Тарасова Лидия Николаевна, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Комментарии к конспекту занятий
Тема: Составление схемы слов необычным способом при обучении грамоте детей с ОНР.
Цель: Обучение детей анализировать слова и составлять схему слов.
Задачи: Образовательные: Обеспечить запоминание элементов грамоты при анализе слов. Научить ребёнка понимать принцип составления схемы слова. Коррекционно-развивающие: Обеспечить развитие фонематического слуха. Предупреждать дисграфические ошибки. Воспитательные: Способствовать развитию самостоятельности, умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Способствовать формированию навыков самоконтроля и самооценки. Воспитывать дружеские чувства, желание помогать друг другу. Оборудование: Демонстрационное: картины сказочных замков, геометрические фигуры (кружки, треугольники, квадраты), различные предметы и бросовый материал красного, синего и зелёного цвета. УМК – сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой. Технологии: технология наглядного моделирования; технология развивающего обучения, диалогового обучения, игровые технологии; обогащения и активизации словарного запаса; формирования фонематического слуха и слоговой структуры слова; здоровьесберегающие технологии: профилактические, образовательные, коррекционные. Тип занятия: подгрупповое (2-3 ребенка). Структурные элементы, план занятия: I. Организационный момент. II. Артикуляционная гимнастика. III. Повторение пройденного материала: 1). Гласные и согласные звуки. 2). Звонкие и глухие согласные. 3). Твёрдые и мягкие звуки. IV. Основная часть: 1).Знакомство со схемой слова. 2). Цветовое обозначение звуков для схемы. Физкультминутка (в середине занятия). 3). Составление схемы слов из предметов красного, синего и зеленого цвета. 4). Упражнения в составлении схемы слов из разных предметов. V. Итог занятия. Подготовительный этап занятия: Предварительное изучение гласных и согласных звуков. Усвоение знаний о согласных: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
I. Организационный момент. Занятие проводится в логопедическом кабинете. Дети организованно приходят и садятся за стол перед зеркалом.
II. Артикуляционная гимнастика. – Упражнения для губ и языка (комплекс 1, общие упражнения). – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения всех звуков. Теперь будем стараться произносить правильно все слова.
III. Повторение пройденного материала: 1). Гласные и согласные звуки. –Давайте вспомним сказку о гласных и согласных звуках. В каких замках (по цвету) они жили. (Гласные – в красном замке, а согласные – в синем).
– Как быстро узнать – гласный это звук или согласный? (Надо «про себя» спеть любую песню на этот звук. Например: «В лесу родилась ёлочка..» Гласные умеют петь, а у согласных это не получится). – А что у них будет получаться? (Они будут: п- пыхтеть, в- ворчать, с-свистеть, ш- шипеть, х- хрюкать… и т.д., а песня у них не получится). Дети перечисляют все согласные и какие они издают звуки. – Согласные никогда не сумеют спеть песню или всё же у них есть возможность это сделать? (Они сумеют спеть только тогда, когда у них будет друг – гласная. Вместе у них песня получится). -Вот как важно иметь друга, с ним можно преодолеть любые трудности! Дети приводят примеры дружбы звуков – слоги. Логопед предлагает звуки, дети соединяют звуки в слог и поют его вслух на любой мотив. 2). Звонкие и глухие согласные. – Почему у некоторых пар согласных есть коридорчик с лестницей между этажами? Как они называются? (Они родственники, похожие между собой. Называются – звонкие и глухие). 3). Твёрдые и мягкие звуки. – Я назову звуки, а вы вспомните, какими ещё могут быть согласные: л –ль, с-сь, р-рь… -Правильно. Твёрдые и мягкие. Нам эти звуки знакомы, мы раньше учились их различать.
