Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2
Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»
Вариант 1
1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные. Подчеркни их.
Ястреб, ворона. Яблоко, персик. Кишинёв, Вологда. Город, деревня. Суп, пюре. Тигр, волк.
2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них твёрдые согласные.
Как надела сто рубах —
Захрустела на зубах. ________________________________
Падают с ветки
Золотые монетки. _______________________________________
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. ____________________________________
Посадили зёрнышко —
Вырастили солнышко! ____________________________________
Без крыльев летают,
Без ног бегают,
Без паруса плывут. _______________________________________
В брюхе кипяток,
На голове пуговица,
Одна рука, и та на спине. _______________________________
Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2
Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»
Вариант 2
1.Выпиши слова, в которых есть только твёрдые согласные. Каким одним словом можно заменить слова каждой строчки?
чашка, ложка, тарелка, вилка —
стол, шкаф, диван, кресло —
яблоко, слива, груша, персик —
2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них мягкие согласные.
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. __________ | Весной зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. ___________ |
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. _________ | В белом сарафане Стала на поляне Летели синицы, Сели на косицы. ____________ |
Себя он раскрывает, Тебя он закрывает. Только дождичек пройдет — Сделает наоборот. ________________________________________ |
3. Выпиши из словаря 5 слов с двумя мягкими согласными. Подчеркни их.
4.Выпиши из словаря 5 слов с тремя твёрдыми согласными. Подчеркни их.
nsportal.ru
Ф.И.______________________________ 1.Подчеркни в словах гласные буквы. Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце. 2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох. 3.Подчеркни все согласные буквы. Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача. | ФИ.______________________________ 1.Подчеркни в словах гласные буквы. Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце. 2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох. 3.Подчеркни все согласные буквы. Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача. |
Ф.И.______________________________ 1.Подчеркни в словах гласные буквы. Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце. 2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох. 3.Подчеркни все согласные буквы. Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача. | ФИ.______________________________ 1.Подчеркни в словах гласные буквы. Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце. 2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох. 3.Подчеркни все согласные буквы. Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача. |
Ф.И.______________________________ 1.Подчеркни в словах гласные буквы. Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце. 2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох. 3.Подчеркни все согласные буквы. Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача. | ФИ.______________________________ 1.Подчеркни в словах гласные буквы. Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце. 2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох. 3.Подчеркни все согласные буквы. Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача. |
ФИ____________________________________________________
1.К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г…лодать – …………………………………………… ст…рожка- …………………………………………
в…здушный – …………………….. …………… в…сёлый – …………………………………………
д…лёкий – …………………………………………. ч…совщик – …………………………………………
ш…стёрка – ………………………. …………… кр…кливый – ………………………………………..
к…рмушка – ( о,а) – …………………………. д…ревья – (е,и) – …………………………………..
уг…щать – (а,о) – …………………………….. ст…рожить – ( а,о) – ……………………………….
ш…лестеть – (е,и) – ……………………………… ш…рстяной – (е,и) – ……………………………….
м…рской – (о,а) – ……………………………….. т…пло – (е,и) – ……………………………………
2. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.
П…сатель, расп…сание, зап…сал – …………………………………………………
Стр…лок, стр…льба, стр….лял, выстр…л – …………………………………
Т…рговля, т…ргует, т…рговый (город) – …………………………………..
Гл…тать, прогл…тил, гл…ток, гл….тнул – ………………………………….
ФИ____________________________________________________
1.К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г…лодать – …………………………………………… ст…рожка- …………………………………………
в…здушный – …………………….. …………… в…сёлый – …………………………………………
д…лёкий – …………………………………………. ч…совщик – …………………………………………
ш…стёрка – ………………………. …………… кр…кливый – ………………………………………..
к…рмушка – ( о,а) – …………………………. д…ревья – (е,и) – …………………………………..
уг…щать – (а,о) – …………………………….. ст…рожить – ( а,о) – ……………………………….
ш…лестеть – (е,и) – ……………………………… ш…рстяной – (е,и) – ……………………………….
м…рской – (о,а) – ……………………………….. т…пло – (е,и) – ……………………………………
2. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.
