочка и пароход»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.
Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
от Kinship Pointe
Вы ищете интересный способ стимулировать свой мозг и провести время с друзьями и любимыми? Хотите верьте, хотите нет, но ответ может лежать в вашем игровом шкафу. Вы поймете почему, как только попробуете эти карточные игры для пожилых людей.
Если вы думаете, что игры — пустая трата времени, пришло время подумать еще раз. Карточные игры не только доставляют массу удовольствия, но и имеют большую ценность, когда речь идет о развитии памяти и когнитивных навыков. Попробовать новые карточные игры — это отличный способ выделить время для развития мозга в течение дня. Добавьте к этому возможность весело провести время с друзьями и близкими, и любой пожилой человек получит пользу от посещения карточного стола. Но в какую игру вам следует играть? Если вы давно не брали в руки колоду карт, позвольте нам помочь вам с веселыми карточными играми для пожилых людей.
Crazy Eights — это игра на запоминание и сопоставление, которая идеально подходит для двух-пяти игроков. В Crazy Eights игроки пытаются сопоставить числа и масти с картой в стопке сброса. Эта игра похожа на UNO, но в ней отсутствуют разочаровывающие сложности дополнительных правил, и в нее можно играть с любой колодой карт. Гарантированно понравится внукам.
Snap — еще одна игра на совпадение для двух-пяти игроков. Однако в этой игре цель состоит в том, чтобы получить все карты к концу. Игроки переворачивают карты, формируя перед собой стопки. Если вы переворачиваете карту, которая соответствует стопке другого игрока, вы можете сказать «Щелк!» взять их стопку карт себе. Правила настолько просты, что любой может насладиться этой игрой, а динамичный игровой процесс доставит массу удовольствия.
Если вам больше нравится медленная игра, вам может понравиться пересмотреть старую классику под названием Go Fish. Go Fish — это простая в освоении игра на развитие памяти, в которой могут участвовать от двух до шести игроков. В Go Fish игроки по очереди спрашивают друг у друга карты, соответствующие картам в их руках, чтобы составить пары. Если у кого-то нет совпадающей карты, которую ищет игрок, они говорят им: «Иди лови рыбу!» на новый матч. Кто первым соединит все свои карты, тот и победил.
Если вы предпочитаете играть в карты в одиночку, пасьянс — очевидный выбор. Однако, если вы наиграли достаточное количество традиционных пасьянсов за всю жизнь, возможно, пришло время попробовать некоторые популярные варианты пасьянсов. Например, пасьянс «Желание» — это вариант пасьянса, в котором используется только половина колоды, что упрощает задачу. Или, если вы хотите больше волнения, пасьянс «Паук» предложит вам сыграть в пасьянс с двумя колодами карт, за которыми нужно следить. Вы даже можете играть со всеми картами лицом вверх, если попробуете сыграть в пасьянс Freecell Solitaire. Есть много разных версий пасьянса, и мы уверены, что если вы попробуете несколько, у вас появится новый фаворит, прежде чем вы его узнаете.
_____
Мы надеемся, что эти карточные игры для пожилых людей побудят вас попробовать новое занятие. А если вы ищете новых друзей для игры в карты, мы надеемся, что вы заглянете в Kinship Pointe.
Надеетесь выйти на пенсию в Небраске? Найдите Kinship Pointe . Мы предлагаем проживание с престарелыми и независимое проживание в четырех местах: Kearney Northridge , McCook , Seward и Уэйн . В Kinship Pointe наш восхитительный персонал работает каждый день, чтобы помочь жителям реализовать свои увлечения и жить полной жизнью. Чтобы узнать для себя, что делает Kinship Pointe таким особенным, запланируйте тур или , свяжитесь с нами онлайн .
Рубрика: Жизнь с целью
Обычная почта
Автор webtechs
Карточные игры полезны для здоровья людей всех возрастов, особенно пожилых людей. Эти занятия поддерживают активность ума и предполагают столь необходимое социальное взаимодействие. Вот 12 лучших карточных игр для пожилых людей.