IV. Основная часть: 1) Знакомство со схемой слова. – Схема -это картинка, на которой специальными значками рассказывается о чем-то. Например: В метро есть схема. На ней полосками и линиями нарисованы станции, чтобы помочь человеку найти нужную станцию. Когда мы покупаем новый прибор, там тоже есть схема – на ней другими значками обозначены все детали прибора, чтобы человек мог отремонтировать вещь. – Мы тоже будем составлять схему слова, чтобы узнать, какие звуки есть в этом слове. – Вы пойдёте учиться в разные школы. В каждой школе могут быть разные значки для схемы: кружочки, квадратики, треугольники… Сегодня мы научимся быстро составлять схему из любых значков. Оказывается, схему можно составить не только из значков, но и из разных предметов. Главное, надо запомнить цвет предмета. Цвет при составлении схемы во всех школах одинаковый.
2). Цветовое обозначение звуков для схемы. – В каком по цвету замке жили гласные и согласные звуки? Какой цвет вы показывали, когда определяли – гласный это звук или согласный? (Красный цвет- гласные, синий –согласные). В схеме мы так же будем обозначать гласные и согласные звуки. -Теперь добавим ещё один цвет –зелёный. Он будет обозначать мягкий звук. Мы с вами уже умеем различать твёрдые и мягкие звуки. А синий цвет будет обозначать твёрдый звук. Физкультминутка (на 15-17-й минуте, в середине занятия). Логопед предлагает детям собрать предметы красного, синего и зелёного цвета по всему кабинету Дети встают, отыскивают и собирают в корзинки эти предметы.
3). Составление схемы слов из предметов красного, синего и зеленого цвета. –Теперь попробуем составить схему слова школа. –Какой звук вы слышите в начале слова? (Ш). Он гласный или согласный? (Согласный). Твёрдый или мягкий? (Твёрдый). –Я выкладываю кружочек какого цвета? (Синего)… и т.д. – Посмотрите, вот у меня получилась схема слова школа: 4). Упражнения в составлении схемы слов из разных предметов:
Схема из треугольников, квадратов с помощью логопеда:
Самостоятельная работа детей: Схема слов из фломастеров , карандашей и ручек:
Схема из книг однотонного красного, синего, зелёного цвета:
Из разных предметов: чашка, шапка, мяч, шарф:
Из мусора (смять обрезки цветной бумаги):
V. Итог занятия: Вы познакомились с новым словом схема. Научились составлять схемы слов из разных предметов. Теперь вы сможете составить схему из любого материала. Все дети отлично справились с заданиями. Молодцы!
Задачи: Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза в слове.
Цели:
1. Проводить звуковой анализ слова МАК.
2. Выделять звуки в слове. Соотносить фонему с графемой.
3. Развивать синтез слова.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, самоконтроль.
Оборудование:
1. картинки-схемы,
2. кружочки синего и красного цвета,
3. кассы букв,
4. мяч.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети сидят за столом.
Инструкция: Л. Выйдите те кого назову (выходят три человека).
Кто стоит первый?
Кто стоит второй?
Кто стоит третий?
Дети садятся на ковёр. По просьбе логопеда выходят ещё три ребенка.
Инструкция: Л . Кто стоит вначале?
Кто стоит в конце?
Кто стоит в середине?
Дети садятся на ковёр.
Инструкция: Л. Кто стоит последний?
Кто стоит первый?
Кто стоит в середине?
Аналогичная работа проводится с остальными детьми.
Введение в тему.
Инструкция: Л.
1. Послушайте рассказ
Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел, огород стал красивым, нарядным.
Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над алыми лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелы.
Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик быстро рос, округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки» были семена мака. Когда семена собрали, бабушка испекла вкусный калач с маком.
2. Скажите, что прослушали? (рассказ).
3. Про что был рассказ? (про мак).
4. Из чего состоит рассказ? (из предложений).
5. Из чего состоят предложения? (из слов).
Л: А слово состоит … из звуком.
Игра с мячом. «Звук или слово».
Дети стоят на коврике полукругом.
Инструкция Л: Поймайте мяч, Скажите, это звук или слово?
Логопед каждому ребенку бросает мяч. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно логопеду.
Предлагаемые слова и звуки: мост, т, а, зонт, у, н, ы, быки, п, коты, сок, с, о, к, и т.д.
Дети садятся на свои места.
Звуковой анализ слова МАК.