П…сатель, расп…сание, зап…сал – …………………………………………………
Стр…лок, стр…льба, стр….лял, выстр…л – …………………………………
Т…рговля, т…ргует, т…рговый (город) – …………………………………..
Гл…тать, прогл…тил, гл…ток, гл….тнул – ………………………………….
3.Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы
Пришли, х..л..да. Р..бята, оделись, т..пло. Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки. Теперь, м..ро.., им, не страшен.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Желтая¹-________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы
Пришли, х..л..да. Р..бята, оделись, т..пло. Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки. Теперь, м..ро.., им, не страшен.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Желтая¹-________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
nsportal.ru
Здесь вы можете скачать карточки-слоги “Твердые и мягкие согласные звуки”. Благодаря этим карточкам, ваш ребенок узнает в каких случаях согласные буквы могут быть мягкими, а когда твёрдыми.
Когда распечатаете карточки “Твердые и мягкие согласные звуки”, приведите малышу несколько примеров. Например, в слове «микроб» слышится мягкий согласный звук [м’], а в слове «матрас» – согласный звук [м] твердый. Помогите ребенку запомнить, что [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие звуки, а [ж], [ш], [ц] – всегда только твёрдые.
Следует также запомнить, что все остальные звуки считаются мягкими, если в след за ними идут гласные буквы -е, -ё, -и, -ю, -я или –ь. Звуки считаются твёрдыми, если за ними идут гласные и согласные.
Согласные буквы образуют 15 пар противопоставленных по мягкости или твёрдости звуков.
Пары “Твердые и мягкие согласные звуки”:
[б] – [б’]
[в] – [в’]
[г] – [г’]
[д] – [д’]
[з] – [з’]
[п] – [п’]
[ф] – [ф’]
[к] – [к’]
[т] – [т’]
[с] – [с’]
[м] – [м’]
[н] – [н’]
[р] – [р’]
[л] – [л’]
[х] – [х’]
Предоставленные карточки со слогами выполнены по методике Зайцева и являются авторской работой детского портала chudo-udo.org
Синим цветом на карточках обозначены твёрдые согласные звуки, а мягкие согласные – зелёным.
На нашем сайте карточки с буквами и слогами “Твердые и мягкие согласные звуки” можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.
Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!
На нашем сайте вы также сможете скачать Карточки-слоги: Гласные и согласные звуки.
Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.
Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии – для нас это очень важно!!!
Скачать “Карточки-слоги – Твердые и мягкие согласные звуки” по ссылке ниже
Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р
В третьем архиве – недостающие слоги с буквами Ц и Ч
chudo-udo.info
Карточка № 1
В доме живёт кошка. Она любит рыбку. Бабушка Ольга чистит рыбу. Кошка Муська тихо сидит в углу и ждет обеда.
1. Подумай, есть ли разница в словах: рыба – рыбка – рыбёшка. Какая?
2. Выпиши подчеркнутые слова. Запиши цифрой сколько в них букв и звуков цифрой.
3. Выпиши предложение, в котором есть кличка кошки. Сколько в этом слове звуков и букв? Ответ запиши цифрой.
Карточка №2
Дочка, точка, кочка.
Лиса, леса.
Плот, плод.
1. Объясни значение слова КОЧКА. Где встречаются кочки?
2. Спиши. Какие звуки меняют смысл слова? Подчеркни буквы, которыми они обозначаются.
3. Составь и запиши предложения со словами ПЛОТ и ПЛОД.
4. Подчеркни в этих словах одинаковые буквы. Какие звуки они обозначают? Произнеси их.
Карточка № 3
Куст роз.
У дома рос куст роз. Ствол розы был покрыт колючками. А цветы розы были очень красивые.
1. Расскажи, какие розы ты видел(а) в саду, парке?
2. Выпиши предложение, в котором два слова различаются лишь одной буквой. Подчеркни эти буквы.
3. Запиши ответ на вопрос: Какими были цветы розы?
4. Подчеркни слово, в котором количество букв больше, чем звуков. Почему?
Карточка № 4
Жар – шар, лес – лез, сон – слон. угол – уголь, арка – марка, крем – крен.
1. Прочитай пары слов и отметь, чем они отличаются. Как от этого изменился смысл слов?
2. Запиши эти пары слов. В каждом втором слове подчеркни букву, которая внесла новое значение.
3. С любой парой слов составь и запиши два предложения.
Карточка № 5
Мой брат служит на флоте. У него красивая форма. Брат привёз большую раковину. Он поднёс её к моему уху. Я услышал шум моря.
1. Какой заголовок подходит к тексту: “Раковина”, “Шум моря”?
2.Выпиши предложение, которое подходит к схеме: I____ _____ _____ _____ _____ .
3.Подчеркни в нем буквы, обозначающие только гласные звуки.
4. Выпиши предложения, которые можно поместить под заголовком “Раковина”. Запиши цифрами, сколько звуков в этих словах.
Карточка № 6
Осень тихо в лесу яркими пламенем пылают клёны стоит золотая осень.
1. Прочитай, выделяя голосом каждое предложение. Сколько предложений в тексте?
2. Спиши слова, в которых гласная буква обозначает два звука. Подчеркни эти буквы.
3. Перечитай предложения. Запиши, как запомнил.
Карточка №7
Капуста, облако, редис, арфа, ягода, крыжовник, кукуруза, юрта, ёлка, ехидна, клюква, эскимо, крыльцо, утюг.
1. Вспомни и назови все буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Запиши слова, которые начинаются с этих звуков.
3. Вспомни все гласные звуки. Запиши несколько слов, в которых встречаются эти звуки.
Карточка № 8
Испугал.
Козы зашли в сад. По двору важно ходил петух Гоша. Он громко закукарекал. Козы испугались и выбежали из сада. А петух и сам испугался. Так шумно бежали козы.
1. Кто кого напугал? Расскажи.
2. Выпиши из текста слова, в которых все буквы обозначают твердые согласные звуки. Подчеркни эти буквы.
3. Перепиши первую часть текста. Подчеркни согласные, которые обозначают всегда твердые согласные звуки. Какой согласной в этом ряду не хватает?
Карточка № 9
Тёмная туча закрыла небо серой ватой. Заморосил частый дождь. Галки спрятались под крышу сарая. Там сухо и тепло. Птицы ждут солнышка.
1. Можно ли эту запись назвать текстом? Докажи.
2. Выпиши слова, в которых есть всегда только мягкие согласные звуки. Какими буквами они обозначаются? Подчеркни эти буквы.
3. Напиши 3-4 слова. Используй данные буквы.
4. Запиши по памяти первые три предложения. Подчеркни слова, в которых слышатся звуки [ ч] и [й ].
Карточка № 10
Румяной зарёю Покрылся восток. В селе за рекою Потух огонёк. (А.С.Пушкин)
1. Спиши четверостишие.
2. Подчеркни слова, в которых все согласные обозначают твердые звуки.
3. Запиши все гласные, которые на письме обозначают твердость согласных звуков.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Слоги с первой гласной
Здесь Вы можете скачать Не цветные Карточки- Слоги с первой гласной.
Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежьте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.
Твердые и мягкие согласные звуки Б – В
Твердые и мягкие согласные звуки Г – Д
Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З
Твердые и мягкие согласные звуки К – Л
Твердые и мягкие согласные звуки М – Н
Твердые и мягкие согласные звуки П – Р
Твердые и мягкие согласные звуки С – Т
Твердые и мягкие согласные звуки Ф – Х
Твердые и мягкие согласные звуки Ц – Ч
Твердые и мягкие согласные звуки Ш – ЩЗапомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] – [б’]
[в] – [в’]
[г] – [г’]
[д] – [д’]
[з] – [з’]
[п] – [п’]
[ф] – [ф’]
[к] – [к’]
[т] – [т’]
[с] – [с’]
[м] – [м’]
[н] – [н’]
[р] – [р’]
[л] – [л’]
[х] – [х’]
www.razvitierebenka.com
Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.
Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!
И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие. И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.
Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.
Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.
Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.
Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.
Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.
Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.
Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.
Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.
Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.
Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.
В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут
Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь
Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут
Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь
Изучайте гласные и согласные звуки, ведь они составляют основу нашего алфавита!
steshka.ru