Выставляется на доску картина – схема слова МАК
У детей на столах такие же картинки-схемы.
Л. Сегодня мы будем слушать звуки в слове.
Как вы думаете, сколько звуков в слове МАК? (три).
Как вы догадались? (три клеточки).
Логопед медленно произносит слово и одновременно ведет указкой по клеточкам.
Далее логопед произносит слово МАК с интонационным выделением первого звука (ММак) и одновременно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеткой.
Инструкция Л:
1. Скажите, какой первый звук в слове? (м).
2. Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, твердый).
3.Каким кружком обозначим звук М? (синим).
4. В какую клеточку надо поставить этот кружок? (В первую. Это первый звук в слове.)
5. Обозначьте первый звук в слове у себя на карточках.
6. Послушайте второй звук в слове МАК.
Логопед ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука (мААк).
7. Назовите второй звук в слове МАК (а).
8. Скажите, что вы знаете про этот звук А? (гласный).
9. Каким кружочком мы обозначим звук А? (красным).
10. Скажите, в какую клеточку поставим этот кружок? (Во вторую. Это второй звук в слове.)
11. Обозначьте второй звук у себя на карточках.
Аналогичным образом выделяется третий звук слова.
Инструкция Л: Посмотрите внимательно на звуковую схему слова МАК.
Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?
Назовите звук перед звуком А, после звука А, перед звуком К, после звука М, между звуками М и К.
Физкультминутка.
Дети встают и выполняют движения за логопедом поочередно правой и левой рукой.
Инструкция Л: пояс, пояс, плечо, плечо, вверх, вверх, вниз, вниз.
Те же движения выполняются под счет.
Соотнесение фонемы с графемой, Формирования навыков чтения.
Инструкция Л: 1. Вспомните первый звук в слове МАК.
2. Положите на первый звук букву.
3. Вспомните второй звук в слове МАК.
4. Положите на второй звук букву.
5. Вспомните третий звук в слове МАК.
6. Положите на третий звук букву.
Приглашается ребенок, который выкладывает буквами слово на доске. Остальные проверяют правильность выполнения задания.
Л: Давайте прочитаем слово.
Логопед плавно читает слово МАК указкой показывая каждую букву в слове.
Л: Прочитайте слово так же, пальчиком показывая каждую букву.
Дети по очереди плавно читают слово, пальчиком показывая каждую букву.
Развитие синтеза слова МАК.
Инструкция Л:
1. Подойдите ко мне.
2. Закройте глазки. Какое слово получится, если произнести звук М, потом звук А, потом звук К? (МАК).
3. Вспомни и назови слова со звуком М.
4. Вспомни и назови слова со звуком А.
5. Вспомни и назови слова со звуком К.
Итог занятия.
Л: Чему научились на занятии?
Откройте для себя неограниченное количество изображений Схем в высоком разрешении и стандартных изображений для коммерческого использования.
Обрезанный снимок архитектора с кофе в руке, работающего на ноутбуке
Обрезанный снимок архитектора, работающего с чертежами и калькулятором на рабочем месте
Улыбающийся мальчик в архитектурном шлеме с чертежами на темном фоне
Вид сбоку на архитектора, смотрящего на чертеж в руки в пустом здании
Частичный вид архитектора, работающего с чертежами по проекту нового здания
Частичный вид бизнесмена, держащего смартфон с маркетинговым анализом на экране за столом с контрактом, канцелярскими принадлежностями и ноутбуком с инфографикой на экране
Крепление стандартной материнской платы с микросхемами и схемами
Портрет улыбающегося мальчика в архитектурном шлеме, смотрящего на чертежи в руках на темном фоне
Плоская планировка с расставленным архитектурным рабочим оборудованием на деревянном столе
Вид сбоку архитектора с чертежом в руках, стоящего в пустом здании
Вид сзади архитектора с сумкой, полной чертежей, стоящего в пустом здании
Портрет архитектора в очках, говорящего по смартфону на рабочем месте в офисе
Портрет улыбающегося архитектора в очки со скрещенными руками, опираясь на рабочем месте в офисе
Портрет устал бизнесмен, сидя на рабочем месте с ноутбуком и смартфоном, изолированных на белом фоне. Бизнес-графики и схемы вокруг него
Портрет бизнесмена, который случайно пролил кофе на чертежи на рабочем месте в офисе
Обрезанный снимок архитекторов, работающих вместе над новым планом
Молодые мультикультурные бизнес-леди вместе обсуждают новую бизнес-стратегию в офисе
Обрезанный снимок архитектора, работающего с чертежами и калькулятором на рабочем месте
Вид сверху на планшет и различные архитектурные принадлежности на деревянном столе
Обрезанный снимок архитектора, работающего с чертежами и калькулятором на рабочем месте
Портрет улыбающегося архитектора в очках с ноутбуком, опирающегося на рабочее место в офисе
Обрезанный снимок архитектора, работающего на ноутбуке с чертежами на столе
Молодая пара со схемами и малярным валиком, концепция ремонта дома
Обрезанный снимок архитекторов, работающих над новым планируйте вместе
Портрет сосредоточенного архитектора, работающего над эскизами на рабочем месте в офисе
Портрет архитектора в очках с ноутбуком, разговаривающего по смартфону на рабочем месте в офисе
Частичный вид архитектора, работающего над чертежами на рабочем месте с архитектурным оборудованием
Частичный вид архитектора с линейкой и разделителем, работающего над архитектурным проектом
Крупный план архитектурных материалов на рабочем месте
Частичный вид архитектора, работающего с чертежами на новом здании дизайн
Портрет сосредоточенной женщины, использующей цифровой планшет во время работы в студии дизайна одежды
Обрезанный снимок архитектора, работающего с чертежами и калькулятором на рабочем месте
Частичный вид архитекторов, пожимающих друг другу руки с чертежами и архитектурным оборудованием на столе
Портрет улыбающегося архитектора с карандашом, смотрящего в камеру на рабочем месте с чертежами в офисе
Вид сверху на чертежи архитектора, линейку, транспортир, калькулятор и делитель
Квартира лежанка с моделью дома и различным архитектурным оборудованием на деревянной поверхности
Частичный вид женщины-фрилансера, использующей смартфон с графиками и диаграммами на экране за столом с ноутбуком, кофе, учебником в окружении ветвей с зелеными листьями
Обрезанный снимок архитектора, работающего с чертежами и калькулятором на рабочем месте
Портрет улыбающегося мальчика в архитектурном шлеме, держащего чертежи на темном фоне
Потрясенный бизнесмен с распростертыми руками, стоящий возле белой доски в офисе
Обрезанный снимок архитекторов, работающих над новым планом вместе
Молодая пара просматривает схемы во время ремонта дома
Крупный план архитектурных принадлежностей на рабочем месте
Вид сверху на планшет и различные архитектурные принадлежности на деревянном столе
Потрясенный бизнесмен с раскинутыми руками, стоящий возле белой доски в офисе
Плоская планировка с расставленным архитектурным рабочим оборудованием на деревянной столешнице
Обрезанный снимок архитекторов, работающих вместе над новым планом
Частичный вид архитектора, работающего с чертежами над проектом нового здания
Архитектор с сумкой, полной чертежей, измеряющей пустое здание, вид сзади
Обрезанный снимок архитекторов, вместе работающих над новым планом
Как указано в PS3. 3, пиксельные данные изображения хранятся в значении элемента пиксельных данных (7FE0,0010). Порядок, в котором кодируются пиксельные данные для плоскости изображения, — слева направо и сверху вниз, построчно (см. рис. D-1).
Рисунок D-1. Пиксельная плоскость изображения
Отдельный пиксель может состоять из одного или нескольких значений выборки пикселей (например, цветных или многоплоскостных изображений). Каждое значение выборки пикселя может быть выражено либо как двоичное целое число в дополнении до 2, либо как двоичное целое число без знака, как указано в элементе данных представления пикселя (0028, 0103). Количество битов в каждом значении образца пикселя определяется битами, сохраненными (0028,0101). Для выборок пикселей с целым числом в дополнении до 2 бит знака является старшим битом значения выборки пикселей.
Пиксельная ячейка является контейнером для значения образца пикселя и, возможно, дополнительных битов. Эти дополнительные биты используются для размещения пикселей на определенных границах (байт, слово и т. д.). Пиксельная ячейка существует для каждого отдельного значения образца пикселя в данных пикселя. Размер пиксельных ячеек определяется параметром «Выделенные биты» (0028,0100) и больше или равен «Сохраненным битам» (0028,0101). Размещение значений выборки пикселей в ячейках пикселей определяется старшим битом (0028,0102).
Любые ограничения на характеристики пиксельной ячейки и содержащегося в ней значения выборки пикселя являются специфическими для определения информационного объекта (например, объекта изображения), содержащего элемент пиксельных данных (см. PS3.3).
Элемент пиксельных данных, как указано в синтаксисе передачи с прямым порядком байтов по умолчанию DICOM в разделе 10.1, имеет представление значения OW (другое слово). Пиксельные данные в DICOM, как и в ACR-NEMA 2.0, упакованы, за исключением того, что количество выделенных битов всегда равно 1 или кратно 8 (см. рис. D-2). Один из способов визуализировать это упакованное кодирование — представить кодирование пиксельных ячеек как конкатенированный поток битов от младшего бита первой пиксельной ячейки до старшего значащего бита последней пиксельной ячейки. В этом потоке за старшим битом любой пиксельной ячейки следует младший бит следующей пиксельной ячейки. Затем пиксельные данные можно разбить на поток физических 16-битных слов, каждое из которых подчиняется ограничениям порядка байтов синтаксиса передачи.
Все остальные (не используемые по умолчанию) синтаксис передачи DICOM используют явное кодирование VR. Для этих синтаксиса передачи все пиксельные данные, в которых выделенные биты меньше или равны 8, могут быть закодированы с явным VR OB (см. Приложение A). Как и в случае OW, пиксельные ячейки упакованы вместе, но в этом случае пиксельные данные разбиваются на поток физических 8-битных слов.
Для пиксельных данных, закодированных с помощью Explicit VR of OB, кодирование пиксельных данных не зависит от порядка байтов.
Рисунок D-2. Кодирование (упаковка) произвольных пиксельных данных с VR OW
За исключением однобитовых изображений, пиксельные ячейки начинаются и заканчиваются на границах байтов или слов и так, что содержащееся в них значение выборки пикселя также «аккуратно» вписывается в ячейку.
Рисунок D-3 представляет собой пример кодирования пиксельных данных с использованием представления значения OW для пояснения. Пример является допустимым примером для информационного объекта КТ-изображения.
Рисунок D-3. Пример пиксельных ячеек
На рисунке D-4 показаны пиксельные данные, созданные из этих примерных пиксельных ячеек, когда они упакованы в поток 16-битных слов.
Рисунок D-4. Пример пиксельных ячеек, упакованных в 16-битные слова (VR = OW)
Порядок байтов становится важным, когда мы представляем пиксельные данные физически, в памяти, в файле или в сети.
В памяти машины Big Endian с байтовой адресацией байт старшего порядка (биты 8–15) в каждом 16-битном слове имеет двоичный адрес x…x0. В то время как в машине с адресацией по байтам с прямым порядком байтов байт самого младшего порядка (биты 0–7) в каждом 16-битном слове имеет двоичный адрес x … x0. На рис. D-5 показаны потоки пиксельных данных нашего примера в том виде, в каком они будут адресоваться в памяти как машин с прямым порядком байтов, так и машин с прямым порядком байтов.
Рисунок D-5. Пример пиксельных ячеек Байт, упорядоченный в памяти (VR = OW)
Порядок байтов также определяется как часть согласованного синтаксиса передачи, используемого при обмене сообщениями DICOM. Шестнадцатибитные слова передаются по сети (байт за раз), младший значащий байт первым в случае синтаксиса передачи с прямым порядком байтов (см. рис. D-6).
Рисунок D-6.